Для получения доступа к этой функции Вам необходимо авторизоваться!
Хотите зарегистрироваться? Либо войти под своим логином?

Авторизоваться Зарегистрироваться

Акты налогового законодательства, не указанные в частях пятой и шестой настоящей статьи, вступают в силу со дня их официального опубликования, если в самих актах не указан более поздний срок.
Положения части второй настоящей статьи не распространяются на налогового резидента государства, с которым заключен международный договор Республики Узбекистан, если налоговый резидент использует положения этого международного договора в интересах другого лица, не являющегося налоговым резидентом того государства, с которым заключен этот международный договор.
Положения частей пятой — двенадцатой настоящей статьи применяются для определения лица, имеющего фактическое право на получение дохода из источника выплаты в соответствии с международным договором Республики Узбекистан.
Налогоплательщики в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, направляют налоговым органам документы в порядке, аналогичном указанному в частях второй — четвертой настоящей статьи. При этом такие документы считаются полученными налоговыми органами в день отправки при направлении документов через персональный кабинет налогоплательщика, через пять дней — при направлении документов по почте.
Налогоплательщики — юридические лица, помимо обязанностей, предусмотренных частью первой настоящей статьи, обязаны сообщать налоговым органам по месту своего учета обо всех своих обособленных подразделениях и изменениях в ранее сообщенных сведениях об обособленных подразделениях в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения или изменения указанных сведений.
Иностранные юридические лица, имеющие недвижимое имущество, в соответствии с настоящим Кодексом признаваемое объектом налогообложения, помимо обязанностей, предусмотренных настоящей статьей, обязаны в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, сообщать в налоговый орган по месту нахождения объекта недвижимого имущества сведения об участниках этого иностранного юридического лица. Иностранные структуры без образования юридического лица в указанных обстоятельствах должны сообщать сведения о своих учредителях, бенефициарах и управляющих. При наличии у иностранного юридического лица (иностранной структуры без образования юридического лица) нескольких объектов имущества, указанного в настоящей части, сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения одного из объектов имущества по выбору этого лица.
Положения части второй настоящей статьи применяются с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, и положений международных договоров Республики Узбекистан по вопросам налогообложения.
Физическое лицо по его заявлению в налоговые органы может быть признано налоговым резидентом Республики Узбекистан до истечения двенадцатимесячного срока, указанного в части второй настоящей статьи, если это лицо представит долгосрочный трудовой контракт или иной документ, подтверждающий выполнение условий, предусмотренных частями второй — четвертой настоящей статьи.
3) в качестве члена семьи лиц, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части, при условии, что таким лицом не осуществлялась предпринимательская деятельность.
Если положения части девятой настоящей статьи не позволяют однозначно определить время фактического нахождения физического лица на территории Республики Узбекистан, физическое лицо представляет в налоговый орган документы (либо их копии), подтверждающие место его фактического нахождения в течение календарного года (годов), а также любые другие документы (либо их копии), которые могут служить основанием для определения места его фактического нахождения:
В целях пункта 3 части первой настоящей статьи место фактического управления иностранным юридическим лицом определяется в соответствии с положениями статьи 34 настоящего Кодекса.
Выполнение условий, указанных в части первой настоящей статьи должно быть документально подтверждено.
Если документально подтверждено, что условия, установленные пунктами 1 и (или) 2 части первой настоящей статьи, выполняются одновременно в отношении как Республики Узбекистан, так и какого-либо иностранного государства, Республика Узбекистан признается местом управления иностранным юридическим лицом, если в отношении него выполняется хотя бы одно из следующих условий:
Если одним или несколькими взаимосвязанными иностранными юридическими лицами оказываются услуги на строительной площадке или ином объекте, указанном в пункте 1 части третьей настоящей статьи, в разные периоды времени, каждый из которых в отдельности не превышает срок или сроки, указанные в пунктах 1 и 2 части третьей настоящей статьи, то периоды деятельности по таким услугам добавляются к совокупному периоду времени, в течение которого осуществлялась деятельность на этой строительной площадке или ином объекте.
6) содержание постоянного места деятельности исключительно для любого сочетания видов деятельности, упомянутых в пунктах 1 — 5 настоящей части, при условии, что совокупная деятельность этого постоянного места деятельности, возникающая из такого сочетания, носит подготовительный или вспомогательный характер. При этом деятельность подготовительного и вспомогательного характера должна осуществляться для самого нерезидента Республики Узбекистан, а не для третьих лиц.
Положения части пятой настоящей статьи не применяются к постоянному месту предпринимательской деятельности, которое используется или содержится иностранным юридическим лицом, если это иностранное юридическое лицо или взаимосвязанное с ним лицо осуществляет предпринимательскую деятельность через это или другое место в Республике Узбекистан, и если выполняется хотя бы одно из следующих условий:
Положения части шестой настоящей статьи применяются, если предпринимательская деятельность, осуществляемая двумя лицами, в том числе иностранными юридическими лицами, через постоянное место или этим же лицом или взаимосвязанным с ним лицом через оба места, представляет собой взаимодополняющие функции в рамках общей предпринимательской деятельности.
Положения части девятой настоящей статьи не применяются, если иностранное юридическое лицо осуществляет деятельность в Республике Узбекистан через независимого агента, действующего на основании договора комиссии (поручения) или иного аналогичного договора и не уполномоченного подписывать контракты от имени этого иностранного юридического лица. При этом, если такой агент действует преимущественно от имени одного или нескольких взаимосвязанных с ним иностранных юридических лиц, это лицо считается зависимым агентом.
Если исполняются несколько условий, указанных в части четырнадцатой настоящей статьи, датой начала осуществления деятельности нерезидента в Республике Узбекистан признается наиболее ранняя из этих дат, но не ранее чем наступившая первой из дат, указанных в пунктах 2 и 3 части четырнадцатой настоящей статьи.
Если иностранное юридическое лицо имеет зарегистрированное постоянное учреждение, осуществляющее деятельность, указанную в частях второй, третьей или восьмой настоящей статьи, и осуществляет такую же или аналогичную деятельность по месту, отличному от места регистрации этого постоянного учреждения, осуществление такой деятельности также приводит к образованию постоянного учреждения, подлежащего регистрации с даты начала осуществления этой деятельности.
Если после исключения постоянного учреждения из Единого реестра налогоплательщиков Республики Узбекистан в течение двенадцатимесячного периода иностранное юридическое лицо возобновляет деятельность, указанную в частях второй или третьей настоящей статьи, оно признается образовавшим постоянное учреждение и подлежит регистрации в качестве налогоплательщика с даты возобновления такой деятельности.
С учетом частей первой и второй настоящей статьи в целях настоящего Кодекса взаимосвязанными лицами признаются:
Признание лиц взаимосвязанными по иным основаниям, не предусмотренным частью третьей настоящей статьи, если отношения между этими лицами обладают признаками, указанными в частях первой и второй настоящей статьи, осуществляется судом.
Для целей части первой настоящей статьи доля участия в иностранной компании определяется в порядке, предусмотренном статьей 38 настоящего Кодекса.
Для физических лиц, указанных в части первой настоящей статьи, доли участия учитываются совокупно с лицами, указанными в пункте 11 части третьей статьи 37 настоящего Кодекса.
Лицо не признается контролирующим лицом иностранной компании, если его участие в ней реализовано исключительно через прямое и (или) косвенное участие в одном или нескольких юридических лицах Республики Узбекистан, являющихся эмитентами ценных бумаг, которые (либо депозитарные расписки на которые) прошли процедуру листинга и (или) были допущены к обращению на биржах, имеющих соответствующую лицензию или включенных в перечень иностранных финансовых посредников, и если это лицо не признается контролирующим лицом в соответствии с частями пятой — двенадцатой настоящей статьи. При этом под иностранными финансовыми посредниками понимаются иностранные фондовые биржи и иностранные депозитарно-клиринговые организации, включенные в перечень, утверждаемый уполномоченным органом по развитию рынка ценных бумаг Республики Узбекистан.
Контролирующим лицом иностранной компании также признается лицо, в отношении доли участия которого в компании не соблюдаются условия, установленные частью первой настоящей статьи, но при этом осуществляющее контроль над этой компанией в собственных интересах или в интересах лиц, указанных в пункте 11 части третьей статьи 37 настоящего Кодекса.
Если иное не предусмотрено частью одиннадцатой настоящей статьи, учредитель (основатель) иностранной структуры без образования юридического лица не признается контролирующим лицом этой структуры, если в отношении него одновременно соблюдаются все следующие условия:
Предусмотренное пунктом 3 части девятой настоящей статьи условие признается выполненным, если учредитель (основатель) иностранной структуры без образования юридического лица не имеет право получать в собственность активы этой структуры. При этом ограничение на получение полностью или частично в собственность активов этой структуры на протяжении всего периода ее существования, а также в случае ее прекращения (ликвидации, расторжения договора) должно быть подтверждено законодательством иностранного государства (территории), в котором создана эта структура, и (или) ее учредительными документами.
Лицо, указанное в части девятой настоящей статьи, признается контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица, если оно сохраняет за собой право получить любое из прав, указанных в пунктах 1 — 3 части девятой настоящей статьи.
Налоговый резидент Республики Узбекистан вправе самостоятельно признать себя контролирующим лицом иностранной компании по основаниям, предусмотренным частями первой или пятой настоящей статьи, или иностранной структуры без образования юридического лица по основаниям, предусмотренным частями девятой или двенадцатой настоящей статьи. В таких случаях лицо, признавшее себя контролирующим лицом, направляет в налоговый орган по месту своего учета соответствующее уведомление в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Указанные в части первой настоящей статьи доходы признаются дивидендами при условии, что они выплачиваются пропорционально долям акционеров (участников) в уставном фонде (уставном капитале) юридического лица, выплачивающего такие доходы.
При реализации товаров (услуг) правила, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, не применяются, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.
Иностранные юридические лица, подлежащие постановке на учет в соответствии со статьей 279 настоящего Кодекса, счета-фактуры не выставляют, реестры покупок, реестры продаж, журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур в части оказания услуг, указанных в статье 282 настоящего Кодекса, не ведут.
Для целей определения процентов по договору займа, если иное не предусмотрено частями третьей и четвертой настоящей статьи, стоимость ценных бумаг, переданных по договору займа, принимается равной рыночной цене соответствующих ценных бумаг на дату заключения договора, а при отсутствии рыночной цены — расчетной цене. При этом рыночная цена и расчетная цена ценных бумаг определяются в соответствии с правилами, установленными Особенной частью настоящего Кодекса.
Положения части восьмой настоящей статьи применяются также в случаях, когда:
См. предыдущую редакцию.
(часть вторая статьи 56 в редакции Закона Республики Узбекистан от 10 марта 2020 года № ЗРУ-607 — Национальная база данных законодательства, 11.03.2020 г., № 03/20/607/0279)
Персональный кабинет налогоплательщика используется иностранным юридическим лицом, состоящим на учете в налоговом органе в соответствии с частями седьмой и тринадцатой статьи 129 настоящего Кодекса, для получения от налогового органа документов и представления в налоговый орган документов (информации) и сведений относительно оказания услуг в электронной форме, указанных в статье 282 настоящего Кодекса.
Доступ к персональному кабинету налогоплательщика предоставляется иностранным юридическим лицам со дня их постановки на учет в налоговых органах в порядке, предусмотренном частью седьмой статьи 129 настоящего Кодекса. При снятии такого иностранного юридического лица с учета в налоговом органе доступ к персональному кабинету налогоплательщика сохраняется для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых налоговым законодательством.
Лица, указанные в части первой настоящей статьи, признаются осуществляющими деятельность в социальной сфере при условии, что доходы от соответствующих видов деятельности с учетом доходов в виде безвозмездно полученного имущества, составляют не менее 90 процентов их совокупного годового дохода.
Все показатели, предусмотренные частью седьмой настоящей статьи, рассчитываются по итогам года, предшествующего году, в котором документы для регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков представляются в налоговый орган.
В соответствии с договором о создании консолидированной группы налогоплательщиков юридические лица, удовлетворяющие условиям, установленным статьей 62 настоящего Кодекса, объединяются на добровольной основе в целях исчисления и уплаты налога на прибыль по консолидированной группе налогоплательщиков в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом.
3) документы, подтверждающие выполнение условий, предусмотренных частями третьей, пятой, седьмой и девятой статьи 62 настоящего Кодекса, заверенные ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков. К таким документам относятся, в частности, копии платежных поручений на уплату налогов, указанных в пункте 1 части седьмой статьи 62 настоящего Кодекса (копии решений налогового органа о проведении зачета по этим налогам), бухгалтерских балансов, отчетов о финансовых результатах за предшествующий календарный год для каждого из участников группы;
Документы, указанные в части первой настоящей статьи, представляются в налоговый орган не позднее 30 октября года, предшествующего налоговому периоду, начиная с которого исчисляется и уплачивается налог на прибыль по консолидированной группе налогоплательщиков.
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в течение пятнадцати дней со дня представления в налоговый орган документов, указанных в части первой настоящей статьи, производит регистрацию договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков или принимает мотивированное решение об отказе в его регистрации. При обнаружении нарушений, устранимых в пределах срока, установленного настоящей частью, налоговый орган обязан уведомить о них ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков. До истечения срока, установленного настоящей частью, ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе устранить выявленные нарушения.
При соблюдении условий, предусмотренных статьей 62, частью третьей статьи 63 настоящего Кодекса и частями первой и второй настоящей статьи, налоговый орган обязан зарегистрировать договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков.
При удовлетворении заявления (жалобы) налоговый орган обязан зарегистрировать этот договор, а консолидированная группа налогоплательщиков признается созданной с первого числа календарного года, следующего за годом, в котором она подлежала регистрации в соответствии с частью четвертой настоящей статьи. Указанное положение применяется, если для регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков не имеется иных препятствий, установленных настоящей главой.
4) документы, подтверждающие выполнение условий, предусмотренных статьей 62 настоящего Кодекса, с учетом внесенных изменений в договор.
Налоговый орган обязан зарегистрировать соглашение об изменении договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков в течение десяти дней со дня представления документов, указанных в части шестой настоящей статьи, и выдать уполномоченному представителю ответственного участника указанной группы один экземпляр изменений с отметкой о регистрации.
1) невыполнение условий, предусмотренных статьей 62 настоящего Кодекса, в отношении хотя бы одного участника консолидированной группы налогоплательщиков;
Участник консолидированной группы налогоплательщиков, соответствующий условиям, предусмотренным статьей 62 настоящего Кодекса для участников такой группы, не вправе добровольно прекратить свое участие в группе в течение срока действия договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков.
5) в случае несоблюдения условий, предусмотренных статьей 62 настоящего Кодекса, незамедлительно уведомить ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков и налоговый орган, в котором зарегистрирован договор о создании указанной группы;
1) с начала того налогового периода по налогу на прибыль, в котором оно вышло из состава консолидированной группы, внести в налоговый учет изменения, направленные на соблюдение требований раздела II настоящего Кодекса по налоговому учету налогоплательщика, не являющегося участником консолидированной группы налогоплательщиков;
Помимо прав и обязанностей, предусмотренных статьей 66 настоящего Кодекса, ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков имеет права и несет обязанности, установленные настоящей статьей.
При наличии обстоятельства, указанного в пункте 2 части первой настоящей статьи, ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков обязан направить в налоговый орган, зарегистрировавший договор о ее создании, решение о прекращении действия консолидированной группы, подписанное уполномоченными представителями всех юридических лиц — участников. Такое решение направляется в указанный налоговый орган в срок не позднее пяти дней со дня его принятия.
При наличии обстоятельств, указанных в пунктах 1, 3 — 7 части первой настоящей статьи, ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков обязан направить в налоговый орган, зарегистрировавший договор о ее создании, уведомление с указанием даты возникновения таких обстоятельств. Такое уведомление составляется в произвольной форме и направляется в указанный налоговый орган в срок не позднее пяти дней со дня возникновения соответствующего обстоятельства.
Налоговый орган в течение пяти дней с даты получения документов, указанных в частях третьей или четвертой настоящей статьи, направляет информацию о прекращении действия консолидированной группы налогоплательщиков в налоговые органы по месту нахождения юридических лиц — участников консолидированной группы налогоплательщиков.
При наличии основания, предусмотренного пунктом 3 части первой настоящей статьи, консолидированная группа налогоплательщиков прекращает действие с первого числа отчетного периода по налогу на прибыль, в котором вступило в законную силу указанное решение суда.
При наличии основания, предусмотренного пунктом 4 части первой настоящей статьи, консолидированная группа налогоплательщиков прекращает действие с первого числа налогового периода по налогу на прибыль, в котором было нарушено условие, установленное статьей 65 настоящего Кодекса.
При наличии основания, предусмотренного пунктами 5, 6 или 7 части первой настоящей статьи, консолидированная группа налогоплательщиков прекращает действие с первого числа календарного года, в котором возникло соответствующее обстоятельство.
Предусмотренные частями четвертой и пятой настоящей статьи правила не применяются в отношении определения первого налогового периода по налогу на прибыль для иностранных юридических лиц, самостоятельно признавших себя налоговыми резидентами Республики Узбекистан в порядке, установленном настоящим Кодексом, и деятельность которых на дату такого признания не приводила к образованию постоянного учреждения в Республике Узбекистан.
Предусмотренные частью девятой настоящей статьи правила не применяются в отношении юридических лиц, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одно или несколько юридических лиц.
Налоговые льготы по отдельным налогам, за исключением налога на добавленную стоимость, акцизного налога при производстве и (или) реализации подакцизной продукции и налога за пользование недрами, с учетом положений части шестой настоящей статьи могут предоставляться решениями Президента Республики Узбекистан только в виде снижения установленной налоговой ставки, но не более чем на 50 процентов и сроком не более чем на три года.
Если иное не установлено частью четвертой настоящей статьи, учет в целях налогообложения основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерского учета и учетной документации устанавливается законодательством о бухгалтерском учете.
Положения частей третьей и четвертой настоящей статьи не применяются к представлению информации, отнесенной к государственным секретам.
Если обстоятельства, указанные в части первой настоящей статьи, не привели к занижению исчисленной суммы налога, налогоплательщик вправе внести в ранее представленную им налоговую отчетность необходимые исправления и представить в налоговый орган уточненную налоговую отчетность. При этом уточненная налоговая отчетность, представленная после истечения установленного срока ее представления, не считается представленной с нарушением срока.
В случаях, предусмотренных частью второй статьи 84 настоящего Кодекса, срок исковой давности увеличивается на срок действия условий, с которыми налоговое законодательство связывает применение налогоплательщиком налоговой ставки, размера уплачиваемого налога, налоговой льготы, налогового вычета и (или) изменение срока уплаты налога.
Правило, указанное в части девятой настоящей статьи, применяется также в ситуации, когда разделительный баланс исключает возможность исполнения в полном объеме хотя бы одним правопреемником приходящейся на него части налогового обязательства реорганизованного юридического лица, если такая реорганизация была направлена на неисполнение налогового обязательства.
1) ликвидации юридического лица — в части его налоговой задолженности, не погашенной в порядке, предусмотренном статьей 91 настоящего Кодекса, по причине недостаточности имущества юридического лица и (или) невозможности ее погашения учредителями (участниками) этого юридического лица в пределах и порядке, установленных законодательством;
3) смерти физического лица или объявления физического лица умершим — в части его налоговой задолженности, не погашенной в порядке, предусмотренном статьей 94 настоящего Кодекса, по причине недостаточности его имущества, в том числе — в случае перехода наследства в собственность государства;
5) снятия с учета в налоговом органе иностранного юридического лица в соответствии с частью седьмой статьи 129 настоящего Кодекса — в части его налоговой задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества постоянного учреждения и невозможности ее погашения со стороны юридического лица — нерезидента Республики Узбекистан в пределах и порядке, установленных законодательством. Указанная налоговая задолженность, признанная безнадежной к взысканию, подлежит восстановлению при повторной постановке этого иностранного юридического лица в налоговом органе по основаниям, предусмотренным частью седьмой статьи 129 настоящего Кодекса.
Изменение срока уплаты налога по решению органов, указанных в статье 99 настоящего Кодекса, может быть обеспечено залогом имущества, поручительством либо банковской гарантией в соответствии со статьями 107 — 109 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей главой.
3) в течение трех лет, предшествующих дню подачи этим лицом заявления об изменении срока уплаты налога, органом, указанным в статье 99 настоящего Кодекса, было вынесено решение о прекращении действия ранее предоставленной отсрочки или рассрочки в связи с нарушением условий соответствующего изменения срока уплаты налога;
Условия, указанные в части первой настоящей статьи, не распространяются на случаи, предусмотренные частью второй статьи 99 настоящего Кодекса.
При наличии обстоятельств, указанных в части первой настоящей статьи, решение об изменении срока уплаты налога не может быть принято, а принятое решение подлежит отмене.
1) по налогам, указанным в пунктах 1 — 5 части первой статьи 17 настоящего Кодекса, — Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей части и частью второй настоящей статьи);
2) по налогам, указанным в пунктах 6 — 8 части первой статьи 17 настоящего Кодекса, и налогу с оборота — органы государственной власти на местах в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан. В отношении таких налогов отсрочка или рассрочка может быть предоставлена на срок до двух лет;
Кабинет Министров Республики Узбекистан вправе предоставить налогоплательщику отсрочку или рассрочку на срок до трех лет по любому налогу, указанному в статье 17 настоящего Кодекса. Кабинет Министров Республики Узбекистан при предоставлении отсрочки или рассрочки вправе отступить от ограничений, установленных частью первой статьи 98 настоящего Кодекса.
При наличии оснований, указанных в пунктах 1, 3 — 6 части второй настоящей статьи, отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена:
Если отсрочка или рассрочка по уплате налогов предоставлена по основаниям, указанным в пунктах 1 или 2 части второй настоящей статьи, проценты на сумму задолженности не начисляются.
Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставлена по основаниям, указанным в пунктах 3 — 6 части второй и (или) части четвертой настоящей статьи, на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной ставке рефинансирования Центрального банка Республики Узбекистан, действовавшей в период отсрочки или рассрочки.
Указанные в части третьей настоящей статьи документы составляются органом государственной власти на местах или органами в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органами самоуправления граждан.
К заявлению заинтересованного лица о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в пункте 2 части второй статьи 100 настоящего Кодекса, прилагается документ финансового органа, подтверждающий наличие такого основания и сумму, не поступившую этому лицу в счет финансирования из бюджета (государственного целевого фонда) или неоплаты выполненного этим лицом государственного заказа и (или) оказанных услуг для государственных нужд или нужд органов государственной власти на местах.
Наличие основания, указанного в пункте 3 части второй статьи 100 настоящего Кодекса, устанавливается Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан или уполномоченным им налоговым органом по результатам проведенного анализа финансового состояния заинтересованного лица. Такой анализ проводится в соответствии с методикой, утверждаемой Министерством экономики и промышленности Республики Узбекистан по согласованию с Министерством финансов Республики Узбекистан.
К заявлению заинтересованного лица о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в пункте 4 части второй статьи 100 настоящего Кодекса, прилагаются сведения о движимом и недвижимом имуществе физического лица (за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством не может быть обращено взыскание).
К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по основанию, указанному в пункте 5 части второй статьи 100 настоящего Кодекса, прилагается составленный этим лицом документ, подтверждающий, что в общих доходах этого лица доля его доходов от имеющих сезонный характер видов деятельности составляет не менее 50 процентов.
При досрочном прекращении действия отсрочки или рассрочки по уплате налога в случае, предусмотренном частью третьей настоящей статьи, заинтересованное лицо должно в течение одного месяца после получения им соответствующего решения уплатить непогашенную сумму налоговой задолженности, а также пени за каждый календарный день, начиная со дня, следующего, по день уплаты этой суммы включительно. При этом оставшаяся непогашенной сумма налоговой задолженности определяется как разница между суммой налоговой задолженности, указанной в решении о предоставлении отсрочки (рассрочки), увеличенной на сумму процентов, исчисленную в соответствии с решением об отсрочке (рассрочке) за период действия отсрочки (рассрочки), и фактически уплаченными суммами и процентами.
Положение, предусмотренное частями первой и второй настоящей статьи, не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление о зачете суммы излишне уплаченного им налога в счет погашения его налоговой задолженности. При наличии такого заявления решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения налоговой задолженности принимается в течение десяти дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом с ним акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая сверка проводилась.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит с учетом положений статьи 103 настоящего Кодекса возврату налогоплательщику по его письменному заявлению в течение пятнадцати дней со дня получения налоговым органом такого заявления.
До истечения срока, указанного в части восьмой настоящей статьи, поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, направляется налоговым органом в казначейство для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством.
Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении об отказе в осуществлении зачета или возврата в течение трех дней со дня принятия такого решения. Если возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного частью четвертой настоящей статьи, на сумму, не возвращенную в установленный срок, налогоплательщику начисляются проценты за каждый календарный день нарушения срока возврата. Начисленные проценты уплачиваются за счет средств соответствующего бюджета. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Республики Узбекистан, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
Сумма излишне взысканного налога с учетом положений статьи 103 настоящего Кодекса подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению в течение пятнадцати дней со дня получения налоговым органом такого заявления с начисленными на нее процентами.
Зачет суммы излишне взысканного налога в счет погашения налоговой задолженности налогоплательщика или в счет его предстоящих платежей по тому же или иным налогам, предусмотренный частью второй статьи 103 настоящего Кодекса, производится налоговыми органами в порядке, аналогичном порядку, установленному частями первой — пятой статьи 104 настоящего Кодекса для зачета сумм излишне уплаченного налога.
Порядок возврата излишне взысканного налога аналогичен порядку, предусмотренному статьей 104 настоящего Кодекса для возврата сумм излишне уплаченного налога.
В случае предоставления действующей банковской гарантии, оформленной в порядке, предусмотренном статьей 109 настоящего Кодекса, налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в замене предусмотренных настоящим пунктом обеспечительных мер.
Если поручитель не исполнил в установленный срок требования об уплате денежной суммы по договору поручительства, налоговый орган в порядке и в сроки, предусмотренные главой 15 настоящего Кодекса, применяет меры по принудительному взысканию с поручителя сумм, обязанность по уплате которых обеспечена его поручительством.
Взыскание с гаранта производится в порядке и сроки, предусмотренные статьями 121 и 123 настоящего Кодекса, если указанное требование налогового органа было направлено гаранту до окончания срока действия банковской гарантии.
Обстоятельства, указанные в частях шестой и седьмой настоящей статьи, устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась задолженность по налогу, независимо от даты принятия такого документа.
Положения частей шестой и седьмой настоящей статьи не применяются, если указанные письменные разъяснения или мотивированное мнение налогового органа основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком.
1) пункта 1 части третьей статьи 111 настоящего Кодекса — не позднее одного дня, следующего за днем представления налогоплательщиком (налоговым агентом) финансовой и (или) налоговой отчетности;
2) пункта 2 части третьей статьи 111 настоящего Кодекса — в день представления документов, пояснений и (или) исправлений на требование налогового органа;
3) пункта 3 части третьей статьи 111 настоящего Кодекса — не позднее одного дня, следующего за днем представления доступа должностным лицам налоговых органов, проводящим налоговую проверку;
4) пункта 4 части третьей статьи 111 настоящего Кодекса — не позднее одного дня со дня признания налоговым органом обоснованности отсутствия налогоплательщика (налогового агента) по заявленному адресу. Для такого признания представитель налогоплательщика должен лично представить в налоговый орган по месту его учета необходимые пояснения.
В случаях, указанных в частях шестой и седьмой настоящей статьи, процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Республики Узбекистан, действовавшей в период неправомерного приостановления операций по счетам налогоплательщика (налогового агента), нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (налогового агента) в банке или срока направления в банк решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (налогового агента).
В случаях, предусмотренных частями восьмой — десятой статьи 120 и статьей 122 настоящего Кодекса, требования о погашении налоговой задолженности налогоплательщика могут быть направлены иным лицам. В таких случаях все правила, предусмотренные настоящей главой, распространяются также на требования о погашении налоговой задолженности, направленные указанным лицам.
Требования о погашении налоговой задолженности в случаях, предусмотренных в частях седьмой и восьмой статьи 116 настоящего Кодекса, направляются иным лицам в порядке, предусмотренном частями первой и второй настоящей статьи. С даты получения требования о погашении налоговой задолженности указанные иные лица в части исполнения этого требования приравниваются к налогоплательщикам, имеющим налоговую задолженность.
Положения частей восьмой и девятой настоящей статьи применяются также в случаях, когда будет установлено, что перечисление выручки от реализации товаров (услуг) или иных доходов либо передача денежных средств или иного имущества другим лицам была произведена через совокупность операций.
В случаях, указанных в частях восьмой — десятой настоящей статьи, взыскание налоговой задолженности с указанных лиц производится в пределах поступившей им выручки за реализуемые товары (услуги), иных доходов налогоплательщика, переданных им денежных средств, стоимости иного имущества. Налоговый орган на основании имеющейся у него информации об указанных лицах и в зависимости от величины налоговой задолженности налогоплательщика вправе самостоятельно определить, в отношении каких из указанных лиц и в какой пропорции осуществить взыскание этой задолженности.
Требование о погашении налоговой задолженности по налогу на прибыль по консолидированной группе налогоплательщиков принимается в порядке, установленном статьей 116 настоящего Кодекса. Такое требование принимается после истечения срока, установленного для уплаты налога на прибыль по консолидированной группе налогоплательщиков.
Если налоговая задолженность обязанного лица не может быть взыскана в порядке, предусмотренном статьями 121 и 122 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать ее за счет иного имущества этого обязанного лица, в том числе за счет наличных денежных средств.
При недостаточности или отсутствии у участников консолидированной группы налогоплательщиков наличных денежных средств и денежных средств в банках, на которые не было обращено взыскание в соответствии со статьей 122 настоящего Кодекса, взыскание налога производится за счет иного имущества ответственного участника этой группы. Такое взыскание производится в последовательности, установленной пунктами 2 — 6 части четвертой статьи 123 настоящего Кодекса.
Постановка на учет в налоговых органах юридических и физических лиц на основе сведений, получаемых в порядке, предусмотренном статьей 128 настоящего Кодекса, осуществляется налоговыми органами самостоятельно, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Постановка на учет юридического лица в качестве ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков осуществляется налоговым органом, который в соответствии со статьей 64 настоящего Кодекса зарегистрировал договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков, в течение пяти дней с даты его регистрации. В тот же срок этому юридическому лицу выдается (направляется) уведомление о постановке на учет в налоговом органе в качестве ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.
Снятие с учета юридического лица в качестве ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков осуществляется налоговым органом в течение пяти дней со дня прекращения действия консолидированной группы налогоплательщиков в соответствии со статьей 68 настоящего Кодекса. В тот же срок этому юридическому лицу выдается (направляется) уведомление о снятии с учета в налоговом органе в качестве ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.
Постановка на учет (снятие с учета) в налоговом органе иностранного юридического лица, оказывающего физическим лицам услуги в электронной форме, указанные в статье 282 настоящего Кодекса, местом реализации которых признается территория Республики Узбекистан, и осуществляющего расчеты непосредственно с указанными физическими лицами, производится налоговым органом на основании заявления о постановке на учет (снятии с учета) и иных документов по перечню, утверждаемому Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан. В аналогичном порядке осуществляется постановка на учет (снятие с учета) в налоговом органе иностранного юридического лица — посредника, признаваемого налоговым агентом.
Заявление о постановке на учет (снятии с учета) подается в налоговый орган указанными в части тринадцатой настоящей статьи иностранными организациями не позднее тридцати календарных дней со дня начала (прекращения) оказания указанных услуг. Постановка на учет (снятие с учета) осуществляется налоговым органом на основании соответствующего заявления налогоплательщика и иных документов, перечень которых утверждается Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан.
При нарушении указанным в части тринадцатой настоящей статьи иностранным юридическим лицом требований налогового законодательства Республики Узбекистан налоговый орган вправе снять такое юридическое лицо с налогового учета без предъявления им соответствующего заявления.
Положения частей тринадцатой — шестнадцатой настоящей статьи не распространяются на иностранные юридические лица, оказывающие указанные услуги в электронной форме или выступающие в качестве посредников при оказании таких услуг непосредственно через свои постоянные учреждения в Республике Узбекистан.
Если юридическое лицо — нерезидент Республики Узбекистан заключило несколько договоров, по которым суммарный срок деятельности составит более ста восьмидесяти трех календарных дней, заявление о постановке на учет в качестве налогоплательщика и документы, предусмотренные частью первой настоящей статьи, представляются в налоговый орган не позднее тридцати календарных дней с даты начала осуществления этой деятельности или заключения договора, в соответствии с которым суммарный срок деятельности по нескольким договорам превышает сто восемьдесят три календарных дня.
Постановка на учет налогоплательщика по месту нахождения объекта налогообложения осуществляется после его постановки на учет в порядке, установленном статьей 129 настоящего Кодекса, в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом у налогоплательщика возникло обязательство по уплате земельного налога, налога на имущество, налога за пользование водными ресурсами и (или) налога за пользование недрами по нерудным полезным ископаемым не по месту постановки на учет в качестве налогоплательщика.
Обязанность, указанная в части третьей настоящей статьи, не распространяется на физических лиц — налогоплательщиков налога на имущество и земельного налога по месту нахождения объектов налогообложения, постановка на учет которых производится налоговыми органами самостоятельно.
Обязанность, указанная в части первой настоящей статьи, также распространяется на:
Налогоплательщик, указанный в абзаце втором части пятой настоящей статьи, должен в течение десяти дней с момента реализации подакцизной продукции обратиться в налоговый орган по месту нахождения автозаправочной станции для постановки на учет в качестве налогоплательщика акцизного налога.
Налоговый агент, указанный в абзаце третьем части пятой настоящей статьи, должен в течение десяти дней после истечения одного месяца с момента создания обособленного подразделения обратиться в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения для постановки на учет в качестве налогового агента, уплачивающего налог на доходы физических лиц.
Порядок и формы сообщения банком информации, предусмотренной частью первой настоящей статьи, устанавливаются Центральным банком Республики Узбекистан по согласованию с Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан.
Информация, предусмотренная частью третьей настоящей статьи, может быть также запрошена налоговым органом в банке на основании запроса компетентного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами Республики Узбекистан.
В целях налогового контроля государственные органы, учреждения, организации и должностные лица, указанные в статье 133 настоящего Кодекса, в порядке, установленном настоящим Кодексом, обязаны предоставлять налоговым органам сведения, необходимые для налогового учета налогоплательщиков.
Если налогоплательщик до окончания камеральной налоговой проверки в порядке, предусмотренном статьей 83 настоящего Кодекса, представит уточненную налоговую отчетность, в которой изменена сумма исчисленного налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом представленной уточненной налоговой отчетности.
Если иное не предусмотрено статьей 143 настоящего Кодекса, налоговым аудитом может быть охвачен только период, следующий за последним налоговым аудитом, по которому не истек срок исковой давности, установленный статьей 88 настоящего Кодекса.
Продление срока налогового аудита по основанию, указанному в пункте 1 части третьей настоящей статьи, допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы.
Осмотр документов и предметов в случаях, не предусмотренных частью первой настоящей статьи, допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра.
Дела о налоговых правонарушениях, выявленных в результате налогового аудита, рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 158 и 159 настоящего Кодекса. Указанный порядок рассмотрения применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 223 или 224 настоящего Кодекса.
Дела о налоговых правонарушениях, не предусмотренных частью первой настоящей статьи, выявленных в результате налоговых проверок и (или) иных мероприятий налогового контроля, рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 165 и 166 настоящего Кодекса.
Если проверяемое лицо (его представитель) в сроки, предусмотренные частью двенадцатой статьи 156 настоящего Кодекса, представило письменные возражения по акту налогового аудита и (или) выездной налоговой проверки, эти возражения также подлежат рассмотрению.
По результатам рассмотрения материалов налогового аудита и выездной налоговой проверки в порядке, предусмотренном статьей 158 настоящего Кодекса, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа принимает решение (далее — решение по результатам налоговой проверки), предусматривающее:
Решение по результатам налогового аудита и (или) выездной налоговой проверки, принятое в порядке, предусмотренном статьей 159 настоящего Кодекса, вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения лицу (представителю лица), в отношении которого оно было принято.
При обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях налогового законодательства, предусмотренных частью второй статьи 157 настоящего Кодекса, должностное лицо налогового органа, обнаружившее факт налогового правонарушения, составляет акт, который должен быть подписан этим должностным лицом и лицом, совершившим правонарушение.
По истечении срока, указанного в части шестой настоящей статьи, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения налогового законодательства, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение.
По результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов в порядке, предусмотренном статьей 165 настоящего Кодекса, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа принимает решение, предусматривающее:
Решение, указанное в части первой настоящей статьи принимается в течение пяти дней после рассмотрения акта.
По результатам рассмотрения заявления о проведении налогового мониторинга и документов (информации), представленных юридическим лицом в соответствии с частью третьей настоящей статьи, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа до 1 ноября года, в котором представлено заявление, принимает одно из следующих решений:
Документы (информация) и пояснения, которые при проведении налогового мониторинга были истребованы в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, представляются юридическим лицом в течение пяти дней со дня получения соответствующего требования.
Учет в целях налогообложения доходов в соответствии с частями третьей и четвертой настоящей статьи производится в случае, если это не приводит к уменьшению суммы налога, подлежащего уплате в бюджетную систему, или увеличению суммы убытка, определяемого в соответствии с Особенной частью настоящего Кодекса.
Определение доходов, предусмотренных частями третьей и четвертой настоящей статьи, производится Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан в рамках налогового контроля при трансфертном ценообразовании с применением методов, установленных настоящим разделом. Указанное правило не ограничивает права налогоплательщика при исчислении суммы налога вместо фактической цены сделки самостоятельно применить в целях налогообложения рыночную ее цену, если она отличается от фактической цены и если иное не предусмотрено частью пятой настоящей статьи.
В случае выявления в результате налогового контроля при трансфертном ценообразовании занижения сумм налогов, указанных в частях седьмой — десятой настоящей статьи, или завышения суммы убытка Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан производит корректировку соответствующей налоговой базы и (или) суммы налога.
Если трансфертное ценообразование повлекло занижение сумм одного или нескольких налогов (авансовых и текущих платежей), указанных в части седьмой статьи 176 настоящего Кодекса, или завышение суммы убытка, налогоплательщик вправе самостоятельно произвести корректировку налоговой базы и (или) сумм соответствующих налогов (убытков). Такая корректировка производится по истечении календарного года, включающего налоговый период (налоговые периоды) по налогам, суммы которых подлежат корректировке.
Корректировки, предусмотренные частью первой настоящей статьи, могут производиться:
Сумма неуплаченных налогов, выявленная налогоплательщиком самостоятельно по результатам корректировки, произведенной в соответствии с частью третьей настоящей статьи, должна быть уплачена в срок не позднее даты уплаты налога на прибыль (налога на доходы физических лиц) за соответствующий налоговый период. При этом за период с даты возникновения налогового обязательства по представленной уточненной отчетности до даты истечения срока, указанного в части третьей настоящей статьи, пени на сумму неуплаченных налогов не начисляются.
Указанные в частях первой и второй настоящей статьи особенности учитываются, если регулирование цен осуществляется в соответствии с законодательством Республики Узбекистан и законодательством иностранных государств, а также международными договорами Республики Узбекистан.
При установлении минимальной предельной цены такая цена не учитывается при определении рыночной цены, если минимальное значение интервала рыночных цен, определенного в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса без учета указанной минимальной предельной цены, превышает эту минимальную предельную цену. В противном случае интервалом рыночных цен признается интервал, минимальное значение которого равно этой минимальной предельной цене, а максимальное значение принимается равным его максимальному значению, определенному в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса.
При установлении максимальной предельной цены такая цена не учитывается при определении рыночной цены, если эта максимальная предельная цена превышает максимальное значение интервала рыночных цен, определенного в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса без учета указанной максимальной предельной цены. В противном случае интервалом рыночных цен признается интервал, максимальное значение которого равно этой максимальной предельной цене, а минимальное значение принимается равным его минимальному значению, определенному в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса.
При установлении одновременно минимальной и максимальной предельных цен они не учитываются при определении рыночной цены, если минимальное значение интервала рыночных цен, определенного в соответствии с главой 24 настоящего Кодекса, превышает минимальную предельную цену, а максимальная предельная цена превышает максимальное значение этого интервала рыночных цен. В противном случае соответственно минимальное и (или) максимальное значения интервала рыночных цен корректируются в порядке, предусмотренном частями пятой — шестой настоящей статьи.
Сделки, предусмотренные пунктами 2 — 4 части второй настоящей статьи, признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает пятьсот миллионов сумов.
Установленное частью четвертой настоящей статьи правило применяется при условии, что такие третьи лица, принимающие участие в указанной последовательности или совокупности сделок:
Сделки, предусмотренные пунктом 1 части первой настоящей статьи, признаются контролируемыми, если их предметом являются товары, входящие в состав одной или нескольких из следующих товарных групп:
Коды товаров, перечисленных в части пятой настоящей статьи, в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяет Государственный таможенный комитет Республики Узбекистан.
Если при проведении налоговой проверки или налогового мониторинга налоговый орган обнаружил факт совершения контролируемых сделок, сведения о которых не были представлены в соответствии с частью второй настоящей статьи, налоговый орган самостоятельно извещает Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан о выявленных фактах и направляет полученные им сведения о таких сделках.
На основе анализа условий сопоставляемых сделок в соответствии с частями первой — восьмой настоящей статьи Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан вправе осуществить корректировки для обеспечения необходимой степени сопоставимости условий сопоставляемых сделок с условиями анализируемой сделки. Такие корректировки производятся на основании следующих принципов:
При отсутствии (недостаточности) информации, указанной в части первой настоящей статьи, Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан использует следующую информацию:
При анализе сопоставимости условий сделок, подготовке и представлении документации в соответствии со статьей 193 настоящего Кодекса налогоплательщик кроме информации о собственной деятельности, вправе использовать любые общедоступные источники информации, а также информацию о деятельности взаимосвязанных с ним лиц, осуществляющих аналогичную деятельность.
Применение иных методов, указанных в пунктах 2 — 5 части первой настоящей статьи, допускается, если применение метода сопоставимых рыночных цен в целях налогообложения невозможно либо его применение не позволяет сделать обоснованный вывод о соответствии или несоответствии цен контролируемых сделок рыночным ценам.
Метод сопоставимых рыночных цен используется для определения соответствия цены контролируемой сделки рыночным ценам в порядке, предусмотренном статьей 188 настоящего Кодекса, если на соответствующем рынке товаров (услуг) есть хотя бы одна сопоставимая сделка, предметом которой являются однородные товары (услуги), а также при наличии достаточной информации о такой сделке.
Методы, указанные в пунктах 2 — 5 части первой настоящей статьи, могут использоваться также при определении для целей налогообложения доходов по группе однородных контролируемых сделок.
В целях применения методов, предусмотренных частью первой настоящей статьи, кроме информации о конкретных сделках, может использоваться общедоступная информация о сложившемся уровне рыночных цен и (или) биржевых котировках, а также данные информационно-ценовых агентств о ценах (интервалах цен) на идентичные (однородные) товары (услуги) на соответствующих рынках указанных товаров (услуг).
Использование общедоступных источников информации о рыночных ценах в целях применения методов, предусмотренных частью первой настоящей статьи, допускается при условии обеспечения сопоставимости сделок, данные о которых содержатся в этих источниках информации, с контролируемой сделкой.
Для применения методов, указанных в пунктах 2 и 3 части первой настоящей статьи, данные финансовой отчетности, на основании которых рассчитывается интервал рентабельности, должны быть приведены в сопоставимый вид, обеспечивающий несущественность влияния отклонений в порядке учета расходов на показатели и интервал рентабельности, рассчитываемые в соответствии с этими методами.
Методы, указанные в пунктах 4 и 5 части первой настоящей статьи, могут применяться без непосредственного расчета значений рыночных цен. При использовании указанных методов Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан сопоставляет финансовые показатели (результаты) контролируемой сделки с интервалом рентабельности по сопоставимым сделкам, на основании чего производит расчет суммы доходов, которая была бы получена, если бы сторонами этой сделки были независимые лица.
Налогоплательщики при заключении сделок не обязаны руководствоваться методами, указанными в части первой настоящей статьи, для обоснования своей политики в области ценообразования в целях, не предусмотренных настоящим Кодексом.
При определении в целях налогообложения доходов в контролируемых сделках в порядке, предусмотренном статьями 189 — 192 настоящего Кодекса, могут быть использованы следующие показатели рентабельности:
В целях применения методов, указанных в пунктах 2 — 4 части первой статьи 186 настоящего Кодекса, интервал рентабельности определяется в следующем порядке.
Критерий, предусмотренный пунктом 4 части восьмой настоящей статьи, не применяется, если доступны сведения о консолидированной финансовой отчетности юридических лиц, данные которых используются для расчета интервала рентабельности.
Вместо информации, указанной в части одиннадцатой настоящей статьи, могут использоваться данные финансовой отчетности за три календарных года, непосредственно предшествующих календарному году, в котором была совершена контролируемая сделка (либо календарному году, в котором в этой сделке были установлены цены). К указанной информации относится также информация налогоплательщика о совершенных им сделках с независимыми лицами.
При наличии информации о нескольких сопоставимых сделках (в том числе налогоплательщика с независимыми лицами), предметом которых являются идентичные (однородные) товары (услуги), интервал рыночных цен определяется в следующем порядке. Вначале совокупность цен, примененных в сопоставимых сделках, которые используются для определения интервала рыночных цен, упорядочивается по возрастанию, образуя выборку, используемую для определения этого интервала. При этом каждому значению цены, начиная с минимального, присваивается свой порядковый номер. Если выборка содержит два и более одинаковых значения цены, в нее включаются все такие значения. При определении интервала рыночных цен не учитывается цена контролируемой сделки. При наличии достаточного количества сопоставимых сделок, совершенных налогоплательщиком с независимыми лицами, информация по прочим сделкам может не учитываться. Затем на основании полученной выборки находится интервал рыночных цен в порядке, предусмотренном частью девятой статьи 187 настоящего Кодекса для определения интервала рентабельности.
При использовании данных информационно-ценовых агентств о ценах (интервалах цен) на идентичные (однородные) товары (услуги) в соответствии с частями двенадцатой и тринадцатой статьи 186 настоящего Кодекса интервалом рыночных цен может признаваться интервал, минимальное и максимальное значения которого соответствуют опубликованным минимальному и максимальному значениям цен на такие товары (услуги). При этом учитываются данные только по сделкам, совершенным в сопоставимых условиях в тот период времени, к которому относится контролируемая сделка.
Применение в целях налогообложения среднего значения интервала рыночных цен в соответствии с частью девятой настоящей статьи производится при условии, что это не приводит к уменьшению суммы налога, подлежащего уплате в бюджетную систему, или к увеличению суммы убытка налогоплательщика.
Если у лица, осуществляющего перепродажу, валовая рентабельность находится в пределах интервала рентабельности, определенного в порядке, предусмотренном статьей 187 настоящего Кодекса, в целях налогообложения признается, что цена, по которой товар приобретен в контролируемой сделке, соответствует рыночным ценам.
Если у лица, осуществляющего перепродажу, валовая рентабельность меньше минимального значения интервала рентабельности или больше максимального его значения, определенного в порядке, предусмотренном статьей 187 настоящего Кодекса, в целях налогообложения цена контролируемой сделки определяется исходя из фактической цены последующей реализации товара и валовой рентабельности, соответствующей среднему значению интервала рентабельности.
Применение в целях налогообложения среднего значения интервала рентабельности в соответствии с частью седьмой настоящей статьи производится при условии, что это не приводит к уменьшению суммы налога, подлежащего уплате в бюджетную систему, или к увеличению суммы убытка налогоплательщика.
Применение в целях налогообложения среднего значения интервала рентабельности в соответствии с частью четвертой настоящей статьи производится при условии, что это не приводит к уменьшению суммы налога, подлежащего уплате в бюджетную систему, или к увеличению суммы убытка налогоплательщика.
Если сторона контролируемой сделки не отвечает требованиям, предусмотренным пунктами 1 — 3 части шестой настоящей статьи, для сопоставления с рыночным интервалом рентабельности выбирается та сторона контролируемой сделки, которая в наибольшей степени отвечает указанным требованиям.
Если рентабельность по контролируемой сделке находится в пределах интервала рентабельности, определенного в порядке, предусмотренном статьей 187 настоящего Кодекса, в целях налогообложения цена контролируемой сделки признается соответствующей рыночным ценам.
Применение в целях налогообложения корректировки прибыли (дохода, выручки) в соответствии с частями девятой и десятой настоящей статьи производится при условии, что это не приводит к уменьшению суммы налога, подлежащего уплате в бюджетную систему, или к увеличению суммы убытка налогоплательщика.
1) при невозможности использования методов, предусмотренных пунктами 1 — 4 части первой статьи 186 настоящего Кодекса, и при наличии существенной взаимосвязи деятельности, осуществляемой сторонами контролируемой сделки (группы контролируемых однородных сделок);
вначале на основе методов, указанных в пунктах 1 — 4 части первой статьи 186 настоящего Кодекса, для каждой стороны контролируемой сделки (группы контролируемых однородных сделок) на основании интервала рыночных цен для этой стороны определяется расчетная прибыль (убыток). При этом для каждой стороны сделки учитываются осуществляемые ею функции, используемые активы, принимаемые экономические и коммерческие риски;
Показатели, указанные в части двенадцатой настоящей статьи, принимаются во внимание при условии, что они влияют на величину фактически полученной прибыли (убытка) по контролируемой сделке, и в той степени, в которой они оказывают такое влияние.
Распределение прибыли между сторонами контролируемой сделки (группы контролируемых однородных сделок) по критерию, предусмотренному пунктом 3 части седьмой настоящей статьи, осуществляется только при наличии информации о распределении суммы прибыли (убытка) от продаж по сопоставимым однородным сделкам, совершенным между независимыми лицами. Использование указанного порядка распределения прибыли (убытка) по контролируемой сделке допускается при одновременном соблюдении следующих условий:
На основании сопоставления прибыли (убытка), в соответствии с частями шестнадцатой и семнадцатой настоящей статьи учтенной в целях налогообложения, с фактически полученной налогоплательщиком прибылью (убытком) осуществляется корректировка прибыли (убытка) налогоплательщика в целях налога на прибыль.
Применение в целях налогообложения прибыли или убытка, рассчитанного методом распределения прибыли на основании частей пятнадцатой — восемнадцатой настоящей статьи, производится при условии, что это не приводит к уменьшению суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, или к увеличению суммы убытка налогоплательщика.
Документация, предусмотренная частью первой настоящей статьи, должна содержать сведения о деятельности совершившего контролируемую сделку (группу однородных сделок) налогоплательщика (иных лиц), связанные с этой сделкой:
Если налогоплательщик использовал методы, предусмотренные главой 23 настоящего Кодекса, в документацию включаются сведения об использованных методах:
Указанная в части первой настоящей статьи документация может быть истребована у налогоплательщика Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан не ранее 1 июня года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.
Положения частей первой — четвертой настоящей статьи не применяются в следующих случаях:
1) если цены сделок предписаны антимонопольными органами в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 178 настоящего Кодекса либо цена является регулируемой и применяется в соответствии с частью третьей статьи 179 настоящего Кодекса;
4) при осуществлении сделок, в отношении которых в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса заключено соглашение о ценообразовании для целей налогообложения.
По сделкам, предусмотренным частью шестой настоящей статьи, налогоплательщик вправе представить указанную документацию в добровольном порядке.
1) представления налогоплательщиком в соответствии со статьей 177 настоящего Кодекса уточненной налоговой отчетности, в которой сумма налога отражена в меньшем размере (сумма убытка — в большем размере), чем ранее заявленная в налоговой отчетности;
Если налогоплательщик в соответствии со статьей 177 настоящего Кодекса представил уточненную налоговую отчетность, в которой сумма налога отражена в меньшем размере (сумма убытка — в большем размере), чем ранее заявленная в налоговой отчетности, решение о проведении проверки может быть вынесено не позднее четырех лет со дня представления этой уточненной налоговой отчетности. При этом проверка проводится только в отношении контролируемой сделки, по которой произведена корректировка.
Если для определения сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий контролируемых сделок с условиями сопоставляемых сделок между независимыми лицами налогоплательщик применил методы, указанные в главе 23 настоящего Кодекса, или их комбинацию, Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан при осуществлении проверки применяет метод (комбинацию методов), примененный налогоплательщиком.
Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан вправе направить налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 146 настоящего Кодекса, требование о представлении документации, предусмотренной статьей 193 настоящего Кодекса в отношении проверяемой сделки (группы однородных сделок).