от 11.09.2023 г. № УП-158
Принятие Конституции Республики Узбекистан в новой редакции путем всенародного голосования на референдуме, проведенном 30 апреля 2023 года, послужило укреплению конституционных основ строительства Нового Узбекистана.
Президентские выборы, проведенные в соответствии с Конституцией в новой редакции, еще раз продемонстрировали политическую зрелость нашего общества, полную народную поддержку осуществляемых реформ на пути строительства Нового Узбекистана.
 Комментарий LexUz
См.: статью 126 Конституции Республики Узбекистан.
1. Утвердить Стратегию «Узбекистан — 2030» согласно приложению № 1, разработанную на основе приобретенного в процессе реализации Стратегии развития Нового Узбекистана опыта и результатов общественного обсуждения.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

к Указу Президента Республики Узбекистан от 11 сентября 2023 года № УП-158

См. предыдущую редакцию.

Цель

Показатели эффективности целей, которые будут достигнуты до 2030 года

I. СОЗДАНИЕ ДОСТОЙНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПОТЕНЦИАЛА КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА

1.1. Реформы в системе образования

1.

Поднятие на новый уровень системы дошкольного образования и обеспечение полного охвата детей.

Полный охват детей дошкольным образованием и подготовительными группами.

Формирование у воспитанников государственных дошкольных образовательных организаций первоначальных навыков компьютерной грамотности путем обеспечения их на 100 процентов компьютерными классами.

100-процентное обеспечение дошкольных образовательных организаций чистой питьевой водой и современной санитарно-гигиенической инфраструктурой.

2.

Реализация программы «Благоприятная среда для образования» в системе общего среднего образования.

Организация бесплатных автобусов для учащихся 715 средних общеобразовательных учреждений, расположенных в отдаленных и труднодоступных местностях.

Полное обеспечение средних общеобразовательных учреждений чистой питьевой водой и современной санитарно-гигиенической инфраструктурой.

3.

Поднятие на новый уровень системы общего среднего образования.

Создание около 700 наименований новых учебников, тетрадей для упражнений, методических пособий и мобильных приложений для педагогов.

Создание 1 000 мультимедийных программ для планшетов на основе учебников нового поколения.

Привлечение в образовательные организации ежегодно 500 зарубежных специалистов — носителей языка.

Внедрение во всех средних общеобразовательных учреждениях курсов обучения профессиям.

Внедрение в учебный процесс всех средних общеобразовательных учреждений образовательной методики Президентских школ и специализированных школ.

4.

Повышение статуса педагогических кадров, развитие их знаний и квалификации в соответствии с международными стандартами.

Направление 1 000 воспитателей и учителей в зарубежные страны на повышение квалификации и стажировку.

Увеличение средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных организаций и средних общеобразовательных учреждений в 2 раза.

Непрерывное повышение квалификации 500 тысяч работников дошкольных образовательных организаций и средних общеобразовательных учреждений.

Внедрение системы подготовки кадров по высоко востребованным направлениям и направлениям педагогического образования для абитуриентов в отдаленных районах полностью на основе государственного гранта.

5.

Широкое привлечение частного сектора для развития общего среднего образования.

Доведение количества негосударственных средних общеобразовательных организаций до 1 000.

Выделение льготных кредитов в размере 1 триллиона сумов для налаживания деятельности негосударственных средних общеобразовательных организаций в ближайшие пять лет.

Начиная с 2024 года заключение договоров на строительство ежегодно не менее 100 средних общеобразовательных учреждений на основе государственно-частного партнерства.

Увеличение в 3 раза доли учащихся, обучающихся в негосударственных средних общеобразовательных организациях.

Реализация проектов расширения сети средних общеобразовательных организаций на 2 миллиарда долларов на основе государственно-частного партнерства и за счет средств, привлекаемых из международных финансовых институтов.

6.

Обучение учащихся современным знаниям и навыкам путем развития системы профессионального образования.

Повышение качества образования и совершенствование материально-технической базы в 700 профессиональных образовательных учреждениях.

Создание 14 региональных центров профессиональной подготовки, доведение доли педагогических кадров, имеющих квалификационную категорию, до 50 процентов, доли курсов повышения квалификации, организуемых в дистанционной или смешанной форме, до 30 процентов.

Доведение государственного гранта при подготовке специалистов среднего звена в направлениях информационных технологий, строительства, транспорта и логистики до 100 процентов.

7.

Расширение охвата высшим образованием, повышение качества подготовки специалистов с высшим образованием.

Доведение уровня охвата молодежи высшим образованием не менее, чем до 50 процентов.

Полное укомплектование средних общеобразовательных учреждений педагогическими кадрами с высшим образованием.

Проведение международной аккредитации образовательных программ 30 высших образовательных учреждений.

Внедрение системы двойного диплома на основе не менее 50 совместных образовательных программ совместно с зарубежными университетами, входящими в Топ-500.

Достижение включения 10 высших образовательных учреждений в рейтинг Топ-1000 самых престижных высших образовательных организаций мира.

Повышение результативности научных исследований и доведение до 70 процентов научного потенциала в высших образовательных учреждениях.

8.

Совершенствование организационно-управленческой деятельности высших образовательных учреждений, укрепление их материально-технического обеспечения.

Преобразование 5 высших образовательных учреждений в национальные исследовательские институты.

Строительство дополнительных учебных зданий на 120 тысяч мест и мест проживания студентов на 150 тысяч мест.

Пополнение библиотек не менее 1 миллионом единиц современной литературы и осуществление полной оцифровки библиотечного фонда.

9.

Обогащение фундаментальных исследований новыми направлениями исходя из современных требований.

Выделение 3 триллионов сумов на проведение фундаментальных исследований.

Налаживание сотрудничества с 8 ведущими зарубежными научными школами по направлению фундаментального исследования.

Выделение 2 триллионов сумов для научных программ в направлениях языка и литературы, истории, археологии, культуры и искусства.

10.

Усиление прикладных исследований в наиболее быстро развивающихся отраслях экономики, внедрение кластерной системы «предприятие — вуз — научная организация».

Направление 4 триллионов сумов из Государственного бюджета на прикладные исследования.

Производство 850 видов инновационной продукции в «драйверных» направлениях отраслей экономики.

Создание более 2,5 тысячи новых научных разработок на основе результатов прикладных исследований.

Создание 8 научно-производственных кластеров в таких направлениях, как транспорт и логистика, сельскохозяйственная урожайность, энергетика, биотехнологии, геология и металлообработка, машиностроение и электроника.

11.

Увеличение доли молодых исследователей, поддержка их научных изысканий.

Доведение не менее, чем до 60 процентов доли исследователей в возрасте до 40 лет, увеличение в среднем в 2 раза заработной платы сотрудников научных организаций.

Доведение до 20 количества ежегодных конкурсов по финансированию научных, прикладных, инновационных и стартап-проектов.

Доведение количества квот на стажера-исследователя, базовую докторантуру, докторантуру и целевую докторантуру до 5 200.

12.

Широкое внедрение инновационной деятельности во всех направлениях, поддержка научных исследований и инновационных инициатив.

Обеспечение включения Узбекистана в перечень топ-50 стран в рейтинге Глобального инновационного индекса.

Доведение до 2 тысяч числа исследователей на каждый миллион населения.

Увеличение в 2 раза количества новых инновационных разработок, создаваемых в результате коммерциализации на внутреннем и внешнем рынках.

1.2. Реформы по обеспечению здоровья населения

13.

Повышение средней продолжительности жизни населения.

Доведение средней продолжительности жизни населения до 78 лет.

Увеличение в 2 раза объема средств, выделяемых на медицину.

Снижение в 2,5 раза показателей ранней смертности от онкологических, сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета и болезней дыхательных путей.

Резкое снижение уровня заболевания туберкулезом с нынешних 34 на 100 тысяч населения.

14.

Дальнейшее приближение первичных медицинских услуг к населению.

Полный охват лечением 350 тысяч больных сахарным диабетом, 1,5 миллиона больных сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Достижение решения 70 процентов обращений населения, нуждающегося в медицинской помощи, в первичном звене.

Полный охват больных гемодиализными койко-местами в республике.

15.

Повышение эффективности профилактики и лечения наследственных заболеваний у детей.

Сокращение в 2 раза наследственных заболеваний у детей.

Повышение не менее, чем на 50 процентов охвата селективными скрининговыми обследованиями на наследственные заболевания у младенцев.

16.

Сокращение материнской и детской смертности, обеспечение здорового детства.

Снижение в 2 раза смертности среди женщин, начиная со времени определения беременности до 42 дней после родов, новорожденных и детей до пяти лет.

Увеличение на 35 процентов количества родильных мест.

Бесплатное обеспечение детей в возрасте 6 — 23 месяцев микронутриентным порошком, детей в возрасте 2 — 10 лет — специальными препаратами по профилактике гельминтоза, детей в возрасте 3 — 15 лет — препаратами йода, девушек и женщин в возрасте 15 — 35 лет — поливитаминами, препаратами железа и фолиевой кислотой.

Сокращение среди детей инфекционных и неинфекционных заболеваний на 20 процентов.

17.

Ранняя диагностика онкологических заболеваний и снижение показателя смертности.

Выявление на профилактических осмотрах ранних стадий онкологических заболеваний среди населения в возрасте 30 — 69 лет, увеличение в 2 раза показателей продолжительности жизни до 5 лет, сокращение в 2 раза показателей смертности до 1 года.

Обеспечение полного охвата лечением 120 тысяч онкобольных.

18.

Повышение эффективности профилактики неинфекционных заболеваний.

Доведение уровня ранней диагностики неинфекционных заболеваний до 70 процентов.

Увеличение в 2 раза показателя выявления на ранней стадии сахарного диабета и заболеваний артериальной гипертонии среди взрослого населения (40 лет и старше).

Снижение на 30 процентов смертности среди населения в возрасте 30 — 69 лет от сердечно-сосудистых, хронических респираторных заболеваний и сахарного диабета на каждые 100 тысяч населения.

19.

Обеспечение здоровой и активной старости.

Ежегодное проведение профилактического медицинского осмотра и оздоровление 100 процентов населения в возрасте 55 лет и старше.

Увеличение в 2 раза доли физически активного населения среди взрослого населения (40 лет и старше).

20.

Формирование среди населения правильного питания и здорового образа жизни.

Снижение на 32 процента доли населения, потребляющего соль выше нормы, на 22 процента — населения, не имеющего достаточной физической активности, взрослого населения, имеющего лишний вес и ожирение, соответственно, на 32 и 23 процента.

Снижение в среднем в 2 раза доли детей в возрасте до 5 лет с задержкой роста, недостаточным весом и лишним весом.

Ограничение 100 процентов привоза, приготовления, реализации в образовательных и медицинских учреждениях продукции с большим количеством в составе трансжиров, соли и сахара.

21.

Широкое внедрение цифровых технологий в сферу медицины.

Доведение цифровизации медицинских учреждений до 100 процентов.

1.3. Реформы по оказанию социальных услуг и сокращению бедности

22.

Коренное совершенствование системы оказания профессиональных социальных услуг.

Достижение полного охвата всех нуждающихся лиц системой социальной защиты.

Организация деятельности центров социальных услуг «Инсон» во всех районах и городах республики для комплексной реализации социальных услуг.

23.

Создание новой системы по поддержке лиц с инвалидностью, а также формирование для них комфортной и благоприятной среды.

Доведение уровня обеспечения качественными и современными протезно-ортопедическими изделиями нуждающихся лиц с инвалидностью до 100 процентов.

Повышение в 2 раза занятости лиц с инвалидностью путем обеспечения их достойной работой.

Полный охват нуждающихся лиц с инвалидностью услугами реабилитации.

Внедрение системы оценки состояния имеющейся инфраструктуры для лиц с инвалидностью с созданием для них комфортной и благоприятной среды.

Организация в рамках программы «Беспрепятственный туризм» бесплатных поездок в Самарканд, Бухару и Хиву ежегодно для 1 тысячи лиц с инвалидностью с каждого региона.

24.

Совершенствование системы социальной защиты детей.

Формирование в обществе культуры неприятия притеснения и насилия в отношении детей.

Внедрение альтернативных неинституциональных форм по уходу за детьми, оставшимися без попечения родителей.

25.

Усиление системы поддержки женщин, обеспечение их прав и законных интересов, повышение социальной, экономической, политической активности женщин и обеспечение гендерного равенства.

Увеличение доли женщин на руководящих должностях до 30 процентов путем продолжения политики обеспечения гендерного равенства, повышения социально-политической активности женщин.

Формирование в обществе культуры неприятия притеснения и насилия в отношении женщин, обеспечение прав и законных интересов женщин.

Создание прозрачного механизма адресной работы с «Женской тетрадью», установление общественного контроля в данном направлении.

26.

Всесторонняя поддержка представителей старшего поколения.

Организация ежегодно экскурсий для более 1 миллиона пожилых людей по достопримечательностям республики, в том числе в исторические города, к древним памятникам архитектуры, местам паломничества и живописным местам нашей страны.

Повышение не менее, чем до 30 процентов масштаба мероприятий, осуществляемых в рамках программ поддержки представителей старшего поколения.

27.

Сокращение уровня бедности в стране.

Сокращение бедности до 2026 года в 2 раза в соотношении с 2022 годом, кардинальное сокращение до 2030 года.

Повышение доходов 4,5 миллиона человек, имеющих риск оказаться за чертой бедности.

Подготовка 500 тысяч квалифицированных специалистов на основе социального партнерства.

28.

Обеспечение занятости населения трудом, приносящим доход, совершенствование системы социального страхования.

Снижение до 7 процентов уровня безработицы путем обеспечения стабильной и эффективной занятости трудоспособного населения, в том числе молодежи и лиц с инвалидностью.

Организация осуществления выплаты пособий по беременности и родам, временной нетрудоспособности, увольнению с работы в случаях ликвидации юридического лица — работодателя и отсутствия средств для выплат у ликвидируемого предприятия, страховых выплат вследствие несчастных случаев на производстве через систему гарантированного социального страхования.

29.

Обучение граждан профессии за счет государства, развитие их профессиональных навыков и квалификации по использованию современной техники и технологий.

Обучение 2 миллионов граждан профессиям, бизнес-навыкам и иностранным языкам.

Повышение квалификации 1,6 тысячи преподавателей центров профессионального обучения на основе международных стандартов.

Доведение доли частного сектора в профессиональном обучении до 30 процентов.

1.4. Реформы в направлениях государственной молодежной политики и спорта

30.

Создание системы обучения молодежи современным профессиям и иностранным языкам.

Организация в каждом регионе по одному «креативному парку» для обеспечения занятости молодежи по современным профессиям, привлечение в них не менее 40 тысяч молодых людей ежегодно.

Обеспечение овладения выпускниками школ не менее 2 иностранными языками и одной профессией.

31.

Повышение интеллектуального потенциала молодежи, стимулирование ее научной деятельности.

Развитие таланта не менее 2 миллионов молодых людей путем их привлечения к научной и инновационной деятельности, интеллектуальным играм и изучению иностранных языков.

Направление ежегодно 500 одаренных юношей и девушек на учебу в престижные зарубежные вузы.

32.

Усиление социальной защиты молодежи и снижение уровня безработицы.

Обеспечение занятости 400 тысяч молодых людей и достижение решения их проблем.

Снижение уровня безработицы молодежи с 14 до 11 процентов.

33.

Дальнейшая популяризация IT-сферы среди молодежи и повышение экспорта услуг в сфере.

Обеспечение занятости 300 тысяч молодых людей в IT-сфере.

Обучение учащихся школ современным профессиям, востребованным на международном IT-рынке.

Расширение проекта «Один миллион программистов» и подготовка ежегодно 15 тысяч самых одаренных юношей и девушек на основе программ в соответствии с требованиями престижных международных компаний.

34.

Расширение охвата молодежи, занимающейся физической культурой и спортом.

Повышение охвата молодежи с 8 миллионов путем организации массовых спортивных мероприятий.

Доведение до 36 процентов доли населения, привлеченного к занятиям спортом.

Создание не менее, чем в 5 тысячах махаллей спортивных площадок для занятий физической культурой и массового спорта.

35.

Увеличение доли молодежи в республике, занимающейся спортом профессионально и на постоянной основе.

Доведение числа молодежи, регулярно занимающейся в спортивно-образовательных учреждениях, до 1 миллиона.

Создание возможности для регулярных занятий спортом около 130 тысячи молодых людей.

36.

Совершенствование системы подготовки высококвалифицированных и результативных спортсменов для национальных сборных команд.

Достижение включения спортсменов Узбекистана на очередных Азиатских играх 2030 года в городе Доха (Катар) в ТОП-5 сильнейших в общекомандном зачете.

Доведение до 25 тысяч числа спортсменов с разрядами и званиями.

Доведение до 85 процентов доли работников с высшим образованием в сфере спорта.

Доведение до 140 количества научных исследований и изысканий по развитию сферы.

37.

Развитие Олимпийского и Паралимпийского движения.

Достижение занятия места среди сильнейших 15 стран в Олимпийских и Паралимпийских играх.

1.5. Реформы по обеспечению духовного роста и поднятию на новый уровень сферы культуры

38.

Обеспечение стабильной социально-духовной среды в обществе.

Совместная борьба против идеологических воздействий на основе национальной идеи, укрепление сотрудничества семьи, школы и махалли и обеспечение на этой основе непрерывности духовного воспитания.

Внедрение образовательно-воспитательных интерактивных методов для превращения школ по-настоящему в очаг духовности и просвещения, культуры.

Внедрение новых подходов по сохранению, широкой популяризации и развитию национальных ценностей и духовного наследия узбекского народа.

Достижение охвата всех основных задач по обеспечению стабильности социально-духовной среды в обществе научными и социологическими исследованиями.

39.

Широкая популяризация жемчужин узбекской и мировой литературы, развитие в обществе культуры чтения книг и оказания населению информационно-библиотечных услуг.

Доведение числа молодых книголюбов до 5 миллионов.

Создание ежегодно 100 лучших художественных произведений и 50 художественных книг для детей и подростков.

Издание многотомника «Узбек адабиёти хазинасидан» («Из сокровищницы узбекской литературы»), 100-томника «Жаҳон болалар адабиёти дурдоналари» («Жемчужины всемирной детской литературы») на узбекском языке.

Цифровизация книжного фонда из около 40 миллионов книг.

40.

Всестороннее развитие современного театрального и циркового искусства, создание художественно-идейных сценических произведений.

Ремонт и оснащение зданий 40 театров.

Строительство зданий 6 новых театров, доведение ежегодных посещений государственных театров зрителями до 5 миллионов.

Создание 2 новых кукольных театров.

Выведение на новый уровень международного сотрудничества в направлении современного театрального и циркового искусства.

41.

Повышение туристского потенциала страны путем популяризации узбекского национального искусства.

Проведение не менее 10 международных фестивалей и форумов в направлениях искусства макома, бахши, танца и театра.

Привлечение не менее 20 высококвалифицированных зарубежных специалистов к преподаванию в сфере.

42.

Дальнейшее совершенствование деятельности по сохранению, научному изучению и популяризации культурного наследия.

Перевод в современный формат более 3 тысяч материалов, хранящихся в архивах Института искусствоведения, Института узбекского языка, литературы и фольклора.

Достижение включения не менее 3 образцов уникального нематериального культурного наследия во всемирные списки ЮНЕСКО.

Глубокое научное исследование более 30 элементов нематериального культурного наследия.

Выполнение работ по сохранению 158 объектов культурного наследия.

Доведение ежегодных посещений музеев до 5 миллионов.

Цифровизация 2,5 миллиона музейных экспонатов.

43.

Развитие деятельности и укрепление материально-технической базы организаций культуры, поддержка работников сферы, развитие направлений изобразительного и прикладного искусства.

Осуществление в 2024 — 2030 годах строительно-ремонтных работ и оснащение 432 центров культуры, подлежащих ремонту, с привлечением частного сектора.

Оснащение 13 детских школ музыки и искусства, доведение количества кружков до 7 тысяч.

Организация в парках культуры и отдыха деятельности 64 современных летних кинотеатров и 24 бук-кафе.

Создание специальных 18 аллей для пожилых людей, матерей с детьми.

Создание необходимых условий для увеличения с 5 процентов доли творческой экономики в валовом внутреннем продукте страны.

44.

Развитие национальной кинематографии.

Размещение национальных фильмов на 10 самых популярных в мире интернет-платформах.

Создание в 2024 — 2030 годах серии фильмов, состоящей из 50 кинопроектов, отражающих более чем трехтысячелетнюю историю развития нашей государственности, научное, культурное и духовное наследие наших великих предков, а также их показ за рубежом, в частности, на кинофестивалях и телеканалах.

Создание 10 мультипликационных фильмов и сериалов о национальных героях.

II. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЛАГОСОСТОЯНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПУТЕМ УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

45.

Повышение до 2030 года объема экономики в 2 раза и вхождение в ряд государств с доходами выше среднего.

Доведение объема ВВП до 160 миллиардов долларов и доходов на душу населения — до 4 тысяч долларов.

Обеспечение энергетическими, водными и инфраструктурными ресурсами на уровне, необходимом для макроэкономической стабильности и экономического развития.

Обеспечение к 2030 году годового уровня инфляции 5-6 процентов путем продолжения осуществления структурных реформ, направленных на взаимную координацию денежно-кредитной, фискальной и внешнеторговой политики, а также улучшение конкурентной среды на рынке товаров и услуг.

Последовательное продолжение трансформации и институциональных реформ в экономике, обеспечение благоприятного инвестиционного и делового климата в стране, а также осуществление сбалансированной денежно-кредитной политики.

Осуществление среднесрочной стратегии управления государственным долгом для непревышения государственного долга от 50 процентов относительно ВВП.

Обеспечение роста объема инвестиций, ежегодно вкладываемых в основной капитал, в среднем на 7 процентов.

46.

Обеспечение фискальной стабильности и эффективное управление государственными обязательствами.

Обеспечение сохранения консолидированного дефицита бюджета в объеме ниже 4 процентов в 2024 году относительно ВВП и 3 процентов — в последующие годы.

Переход к практике «бюджетирования, направленного на результат».

Использование возможности дополнительного расширения налоговой базы путем сокращения «теневой экономики».

Дальнейшее повышение эффективности системы налогового администрирования путем повышения эффективности и расширения системы маркировки и цифровизации.

Классификация проектов, реализуемых на основе государственно-частного партнерства, с учетом их доходности и нагрузки на Государственный бюджет, а также внедрение системы управления по направлениям проекта.

47.

Эффективное использование местной сырьевой базы и развитие основанной на передовых технологиях промышленности.

Доведение доли промышленной технологической продукции с 25 процентов до 32 процентов.

Повышение производительности труда в перерабатывающей промышленности в 2 раза.

Увеличение производства необходимой для получения высокодоходной продукции меди в 3,5 раза, золота — в 1,5 раза, серебра — в 3 раза, урана — в 3 раза.

Широкое внедрение передовых международных стандартов в оценку запасов месторождений.

Создание в Республике Каракалпакстан, Бухарской, Навоийской, Ташкентской и Ферганской областях крупных химико-полимерных кластеров и задействование предприятий по производству готовой продукции с высокой добавленной стоимостью.

Создание конкурентной среды в сфере автомобилестроения и доведение объема производства до 1 миллиона автомобилей.

Увеличение объемов переработки меди в электротехнической промышленности на 300 тысяч тонн и привлечение 1,5 миллиарда долларов инвестиций в локализацию производства всей бытовой техники.

Внедрение системы промышленной ипотеки, предусматривающей механизмы предоставления предпринимателям зданий в форме «готового бизнеса».

Налаживание деятельности передовых школ инженеров в таких сферах, как горно-металлургическая, химическая, текстильная, электротехника, организация на крупных предприятиях собственных центров профессиональной подготовки.

Организация 8 научно-производственных кластеров в направлениях металлообработки, машиностроения и электроники, транспорта и логистики, сельскохозяйственной урожайности.

Создание центров «Поиск и развитие» (R&D) в таких направлениях, как электротехника, машиностроение, текстильная, химическая отрасли, промышленность строительных материалов, металлообработка, геология, энергетика, биотехнологии, переработка продовольственной продукции, транспорт и логистика.

48.

Развитие «драйверных» отраслей промышленности и полное задействование промышленного потенциала регионов.

Доведение объема добавленной стоимости в промышленности до 45 миллиардов долларов и создание 2,5 миллиона высокодоходных рабочих мест.

Производство крупными предприятиями импортозамещающей продукции и расширение кооперационных связей с территориальными предприятиями, внедрение системы активного стимулирования предприятий, наладивших промышленную кооперацию.

Создание в каждом районе современных технологических промышленных зон.

Осуществление геологоразведочных работ на 60 тысячах квадратных метров площади в республике.

Доведение уровня переработки пряжи в текстильной промышленности до 100 процентов, налаживание производства 400 тысяч тонн искусственного и смешанного волокна для удовлетворения спроса на высококачественное полотно.

Увеличение объемов производства строительных материалов в 2 раза и расширение производства новых видов энергосберегающих материалов.

Покрытие потребности в лекарственных средствах в фармацевтической отрасли на 70 процентов за счет отечественных производителей.

Повышение в 5 раз добавленной стоимости за счет привлечения в кожевенно-обувную промышленность более 30 престижных зарубежных брендов.

Увеличение в 3 раза объема производства мебельной продукции.

49.

Дальнейшее повышение инвестиционной привлекательности страны и ускоренное развитие рынка ценных бумаг.

Освоение 250 миллиардов долларов инвестиций в стране, в частности, привлечение 110 миллиардов долларов зарубежных инвестиций и 30 миллиардов долларов инвестиций в рамках государственно-частного партнерства.

Доведение объема рынка ценных бумаг, находящихся в свободном обращении, до 8 миллиардов долларов.

Реализация более 500 стратегически значимых технологических и инфраструктурных проектов общей стоимостью 150 миллиардов долларов.

Ведение инвестиционного рейтинга регионов, дальнейшее повышение привлекательности каждой территории для инвесторов исходя из их возможностей.

Повышение в 2 раза объема портфельных инвестиций путем налаживания деятельности паевых и венчурных фондов.

Включение акций 40 предприятий с участием государства в «Халк IPO», внедрение механизмов стимулирования населения к участию в IPO.

Создание инфраструктуры для участия зарубежных номинальных вкладчиков и кастодианских банков на местном рынке капитала.

Создание возможности бесперебойного доступа к необходимой инфраструктуре во всех экономических зонах (дорожной, водной и канализационной системам, электрической энергии).

50.

Ускорение реформ в банковской системе, увеличение объема рынка банковских услуг и развитие конкуренции в сфере.

Доведение годового объема кредитования в банковской и финансовой системе до 40 миллиардов долларов, увеличение объема банковских вкладов в 4 раза.

Приватизация банков и сохранение в распоряжении государства 3-4 банков, привлечение на банковский рынок не менее 4 крупных авторитетных зарубежных банков.

Совершенствование норм и контрольных баз путем внедрения в банках международно признанных минимальных стандартов и требований.

Внедрение критериев и порядков исламского финансирования в не менее 3 коммерческих банках, формирование законодательных основ исламского финансирования.

Внедрение механизмов приостановления начисления процентов и штрафов, установленных на кредиты по внесенным в суды искам.

51.

Переход к зеленой экономике, кардинальное повышение показателей использования возобновляемой энергии как ее основы.

Доведение возобновляемых источников энергии до 25 тысяч мегаватт и доли в общем потреблении — до 40 процентов.

Развитие рынка «зеленых сертификатов» в промышленности и внедрение практики «экологической маркировки».

Снижение расхода природного газа путем модернизации 3 тепловых электростанций мощностью 3 ГВт.

Внедрение системы оценки энергоэффективности (энергоаудита) квартир в многоэтажных домах.

Перевод городского общественного транспорта полностью на экологически чистое топливо.

Создание системы мониторинга, охватывающей все парниковые газы, в сфере изменения климата (MRV).

Сокращение парниковых газов относительно единицы ВВП на 30 процентов по сравнению с их уровнем в 2010 году.

52.

Бесперебойное обеспечение отраслей экономики и населения необходимыми энергоресурсами.

Доведение объема поставки электроэнергии для отраслей экономики и нужд населения до 120 миллиардов кВт.

Доведение объема добычи природного газа до 62 миллиардов кубометров.

Увеличение энергоэффективности отраслей экономики в 2 раза.

Создание независимого регулятора по упорядочению рынка энергоресурсов, разделение функций закупки, реализации и поставки электроэнергии.

Модернизация инфраструктуры распределения, генерации и поставки потребителю электроэнергии и природного газа.

Привлечение зарубежных инвесторов к геологоразведочным работам, направленным на увеличение запасов углеводородного сырья.

Полная цифровизация ведения учета всех видов энергоресурсов.

Достижение устойчивой работы энергетической системы Узбекистана с энергетическими системами соседних государств.

53.

Углубление интеграции Республики Узбекистан в глобальные транспортно-логистические сети и повышение потенциала национальной транспортной системы.

Доведение объема перевозки транзитных грузов через территорию республики до 16 миллионов тонн.

Сокращение сроков перевозки грузов по железной дороге в северном направлении на 40 процентов.

Увеличение объемов услуг пассажирских и грузоперевозок в 3 раза.

Доведение доли электрифицированных железных дорог до 65 процентов.

Увеличение количества авиаполетов в 4 раза.

Строительство и ремонт 56 тысяч километров дорог.

Переход на рыночные принципы при формировании тарифов на услуги пассажирских и грузоперевозок на железнодорожном и воздушном транспорте, а также привлечение в сферу частных и зарубежных операторов.

Строительство в общем объеме 5,5 тысячи километров дорог с цементобетонным покрытием, пролегающих из районных центров до сельских населенных пунктов.

Строительство новых автомобильных дорог по маршрутам «Ташкент — Самарканд» и «Ташкент — Ферганская долина» на основе государственно-частного партнерства.

Полный охват городов и районов общественным транспортом, доведение количества новых автобусов до 5 тысяч и электробусов — до 2 тысяч.

Строительство новых скоростных железных дорог в направлениях «Ташкент — Самарканд», «Самарканд — Навои — Бухара», увеличение количества пассажироперевозок на скоростных поездах в 2,5 раза.

Модернизация низкорентабельных региональных аэропортов на основе государственно-частного партнерства и их передача в доверительное управление.

Модернизация 6 крупных аэропортов республики, в том числе на основе государственно-частного партнерства, и доведение количества частных авиакомпаний до 10.

Внедрение режима «Открытое небо» со стратегическими партнерами во всех аэропортах, доведение авиапарка республики до 100.

54.

Резкое увеличение уровня урожайности и рентабельности в сельском хозяйстве.

Доведение среднего дохода с гектара до 5 тысяч долларов.

Доведение объема экспорта в сфере сельского хозяйства до 10 миллиардов долларов в год.

Привлечение в аграрный сектор всего 15 миллиардов долларов инвестиций.

Доведение средних показателей урожайности хлопка до 45 — 50 центнеров, зерна — до 80 — 85 центнеров.

Освоение дополнительно 300 тысяч гектаров земельной площади путем применения водосберегающих технологий и посадка на данных землях кормовых, лекарственных, масленичных, бобовых культур, риса, пшеницы, овощей, бахчевых культур, создание интенсивных садов и виноградников.

Доведение обеспечения местными семенами овощей, бахчевых, картофеля до 50 процентов.

Обеспечение показателя переработки сельхозпродукции на уровне выше 25 процентов.

Организация на территориях республики деятельности 100 новых агрологистических центров мощностью 2,5 миллиона тонн и доведение их экспортного потенциала до 1 миллиарда долларов.

Внедрение механизма передачи в залог права аренды земельных площадей в рамках реформирования земельных отношений.

Ведение реестра питомнических хозяйств и внедрение системы сертификации саженцев.

Организация в каждом районе центров по содействию внедрению науки и инноваций, новых подходов в аграрной отрасли, осуществлению современных агротехнических мероприятий.

Предоставление всех субсидий дехканским и фермерским хозяйствам, а также кластерам через единую платформу «Агросубсидия» на основе принципа «шаговой доступности».

Реформирование системы страхования сельхозпродукции и скота, создание отдельного страхового фонда и привлечение в данный фонд 100 миллионов долларов, внедрение системы субсидирования 50 процентов страхового вознаграждения дехканам и фермерам.

Укрепление кормовой базы в сфере животноводства, обеспечение эффективного использования пастбищных земель.

Создание 105 тысяч гектаров новых тутовых плантаций на основе кластерной системы в сфере шелководства и создание более 1 миллиона новых рабочих мест.

55.

Усиление экспортного потенциала национальной экономики и кардинальное увеличение в ее составе доли продукции с высокой добавленной стоимостью.

Повышение объема экспорта в 2 раза и доведение до 45 миллиардов долларов, доведение количества предприятий-экспортеров с 6,5 тысячи до 15 тысяч.

Повышение объемов готовой и полуготовой продукции в составе экспорта в 3,3 раза, расширение экспорта готовой и технологической продукции в государства Европы в рамках GSP+ и других систем.

Увеличение количества предприятий, внедривших международные стандарты, в 10 раз и доведение их количества до 5 тысяч.

Создание специальных экономических зон совместно с 50 престижными брендами мира.

Всесторонняя поддержка экспортеров, продвигающих на зарубежные рынки национальные бренды на основе идеи «Новый Узбекистан — страна конкурентоспособной продукции».

56.

Последовательный перевод монопольных сфер на рыночные принципы, повышение доли частного сектора в экономике, создание наиболее благоприятных условий для свободной деятельности предпринимателей.

Доведение доли негосударственного сектора в экономике до 85 процентов, уменьшение в 6 раз количества 2,3 тысячи предприятий, имеющих государственную долю.

Отмена 17 видов государственной монополии в республике, широкое привлечение частного сектора в данные сферы, сохранение в ведении государства исключительно магистральных энергетических и транспортных сетей, сфер, связанных с государственным управлением и безопасностью.

Передача частному сектору услуг по железнодорожным перевозкам, строительству и управлению автомобильными дорогами, поставке газа и электроэнергии.

Широкое внедрение механизмов частного партнерства в таких государственных монопольных сферах, как ирригация, переработка отходов, управление системой энерго- и теплоснабжения на социальных объектах.

Расширение практики предоставления отечественным субъектам предпринимательства месторождений стратегических полезных ископаемых, увеличение в 4 раза количества разрешений, предоставленных месторождениям по добыче золота, серебра, цветных металлов, вольфрама, угля и нерудных ископаемых.

В целях обеспечения стабильности налоговой системы гарантирование неповышения для бизнеса ставок по налогам на добавленную стоимость и прибыль в течение трех лет.

Полная цифровизация, упрощение налоговой системы и создание равных возможностей для всех предпринимателей, обеспечение всех необходимых условий для того, чтобы официальный сектор стал предпочтительнее и выгоднее, чем нелегальная деятельность.

Расширение возможностей продвижения малого и среднего бизнеса на международные рынки, развитие микрофинансирования, поддержка инноваций и стартапов, а также внедрение в практику новых инструментов развития кооперации с крупным бизнесом.

Переход от простого «ручного труда» к этапу промышленного производства в обеспечении занятости на основе семейного предпринимательства, повышение до 100 миллионов сумов размеров льготного кредита для покупки оборудования.

Сокращение в среднем в 3 раза времени обслуживания и оказания субъектам предпринимательства всех услуг на основе принципа «единое окно» через онлайн-портал.

57.

Превращение страны в региональный «IT-НUB» путем развития цифровых технологий.

Полный охват всех населенных пунктов интернетом и повышение его скорости в 10 раз, доведение скорости подключения к международному интернету до 5 000 Гбит/с, доведение охвата оптико-волоконными линиями связи и широкополосными сетями передачи данных до 100 процентов.

Доведение объема экспорта IT-услуг и программных продуктов до 5 миллиардов долларов.

Достижение вхождения в топ-30 рейтинга ООН по Электронному правительству.

Увеличение количества резидентов IT-Парка в 10 раз, доведение доли объема оказанных ими услуг в ВВП до 2,2 процента и количества созданных в них рабочих мест до 100 тысяч.

Доведение количества представительств (офисов) зарубежных компаний до 1 000 путем создания в IT-парке Международного центра цифровых технологий для зарубежных компаний.

Разработка первого (Unicorn) стартап-проекта по капитализации национального рынка на 1 миллиард долларов путем поддержки стартап-проектов посредством программы акселерации (развития) IT-парка.

Запуск 300 приоритетных проектов в рамках программы «Цифровое правительство», охват города Ташкента, Республики Каракалпакстан и областных центров сетями связи пятого поколения.

Полное обеспечение автомагистральных дорог международного значения мобильным интернетом.

58.

Увеличение числа туристов путем создания широких условий для развития внешнего и внутреннего туризма в Узбекистане.

Доведение числа зарубежных туристов до 15 миллионов, внутренних туристов — до 25 миллионов, туристов, приезжающих по паломническому туризму, — до 3 миллионов.

Создание в республике 30 крупных туристских кластеров, увеличение не менее чем в 2 раза количества гостевых мест, строительство 25 канатных дорог в горной местности, доведение количества туристских махаллей до 175.

Доведение экспорта туристских услуг до 5 миллиардов долларов, медицинского и образовательного туризма — до 1,5 миллиарда долларов в год.

Внедрение системы «Tax free» во всех международных аэропортах для приобретенной и оформленной в республике продукции иностранных туристов.

Разработка национальной программы «Жемчужины древней истории» и реставрация в ее рамках объектов культурного наследия, создание на территории памятников «музеев под открытым небом».

Дальнейшее стимулирование создания компаний, обеспечивающих междугородние автобусные маршруты в масштабах страны.

Создание всего более 1 000 электрозарядных станций, пунктов питания и отдыха, торговли и обслуживания.

59.

Ускоренное развитие сферы услуг в регионах.

Повышение в 3 раза объема оказания услуг путем развития сфер услуг и сервиса в регионах.

Развитие в средних и крупных городах, а также в районах с численностью населения более 300 тысяч современных рыночных услуг, IT-услуг, образовательных, медицинских, юридических, услуг в сфере искусства, туризма, гостиничного хозяйства, общественного питания и транспорта.

Развитие торговых, бытовых, парковых и развлекательных услуг путем выставления на аукционные торги 233 тысяч пустующих земельных участков на оживленных улицах с наличием необходимой инфраструктуры на основе градостроительных проектов.

Создание 36 тысяч торговых и сервисных объектов путем организации в центрах средних и крупных городов центральных улиц, специализированных на оказании услуг.

Строительство на массивах «Янги Узбекистон» и вдоль международных автомобильных дорог 6 тысяч объектов торговли и сервиса.

Привлечение ведущих проектных организаций, превращение рынков в современные, удобные торговые комплексы, отвечающие всем требованиям безопасности.

60.

Комплексное развитие регионов, реализация стратегии урбанизации, повышение уровня обеспечения населения доступным жильем.

Принятие мер по доведению уровня урбанизации с 51 процента до 60 процентов, превращение городов Самарканда и Намангана в «города-миллионники», доведение количества городов и районов с численностью населения более 300 тысяч до 28, разработка генеральных планов всех населенных пунктов.

Строительство в регионах жилых домов на 1 миллион квартир, доведение количества массивов «Янги Узбекистон» до 100, возведение дополнительно жилья на 200 тысяч семей, строительство в республике социальных домов, предназначенных для не менее 140 тысяч семей.

Внедрение практики разработки генеральных планов и мастер-планов районов (городов) с разделением на 3 категории (реновация, реконструкция и консервация) в упрощенном порядке, а также с учетом предложений населения и предпринимателей.

В целях обновления массивов с истекшим сроком эксплуатации и ветхого жилья разработка программ реновации на основе мнения широкой общественности, возведение на густонаселенных территориях многоэтажных домов на основе принципа «развитие в рост».

Осуществление строительства инженерно-коммуникационной и социальной инфраструктуры на местах с учетом долгосрочного социально-экономического и демографического развития территории.

Внедрение новых стандартов развитых государств на основе норм безопасности строительства зданий и сооружений.

Широкое привлечение частного сектора в систему оценки, проверки и приемки монтажных работ при строительстве.

Пересмотр системы подготовки специалистов среднего звена в строительстве, подготовка 20 тысяч профессиональных мастеров в год.

Формирование законодательных основ, регулирующих строительство многоквартирных домов и других объектов недвижимости на долевой основе.

61.

Обеспечение инфраструктурных проектов стабильными и долгосрочными источниками финансирования.

Создание совместно с международными финансовыми институтами Фонда разработки проектов государственно-частного партнерства в Узбекистане.

Налаживание практики выпуска «инфраструктурных облигаций».

Внедрение финансовых механизмов гарантированного обеспечения всех населенных пунктов чистой питьевой водой и услугами канализации.

Оснащение лабораторий водоснабжающих предприятий современным лабораторным оборудованием и реактивами для осуществления мониторинга качества питьевой воды.

Обеспечение создания локальных очистных сооружений на отдаленных территориях, не имеющих централизованную систему канализации.

III. СБЕРЕЖЕНИЕ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

3.1. Реформы по сбережению водных ресурсов

62.

Повышение культуры рационального водопользования и эффективности расхода воды в республике.

Увеличение на 25 процентов эффективности водопользования, доведение общей площади земель, охваченных водосберегающими технологиями при поливе сельскохозяйственных культур, до 2 млн гектаров, в том числе технологии капельного орошения — до 600 тысяч гектаров.

Доведение показателя КПД ирригационной системы и поливных сетей до 0,73 в рамках семилетней программы по переводу каналов с земляным покрытием на бетонное и внутренних поливных сетей — на закрытые трубные поливные системы.

Разработка долгосрочного баланса водных ресурсов республики и внедрение системы установления его постоянного мониторинга.

Привлечение частного сектора в систему обработки, подачи и распределения воды, передача объектов подачи воды на поля в управление предпринимателям (фермерским хозяйствам и кластерам).

Продолжение активного двустороннего взаимовыгодного сотрудничества с соседними государствами в вопросах интегрального управления водными ресурсами, обоюдного использования трансграничных водных ресурсов и межгосударственных водохозяйственных объектов.

Доведение годовой мощности отечественных предприятий по производству водосберегающих технологий до 300 тысяч гектаров.

Обеспечение установления счетчиков всем пользователям питьевой воды.

Внедрение показателей качества питьевой воды, уровня питьевого водоснабжения, эффективности предприятий водоснабжения и канализации.

63.

Обеспечение рационального водопользования в сельскохозяйственной отрасли.

Доведение доли бетонных покрытий 18,7 тысячи километров или 66 процентов магистральных и межхозяйственных каналов с земельным руслом до 13,1 тысячи километров или 46 процентов.

Снижение засоленных площадей до 1,7 миллиона гектаров на орошаемых земельных участках в результате осуществления строительства и реконструкции на мелиоративных объектах.

Модернизация ирригационной системы и увеличение доли каналов с бетонным покрытием до 46 процентов или 13,2 тысячи километров.

Снижение орошаемых земельных площадей с сильным и средним уровнем засоленности до 430,0 тысячи гектаров, земельных площадей с проблемным состоянием подземных вод — до 773,4 тысячи гектаров.

64.

Развитие системы ирригации и водосберегающих технологий, широкое внедрение в управление сферой частного сектора и механизмов государственно-частного партнерства.

Внедрение не менее, чем на 100 крупных водохозяйственных объектах автоматизированной системы управления.

Расширение объема Туямуйинского водохранилища дополнительно на 1 миллиард кубометров, улучшение водоснабжения на 1,2 миллиона гектаров и создание запаса питьевой воды.

Увеличение потока частных инвестиций в сферу ирригации за счет привлечения частного сектора, широкого внедрения механизмов государственно-частного партнерства.

65.

Снижение потребления электроэнергии насосными станциями в рамках широкого внедрения технологий «зеленой энергии».

Замена изношенных 1 069 насосов и 1 079 электродвигателей на насосных станциях на энергосберегающие.

Установка энергосберегающих устройств, модернизация насосных станций, снижение их годового потребления электроэнергии на 30 процентов.

Перевод насосных станций на альтернативную энергию за счет широкого внедрения современных технологий, сберегающих электроэнергию и другие ресурсы.

3.2. Реформы по охране окружающей среды

66.

Кардинальное улучшение экологической обстановки в республике, устранение экологических проблем, влияющих на жизнь человека.

Установка и модернизация имеющихся высокоэффективного пылегазоочистного оборудования и локальных водоочистных сооружений, внедрение в 14 регионах режима экологически чистой территории.

При составлении генеральных планов городов обеспечение создания не менее чем на 30 процентах их территории зеленых площадей, при строительстве жилых зданий — пропорциональности «зеленых площадей» на численность населения.

Внедрение системы автоматического забора образцов из источников загрязнения объектов с высоким уровнем (I категория) риска воздействия на окружающую среду.

Совершенствование механизмов оценки уровня загрязненности окружающей среды, развитие системы наблюдения за окружающей средой, прогнозирования уровня ее загрязненности.

Внедрение системы идентификации и вакцинации бездомных животных, организация деятельности 14 питомников, занимающихся их содержанием.

Внедрение практики постоянной публикации для общественности на официальных веб-сайтах и в средствах массовой информации данных об уровне и качестве промышленных сточных вод.

67.

Расширение общенационального проекта «Яшил макон», направленного на стабилизацию экологической обстановки.

Посадка ежегодно 200 миллионов саженцев деревьев и доведение уровня озеленения республики до 30 процентов, создание системы ухода и орошения каждого высаживаемого дерева.

Создание 1 984 зеленых садов, в том числе 112 крупными промышленными предприятиями на собственных и прилегающих территориях в течение трех лет «зеленых поясов» из 30 миллионов саженцев.

Создание на территории всех государственных органов, предприятий, образовательных учреждений «зеленых садов».

Увеличение в городе Ташкенте территории зеленых площадей в 5 раз, доведение ее до 5 тысяч гектаров.

Организация в 10 регионах республики системы аэробиологического мониторинга в соответствии с инициативами общенационального проекта «Яшил макон».

Создание в городских и районных центрах общественных парков на каждые 50 — 100 тысяч населения.

68.

Расширение площади лесов.

Создание 26 200 гектаров защитных лесных насаждений для сохранения земель от эрозии и мелиоративных объектов — от песчаных сходов.

Доведение в республике площадей с лесными насаждениями до 6,1 миллиона гектаров, увеличение заготовки семян деревьев и кустарников на 840 тонн.

Создание плантаций лесного фонда на горных и предгорных территориях, увеличение растений в степной зоне, создание защитных лесных насаждений на территориях.

Развитие экотуризма, горного, охотничьего и сафари-туризма на территориях лесных хозяйств и национальных природных парков, в горной и степной местности, а также охраняемых зонах водных объектов.

69.

Стабилизация экологической обстановки в регионе Приаралья, смягчение негативного воздействия экологических проблем, возникших в результате высыхания Аральского моря.

Доведение лесопосадок в регионе Приаралья до 2,3 миллиона гектаров.

Создание на дне высохшего Аральского моря дополнительно 600 тысяч гектаров зеленых площадей, доведение их общего объема до 2,6 миллиона гектаров или до 80 процентов территории.

Реализация проектов фонда «Зеленый климат» и Глобального экологического фонда стоимостью 300 миллионов долларов на основе программ, направленных на сохранение биоразнообразия, предотвращение изменения климата и эрозии почвы.

Реализация совместно с международными партнерами проекта «Улучшение состояния земель, подверженных деградации в нижнем течении бассейна Аральского моря».

70.

Предотвращение негативного воздействия изменения климата.

Создание на 600 тысячах гектаров площади зеленых насаждений — защитных лесопосадок в качестве меры против опустынивания, засухи, пыльно-песчаных бурь и повышения температуры.

Доведение уровня раннего предупреждения об опасных гидрометеорологических явлениях до 100 процентов, уровня достоверности прогнозов потока горных рек — до 98 процентов.

Доведение уровня достоверности агрометеорологических прогнозов о развитии сельхозпосевов и урожайности до 96 процентов.

Рекультивация 6 075 гектаров земельных площадей, деградированных в результате добычи полезных ископаемых.

Создание высокоурожайных сортов сельхозкультур, плодов и винограда, стойких к маловодью и засухе, соответствующих климату каждой территории, повышение урожайности на 30 — 35 процентов.

71.

Обеспечение устойчивого сохранения биоразнообразия.

Расширение природоохранных территорий до 12 процентов, ежегодное проведение биоботанической проверки растений естественных пастбищ и сенокосов на 2 миллионах гектаров.

Создание ежегодно на 25 тысячах гектаров площади культурных плантаций по выращиванию и разведению лекарственных и пищевых растений.

Усиление контроля за незаконным использованием объектов животного и растительного мира, повышение экологической культуры и уровня осведомленности населения о биоразнообразии.

Создание в Ташкентском, Термезском и Ферганском государственных зоопарках реабилитационных центров по временному содержанию, лечению и уходу за конфискованными дикими животными.

72.

Улучшение качества услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.

Повышение уровня охвата услугами сбора и вывоза твердых бытовых отходов на 100 процентов, уровня переработки отходов — на 65 процентов.

Доведение доли сжигаемых отходов до 35 процентов, сокращение полигонов бытовых отходов — не менее чем на 50 процентов.

Внедрение кластерной системы, охватывающей процессы вывоза из городов, переработки бытовых отходов и производства экологически чистой энергии и другой продукции из них в рамках системы «Ноль отходов».

73.

Предотвращение загрязнения атмосферного воздуха, принятие решительных мер по сохранению его природного состава.

Уменьшение на 10,5 процента количества выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ.

Полная модернизация загрязняющих технологий в хозяйствующих субъектах, относящихся к I и II категории воздействия на окружающую среду, строительство и реконструкция локальных дренажно-очистных сооружений на 249 промышленных предприятиях.

IV. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЕРХОВЕНСТВА ЗАКОНА, ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА СЛУЖЕНИЕ НАРОДУ

4.1. Реформы по организации государственного управления, ориентированного на служение народу, и совершенствованию общественного управления

74.

Превращение махалли в «связующий мост» между общественностью и государственными органами в обеспечении благосостояния населения и решении повседневных вопросов в регионах.

Внедрение практики направления средств махалли, согласно голосованию жителей, на инфраструктурные проекты в махаллях, увеличение размера средств, выделяемых на решение проблем в махаллях, не менее чем в 3 раза.

Доведение объема средств, выделяемых на улучшение инфраструктуры по инициативе населения, до 24 триллионов сумов.

Организация оказания в махаллях более 100 государственных услуг на основе принципа «шаговой доступности».

100-процентная цифровизация процессов по работе с населением в махаллях, задействование в каждой махалле «пунктов электронных услуг».

75.

Превращение представительных органов государственной власти на местах в настоящий голос народа.

Полная отмена практики руководства хокимами местным Кенгашем, конкретное определение правового статуса, основных задач и функций, круга ответственности председателя Кенгаша.

Создание необходимых условий для участия общественности в деятельности местных Кенгашей, широкое вовлечение институтов гражданского общества, поэтапная цифровизация их деятельности.

Пересмотр более 300 функций местных Кенгашей, отмена не относящихся к их компетенции.

Систематизация более 500 актов законодательства, касающихся деятельности местных Кенгашей.

76.

Трансформация деятельности исполнительных органов государственной власти на местах, налаживание территориального управления на основе принципа «служение интересам населения».

Четкое разграничение задач и функций хокимиятов областей и районов (городов).

Создание правовых основ формирования органов исполнительной власти на местах на основе демократических принципов, создание правовых основ досрочного освобождения их от должности.

Повышение роли хокимиятов в определении штатных единиц и структур территориальных исполнительных органов, формирование «реестра полномочий» по реализуемым на территориях задачам (функциям).

Оптимизация более 70 дублирующих функций хокимиятов и подразделений министерств.

Из более 500 задач, возложенных на хокимияты, отмена не присущих их деятельности.

Систематизация более 500 актов законодательства, касающихся деятельности хокимиятов.

77.

Внедрение системы «Сервисное государство» для населения путем расширения масштаба цифровизации государственных услуг, устранение бюрократических процедур в отношениях между гражданином и государством.

Доведение доли государственных услуг, оказываемых в электронной форме, до 100 процентов.

Доведение доли услуг, предоставляемых исключительно через Единый портал интерактивных государственных услуг, до 50 процентов.

Увеличение до не менее 40 видов государственных услуг, оказываемых в композитном и проактивном порядке.

Передача не менее 300 государственных услуг частному сектору.

Сокращение минимум на 20 процентов и упрощение 50 процентов лицензируемых и разрешительных документов.

Упрощение около 300 процедур оказания государственных услуг.

Цифровизация государственных услуг на основе принципов «3 шага», «адаптированный к пользователю», «все в одном мобильном приложении».

Передача 40 процентов государственных услуг частному сектору и сокращение личного участия граждан в 2 раза.

Переход на новый этап от системы «Электронное правительство» — к системе «Цифровое правительство», обеспечение преобразования в цифровой формат всех документов и отношений.

Отмена таких излишних формальных процедур, как написание заявления, заполнение различных форм гражданами при обращении для доступа к государственным услугам, создание системы, при которой государственные ведомства самостоятельно получают необходимые документы из электронной базы.

78.

Организация деятельности органов государственного управления на основе принципа «Государство, служащее народу».

Увеличение не менее чем в 3 раза доли частного сектора в таких сферах, как здравоохранение, строительство, транспорт, образование.

100-процентная цифровизация процессов осуществления около 5 тысяч функций, имеющихся в государственном управлении.

Уменьшение минимум на 20 процентов обязательных требований, включенных в Единый электронный реестр обязательных требований.

Передача в рамках политики децентрализации государственного управления не менее 30 процентов задач и функций республиканских органов исполнительной власти местным исполнительным органам.

Внедрение института политической ответственности за серьезные ошибки и недостатки, допущенные руководителями государственных органов в деятельности возглавляемых ими ведомств или системы.

Направление контрольных функций государства исключительно на обеспечение жизни, здоровья и безопасности граждан.

79.

Дальнейшее повышение роли палат Олий Мажлиса и политических партий в строительстве Нового Узбекистана.

Цифровая трансформация процессов работы парламента и его органов, в том числе 100-процентная цифровизация процессов принятия и обнародования решений.

Обеспечение возможности электронного общения с избирателями, направления и контроля депутатского запроса в электронной форме.

Внедрение порядка внесения и рассмотрения предложений по законодательству.

Внедрение смешанной (мажоритарно-пропорциональной) системы выборов в представительные органы с целью дальнейшего повышения роли политических партий в процессе углубления демократических реформ и модернизации страны.

80.

Обеспечение гармонизации нормотворческой деятельности и реформ, развитие институциональных основ правовой политики государства.

Сокращение не менее, чем на 30 процентов регуляторной нагрузки в результате оптимизации актов законодательства.

Расширение практики принятия законов прямого действия, доведение их доли до не менее 60 процентов.

Доведение охвата эффективным мониторингом исполнения нормативно-правовых актов до 100 процентов.

Увеличение минимум в 2 раза объема оценки регуляторного воздействия проектов нормативно-правовых актов.

Повышение конкурентоспособности правовой системы, создание упрощенной и компактной законодательной системы, удобной для населения и субъектов предпринимательства.

Резкое сокращение количества ведомственных нормативно-правовых актов путем определения конкретных пределов их принятия.

81.

Организация государственной гражданской службы на основе принципов меритократии, честности и профессионализма.

Полная цифровизация деятельности более 2 тысяч структурных подразделений по работе с кадрами.

Доведение уровня охвата государственных гражданских служащих системой непрерывного повышения квалификации до 100 процентов.

Обеспечение охвата системой государственной гражданской службы более 70 государственных органов в рамках полного задействования системы государственной гражданской службы, предусмотренной в Законе «О государственной гражданской службе».

Доведение количества кандидатов на руководящие должности Национального кадрового резерва до не менее тысячи человек.

Налаживание практики оценки деятельности руководителей государственных органов и их заместителей на основе общественного мнения.

82.

Повышение эффективности системы выявления и решения проблем населения путем дальнейшего расширения диалога с народом.

Отмена в государственных органах и организациях практики регистрации обращений в бумажной форме.

Создание возможности обращения во все государственные органы и организации, а также их территориальные подразделения в электронной форме, в том числе через соответствующее мобильное приложение.

Обеспечение удовлетворения на местном уровне не менее 80 процентов обращений.

Сокращение доли повторных обращений не менее чем в 2 раза.

Создание народной системы решения социально-экономических проблем территорий в самой махалле.

Доведение до 100 процентов возможностей участия в приемах должностных лиц республиканских органов исполнительной власти в дистанционной форме по видеосвязи.

83.

Дальнейшее развитие свободного гражданского общества и деятельности средств массовой информации, превращение Узбекистана в хаб по развитию гражданского общества.

Совершенствование системы защиты прав средств массовой информации, усиление ответственности за воспрепятствование их профессиональной деятельности.

Последовательное продолжение политики открытости, гарантированное обеспечение реализации прав граждан на получение, использование и распространение информации.

Увеличение не менее чем в 3 раза количества проектов, реализуемых в социальном партнерстве.

Доведение количества негосударственных некоммерческих организаций, участвующих в государственных программах, до не менее 80.

4.2. Реформы по обеспечению верховенства закона и в судебно-правовой системе

84.

Обеспечение верховенства Конституции и законов, превращение надежной защиты прав и свобод человека в главный критерий судебно-правовых реформ.

Полное оснащение светофорами (с управляемой кнопкой) пешеходных дорожек на нерегулируемых дорогах в две и более полос в населенных пунктах.

Сокращение с 30 процентов до 20 процентов практики назначения наказания в виде лишения свободы.

Увеличение не менее, чем в 2 раза возможностей дистанционного осуществления некоторых процессуальных действий в деятельности судов и следственных органов.

85.

Установление эффективного судебного контроля за деятельностью государственных органов и должностных лиц, а также дальнейшее развитие системы административной юстиции.

Полное устранение факторов, препятствующих непосредственному обращению в административные суды.

Повышение на 50 процентов эффективности решения споров, решаемых на досудебном этапе.

Снижение на 50 процентов количества дел, поступающих в суды по спорам, которые могут быть решены до суда.

Полное внедрение принципов административных процедур в регулирующие дорожное движение знаки и жесты.

86.

Повышение уровня достижения правосудия путем усиления независимости судебной власти и обеспечения открытости ее деятельности.

Достижение направления 50 процентов жалоб в суды по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях в электронной форме.

Достижение обеспечения участия защитника или общественного защитника в 100 процентах уголовных дел, рассматриваемых в отношении субъектов предпринимательства.

Полное внедрение в управление судебной системой принципа самоуправления судей и формирование системы органов судейского сообщества.

Достижение накопления 0,64 балла по Индексу Верховенства права проекта Всемирного правосудия.

Достижение накопления 61,5 балла по направлению Верховенства права Индикаторов качества управления.

87.

Направление деятельности правоохранительных органов на защиту интересов, чести, достоинства и прав человека.

Внедрение возможности наблюдения через индивидуальный номер и QR-код за процессом — от возбуждения уголовного дела до вынесения приговора путем создания Единого электронного реестра.

Полная цифровизация деятельности по сбору и закреплению доказательств путем внедрения современных технологий и последних научных достижений.

Налаживание исполнения не менее 30 процентов категории дел по обеспечению исполнения судебных актов и актов иных органов с помощью частного сектора.

Уменьшение не менее чем на 50 процентов количества дорожно-транспортных происшествий, имеющих серьезные последствия.

Ведение электронной версии 100 процентов уголовных дел и материалов, обеспечение электронного документооборота по данным делам.

88.

Кардинальное повышение статуса института адвокатуры, а также развитие системы оказания квалифицированной правовой помощи.

Перевод института адвокатуры на систему самоуправления, обеспечение его подлинной независимости от государственных органов и других структур.

Внедрение системы повышения квалификации адвокатов, соответствующей современным международным стандартам и основанной на принципах альтернативности.

Увеличение количества адвокатов не менее, чем на 2 000.

Достижение доведения не менее чем до 50 процентов уровня электронного документооборота между адвокатами и судами, правоохранительными органами и другими государственными органами по гражданским, административным и экономическим делам.

89.

Повышение эффективности системы предотвращения коррупционных факторов, ускоренное продолжение работы по формированию в обществе непримиримого отношения к коррупции.

Достижение обретения не ниже 50-й позиции в Индексе восприятия коррупции, объявляемом международной организацией «Transparency International».

Достижение уменьшения в 2 раза случаев нарушения требований актов законодательства о государственных закупках.

При осуществлении государственных закупок путем заключения прямых договоров широкое внедрение общественного контроля для предотвращения фактов хищения средств, завышения цен на товары и услуги относительно рыночной стоимости.

Обеспечение разработки 100 процентов нормативно-правовых актов на основе принципа «законодательство, свободное от коррупции».

V. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОЛИТИКИ, ОСНОВАННОЙ НА ПРИНЦИПЕ «БЕЗОПАСНОЕ И МИРОЛЮБИВОЕ ГОСУДАРСТВО»

5.1. Реформы, направленные на проведение открытой, прагматичной и активной внешней политики

90.

Последовательное осуществление внешней политики Нового Узбекистана исходя из интересов народа и государства.

Последовательное продолжение осуществления открытой, прагматичной, активной и добрососедской внешней политики на фоне происходящих в мире сложных процессов.

Установление со странами-партнерами и в рамках авторитетных международных организаций взвешенного и постоянного диалога по региональным и глобальным вопросам.

Ускоренное развитие отношений добрососедства и стратегического партнерства со всеми соседними государствами, регулярное и эффективное ведение двусторонних и многосторонних переговоров в политическом, экономическом, культурном и гуманитарном направлениях.

91.

Поднятие на качественно новый уровень практического сотрудничества в регионе Центральной Азии.

Усиление тесного сотрудничества в регионе в разных приоритетных направлениях, особенно в области экологии и охраны природы, рационального использования водных ресурсов, дальнейшего развития транспортно-коммуникационной инфраструктуры.

Углубление полномасштабных отношений стратегического партнерства и союзничества в Центральной Азии с учетом международного права и национальных интересов всех государств региона.

Поэтапное достижение свободного передвижения граждан на территории государств Центральной Азии, а также оборота товаров, услуг и капитала без искусственных ограничений, продолжение работы по формированию общего туристского пространства.

Развитие многогранных и взаимовыгодных отношений с Афганистаном, оказание тесного содействия его экономическому восстановлению, внесение вклада в реализацию транспортно-транзитного потенциала.

92.

Развитие взаимовыгодных связей с традиционными партнерами, расширение географии международного сотрудничества, присоединение к глобальным цепочкам производства и поставки.

Повышение эффективности и активизация экономической дипломатии в продвижении и защите национальных интересов.

Дальнейшее эффективное расширение традиционных, многоплановых связей и связей стратегического партнерства со странами СНГ.

Развитие торгово-экономического, финансового, инвестиционного и технологического сотрудничества со странами Европы, дальнейшее укрепление правовых основ многопланового партнерского и практического взаимодействия.

Усиление сотрудничества с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, увеличение объемов экспорта и номенклатуры на региональные рынки, а также повышение притока инвестиций в страну.

Дальнейшее расширение имеющихся связей со странами регионов Южной Азии, Ближнего и Среднего Востока, Африки, налаживание взаимовыгодного сотрудничества в новых и перспективных направлениях, формирование транспортно-логистических коридоров, соединяющих регионы и создающих возможность для выхода Узбекистана на мировой рынок.

Дальнейшее расширение на новом уровне стратегического партнерства и всестороннего сотрудничества со странами Америки, в частности США, усиление взаимосвязей в сферах инвестиций, экспорта и передовых технологий.

93.

Вступление в полноценные члены Всемирной торговой организации.

Приведение национального законодательства и правоприменительной практики в соответствие правилам, нормам и соглашениям Всемирной торговой организации.

Завершение переговоров не менее, чем с 10 зарубежными государствами в год по выходу на их рынок.

Системное проведение переговоров с государствами — членами ВТО по выходу на рынки, эффективное завершение процесса вступления в члены Организации.

94.

Поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, внедрение системы постоянного диалога с ними.

Всестороннее стимулирование деятельности общественных объединений, созданных соотечественниками, и доведение их количества до 300.

Выделение 200 грантов для соотечественников за рубежом, обучающихся в вузах в направлениях узбекского языка и литературы, истории, культуры, искусства и ремесленничества.

Реализация 100 проектов в сферах медицины, образования и науки с участием соотечественников.

Увеличение на 100 тысяч количества изданий художественной литературы, доставляемых общественным объединениям соотечественников.

95.

Совершенствование системы внешней трудовой миграции, оказание всестороннего содействия гражданам, осуществляющим трудовую деятельность за рубежом.

Увеличение на 30 количества соглашений с зарубежными государствами по трудоустройству.

Организация системы обучения профессии и обеспечения работой граждан с 2 тысячами зарубежных компаний в рамках обучения профессиям и иностранным языкам совместно с зарубежными партнерами на основе государственно-частного партнерства.

Реинтеграция лиц, вернувшихся из трудовой миграции, в том числе обеспечение их занятости, повышение профессиональной квалификации и стимулирование предпринимательских инициатив.

Дальнейшее развитие международного сотрудничества в сфере противодействия нелегальной внешней трудовой миграции и торговле людьми.

5.2. Реформы по усилению безопасности и оборонного потенциала страны

96.

Дальнейшее усиление гарантий реализации прав граждан на свободный поиск, получение и распространение информации.

Обеспечение соблюдения законодательства на национальном информационном пространстве, повышение культуры использования информации, защита населения от воздействия чуждой и деструктивной информации, предотвращение радикализации.

Создание необходимых условий для беспрепятственного доступа к всемирной информационной сети Интернет, обеспечение кибербезопасности на национальном Интернет-пространстве и повышение грамотности граждан по пользованию Интернетом.

97.

Дальнейшее повышение мощи Вооруженных Сил, обороноспособности и военного потенциала страны с учетом происходящих в мире сложных глобальных процессов.

Повышение цифрового потенциала и обеспечение информационной безопасности Вооруженных Сил, повышение знаний и навыков военнослужащих в использовании современных информационно-коммуникационных технологий.

Укрепление боевого духа и потенциала войск, развитие боеготовности и мастерства войск на основе изучения современного боя и военных конфликтов, а также передового опыта зарубежных армий.

Усиление сотрудничества с силовыми структурами Вооруженных Сил, повышение эффективности и уровня скоординированности совместных действий.

Регулярное совершенствование системы подготовки высококвалифицированных военных кадров, широкое внедрение в учебные процессы современных методов военной подготовки.

98.

Предотвращение чрезвычайных ситуаций и бедствий, связанных с глобальными изменениями климата и представляющих угрозу жизни человека.

Внедрение Национальной системы раннего предупреждения о мощных землетрясениях в республике на основе интеграции с глобальной системой международных сейсмических наблюдений.

Создание системы мониторинга и заблаговременного прогнозирования чрезвычайных ситуаций на водохранилищах и других объектах с высоким уровнем опасности.

Углубление сотрудничества в таких направлениях, как обеспечение единой глобальной безопасности, усиление потенциала реагирования при чрезвычайных ситуациях, оперативный информационный обмен со всеми государствами региона, проведение совместных учений.

99.

Укрепление безопасности границ.

Широкое внедрение в систему охраны Государственной границы современных технологий, средств коммуникации и технических (инженерных) сооружений.

Дальнейшая автоматизация процесса обеспечения безопасности Государственной границы с использованием технологий искусственного интеллекта.

Повышение уровня оснащенности с точки зрения замедления и усложнения действий нарушителей границы.

100.

Укрепление в обществе атмосферы межнационального согласия и развитие дружеских связей с зарубежными странами.

Проведение конкурса «Ёш китобхон» («Юный книголюб») дополнительно на 6 языках (каракалпакском, таджикском, казахском, русском, кыргызском и туркменском).

Увеличение в 2 раза фонда художественной литературы в школах с обучением на иностранных языках.

Увеличение в 3 раза количества научно-популярных статей в сфере межнациональных отношений.

Доведение количества обществ дружбы до 60 и увеличение в 2 раза количества городов-побратимов.

(приложение № 1 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 25 декабря 2023 года № УП-214 — Национальная база данных законодательства, 29.12.2023 г., № 06/23/214/0984)

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

к Указу Президента Республики Узбекистан от 11 сентября 2023 года № УП-158

А.Н. Арипов

Премьер-министр, председатель Республиканской комиссии

Т.К. Нарбаева

Председатель Сената Олий Мажлиса

Н.М. Исмаилов

Спикер Законодательной палаты Олий Мажлиса

Б.Д. Исламов

председатель Верховного суда

А.А. Азизов

председатель Службы государственной безопасности

Н.Т. Йулдошев

Генеральный прокурор

Д.А. Кучкаров

заместитель Премьер-министра — министр экономики и финансов

А.Ж. Раматов

заместитель Премьер-министра

Ж.А. Ходжаев

заместитель Премьер-министра

З.Б. Махкамова

заместитель Премьер-министра

В.В. Махмудов

секретарь Совета безопасности при Президенте Республики Узбекистан

Р.А. Гулямов

советник Президента Республики Узбекистан по вопросам экономического развития

Р.К. Давлетов

советник Президента Республики Узбекистан по вопросам общественно-политического развития

Г.Г. Мирзаев

советник Президента Республики Узбекистан по вопросам кадровой политики

Д.Б. Кадиров

советник Президента Республики Узбекистан по вопросам координации деятельности правоохранительных и контролирующих органов

Ш.М. Ганиев

советник Президента Республики Узбекистан по вопросам аграрного развития

М.М. Камилов

советник Президента Республики Узбекистан по вопросам религии и межнациональных отношений

А.С. Султанов

советник Президента Республики Узбекистан по вопросам энергетической безопасности

К.И. Алламжонов

руководитель Департамента информационной политики Администрации Президента Республики Узбекистан

Б.М. Мавлонов

руководитель Департамента правовой экспертизы и комплексного анализа Администрации Президента Республики Узбекистан

Э.Т. Арипов

первый заместитель секретаря Совета безопасности при Президенте Республики Узбекистан

по должности

Председатель Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, хокимы областей и города Ташкента

А.А. Джурабаев

руководитель Секретариата Премьер-министра, секретарь Республиканской комиссии