зарегистрировано 24.02.2021 г., рег. номер 3287
Акт утратил силу 01.11.2023
 Комментарий LexUz
Настоящий приказ утратил силу в соответствии с приказом министра юстиции Республики Узбекистан от 30 октября 2023 года № 17-мх «О признании утратившими силу приказа «О нормативных правовых актах и подтверждении методологии определения факторов, провоцирующих коррупцию в их проектах» (рег. № 3470 от 31.10.2023 г.).
В соответствии с законами Республики Узбекистан «О нормативно-правовых актах», «О противодействии коррупции» и постановлением Президента Республики Узбекистан от 13 апреля 2018 года № ПП-3666 «Об организационных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Министерства юстиции Республики Узбекистан» приказываю:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к
приказу министра юстиции Республики Узбекистан от 24 февраля 2021 года № 2-мх
 Комментарий LexUz
пункт 1 дополнен абзацами шестым и седьмым приказом министра юстиции Республики Узбекистан от 27 января 2022 года № 27-мх (рег. № 3287-1 от 27.01.2022 г.). Cм. текст на узбекском языке.
7. Коррупциогенные факторы выявляются на основе Методики, согласно приложению 2 к настоящему Положению (далее — Методика), при этом при проведении антикоррупционной экспертизы осуществляется анализ каждой нормы или положения нормативно-правового акта или проекта.
 Комментарий LexUz
В пункт 7 внесено изменение приказом министра юстиции Республики Узбекистан от 27 января 2022 года № 27-мх (рег. № 3287-1 от 27.01.2022 г.). Cм. текст на узбекском языке.
 Комментарий LexUz
пункт 121 введен приказом министра юстиции Республики Узбекистан от 27 января 2022 года № 27-мх (рег. № 3287-1 от 27.01.2022 г.). Cм. текст на узбекском языке.
 Комментарий LexUz
В пункт 13 внесено изменение приказом министра юстиции Республики Узбекистан от 27 января 2022 года № 27-мх (рег. № 3287-1 от 27.01.2022 г.). Cм. текст на узбекском языке.
 Комментарий LexUz
пункт 201 введен приказом министра юстиции Республики Узбекистан от 27 января 2022 года № 27-мх (рег. № 3287-1 от 27.01.2022 г.). Cм. текст на узбекском языке.
 Комментарий LexUz
В пункт 21 внесено изменение приказом министра юстиции Республики Узбекистан от 27 января 2022 года № 27-мх (рег. № 3287-1 от 27.01.2022 г.). Cм. текст на узбекском языке.
 Комментарий LexUz
В пункт 25 внесено изменение приказом министра юстиции Республики Узбекистан от 27 января 2022 года № 27-мх (рег. № 3287-1 от 27.01.2022 г.). Cм. текст на узбекском языке.
26. Антикоррупционная экспертиза действующих нормативно-правовых актов проводится государственными органами и организациями в рамках правового мониторинга исполнения нормативно-правовых актов в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 2 ноября 2019 года № ПП-4505 «О мерах по повышению эффективности исполнения актов законодательства на основе современных механизмов правового мониторинга».
 Комментарий LexUz
В пункт 26 внесено изменение приказом министра юстиции Республики Узбекистан от 27 января 2022 года № 27-мх (рег. № 3287-1 от 27.01.2022 г.). Cм. текст на узбекском языке.
 Комментарий LexUz
пункты 261 — 264 введены приказом министра юстиции Республики Узбекистан от 27 января 2022 года № 27-мх (рег. № 3287-1 от 27.01.2022 г.). Cм. текст на узбекском языке.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 28 утратил силу приказом министра юстиции Республики Узбекистан от 27 января 2022 года № 27-мх (рег. № 3287-1 от 27.01.2022 г.)
29. По итогам антикоррупционной экспертизы действующих нормативно-правовых актов органами юстиции в соответствии с подпунктом 5 пункта 12 Положения о Министерстве юстиции Республики Узбекистан, утвержденного постановлением Президента Республики Узбекистан от 13 апреля 2018 года № ПП-3666, в органы государственного управления, органы государственной власти на местах, правоохранительные и контролирующие структуры могут быть внесены соответствующие обязательные для исполнения представления.
 Комментарий LexUz
В пункт 299 внесено изменение приказом министра юстиции Республики Узбекистан от 14 октября 2022 года № 23-мх (рег. № 3392 от 17.10.2022 г.). Cм. текст на узбекском языке.
 Комментарий LexUz
глава 41 введена приказом министра юстиции Республики Узбекистан от 27 января 2022 года № 27-мх (рег. № 3287-1 от 27.01.2022 г.). Cм. текст на узбекском языке.
 Комментарий LexUz
В наименование главы 5 внесено изменение приказом министра юстиции Республики Узбекистан от 27 января 2022 года № 27-мх (рег. № 3287-1 от 27.01.2022 г.). Cм. текст на узбекском языке.
 Комментарий LexUz
В абзац первый пункта 30 внесено изменение приказом министра юстиции Республики Узбекистан от 27 января 2022 года № 27-мх (рег. № 3287-1 от 27.01.2022 г.). Cм. текст на узбекском языке.
 Комментарий LexUz
В абзац первый пункта 31 внесено изменение приказом министра юстиции Республики Узбекистан от 27 января 2022 года № 27-мх (рег. № 3287-1 от 27.01.2022 г.). Cм. текст на узбекском языке.
 Комментарий LexUz
В пункт 32 внесено изменение приказом министра юстиции Республики Узбекистан от 27 января 2022 года № 27-мх (рег. № 3287-1 от 27.01.2022 г.). Cм. текст на узбекском языке.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к
Положению о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов

Этапы

Ответственные

Мероприятия

Сроки

1-й этап

Разработчик

Разработка проекта нормативно-правового акта, проведение антикоррупционной экспертизы, заполнение чеклиста по его результатам.

По необходимости

2-й этап

Разработчик

Проведение общественного обсуждения проекта и чеклиста.

В срок проведения общественных обсуждений

3-й этап

Разработчик

Представление органам юстиции для проведения правовой экспертизы проекта, чеклиста, а также других необходимых материалов, доработанных по итогам общественного обсуждения.

После общественных обсуждений и межведомственного соглашения

4-й этап

Органы юстиции

Проведение антикоррупционной экспертизы, представление заключения по его результатам.

В срок правовой экспертизы

5-й этап

Разработчик

Внесение проекта, чеклиста и других необходимых материалов в Кабинет Министров или государственный орган, принимающий нормативно-правовой акт.

После правовой экспертизы

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
к
Положению о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов

Направление

Коррупциогенный фактор

Значение

Примеры

Коррупциогенные факторы, связанные

с устойчивостью

и правовым соответствием норм

Неправильное использование слов

Слова, понятия и термины, используемые в нормативно-правовом акте или его проекте (далее — нормативно-правовой акт), могут иметь различные значения или способствовать неоднозначному толкованию.

Понятия и термины должны применяться единообразно не только в одном нормативно-правовом акте, но и во всем законодательстве. Если невозможно единообразное применение одних и тех же понятий и терминов в разных нормативно-правовых актах, необходимо, чтобы можно было точно и просто их различать.

Неправильное использование слов в единственном или множественном числе также способствует неправильному толкованию.

Также ссылаясь на лицо, число, место и событие, указанное в предыдущем предложении, с помощью местоимения, а также неправильное употребление фраз, образованных с помощью слов «и / или», может привести к разночтениям.

Следовательно, каждое слово должно иметь значение, понятное всем, или иметь четкое юридическое описание.

Пример № 1: нормативно-правовой акт:

Юрисдикция устанавливается по месту жительству граждан.

Проблема: относится ли «место жительства» к месту проживания человека или к месту постоянной регистрации.

Решение: нормативно-правовой акт:

юрисдикция устанавливается по месту фактического проживания граждан.

Пример № 2: нормативно-правовой акт:

Министерство определяет порядки подачи заявлений, указанных в настоящей статье.

Проблема: в данном случае неясно, должно ли министерство устанавливать отдельную процедуру для каждого типа заявления или единую процедуру для всех типов заявлений.

Решение: нормативно-правовой акт:

Министерство определяет порядок подачи заявлений, указанных в настоящей статье.

Пример № 3: нормативно-правовой акт:

Должностное лицо и заявитель должны согласовать условия контракта, он подтверждает договор в письменной форме.

Проблема: неясно, кто подразумевается под словом «он».

Решение: нормативно-правовой акт:

Должностное лицо и заявитель должны согласовать условия контракта, должностное лицо подтверждает контракт в письменной форме.

Пример № 4: нормативно-правовой акт:

Риск — это риск совершения клиентами операций в целях легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения.

Проблема: неясен, момент возникновения риска при «отмывании денег», «финансировании терроризма» и «финансировании распространения оружия массового поражения», риск возникает при одновременном или едином совершении данных действий.

Решение: нормативно-правовой акт:

Риск — это риск совершения клиентами операций в целях легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и (или) финансирования распространения оружия массового уничтожения..

Неточное и необоснованное применение отсылочных норм

Ссылки на нормы в одном нормативно-правовом акте или на другой нормативно-правовой акт должны быть четкими, логически последовательными и указывать на нормативно-правовой акт или его отдельные положения.

Также, заполнение пробелов в законодательстве подзаконными актами, при отсутствии соответствующих полномочий, может привести к возникновению случаев применения узковедомственного подхода.

Кроме того, применение норм, не позволяющих определить границы правового регулирования, в частности, использование словосочетаний, таких как «и другие», «и т.д.», устанавливают правоприменителям необоснованно широкие пределы усмотрения.

По этой причине необходимо отказаться от использования расплывчатых и необоснованных ссылок, а принятие нормативно-правового акта должно осуществляться в пределах компетенции соответствующих государственных органов.

Пример № 1: нормативно-правовой акт:

государственный орган принимает решение в сроки, установленные законодательством.

Проблема: неясно, нормами какого нормативно-правового акта установлены сроки.

Решение: нормативно-правовой акт:

государственный орган принимает решение в срок, указанный в статье 10 Кодекса об административной ответственности.

Пример № 2: В Налоговом кодексе установлено, что льготы по налогу на добавленную стоимость предоставляются только этим Кодексом.

При этом в данному Кодексе установлено, что технологическое оборудование, аналоги которого не производятся в Республике Узбекистан, ввозимого на территорию Республики Узбекистан по утвержденному перечню, освобождается от уплаты налога на добавленную стоимость.

Данный перечень утвержден подзаконным актом.

Проблема: Хотя в Налоговом кодексе указано, что освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость предусмотрено только этим Кодексом, перечень технологического оборудования, освобожденного от НДС, утвержден подзаконным актом.

При этом, в результате самостоятельного формирования этого перечня исполнительным органом возникает риск включения в данный перечень технологического оборудования в интересах определенных лиц.

Решение: Перечень технологического оборудования, освобожденного от уплаты налога на добавленную стоимость, необходимо утвердить непосредственно Налоговым кодексом

Пример № 3: нормативно-правовой акт:

контрольное мероприятие проводится при плановом осмотре, при обнаружении источника загрязнение в определенной местности (регионе), при импорте продукции и в других случаях.

Проблема: вследствие того, что обстоятельства, при которых может быть проведено контрольное мероприятие, четко не определены у проверяющего необоснованно возникают дискреционные полномочия.

Решение: контрольное мероприятие проводится во время плановой проверки, при обнаружении источника загрязнения в определенной местности (регионе) и (или) при импорте товара.

Наличие противоречий в нормативно-правовых актах

Нормы нормативно-правовых актов должны соответствовать друг другу. Противоречия между нормами нормативно-правовых актов приводят к различным недопониманиям в правоприменении.

Пример: в соответствии с типовыми документами, утвержденными Правительством, вскрытие тендерных предложений осуществляется через 10 — 15 дней после даты объявления тендера.

Согласно Закону «О государственных закупках», этот срок составляет 30 — 45 дней.

Проблема: установление различных сроков в постановлении Кабинета Министров и Законе приведет к тому, что исполнители будут действовать по удобному для себя сроку, а также формированию противоречивой правоприменительной практики.

Решение: Необходимо привести сроки, установленные решением Кабинета Министров, в соответствие с Законом.

Коррупциогенные факторы, связанные с полномочиями, правами и обязанностями

Широта дискреционных полномочий

Существует высокий риск возникновения коррупционных проявлений в результате необоснованного предоставления возможности государственным органам и другим организациям или их должностным лицам (далее — государственные органы) возможности по своему усмотрению принимать решения, принимать несколько видов решений и определять способы их исполнения.

Широта дискреционных полномочий в основном проявляется в следующем:

в отсутствии условий или оснований принятия решения;

в позволении государственным органам по своему усмотрению оценивать юридический факт и самостоятельно определять порядок совершения физическими и юридическими лицами соответствующих действий;

определение компетенции по формуле «вправе»;

возложение на государственные органы обязанностей и полномочий, не входящих в их компетенцию.

Пример № 1: нормативно-правовой акт:

лицензирующий орган может принять решение о выдаче лицензии или отказе в выдаче лицензии по результатам рассмотрения документов соискателя лицензии.

Проблема: Отсутствуют основания для выдачи или отказа в выдаче лицензии, а также лицензирующий орган наделен полномочиями принимать решения по формуле «вправе».

Решение: нормативно-правовой акт:

лицензирующий орган в результате рассмотрения документов заявителя принимает решение о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии.

Основаниями для выдачи лицензии являются:

...

Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются:

...

Пример № 2: нормативно-правовой акт:

Хокимияты обращаются в суд с исками о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг и обязательных платежей.

Проблема: данное полномочие не связано с основными функциями хокимиятов и может привести к коррупционным проявлениям между хокимиятом, коммунальными службами и потребителями.

Кроме того, коммунальные службы являются независимыми организациями и должны самостоятельно принимать решения и принимать такие решения, как обращаться в суд с исками, должны самостоятельно.

Решение: нормативно-правовой акт:

исключить полномочие хокимиятов по обращению в суд с исками о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг и обязательных платежей.

Неопределенность полномочий

В некоторых случаях невозможно определить по тексту нормативно-правового акта государственный орган, ответственный за исполнение задачи или поручения.

Это делается государственным органом для того, чтобы показать, что государственным органом осуществляется определенное действие, в котором он не заинтересован, а на практике данное действие не исполняется.

Вместе с тем, ответственными за исполнение поручения определяются несколько организаций.

Поскольку объем полномочий этих организаций четко не определен, они могут возлагать исполнение поручения друг на друга. В результате исполнение поручения не обеспечивается в достаточной степени.

Пример: нормативно-правовой акт:

исполнение настоящего Закона обеспечивается соответствующим министерством.

Проблема:из-за невозможности определить министерство, ответственное за исполнение, государственные органы могут действовать в своих интересах.

Решение № 1: нормативно-правовой акт:

исполнение настоящего Закона обеспечивает государственный орган, установленный статьей 13 Закона «Об электронном правительстве».

Решение № 2: нормативно-правовой акт:

исполнение настоящего Закона возлагается на Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций.

Наличие дублирующих полномочий и задач государственных органов

Возложение одних и тех же полномочий на два и более органа может привести к недостаточному выполнению задачи, излишним тратам ресурсов для выполнения задачи, а также чрезмерным бюрократическим препонам для физических и юридических лиц.

Пример: согласно нормативно-правовому акту, на хокимияты возложены задачи по защите прав потребителей.

Проблема: данная задача дублирует функции Агентства по защите прав потребителей и может привести к конфликту интересов, связанному с функцией хокимиятов по поддержке предпринимательской деятельности.

Решение: необходимо отменить роль хокимиятов в реализации защиты прав потребителей.

Принятие государственным органом нормативно-правовых актов по вопросам, не входящим в его компетенцию

Принятие нормативно-правовых актов государственными органами, не уполномоченными принимать эти документы, свидетельствует о том, что эти документы содержат интересы определенных лиц.

Пример: постановлением Кабинета Министров установлено, что определенная группа субъектов предпринимательства освобождена от уплаты налога на добавленную стоимость.

Проблема: согласно Налоговому кодексу, налоговые льготы могут быть предоставлены только данным Кодексом (за исключением случаев снижения налоговой ставки, установленными решениями Президента Республики Узбекистан).

Решение: нормы, предусматривающие освобождение субъектов предпринимательства от уплаты налога на добавленную стоимость, должны быть исключены из постановления Кабинета Министров.

Отсутствие необходимых полномочий и ресурсов у исполнителя для выполнения задачи или поручения

Важно, чтобы государственный орган имел все необходимые полномочия и ресурсы, в том числе достаточный срок для полноценного выполнения своих задач.

По этой причине целесообразно ставить задачи на основании результатов сравнительного анализа ресурсов и имеющихся возможностей, необходимых для выполнения возлагаемых задач.

Пример № 1: постановлением Кабинета Министров Государственной инспекции по надзору за качеством образования (Инспекция по образованию) предоставляются полномочия по проведению проверок учебных заведений с непосредственным посещением и без посещения данных учебных заведений.

Проблема: Инспекция по образованию не имеет необходимых ресурсов для осуществления этих полномочий.

В частности, Инспекция по образованию и ее территориальные структуры имеют 83 штатных единиц, которые осуществляют эту деятельность, в то время как количество учебных заведений составляет более 25 тысяч.

Соответственно, Инспекция по образованию не имеет возможности контролировать все учебные заведения, что может привести к случаям коррупции в процессе отбора проверяемого учебного заведения.

Решение: выделить необходимое количество штатных единиц для Инспекции по образованию или внедрить систему «анализа рисков» для образовательных учреждений и процедуру удаленного контроля с использованием электронного программного обеспечения или других альтернативных методов контроля образовательных учреждений.

Пример № 2: нормативно-правовой акт:

Агентство по управлению государственными активами наделено следующими полномочиями в области контроля за деятельностью хозяйственных обществ с участием государства:

рассмотрение годовых отчетов;

участие в собраниях организаций;

проведение внеочередных собраний.

Проблема: Агентство не наделено достаточными полномочиями для осуществления эффективного контроля.

Решение: в дополнение к вышеперечисленным, наделить Агентство следующими полномочиями:

получать любую информацию о деятельности хозяйственных обществ с участием государства;

проведение специального аудита в хозяйственных обществах с участием государства;

вносить предложения на повестку дня общего собрания о назначении или освобождении от должности руководителей хозяйственных обществ с участием государства.

Пример № 3: нормативно-правовой акт:

Государственному таможенному комитету в трехмесячный срок разработать таможенную информационную систему «Единое окно», отвечающую критериям Рекомендаций и руководящих принципов по созданию механизма «единого окна», разработанных Центром ООН по упрощению торговых процедур и электронным деловым операциям.

Проблема: трех месяцев недостаточно для разработки этой информационной системы. В частности, для разработки информационной программы:

разрабатывается паспорт и концепция информационной системы и согласовывается с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций (1-2 месяца);

разрабатывается техническое задание для информационной системы и согласовывается с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций (2-3 месяца);

после получения положительных заключений по всем документам проводится тендер в соответствии с законодательством в сфере государственных закупок и заключается договор с победителем (1 месяц).

Соответственно, разработка информационной системы начнется минимум через 4 месяца.

Решение: установить срок разработки таможенной информационной системы «Единое окно» с учетом времени, необходимого для реализации вышеуказанных процессов.

Отложенное регулирование

Возложение нормативно-правовым актом на определенный государственный орган задачи по регулированию определенной сферы, в том числе определения порядка (механизмов) и форм реализации соответствующих норм (без определения непосредственно в нормативно-правовом акте) может привести к тому, что:

данная норма не будет исполняться до утверждения порядка ее реализации;

совершению действий со стороны государственного органа в пользу узковедомственных интересов.

Пример:нормативно-правовой акт:

с 1 января 2021 года закупка товаров, работ и услуг, связанных с капитальным строительством, финансируемым за счет централизованных источников, производится только по результатам конкурсных торгов.

Министерство строительства определяет порядок и условия проведения конкурса в капитальном строительстве.

Проблема: это норма не будет реализована до тех пор, пока Министерство строительства не разработает порядок и условия.

Помимо этого, нормативно-правовой акт не содержит указаний о порядке и условиях проведения конкурса — эти полномочия возложены на исполнительный орган. В результате могут возникнуть коррупционные проявления при проведении тендеров.

Решение: нормативно-правовой акт:

порядок и условия проведения конкурса на капитальное строительство состоят из:

...

Конфликт интересов

В нормативно-правовом акте должны быть приняты меры по предупреждению возникновения ситуаций, при которых личная заинтересованность (прямая или косвенная) влияет или может повлиять на надлежащее исполнение лицом должностных или служебных обязанностей и при которой возникает либо может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства.

Пример: нормативно-правовой акт:

если стоимость товара составляет от пяти тысяч базовых расчетных величин до двадцати пяти тысяч базовых расчетных величин по одному договору, то государственные закупки проводятся посредством конкурса.

При этом, победителем становится участник конкурса, предложивший наилучшие условия исполнения контракта.

Проблема: не учтена возможность возникновения конфликта интересов.

Решение: нормативно-правовой акт:

если стоимость товара составляет от пяти тысяч базовых расчетных величин до двадцати пяти тысяч базовых расчетных величин по одному договору, то государственные закупки проводятся посредством конкурса.

Победителем становится участник конкурса, предложивший наилучшие условия исполнения контракта.

При этом, лица, с которыми может возникнуть конфликт интересов, не допускаются к участию в конкурсе или лицо, ответственное за организацию и проведение процедур закупок, должно быть отстранено от выполняемых обязанностей.

Необоснованное установление преимуществ

В нормативно-правовом акте не должно допускаться установление преимуществ для одной группы субъектов правоотношений, ставящих других в неравное, дискриминационное положение.

Пример: некоторым государственным унитарным предприятиям и неправительственным организациям предоставлено право осуществлять свою деятельность без лицензии.

Проблема: деятельность организаций данной категории без получения соответствующей лицензии приводит к ряду негативных проявлений, в частности:

конкурентное преимущество перед другими предпринимателями;

возможность обхождения лицензионных требований и условий.

Решение: отменить право государственных унитарных предприятий и негосударственных организаций на осуществление деятельности без получения соответствующей лицензии.

Необоснованное отложение вступления в силу нормативно-правового акта

Необоснованное отложение вступления в силу нормативного правового акта не позволяет достичь целей его принятия.

В этом случае реализация документа может быть отложена органами государственной власти в пользу узковедомственных интересов.

Пример: принят соответствующий нормативно-правовой акт, вступающий в силу с 1 января 2020 года.

В данный нормативно-правовой акт два раза внесены изменения, согласно которым установлено, что данный документ вступает в силу с 1 января 2021 года, далее — 1 июля 2022 года.

Проблема: вступление в силу данного документа отложено два раза: до 1 января 2021 года; до 1 июля 2022 года.

Решение: в процессе разработки нормативно-правового акта государственный орган должен принять меры по определению даты вступления в силу данного акта на основе конкретного анализа и не отлагать дату вступления в силу документа.

Несоразмерность прав и обязанностей

Отсутствие обязательств государственных органов при наличии у них прав создает условия для их отклонения от своих должностных полномочий.

Пример: Нормативно-правовым актом государственным органам предоставлено право проводить проверки субъектов предпринимательства с выездом на место. Однако обязанности государственного органа перед субъектами предпринимательства, связанные с проверкой их деятельности не предусмотрены.

Проблема: отсутствие у государственного органа обязательств в процессе проверки субъекта предпринимательства создает условия для его отклонения от объема своих полномочий путем неограниченного использования соответствующих прав.

Решение: нормативно-правовой акт:

государственный орган имеет следующие права и обязанности в процессе проверки деятельности субъектов предпринимательства:

...

Коррупциогенные факторы, связанные с административными процедурами

Отсутствие или неполнота административных процедур

В результате отсутствия процедур осуществления соответствующих действий государственными органами формируется противоречивая правоприменительная практика, возникают коррупционные проявления путем создания государственными органами излишних бюрократических барьеров для физических и юридических лиц.

Отсутствие или неполнота административных процедур в основном проявляются в следующем:

неурегулированность действий и полномочий органа;

нерегламентированность процессуального порядка исполнения полномочий;

отсутствие или неопределенность оснований для выполнения государственными органами административных процедур;

отсутствие обязанности мотивировать принимаемое решение;

наличие правовых пробелов;

отсутствие четкой регламентации реализации прав физических и юридических лиц;

наличие норм, не имеющих конкретного механизма их реализации.

Пример: нормативно-правовой акт:

часть высоколиквидной и монопольной продукции, производимой юридическими лицами с долей государства в уставном фонде (капитале) в размере 50 процентов и более, реализуется на экспорт исключительно через биржевые торги по устанавливаемым квотам.

Проблема: виды продукции конкретно не определены, а также отсутствует механизм формирования «части» продукции.

Решение: нормативно-правовой акт:

30% высоколиквидной и монопольной продукции, производимой юридическими лицами с долей государства в уставном фонде (капитале) в размере 50 процентов и более, указанной в приложении к настоящему нормативно-правовому акту, реализуется на экспорт исключительно через биржевые торги.

Необоснованное применение исключений из установленных правил

Необходимо, чтобы для всех участников был установлен единый порядок и правила для осуществления деятельности в соответствующей сфере.

Кроме того, в целях создания открытости (прозрачности) и равных возможностей для всех, а также создания конкурентной среды используется конкурсная (аукционная) процедура получения соответствующих прав.

Даже при наличии четкого порядка получения права, в том числе установления порядка проведения конкурса (аукциона), определенные лица, исходя из своих интересов могут пытаться получить это право напрямую.

По этой причине считается нецелесообразным необоснованное применение исключений из установленных правил.

Пример: в одном нормативно-правовом акте установлено, что закупка товаров, работи услуг, связанных с капитальным строительством, финансируемым за счет централизованных источников, производится только по результатам конкурсных торгов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Другим нормативно-правовым актом определенному государственному органу разрешено осуществлять закупку товаров, работ и услуг, связанных с капитальным строительством, без проведения конкурса.

Проблема: данная ситуация не позволяет создать атмосферу открытости и конкуренции в сфере, а также способствует возникновению коррупционных проявлений и «картельных» соглашений в сфере государственных закупок.

Решение: нормативно-правовой акт:

закупка товаров, работи услуг, связанных с капитальным строительством, финансируемым за счет централизованных источников, производится только по результатам конкурсных торгов.

Запретить закупку товаров, работ и услуг, связанных с капитальным строительством, без проведения конкурса.

Установление излишних и необоснованных требований

Установление в нормативно-правовых актах норм, содержащих неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к физическим и юридическим лицам, может привести к тому, что физические и юридические лица будут искать меры по неисполнению этих требований без привлечения к ответственности.

По этой причине нецелесообразно принимать нормативно-правовые акты, которые могут привести к ограничению свободы физических и юридических лиц, содержащие чрезмерную избыточность правового урегулирования отношений, выражаемая в необусловленной и необоснованной регламентации их поведения и деятельности.

Пример: нормативно-правовой акт:

условиями лицензирования деятельности по повышению квалификации водителей автомототранспортных средств являются следующие:

документ об обеспеченности юридического лица на основе права собственности или иных вещных прав на период аккредитации разработанными для подготовки и переподготовки водителей автомототранспортных средств, а также отдельно для повышения их квалификации электронными учебно-методическими пособиями с трехмерным анимационным эффектом и видеоконтентом, охватывающими весь учебный процесс, в соответствии с государственными требованиями;

документ об обеспеченности юридического лица на период аккредитации единой тестирующей программой с анимационными эффектами, принадлежащему на основе права собственности или иного вещного права, для определения качества освоения знаний на курсах повышения квалификации в соответствии с государственными требованиями к повышению квалификации лиц (водителей), управляющих автомототранспортными средствами.

Проблема: на практике у большинства соискателей лицензии нет возможности представить эти документы.

Соответственно, процесс лицензирования деятельности по повышению квалификации водителей автомототранспортных средств очень сложен, лицензионные требования и условия высоки и направлены на сокращение количества организаций, которые хотят заниматься этой деятельностью, сохранение статуса монополии единой обслуживающей организации в данной сфере.

Решение: необходимо исключить из лицензионных требований и условий, установленных в нормативно-правовом акте, сложные и завышенные требования, а также правила, ограничивающие конкуренцию.

Неопределенность временных пределов

Отсутствие или неопределенность сроков, возможность необоснованного продления или сокращения сроков могут привести к коррупционным проявлениям.

Вследствие отсутствия четкого определения сроков возникает риск отложения или ускорения выполнения определенных действий со стороны государственных служащих в собственных интересах.

Пример: нормативно-правовой акт:

в решении государственного исполнителя о возбуждении исполнительного производства устанавливается максимальный срок в пятнадцать дней со дня возбуждения исполнительного производства для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Проблема: в этом случае государственный исполнитель может установить срок добровольного выполнения требований исполнительного документа исходя из собственных интересов.

Решение:внормативно-правовом акте необходимо четко определять период добровольного выполнения требований исполнительного документа.

Неопределенность размеров платежей

В целях предотвращения коррупции должны быть конкретно установлены размеры государственных пошлин, сборов и других обязательных платежей, уплачиваемых физическими и юридическими лицами.

В результате неопределенности размеров платежей государственные органы могут сократить или увеличить размер платежей в пользу собственных интересов.

Пример: органы внутренних дел выдают паспорта, по мере необходимости, не позднее 15 дней после уплаты государственной пошлины в размере от 1 до 5-кратной базовой расчетной величины (далее — БРВ).

Проблема: в связи с тем, что размер госпошлины конкретно не указан, должностное лицо может установить сумму по своему усмотрению, что может привести к коррупции.

Решение:органы внутренних дел выдают паспорта в следующих сроках и платежах:

в течение 15 дней при оплате 1-кратного БРВ;

в течение 5 дней — 3-кратного БРВ;

в течение 24 часов — 5-кратного БРВ.

Несоразмерность санкций

Неопределенные и создающие возможность широкого толкования санкции, позволяют государственным органам применять санкции к физическим и юридическим лицам исходя из своих интересов (получения взятки).

Также санкции должны быть соразмерными с социальной значимостью и последствиями соответствующего правонарушения.

Пример: нормативно-правовой акт:

осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом без лицензии — влечет наложение штрафа для граждан в размере от 20 до 100 БРВ.

Проблема: во-первых, размер штрафов завышен по отношению к социальной значимости и последствиям правонарушения, во-вторых, установлена существенно высокая разница между минимальным и м?ксимальным размером санкций без критериев их назначения.

Данная ситуация необоснованно дает должностному лицу право по своему усмотрению назначать размер санкции.

Решение № 1. четкое определение размера штрафа (например, установление штрафа в 40-кратном размере БРВ);

Решение № 2: сократить разницу между минимальным и максимальным размером санкций и установить четкие критерии их установления.

Неопределенность в источниках финансирования мероприятий.

Возложение в нормативно-правовом акте на государственный орган осуществление мероприятия, источник финансирования которого не определен, может привести к неисполнению данного мероприятия или привлечению граждан либо предпринимателей к незаконному спонсорству в определенных интересах.

Пример: нормативно-правовым актом предоставлена дополнительная государственная поддержка в виде субсидирования средств размещения в размере 10 процентов стоимости услуг по размещению (гостиничных услуг) с 1 июня 2020 года по 31 декабря 2021 года.

Проблема: не указан источник, порядок и организация, ответственная за субсидирование.

Решение: Государственному комитету по развитию туризма обеспечить за счет Фонда поддержки туристской сферы предоставление дополнительной государственной поддержки в виде субсидирования средств размещения в размере 10 процентов стоимости услуг по размещению (гостиничных услуг) с 1 июня 2020 года по 31 декабря 2021 года, в следующем порядке:

Коррупциогенные факторы, связанные

с контролем

Отсутствие порядка обжалования

Отсутствие норм об ответственности государственных органов, а также порядка обжалования их действий (решений) создает условия для злоупотребления должностными лицами своих полномочий.

Пример: в нормативно-правовом акте определен порядок проведения тестовых испытаний для поступления в соответствующее учебное заведение.

Проблема: в данном документе не предусмотрено право и порядок подачи жалоб лицами, не удовлетворенными результатами тестовых испытаний или процессом тестирования, что может привести к случаям фальсификации результатов тестирования.

Решение: нормативно-правовой акт:

В учебном заведении в период проведения тестовых испытаний создается апелляционная комиссия для рассмотрения жалоб.

Жалобы принимаются в течение двух дней с момента опубликования результатов экзаменов и рассматриваются апелляционной комиссией в течение одного дня в присутствии заявителей.

...

Пробелы в обеспечении прозрачности и общественного контроля

Общественный контроль — один из эффективных способов обеспечения прозрачности и законности.

Исходя из этого, должны быть установлены нормы, предусматривающие раскрытие информации о деятельности государственных органов и порядок предоставления ими информации по запросам физических и юридических лиц (за исключением информации, составляющей охраняемую законом тайну).

Пример: нормативно-правовой акт:

Агентство по противодействию коррупции (далее — Агентство) осуществляет свою деятельность независимо от других государственных органов, организаций и их должностных лиц.

Проблема: что подразумевается под термином «независимо» Отсутствует ли контроль над этой организацией.

Решение: нормативно-правовой акт:

Агентство осуществляет свою деятельность на основе принципов законности, объективности, подотчетности, открытости и прозрачности независимо от иных государственных органов, организаций и их должностных лиц, подчиняется Президенту Республики Узбекистан и подотчетно палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Агентство представляет отчет о своей деятельности общественности по следующим вопросам:

...

В Наблюдательный совет Агентства входят представители общественности.

Отсутствие форм и видов контроля за деятельностью государственных органов

В случае, если нормативно-правовой акт устанавливает порядок действий государственных органов и не определяет порядок контроля за их деятельностью, государственный орган может осуществлять эти действия с точки зрения собственных интересов без соблюдения процедуры, установленным соответствующим документом.

Пример: нормативно-правовой акт предусматривает, что земельные участки для предпринимательской и градостроительной деятельности предоставляются в постоянное пользование через электронный онлайн-аукцион.

Проблема: отсутствует порядок контроля за соблюдением процедур предоставления земельных участков государственными органами.

Решение: нормативно-правовой акт:

Центры государственных услуг, органы прокуратуры и органы юстиции осуществляют системный контроль и мониторинг за безусловным соблюдением государственными органами и иными организациями порядка реализации земельных участков через электронный онлайн-аукцион.

Системный контроль и мониторинг осуществляется через АИС «YERELEKTRON», без вмешательства в процесс подготовки материалов земельных участков.

...

 Комментарий LexUz
В приложение № 2 внесено изменение приказом министра юстиции Республики Узбекистан от 27 января 2022 года № 27-мх (рег. № 3287-1 от 27.01.2022 г.). Cм. текст на узбекском языке.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
к
Положению о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов

Направления

Коррупциогенные факторы

Ответ

Норма, имеющая коррупциогенный фактор и его обоснование

Коррупциогенные факторы, связанные

с устойчивостью

и правовым соответствием норм

Неправильное использование слов

да

нет

Неточное и необоснованное применение отсылочных норм

да

нет

Наличие противоречий в нормативно-правовых актах

да

нет

Коррупциогенные факторы, связанные с полномочиями, правами и обязанностями

Широта дискреционных полномочий

да

нет

Неопределенность полномочий

да

нет

Наличие дублирующих полномочий и задач государственных органов

да

нет

Принятие государственным органом нормативно-правовых актов по вопросам, не входящим в его компетенцию

да

нет

Отсутствие необходимых полномочий и ресурсов у исполнителя для выполнения задачи или поручения

да

нет

Отложенное регулирование

да

нет

Конфликт интересов

да

нет

Необоснованное установление преимуществ

да

нет

Необоснованное отложение вступления в силу нормативно-правового акта

да

нет

Несоразмерность прав и обязанностей

да

нет

Коррупциогенные факторы, связанные с административными процедурами

Отсутствие или неполнота административных процедур

да

нет

Необоснованное применение исключений из установленных правил

да

нет

Установление излишних и необоснованных требований

да

нет

Неопределенность временных пределов

да

нет

Неопределенность размеров платежей

да

нет

Несоразмерность санкций

да

нет

Неопределенность в источниках финансирования мероприятий

да

нет

Коррупциогенные факторы, связанные

с контролем

Отсутствие порядка обжалования

да

нет

Пробелы в обеспечении прозрачности и общественного контроля

да

нет

Отсутствие форм и видов контроля за деятельностью государственных органов

да

нет

 Комментарий LexUz
приложение № 4 введено приказом министра юстиции Республики Узбекистан от 27 января 2022 года № 27-мх (рег. № 3287-1 от 27.01.2022 г.). Cм. текст на узбекском языке.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
к
приказу министра юстиции Республики Узбекистан от 24 февраля 2021 года № 2-мх
1. Приказ министра юстиции Республики Узбекистан от 25 декабря 2015 года № 384-мх «Об утверждении Методики проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов» (рег. № 2745 от 25 декабря 2015 года) (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2015 г., № 51, ст. 644).
2. Приказ министра юстиции Республики Узбекистан от 1 июня 2018 года № 307-мх «О внесении изменений и дополнений в приказ «Об утверждении Методики проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов» (рег. № 2745-1 от 1 июня 2018 года) (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2018 г., № 22, ст. 467).