В последние годы в целях смягчения негативных последствий наблюдаемого дефицита воды в результате глобального изменения климата в стране осуществляются широкомасштабные реформы по дальнейшему совершенствованию управления водными ресурсами, ведения учета и отчетности по ним, водным отношениям, а также экономному и эффективному использованию воды.
Несмотря на это в низовом звене эффективность управления водными ресурсами, распределения воды между потребителями, ведения учета и отчетности по воде и водопользования в условиях дефицита воды остается на низком уровне.
В целях эффективного управления водными ресурсами, полноценного ведения учета и отчетности по ним, совершенствования отношений между водопотребителями, а также широкого вовлечения в данные процессы частного сектора:
надежное обеспечение водными ресурсами производителей сельскохозяйственной продукции и приусадебных земель населения;
постоянное содержание в технически исправном состоянии ирригационных систем, оросительных сетей, их гидротехнических сооружений;
вовлечение крупных производителей сельскохозяйственной продукции в управление и распределение водных ресурсов на своей территории;
широкое внедрение принципов государственно-частного партнерства в передачу частному сектору государственных функций по обеспечению водой отраслей экономики;
ведение учета и отчетности по воде посредством автоматизированных систем, зависимость от человеческого фактора которых является минимальной.
2. Согласиться с предложениями Министерства водного хозяйства, Министерства сельского хозяйства, Совета фермерских, дехканских хозяйств и приусадебных земель Узбекистана, Совета Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятов областей о:
передаче в управление кластерам, имеющим на своем балансе земли сельскохозяйственного назначения, всех водохозяйственных объектов, расположенных на отведенной им площади, на основе принципов государственно-частного партнерства;
вовлечении частного сектора в управление водохозяйственными объектами районов, специализированных на плодоовощеводстве и рисоводстве, на основе принципов государственно-частного партнерства;
заключении прямых договоров по поставке воды и оказанию водохозяйственных услуг между отделами ирригации районов и водопотребителями, осуществляющими деятельность на орошаемых землях сельскохозяйственного назначения, не предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта.
3. При передаче водохозяйственных объектов, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 2 настоящего постановления, на основе принципов государственно-частного партнерства, кластеры — на земельных площадях, состоящих на их балансе, частные предприятия, принявшие управление водохозяйственными объектами, — в своей зоне обслуживания:
обеспечивают водой в установленном порядке дехканские хозяйства и приусадебные земли населения в рамках лимита водозабора;
обеспечивают ведение полноценного учета и отчетности по воде, внедряют автоматизированные системы в эти процессы;
При этом часть средств, предусматриваемых в Государственном бюджете на расходы по эксплуатации водохозяйственных объектов на закрепленной территории, выплачивается частному партнеру.
4. Возложить на заместителя Премьер-министра Ш.М. Ганиева персональную ответственность за внедрение системы поставки воды и оказания водохозяйственных услуг на основе договоров между отделами ирригации районов и водопотребителями, осуществляющими деятельность на орошаемых землях сельскохозяйственного назначения, предусмотренных абзацем четвертым пункта 2 настоящего постановления.
См. предыдущую редакцию.
5. Совету Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятам областей совместно с Министерством водного хозяйства (А.А. Мирзаев), Министерством сельского хозяйства (М.И. Рузметов) и Агентством по кадастру при Государственном налоговом комитете (А.В. Аллаберганов) в срок до конца 2026 года провести полную инвентаризацию водохозяйственных объектов, расположенных на территории производителей сельскохозяйственной продукции, обеспечить передачу им указанных объектов и оформление их кадастровой документации в установленном порядке.
(абзац первый пункта 5 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 20 июня 2023 года № УП-101 — Национальная база данных законодательства, 21.06.2023 г., № 06/23/101/0412)
на баланс соответствующих водопотребителей безвозмездно передаются внутренние оросительные и коллекторно-дренажные сети, обслуживающие одного водопотребителя, их головные и внутренние водозаборные и иные сооружения, в целях регулярной и целевой эксплуатации, ремонта и восстановления;
на баланс соответствующих обслуживающих организаций безвозмездно передаются межфермерские внутрихозяйственные оросительные и коллекторно-дренажные сети, обслуживающие двух и более водопотребителей, их головные и внутренние водозаборные и иные сооружения, в целях регулярной и целевой эксплуатации, ремонта и восстановления.
См. предыдущую редакцию.
6. Инспекции по контролю за безопасностью объектов водного хозяйства и водопользованием при Министерстве водного хозяйства установить системный контроль за соблюдением актов законодательства о водопользовании и водопотреблении, подачей воды субъектами, принявшими на свой баланс водохозяйственные объекты, на основе лимитов водозабора, а также рациональным использованием воды водопотребителями.
(пункт 6 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 16 февраля 2024 года № УП-36 — Национальная база данных законодательства, 16.02.2024 г., № 06/24/36/0130)
7. Генеральной прокуратуре (Ш.Ж. Рахимов) установить системный надзор за незаконным вмешательством в деятельность субъектов, принявших в управление водохозяйственные объекты.
8. Кабинету Министров Республики Узбекистан в месячный срок принять Правительственное решение, предусматривающее:
условия вовлечения частного сектора в управление водохозяйственными объектами на основе принципов государственно-частного партнерства.
9. Министерству водного хозяйства совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.
10. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Ш.М. Ганиева.