Важнейшей задачей проводимой в Узбекистане реформы судебно-правовой системы является обеспечение эффективной защиты конституционных прав и свобод человека, прежде всего, права на защиту от необоснованного уголовного преследования и вмешательства в его частную жизнь, личную неприкосновенность, а также права на справедливое судебное разбирательство.
В последние годы проведена значительная работа по обеспечению законности в деятельности правоохранительных органов, укреплению авторитета судебной власти как важнейшей гарантии эффективной защиты прав человека, обеспечению подлинной независимости судов, усилению их роли в построении демократического правового государства, сильного гражданского общества.
Законодательно закреплена специализация судов по уголовным, гражданским и хозяйственным делам, что обеспечило повышение качества рассмотрения дел, усилило гарантии защиты прав и свобод граждан. Введен апелляционный порядок рассмотрения дел, который служит важной гарантией своевременного исправления судебных ошибок, недопущения волокиты в судопроизводстве. Реформирована кассационная инстанция: граждане получили возможность лично и непосредственно защищать свои права в этой инстанции при несогласии со вступившим в законную силу судебным решением. Созданы правовые механизмы, обеспечивающие равенство прав защиты и обвинения в судебном процессе, реализацию принципа их состязательности.
Сроки предварительного расследования сокращены законом с двух лет до одного года, а содержания обвиняемых под стражей — с полутора лет до 9 месяцев, а в исключительных случаях — до 1 года. Также ограничена сфера применения этой меры пресечения.
Указанные меры по либерализации законодательства, правоприменительной практики обеспечили повышение оперативности и качества досудебного расследования, отправления правосудия, расширение процессуальных гарантий соблюдения прав участников судебного процесса.
Как свидетельство происходящей в стране либерализации досудебного расследования, использование такой меры пресечения как заключение под стражу только за последние 4 года сократилось более чем в два раза.
Важнейшей задачей дальнейшей либерализации судебно-правовой системы является расширение полномочий суда по осуществлению эффективной защиты прав граждан на стадии досудебного расследования и, прежде всего, передача от органов прокуратуры судам права выдачи санкции на заключение под стражу. Указанная мера позволит значительно повысить эффективность защиты конституционных прав граждан на свободу и личную неприкосновенность. При этом она в полной мере соответствует Конституции Республики Узбекистан, общепризнанным принципам и нормам международного права, устанавливающим, что права и свободы личности являются незыблемыми и никто не вправе без суда лишить или ограничить их.
В то же время передача права выдачи санкции на заключение под стражу в компетенцию судов должна осуществляться последовательно после глубокой проработки и внесения соответствующих изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы Республики Узбекистан и иные акты законодательства; изучения зарубежного опыта в этой области; разработки организационно-правовых, процессуальных механизмов осуществления судами права санкционирования заключения под стражу; соответствующей подготовки и переподготовки кадров системы судебных и правоохранительных органов, проведения других подготовительных мероприятий.
В целях дальнейшей либерализации судебно-правовой системы, обеспечения поэтапной и последовательной передачи судам права выдачи санкции на применение мер процессуального принуждения, связанных с ограничением конституционных прав и свобод человека, а также в соответствии со статьями 19, 25 и 44 Конституции Республики Узбекистан, определяющими права граждан на судебную защиту:
1. Передать в компетенцию судов, начиная с 1 января 2008 года, право выдачи санкции на заключение под стражу лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений.
Определить, что заключение под стражу должно осуществляться в исключительных случаях, когда использование других установленных законом мер пресечения оказывается неэффективным, и только по решению суда по уголовным делам либо военных судов в соответствии с их компетенцией.
2. Министерству юстиции, Верховному суду, Генеральной прокуратуре, Министерству внутренних дел, Службе национальной безопасности Республики Узбекистан в трехмесячный срок подготовить предложения о внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы Республики Узбекистан, законы Республики Узбекистан «О судах», «О прокуратуре», регламентирующих порядок и процедуру санкционирования заключения под стражу, продления сроков содержания под стражей, а также определяющих дополнительные гарантии соблюдения конституционных прав и свобод граждан, обеспечения их неприкосновенности на стадии досудебного производства. При этом в соответствии с пунктом 1 настоящего Указа подлежат пересмотру не только законы и подзаконные акты, но и нормы и нормативы, предусмотренные ведомственными правовыми актами.
3. Верховному суду, министерствам финансов, экономики, юстиции, внутренних дел, Генеральной прокуратуре, Службе национальной безопасности Республики Узбекистан и Высшей квалификационной комиссии по отбору и рекомендации на должности судей при Президенте Республики Узбекистан в двухмесячный срок подготовить предложения по совершенствованию системы организационно-кадрового обеспечения судов общей юрисдикции с учетом передачи им полномочий по выдаче санкции на заключение под стражу.
4. Министерствам юстиции, внутренних дел, Верховному суду, Генеральной прокуратуре, Службе национальной безопасности Республики Узбекистан разработать и реализовать комплекс мер по подготовке и переподготовке судей и работников органов прокуратуры, следственных подразделений МВД и СНБ в связи с введением порядка заключения под стражу по решению суда.
6. Контроль за выполнением настоящего Указа возложить на государственного советника Президента Республики Узбекистан Т. Худайбергенова.