к Указу Президента Республики Узбекистан от 12 мая 2020 года № УП-5992
к Указу Президента Республики Узбекистан от 12 мая 2020 года № УП-5992
Мероприятия | Механизм реализации | Форма реализации | Срок исполнения | Ответственные | |
I. Реструктуризация банковского сектора | |||||
1. | Трансформация деятельности АО «Национальный банк внешнеэкономической деятельности». | 1. Включение в состав Наблюдательного совета банка независимых членов. 2. Утверждение кадровой политики и системы ключевых показателей эффективности (KPI). 3. Проведение диагностики текущего состояния и оценки качества активов (AQR) с привлечением международных аудиторских компаний. 4. Утверждение Программы трансформации банка на 2021 — 2023 годы с привлечением консультантов. | Решение Общего собрания акционеров Решение Наблюдательного совета Отчет по итогам диагностики Решение Наблюдательного совета | Август Август Декабрь 2020 г. Декабрь 2020 г. | Узнацбанк (Мирсоатов), |
2. | Создание подразделения Узнацбанка по поддержкеинвестиционных проектов («фабрика проектов»). | 1. Разработка с привлечением зарубежных консультантов концепции «фабрики проектов» и бизнес-плана. 2. Организация работы «фабрики проектов». | Концепция «фабрики проектов» Комплекс мер | Октябрь Декабрь | Узнацбанк (Мирсоатов) |
3. | Трансформация деятельности АКБ «Агробанк» и АКБ «Микрокредитбанк» | 1. Проведение диагностики текущего состояния и оценки качества активов (AQR) с привлечением международных аудиторских компаний. 2. Разработка программ трансформации и повышения доступности банковских услуг с участием международных консалтинговых компаний. 3. Привлечение в органы управления банков высококвалифицированных экспертов с международным опытом | Отчет по итогам диагностики Решение Наблюдательного совета Решение | Декабрь Декабрь Декабрь 2020 г. | АКБ «Агробанк» (Маматкулов), Минфин (Насритдинходжаев) |
4. | Передача в ведение Министерства финансов управления средствами Индивидуальной накопительной пенсионной системы (ИНПС). | Внесение проекта нормативно-правового акта, предусматривающего: перевод управления средствами ИНПС в Министерство финансов; внедрение регламентов инвестирования средств ИНПС в высоколиквидные и низкорискованные активы. | Нормативно-правовой акт | Сентябрь 2020 г. | Минфин (Насритдинходжаев), АК «Народный банк» (Саломов) |
5. | Приватизация государственных долей АКБ «Узагроэкспортбанк» и АКБ «Пойтахтбанк». | 1. Проведение диагностики деятельности и оценки финансового состояния банков. 2. Передача пакетов акций в коммерческих банках Агентству по управлению государственными активами. 3. Приватизация государственной доли. | Заключение результатов диагностики. Передача пакетов акций Агентству по управлению государственными активами. Договор купли-продажи | Июнь 2020 г. Октябрь 2021 г. 2021-2022 гг. | АУГА (Ортиков), |
6. | Поэтапное освобождение банков от непрофильных активов и функций, не относящихся к банковской деятельности. | 1. Проведение детального анализа выполняемых банками несвойственных функций (налогового агента, содействие ТСЖ, ведение учета задолженности и др.). 2. Разработка нормативного акта по поэтапной отмене несвойственных функций банков. 3. Инвентаризация имущества банков с участием государства с выявлением непрофильных активов и принятием мер по их реализации. | Аналитические материалы Нормативно-правовой акт Решения Наблюдательного совета банков | Июль Сентябрь 2020 г. По мере принятия | ЦБ (Захидов), АУГА (Бекенов) |
7. | Разработка Национальной стратегии повышения доступности финансовых услуг. | 1. Проведение предпроектного изучения совместно с Всемирным банком. 2. Проведение обсуждения проекта Национальной стратегии повышения доступности финансовых услуг со специалистами, научными работниками и экспертным сообществом. 3. Внесение доработанного проекта Стратегии на утверждение. | Отчет миссии Всемирного банка Проект стратегии Проект решения Президента Республики Узбекистан | Июнь Июнь — август 2020 г. Сентябрь | ЦБ (Захидов), |
8. | Увеличение до 2025 г. минимального уставного капитала банков до 500 млрд сумов. | Разработка проекта Закона Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О банках и банковской деятельности» с определением графика увеличения размера минимального уставного капитала банка. | Проект закона Республики Узбекистан | Октябрь | ЦБ (Нурмуратов) |
II. Реализация государственной доли и совершенствование системы корпоративного управления банков | |||||
9. | Трансформация банка и реализация доли государства в АКИБ «Ипотека-банк». | 1. Подписание соглашений с Международной финансовой корпорацией на привлечение кредитной линии и условия трансформации банка. 2. Утверждение долгосрочной Стратегии развития банка. 3. Формирование нового состава Наблюдательного совета с участием независимых членов. 4. Проведение подготовительной работы при участии МФК, определение потенциальных инвесторов. 5. Приватизация государственной доли. | Кредитное соглашение Решение Общего собрания акционеров Решение Общего собрания акционеров Договор купли-продажи | Май-июнь Июль-август 2020 г. Июнь-август 2020 г. 2021-2022 гг. 2022 г. | АКИБ «Ипотека-банк» (Атабаев), АУГА (Бекенов), ФРРУ (Вафаев) |
10. | Трансформация банка и реализация доли государства в | 1. Проведение оценки банка (due diligence) международной аудиторской компанией. 2. Подписание между АКБ «Асака» и ЕБРР соглашения по институциональной трансформации банка с поддержкойего дальнейшей приватизации. 3. Разработка программы («дорожной карты») трансформации банка. 4. Реализация программы трансформации и подготовка плана приватизации банка. 5. Приватизация государственной доли. | Заключение аудиторской компании Решение Наблюдательного совета Комплекс мер Договор купли-продажи | Июнь Сентябрь
2021-2022 гг. 2023 г. | АКБ «Асака» (Сайдуллаев), ФРРУ (Вафаев) |
11. | Трансформация банка и реализация доли государства в АКБ «Узпромстройбанк». | 1. Разработка и утверждение «дорожной карты» трансформации 2. Осуществление трансформационных процессов и подготовка банка к приватизации совместно с МФК и ЕБРР. 3. Приватизация государственной доли. | Решение Наблюдательного совета Соглашение с МФК | Ноябрь 2020 г. 2020 — 2022 гг. | АКБ «Узпромстройбанк» (Анакличев), ФРРУ (Вафаев) |
12. | Трансформация банка и реализация доли государства в АКБ «Алокабанк». | 1. Анализ текущего состояния, деятельности, процессов и процедур АКБ «Алокабанк» в рамках Соглашения о разделении расходов на консультационные услуги ЕБРР. 2. Разработка плана мероприятий («дорожной карты») трансформации и предприватизационной подготовки банка совместно с ЕБРР и АБР. 3. Реализация плана мероприятий по трансформации и предприватизационной подготовке АКБ «Алокабанк» 4. Приватизация государственной доли. | Заключение соглашения Подготовка плана мероприятий Комплекс мер Договор купли-продажи | Май — август Сентябрь — декабрь 2020 г. В течение 2021-2022 гг. 2022-2023 гг. | АКБ «Алока банк» (Ирисбекова), ФРРУ (Вафаев) |
14. | Приватизация АКБ «Азия альянс банк». | 1. Организация переговоров с иностранными инвесторами на основе анализа и оценки реальной стоимости (due diligence) банка международной аудиторской компанией. 2. Прохождение разрешительных (fit and proper) процедур в Центральном банке. 3. Реализация контрольного пакета акций банка при достижении договоренности с инвестором. | Меморандум Заключение Центрального банка Договор купли-продажи | Октябрь Ноябрь 2020 г. Декабрь 2020 г. | АУГА (Бекенов), АУГА (Бекенов) |
15. | Трансформация банка АКБ «Туронбанк». | 1. Завершение диагностики банка экспертами МФК. 2. Разработка совместно с международными консультантами программы трансформации банка. | Заключение консультантов Решение Наблюдательного совета | Май Сентябрь | АКБ «Туронбанк» ФРРУ (Вафаев) |
16. | Трансформация банка и реализация доли государства в АКБ «Кишлок курилиш банк». | 1. Завершение диагностики банка международными консультантами. 2. Разработка совместно с международными консультантами программы трансформации банка. | Заключение консультантов Решение Наблюдательного совета | Май Сентябрь | АКБ «Кишлок курилиш банк» (Муратов), Минфин (Насритдинходжаев) |
17. | Рассмотрение вопроса слияния АКБ «Туронбанк» и АКБ «Кишлок курилиш банк». | 1. Рассмотрение результатов диагностики деятельности и оценки финансового состояния банков. 2. Утверждение плана реорганизации деятельности банков. | Заключение результатов диагностики Решения общих собраний акционеров | Июнь Сентябрь | Минфин (Насритдинходжаев), ФРРУ (Вафаев) |
18. | Привлечение независимых членов | 1. Разработка критериев отбора и механизма вознаграждения независимых членов наблюдательных советов, в т.ч. обладающих международным опытом в банковской сфере. 2. Укомплектование наблюдательных советов независимыми членами. | Решения общих собраний акционеров Решения общих собраний акционеров | Июнь Декабрь | Минфин (Насритдинходжаев) |
III. Совершенствование законодательной базы | |||||
19. | Создание правовой базы для развития небанковских кредитных организаций. | 1. Разработка совместно с Всемирным банком проекта Закона 2. Проведение обсуждения проекта закона со специалистами, научными работниками и экспертным сообществом. 3. Внесение доработанного проекта в Кабинет Министров. | Проект закона Республики Узбекистан | Июль Август Сентябрь | ЦБ (Захидов), Минюст (Давлетов) |
20. | Внедрение новых бизнес-моделей небанковского финансирования. | Создание правовой базы для: функционирования компаний по предоставлению высокотехнологичных финансовых услуг (финтехкомпаний); деятельности субъектов розничного кредитования; Изучение вопросов внедрения механизмов прямого кредитования физических лиц, краудфандинга и других альтернативных инструментов. | Нормативно-правовой акт Докладная записка | Сентябрь
| ЦБ (Захидов) |
21. | Разработка механизма санации банков. | 1. Привлечение экспертов Всемирного банка, а также изучение зарубежного опыта по организации механизма санации банков. 2. Разработка совместно с экспертами МФИ проекта Закона «О санации банков». 3. Проведение обсуждения проекта закона со специалистами, научными работниками и экспертным сообществом. 4. Внесение проекта в Кабинет Министров. | Отчет консультантов Проект закона | Апрель Сентябрь 2021 г. По мере подготовки 2022 г. | ЦБ (Захидов), |
22. | Упрощение законодательства по операциям банков на рынке ценных бумаг. | Внесение изменений в действующее законодательство, предусматривающих: активизацию операций банков на рынке ценных бумаг; снижение административных барьеров для выпуска и размещения со стороны коммерческих банков корпоративных облигаций и других инструментов с одновременным усилением надзора; создание правовой базы выхода ценных бумаг банков на международные рынки капитала. | Нормативно-правовой акт | Октябрь 2020 г. | ЦБ (Нурмуратов), Минфин (Насритдинходжаев) |
IV. Государственное содействие в области дальнейшего развития финансового сектора | |||||
23. | Принятие для государственных банков «Стандартов ОЭСР по корпоративному управлению госпредприятиями». | 1. Изучение зарубежного опыта внедрения стандартов ОЭСР 2. Внедрение стандартов ОЭСР по корпоративному управлению механизмы создания профессиональных наблюдательных советов с прозрачными процедурами выдвижения кандидатов; механизмы контроля за деятельностью банков; политику раскрытия информации в банках; взаимодействие с внешними аудиторами и государственными надзорными органами; разработку политики вознаграждения членов наблюдательных советов, привлечение и мотивирование квалифицированных специалистов. | Докладная записка Нормативно-правовой акт | Октябрь 2020 г. | Минфин (Насритдинходжаев), АУГА (Бекенов) |
24. | Расширение и укрепление Государственного фонда поддержки предпринимательской деятельности (ГФППД). | 1. Привлечение международных экспертов для разработки плана расширения и укрепления деятельности ГФППД; 2. Повышение эффективности деятельности ГФППД посредством: усил?ния структуры его управления и повышения прозрачности операций; проведения аудита, совершенствования практики управления рисками; разработки финансовой модели и унифицированной методологии отбора банков-партнеров; внедрения информационно-коммуникационных систем; внедрения механизмов взыскания по гарантиям наравне с залогом. | Отчет Нормативно- | Сентябрь 2020 г. Ноябрь 2020 г. | Минэкономразвития (Кучкаров), Минфин (Насритдинходжаев), Агентство |
25. | Меры по снижению уровня долларизации в экономике. | Применение стимулирующих и регулятивных мер по снижению уровня ?оллар??ации в структуре пассивов и активов банков, в том числе: создания макроэкономических условий для снижения доли иностранной валюты в активах и обязательствах банков; внедрение ограничений на виды кредитов, выдаваемых в иностранной валюте. | Комплекс мер | Ноябрь 2020 г. | ЦБ (Захидов), |
26. | Оптимизация роста кредитного портфеля банков и снижение рисков концентрации кредитов. | 1. Гибкое применение макро-экономических и регулятивных мер для оптимизации темпов роста кредитного портфеля банков. 2. Регулирование долговой нагрузки крупных заемщиков банковской системы, в том числе установление ограничения на выдачу кредитов крупнейшим заемщикам, имеющим чрезмерную долговую нагрузку, а также допустимого уровня долговой нагрузки. | Комплекс мер Нормативно- | В течение 2020-2021 гг. Декабрь | ЦБ (Захидов), коммерческие банки |
27. | Развитие системы страхования вкладов населения. | Рассмотрение вопроса внедрения в практику «Основополагающих принципов для эффективных систем страхования депозитов», утвержденных Базельским комитетом по банковскому надзору и Международной ассоциацией страховщиков депозитов. | Проект докладной записки | Февраль | ЦБ (Захидов), Минфин (Насритдинходжаев) |
28. | Совершенствование деятельности кредитных бюро. | Расширение баз данных и объема оказываемых услуг путем предоставления кредитным бюро данных по: у?ла?е налога на доходы физических лиц, а также налогов юридическими лицами; наличию задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги; судебным решениям, ликвидации и созданию предприятий и др. | Комплекс мер | Август | ЦБ (Захидов), министерства |
29. | Пересмотр нормативной и надзорной базы с внедрением международно признанных минимальных стандартов и требований к банкам. | 1. Внедрение принципов Базельского комитета в области корпоративного управления в Положение о корпоративном управлении в банках в новой редакции. 2. Разработка подробных требований к проведению стресс-тестирования в банках, в том числе включение результатов стресс-тестирования в планирование капитала и ликвидности. 3. Установление дифференцированных требований к капиталу на основе внутренних процедур оценки достаточности капитала (ICAAP), стресс-тестирования и риск-профиля банков. | Решение Решение Решение | Июнь 2020 г. 2021 г. 2022 г. | ЦБ (Захидов) |
30. | Пересмотр регламентов лицензирования банков с целью обеспечения вхождения на рынок стабильных игроков с долгосрочными стратегическими инициативами. | Разработка и утверждение Положения «О порядке и условиях допуска | Решение | Июнь 2020 г. | ЦБ (Захидов) |
31. | Разработка и утверждение нормативно-правовых актов с учетом рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору. | 1. Внесение изменений и дополнений в «Положение о требованиях адекватности капитала коммерческих банков» в соответствии с рекомендациями Базель III (элементы капитала, покрытие рисков, методология расчета). 2. Внесение изменений и дополнений в «Положение о порядке классификации качества активов и формирования резервов на покрытие возможных потерь по активам, а также их использования в коммерческих банках» в целях приведения в соответствие с требованиями рекомендациям Базельского комитета и МСФО 9. 3. Разработка нормативно-правовой базы для консолидированного надзора (определение банковских групп, консолидированная отчетность, пруденциальные нормативы на консолидированной основе). | Решение Решение Решение | Декабрь 2021 г. 2022 г. | ЦБ (Захидов) |
32. | Повышение клиенто-ориентированности банков с государ-ственным участием. | 1. Расширение спектра банковских услуг, в том числе путем стандартизации низкозатратных банковских услуг и продуктов для широких слоев населения и субъектов предпринимательства. 2. Внедрение системы оценки качества банковских услуг на основе Индекса потребительской удовлетворенности (CSI), а также Индекса потребительской лояльности (NPS). | Комплекс Решение | Июнь 2020 г. | Коммерческие банки, ЦБ (Захидов) |
V. Внедрение в банковскую деятельность информационных технологий | |||||
33. | Проведение ИКТ-аудита коммерческих банков. | Привлечение квалифицированных компаний для проведения ИКТ-аудита коммерческих банков на предмет оценки действующих автоматизированных банковских систем. | Заключение | Июль 2020 г. | Коммерческие банки, ЦБ (Абдугафаров), |
34. | Внедрение новых цифровых продуктов для повышения качества и скорости банковских услуг. | Привлечение на внутренний рынок ведущих IT-компаний, предлагающих апробированные продукты на основе международных стандартов. | Коммерческие контракты | До конца | Коммерческие банки |
35. | Совершенствование механизмов кредитования в банках с государственным участием для повышения качества оценки потенциальных рисков и оптимизации процесса принятия решений. | Внедрение эффективного механизма принятия решений о выдаче кредитов путем: создания высококвалифицированной группы андеррайтеров; расширения видов быстрых и низкозатратных розничных услуг посредством оптимизации процесса их оказания и внедрения модульных (однородных) кредитных продуктов и увеличения их объема в кредитном портфеле банка; дальнейшего совершенствования скоринговой системы банков. | Решения наблюдательных советов коммерческих банков | До конца 2020 г. | Коммерческие банки, Минфин (Насритдинходжаев), |
36. | Автоматизация процессов кредитования с внедрением современных систем идентификации заемщиков. | Предоставление коммерческим банкам доступа к биометрическим данным Государственного центра персонализации при Кабинете Министров для осуществления идентификации клиентов. | Комплекс мер | Декабрь | ГЦП (Тураходжаев), МВД (Бобожонов), ЦБ (Абдугафаров) |
37. | Автоматизация бизнес-процессов в банках для улучшения качества оказываемых услуг, повышение операционной эффективности, формирование достоверной информации для оценки реального финансового состояния банков. | 1. Привлечение международных консалтинговых компаний для проведения диагностики эффективности информационных систем банков, их соответствия имеющимся требованиям и оценки потенциала внедрения современных продуктов. 2. Разработка совместно с привлеченными международными консалтинговыми компаниями комплекса мер по модернизации информационны? систем банков. 3. Внедрение автоматизированной системы сбора, обработки и анализа информации на основе «Big Data». 4. Оптимизация и автоматизация административных и операционных процедур путем внедрения технологий «RegTech» и «SupТech». | Отчет консультанта Проект «дорожной карты» Решение | Июнь Декабрь 2020-2021 гг. 2020-2021 гг. | Минфин (Насритдинходжаев), ЦБ (Захидов), коммерческие банки |
38. | Обеспечение широкого использования информационных технологий в операционной деятельности банков для расширения доли дистанционного банковского обслуживания. | 1. Подключение всех коммерческих банков к системе межбанковских мгновенных платежей, доступной в режиме 24/7, для обеспечения круглосуточного доступа хозяйствующих субъектов к платежным услугам. 2. Повышение удельного веса дистанционных банковских платежей до 90 процентов. | Комплекс мер | Май 2020 — 2022 гг. | ЦБ (Абдугафаров), коммерческие банки |
VI. Подготовка и повышение квалификации кадров | |||||
39. | Повышение потенциала сотрудников Центрального банка. | 1. Ежегодное повышение квалификации не менее 150 специалистов Центрального банка в зарубежных учебных центрах (центры Национального банка Швейцарии, Банка России, Банка Польши, Банка Кореи, Объединенного Венского института и др.); 2. Внедрение не менее 15 программ дистанционных форм обучения, в том числе онлайн-курсов ведущих университетов и учебных центров (Калифорнийский университет, Йельский университет, МГИМО, Корпоративный центр Сбербанка). 3. Стажировка не менее 30 специалистов в центральных банках зарубежных стран (Грузия, Украина, Швейцария, Чехия, Армения, Россия, Южная Корея и другие). 4. Организация не менее 10 (ежемесячно) тренингов и семинаров в Корпоративном учебном центре Центрального банка с привлечением зарубежных экспертов для повышения квалификации специалистов банковского сектора (эксперты МВФ, ВБ, ЕБРР, АБР, компаний VISA и Mastercard, аудиторских и консалтинговых компаний и др.). | Разработка планов обучения персонала Разработка планов обучения персонала Двусторонние соглашения Учебная программа Корпоративного учебного центра | Ежегодно В течение 2020 г. В течение 2020 г. Июнь | ЦБ (Захидов) |
40. | Повышение потенциала сотрудников коммерческих банков. | 1. Организация коммерческими банками в 2020 г. 10 (ежемесячно) корпоративных мастер-классов и тренингов по ключевым направлениям деятельности банков (проектное финансирование, риск-менеджмент, информационные технологии и др). 2. Организация в Корпоративном учебном центре Центрального банка в 2020 г. 6 учебных семинаров для специалистов коммерческих банков в области международных принципов корпоративного управления, риск-менеджме?та, МСФО и др. совместно с иностранными партнерами. 3.Регулярное обучение не менее 3-4 сотрудников коммерческих банков в программах «Магистр делового администрирования» (MBA) зарубежных и местных вузов. | Учебная программа Корпоративного учебного центра Корпоративные программы подготовки кадров Корпоративные программы подготовки кадров | В течение 2020 г. В течение 2020 г. Ежегодно | ЦБ (Захидов), коммерческие банки |
41. | Развитие Банковско-финансовой академии (БФА). | 1. Налаживание сотрудничества с учебными центрами Газпромбанка, Сбербанка РФ, Центра стратегических исследований при МГУ и другими партнерами. 2. Внедрение программы «Магистр делового администрирования» (MBA) с ежегодной квотой не менее 200 студентов. 3. Организация обучения студентов-бакалавров по специальности «банковское дело» (поэтапное повышение доли бакалавров с 5% в 2020 г. до 70% в 2024 г.). 4. Разработка 10 профессиональных программ повышения квалификации банковских кадров по наиболее востребованным направлениям (риск-менеджмент, корпоративное управление, проектный анализ и др.). | Соглашения Учебная программа Учебная программа Курсы повышения квалификации | Май — декабрь 2020 г. 2022 г. Сентябрь 2020 г. Декабрь 2020 г. | Узнацбанк (Мирсоатов) |
к Указу Президента Республики Узбекистан от 12 мая 2020 года № УП-5992