[Зарегистрирован Министерством юстиции Республики Узбекистан 26 июня 2009 г. Регистрационный № 1975]
См. предыдущую редакцию.
Во исполнение Закона Республики Узбекистан «О страховой деятельности» приказываю:
(преамбула в редакции приказа министра экономики и финансов Республики Узбекистан от 14 июля 2023 года № 59 (рег. № 1975-4 от 24.07.2023 г.) — Национальная база данных законодательства, 24.07.2023 г., № 10/23/1975-4/0517)
2. Настоящий приказ вступает в силу по истечении десяти дней со дня его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Узбекистан.
УТВЕРЖДЕНО
приказом министра финансов от 7 апреля 2009 года № 42
приказом министра финансов от 7 апреля 2009 года № 42
См. предыдущую редакцию.
(преамбула в редакции приказа министра экономики и финансов Республики Узбекистан от 14 июля 2023 года № 59 (рег. № 1975-4 от 24.07.2023 г.) — Национальная база данных законодательства, 24.07.2023 г., № 10/23/1975-4/0517)
1. Актуарные услуги оказываются на основе принципов независимости, объективности, профессиональной компетентности и конфиденциальности.
См. предыдущую редакцию.
актуарий — физическое лицо, получившее квалификационный сертификат актуария и состоящее в штате актуарной организации или заключившее с актуарной организацией гражданско-правовой договор;
(абзац второй пункта 2 в редакции приказа министра экономики и финансов Республики Узбекистан от 14 июля 2023 года № 59 (рег. № 1975-4 от 24.07.2023 г.) — Национальная база данных законодательства, 24.07.2023 г., № 10/23/1975-4/0517)
актуарная организация — юридическое лицо, оказывающее актуарные услуги и имеющее в своем штате не менее одного актуария;
актуарное обследование — комплекс актуарных услуг, включающий анализ показателей страховой и финансовой деятельности страховщика с целью определения уровня рискованности проводимых страховых и инвестиционных операций, а также оценку финансового положения страховщика;
актуарное сопровождение — комплекс актуарных услуг, включающий расчет математической вероятности наступления страхового события, определение частоты и степени тяжести последствий причинения ущерба, расчет страховых резервов, определение объема расходов на организацию процесса страхования, расчет себестоимости страховых услуг, установление тарифных ставок по каждому виду страхования (перестрахования), оценка результатов инвестиционной деятельности, планирование доходов по различным видам страхования (перестрахования) и оказание других актуарных услуг.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 2 дополнен абзацем приказом министра финансов Республики Узбекистан от 11 мая 2012 года № 42 (рег. № 1975-1 от 08.06.2012 г.) — СЗ РУ, 2012 г., № 23-24, ст. 270)
3. Страховщики обязаны привлекать актуарную организацию для проведения актуарного обследования один раз в год — по итогам деятельности за финансовый год в течение шести месяцев по окончании каждого финансового года.
По результатам проведения актуарного обследования актуарной организацией составляется актуарный отчет и выносится актуарное заключение по следующим вопросам:
4. При проведении актуарного обследования для обеспечения оказания услуг на основе принципов независимости и объективности должны соблюдаться следующие условия:
страховщик, привлекающий актуарную организацию для оказания актуарных услуг, не должен являться собственником, учредителем (акционером) данной актуарной организации;
актуарий, непосредственно оказывающий актуарные услуги страховщику, не должен являться работником данного страховщика или состоять с собственниками, учредителями (акционерами), руководителем данного страховщика в близком родстве (родители, супруг(а), братья, сестры и дети, а также родители, братья и сестры супруга(и)).
5. В случае проведения актуарного обследования с нарушением условий, предусмотренных пунктом 4 настоящего Положения, актуарный отчет (актуарное заключение), составленный (вынесенное) по результатам проведения актуарного обследования, считается недействительным.
6. В случае умышленного сокрытия стороной договора на проведение актуарного обследования от другой стороны обстоятельств, указанных в пункте 4 настоящего Положения, сторона, скрывшая данные обстоятельства, возмещает другой стороне все ее расходы, связанные с заключением и исполнением договора.
7. Актуарная организация не вправе проводить актуарное обследование одного и того же страховщика более трех лет подряд.
См. предыдущую редакцию.
Виды и объемы актуарных услуг, оказываемых при проведении актуарного сопровождения, определяются заказчиком.
По результатам проведения актуарного сопровождения актуарной организацией составляется актуарный отчет и выносится актуарное заключение по вопросам, предусмотренным договором на оказание актуарных услуг.
(абзацы первый и второй пункта 8 в редакции приказа министра финансов Республики Узбекистан от 11 мая 2012 года № 42 (рег. № 1975-1 от 08.06.2012 г.) — СЗ РУ, 2012 г., № 23-24, ст. 270)
Воздействие в какой бы то ни было форме на актуария, актуарную организацию и ее работников с целью воспрепятствования оказанию актуарных услуг на основе принципов независимости и объективности влечет ответственность в соответствии с законодательством.
См. предыдущую редакцию.
10. Актуарные услуги оказываются на основании и в соответствии с договором, заключенным между заказчиком и актуарной организацией в письменной форме. При этом не допускается проведение актуарного обследования и актуарного сопровождения в рамках одного договора.
(пункт 10 в редакции приказа министра финансов Республики Узбекистан от 11 мая 2012 года № 42 (рег. № 1975-1 от 08.06.2012 г.) — СЗ РУ, 2012 г., № 23-24, ст. 270)
виды и объемы (в том числе вопросы, по которым необходимо вынесение актуарного заключения, в случае наличия таковых), а также стоимость актуарных услуг. При этом стоимость каждого вида актуарных услуг указывается отдельно;
См. предыдущую редакцию.
(абзац первый подпункта «а» пункта 12 в редакции приказа министра финансов Республики Узбекистан от 11 мая 2012 года № 42 (рег. № 1975-1 от 08.06.2012 г.) — СЗ РУ, 2012 г., № 23-24, ст. 270)
требовать у актуарной организации представления квалификационного сертификата актуария, непосредственно оказывающего актуарные услуги, для ознакомления;
получать от актуарной организации консультации и рекомендации по устранению выявленных в ходе оказания актуарных услуг нарушений и недостатков;
См. предыдущую редакцию.
(абзац пятый подпункта «а» пункта 12 в редакции приказа министра финансов Республики Узбекистан от 11 мая 2012 года № 42 (рег. № 1975-1 от 08.06.2012 г.) — СЗ РУ, 2012 г., № 23-24, ст. 270)
предоставлять информацию, необходимую для оказания актуарных услуг, в порядке и объеме, запрашиваемых актуарием;
сообщить актуарию (актуарной организации) о наличии или возникновении обстоятельств, препятствующих оказанию услуг на основе принципов независимости и объективности;
См. предыдущую редакцию.
запрашивать у заказчика доступ к документации, получать устные и письменные разъяснения, а также дополнительные сведения, необходимые для оказания актуарных услуг;
(абзац третий подпункта «б» пункта 12 в редакции приказа министра финансов Республики Узбекистан от 11 мая 2012 года № 42 (рег. № 1975-1 от 08.06.2012 г.) — СЗ РУ, 2012 г., № 23-24, ст. 270)
См. предыдущую редакцию.
сообщить заказчику о невозможности оказания актуарных услуг, в случае возникновения обстоятельств, препятствующих оказанию услуг на основе принципов независимости и объективности;
(абзац пятый подпункта «б» пункта 12 в редакции приказа министра финансов Республики Узбекистан от 11 мая 2012 года № 42 (рег. № 1975-1 от 08.06.2012 г.) — СЗ РУ, 2012 г., № 23-24, ст. 270)
См. предыдущую редакцию.
представлять по требованию заказчика квалификационный сертификат актуария, непосредственно оказывающего актуарные услуги, для ознакомления;
(абзац седьмой подпункта «б» пункта 12 в редакции приказа министра финансов Республики Узбекистан от 11 мая 2012 года № 42 (рег. № 1975-1 от 08.06.2012 г.) — СЗ РУ, 2012 г., № 23-24, ст. 270)
См. предыдущую редакцию.
не разглашать конфиденциальную информацию, полученную от заказчика в ходе оказания актуарных услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
(абзац восьмой подпункта «б» пункта 12 в редакции приказа министра финансов Республики Узбекистан от 11 мая 2012 года № 42 (рег. № 1975-1 от 08.06.2012 г.) — СЗ РУ, 2012 г., № 23-24, ст. 270)
Стороны договора на оказание актуарных услуг могут иметь и иные права и обязанности в соответствии с условиями договора.
См. предыдущую редакцию.
13. Актуарная организация несет ответственность перед заказчиком за причинение ему ущерба в результате некачественного или ненадлежащего оказания актуарных услуг.
Актуарная организация не несет ответственность перед заказчиком за причинение ему ущерба в результате некачественного или ненадлежащего оказания актуарных услуг вследствие представления страховщиком неполной или искаженной информации.
(пункт 13 в редакции приказа министра финансов Республики Узбекистан от 11 мая 2012 года № 42 (рег. № 1975-1 от 08.06.2012 г.) — СЗ РУ, 2012 г., № 23-24, ст. 270)
См. предыдущую редакцию.
14. Актуарный отчет составляется в двух экземплярах (по одному для заказчика и актуарной организации), подписывается актуарием, непосредственно оказавшим актуарные услуги и утверждается подписью руководителя актуарной организации. Листы актуарного отчета должны быть пронумерованы и прошиты.
(пункт 14 в редакции приказа министра финансов Республики Узбекистан от 20 мая 2020 года № 21 (рег. № 1975-3 от 28.05.2020 г.) — Национальная база данных законодательства, 28.05.2020 г., № 10/20/1975-3/0675)
См. предыдущую редакцию.
16. Актуарный отчет передается заказчику в течение 10 рабочих дней после окончания срока оказания услуг, предусмотренного договором на оказание актуарных услуг.
(пункт 16 в редакции приказа министра финансов Республики Узбекистан от 11 мая 2012 года № 42 (рег. № 1975-1 от 08.06.2012 г.) — СЗ РУ, 2012 г., № 23-24, ст. 270)
17. В актуарном отчете отражаются подробные сведения о ходе оказания актуарных услуг, выявленных нарушениях и недостатках, а также другая информация, полученная в результате оказания актуарных услуг.
См. предыдущую редакцию.
19. Во вводной части актуарного отчета содержатся реквизиты актуарной организации (в том числе фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи квалификационного сертификата актуария, непосредственно оказавшего актуарные услуги) и заказчика (в том числе серия, номер и дата выдачи лицензии на осуществление страховой деятельности при наличии), а также основание оказания актуарных услуг и общая характеристика деятельности заказчика.
(пункт 19 в редакции приказа министра финансов Республики Узбекистан от 11 мая 2012 года № 42 (рег. № 1975-1 от 08.06.2012 г.) — СЗ РУ, 2012 г., № 23-24, ст. 270)
См. предыдущую редакцию.
(абзац третий пункта 20 в редакции приказа министра финансов Республики Узбекистан от 11 мая 2012 года № 42 (рег. № 1975-1 от 08.06.2012 г.) — СЗ РУ, 2012 г., № 23-24, ст. 270)
базовые характеристики финансового состояния страховщика на начало финансового года, предпринятые страховщиком действия по устранению нарушений и недостатков, выявленных в результате предыдущего оказания актуарных услуг (при проведении актуарного обследования);
анализ проведенных страховых операций в течение финансового года, оценка рисковой политики, политики удержаний, политики образования резервов, тарифной политики, оценка вероятности невыполнения обязательств страховщиком как мера рискованности проводимых страховых операций (при проведении актуарного обследования);
анализ проведенных инвестиционных операций в течение финансового года, диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности инвестиционного портфеля, состояния резервов (выделенных активов) в общем инвестиционном портфеле (включая соответствие требованиям диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности), оценка приведенных стоимостей инвестиций (при проведении актуарного обследования);
21. В заключительной части актуарного отчета содержатся выводы, рекомендации и предложения актуария (в том числе рекомендации и предложения по устранению выявленных нарушений и недостатков, повышению эффективности проводимых страховых и инвестиционных операций, общего финансового положения страховщика при проведении актуарного обследования).
22. Актуарный отчет не должен содержать взаимоисключающих, противоречащих друг другу и вводящих в заблуждение фактов, сведений, выводов и их неоднозначных толкований.
23. Составление заведомо ложных актуарных отчетов влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством.
См. предыдущую редакцию.
Актуарный отчет, не соответствующий содержанию документов заказчика, полученных актуарием в ходе оказания актуарных услуг, считается заведомо ложным.
(абзац второй пункта 23 в редакции приказа министра финансов Республики Узбекистан от 11 мая 2012 года № 42 (рег. № 1975-1 от 08.06.2012 г.) — СЗ РУ, 2012 г., № 23-24, ст. 270)
См. предыдущую редакцию.
25. Актуарное заключение выносится в двух экземплярах (по одному для заказчика и актуарной организации), подписывается актуарием, непосредственно оказавшим актуарные услуги и утверждается подписью руководителя актуарной организации. Листы актуарного заключения должны быть пронумерованы и прошиты.
(пункт 25 в редакции приказа министра финансов Республики Узбекистан от 20 мая 2020 года № 21 (рег. № 1975-3 от 28.05.2020 г.) — Национальная база данных законодательства, 28.05.2020 г., № 10/20/1975-3/0675)
См. предыдущую редакцию.
26. Актуарное заключение передается заказчику в течение 10 рабочих дней после окончания срока оказания услуг, предусмотренного договором на оказание актуарных услуг.
См. предыдущую редакцию.
Заверенная актуарной организацией копия актуарного заключения, вынесенного по результатам проведения актуарного обследования, представляется в услуг. Министерство экономики и финансов Республики Узбекистан в течение 10 рабочих дней после окончания срока оказания услуг, предусмотренного договором на оказание актуарных
(абзац второй пункта 26 в редакции приказа министра экономики и финансов Республики Узбекистан от 14 июля 2023 года № 59 (рег. № 1975-4 от 24.07.2023 г.) — Национальная база данных законодательства, 24.07.2023 г., № 10/23/1975-4/0517)
См. предыдущую редакцию.
27. В случае невозможности вынесения актуарного заключения по результатам проведения актуарного обследования вследствие непредставления страховщиком информации, необходимой для его вынесения, актуарная организация в максимально сжатые сроки, но не позднее 3 рабочих дней после окончания срока оказания актуарных услуг, предусмотренного договором на оказание актуарных услуг, представляет в Министерство экономики и финансов Республики Узбекистан письменное уведомление об этом с указанием причин невозможности вынесения актуарного заключения.
(пункт 27 в редакции приказа министра экономики и финансов Республики Узбекистан от 14 июля 2023 года № 59 (рег. № 1975-4 от 24.07.2023 г.) — Национальная база данных законодательства, 24.07.2023 г., № 10/23/1975-4/0517)
28. В актуарном заключении отражается мнение актуария по вопросам, предусмотренным договором на оказание актуарных услуг.
См. предыдущую редакцию.
30. Во вводной части актуарного заключения содержатся реквизиты актуарной организации (в том числе фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи квалификационного сертификата актуария, непосредственно оказавшего актуарные услуги) и заказчика (в том числе серия, номер и дата выдачи лицензии на осуществление страховой деятельности при наличии).
(пункт 30 в редакции приказа министра финансов Республики Узбекистан от 11 мая 2012 года № 42 (рег. № 1975-1 от 08.06.2012 г.) — СЗ РУ, 2012 г., № 23-24, ст. 270)
См. предыдущую редакцию.
(абзац третий пункта 31 в редакции приказа министра финансов Республики Узбекистан от 11 мая 2012 года № 42 (рег. № 1975-1 от 08.06.2012 г.) — СЗ РУ, 2012 г., № 23-24, ст. 270)
32. В итоговой части актуарного заключения должно быть четко изложено мнение актуария по рассматриваемым вопросам.
33. Актуарное заключение не должно содержать взаимоисключающих, противоречащих друг другу и вводящих в заблуждение фактов, сведений, выводов и их неоднозначных толкований.
34. Составление заведомо ложных актуарных заключений влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством.
См. предыдущую редакцию.
Актуарное заключение, не соответствующее содержанию документов заказчика, полученных актуарием в ходе оказания актуарных услуг, считается заведомо ложным.
(абзац второй пункта 34 в редакции приказа министра финансов Республики Узбекистан от 11 мая 2012 года № 42 (рег. № 1975-1 от 08.06.2012 г.) — СЗ РУ, 2012 г., № 23-24, ст. 270)
36. Все споры и разногласия, возникающие в процессе заключения и исполнения договора на оказание актуарных услуг, должны разрешаться сторонами путем переговоров, а при недостижении согласия — в порядке, установленном законодательством.
37. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Положения, несут ответственность в порядке, установленном законодательством.