В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 17 апреля 2001 года № УП-2832 «О новом этапе углубления экономических реформ в сфере коммунального обслуживания» (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2001 г., № 8, ст. 39), постановлением Президента Республики Узбекистан от 11 февраля 2005 года № ПП-5 «О мерах по недопущению необоснованного роста тарифов и повышению ответственности потребителей за своевременные и полные расчеты за коммунальные услуги» (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2005 г., № 5-6, ст. 31), постановлениями Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30 июля 1996 года № 271 «Об утверждении нормативных актов в связи с поэтапным переходом на самоокупаемость жилищно-коммунальных услуг», от 5 февраля 1999 года № 54 «Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов» (Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан, 1999 г., № 2, ст. 9), от 18 апреля 2001 года № 178 «О дополнительных мерах по совершенствованию коммунального обслуживания населения» (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2001 г., № 8, ст. 40) и от 28 октября 2010 года № 239 «О мерах по дальнейшему совершенствованию порядка декларирования (утверждения) и установления регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги)» (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2010 г., № 42-43, ст. 364) Министерство финансов, Министерство экономики Республики Узбекистан и Узбекское агентство «Узкоммунхизмат» постановляют:
1. Утвердить положение о порядке формирования тарифов и введения предельного уровня рентабельности на коммунальные услуги согласно приложению.
постановление Министерства финансов, Министерства экономики Республики Узбекистан и Узбекского агентства «Узкоммунхизмат» от 14 марта 2006 года №№ 31, 1, 02-317 «Об утверждении Положения по определению состава затрат и введению предельного уровня рентабельности при формировании тарифов на коммунальные услуги» (рег. № 1566 от 1 мая 2006 года) (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2006 г., № 18, ст. 154);
постановление Министерства финансов, Министерства экономики Республики Узбекистан и Узбекского агентства «Узкоммунхизмат» от 2 октября 2006 года №№ 86, 11, 1072 «О внесении изменений в Положение по определению состава затрат и введению предельного уровня рентабельности при формировании тарифов на коммунальные услуги» (рег. № 1566-1 от 3 ноября 2006 года) (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2006 г., № 43-44, ст. 438).
3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении десяти дней со дня его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Узбекистан.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Министерства финансов, Министерства экономики Республики Узбекистан и Узбекского агентства «Узкоммунхизмат» от 19 января 2011 года №№ 1, 2 и 01-88
к постановлению Министерства финансов, Министерства экономики Республики Узбекистан и Узбекского агентства «Узкоммунхизмат» от 19 января 2011 года №№ 1, 2 и 01-88
Настоящее Положение в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 17 апреля 2001 года № УП-2832 «О новом этапе углубления экономических реформ в сфере коммунального обслуживания» (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2001 г., № 8, ст. 39), постановлением Президента Республики Узбекистан от 11 февраля 2005 года № ПП-5 «О мерах по недопущению необоснованного роста тарифов и повышению ответственности потребителей за своевременные и полные расчеты за коммунальные услуги» (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2005 г., № 5-6, ст. 31), постановлениями Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30 июля 1996 года № 271 «Об утверждении нормативных актов в связи с поэтапным переходом на самоокупаемость жилищно-коммунальных услуг», от 5 февраля 1999 года № 54 «Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов» (Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан, 1999 г., № 2, ст. 9), от 18 апреля 2001 года № 178 «О дополнительных мерах по совершенствованию коммунального обслуживания населения» (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2001 г., № 8, ст. 40) и от 28 октября 2010 года № 239 «О мерах по дальнейшему совершенствованию порядка декларирования (утверждения) и установления регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги)» (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2010 г., № 42-43, ст. 364) регулирует порядок определения состава затрат и введения предельного уровня рентабельности при формировании тарифов на коммунальные услуги (водоснабжение, канализация, горячее водоснабжение и центральное отопление), оказываемые организациями — субъектами естественных монополий (далее — организации).
1. Государственное регулирование тарифов на коммунальные услуги, оказываемые организациями, включенными в Государственный реестр субъектов естественных монополий, осуществляется в соответствии с Положением о порядке формирования, декларирования (утверждения) и установления регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) и государственного контроля за их применением, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 октября 2010 года № 239, и настоящим Положением.
2. Для утверждения тарифа на оказываемые коммунальные услуги организации обращаются в орган ценового регулирования с заявлением, к которому прилагаются документы, указанные в пункте 21 Положения о порядке формирования, декларирования (утверждения) и установления регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) и государственного контроля за их применением, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 октября 2010 года № 239.
3. При определении затрат на производство и реализацию коммунальных услуг, принимаемых в обоснование тарифов, организации руководствуются Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, утвержденным постановлением Кабинета Министров от 5 февраля 1999 года № 54, и другими нормативно-правовыми актами.
4. Тариф на коммунальную услугу, оказываемую организацией, складывается из затрат, включаемых в производственную себестоимость, расходов периода, расходов по финансовой деятельности, расходов по налогам и другим обязательным платежам от прибыли, а также суммы чистой прибыли.
При этом расходы, предусмотренные статьей 147 Налогового кодекса Республики Узбекистан (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2007 г., № 52 (II)), за исключением расходов по отчислениям на содержание вышестоящих органов и объединений организаций, не учитываются в затратах при формировании утверждаемого тарифа на коммунальные услуги.
5. Услуги, оказываемые населению по водоснабжению, канализации, горячему водоснабжению и центральному отоплению, включая приобретаемые товариществами частных собственников жилья от лица населения, облагаются налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке.
См. предыдущую редакцию.
6. В целях стимулирования снижения затрат организаций, поставляющих коммунальные услуги (водоснабжение, канализация, горячее водоснабжение и центральное отопление), при формировании тарифов на эти услуги устанавливается предельный уровень рентабельности (отношение чистой прибыли к производственной себестоимости) в размере не более 10 процентов.
(пункт 6 в редакции постановления Министерства финансов, Министерства экономики Республики Узбекистан и Узбекского агентства «Узкоммунхизмат» от 15 апреля 2014 года №№ 33, 65, 03-1/392 (рег. № 2198-1 от 12.05.2014 г.) — СЗ РУ, 2014 г., № 20, ст. 231)
7. Если в предыдущем отчетном периоде организация добилась экономии топливно-энергетических ресурсов, сырья и материалов за счет совершенствования технологических процессов и внедрения современных ресурсосберегающих технологий, при очередном пересмотре регулируемых тарифов до 50 процентов сэкономленных средств учитываются в составе чистой прибыли, а затраты на топливно-энергетические ресурсы, сырье и материалы принимаются с учетом уточненных норм расходов, применяемых в результате внедрения современных ресурсосберегающих технологий.
8. При утверждении или последующем пересмотре тарифов на коммунальные услуги 10 процентов от повышения тарифов покрываются за счет доходов самих организаций, поставляющих коммунальные услуги.
См. предыдущую редакцию.
9. В соответствии со статьями 313, 317 и 3252 Налогового кодекса Республики Узбекистан для организаций тепло- и водоснабжения системы коммунального хозяйства налогооблагаемой базой обязательных отчислений во внебюджетный Пенсионный фонд, Республиканский дорожный фонд и внебюджетный Фонд реконструкции, капитального ремонта и оснащения общеобразовательных школ, профессиональных колледжей, академических лицеев и медицинских учреждений является объем реализации продукции (работ, услуг) за вычетом налога на добавленную стоимость и покупной стоимости соответственно для теплоснабжающих организаций — тепловой энергии и водоснабжающих организаций — воды.
(пункт 9 в редакции постановления Министерства финансов, Министерства экономики Республики Узбекистан и Узбекского агентства «Узкоммунхизмат» от 15 апреля 2014 года №№ 33, 65, 03-1/392 (рег. № 2198-1 от 12.05.2014 г.) — СЗ РУ, 2014 г., № 20, ст. 231)
10. При калькулировании затрат на коммунальные услуги учитывается весь технологический цикл работ, включающий производство и реализацию услуг непосредственно потребителю.
При этом в себестоимость услуг водоснабжения включаются затраты по обслуживанию и ремонту водозаборных сооружений, насосных станций, очистных сооружений, инженерных сетей.
12. При прогнозном калькулировании затрат потери предусматриваются в пределах норм, установленных законодательством.
Материальные затраты водоснабжающей организации определяются исходя из объема поднятой воды и утвержденных норм расхода реагентов (хлор, когулянты и другие материалы) на очистку 1 куб. м воды.
Затраты на силовую и осветительную энергию рассчитывают в соответствии с объемом поднятой воды по артезианскому и речному водопроводу, удельными нормами расхода электроэнергии, установленной мощностью энергетического оборудования и действующими тарифами на 1 кВт/ч и на 1 кВт установленной мощности.
13. В канализационных организациях материальные затраты (хлор, хлорная известь и другие материалы, применяемые для обеззараживания перед выпуском в водоемы очищенных сточных вод) определяются исходя из объема пропуска и очистки сточных вод. Величина этих затрат определяется путем умножения количества очищенной сточной жидкости на принятые удельные нормы расхода материалов и на стоимость материалов.
14. При оказании услуг водоснабжения и канализации одной организацией, калькуляции на услуги водоснабжения и канализации составляются отдельно, при этом косвенные материальные затраты, накладные расходы производственного характера, косвенные затраты на труд, расходы периода и расходы по финансовой деятельности распределяются по этим видам услуг пропорционально к заработной плате производственного персонала.
15. Для расчета размера среднего экономически обоснованного тарифа необходимо определить доходы водопроводно-канализационной организации по объемам отпущенной воды (отведенной сточной жидкости) с учетом всех потребителей услуг, которые складываются из производственной себестоимости услуг за конкретный отчетный период (год) с учетом перспектив развития данной отрасли на ближайший период (год) и предполагаемого влияния внешних факторов (изменение цен на энергоресурсы, материалы, тарифов на перевозки, тарифных ставок и должностных окладов) и необходимой суммы прибыли. Размер среднего экономически обоснованного тарифа определяется по формуле:
Пн — необходимая прибыль, обеспечивающая рентабельную работу водопроводно-канализационных организаций (расходы периода, расходы по финансовой деятельности, расходы по налогам и другим обязательным платежам от прибыли, а также сумма чистой прибыли) в расчете на 1 куб. м воды (1 куб. м стока).
Исчисление суммы чистой прибыли и уровня рентабельности при формировании тарифа производится в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 16 утратил силу в соответствии с постановлением Министерства финансов, Министерства экономики Республики Узбекистан и Узбекского агентства «Узкоммунхизмат» от 15 апреля 2014 года №№ 33, 65, 03-1/392 (рег. № 2198-1 от 12.05.2014 г.) — СЗ РУ, 2014 г., № 20, ст. 231)
17. При утверждении или последующем пересмотре тарифов на услуги водоснабжения и канализации 10 процентов от повышения тарифов покрываются за счет доходов водопроводно-канализационной организации. В этих целях организацией изыскиваются внутренние резервы получения дополнительных доходов или снижения затрат путем составления конкретных мероприятий, направленных на сокращение потерь и расходов, внедрение ресурсосберегающих технологий, совершенствование структуры управления и численности административно-управленческого персонала и принятия других мер.
При этом полученная организацией дополнительная прибыль в результате экономии топливно-энергетических ресурсов, сырья и материалов путем совершенствования технологических процессов и внедрения современных ресорсосберегающих технологий не подлежит изъятию.
При очередном пересмотре регулируемых тарифов до 50 процентов сэкономленных средств учитываются в составе чистой прибыли, а затраты на топливно-энергетические ресурсы, сырье и материалы принимаются с учетом уточненных норм расходов, применяемых в результате внедрения современных ресурсосберегающих технологий.
18. Сумма оплаты услуг водоснабжения и канализации рассчитывается на 1 человека в месяц исходя из тарифов для населения и норм потребления воды (канализации), установленных Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента в зависимости от степени благоустройства жилищного фонда, а при наличии измерительных приборов оплата производится по их показаниям.
19. В состав расходов по производству и транспортировке тепловой энергии входят расходы по выработке тепловой энергии и обслуживанию тепловых сетей, контролю за работой абонентских вводов, автоматических устройств по регулированию температуры, давления и расхода воды.
20. Для расчета тарифа на услуги теплоснабжения для оптовых потребителей необходимо определить доходы теплоснабжающих организаций по объемам отпущенной тепловой энергии с учетом всех потребителей услуг, которые складываются из производственной себестоимости услуг за конкретный отчетный период (год) с учетом перспектив развития данной отрасли на ближайший период (год) и предполагаемого влияния внешних факторов (изменение цен на энергоресурсы, материалы, тарифов на перевозки, тарифных ставок и должностных окладов), нормативного срока продолжительности отопительного сезона (S), необходимой прибыли (Пн) (согласно формуле, приведенной в пункте 15 настоящего Положения).
21. При формировании тарифов на услуги теплоснабжения средства (государственные субсидии) , выделяемые из государственного бюджета на проведение капитального ремонта котлового оборудования и тепловых сетей, исключаются из затрат теплоснабжающих организаций.
В соответствии со статьей 129 Налогового кодекса Республики Узбекистан, доходы от государственных субсидий не включаются в совокупный доход при налогообложении.
Расходы на проведение капитального ремонта котлового оборудования и тепловых сетей учитываются в составе затрат при формировании тарифов в недостающей части финансовых средств, определенных в соответствии с адресными списками с учетом амортизационных отчислений, средств, выделяемых из бюджета, и других источников финансирования.
22. При формировании тарифов на единицу услуги теплоснабжения косвенные материальные затраты, накладные расходы производственного характера, косвенные затраты на труд, расходы периода и расходы по финансовой деятельности определяются отношением к заработной плате производственного персонала.
23. Исчисление суммы чистой прибыли и уровня рентабельности при формировании тарифа производится в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения.
См. предыдущую редакцию.
(абзац второй пункта 23 исключен постановлением Министерства финансов, Министерства экономики Республики Узбекистан и Узбекского агентства «Узкоммунхизмат» от 15 апреля 2014 года №№ 33, 65, 03-1/392 (рег. № 2198-1 от 12.05.2014 г.) — СЗ РУ, 2014 г., № 20, ст. 231)
24. При утверждении или последующем пересмотре тарифов на услуги теплоснабжения 10 процентов от повышения тарифов покрываются за счет доходов теплоснабжающей организации. В этих целях организацией изыскиваются внутренние резервы получения дополнительных доходов или снижения затрат путем составления конкретных мероприятий, направленных на сокращение потерь и расходов, внедрение ресурсосберегающих технологий, совершенствование структуры управления и численности административно-управленческого персонала и принятия других мер.
При этом полученная организацией дополнительная прибыль в результате экономии топливно-энергетических ресурсов, сырья и материалов путем совершенствования технологических процессов и внедрения современных ресурсосберегающих технологий не подлежит изъятию.
При очередном пересмотре регулируемых тарифов до 50 процентов сэкономленных средств учитываются в составе чистой прибыли, а затраты на топливно-энергетические ресурсы, сырье и материалы принимаются с учетом уточненных норм расходов, применяемых в результате внедрения современных ресурсосберегающих технологий.
26. Тарифы для населения на центральное отопление и горячее водоснабжение рассчитываются, исходя из:
расчетной тепловой энергии, затраченной на обогрев 1 кв. м отапливаемой площади и на нагрев 1 куб. м воды в Гкал, рассчитанной организацией в соответствии с установленным порядком определения тепловых нагрузок и норм расхода топлива, электроэнергии, теплоэнергии и воды на выработку и транспортировку тепловой энергии, а также норм технологических потерь.
Величина нормативов потребления тепловой энергии на центральное отопление и горячее водоснабжение для населения разрабатывается и утверждается Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30 июля 1996 года № 271 «Об утверждении нормативных актов в связи с поэтапным переходом на самоокупаемость жилищно-коммунальных услуг».
себестоимость услуг организаций теплоснабжения определяется с учетом профилактического обслуживания и ремонта котлового оборудования и тепловых сетей согласно планируемым организационным и техническим мероприятиям по уходу, надзору, обслуживанию и профилактическому ремонту оборудования и тепловых сетей;
при прогнозном калькулировании затрат потери предусматриваются в пределах норм, установленных законодательством;
при реализации тепловой энергии одновременно на центральное отопление и горячее водоснабжение расходы по статьям калькуляции должны исчисляться пропорционально количеству тепловой энергии на центральное отопление и горячее водоснабжение;
материальные затраты на услуги теплоснабжения определяются исходя из норм расхода технической соли или других заменяющих ее материалов в расчете на куб. м горячей воды (теплоносителя) и установленных на них цен;
затраты на силовую и осветительную энергию рассчитываются в соответствии с удельными нормами расхода электроэнергии, установленной мощностью энергетического оборудования и действующими тарифами на 1 кВт/ч и на 1 кВт установленной мощности.
28. Примерный расчет определения тарифов для населения на услуги теплоснабжения приведен в приложении к настоящему Положению.
29. Настоящее Положение согласовано с Государственным комитетом Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Положению о порядке формирования тарифов и введения предельного уровня рентабельности на коммунальные услуги
к Положению о порядке формирования тарифов и введения предельного уровня рентабельности на коммунальные услуги
Удельное потребление тепловой энергии на центральное отопление на 1 кв. м отапливаемой площади в месяц — 0,019 Гкал*.
среднегодовой часовой расход воды в подающем трубопроводе — 33 560,0 куб. м/ч (по данным учета на теплоисточнике);
*Удельное потребление тепла на центральное отопление и горячее водоснабжение рассчитывается для каждого региона (отдельного населенного пункта) в соответствии с Положением о порядке определения тепловых нагрузок и норм расхода топлива, электроэнергии, теплоэнергии и воды на выработку и транспортировку тепловой энергии, а также норм технологических потерь (рег. № 1687 от 7 июня 2007 года).