Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратит силу с 1 августа 2020 года в соответствии с Указом Республики Узбекистан от 8 июля 2020 года № УП-6021 «О внесении изменений, а также признании утратившими силу некоторых актов Президента Республики Узбекистан».
В целях дальнейшего стимулирования расширения инвестиционной деятельности коммерческих банков, укрепления их ресурсной базы для увеличения объемов финансирования долгосрочных инвестиционных проектов, направленных на модернизацию, техническое и технологическое перевооружение отраслей экономики:
проведена реорганизация структур коммерческих банков, в крупнейших банках созданы департаменты (управления) по координации и мониторингу инвестиционной деятельности, существенно изменены и расширены функции структурных подразделений банков, осуществляющих экспертизу, финансирование и мониторинг реализации инвестиционных проектов;
во всех коммерческих банках введены должности заместителей председателей правлений банков, курирующих вопросы инвестиционной деятельности, на которые по результатам аттестации, проведенной в соответствии с распоряжением Президента Республики Узбекистан от 2 октября 2008 года № Р-3075, назначены руководители, обладающие глубокими знаниями законодательной базы, владеющие необходимыми навыками в области инвестиционного финансирования, отбора и экспертизы инвестиционных проектов;
активизировалась деятельность коммерческих банков по финансовому оздоровлению предприятий-банкротов, принятых на баланс банков, финансированию инвестиционных проектов, направленных на модернизацию, техническое и технологическое перевооружение отраслей экономики. Объем выданных кредитов на срок свыше одного года в структуре общего кредитного портфеля банков составляет более 70 процентов.
2. Считать важнейшими задачами коммерческих банков в области расширения инвестиционной деятельности:
дальнейшее совершенствование кредитной и инвестиционной политики банка и механизмов долгосрочного кредитования инвестиционных проектов по созданию новых производств, модернизации, техническому и технологическому перевооружению предприятий, укрепление на этой основе долгосрочной ресурсной базы банка;
обеспечение тщательного отбора, комплексной оценки и качественной экспертизы инвестиционных проектов на основе глубокого анализа проектной документации, их финансовой окупаемости и рентабельности;
мобилизацию собственных финансовых средств и их эффективное использование на финансирование инвестиционных проектов, обеспечение проведения постоянного мониторинга хода реализации проектов, своевременного и полного возврата вложенных средств;
широкое использование надежных механизмов обеспечения своевременности и полноты возвратности предоставленных кредитов с учетом тщательной оценки рисков, рыночной стоимости залога и других видов обеспечения;
укрепление подразделений банков, осуществляющих инвестиционную деятельность, профессионально подготовленными высококвалифицированными кадрами, кардинальное улучшение качества переподготовки и повышения квалификации специалистов банка по вопросам отбора, экспертизы и реализации инвестиционных проектов.
3. Установить до 1 января 2015 года порядок, в соответствии с которым коммерческие банки уплачивают налог на прибыль по ставкам, дифференцированным в зависимости от доли долгосрочного инвестиционного финансирования в структуре кредитного портфеля, согласно приложению № 1.
Министерству финансов, Центральному банку и Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан в месячный срок разработать и утвердить Положение о порядке применения налоговых льгот, предусмотренных настоящим пунктом.
Комментарий LexUz
Действие пункта 3 продлено до 1 января 2020 года в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 6 мая 2015 года № ПП-2344 «О мерах по дальнейшему повышению финансовой устойчивости коммерческих банков и развитию их ресурсной базы».
4. Рекомендовать коммерческим банкам ввести в практику предоставление предприятиям и организациям — инициаторам крупных инвестиционных проектов кредитов на финансирование расходов по разработке проектно-сметной документации и проведению экспертизы с последующим их включением, при принятии инвестиционного проекта к реализации, в общую сумму кредита, предоставляемого для финансирования проекта в целом.
5. Возложить на председателей правлений коммерческих банков, рефинансирующих кредиты за счет средств Накопительной пенсионной системы для финансирования инвестиционных проектов, персональную ответственность за целевое и эффективное использование средств, своевременность их возврата в полном объеме Народному банку Республики Узбекистан с учетом начисленных процентов, независимо от финансового состояния проектов и предприятий-заемщиков.
При выявлении фактов нецелевого использования коммерческими банками кредитов, выданных за счет средств Накопительной пенсионной системы, вся сумма выявленного нецелевого использования подлежит досрочному погашению с применением штрафных санкций.
6. Принять предложение Центрального банка Республики Узбекистан, Ассоциации банков Узбекистана и коммерческих банков по расширению выпуска коммерческими банками долгосрочных облигаций, размещаемых среди юридических лиц в 2009-2010 годах, в объеме не менее 110 млрд. сумов, согласно приложению № 2, для укрепления долгосрочной ресурсной базы банков.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 7 утратил силу Указом Президента Республики Узбекистан от 24 мая 2018 года № УП-5447 — Национальная база данных законодательства, 25.05.2018 г., № 06/18/5447/1269)
юридические лица сроком на пять лет от налогообложения по процентным доходам, полученным от размещения на депозиты и в долговые ценные бумаги коммерческих банков на срок свыше 1 года;
См. предыдущую редакцию.
(абзац третий пункта 8 исключен постановлением Президента Республики Узбекистан от 24 декабря 2010 г. № ПП-1449 — СЗ РУ, 2010 г., № 52, ст. 513)
с 1 сентября 2009 года сроком на три года юридические лица, оказывающие услуги по лизингу, от уплаты налога на прибыль и единого налогового платежа по полученным доходам от лизинговых операций.
9. Распространить налоговые льготы, предусмотренные пунктом 2 распоряжения Президента Республики Узбекистан от 19 ноября 2008 года № Р-4010, на предприятия, вновь созданные коммерческими банками, в том числе с участием других инвесторов, имеющих успешный опыт работы в организации и налаживании производства и реализации выпускаемой продукции.
См. предыдущую редакцию.
(абзац первый пункта 10 исключен постановлением Президента Республики Узбекистан от 12 сентября 2017 года № ПП-3270 — Национальная база данных законодательства, 2017 г.)
в двухмесячный срок принять меры по полному оснащению структурных подразделений банков, осуществляющих экспертизу, финансирование и мониторинг реализации инвестиционных проектов, необходимыми для эффективной работы компьютерной техникой и оборудованием;
проводить на постоянной основе работу по укреплению подразделений банков, ответственных за вопросы инвестиционной деятельности, высококвалифицированными специалистами;
организовать постоянно действующие курсы и практические семинары в регионах по переподготовке и повышению квалификации сотрудников банка, занимающихся вопросами инвестиционной деятельности.
11. Центральному банку Республики Узбекистан совместно с Министерством юстиции и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
12. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Р.С. Азимова и председателя Центрального банка Республики Узбекистан Ф.М. Муллажанова.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 28 июля 2009 года № ПП-1166
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 28 июля 2009 года № ПП-1166
Доля долгосрочного инвестиционного финансирования в структуре кредитного портфеля | Льготные ставки налога на прибыль в коммерческих банках (в % от действующей ставки) | |
от 35 до 40% | — | 80% |
от 40 до 50% | — | 75% |
свыше 50% | — | 70% |
К инвестиционным кредитам (лизингу) относятся кредиты (лизинг), предоставленные на цели, предусмотренные статьей 3 Закона Республики Узбекистан «Об инвестиционной деятельности».
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 28 июля 2009 года № ПП-1166
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 28 июля 2009 года № ПП-1166
Наименование банка | Объем выпуска облигаций (млрд. сум.) |
Национальный банк внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан | 35 |
ГАКБ «Асака» | 20 |
Узбекский акционерный коммерческий промышленно-строительный банк «Узпромстройбанк» | 10 |
АКБ «Агробанк» | 5 |
АКБ «Кишлок курилиш банк» | 5 |
АКБ «Ипотека-банк» | 5 |
АКБ «Хамкорбанк» | 5 |
АКБ «Капиталбанк» | 5 |
Другие банки | 20 |
Итого | 110 |