от 20.04.2021 г. № ЗРУ-682
Конституция Республики Узбекистан;
Конституция и законы Республики Узбекистан, постановления палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан являются законодательными актами.
Конституция Республики Узбекистан имеет высшую юридическую силу и применяется на всей территории Республики Узбекистан.
 Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. главу 3 («Верховенство Конституции и закона») Конституции Республики Узбекистан.
 Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. Закон Республики Узбекистан «О референдуме Республики Узбекистан».
Законы Республики Узбекистан, предусматривающие внесение изменений и дополнений в Конституцию Республики Узбекистан, принимаются в виде конституционных законов.
Палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан на основе и во исполнение Конституции и законов Республики Узбекистан принимают нормативно-правовые акты в виде постановлений.
 Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. статью 7 Конституционного закона Республики Узбекистан «О Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан» и статью 7 Конституционного закона Республики Узбекистан «О Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан».
Президент Республики Узбекистан на основе и во исполнение Конституции и законов Республики Узбекистан принимает нормативно-правовые акты в виде указов и постановлений.
 Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. статью 94 Конституции Республики Узбекистан.
Кабинет Министров Республики Узбекистан на основе и во исполнение Конституции и законов Республики Узбекистан, постановлений палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указов и постановлений Президента Республики Узбекистан принимает нормативно-правовые акты в виде постановлений.
 Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. статью 36 Закона Республики Узбекистан «О Кабинете Министров Республики Узбекистан» (новая редакция), Регламент Кабинета Министров Республики Узбекистан, утвержденного постановлением Кабинета Министров от 22 марта 2019 года № 242.
 Комментарий LexUz
 Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. пункт 19 Положения о правовой экспертизе и государственной регистрации нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9 октября 1997 года № 469.
Решения органов государственной власти на местах принимаются на основе и во исполнение Конституции и законов Республики Узбекистан, постановлений палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан, постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Узбекистан, а также решений вышестоящих органов государственной власти на местах.
 Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. статью 6 Закона Республики Узбекистан «О государственной власти на местах».
Соотношение различных нормативно-правовых актов по их юридической силе определяется в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан, полномочиями и статусом органов, принявших нормативно-правовые акты, видами этих актов, а также датой принятия нормативно-правового акта.
 Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. Положение о порядке подготовки и принятия программ по разработке и внесению в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проектов законов, а также мониторинга их исполнения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 5 августа 2011 года № 227, главу 2 («Планирование законопроектной деятельности органов») Типового регламента законопроектной деятельности органов государственного и хозяйственного управления, органов исполнительной власти на местах, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17 октября 2016 года № 345 .
 Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. второй абзац пункта 3 указа Президента Республики Узбекистан № ПФ-5505 от 18 августа 2018 года «Об утверждении концепции совершенствования деятельности по нормированию творчества».
 Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. статью 35 Конституции Республики Узбекистан.
 Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. Положение о порядке проведения оценки регуляторного воздействия проектов нормативно-правовых актов и принятых нормативно-правовых актов утвержденого указом Президента Республики Узбекистан от 15 марта 2021 года № ПП-5025.
 Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. статью 11 Закона Республики Узбекистан «О порядке подготовки проектов законов и их внесения в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан», главу 3 («Подготовка, согласование и внесение законопроектов в Кабинет Министров Республики Узбекистан») Типового регламента законопроектной деятельности органов государственного и хозяйственного управления, органов исполнительной власти на местах, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17 октября 2016 года № 345, главу 5 Регламента Кабинета Министров Республики Узбекистан, утвержденного постановлением Кабинета Министров от 22 марта 2019 года № 242, главу III («Организация подготовки проектов») Методических указаний о порядке подготовки, юридико-технического оформления и проведения правовой экспертизы проектов нормативно-правовых актов, вносимых органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах в Кабинет Министров Республики Узбекистан (рег. № 2352 от 09.04.2012 г.) и главу 2 («Подготовка проектов ведомственных нормативно-правовых актов») Правил подготовки и принятия ведомственных нормативно-правовых актов (рег. № 2565 от 28.02.2014 г.).
 Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. абзац пятый подпункта 1 пункта 10 «Положения о Министерстве юстиции Республики Узбекистан», утвержденного постановлением Президента Республики Узбекистан от 13 апреля 2018 года № ПП-3666.
 Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. ст.ст. 14, 15 и 16 Закона Республики Узбекистан «О порядке подготовки проектов законов и их внесения в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан», главу 4 («Общественное и профессиональное обсуждение законопроектов») Типового регламента законопроектной деятельности органов государственного и хозяйственного управления, органов исполнительной власти на местах, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17 октября 2016 года № 345.
 Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. второй абзац пункта 4 постановлению Президента Республики Узбекистан от 13 апреля 2018 года № ПП-3666 «Об организационных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Министерства юстиции Республики Узбекистан».
 Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. пункта 1 постановлению Президента Республики Узбекистан от 4 октября 2019 года № ПП-4473 «О дополнительных мерах по повышению эффективности общественного контроля за проводимыми реформами в социально-экономической сфере, а также активности граждан в осуществлении демократических преобразований в стране».
 Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. подпункт «в» подпункта 2 пункта 16 «Положения о юридической службе государственных органов и организаций», утвержденного постановлением Президента Республики Узбекистан от 19 января 2017 года № ПП-2733, главу VII («Проведение правовой экспертизы проекта юридической службой разработчика») Методических указаний о порядке подготовки, юридико-технического оформления и проведения правовой экспертизы проектов нормативно-правовых актов, вносимых органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах в Кабинет Министров Республики Узбекистан (рег. № 2352 от 09.04.2012 г.).
В ходе правовой экспертизы проверяется соответствие проекта нормативно-правового акта Конституции и законам Республики Узбекистан, иным нормативно-правовым актам, имеющим по сравнению с ним более высокую юридическую силу, требованиям юридико-технического оформления, а также обоснованность и целесообразность применения в проекте нормативно-правового акта отсылочных норм.
 Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. «Положения о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов» (рег. № 3287 от 24.02.2021 г.).
 Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. статью 24 Закона Республики Узбекистан «О порядке подготовки проектов законов и их внесения в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан».
 Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. Методические указания о порядке подготовки, юридико-технического оформления и проведения правовой экспертизы проектов нормативно-правовых актов, вносимых органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах в Кабинет Министров Республики Узбекистан (рег. № 2352 от 09.04.2012 г.), Положение о правовой экспертизе и государственной регистрации нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств, утвержденного постановлением Кабинета Министров от 9 октября 1997 года № 469, Правила подготовки и принятия ведомственных нормативно-правовых актов (рег. № 2565 от 28.02.2014 г.).
В случае, если проекты, указанные в части первой настоящей статьи, и нормативно-правовые акты, указанные в части второй настоящей статьи, требуют дополнительного изучения, срок рассмотрения проектов законов, указов и постановлений Президента Республики Узбекистан, а также постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан может быть продлен до пяти дней, а нормативно-правовых актов министерств, государственных комитетов и ведомств — до пятнадцати дней.
 Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. «Положения о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов» (рег. № 3287 от 24.02.2021 г.).
 Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. Указ Президента Республики Узбекистан от 26 августа 2018 года № УП-5519 «Об образовании Администрации Президента Республики Узбекистан», Регламента Кабинета Министров Республики Узбекистан, утвержденного постановлением Кабинета Министров от 22 марта 2019 года № 242.
 Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. Указ Президента Республики Узбекистан от 26 августа 2018 года № УП-5519 «Об образовании Администрации Президента Республики Узбекистан», Регламента Кабинета Министров Республики Узбекистан, утвержденного постановлением Кабинета Министров от 22 марта 2019 года № 242.
 Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. Положение о порядке проведения оценки регуляторного воздействия проектов нормативно-правовых актов и принятых нормативно-правовых актов, утвержденного постановлению Президента Республики Узбекистан от 15 марта 2021 года № ПП-5025.
 Комментарий LexUz
 Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. Закона Республики Узбекистан «О распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней», постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 декабря 2017 года № 1013 «О мерах по реализации Закона Республики Узбекистан «о распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней»
Официальными источниками опубликования Конституции и законов Республики Узбекистан, постановлений палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указов и постановлений Президента Республики Узбекистан являются «Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан», «Собрание законодательства Республики Узбекистан», газеты «Халқ сўзи» и «Народное слово», «Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан».
 Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. статью 181 Закона Республики Узбекистан «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности».
 Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. в соответствии с пунктом 18 Положения о правовой экспертизе и государственной регистрации нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств, утвержденного постановлением Кабинета Министров от 9 октября 1997 г. № 469 и пунктом 121 Правил подготовки и принятия ведомственных нормативно-правовых актов (рег. № 2565 от 28.02.2014 г.) Министерство юстиции Республики Узбекистан вправе приостановить действие нормативно-правового акта или его структурной единицы в случае возникновения спорных вопросов, а также выявления новых обстоятельств, связанных с применением ведомственного нормативно-правового акта.
признания нормативно-правового акта или его части не соответствующим Конституции Республики Узбекистан либо недействительным в установленном законом порядке;
 Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. в соответствии со статьей 109 Конституции Республики Узбекистан Конституционный суд Республики Узбекистан определяет соответствие Конституции Республики Узбекистан, законов Республики Узбекистан и постановлений палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указов Президента Республики Узбекистан, постановлений правительства и местных органов государственной власти, межгосударственных договорных и иных обязательств Республики Узбекистан.
 Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. в соответствии со статьей 26 Закона Республики Узбекистан «О государственной власти на местах» Олий Мажлис Республики Узбекистан отменяет решения областного, районного, городского Кенгашей народных депутатов, противоречащие Конституции и законам Республики Узбекистан, указам, постановлениям и распоряжениям Президента Республики Узбекистан. Также Президент Республики Узбекистан, Кабинет Министров Республики Узбекистан приостанавливают и отменяют акты хокимов, противоречащие Конституции, законам Республики Узбекистан, указам, постановлениям и распоряжениям Президента Республики Узбекистан, актам правительства, а также государственным интересам Республики Узбекистан.
 Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. в соответствии со статьей 93 Конституции Республики Узбекистан Президент Республики Узбекистан вправе приостанавливать, отменять акты органов государственного управления республики, а также хокимов. Также в соответствии со статьей 35 Закона Республики Узбекистан «О Кабинете Министров Республики Узбекистан» (новая редакция) Президент Республики Узбекистан вправе отменять постановления, распоряжения Кабинета Министров и распоряжения Премьер-министра, исходя из статьи 93 Конституции Республики Узбекистан.
 Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. в соответствии со статьями 42 и 43 Закона Республики Узбекистан «О Кабинете Министров Республики Узбекистан» Кабинет Министров Республики Узбекистан имеет право отменять акты министерств, государственных комитетов, ведомств и других органов государственного и хозяйственного управления в случае их противоречия законодательству, а также приостанавливать и отменять решения и распоряжения хокимов областей и города Ташкента, противоречащие законодательству.
 Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. в соответствии со статьей 24 Закона Республики Узбекистан «О государственной власти на местах» Кенгаш народных депутатов вправе отменить несоответствующие законодательству Республики Узбекистан решения хокима и нижестоящего Кенгаша. Также, согласно статье 25 названного Закона, хоким отменяет решения нижестоящих хокимов и вносит представления в Кенгаш народных депутатов об отмене актов нижестоящих Кенгашей народных депутатов, если они противоречат Конституции Республики Узбекистан, законам и актам палат Олий Мажлиса, Президента Республики Узбекистан, Кабинета Министров, а также решениям вышестоящего Кенгаша народных депутатов и хокима.
 Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. главы 7 («Внесение изменений и дополнений в законодательные акты») и 8 («Перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу») Правил юридико-технического оформления законопроектов, вносимых в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан, и законов, представленных в Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, утвержденных Совместным постановлением Кенгаша Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 30 декабря 2010 года № 237-II/150-II, глава VI («Особенности подготовки проектов о внесении изменений и дополнений в подзаконные акты, а также признании их утратившими силу») Методических указаний о порядке подготовки, юридико-технического оформления и проведения правовой экспертизы проектов нормативно-правовых актов, вносимых органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах в Кабинет Министров Республики Узбекистан (рег. № 2352 от 09.04.2012 г.), пункты 109 — 119 Правил подготовки и принятия ведомственных нормативно-правовых актов (рег. № 2565 от 28.02.2014 г.).
 Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см.статью 3 Закона Республики Узбекистан «О Кабинете Министров Республики Узбекистан» (новая редакция) и пункт 2 Регламента Кабинета Министров Республики Узбекистан, утвержденного постановлением Кабинета Министров от 22 марта 2019 года № 242.
Кабинет Министров Республики Узбекистан организует и обеспечивает исполнение Конституции и законов Республики Узбекистан, постановлений палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указов и постановлений Президента Республики Узбекистан, постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан на всей территории Республики Узбекистан.
 Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. статью 1 Закона Республики Узбекистан «О государственной власти на местах».
 Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. положение о порядке проведения правового мониторинга исполнения нормативно-правовых актов утвержденного постановлению Президента Республики Узбекистан от 2 ноября 2019 года № ПП-4505.
Официальное толкование норм Конституции и законов Республики Узбекистан дает Конституционный суд Республики Узбекистан.
 Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. Закона Республики Узбекистан «О распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней», постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 декабря 2017 года № 1013 «О мерах по реализации Закона Республики Узбекистан «о распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней»
1) Закон Республики Узбекистан от 14 декабря 2000 года № 160-II «О нормативно-правовых актах» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2001 г., № 1-2, ст. 8);
2) Постановление Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 14 декабря 2000 года № 161-II «О введении в действие Закона Республики Узбекистан «О нормативно-правовых актах» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2001 г., № 1-2, ст. 9);
3) раздел XXVI Закона Республики Узбекистан от 12 декабря 2003 года № 568-II «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2004 г., № 1-2, ст. 18);
4) пункт 46 раздела I Закона Республики Узбекистан от 3 декабря 2004 года № 714-II «О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2005 г., № 1, ст. 18);
5) Закон Республики Узбекистан от 24 декабря 2012 года № ЗРУ-342 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О нормативно-правовых актах» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2012 г., № 12, ст. 333);
6) статью 18 Закона Республики Узбекистан от 11 декабря 2014 года № ЗРУ-381 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2014 г., № 12, ст. 343);
7) статью 9 Закона Республики Узбекистан от 10 августа 2015 года № ЗРУ-389 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2015 г., № 8, ст. 310);
8) статью 12 Закона Республики Узбекистан от 23 сентября 2016 года № ЗРУ-411 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2016 г., № 9, ст. 276);
9) статью 47 Закона Республики Узбекистан от 14 сентября 2017 года № ЗРУ-446 «О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2017 г., № 9, ст. 510);
10) статью 22 Закона Республики Узбекистан от 3 января 2018 года № ЗРУ-456 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием деятельности отдельных государственных органов, а также принятием дополнительных мер по обеспечению гарантий защиты прав и свобод граждан» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2018 г., № 1, ст. 1);
11) статью 11 Закона Республики Узбекистан от 9 января 2018 года № ЗРУ-459 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2018 г., № 1, ст. 4);
12) статью 37 Закона Республики Узбекистан от 18 апреля 2018 года № ЗРУ-476 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2018 г., № 4, ст. 224);
13) статью 12 Закона Республика Узбекистан от 8 января 2019 года № ЗРУ-512 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием деятельности отдельных государственных органов» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2019 г., № 1, ст. 1).
ПРИЛОЖЕНИЕ
к
Закону Республики Узбекистан «О нормативно-правовых актах»
 Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. ст.ст. 19 — 22 Закона Республики Узбекистан «О порядке подготовки проектов законов и их внесения в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан», Правила юридико-технического оформления законопроектов, вносимых в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан, и законов, представленных в Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, утвержденными Совместным постановлением Кенгаша Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 30 декабря 2010 года № 237-II/,150-II, пункты 18 — 54 Методических указаний о порядке подготовки, юридико-технического оформления и проведения правовой экспертизы проектов нормативно-правовых актов, вносимых органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах в Кабинет Министров Республики Узбекистан (рег. № 2352 от 09.04.2012 г.), пункт 8 Положения о правовой экспертизе и государственной регистрации нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств, утвержденного постановлением Кабинета Министров от 9 октября 1997 года № 469 и пункты 29 — 38 Правил подготовки и принятия ведомственных нормативно-правовых актов (рег. № 2565 от 28.02.2014 г.).
97. Проект до его визирования первым руководителем разработчика подвергается правовой экспертизе его юридической службой на предмет соответствия Конституции и законам Республики Узбекистан, иным нормативно-правовым актам, правилам законодательной техники, а также обоснованности и целесообразности применения отсылочных норм.