от 08.08.2018 г. № УП-5505
Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах (далее — Стратегия действий) одной из ключевых задач совершенствования системы государственного и общественного строительства определено коренное повышение качества законотворческой деятельности, направленное на усиление влияния принимаемых законов на ход общественно-политических, социально-экономических, судебно-правовых реформ.
См. предыдущую редакцию.
(абзацы четвертый и пятый исключены Указом Президента Республики Узбекистан от 30 апреля 2021 года № УП-6218 — Национальная база данных законодательства, 30.04.2021 г., № 06/21/6218/0398)
См. предыдущую редакцию.
(абзац третий пункта 10 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 30 апреля 2021 года № УП-6218 — Национальная база данных законодательства, 30.04.2021 г., № 06/21/6218/0398)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к
Указу Президента Республики Узбекистан от 8 августа 2018 года № УП-5505
2. Создание действенного механизма мониторинга и контроля Конституционным судом за соответствием норм принятых нормативно-правовых актов, межгосударственных договорных и иных обязательств Республики Узбекистан Конституции Республики Узбекистан и неотлагательного принятия решения, направленного на отмену принятых актов и решений, противоречащих ее нормам, с внедрением действенного порядка исполнения его решений.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к
Указу Президента Республики Узбекистан от 8 августа 2018 года № УП-5505
См. предыдущую редакцию.

Наименование мероприятия

Форма реализации

Срок реализации

Ответственные исполнители

I. Систематизация законодательной базы, обеспечение стабильности правового регулирования общественных отношений

1.

Четкое разграничение оснований принятия и предмета регулирования нормативно-правовых актов с целью определения конкретного вида акта, необходимого для регламентации того или иного общественного отношения.

Проект закона

до 1 марта
2019 года

Минюст (Р. Давлетов), субъекты права законодательной инициативы,

палаты Олий Мажлиса
(Н. Исмаилов, Н. Йулдашев)

2.

Совершенствование классификации нормативно-правовых актов исходя из функционального назначения, порядка принятия и юридических последствий их действия.

Проект закона

до 1 марта
2019 года

Минюст (Р. Давлетов), субъекты права законодательной инициативы,

палаты Олий Мажлиса (Н. Исмаилов, Н. Йулдашев)

3.

Внедрение эффективных механизмов принятия законов прямого действия, предусматривающих:

утверждение типовой структуры и неотъемлемых элементов закона, включая совершенствование порядка изложения целей закона, на основе которых проводится его толкование при столкновении интересов;

установление обязательного определения в самом законе процессуальных механизмов его реализации;

минимизацию отсылочных норм, с обоснованием необходимости в каждом отдельном случае, а также установлением эффективного мониторинга и контроля за их реализацией;

одновременную отмену норм, дублирующих или противоречащих принятому закону.

Проект постановления Кенгашей палат Олий Мажлиса, проект нормативно-правового акта

до 1 декабря
2018 года

Палаты Олий Мажлиса (Н. Исмаилов, Н. Йулдашев),

Минюст (Р. Давлетов), Институт проблем законодательства
и парламентских исследований при Олий Мажлисе (Р. Хакимов)

4.

Совершенствование процесса принятия решений Пленума Верховного суда в части разъяснения применения законодательства с определением границ их применения, порядка обращений в Конституционный суд Республики Узбекистан, а также внедрение механизма обжалования актов разъяснения и толкования.

Проект нормативно-правового акта

до 1 декабря
2018 года

Конституционный суд (Б. Мирбабаев), Верховный суд (К. Камилов), Минюст

(Р. Давлетов)

II. Повышение качества процессов разработки и принятия нормативно-правовых актов, а также совершенствование мониторинга их исполнения

5.

Совершенствование порядка инициирования, разработки и принятия нормативно-правовых актов, а также мониторинга их исполнения, предусматривающего внедрение концептуально новых механизмов, обеспечивающих качество, прозрачность, системность, согласованность и общественную вовлеченность.

Комплекс мер, проекты нормативно-правовых актов

до 1 января
2019 года

Кабинет Министров (А. Арипов), Минюст (Р. Давлетов), субъекты права законодательной инициативы

6.

Создание действенного механизма мониторинга и контроля Конституционным судом за соответствием норм принятых нормативно-правовых актов, межгосударственных договорных и иных обязательств Республики Узбекистан Конституции Республики Узбекистан и неотлагательного принятия решения, направленного на отмену принятых актов и решений, противоречащих ее нормам, с внедрением действенного порядка исполнения его решений.

Комплекс мер

до 1 февраля
2019 года

Палаты Олий Мажлиса (Н. Исмаилов, Н. Йулдашев), Конституционный суд

(Б. Мирбабаев),

Институт проблем законодательства
и парламентских исследований при Олий Мажлисе (Р. Хакимов)

7.

Повышение уровня влияния общественных обсуждений на нормотворческий процесс путем организации эффективной работы по вовлечению граждан, институтов гражданского общества, средств массовой информации, субъектов предпринимательства и представителей науки в данный процесс.

Комплекс мер, проекты нормативно-правовых актов

до 1 февраля
2019 года

Минюст (Р. Давлетов), Мининновации (И. Абдурахмонов), палаты Олий Мажлиса (Н. Исмаилов, Н. Йулдашев), НИМФОГО (Р. Камилов), НАЭСМИ (Ф. Абдухаликов), НАННОУз (И. Насриев)

8.

Внедрение эффективной системы оценки нормотворческой деятельности ведомств в зависимости от качества разрабатываемых проектов нормативно-правовых актов, успешности их реализации, а также выгод и издержек (в том числе убытки и ущерб), понесенных гражданами и субъектами предпринимательства вследствие неэффективного регулирования.

Проект нормативно-правового акта

до 1 декабря
2018 года

Палаты Олий Мажлиса (Н. Исмаилов, Н. Йулдашев)

9.

Детализация процедур обжалования и требования отмены нормативно-правового акта со стороны граждан, хозяйствующих субъектов, государственных органов, определение роли в данном процессе административных судов и Конституционного суда Республики Узбекистан,
а также конкретизация процесса возмещения причиненного ущерба вследствие принятия нормативно-правового акта.

Проекты нормативно-правовых актов

до 1 мая
2019 года

Кабинет Министров (А. Арипов), Минюст (Р. Давлетов)

III. Внедрение в нормотворческий процесс современных информационно-коммуникационных технологий

10.

Создание и внедрение в деятельность палат Олий Мажлиса автоматизированной системы обработки данных законодательства, позволяющей гражданам беспрепятственно получать информацию о ходе рассмотрения и принятия законопроектов на всех этапах, включающей в себя:

электронные версии информации о всех действиях по каждому этапу законотворческой деятельности;

обязательное изучение общественного мнения в законотворческой деятельности;

внедрение современных форм и механизмов взаимодействия с общественностью в законотворческом процессе и др.

Разработка программного обеспечения и веб-сайта

до 1 августа
2020 года

Палаты Олий Мажлиса (Н. Исмаилов, Н. Йулдашев),

Минюст (Р. Давлетов), Мининфоком (О. Умаров),

Институт проблем законодательства
и парламентских исследований при Олий Мажлисе (Р. Хакимов)

11.

Определение органа, обеспечивающего проведение лингвистической экспертизы аутентичности текстов проектов нормативно-правовых актов, подготовленных на двух и более языках, предусмотрев, в том числе:

разработку методических рекомендаций по лингвистической экспертизе;

внедрение в учебную программу высших образовательных учреждений юридического профиля обязательного учебного курса по разъяснению методологии и технологии разработки и экспертизы законопроектов.

Проект нормативно-правового акта

до 1 декабря
2019 года

Палаты Олий Мажлиса (Н. Исмаилов, Н. Йулдашев),

Минюст (Р. Давлетов)

12.

Дальнейшее совершенствование системы электронной подачи коллективных инициатив граждан (веб-портал «Mening fikrim») с пересмотром количества голосов для подачи инициативы в соответствии с опытом зарубежных стран, детализацией процедур по принятию и рассмотрению государственными органами гражданских инициатив относительно установления, изменения или отмены правовых норм и с расширением круга уполномоченных органов на их рассмотрение.

Проект постановления Кенгашей палат Олий Мажлиса

до 1 октября
2018 года

Палаты Олий Мажлиса (Н. Исмаилов, Н. Йулдашев), Мининфоком

(О. Умаров), Институт проблем законодательства
и парламентских исследований при Олий Мажлисе (Р. Хакимов)

IV. Применение в нормотворчестве элементов модели «умное регулирование»

13.

Поэтапный переход к применению элементов модели «умное регулирование», в том числе определяющих, что принимаемые проекты нормативно-правовых актов, предусматривающие усложнение процедур, затрагивающие права и законные интересы граждан и субъектов предпринимательства, в обязательном порядке должны содержать положения об:

отмене существующей нормы, издержки исполнения которой со стороны граждан, субъектов предпринимательства и общества равны или превышают издержки, предусмотренные предлагаемой нормой проекта;

ограничении срока действия усложняющих процедур, по истечении которого они должны быть пересмотрены на предмет улучшения существующего регулирования, обоснования его дальнейшей необходимости либо автоматического признания утратившим силу.

Комплекс мер, проекты нормативно-правовых актов

до 1 января
2019 года

Кабинет Министров (А. Арипов)

Минюст (Р. Давлетов), палаты Олий Мажлиса (Н. Исмаилов, Н. Йулдашев),

Институт проблем законодательства
и парламентских исследований при Олий Мажлисе (Р. Хакимов)

14.

Внедрение положительно апробированной в зарубежных странах системы проведения обязательной оценки регуляторного воздействия проектов нормативно-правовых актов, предусматривающей анализ проблемы, способов ее решения, воздействия на конкуренцию, прогнозирование и оценку возможных последствий введения новых инструментов и порядка регулирования, в том числе анализ выгод и издержек для граждан и субъектов предпринимательства.

Комплекс мер, проекты нормативно-правовых актов

до 1 декабря
2019 года

Кабинет Министров (А. Арипов),

Минюст (Р. Давлетов),

Минэкономики (Б. Ходжаев), Антимонопольный комитет (Н. Шарипов), ТПП (А. Икрамов)

15.

Определение исчерпывающего перечня видов нормативно-правовых актов, подлежащих прохождению процедуры системы оценки воздействия актов законодательства, в качестве неотъемлемой части процесса их разработки и мониторинга применения.

Проект закона

до 1 марта
2019 года

Минюст (Р. Давлетов), субъекты права законодательной инициативы,

палаты Олий Мажлиса (Н. Исмаилов, Н. Йулдашев)

16.

Обеспечение функционирования комплексной системы оценки регуляторного воздействия актов законодательства путем распространения ее действия на принятые нормативно-правовые акты.

Комплекс мер, проекты нормативно-правовых актов

до 1 января
2020 года

Кабинет Министров (А. Арипов)

Минюст (Р. Давлетов), министерства и ведомства

17.

Налаживание практики обязательного сопровождения на стадиях согласования и общественного обсуждения проекта нормативно-правового акта аналитическими документами оценки регуляторного воздействия, предусматривающими анализ проблемы, способов ее решения, воздействия на конкуренцию, прогнозирование и оценку возможных последствий введения новых инструментов и порядка регулирования, в том числе анализ выгод и издержек для граждан и субъектов предпринимательства.

Проект закона

до 1 марта
2020 года

Минюст (Р. Давлетов), субъекты права законодательной инициативы

18.

Внедрение эффективных способов и методологии проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов с определением данной процедуры в качестве неотъемлемого элемента системы оценки воздействия актов законодательства.

Комплекс мер, проекты нормативно-правовых актов

до 1 октября
2019 года

Кабинет Министров (А. Арипов), Минюст (Р. Давлетов), субъекты права законодательной инициативы

V. Совершенствование институциональных основ нормотворческой деятельности

19.

Определение единой координирующей организации, обеспечивающей эффективное взаимодействие государственных органов, научного сообщества и негосударственных структур, а также разработку и совершенствование целостной научно-теоретической и методологической базы по проведению оценки регуляторного воздействия актов законодательства на предпринимательскую деятельность, права, свободы и законные интересы граждан.

Комплекс мер

до 1 августа
2019 года

Минюст (Р. Давлетов),

Институт проблем законодательства
и парламентских исследований при Олий Мажлисе (Р. Хакимов), ВАК (А. Юсупов), Минвуз (И. Маджидов)

20.

Обеспечение прозрачности и подотчетности процесса парламентских обсуждений по проектам законов путем внедрения механизмов:

оперативного опубликования на веб-ресурсах парламента текстов законопроектов и аналитических материалов к ним после каждого чтения;

онлайн трансляций данных процессов в средствах массовой информации, а также через веб-ресурсы парламента с возможностью направления предложений и замечаний в режиме реального времени.

Комплекс мер

до 1 ноября
2018 года

Палаты Олий Мажлиса (Н. Исмаилов, Н. Йулдашев),

Институт проблем законодательства
и парламентских исследований при Олий Мажлисе (Р. Хакимов)

21.

Внедрение принципов и процедур пилотирования и экспериментального применения регуляторных решений в пределах отдельных административно-территориальных единиц и последующего распространения позитивного опыта в масштабах республики.

Проект нормативно-правового акта

до 1 ноября
2019 года

Минюст (Р. Давлетов), Институт проблем законодательства
и парламентских исследований при Олий Мажлисе (Р. Хакимов)

22.

Совершенствование механизмов межведомственного информационного обмена результатами статистического учета и анализа судебной, правоприменительной и надзорной практики в целях оценки регуляторного воздействия актов законодательства и выявления системных недостатков законодательства.

Комплекс мер

до 1 марта
2019 года

Верховный суд (К. Камилов), Генпрокуратура (С.Саидкаримов),
Минюст (Р. Давлетов)

23.

Широкое привлечение результатов научно-аналитической деятельности представителей научных и экспертных кругов, студентов высших образовательных учреждений и соискателей ученых степеней, содержащих предложения по совершенствованию законодательства и правового регулирования, в том числе путем создания онлайн информационных систем, содержащих данные предложения.

Комплекс мер

до 1 января
2019 года

Минюст (Р. Давлетов), Мининновации (И. Абдурахмонов),

ВАК (А. Юсупов),

Институт проблем законодательства
и парламентских исследований при Олий Мажлисе (Р. Хакимов),ТГЮУ (Е. Каньязов), УМЭД (А. Абдувахитов)

24.

Создание эффективных механизмов консультирования с экспертным сообществом и использования их потенциала в процессе разработки проектов нормативно-правовых актов.

Комплекс мер

до 1 января
2019 года

Минюст (Р. Давлетов), Мининновации (И. Абдурахмонов),

ВАК (А. Юсупов)

25.

Совершенствование системы повышения квалификации работников государственных органов, осуществляющих правовую, экономическую, финансовую, экологическую, антикоррупционную и иные виды экспертизы проектов нормативно-правовых актов, в целях обучения современным методам работы, исходя из передового зарубежного опыта.

Комплекс мер

до 1 февраля
2019 года

Минюст (Р. Давлетов), Мининновации (И. Абдурахмонов)

26.

Обеспечение научной обоснованности проводимых преобразований путем формирования оптимальной модели взаимодействия науки и практики.

Комплекс мер

до 20 ноября
2018 года

ВАК (А. Юсупов),

Минюст (Р. Давлетов),

Институт проблем законодательства
и парламентских исследований при Олий Мажлисе (Р. Хакимов), ТГЮУ (Е. Каньязов), УМЭД (А. Абдувахитов)

(приложение № 2 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 8 ноября 2019 года № УП-5870 — Национальная база данных законодательства, 09.11.2019 г., № 06/19/5870/4010)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
к
Указу Президента Республики Узбекистан от 8 августа 2018 года № УП-5505
См. предыдущую редакцию.

1.

Исмаилов Н.М.

Спикер Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, руководитель Комиссии (по согласованию)

2.

Давлетов Р.К.

министр юстиции Республики Узбекистан, заместитель руководителя Комиссии

3.

Рустамбеков Н.М.

заместитель советника Президента Республики Узбекистан

4.

Ли Д.Р.

первый заместитель директора Национального агентства проектного управления при Президенте Республики Узбекистан

5.

Тойчиев Н.Д.

заместитель управляющего аппарата Кабинета Министров Республики Узбекистан

6.

Саидкаримов С.С.

заместитель Генерального прокурора Республики Узбекистан

7.

Жураев Н.С.

первый заместитель министра юстиции Республики Узбекистан

8.

Умаров О.М.

первый заместитель министра по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан

9.

Ханаев У.У.

заведующий сектором Администрации Президента Республики Узбекистан

10.

Хакимов Р.Р.

директор Института проблем законодательства и парламентских исследований при Олий Мажлисе Республики Узбекистан

11.

Абдусаттаров Т.С.

председатель Комитета по законодательству и судебно-правовым вопросам Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан

12.

Мамаджанов Ш.М.

депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан

13.

Сулаймонов У.К.

депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан

14.

Чуллиев Ш.А.

член Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан

15.

Каньязов Е.С.

заместитель министра юстиции Республики Узбекистан — ректор Ташкентского государственного юридического университета

(приложения № 3 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 1 февраля 2019 года № УП-5650)