Статья 1. Внести в Закон Республики Узбекистан от 26 апреля 1996 года № 223-I «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» (в редакции Закона Республики Узбекистан от 6 мая 2014 года № ЗРУ-370) (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2014 г., № 5, ст. 128; 2015 г., № 8, ст. 312, № 12, ст. 452; 2016 г., № 4, ст. 125, № 9, ст. 276; 2018 г., № 1, ст. ст. 1, 4, № 4, ст. 224; 2019 г., № 3, ст. 166, № 12, ст.ст. 880, 886, 891; 2020 г., № 1, ст. 4, № 7, ст. 449, № 10, ст. 593; 2021 г., приложение к № 4, № 10, ст. 973; 2022 г., № 3, ст.ст. 216, 217) следующие изменения и дополнения:
«Акционеры (акционер), владеющие в совокупности не менее чем одного процента голосующих акций общества, не позднее тридцати дней после окончания финансового года общества, если уставом общества не установлен более поздний срок, вправе внести вопросы в повестку дня годового общего собрания акционеров и выдвинуть кандидатов в наблюдательный совет и ревизионную комиссию (ревизоры) общества, число которых не может превышать количественного состава настоящего совета и комиссии (ревизоров), за исключением выдвижения кандидатов в независимые члены наблюдательного совета»;
«Количественный состав наблюдательного совета общества определяется уставом общества, при этом количество независимых членов, входящих в состав наблюдательного совета, должно быть указано отдельно»;
«При кумулятивном голосовании число голосов, принадлежащих каждому акционеру, умножается отдельно на число независимых и других членов наблюдательного совета, которые должны быть избраны в наблюдательный совет общества, и акционер вправе отдать полученные таким образом голоса полностью за одного кандидата или распределить их между двумя и более кандидатами»;
«В протоколе общего собрания акционеров должно быть указано, какого акционера представляет избранный на общем собрании акционеров член наблюдательного совета или какой член наблюдательного совета является независимым»;
В состав наблюдательного совета общества, акции которого включены в биржевой котировальный лист фондовой биржи, а также общества с долей государства более 50 процентов в уставном фонде (уставном капитале) должно быть включено не менее одного независимого члена. При этом кандидаты в независимые члены наблюдательного совета, если иное не предусмотрено уставом общества, выдвигаются наблюдательным советом общества для рассмотрения общим собранием акционеров, как правило, на конкурсной основе.
акционер (непосредственно и (или) через аффилированных лиц), владеющий пятью и более процентами голосующих акций общества;
лицо, имеющее гражданско-правовые отношения с крупным клиентом и (или) крупным поставщиком общества и (или) аффилированного лица общества. При этом крупным клиентом и крупным поставщиком признаются лица, с которыми имеется действующий договор на сумму свыше двух тысяч базовых расчетных величин;
работник аудиторской организации, оказывавший аудиторские услуги обществу и (или) аффилированным лицам общества в течение последних трех лет;
лицо, имеющее какие-либо договоренности с обществом и (или) его аффилированными лицами, за исключением договоренностей, связанных с обеспечением выполнения задач и функций члена наблюдательного совета;
лицо, состоящее в близком родстве или свойстве (родители, братья, сестры, сыновья, дочери, супруги, а также родители, братья, сестры и дети супругов) с лицом, которое является либо было в течение последних трех лет членом органов управления и внутреннего контроля общества и (или) аффилированных лиц общества;
лицо, не соответствующее требованиям, установленным уставом общества или документами, утвержденными решениями общего собрания акционеров.
Общество ведет реестр независимых членов, избранных в состав наблюдательного совета общества, и публикует его на своем официальном веб-сайте.
Порядок ведения реестра независимых членов наблюдательного совета общества устанавливается уполномоченным государственным органом по регулированию рынка ценных бумаг.
Независимый член наблюдательного совета общества в случае изменения своего соответствия требованиям, установленным частью второй настоящей статьи, обязан в течение двух рабочих дней уведомить об этом общество и наблюдательный совет. В этом случае в качестве независимого члена приглашается другой кандидат в порядке, установленном частью первой настоящей статьи.
Независимый член наблюдательного совета общества наряду с другими членами наблюдательного совета имеет равные права и обязанности, установленные настоящим Законом»;
«Если в результате нарушения исполнительным органом общества порядка заключения крупной сделки или сделки с аффилированными лицами был причинен ущерб обществу и при этом в установленном законодательством порядке будет доказана вина директора или членов правления общества либо доверительного управляющего, они несут субсидиарную ответственность по обязательствам общества по возмещению задолженности перед кредиторами в случае недостаточности его имущества»;
«Предложения по кандидатурам в состав комитета миноритарных акционеров вносятся в общество в порядке и сроки, предусмотренные для внесения предложений по кандидатурам в наблюдательный совет общества, за исключением порядка выдвижения кандидатов в независимые члены наблюдательного совета».
Статья 2. Внести в Закон Республики Узбекистан от 6 декабря 2001 года № 310-II «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2002 г., № 1, ст. 10; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2006 г., № 4, ст. 154; 2007 г., № 7, ст. 325, № 12, ст. 598; 2011 г., № 12/2, ст. 363; 2012 г., № 12, ст. 336; 2014 г., № 1, ст. 2, № 5, ст. 130; 2015 г., № 8, ст. 312; 2018 г., № 1, ст.ст. 1, 4; 2019 г., № 3, ст. 166, № 12, ст.ст. 886, 891; 2020 г., № 1, ст. 4, № 7, ст. 449; 2021 г., приложение к № 4; 2022 г., № 3, ст. 217, № 4, ст. 340) следующие дополнения:
В состав наблюдательного совета общества с долей государства более 50 процентов в уставном фонде (уставном капитале) должно быть включено не менее одного независимого члена. При этом кандидаты в независимые члены, если иное не предусмотрено уставом общества, выдвигаются наблюдательным советом общества для рассмотрения общим собранием участников общества, как правило, на конкурсной основе.
лицо (непосредственно и (или) через аффилированных лиц), владеющее пятью и более процентами уставного фонда (уставного капитала) общества;
лицо, имеющее гражданско-правовые отношения с крупным клиентом и (или) крупным поставщиком общества и (или) его аффилированного лица. При этом крупным клиентом и крупным поставщиком признаются лица, с которыми имеется действующий договор на сумму свыше двух тысяч базовых расчетных величин;
работник аудиторской организации, оказывавший аудиторские услуги обществу и (или) его аффилированным лицам в течение последних трех лет;
лицо, имеющее какие-либо договоренности с обществом и (или) его аффилированными лицами, за исключением договоренностей, связанных с обеспечением выполнения задач и функций члена наблюдательного совета общества;
лицо, состоящее в близком родстве или свойстве (родители, братья, сестры, сыновья, дочери, супруги, а также родители, братья, сестры и дети супругов) с лицом, которое является либо было в течение последних трех лет членом органов управления и внутреннего контроля общества и (или) аффилированных лиц общества;
лицо, не соответствующее требованиям, установленным уставом общества или документами, утвержденными решениями общего собрания общества.
Независимый член наблюдательного совета общества наряду с другими членами наблюдательного совета имеет равные права и обязанности, установленные настоящим Законом»;
«Если в результате нарушения исполнительным органом общества порядка заключения крупной сделки или сделки с аффилированными лицами был причинен ущерб обществу и при этом в установленном законодательством порядке будет доказана вина директора или коллегиального исполнительного органа общества, они несут субсидиарную ответственность по обязательствам общества по возмещению задолженности перед кредиторами в случае недостаточности его имущества».
Статья 3. Министерству юстиции, Агентству по управлению государственными активами Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.
обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.
Статья 5. Настоящий Закон вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.