Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратило силу в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 15 ноября 2002 года № 396 «О мерах по совершенствованию организации проведения денежно-вещевых лотерей».
В целях создания необходимых правовых условий для совершенствования механизма проведения лотерей на территории Республики Узбекистан Кабинет Министров постановляет:
1. Утвердить Положение о порядке проведения лотерей на территории Республики Узбекистан согласно приложению.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Б.С. Хамидова.
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Кабинета Министров от 19 сентября 1997 г. № 444
постановлением Кабинета Министров от 19 сентября 1997 г. № 444
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О предприятиях», постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан № 215 от 19 апреля 1994 года «О совершенствовании порядка выдачи специальных разрешений (лицензий) на занятие отдельными видами деятельности, а также Положением о Министерстве финансов Республики Узбекистан, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 ноября 1992 года № 553, и определяет порядок проведения лотерей на территории Республики Узбекистан.
лотерея — игра, основанная на риске, подразумевающая привлечение денежных средств юридических и физических лиц на добровольной основе путем реализации лотерейных билетов (квитанций, жетонов или других свидетельств), по которым часть поступивших средств разыгрывается в виде вещевых, денежных или иных выигрышей среди владельцев лотерейных билетов;
лотерейный билет — свидетельство о том, что владелец лотерейного билета оплатил стоимость игры и вступил в договорные отношения с организатором лотереи;
розыгрыш — случайное распределение выигрышей среди владельцев лотерейных билетов. Основным принципом розыгрыша лотерей является равновозможность (равновероятность) получения выигрыша на каждую единицу лотерейного билета (или ставки). Проведение розыгрышей, нарушающих данный принцип, запрещено;
организатор (или учредитель) лотереи — юридическое лицо — резидент или нерезидент Республики Узбекистан, имеющее лицензию на право занятия деятельностью по проведению лотерей на территории Республики Узбекистан, организующее и финансирующее проведение всего комплекса мероприятий по проведению лотерей;
лицензирующий орган — государственный орган, уполномоченный выдавать специальные разрешения (лицензии) на право проведения лотерей. Согласно постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 апреля 1994 года № 215 уполномоченным лицензирующим органом является Министерство финансов Республики Узбекистан;
условия проведения лотереи — документ, утверждаемый лицензирующим органом, определяющий условия проведения лотереи и регулирующий отношения между организатором, игроком и лицензирующим органом.
3. Лотереи могут проводиться одним или несколькими учредителями, организующими и финансирующими проведение всего комплекса мероприятий по проведению лотерей.
4. Юридические лица, основным видом деятельности которых не является проведение лотерей, должны создать организационный комитет, который будет осуществлять подготовку и проведение лотереи.
а) тиражные лотереи, при которых выпускаются на продажу лотерейные билеты, и затем устраиваются розыгрыши выигрышей (далее именуются — тиражи), причем их размеры и количество устанавливаются заранее;
б) мгновенные лотереи, в которых результаты участия определяются немедленно после приобретения лотерейного билета, выигрыши заранее обозначаются на билетах, которые реализуются в закрытом виде;
в) числовые лотереи (бинго, лотто, и т. д.), заключающиеся в том, что каждый желающий принять в них участие приобретает специальный бланк, на котором обозначено определенное количество чисел или знаков, и отмечает часть из них. В тираже определяются выигрышные числа, символы, знаки или их комбинации и если все или часть отмеченных на лотерейном бланке чисел, символов или знаков совпадут с определенными в тираже посредством розыгрыша, то выплачивается соответствующий выигрыш. Общий размер и сумма выигрышей устанавливается заранее, в зависимости от доли средств, выделяемой от общей суммы выручки, поступившей за проданные билеты;
г) спортивные лотереи (тотализатор), в которых участники вместо чисел должны правильно предсказать победителей выбранных заранее спортивных соревнований или скачек, где перечень участников соревнований и скачек опубликовывается заблаговременно, до начала проведения соревнований или скачек;
д) классные лотереи, заключающиеся в том, что лотерейные билеты подразделяются на несколько частей, по каждой из которых проводится отдельный тираж, причем для участия в каком-либо из них необходимо оплатить стоимость частей лотерейного билета предшествующих классов, в большинстве случаев в каждом последующем классе увеличивается количество и сумма выигрышей. Владелец полного лотерейного билета участвует во всех тиражах.
денежно-вещевые, при этом обладатель лотерейного билета, на который выпал вещевой выигрыш, имеет право получить его стоимость наличными деньгами (если иное не предусмотрено Условиями проведения лотереи). Замена одного выигрыша другим не допускается;
иные виды выигрышей (квартиры или другие виды недвижимости), льготы по приобретению отдельных товаров (в том числе бесплатные доставка, установка товаров и т. д.), туристические поездки (как внутри республики, так и зарубежные, в том числе и путевки на спортивные соревнования и т. д.), путевки в санатории и дома отдыха (находящиеся как внутри республики, так и за рубежом) и т. д.
7. Суммарная стоимость выигрышей для всех видов лотерей должна быть 40 или более процентов от суммарной стоимости выпускаемых лотерей, независимо от суммы реализованных лотерейных билетов.
8. При проведении вещевой или денежно-вещевой лотереи учредители должны по реализации лотерейных билетов приобрести или заключить договоры на приобретение товаров и иных ценностей, предусмотренных в качестве выигрышей Условиями проведения лотереи.
б) принятие решения учредителем или учредителями о проведении лотерей с распределением среди учредителей объемов финансовых обязательств;
в) подготовка и утверждение Условий проведения лотерей (далее именуются — Условия) и сопутствующих документов учредителем или учредителями;
с предприятиями-изготовителями на изготовление и проведение экспертизы выигравших билетов (в том числе и по поручению организатора лотереи, если подлинность лотерейного билета вызывает сомнения), гарантирующих качество и уровень защиты лотерейных билетов от подделки не менее шести степеней защиты с соблюдением соответствия лотерейных билетов Условиям;
с предприятиями-изготовителями, торговыми или другими организациями о поставке товаров, предусмотренных для выдачи по выигрышным лотереям, согласно таблице выигрышей (для денежно-вещевых и вещевых лотерей);
е) утверждение в уполномоченном государственном органе (далее именуется — лицензирующий орган) Условий проведения лотереи;
ж) издание Условий проведения лотерей и публикация сообщения в средствах массовой информации о проведении лотереи;
л) представление ежеквартальных отчетов, а также полного отчета об итогах проведения лотерей в лицензирующий орган.
11. Проведение конкретной лотереи предприятиями (организациями), имеющими лицензию на право проведения лотерей, допускается только после утверждения Условий проведения данной лотереи в лицензирующем органе.
12. Документы, представленные для последующих видов лотереи, рассматриваются лицензирующим органом только после представления учредителем отчета об итогах проведения предыдущей лотереи.
13. Для утверждения Условий проведения лотереи в лицензирующий орган представляются следующие документы:
Условия проведения лотереи, согласованные и подписанные всеми учредителями лотереи в двух экземплярах (приложение № 1);
договор об учреждении лотереи с распределением объемов финансовой ответственности среди учредителей;
с предприятиями-изготовителями на изготовление и проведение экспертизы выигравших лотерейных билетов, гарантирующих качество и уровень защиты лотерейных билетов от подделки не менее шести степеней защиты;
с предприятиями-изготовителями, торговыми или другими организациями о поставке товаров, предусмотренных для выдачи по выигрышным лотереям, согласно таблицы выигрышей (для вещевых и денежно-вещевых лотерей);
с предприятиями для осуществления реализации лотерейных билетов и выдачи выигрышей по ним (если необходимо);
гарантии финансовых институтов при недостаточности собственного капитала на обслуживание выпуска лотереи (если необходимо);
14. Лицензирующим органом могут быть установлены нормативы на параметры выпуска лотереи в зависимости от вида лотереи и финансового достояния учредителя, обеспечивающие выполнение обязательств учредителей перед приобретателями лотерей.
15. Утверждение Условий проведения лотерей и образцов лотерейных билетов должно быть произведено не позднее 20 дней с даты подачи документов.
Изменения и дополнения в утвержденные Условия могут быть внесены только с разрешения лицензирующего органа.
Для утверждения дополнений и изменений Условий проведения лотереи необходимо за два месяца до проведения тиража представить в контролирущий орган следующие документы:
изменения и дополнения к Условиям, согласованные и подписанные всеми учредителями лотереи, в двух экземплярах;
неполнота сведений и не соответствие содержания представленных документов требованиям действующего законодательства и настоящего Положения.
17. Для компенсации затрат, связанных с рассмотрением документов для утверждения Условий, учредитель лотереи уплачивает сбор на счет лицензирующего органа в размере 0,1 процента от суммарной стоимости выпускаемых лотерей на дату внесения изменений и дополнений или утверждения новых условий.
18. Должностные лица учредителей лотереи, подписавшие Условия и порядок проведения лотерей, несут ответственность за достоверность данных, содержащихся в нем, а также за соблюдение условий проведения лотерей.
19. Лицензирующий орган осуществляет контроль за соблюдением условий и порядка проведения лотерей, установленных законодательством и настоящим Положением.
20. Лицензирующий орган имеет право досрочно приостановить или прекратить проведение лотереи. Основанием для приостановки или прекращения проведения лотереи могут быть:
ухудшение финансового состояния учредителя, могущее повлечь неисполнение обязательств перед держателями лотерей;
Решение о приостановлении или прекращении проведения лотереи может быть обжаловано организатором в хозяйственный суд.
21. Лицензирующий орган несет ответственность за полноту сведений, отраженных в утвержденных им Условиях и порядке проведения лотерей.
22. Лотерейные билеты должны изготавливаться на предприятиях, имеющих лицензию на изготовление ценных бумаг, и защищены от подделок не менее шестью степенями защиты. Вступление в силу договоров на изготовление лотерейных билетов предприятиями-изготовителями осуществляются только при наличии утвержденных лицензирующим органом Условий и объеме.
23. Лотерейные билеты от предприятий-изготовителей доставляются учредителям спецсвязью или самовывозом по заявкам учредителей.
24. Прием и хранение билетов производится в специально оборудованном помещении, имеющем охранно-пожарную сигнализацию, выведенную на пульт вневедомственной охраны УВД. В отделах (агентствах) с небольшим объемом реализации билеты могут храниться в сейфах, при условии сдачи помещения на пульт вневедомственной охраны УВД.
25. В случаях приема билетов без пересчета и несвоевременного предъявления претензии к предприятиям-изготовителям или спецсвязи, материальная ответственность за недостачу возлагается на работников учредителя лотереи, не обеспечивших соблюдение установленного порядка приема билетов.
26. Вопросы выдачи билетов на реализацию, учета и отчетности входят в компетенцию учредителя и регламентируются его внутренними актами.
27. Превышение суммы и количества выпуска лотереи, а также изменения цены билета, предусмотренной утвержденными лицензирующими органом Условиями, не допускаются.
28. Реализация лотерейных билетов может быть осуществлена только после получения лицензии и утверждения условий лицензирующим органом.
29. Реализация лотерейных билетов может проводиться через отделения связи, собственную и торговую сеть или путем привлечения других распространителей.
30. Реализация населению лотерейных билетов проводится за наличный расчет при обязательном применении принципа добровольности.
31. Для реализации лотерейных билетов на той и иной территории республики учредитель лотерей должен получить разрешение местного органа исполнительной власти (хокимията), где предполагается реализация лотерейных билетов.
32. Средства, поступающие от реализации лотерейных билетов, направляются только на цели, оговоренные Условиями, утвержденными лицензирующим органом.
34. Тиражи лотерей проводятся в соответствии с инструкцией Министерства финансов Республики Узбекистан и Узбекского Сберегательного банка № 08-18-01 от 21 июля 1992 года «О порядке проведения тиражей выигрышей и погашения по государственным займам и денежно-вещевым лотереям».
35. В случае, если к моменту проведения тиража часть лотерейных билетов осталась не реализованной, они подлежат уничтожению не менее чем за один день до проведения тиража.
36. Для уничтожения бракованных, или нереализованных к моменту проведения тиража лотерейных билетов, за 3 дня до проведения тиража создается специальная комиссия в Составе ответственных работников лицензирующего органа, органов власти, (хокимията) и учредителя лотереи.
37. Нереализованные лотерейные билеты уничтожаются комиссией не менее чем за один день до проведения тиража и составляется акт уничтожения в трех экземплярах (один из которых направляется не позднее 3 дней после ее утверждения и не позднее даты проведения тиража в лицензирующий орган, другой остается у руководителя комиссии, третий у организатора лотереи).
38. Если бракованные или нереализованные к моменту проведения тиража лотерейные билеты по каким-то причинам, не зависящим от ответственных лиц, остаются не уничтоженными до проведения тиража, то в этом случае лотерейные билеты должны быть опечатаны комиссией путем составления описей с указанием номеров и серий лотерейных билетов и переданы тиражной комиссии до проведения тиража.
39. Мгновенные лотерейные билеты уничтожаются только сериями (партиями) и только перед реализацией данной серии (партии) лотерейных билетов и только в том случае, если в лотерейных билетах обнаружены:
частичное или полное покрытие определенных зон, которые должны быть покрыты специальным покрытием (где наносятся размер выигрыша и специальные кодовые номера, определяющие подлинность лотерейных билетов).
40. Для уничтожения мгновенных лотерейных билетов создается специальная комиссия в составе ответственных работников лицензирующего органа, органов власти (хокимията) и учредителя лотереи, которая составляет соответствующий акт уничтожения лотерейных билетов и уничтожает всю партию или серию лотерейных билетов, из которых еще не реализованы лотерейные билеты.
41. По другим видам лотерей (числовые, спортивные и классные) сроки хранения, урегулирования претензий и уничтожения бракованных лотерейных билетов определяются Условиями проведения лотерей.
42. Порядок, сроки и условия оплаты выигрышей определяются Условиями, утвержденными лицензирующим органом.
43. Срок предъявления лотерейных билетов к оплате не должен быть менее 4 месяцев со дня проведения тиража.
Срок оплаты выигрышей не должен превышать трех месяцев с даты предъявления к оплате лотерейных билетов.
Изменение сроков предъявления лотерейных билетов к оплате и оплаты выигрышей, установленных в Условиях, не допускается.
44. Выигрышные билеты, сумма выигрыша по которым превышает пятикратный размер минимальной заработной платы, подлежат обязательной экспертизе, проводимой изготовителем лотерейных билетов.
45. По усмотрению организатора лотереи подлежат экспертизе любые лотерейные билеты, подлинность которых вызывает сомнения.
46. Проведение экспертизы выигрышных лотерейных билетов осуществляется изготовителем лотерейного билета, в соответствии с заключенным договором.
Сроки и условия проведения экспертизы устанавливаются на основании договора, но при этом срок проведения экспертизы не должен превышать одного месяца со дня предъявления выигрышного лотерейного билета к оплате.
47. Бухгалтерский учет проведения лотереи ведется в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан о бухгалтерском отчете и отчетности.
48. Организатор лотереи ежеквартально или после завершения каждого тиража лотереи (или определенного разряда лотереи) составляет отчет об итогах проведения лотереи (приложение № 2) и представляет его в лицензирующий орган в недельный срок, если иное не предусмотрено Условием.
Должностные лица, подписавшие отчет об итогах проведения лотереи, несут установленную законом ответственность за достоверность данных, содержащихся в нем.
49. Лицензирующий орган может затребовать любые сведения, в том числе и конфиденциальные (закладку выигрышей — для мгновенных лотерей, другие сведения, связанные с уничтожением нереализованных или бракованных лотерейных билетов, количеством реализованных билетов, количеством поступивших на реализацию лотерейных билетов, выплатой выигрышей, финансовым состоянием учредителей и т. д.), материалы, связанные с проведением лотереи, а также осуществлять проверки на местах.
50. Лицензирующий орган обязан обеспечить контроль за ходом проведения лотерей с целью недопущения нарушений действующего законодательства и настоящего Положения.
51. Лицензирующий орган принимает жалобы и протесты покупателей лотерей, участников процесса проведения лотерей по нарушениям организаторами лотерей действующего законодательства или порядка проведения лотереи, установленного настоящим Положением.
52. Лицензирующий орган вправе остановить процесс проведения лотереи, приостановить действие или отозвать лицензию в случае, если процесс проведения лотереи осуществлен с нарушением законодательства и настоящего Положения.
В случае приостановки процесса проведения лотереи учредитель обязан устранить в 30-дневный срок нарушения, ставшие причиной такой приостановки, после чего процесс проведения лотереи может быть продолжен по специальному разрешению лицензирующего органа.
В противном случае лицензирующий орган аннулирует лицензии и назначает срок, в течение которого соответствующая деятельность должна быть прекращена.
53. В случае аннулирования лицензии лицензирующий орган изымает у учредителя нереализованные лотерейные билеты, взыскивает в бесспорном порядке средства, мобилизованные путем продажи лотерейных билетов, с зачислением их на спецсчета, открываемые в уполномоченных на то банках. Возврат средств покупателям лотерей осуществляется по заявлению и предъявлению лотерейных билетов в срок, не превышающий 45 дней с даты подачи заявления. Заявления покупателей лотерей о возврате средств принимаются лицензирующим органом в пределах исковой давности, установленных нормами гражданского законодательства. По истечении сроков исковой давности возврат средств не производится. Незатребованные остатки средств изымаются в пользу республиканского бюджета.
Изъятые у учредителя и полученные от покупателей лотерейные билеты уничтожаются с составлением соответствующего акта за подписью руководителя лицензирующего органа.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к Положению о порядке проведения лотерей на территории Республики Узбекистан
к Положению о порядке проведения лотерей на территории Республики Узбекистан
1 Статус учредителя как юридического лица, полное и сокращенное наименование, под которым он зарегистрирован. Дата и регистрационный номер, наименование регистрирующего органа.
3. Юридический и почтовый адрес органа управления учредителя, с указанием фамилии, имени, отчества, занимаемой должности, номера телефона на дату принятия решения об учреждении лотереи.
3. Сумовая оценка валютной части статей доходов и расходов отдельно по каждому виду валют (при проведении тиража лотереи, где учредители расходуют валютные средства на изготовление лотерейных билетов или выплату выигрышей). Сумовая оценка валютной части производится по рыночному курсу Центрального банка Республики Узбекистан на дату составления соответствующих документов.
5. Размер просроченной задолженности по уплате налогов и обязательных платежей во внебюджетные фонды на момент принятия решения о проведении лотереи.
общая сумма кредиторской задолженности (в том числе просроченная задолженность по данным обслуживающего банка).
7. Сведения об административных и экономических санкциях, налагавшихся на учредителя органами государственного управления, судом, государственным арбитражем или третейским судом в течение трех лет до момента принятия решения об учреждении лотереи. Такие сведения должны содержать:
количество выпускаемых лотерейных билетов, их нумерация (с разбивкой на разряды, серии, номера и т. д.);
полный перечень вещевых, денежных или иных выигрышей с их стоимостью, количеством, размерами и суммами.
а) Распространение лотерейных билетов. Этот раздел должен содержать следующую информацию (с указанием ответственных исполнителей):
предполагаемая территория реализации лотерейных билетов и порядок создания, размещения точек реализации, планирования их работы;
порядок распространения лотерей (включающий порядок реализации организациям, желающим приобрести лотерейные билеты по безналичному расчету, порядок реализации лотерейных билетов населению);
порядок подбора распространителей лотерейных билетов, хранения, сдачи и инкассации выручки за проданные билеты;
размеры и порядок выплаты вознаграждения за реализацию лотерейных билетов с приложением сметы расходов (сумма вознаграждения должна быть не более 10 процентов от суммы реализованных билетов. В случае выплаты вознаграждения свыше 10 процентов разница покрывается за счет средств учредителя и не входит в смету расходов по проведению лотереи);
б) Проведение розыгрыша. Этот раздел должен содержать следующую информацию (с указанием ответственных исполнителей):
правила проведения розыгрыша (с разъяснением соответствия приводимых правил пункту 2 Положения о порядке проведения лотерей на территории Республики Узбекистан);
дата и место проведения тиража. При проведении беспроигрышной лотереи указываются сроки реализации лотерейных билетов;
порядок проведения тиража выигрышей (тиражи лотереи проводятся в соответствии с инструкцией Министерства финансов Республики Узбекистан и Узбекского сберегательного банка № 08-18-01 от 21 июля 1992 года «О порядке проведения тиражей выигрышей и погашения по государственным займам и денежно-вещевым лотереям»);
порядок приобретения товаров и иных ценностей (при проведении вещевой или денежно-вещевой лотерей, в которых результаты выигрыша заранее обозначаются на билетах);
распределение обязанностей учредителей, осуществляющих комплекс мероприятий, связанных с оформлением документации, изготовлением лотерейных билетов и их распространением, рекламой и техническим обслуживанием, другими организационно-техническими вопросами по проведению лотереи.
порядок учета и отчетности по операциям, связанным с реализацией билетов, дата представления отчетов по лотерее лицензирующему органу и налоговым органам;
порядок распределения дохода, полученного в результате проведения лотереи (с указанием всех расходов, связанных с ее проведением);
направления использования средств, мобилизуемых путем выпуска лотереи для целевых, благотворительных лотерей с соответствующим обоснованием. В случае, если проект проходил экспертизу в каких-либо специализированных структурах, необходимо документальное подтверждение этой экспертизы;
порядок создания премиального фонда для поощрения работников, активно участвовавших в организации и проведении лотереи. Размер премиального фонда не должен быть более 3 процентов от общей суммы реализации лотереи (в случае выплаты вознаграждения свыше 3 процентов разница покрывается за счет средств учредителя лотереи и не входит в смету расходов по проведению лотереи). Выплата премиального фонда производится только после проведения тиража лотереи (после окончания реализации разряда или серии мгновенных лотерей) и за 10 дней до представления отчета по итогам тиража лотереи в лицензирующий орган.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к Положению о порядке проведения лотерей на территории Республики Узбекистан
к Положению о порядке проведения лотерей на территории Республики Узбекистан
проведенные розыгрыши лотереи (даты проведения, количество и типы лотерей, допущенных к розыгрышу, количество и типы аннулированных, уничтоженных или изъятых лотерей);
на изготовление лотерейных билетов, их транспортировку, доставку и хранение (в сравнении с расчетными ценами);
на приобретение призов и выплату выигрыша (в сравнении с расчетными и фактическими ценами приобретения призов по каждому виду);
на выплату вознаграждения лицам, распространяющим лотерейные билеты (в сравнении с запланированными выплатами);
другие расходы и обязательные платежи, исключаемые при исчислении налогооблагаемой базы, в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О налогах с предприятий, объединений и организаций».