от 24.12.2012 г. № ЗРУ-342
Акт утратил силу 20.04.2021
 Комментарий LexUz
Настоящий Закон утратил силу в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 20 апреля 2021 года № ЗРУ-682 «О нормативно-правовых актах».
Статья 1. Внести в Закон Республики Узбекистан от 14 декабря 2000 года № 160-II «О нормативно-правовых актах» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2001 г., № 1-2, ст. 8; 2004 г., № 1-2, ст. 18; 2005 г., № 1, ст. 18) изменения и дополнения, утвердив его новую редакцию (прилагается).
 Комментарий LexUz
Конституция Республики Узбекистан;
(абзац пятый статьи 5 в редакции Закона Республики Узбекистан от 18 апреля 2018 года № ЗРУ-476 — Национальная база данных законодательства, 19.04.2018 г., № 03/18/476/1087)
Конституция и законы Республики Узбекистан, постановления палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан являются законодательными актами.
(часть третья статьи 6 в редакции Закона Республики Узбекистан от 18 апреля 2018 года № ЗРУ-476 — Национальная база данных законодательства, 19.04.2018 г., № 03/18/476/1087)
Конституция Республики Узбекистан имеет высшую юридическую силу и применяется на всей территории Республики Узбекистан.
 Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. главу 3 («Верховенство Конституции и закона») Конституции Республики Узбекистан.
 Комментарий LexUz
См. Закон Республики Узбекистан «О референдуме Республики Узбекистан».
Палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан на основе и во исполнение Конституции и законов Республики Узбекистан принимают нормативно-правовые акты в виде постановлений.
 Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. статью 7 Конституционного закона Республики Узбекистан «О Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан» и статью 7 Конституционного закона Республики Узбекистан «О Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан».
Президент Республики Узбекистан на основе и во исполнение Конституции и законов Республики Узбекистан принимает нормативно-правовые акты в виде указов и постановлений.
(статья 10 в редакции Закона Республики Узбекистан от 18 апреля 2018 года № ЗРУ-476 — Национальная база данных законодательства, 19.04.2018 г., № 03/18/476/1087)
 Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. статью 94 Конституции Республики Узбекистан.
Кабинет Министров Республики Узбекистан на основе и во исполнение Конституции и законов Республики Узбекистан, постановлений палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан принимает нормативно-правовые акты в виде постановлений.
 Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. статью 36 Закона Республики Узбекистан «О Кабинете Министров Республики Узбекистан» (новая редакция), Регламент Кабинета Министров Республики Узбекистан, утвержденный постановлением Кабинета Министров от 22 марта 2019 года № 242.
Приказы и постановления министерств, государственных комитетов и ведомств принимаются на основе и во исполнение Конституции и законов Республики Узбекистан, постановлений палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан, постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Узбекистан.
 Комментарий LexUz
 Комментарий LexUz
См. пункт 19 Положения о правовой экспертизе и государственной регистрации нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9 октября 1997 года № 469.
Решения органов государственной власти на местах принимаются на основе и во исполнение Конституции и законов Республики Узбекистан, постановлений палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан, постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Узбекистан, а также решений вышестоящих органов государственной власти на местах.
 Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. статью 6 Закона Республики Узбекистан «О государственной власти на местах».
Соотношение различных нормативно-правовых актов по их юридической силе определяется в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан, компетенцией и статусом органов, принявших нормативно-правовые акты, видами этих актов, а также датой принятия нормативно-правового акта.
 Комментарий LexUz
См. Положение о порядке подготовки и принятия программ по разработке и внесению в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проектов законов, а также мониторинга их исполнения, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 5 августа 2011 года № 227, главу 2 («Планирование законопроектной деятельности органов») Типового регламента законопроектной деятельности органов государственного и хозяйственного управления, органов исполнительной власти на местах, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17 октября 2016 года № 345 .
 Комментарий LexUz
Также см. статью 11 Закона Республики Узбекистан «О порядке подготовки проектов законов и их внесения в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан», главу 3 («Подготовка, согласование и внесение законопроектов в Кабинет Министров Республики Узбекистан») Типового регламента законопроектной деятельности органов государственного и хозяйственного управления, органов исполнительной власти на местах, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17 октября 2016 года № 345, главу 5 Регламента Кабинета Министров Республики Узбекистан, утвержденного постановлением Кабинета Министров от 22 марта 2019 года № 242, главу III («Организация подготовки проектов») Методических указаний о порядке подготовки, юридико-технического оформления и проведения правовой экспертизы проектов нормативно-правовых актов, вносимых органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах в Кабинет Министров Республики Узбекистан (рег. № 2352 от 09.04.2012 г.) и главу 2 («Подготовка проектов ведомственных нормативно-правовых актов») Правил подготовки и принятия ведомственных нормативно-правовых актов (рег. № 2565 от 28.02.2014 г.).
 Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. абзац пятый подпункта 1) пункта 10 «Положения о Министерстве юстиции Республики Узбекистан», утвержденного постановлением Президента Республики Узбекистан от 13 апреля 2018 года № ПП-3666.
Проекты законов Республики Узбекистан могут выноситься на всенародное обсуждение в порядке, установленном законом. Проекты нормативно-правовых актов выносятся на общественное или профессиональное обсуждение.
(часть вторая статьи 20 в редакции Закона Республики Узбекистан от 9 января 2018 года № ЗРУ-459 — Национальная база данных законодательства, 10.01.2018 г., № 03/18/459/0536)
(часть третья статьи 20 в редакции Закона Республики Узбекистан от 9 января 2018 года № ЗРУ-459 — Национальная база данных законодательства, 10.01.2018 г., № 03/18/459/0536)
(часть четвертая статьи 20 в редакции Закона Республики Узбекистан от 9 января 2018 года № ЗРУ-459 — Национальная база данных законодательства, 10.01.2018 г., № 03/18/459/0536)
 Комментарий LexUz
Также см. ст.ст. 14, 15 и 16 Закона Республики Узбекистан «О порядке подготовки проектов законов и их внесения в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан», главу 4 («Общественное и профессиональное обсуждение законопроектов») Типового регламента законопроектной деятельности органов государственного и хозяйственного управления, органов исполнительной власти на местах, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17 октября 2016 года № 345.
(часть вторая статьи 21 в редакции Закона Республики Узбекистан от 3 января 2017 года № ЗРУ-456 — Национальная база данных законодательства, 05.01.2018 г., № 03/18/456/0512)
 Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. «Методику оценки воздействия актов законодательства на конкуренцию» (19.04.2019 г., регистрационный № 3155).
В ходе правовой экспертизы проверяется соответствие проекта нормативно-правового акта Конституции и законам Республики Узбекистан, иным нормативно-правовым актам, имеющим по сравнению с ним более высокую юридическую силу, правилам законодательной техники, а также обоснованность и целесообразность применения отсылочных норм.
 Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. подпункт в) подпункта 2) пункта 16 «Положения о юридической службе государственных органов и организаций», утвержденного постановлением Президента Республики Узбекистан от 19 января 2017 года № ПП-2733, главу VII («Проведение правовой экспертизы проекта юридической службой разработчика») Методических указаний о порядке подготовки, юридико-технического оформления и проведения правовой экспертизы проектов нормативно-правовых актов, вносимых органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах в Кабинет Министров Республики Узбекистан (рег. № 2352 от 09.04.2012 г.).
(часть третья статьи 22 в редакции Закона Республики Узбекистан от 8 января 2019 года № ЗРУ-512 — Национальная база данных законодательства, 09.01.2019 г., № 03/19/512/2435)
(часть четвертая статьи 22 в редакции Закона Республики Узбекистан от 8 января 2019 года № ЗРУ-512 — Национальная база данных законодательства, 09.01.2019 г., № 03/19/512/2435)
 Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. Методику проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов (рег. № 2745 от 25.12.2015 г.).
 Комментарий LexUz
Также см. статью 24 Закона Республики Узбекистан «О порядке подготовки проектов законов и их внесения в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан», Методические указания о порядке подготовки, юридико-технического оформления и проведения правовой экспертизы проектов нормативно-правовых актов, вносимых органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах в Кабинет Министров Республики Узбекистан (рег. № 2352 от 09.04.2012 г.), Положение о правовой экспертизе и государственной регистрации нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств, утвержденное постановлением Кабинета Министров от 9 октября 1997 года № 469, Правила подготовки и принятия ведомственных нормативно-правовых актов (рег. № 2565 от 28.02.2014 г.) и Инструкцию о порядке подготовки, юридико-технического оформления и проведения правовой экспертизы проектов нормативно-правовых актов, принимаемых органами государственной власти на местах (рег. № 2420 от 01.02.2013 г.)
(часть первая статьи 23 в редакции Закона Республики Узбекистан от 8 января 2019 года № ЗРУ-512 — Национальная база данных законодательства, 09.01.2019 г., № 03/19/512/2435)
(часть третья статьи 23 в редакции Закона Республики Узбекистан от 8 января 2019 года № ЗРУ-512 — Национальная база данных законодательства, 09.01.2019 г., № 03/19/512/2435)
 Комментарий LexUz
См. Совместное постановление Кенгаша Законодательной палаты и Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 15 сентября 2015 года № 220-III/ПК-41-III «Об утверждении Положения о порядке участия представителей субъекта права законодательной инициативы при рассмотрении проекта закона в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Методики проведения сравнительного анализа положений международных документов и законодательства зарубежных стран при подготовке проектов законов», Основные требования, предъявляемые к концепции законопроекта, пояснительной записке, аналитическим и информационным материалам, прилагаемым к законопроекту, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17 октября 2016 года № 345.
 Комментарий LexUz
Также см. ст.ст. 19—22 Закона Республики Узбекистан «О порядке подготовки проектов законов и их внесения в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан», Правила юридико-технического оформления законопроектов, вносимых в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан, и законов, представленных в Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, утвержденными Совместным постановлением Кенгаша Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 30 декабря 2010 года № 237-II/,150-II, пункты 18—54 Методических указаний о порядке подготовки, юридико-технического оформления и проведения правовой экспертизы проектов нормативно-правовых актов, вносимых органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах в Кабинет Министров Республики Узбекистан (рег. № 2352 от 09.04.2012 г.), пункт 8 Положения о правовой экспертизе и государственной регистрации нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств, утвержденного постановлением Кабинета Министров от 9 октября 1997 года № 469 и пункты 29—38 Правил подготовки и принятия ведомственных нормативно-правовых актов (рег. № 2565 от 28.02.2014 г.) и Инструкцию о порядке подготовки, юридико-технического оформления и проведения правовой экспертизы проектов нормативно-правовых актов, принимаемых органами государственной власти на местах (рег. № 2420 от 01.02.2013 г.)
 Комментарий LexUz
См. ст. 181 Закона Республики Узбекистан «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» .
(статья 24 дополнена частью одиннадцатой Законом Республики Узбекистан от 11 декабря 2014 года № ЗРУ-381 — СЗ РУ, 2014 г., № 50, ст. 588)
(статья 24 дополнена частью двенадцатой Законом Республики Узбекистан от 14 сентября 2017 года № ЗРУ-446 — СЗ РУ, 2017 г., № 37, ст. 978)
(абзац пятый статьи 26 в редакции Закона Республики Узбекистан от 18 апреля 2018 года № ЗРУ-476 — Национальная база данных законодательства, 19.04.2018 г., № 03/18/476/1087)
 Комментарий LexUz
См. Положение о правовой экспертизе и государственной регистрации нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств, утвержденное постановлением Кабинета Министров от 9 октября 1997 года № 469, постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 мая 2000 года № 197 «О совершенствовании порядка принятия нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств» и Правила подготовки и принятия ведомственных нормативно-правовых актов (рег. № 2565 от 28.02.2014 г.).
(часть четвертая статьи 28 в редакции Закона Республики Узбекистан от 14 сентября 2017 года № ЗРУ-446 — СЗ РУ, 2017 г., № 37, ст. 978)
 Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. Закон Республики Узбекистан «О распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней», Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по реализации Закона Республики Узбекистан «О распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней».
Официальными источниками опубликования Конституции и законов Республики Узбекистан, постановлений палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указов и постановлений Президента Республики Узбекистан являются «Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан», «Собрание законодательства Республики Узбекистан», газеты «Халқ сўзи» и «Народное слово», Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан.
(часть первая статьи 29 в редакции Закона Республики Узбекистан от 18 апреля 2018 года № ЗРУ-476 — Национальная база данных законодательства, 19.04.2018 г., № 03/18/476/1087)
(текст статьи 29 в редакции Закона Республики Узбекистан от 23 сентября 2016 года № ЗРУ-411— СЗ РУ, 2016 г., № 39, ст. 457)
 Комментарий LexUz
В соответствии с пунктом 18 Положения о правовой экспертизе и государственной регистрации нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств, утвержденного постановлением Кабинета Министров от 9 октября 1997 г. № 469 и пунктом 121 Правил подготовки и принятия ведомственных нормативно-правовых актов (рег. № 2565 от 28.02.2014 г.) Министерство юстиции Республики Узбекистан вправе приостановить действие нормативно-правового акта или его структурной единицы в случае возникновения спорных вопросов, а также выявления новых обстоятельств, связанных с применением ведомственного нормативно-правового акта.
 Комментарий LexUz
В соответствии со статьей 109 Конституции Республики Узбекистан Конституционный суд Республики Узбекистан определяет соответствие Конституции Республики Узбекистан, законов Республики Узбекистан и постановлений палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указов Президента Республики Узбекистан, постановлений правительства и местных органов государственной власти, межгосударственных договорных и иных обязательств Республики Узбекистан.
 Комментарий LexUz
В соответствии со статьей 26 Закона Республики Узбекистан «О государственной власти на местах» Олий Мажлис Республики Узбекистан отменяет решения областного, районного, городского Кенгашей народных депутатов, противоречащие Конституции и законам Республики Узбекистан, указам, постановлениям и распоряжениям Президента Республики Узбекистан. Также Президент Республики Узбекистан, Кабинет Министров Республики Узбекистан приостанавливают и отменяют акты хокимов, противоречащие Конституции, законам Республики Узбекистан, указам, постановлениям и распоряжениям Президента Республики Узбекистан, актам правительства, а также государственным интересам Республики Узбекистан.
 Комментарий LexUz
В соответствии со статьей 93 Конституции Республики Узбекистан Президент Республики Узбекистан вправе приостанавливать, отменять акты органов государственного управления республики, а также хокимов. Также в соответствии со статьей 35 Закона Республики Узбекистан «О Кабинете Министров Республики Узбекистан» (новая редакция) Президент Республики Узбекистан вправе отменять постановления, распоряжения Кабинета Министров и распоряжения Премьер-министра, исходя из статьи 93 Конституции Республики Узбекистан.
 Комментарий LexUz
В соответствии со статьями 42 и 43 Закона Республики Узбекистан «О Кабинете Министров Республики Узбекистан» Кабинет Министров Республики Узбекистан имеет право отменять акты министерств, государственных комитетов, ведомств и других органов государственного и хозяйственного управления в случае их противоречия законодательству, а также приостанавливать и отменять решения и распоряжения хокимов областей и города Ташкента, противоречащие законодательству.
 Комментарий LexUz
В соответствии со статьей 24 Закона Республики Узбекистан «О государственной власти на местах» Кенгаш народных депутатов вправе отменить несоответствующие законодательству Республики Узбекистан решения хокима и нижестоящего Кенгаша. Также, согласно статье 25 названного Закона, хоким отменяет решения нижестоящих хокимов и вносит представления в Кенгаш народных депутатов об отмене актов нижестоящих Кенгашей народных депутатов, если они противоречат Конституции Республики Узбекистан, законам и актам палат Олий Мажлиса, Президента Республики Узбекистан, Кабинета Министров, а также решениям вышестоящего Кенгаша народных депутатов и хокима.
 Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. главы 7 («Внесение изменений и дополнений в законодательные акты») и 8 («Перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу») Правил юридико-технического оформления законопроектов, вносимых в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан, и законов, представленных в Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, утвержденных Совместным постановлением Кенгаша Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 30 декабря 2010 года № 237-II/150-II, глава VI («Особенности подготовки проектов о внесении изменений и дополнений в подзаконные акты, а также признании их утратившими силу») Методических указаний о порядке подготовки, юридико-технического оформления и проведения правовой экспертизы проектов нормативно-правовых актов, вносимых органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах в Кабинет Министров Республики Узбекистан (рег. № 2352 от 09.04.2012 г.), пункты 109 —119 Правил подготовки и принятия ведомственных нормативно-правовых актов (рег. № 2565 от 28.02.2014 г.) и Инструкцию о порядке подготовки, юридико-технического оформления и проведения правовой экспертизы проектов нормативно-правовых актов, принимаемых органами государственной власти на местах (рег. № 2420 от 01.02.2013 г.).
(часть вторая статьи 37 в редакции Закона Республики Узбекистан от 14 сентября 2017 года № ЗРУ-446 — СЗ РУ, 2017 г., № 37, ст. 978)
 Комментарий LexUz
См. Закон Республики Узбекистан «О распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней», Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по реализации Закона Республики Узбекистан «О распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней».
Кабинет Министров Республики Узбекистан организует и обеспечивает исполнение Конституции и законов Республики Узбекистан, постановлений палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указов и постановлений Президента Республики Узбекистан, постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан на всей территории Республики Узбекистан.
(часть первая статьи 38 в редакции Закона Республики Узбекистан от 18 апреля 2018 года № ЗРУ-476 — Национальная база данных законодательства, 19.04.2018 г., № 03/18/476/1087)
 Комментарий LexUz
Также см. статью 3 Закона Республики Узбекистан «О Кабинете Министров Республики Узбекистан» (новая редакция) и пункт 2 Регламента Кабинета Министров Республики Узбекистан, утвержденного постановлением Кабинета Министров от 22 марта 2019 года № 242.
 Комментарий LexUz
Также см. статью 1 Закона Республики Узбекистан «О государственной власти на местах».
ведут в установленном порядке систематизированный учет нормативно-правовых актов.
ведут в установленном порядке систематизированный учет нормативно-правовых актов.
См. предыдущую редакцию.
(часть вторая статьи 42 исключена Законом Республики Узбекистан от 10 августа 2015 года № ЗРУ-389 — СЗ РУ, 2015 г., № 32, ст. 425)
См. предыдущую редакцию.
(часть третья статьи 42 исключена Законом Республики Узбекистан от 10 августа 2015 года № ЗРУ-389 — СЗ РУ, 2015 г., № 32, ст. 425)
 Комментарий LexUz
См. «Положение о порядке проведения правового мониторинга исполнения нормативно-правовых актов», утвержденное постановлением Президента Республики Узбекистан от 2 ноября 2019 года № ПП-4505.
Официальное толкование норм Конституции и законов Республики Узбекистан дает Конституционный суд Республики Узбекистан.
 Комментарий LexUz
См. Закон Республики Узбекистан «О распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней», Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по реализации Закона Республики Узбекистан «О распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней».