к постановлению Президента Республики Узбекистан от 10 июня 2022 года № ПП-277
№ | Наименование мероприятий | Механизмы реализации | Сроки исполнения | Ответственные исполнители |
В области проведения организационно-экономических и нормативно-правовых мероприятий | ||||
1. | Установление порядка мониторинга, оценки, подготовки форм отчетности и издания результатов мероприятий по борьбе с деградацией земель. | Проект нормативно-правового акта | Декабрь 2022 года | Министерство сельского хозяйства (Ж. Ходжаев), Министерство юстиции (Р. Давлетов), заинтересованные министерства и ведомства |
2. | Разработка механизма экономического стимулирования реализации мероприятий, направленных на снижение опустынивания, изменения климата, песчаных и пыльных бурь. При этом физическим и юридическим лицам предоставляются налоговые, кредитные и иные льготы за реализацию указанных мероприятий на земельных участках, находящихся в их пользовании (аренде). | Проект нормативно-правового акта | Июль 2023 года | Государственный комитет по лесному хозяйству (Н. Бакиров), Центр гидрометеорологической службы (Ш. Хабибуллаев), Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды (Н. Обломурадов) |
3. | Подготовка методического пособия по осуществлению мероприятий борьбы с деградацией пастбищ и опустыниванием. | Методическое пособие | Август 2023 года | Министерство сельского хозяйства (Ж. Ходжаев), Государственный комитет по лесному хозяйству (Н. Бакиров) |
4. | Строительство водосборных бассейнов в горных и предгорных районах и расширение зон, покрытых лесами. | План мер | Сентябрь 2023 года | Государственный комитет по лесному хозяйству (Н. Бакиров), Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды (Н. Обломурадов), Министерство водного хозяйства (Ш. Хамраев), Министерство сельского хозяйства (Ж. Ходжаев) |
5. | Снижение выброса вредных отходов за счет установки современных систем очистки вредных паров, пыли и токсичных отходов промышленных предприятий. | План мер | Октябрь 2023 года | Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды (Н. Обломурадов), промышленные предприятия |
6. | Создание вокруг городов лесополос для уменьшения скорости ветра и улавливания частиц пыли. | План мер | Август 2023 года | Центр гидрометеорологической службы (Ш. Хабибуллаев), Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды (Н. Обломурадов), Государственный комитет по лесному хозяйству (Н. Бакиров) |
7. | Снижение темпов процесса деградации почв на сельско- и лесохозяйственных землях. | Практические меры | На постоянной основе | Министерство сельского хозяйства (Ж. Ходжаев), Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды (Н. Обломурадов), Министерство водного хозяйства (Ш. Хамраев), Государственный комитет по лесному хозяйству (Н. Бакиров) |
8. | Создание базы данных почвенных информационных систем и создание на ее основе системы электронного мониторинга эрозии почв. | Практические меры | Ноябрь 2023 года | Министерство сельского хозяйства (Ж. Ходжаев), Министерство водного хозяйства (Ш. Хамраев), Государственный комитет по лесному хозяйству (Н. Бакиров), Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды (Н. Обломурадов) |
9. | Налаживание оказания Институтом почвоведения и агрохимических исследований и его территориальными подразделениями услуг «почвенной клиники» на 1 млн гектаров посевной площади хлопково-текстильных кластеров на основе хозяйственных договоров. | Практические меры | 2022 — 2024 годы | Министерство сельского хозяйства (Ж. Ходжаев), Ассоциация хлопково-текстильных кластеров Узбекистана (М. Рахматов) |
10. | Разработка эколого-фитоценотических критериев и стандартов оценки деградации пастбищ и восстановления деградированных пастбищ в целях дальнейшего совершенствования системы устойчивого использования пастбищ. | План мер | Декабрь 2023 года | Комитет по развитию шелководства и шерстяной промышленности (Б. Шарипов), Государственный комитет по лесному хозяйству (Н. Бакиров), Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды (Н. Обломурадов), Министерство сельского хозяйства (Ж. Ходжаев) |
11. | Разработка научных основ рационального использования пастбищ, создание отечественных сортов, разработка научных основ пастбищного семеноводства и адаптивной системы интенсификации производства кормов в пустыне. | План мер | Август 2023 года | Комитет по развитию шелководства и шерстяной промышленности (Б. Шарипов), Научно-исследовательский институт каракулеводства и экологии пустынь (Н. Бобокулов) |
В области повышения квалификации работников и изучения международного опыта | ||||
12. | Изучение международного опыта по определению методов расчета и параметров создания карт органических углеродов почвы. | Практические меры | 2022 — 2025 годы | Министерство сельского хозяйства (Ж. Ходжаев), Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды (Н. Обломурадов) |
13. | Организация международных учебно-ознакомительных поездок для изучения опыта ведущих стран в предотвращении деградации земель и борьбе с ней. | Практические меры | Ежегодно, не менее одного раза | Министерство сельского хозяйства (Ж. Ходжаев), Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды (Н. Обломурадов), Министерство водного хозяйства (Ш. Хамраев), Государственный комитет по лесному хозяйству (Н. Бакиров) |
14. | Разработка технологий восстановления пастбищ, подвергшихся деградации и опустыниванию, на основе международного опыта. | Практические меры | Декабрь 2023 года | Министерство сельского хозяйства (Ж. Ходжаев), Государственный комитет по лесному хозяйству (Н. Бакиров), Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды (Н. Обломурадов) |
15. | Создание системы онлайн-мониторинга условий образования песчаных и пыльных бурь. При этом предусматривается создание информационной онлайн-платформы, предоставляющей возможность обмена передовым опытом и проведения соответствующих мероприятий по предупреждению песчаных и пыльных бурь с участием международных и национальных экспертов. | Практические меры | Декабрь 2022 года | Центр гидрометеорологической службы (Ш. Хабибуллаев), заинтересованные министерства и ведомства |
В области привлечения кредитов, грантов и средств технического содействия международных финансовых институтов и зарубежных правительственных организаций | ||||
16. | Организация международного форума на тему «Борьба с деградацией земель в Центральной Азии: проблемы и решения» в связи с 22 апреля — Международным днем земли. | Практические меры | Апрель 2023 года | Министерство сельского хозяйства (Ж. Ходжаев), Государственный комитет по лесному хозяйству (Н. Бакиров) |
17. | Проведение мероприятий оценки уровня деградации земельных участков в стране и создание их электронных карт. | Практические меры | Декабрь 2023 года | Министерство сельского хозяйства (Ж. Ходжаев) |
18. | Изучение и оценка биоразнообразия деградированных земель. | Практические меры | 2023 — 2025 годы | Министерство сельского хозяйства (Ж. Ходжаев), Государственный комитет по лесному хозяйству (Н. Бакиров), Академия наук (Б. Юлдашев) |
19. | Разработка и реализация пилотных проектов по восстановлению мелиоративного состояния почв, подвергшихся вторичному засолению, в Республике Каракалпакстан, Хорезмской и Бухарской областях. | Практические меры | 2023 — 2025 годы | Министерство сельского хозяйства (Ж. Ходжаев), Министерство водного хозяйства (Ш. Хамраев) |
20. | Разработка и реализация малых грантовых программ для негосударственных организаций по предотвращению деградации земель и борьбе с ней. | План мер | 2022 — 2024 годы | Министерство инвестиций и внешней торговли (Л. Кудратов), Министерство сельского хозяйства (Ж. Ходжаев) |
21. | Определение задач нейтрализации деградации земель (LDN) и восстановление деградированных ландшафтов в Узбекистане. | Практические меры | 2022 — 2025 годы | Министерство сельского хозяйства (Ж. Ходжаев), Государственный комитет по лесному хозяйству (Н. Бакиров) |
22. | Восстановление продовольственных систем и ландшафтов в деградированных ландшафтах, а также их использование (FOLUR). | Практические меры | 2024 — 2028 годы | Министерство сельского хозяйства (Ж. Ходжаев), Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды (Н. Обломурадов) |
23. | Создание карты территорий на горных, предгорных и пустынных пастбищах, на которых возможно создание садов с применением водосборного устройства «Water-box», а также закладка садов на пилотных участках. | Практические меры | 2024 — 2028 годы | Министерство сельского хозяйства (Ж. Ходжаев), Государственный комитет по лесному хозяйству (Н. Бакиров) |
24. | Оценка в республиканском масштабе запасов почвенного органического углерода (SOC) в различных категориях землепользования. | Практические меры | 2023 — 2026 годы | Министерство сельского хозяйства (Ж. Ходжаев) |
25. | Оценка биоразнообразия пастбищ Приаралья и изучение его влияния на изменение климата. | Практические меры | 2022 — 2024 годы | Министерство сельского хозяйства (Ж. Ходжаев), Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды (Н. Обломурадов), Академия наук (Б. Юлдашев) |
26. | Внедрение инновационных методов выращивания органических (экологически чистых) продовольственных культур на горных, предгорных и пустынных пастбищах. | Практические меры | 2022 — 2026 годы | Министерство сельского хозяйства (Ж. Ходжаев) |
27. | Разработка усовершенствованного механизма мониторинга земель сельскохозяйственного назначения на основе геоинформационных систем. | Практические меры | 2023 — 2026 годы | Министерство сельского хозяйства (Ж. Ходжаев) |
28. | Разработка системы оценки экологического состояния почвы (Soil Quality Index). | Практические меры | 2023 — 2025 годы | Министерство сельского хозяйства (Ж. Ходжаев) |
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 10 июня 2022 года № ПП-277
Государственный комитет по лесному хозяйству | Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды | Государственный комитет по геологии и минеральным ресурсам | Центр гидрометеорологической службы | Академия наук | Министерство водного хозяйства | Крупные промышленные предприятия | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
строительство противоэрозионных насаждений на горных склонах, в оврагах, на заброшенных землях | деградация охраняемых природных территорий; мониторинг территорий, на которых расположены источники загрязнения почвы; мониторинг источников загрязнения почвы в местах сбора твердых бытовых отходов | данные о деградации земель в районах расположения месторождений; данные о деградации территорий, на которых расположены сырьевые свалки | состояние сельскохозяйственных культур и пастбищных растений; результаты систематических наблюдений за загрязнением почвы; работы, выполненные по изменению климата; отчеты о фундаментальных и прикладных НИР в области загрязнения окружающей природной среды; данные о температуре, влажности профилей почв и температуре воздуха, влажности и скорости ветра на высоте 2 метров над землей, об изменении климата в пунктах наблюдения Узгидромета | информация о научных работах и проектах по борьбе с деградацией земель, а также восстановлению, сохранению и повышению плодородия почв | мелиоративные мероприятия; сведения об уровне и минерализации подземных грунтовых вод, степени засоления орошаемых земель | сведения о деградации и загрязнении почв предприятий | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
↓ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Министерство сельского хозяйства | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
↓ | ↑ | ↓ | ↑ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Государственный научно-проектный институт «Уздаверлойиха»: создание единой электронной базы по деградации земель; проведение землеустроительных и геоботанических исследований; инвентаризация, аэрокосмическая съемка земель, разработка топографо-геодезических, картографических материалов; обновление геоинформационной системы за счет ведения мониторинга земель, дистанционного зондирования и использования дронов; разработка научно обоснованных рекомендаций по борьбе и предотвращению деградации земель. | Институт почвоведения и агрохимических исследований: мониторинг почвы; проведение комплексных почвенных и агрохимических исследований; оценка качества почвы (бонитировка); создание карт засоления и экологического состояния (Soil Quality Index) почв, агрохимических картограмм; разработка научно обоснованных рекомендаций по борьбе и предотвращению деградации почв. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 10 июня 2022 года № ПП-277
№ | Регионы | Площади с содержанием гумуса в почве до 1 процента, тыс. га | из них уменьшение площадей с содержанием гумуса в почве до 1 процента | |||
2022 год | 2023 год | 2024 год | 2025 год | |||
1. | Республика Каракалпакстан | 318,1 | 302,2 | 270,4 | 238,6 | 190,9 |
2. | Андижанская область | 105,4 | 100,1 | 89,6 | 79,1 | 63,2 |
3. | Бухарская область | 207,7 | 197,3 | 176,5 | 155,8 | 124,6 |
4. | Джизакская область | 204,8 | 194,6 | 174,1 | 153,6 | 122,9 |
5. | Кашкадарьинская область | 404,8 | 384,6 | 344,1 | 303,6 | 242,9 |
6. | Навоийская область | 131,5 | 124,9 | 111,8 | 98,6 | 78,9 |
7. | Наманганская область | 73,8 | 70,1 | 62,7 | 55,4 | 44,3 |
8. | Самаркандская область | 117,6 | 111,7 | 100 | 88,2 | 70,6 |
9. | Сурхандарьинская область | 233,2 | 221,5 | 198,2 | 174,9 | 139,9 |
10. | Сырдарьинская область | 203,2 | 193 | 172,7 | 152,4 | 121,9 |
11. | Ташкентская область | 154,2 | 146,5 | 131,1 | 115,7 | 92,5 |
12. | Ферганская область | 177,9 | 169 | 151,2 | 133,4 | 106,7 |
13. | Хорезмская область | 208,5 | 198,1 | 177,2 | 156,4 | 125,1 |
ВСЕГО: | 2 540,50 | 2 413,70 | 2 159,60 | 1 905,50 | 1524,3 |
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 10 июня 2022 года № ПП-277
№ | Регионы | Площади засоленных земель, тыс. га | из них уменьшение площади засоленных земель | |||
2022 год | 2023 год | 2024 год | 2025 год | |||
1. | Республика Каракалпакстан | 353,3 | 349,7 | 342,8 | 339,4 | 336 |
2. | Андижанская область | 6,7 | 6,6 | 6,5 | 6,4 | 6,3 |
3. | Бухарская область | 231,1 | 228,8 | 224,2 | 222 | 219,8 |
4. | Джизакская область | 225,8 | 223,6 | 219,1 | 216,9 | 214,7 |
5. | Кашкадарьинская область | 229 | 226,8 | 222,2 | 220 | 217,8 |
6. | Навоийская область | 100,2 | 99,2 | 97,2 | 96,2 | 95,3 |
7. | Наманганская область | 24,2 | 24 | 23,5 | 23,3 | 23 |
8. | Самаркандская область | 6,3 | 6,2 | 6Д | 6 | 6 |
9. | Сурхандарьинская область | 93,8 | 92,8 | 91 | 90,1 | 89,2 |
10. | Сырдарьинская область | 272,5 | 269,8 | 264,4 | 261,8 | 259,1 |
11. | Ташкентская область | 10 | 9,9 | 9,7 | 9,6 | 9,5 |
12. | Ферганская область | 91 | 90,1 | 88,3 | 87,4 | 86,6 |
13. | Хорезмская область | 258,4 | 255,8 | 250,7 | 248,2 | 245,7 |
ВСЕГО: | 1 902,30 | 1 883,30 | 1 845,70 | 1 827,30 | 1 809,0 |
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 10 июня 2022 года № ПП-277
№ | Регионы | Площади деградированных пастбищ, тыс. га | из них, уменьшение площадей деградированных пастбищ | |||
2022 год | 2023 год | 2024 год | 2025 год | |||
1. | Республика Каракалпакстан | 617,1 | 549,7 | 435,6 | 269,6 | 185,1 |
2. | Андижанская область | 2,5 | 2,2 | 1,8 | 1Д | 0,8 |
3. | Бухарская область | 304,4 | 271,1 | 214,9 | 133 | 91,3 |
4. | Джизакская область | 86,1 | 76,7 | 60,8 | 37,6 | 25,8 |
5. | Кашкадарьинская область | 167,4 | 149,1 | 118,2 | 73,1 | 50,2 |
6. | Навоийская область | 1 058,4 | 942,8 | 747,1 | 462,5 | 317,5 |
7. | Наманганская область | 19,6 | 17,5 | 13,9 | 8,6 | 5,9 |
8. | Самаркандская область | 94,8 | 84,5 | 66,9 | 41,4 | 28,4 |
9. | Сурхандарьинская область | 98,2 | 87,5 | 69,3 | 42,9 | 29,5 |
10. | Сырдарьинская область | 2,4 | 2,1 | 1,7 | 1 | 0,7 |
11. | Ташкентская область | 52,1 | 46,4 | 36,8 | 22,8 | 15,6 |
12. | Ферганская область | 1,1 | 1 | 0,8 | 0,5 | 0,3 |
13. | Хорезмская область | 13 | 11,6 | 9,2 | 5,7 | 3,9 |
ВСЕГО: | 2 517,1 | 2 242,2 | 1 777,0 | 1 099,8 | 755,1 |
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 10 июня 2022 года № ПП-277
№ | Регионы | Площади строительства защитных лесонасаждений, тыс. га | из них: | |||
2022 год | 2023 год | 2024 год | 2025 год | |||
1. | Республика Каракалпакстан | 2,4 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,9 |
2. | Андижанская область | 2,0 | 0,3 | 0,3 | 0,5 | 0,9 |
3. | Бухарская область | 2,2 | 0,4 | 0,4 | 0,5 | 0,8 |
4. | Джизакская область | 2,0 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,8 |
5. | Кашкадарьинская область | 2,1 | 0,4 | 0,4 | 0,5 | 0,9 |
6. | Навоийская область | 2,0 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,7 |
7. | Наманганская область | 1,9 | 0,3 | 0,3 | 0,5 | 0,9 |
8. | Самаркандская область | 2,0 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,7 |
9. | Сурхандарьинская область | 2,1 | 0,4 | 0,4 | 0,5 | 0,8 |
10. | Сырдарьинская область | 1,9 | 0,3 | 0,3 | 0,5 | 0,8 |
11. | Ташкентская область | 1,9 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,7 |
12. | Ферганская область | 2,0 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,8 |
13. | Хорезмская область | 1,9 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,7 |
ВСЕГО: | 26,2 | 5,0 | 5,2 | 5,8 | 10,2 |
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 10 июня 2022 года № ПП-277
№ | Регионы | Площади, покрываемые лесными насаждениями, тыс. га | из них: | |||
2022 год | 2023 год | 2024 год | 2025 год | |||
1. | Республика Каракалпакстан | 567,9 | 50,1 | 100,2 | 191,4 | 226,2 |
2. | Андижанская область | 4,5 | 0,4 | 0,7 | 1,3 | 2,1 |
3. | Бухарская область | 115,1 | 10,1 | 21,7 | 39,6 | 43,7 |
4. | Джизакская область | 30,8 | 2,2 | 4,7 | 8,6 | 15,3 |
5. | Кашкадарьинская область | 40,7 | 3,4 | 7,2 | 13,7 | 16,4 |
6. | Навоийская область | 98,2 | 9,2 | 18,9 | 30,5 | 39,6 |
7. | Наманганская область | 21,3 | 1,0 | 2,4 | 5,0 | 12,9 |
8. | Самаркандская область | 22,0 | 1,5 | 3,2 | 6,5 | 10,8 |
9. | Сурхандарьинская область | 34,7 | 2,6 | 5,5 | 10,5 | 16,1 |
10. | Сырдарьинская область | 2,9 | 0,1 | 0,3 | 1,0 | 1,5 |
11. | Ташкентская область | 22,0 | 1,1 | 2,4 | 5,5 | 13,0 |
12. | Ферганская область | 4,5 | 0,2 | 0,5 | 1,2 | 2,6 |
13. | Хорезмская область | 16,8 | 1,3 | 2,7 | 4,9 | 7,9 |
ВСЕГО: | 981,4 | 83,2 | 170,4 | 319,7 | 408,1 |
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 10 июня 2022 года № ПП-277
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 10 июня 2022 года № ПП-277