Комментарий LexUz
Настоящий Указ утратил силу в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 30 апреля 2021 года № УП-6218 «О мерах по комплексной систематизации национальной базы законодательства».
В соответствии с Законом Республики Узбекистан «О фермерском хозяйстве» и в целях ускорения экономических реформ в сельском хозяйстве на основе приоритетного развития фермерских хозяйств, которые в перспективе должны стать основным субъектом — производителем сельскохозяйственной продукции:
1. Определить основными направлениями обеспечения устойчивого развития фермерских хозяйств на ближайшие годы:
создание правовых условий и гарантий, обеспечивающих полную экономическую и финансовую самостоятельность фермерских хозяйств и стимулирующих целевое, рациональное и эффективное использование сельскохозяйственных земельных ресурсов, переданных фермерским хозяйствам в долгосрочную аренду;
формирование надежной системы финансирования производства сельскохозяйственной продукции, отвечающей рыночным принципам и обеспечивающей самостоятельность фермерских хозяйств в выборе методов и форм финансирования, в использовании финансовых средств, возмещение всех затрат за счет собственных доходов, получаемых от реализации сельскохозяйственной продукции;
создание системы подготовки руководителей и специалистов фермерских хозяйств, владеющих навыками управления бизнесом в рыночных условиях;
ускоренное развитие современной производственной и рыночной инфраструктуры на селе, способной предоставлять весь спектр необходимых услуг в соответствии с потребностями фермерских хозяйств.
2. Одобрить разработанную Министерством экономики, Министерством сельского и водного хозяйства, Министерством финансов Республики Узбекистан, Ассоциацией дехканских и фермерских хозяйств Концепцию развития фермерских хозяйств на 2004—2006 годы согласно приложению.
Кабинету Министров Республики Узбекистан в десятидневный срок разработать и утвердить Программу мер по реализации Концепции развития фермерских хозяйств на 2004—2006 годы.
3. Установить, что при формировании на конкурсной основе фермерских хозяйств и выделения им в долгосрочную аренду земель должен строго соблюдаться принцип, при котором все затраты, произведенные для получения урожая сельскохозяйственных культур, прежде всего хлопка и зерна, должны быть возмещены за счет собственных доходов фермерских хозяйств, получаемых от реализации сельскохозяйственной продукции. При этом в обязательном порядке должны быть своевременно произведены расчеты с поставщиками электроэнергии, горюче-смазочных материалов, минеральных удобрений и других услуг, оказываемых фермерским хозяйствам.
Фермерские хозяйства систематически, не менее трех лет, не соблюдающие этот принцип подлежат расформированию с расторжением договора аренды на выделение земель.
Министерству юстиции Республики Узбекистан в недельный срок внести в Кабинет Министров соответствующие предложения по изменениям и дополнениям в Закон Республики Узбекистан «О фермерском хозяйстве» и другие законодательные акты.
4. Установить порядок, при котором при нецелевом использовании предоставленных в аренду фермерскому хозяйству сельскохозяйственных угодий, включая осуществление посевов вместо предусмотренных в договоре сельскохозяйственных культур, — считать как грубое нарушение договора аренды со всеми вытекающими последствиями, предусмотренными действующим законодательством.
5. Установить, что решение хокима района о предоставлении земельных участков в аренду для ведения фермерских хозяйств вступает в силу после утверждения областной комиссией по рассмотрению вопросов предоставления (реализации) земельных участков во главе с хокимом области.
6. Министерству финансов Республики Узбекистан совместно с Министерством экономики, Центральным банком Республики Узбекистан разработать механизм, предусматривающий поэтапный переход в течение 2004-2005 гг. на финансирование фермерских хозяйств, производящих продукцию для государственных нужд, путем их прямого кредитования через коммерческие банки с правом свободного распоряжения средствами после оплаты имеющейся кредиторской задолженности.
перечень реорганизуемых сельскохозяйственных кооперативов (ширкатов) в фермерские хозяйства утверждается ежегодным решением Кабинета Министров Республики Узбекистан по представлению Совета Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятов областей;
проверки фермерских хозяйств допускаются только по вопросам целевого и рационального использования предоставленных в аренду земель в соответствии с договором аренды в случае невыполнения договорных обязательств по реализации продукции для государственных нужд или наличия фактов нарушения земельного законодательства, а также своевременной неуплаты в установленном порядке единого земельного налога.
Министерству юстиции Республики Узбекистан обеспечить эффективную правовую защиту законных интересов фермерских хозяйств, строго пресекать любые попытки незаконного вмешательства органов управления и должностных лиц в их хозяйственную деятельность.
8. Министерству сельского и водного хозяйства, Министерству экономики Республики Узбекистан, Ассоциации дехканских и фермерских хозяйств:
совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей создать в регионах республики сеть бизнес-школ по профессиональной подготовке и переподготовке фермеров, в месячный срок определив их дислокацию;
совместно с Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан в двухмесячный срок подготовить и утвердить Программу подготовки фермеров, предусматривающую их обучение основам управления и ведения бизнеса в рыночных условиях, бухгалтерского учета, страхования, взаимоотношений с банками и обслуживающими предприятиями, разработать и утвердить учебные программы.
9. Министерству экономики, Министерству сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами разработать и внедрить, начиная с 2004 г., рыночные механизмы заключения договоров и закупок фермерскими хозяйствами необходимых им горюче-смазочных материалов, минеральных удобрений, кормов, семян и других ресурсов, необходимых для организации сельскохозяйственного производства.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 10 утратил силу в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 17 июня 2009 года № УП-4116 — СЗ РУ, 2009 г., № 25, ст. 282)
11. Установить, что для создания равноправных конкурентных условий, альтернативные машинно-тракторные парки по условиям налогообложения и расчетам за услуги (вспашка, посев, обработка, уборка и др.), оказываемые сельскохозяйственным производителям, приравниваются к машинно-тракторным паркам областных объединений ассоциации «Узагромашсервис».
12. Кабинету Министров в десятидневный срок утвердить Программу преобразования убыточных, низкорентабельных и бесперспективных ширкатов в фермерские хозяйства на период 2004—2006 годы.
13. Министерству юстиции, Министерству сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях в законодательстве, вытекающих из настоящего Указа.
14. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на государственного советника Президента Республики Узбекистан И.Х. Джурабекова и заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Р.С. Азимова.
Концепция развития фермерских хозяйств (далее — Концепция) разработана в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 24 марта 2003 года № УП–3226 «О важнейших направлениях углубления реформ в сельском хозяйстве».
1. Настоящая Концепция разработана в целях обеспечения приоритетного развития в 2004—2006 годах фермерских хозяйств, которые в перспективе должны стать основным субъектом — производителем сельскохозяйственной продукции.
2. Основными задачами Концепции развития фермерских хозяйств, как наиболее эффективной формы организации сельскохозяйственного производства, являются:
упорядочение использования земельных угодий на основе развития арендных отношений на селе, а также разработка мер по стимулированию и повышению ответственности за целевое и эффективное использование земельных и водных ресурсов;
укрепление материально-технической базы фермерских хозяйств на основе обеспечения их экономической самостоятельности в реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, приобретении материально-технических ресурсов и расширения оказываемых им лизинговых услуг;
реализация системы мер по совершенствованию финансирования и кредитования производства сельскохозяйственной продукции фермеров с учетом расширения доступа и упрощения процедуры выдачи фермерским хозяйствам кредитов;
широкое развитие инфраструктуры на селе по заготовке, переработке и реализации продукции, а также по сервисному обслуживанию фермерских хозяйств;
создание современной, широко доступной для фермеров информационной системы по новейшим достижениям сельскохозяйственной науки, техники и агротехнологий;
обеспечение трудоустройства работников, высвобождаемых в результате преобразования сельскохозяйственных кооперативов (ширкатов) в фермерские хозяйства.
3. Создание и функционирование фермерских хозяйств предусматривается осуществлять, исходя из следующих принципиальных положений:
фермерские хозяйства, как правило, создаются на базе упраздняемых убыточных низкорентабельных и бесперспективных ширкатов и других сельскохозяйственных предприятий;
земельные участки предоставляются фермерам на конкурсной основе в долгосрочное (до пятидесяти лет) арендное пользование с правом наследования в течение срока аренды. При этом сохраняются существующие ограничения по минимальным размерам земельных площадей, закрепляемых за фермерскими хозяйствами;
порядок предоставления земельных участков в аренду для формирования фермерских хозяйств определяется отдельным Положением, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан;
земельные участки, предоставленные фермерскому хозяйству, не могут быть приватизированы, являться объектами купли-продажи, дарения, обмена, залога, а также передаваться в субаренду;
фермерское хозяйство обязано обеспечивать целевое, эффективное и рациональное использование земельного участка в целях и условиях, определенных в договоре аренды. При нецелевом использовании предоставленных в аренду фермерскому хозяйству сельскохозяйственных угодий, а также посевов, не предусмотренных в договоре сельскохозяйственных культур, — считается как грубое нарушение договора аренды со всеми вытекающими последствиями, предусмотренными действующим законодательством;
договоры на поставку произведенной сельскохозяйственной продукции и на получение материально-технических ресурсов и услуг заключаются исключительно самими фермерскими хозяйствами напрямую с заготовительными, перерабатывающими и обслуживающими предприятиями и организациями;
все затраты, произведенные для получения урожая сельскохозяйственных культур, в том числе хлопка и зерна, возмещаются фермерским хозяйством за счет собственных доходов, получаемых от реализации сельскохозяйственной продукции;
фермерские хозяйства обязаны производить своевременные расчеты с поставщиками электроэнергии, горюче-смазочных материалов, минеральных удобрений и других услуг, оказываемых фермерским хозяйствам;
трудовые отношения между фермером и наемными работниками, включая членов семьи, основываются на договорах найма в соответствии действующим трудовым законодательством;
фермерские хозяйства имеют право на добровольных началах кооперироваться, вступать в общества, союзы и другие объединения по производству, закупкам, переработке и сбыту продукции, материально-техническому обеспечению, строительству, техническому, водохозяйственному, ветеринарному, агрохимическому, консультационному и иным видам обслуживания.
4. Фермерские хозяйства могут создаваться на конкурсной основе не только за счет земель реорганизуемых убыточных и бесперспективных хозяйств, но и за счет земель запаса, земель несельскохозяйственного назначения, не предоставленных юридическим и физическим лицам, а также земель сельскохозяйственных кооперативов и других сельскохозяйственных предприятий.
5. Для достижения целей и задач, определенных в Концепции развития фермерских хозяйств на 2004—2006 гг., разрабатывается в целом по республике и в разрезе областей и районов, исходя из глубокого анализа местных особенностей. Программа мер по реализации Концепции, которая охватывает вопросы земельно-водных отношений и финансово-кредитного механизма, укрепления материально-технической базы, совершенствования трудовых отношений и повышения квалификации кадров в фермерских хозяйствах. Данная Программа предусматривает осуществление следующих мер по важнейшим направлениям.
проведение переоформления договоров аренды земельных участков, заключенных между фермерскими хозяйствами и ширкатами, имея в виду заключение договоров аренды с хокимиятами районов без истребования дополнительных документов и взимания платы и сборов;
осуществление системы мер по стимулированию и повышению ответственности фермеров за целевое, рациональное и эффективное использование земельных и водных ресурсов, повышение плодородия почв и мелиоративное улучшение земель;
разработка нового порядка исчисления единого земельного налога с учетом экономической оценки сельскохозяйственных угодий и порядка поощрения за освоение новых земель за счет собственных средств.
укрепление финансового положения фермерских хозяйств и обеспечение им возмещения за счет собственных доходов, получаемых от реализации сельскохозяйственной продукции, всех затрат, произведенных для получения урожая сельскохозяйственных культур, включая расчеты с поставщиками электроэнергии, горюче-смазочных материалов, минеральных удобрений, химических средств защиты растений, а также за оказанные услуги;
перевод в течение 2004-2005 годов всех фермерских хозяйств на прямое кредитование с упрощением порядка оформления и выделения кредитов. Предполагается разработать механизм залога ожидаемого урожая текущего года для получения краткосрочных кредитов и арендного права владения земельным участком, определения стоимостной оценки права аренды земельного участка — для получения долгосрочных кредитов;
развитие альтернативных банковскому кредитованию форм финансирования и кредитования фермерских хозяйств путем создания кредитных союзов;
предоставление дополнительных льгот для фермерских хозяйств, функционирующих в зоне Приаралья, а также в регионах с сильнозасоленными землями и с низкой водообеспеченностью;
разработка мероприятий по привлечению инвестиций, в том числе иностранных в производство и переработку сельскохозяйственной продукции, развитие инфраструктуры села.
8. Меры в области укрепления материально-технической базы фермерских хозяйств и оказания сервисных и правовых услуг:
осуществление дополнительных мер по расширению доступности материально-технических ресурсов для фермерских хозяйств на основе упразднения их централизованного распределения и организации свободной реализации через рыночные структуры;
всемерное развитие объектов производственной и рыночной инфраструктуры на селе с созданием для них благоприятных экономических условий. Реализация специальной программы развития производственной и рыночной инфраструктуры на селе на 2004 — 2006 годы;
расширение лизинговых услуг по поставке сельскохозяйственной техники и оборудования для укрепления материально-технической базы фермерских хозяйств;
формирование в регионах системы правовых институтов, обеспечивающих надежную защиту интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей, расширение сети консалтинговых и информационно-маркетинговых служб.
разработка системы мер по экономическому стимулированию увеличения объема производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и экспорта, а также упрощению процедур оформления необходимых документов для ее экспорта;
совершенствование системы информационно-маркетинговой службы по изучению конъюнктуры внешнего и внутреннего рынков сельскохозяйственной продукции, услуг и материально-технических ресурсов;
совершенствование системы прямых договорных отношений между фермерскими хозяйствами и заготовительными, перерабатывающими и обслуживающими село организациями;
по мере необходимости фермерские хозяйства могут на добровольных началах кооперироваться, вступать в общества, союзы и другие объединения по производству, закупкам, переработке и сбыту своей продукции.
формирование трудовых отношений между фермером и наемными работниками (включая членов семьи) на основе трудовых договоров;
организация постоянно действующих бизнес-школ по подготовке и переподготовке фермеров, а также их стажировки в развитых зарубежных странах;
ускоренное развитие сферы услуг, где будут созданы дополнительные рабочие места, в целях обеспечения занятости высвобождаемых в процессе преобразования сельскохозяйственных кооперативов (ширкатов) в фермерские хозяйства;
разработка мер по стимулированию фермеров, организующих производства несельскохозяйственного направления;
принятие дополнительных мер по привлечению в регионы, испытывающих дефицит трудовых ресурсов, лиц из густонаселенных районов для создания фермерских хозяйств.
11. Реализация Концепции позволит к 2007 году увеличить удельный вес земельных площадей, закрепленных за фермерскими хозяйствами, от 17,5% до 63,3% от общей площади сельскохозяйственных угодий и до 72,1% — от орошаемых площадей.
12. К 2007 году намечено довести долю фермерских хозяйств в валовой продукции сельского хозяйства по республике до 25%. Объем производства сельскохозяйственной продукции в фермерских хозяйствах за три года увеличится в 2 раза.
13. Будет расширена сеть объектов инфраструктуры по обслуживанию фермерских хозяйств, их количество к 2007 году составит более 8,2 тысяч.
По сравнению с 2003 годом количество альтернативных машинно-тракторных парков увеличится в 4,1 раза, ассоциации водопользователей — в 4,6, сеть объектов по реализации минеральных удобрений и средств защиты растений — в 4,4, по заготовке сельскохозяйственной продукции — в 1,8, по реализации горюче-смазочных материалов — в 4,6, информационного обеспечения и консалтинга — в 1,9, мини-банков — в 3,1, по реализации племенного скота и зооветеринарных услуг — в 1,2 раза.
14. В результате развития фермерских хозяйств в период 2004—2006 годы из сельского хозяйства высвободятся около 77 тыс. человек, в целях обеспечения занятости и социальной защиты которых будут приняты соответствующие меры по их трудоустройству.