к Указу Президента Республики Узбекистан от 8 августа 2018 года № УП-5505
к Указу Президента Республики Узбекистан от 8 августа 2018 года № УП-5505
Наименование мероприятия | Форма реализации | Срок реализации | Ответственные исполнители | |
I. Систематизация законодательной базы, обеспечение стабильности правового регулирования общественных отношений | ||||
1. | Четкое разграничение оснований принятия и предмета регулирования нормативно-правовых актов с целью определения конкретного вида акта, необходимого для регламентации того или иного общественного отношения. | Проект закона | до 1 марта | Минюст (Р. Давлетов), субъекты права законодательной инициативы, палаты Олий Мажлиса |
2. | Совершенствование классификации нормативно-правовых актов исходя из функционального назначения, порядка принятия и юридических последствий их действия. | Проект закона | до 1 марта | Минюст (Р. Давлетов), субъекты права законодательной инициативы, палаты Олий Мажлиса (Н. Исмаилов, Н. Йулдашев) |
3. | Внедрение эффективных механизмов принятия законов прямого действия, предусматривающих: утверждение типовой структуры и неотъемлемых элементов закона, включая совершенствование порядка изложения целей закона, на основе которых проводится его толкование при столкновении интересов; установление обязательного определения в самом законе процессуальных механизмов его реализации; минимизацию отсылочных норм, с обоснованием необходимости в каждом отдельном случае, а также установлением эффективного мониторинга и контроля за их реализацией; одновременную отмену норм, дублирующих или противоречащих принятому закону. | Проект постановления Кенгашей палат Олий Мажлиса, проект нормативно-правового акта | до 1 декабря | Палаты Олий Мажлиса (Н. Исмаилов, Н. Йулдашев), Минюст (Р. Давлетов), Институт проблем законодательства |
4. | Совершенствование процесса принятия решений Пленума Верховного суда в части разъяснения применения законодательства с определением границ их применения, порядка обращений в Конституционный суд Республики Узбекистан, а также внедрение механизма обжалования актов разъяснения и толкования. | Проект нормативно-правового акта | до 1 декабря | Конституционный суд (Б. Мирбабаев), Верховный суд (К. Камилов), Минюст (Р. Давлетов) |
II. Повышение качества процессов разработки и принятия нормативно-правовых актов, а также совершенствование мониторинга их исполнения | ||||
5. | Совершенствование порядка инициирования, разработки и принятия нормативно-правовых актов, а также мониторинга их исполнения, предусматривающего внедрение концептуально новых механизмов, обеспечивающих качество, прозрачность, системность, согласованность и общественную вовлеченность. | Комплекс мер, проекты нормативно-правовых актов | до 1 января | Кабинет Министров (А. Арипов), Минюст (Р. Давлетов), субъекты права законодательной инициативы |
6. | Создание действенного механизма мониторинга и контроля Конституционным судом за соответствием норм принятых нормативно-правовых актов, межгосударственных договорных и иных обязательств Республики Узбекистан Конституции Республики Узбекистан и неотлагательного принятия решения, направленного на отмену принятых актов и решений, противоречащих ее нормам, с внедрением действенного порядка исполнения его решений. | Комплекс мер | до 1 февраля | Палаты Олий Мажлиса (Н. Исмаилов, Н. Йулдашев), Конституционный суд (Б. Мирбабаев), Институт проблем законодательства |
7. | Повышение уровня влияния общественных обсуждений на нормотворческий процесс путем организации эффективной работы по вовлечению граждан, институтов гражданского общества, средств массовой информации, субъектов предпринимательства и представителей науки в данный процесс. | Комплекс мер, проекты нормативно-правовых актов | до 1 февраля | Минюст (Р. Давлетов), Мининновации (И. Абдурахмонов), палаты Олий Мажлиса (Н. Исмаилов, Н. Йулдашев), НИМФОГО (Р. Камилов), НАЭСМИ (Ф. Абдухаликов), НАННОУз (И. Насриев) |
8. | Внедрение эффективной системы оценки нормотворческой деятельности ведомств в зависимости от качества разрабатываемых проектов нормативно-правовых актов, успешности их реализации, а также выгод и издержек (в том числе убытки и ущерб), понесенных гражданами и субъектами предпринимательства вследствие неэффективного регулирования. | Проект нормативно-правового акта | до 1 декабря | Палаты Олий Мажлиса (Н. Исмаилов, Н. Йулдашев) |
9. | Детализация процедур обжалования и требования отмены нормативно-правового акта со стороны граждан, хозяйствующих субъектов, государственных органов, определение роли в данном процессе административных судов и Конституционного суда Республики Узбекистан, | Проекты нормативно-правовых актов | до 1 мая | Кабинет Министров (А. Арипов), Минюст (Р. Давлетов) |
III. Внедрение в нормотворческий процесс современных информационно-коммуникационных технологий | ||||
10. | Создание и внедрение в деятельность палат Олий Мажлиса автоматизированной системы обработки данных законодательства, позволяющей гражданам беспрепятственно получать информацию о ходе рассмотрения и принятия законопроектов на всех этапах, включающей в себя: электронные версии информации о всех действиях по каждому этапу законотворческой деятельности; обязательное изучение общественного мнения в законотворческой деятельности; внедрение современных форм и механизмов взаимодействия с общественностью в законотворческом процессе и др. | Разработка программного обеспечения и веб-сайта | до 1 августа | Палаты Олий Мажлиса (Н. Исмаилов, Н. Йулдашев), Минюст (Р. Давлетов), Мининфоком (О. Умаров), Институт проблем законодательства |
11. | Определение органа, обеспечивающего проведение лингвистической экспертизы аутентичности текстов проектов нормативно-правовых актов, подготовленных на двух и более языках, предусмотрев, в том числе: разработку методических рекомендаций по лингвистической экспертизе; внедрение в учебную программу высших образовательных учреждений юридического профиля обязательного учебного курса по разъяснению методологии и технологии разработки и экспертизы законопроектов. | Проект нормативно-правового акта | до 1 декабря | Палаты Олий Мажлиса (Н. Исмаилов, Н. Йулдашев), Минюст (Р. Давлетов) |
12. | Дальнейшее совершенствование системы электронной подачи коллективных инициатив граждан (веб-портал «Mening fikrim») с пересмотром количества голосов для подачи инициативы в соответствии с опытом зарубежных стран, детализацией процедур по принятию и рассмотрению государственными органами гражданских инициатив относительно установления, изменения или отмены правовых норм и с расширением круга уполномоченных органов на их рассмотрение. | Проект постановления Кенгашей палат Олий Мажлиса | до 1 октября | Палаты Олий Мажлиса (Н. Исмаилов, Н. Йулдашев), Мининфоком (О. Умаров), Институт проблем законодательства |
IV. Применение в нормотворчестве элементов модели «умное регулирование» | ||||
13. | Поэтапный переход к применению элементов модели «умное регулирование», в том числе определяющих, что принимаемые проекты нормативно-правовых актов, предусматривающие усложнение процедур, затрагивающие права и законные интересы граждан и субъектов предпринимательства, в обязательном порядке должны содержать положения об: отмене существующей нормы, издержки исполнения которой со стороны граждан, субъектов предпринимательства и общества равны или превышают издержки, предусмотренные предлагаемой нормой проекта; ограничении срока действия усложняющих процедур, по истечении которого они должны быть пересмотрены на предмет улучшения существующего регулирования, обоснования его дальнейшей необходимости либо автоматического признания утратившим силу. | Комплекс мер, проекты нормативно-правовых актов | до 1 января | Кабинет Министров (А. Арипов) Минюст (Р. Давлетов), палаты Олий Мажлиса (Н. Исмаилов, Н. Йулдашев), Институт проблем законодательства |
14. | Внедрение положительно апробированной в зарубежных странах системы проведения обязательной оценки регуляторного воздействия проектов нормативно-правовых актов, предусматривающей анализ проблемы, способов ее решения, воздействия на конкуренцию, прогнозирование и оценку возможных последствий введения новых инструментов и порядка регулирования, в том числе анализ выгод и издержек для граждан и субъектов предпринимательства. | Комплекс мер, проекты нормативно-правовых актов | до 1 декабря | Кабинет Министров (А. Арипов), Минюст (Р. Давлетов), Минэкономики (Б. Ходжаев), Антимонопольный комитет (Н. Шарипов), ТПП (А. Икрамов) |
15. | Определение исчерпывающего перечня видов нормативно-правовых актов, подлежащих прохождению процедуры системы оценки воздействия актов законодательства, в качестве неотъемлемой части процесса их разработки и мониторинга применения. | Проект закона | до 1 марта | Минюст (Р. Давлетов), субъекты права законодательной инициативы, палаты Олий Мажлиса (Н. Исмаилов, Н. Йулдашев) |
16. | Обеспечение функционирования комплексной системы оценки регуляторного воздействия актов законодательства путем распространения ее действия на принятые нормативно-правовые акты. | Комплекс мер, проекты нормативно-правовых актов | до 1 января | Кабинет Министров (А. Арипов) Минюст (Р. Давлетов), министерства и ведомства |
17. | Налаживание практики обязательного сопровождения на стадиях согласования и общественного обсуждения проекта нормативно-правового акта аналитическими документами оценки регуляторного воздействия, предусматривающими анализ проблемы, способов ее решения, воздействия на конкуренцию, прогнозирование и оценку возможных последствий введения новых инструментов и порядка регулирования, в том числе анализ выгод и издержек для граждан и субъектов предпринимательства. | Проект закона | до 1 марта | Минюст (Р. Давлетов), субъекты права законодательной инициативы |
18. | Внедрение эффективных способов и методологии проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов с определением данной процедуры в качестве неотъемлемого элемента системы оценки воздействия актов законодательства. | Комплекс мер, проекты нормативно-правовых актов | до 1 октября | Кабинет Министров (А. Арипов), Минюст (Р. Давлетов), субъекты права законодательной инициативы |
V. Совершенствование институциональных основ нормотворческой деятельности | ||||
19. | Определение единой координирующей организации, обеспечивающей эффективное взаимодействие государственных органов, научного сообщества и негосударственных структур, а также разработку и совершенствование целостной научно-теоретической и методологической базы по проведению оценки регуляторного воздействия актов законодательства на предпринимательскую деятельность, права, свободы и законные интересы граждан. | Комплекс мер | до 1 августа | Минюст (Р. Давлетов), Институт проблем законодательства |
20. | Обеспечение прозрачности и подотчетности процесса парламентских обсуждений по проектам законов путем внедрения механизмов: оперативного опубликования на веб-ресурсах парламента текстов законопроектов и аналитических материалов к ним после каждого чтения; онлайн трансляций данных процессов в средствах массовой информации, а также через веб-ресурсы парламента с возможностью направления предложений и замечаний в режиме реального времени. | Комплекс мер | до 1 ноября | Палаты Олий Мажлиса (Н. Исмаилов, Н. Йулдашев), Институт проблем законодательства |
21. | Внедрение принципов и процедур пилотирования и экспериментального применения регуляторных решений в пределах отдельных административно-территориальных единиц и последующего распространения позитивного опыта в масштабах республики. | Проект нормативно-правового акта | до 1 ноября | Минюст (Р. Давлетов), Институт проблем законодательства |
22. | Совершенствование механизмов межведомственного информационного обмена результатами статистического учета и анализа судебной, правоприменительной и надзорной практики в целях оценки регуляторного воздействия актов законодательства и выявления системных недостатков законодательства. | Комплекс мер | до 1 марта | Верховный суд (К. Камилов), Генпрокуратура (С.Саидкаримов), |
23. | Широкое привлечение результатов научно-аналитической деятельности представителей научных и экспертных кругов, студентов высших образовательных учреждений и соискателей ученых степеней, содержащих предложения по совершенствованию законодательства и правового регулирования, в том числе путем создания онлайн информационных систем, содержащих данные предложения. | Комплекс мер | до 1 января | Минюст (Р. Давлетов), Мининновации (И. Абдурахмонов), ВАК (А. Юсупов), Институт проблем законодательства |
24. | Создание эффективных механизмов консультирования с экспертным сообществом и использования их потенциала в процессе разработки проектов нормативно-правовых актов. | Комплекс мер | до 1 января | Минюст (Р. Давлетов), Мининновации (И. Абдурахмонов), ВАК (А. Юсупов) |
25. | Совершенствование системы повышения квалификации работников государственных органов, осуществляющих правовую, экономическую, финансовую, экологическую, антикоррупционную и иные виды экспертизы проектов нормативно-правовых актов, в целях обучения современным методам работы, исходя из передового зарубежного опыта. | Комплекс мер | до 1 февраля | Минюст (Р. Давлетов), Мининновации (И. Абдурахмонов) |
26. | Обеспечение научной обоснованности проводимых преобразований путем формирования оптимальной модели взаимодействия науки и практики. | Комплекс мер | до 20 ноября | ВАК (А. Юсупов), Минюст (Р. Давлетов), Институт проблем законодательства |
к Указу Президента Республики Узбекистан от 8 августа 2018 года № УП-5505
1. | Исмаилов Н.М. | — | Спикер Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, руководитель Комиссии (по согласованию) |
2. | Давлетов Р.К. | — | министр юстиции Республики Узбекистан, заместитель руководителя Комиссии |
3. | Рустамбеков Н.М. | — | заместитель советника Президента Республики Узбекистан |
4. | Ли Д.Р. | — | первый заместитель директора Национального агентства проектного управления при Президенте Республики Узбекистан |
5. | Тойчиев Н.Д. | — | заместитель управляющего аппарата Кабинета Министров Республики Узбекистан |
6. | Саидкаримов С.С. | — | заместитель Генерального прокурора Республики Узбекистан |
7. | Жураев Н.С. | — | первый заместитель министра юстиции Республики Узбекистан |
8. | Умаров О.М. | — | первый заместитель министра по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан |
9. | Ханаев У.У. | — | заведующий сектором Администрации Президента Республики Узбекистан |
10. | Хакимов Р.Р. | — | директор Института проблем законодательства и парламентских исследований при Олий Мажлисе Республики Узбекистан |
11. | Абдусаттаров Т.С. | — | председатель Комитета по законодательству и судебно-правовым вопросам Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан |
12. | Мамаджанов Ш.М. | — | депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан |
13. | Сулаймонов У.К. | — | депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан |
14. | Чуллиев Ш.А. | — | член Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан |
15. | Каньязов Е.С. | — | заместитель министра юстиции Республики Узбекистан — ректор Ташкентского государственного юридического университета |