Комментарий LexUz
Настоящий Порядок фактически утратил свое значение в связи с государственной регистрацией Порядка учета экспортных и бартерных контрактов и контроля за их исполнением, утвержденного Центральным банком Республики Узбекистан от 28 марта 1998 г. № 393 (рег. № 465 от 03.08.1998 г.) и выведен из Государственного реестра 28 октября 1998 г.
В соответствии с пунктом 4 «Положения о валютном контроле по экспортно-импортным операциям» устанавливается следующий Порядок учета уполномоченными банками контрактов по экспорту товаров, работ и услуг, заключаемых предприятиями, объединениями и организациями всех видов и форм собственности (в дальнейшем — предприятия), а также физическими лицами с их иностранными партнерами.
1. Все без исключения экспортные контракты, в том числе прошедшие регистрацию в Министерстве внешних экономических связей, учитываются в уполномоченных банках.
2. Контракты, подлежащие регистрации в МВЭС в соответствии с установленным им порядком, подлежат учету только после регистрации их в МВЭС.
До реализации товара, а также выполнения работ, услуг (далее именуемые товарами) предприятие представляет своему обслуживающему банку один экземпляр и копию контракта (договора).
Банк, обслуживающий предприятие, рассмотрев контракт (договор), проставляет подпись ответственного работника и штамп учреждения банка на экземпляре контракта и его копиях, после чего возвращает контракт предприятию, а копию контракта подшивает в дело, открываемое в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка.
Предприятие при таможенном оформлении товара вместе с грузовой таможенной декларацией представляет таможенным службам на местах экземпляр договора с печатью и подписью ответственного лица обслуживающего банка.
Таможенные службы на местах в установленном порядке проводят сверку договоров с отметкой обслуживающих банков с грузовыми таможенными декларациями (ГТД), представленными предприятиями для пропуска товара через границу. При отсутствии расхождений выпуск товара осуществляется в установленном порядке, а данные ГТД вносятся в реестр ГТД по установленной форме. При наличии расхождений таможенные службы на местах возвращают представленные предприятиями документы для переоформления.
3. Контракты по экспорту, заключенные в свободно конвертируемой валюте, учитываются на внебалансовом счете № 9967 «Учет средств по экспортным контрактам в свободно конвертируемой валюте».
Учет экспортных контрактов, заключенных в свободно конвертируемой валюте ведется в условных сумах, при этом за 1 сум принимается 1 денежная единица в валюте контракта. Например, если стоимость контракта равна 10.000 долларов США, на внебалансовом счете № 9967 отражается 10.000 сумов; если стоимость контракта составляет 20.000 немецких марок, на внебалансовом счете № 9967 отражается 20.000 сумов.
В аналитическом учете открываются отдельные лицевые счета для каждого предприятия, физического лица и контракта.
4. По приходу внебалансового счета отражаются суммы выручки в свободно конвертируемой валюте согласно заключенного контракта, а по расходу — суммы валютной выручки, фактически поступившей на счета предприятий по данному контракту.
5. В соответствующих отделах и управлениях уполномоченных банков на каждое предприятие открываются дела, в которые подшиваются:
выписка из реестра Государственного налогового комитета о фактическом вывозе товара за пределы республики;
выписки из лицевых счетов о поступлении выручки на транзитный валютный счет предприятия, об обязательной продаже части выручки Центральному банку в установленном порядке и о зачислении остатка средств, полученных предприятием по данному экспортному контракту, на его текущий счет;
переписка с предприятием, его вышестоящей организацией, физическими лицами и Государственным налоговым комитетом по вопросам, касающимся контракта.
6. Данные учета используются уполномоченными банками для осуществления надлежащего контроля за исполнением контрактов, своевременным и полным поступлением выручки в свободно конвертируемой валюте на валютный счет предприятия в учреждении уполномоченного банка.
В случае непоступления или неполного поступления экспортной выручки в срок, превышающий 60 дней с даты пересечения товара границы Республики Узбекистан, в соответствии с грузовой таможенной декларацией, уполномоченный банк в месячный срок информирует налоговые органы на местах для принятия мер. Копия письма направляется Департаменту валютного регулирования и внешних связей Центрального банка Республики Узбекистан и Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан.
7. Ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, уполномоченные банки высылают Департаменту валютного регулирования и внешних связей Центрального банка Республики Узбекистан данные об учете экспортных контрактов и поступления валютной выручки по экспортным операциям по форме, приведенной в приложении № 1, с учетом правил заполнения, согласно приложению 2.
В таблицу по форме, приведенной в приложении № 1, включается информация об экспортных контрактах, в условиях которых платеж осуществляется в свободно конвертируемой валюте.
В строке 1 указываются данные о принятых на учет контрактах (нарастающим итогом с начала года, с учетом переходящего остатка) в уполномоченном банке, включая отделения (управления) на территории Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента.
В строке 2 указываются данные о принятых на учет контрактах на отчетную дату, по которым не наступили сроки поступления выручки, в соответствии с пунктом 6 Порядка учета экспортных контрактов, заключенных в свободно конвертируемой валюте.
В строке 3 указывается общая сумма поступившей экспортной выручки в свободно конвертируемой валюте нарастающим итогом с начала года, с учетом переходящего остатка истекшего года.