Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратило силу в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 5 августа 2004 года № 372 «О совершенствовании организации деятельности Министерства народного образования Республики Узбекистан».
Кабинет Министров постановляет:
1. Утвердить прилагаемые положения о Министерстве народного образования и Министерстве высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан.
2. Признать утратившими силу постановления Совета Министров и Узбекской ССР от 26 июня 1969 г. № 304, № 305 (СП УзССР,1969 г., № 5, ст. 47 и ст. 48) и от 21 августа 1972 г. № 366 (СП УзССР, 1972 г., № 75, ст. 47).
1. Министерство народного образования Республики Узбекистан является органом государственного управления народным образованием и в своей деятельности подчиняется Кабинету Министров Республики Узбекистан.
Министерство обеспечивает реализацию единой государственной политики в области дошкольного, общего, внешкольного, профессионально-технического, среднего, высшего педагогического образования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, развития педагогической науки.
Министерство осуществляет контроль за соблюдением законодательства Республики Узбекистан об образовании и методическое руководство в образовательных учреждениях независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности.
2. Министерство народного образования Республики Узбекистан, Министерство народного образования Республики Каракалпакстан, Ташкентское главное управление народного образования, областные управления народного образования, городские, районные отделы народного образования хокимиятов осуществляют единое руководство системой государственных образовательных учреждений на соответствующих территориальных уровнях.
Указанные органы управления вместе с учебно-воспитательными и другими подведомственными учреждениями, предприятиями и организациями составляют единую систему Министерства.
Министерство и местные органы управления народным образованием обеспечивают выполнение установленных государством требований и нормативов в образовательных учреждениях, оказывают методическую помощь образовательным учреждениям независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности.
3. Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Узбекистан, законами, постановлениями, другими актами Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, другими нормативными актами, а также настоящим Положением.
реализация государственной политики в области образования с учетом общечеловеческих ценностей, исторического опыта, многовековых научных и культурных традиций народа, перспектив развития общества, с целью развития интеллектуального и научного потенциала республики, формирования всесторонне развитой, свободной личности, сознающей свою ответственность перед обществом, семьей и государством;
разработка стратегии образования, прогнозирование и планирование его развития, совершенствование механизма взаимодействия системы образования с другими отраслями народного хозяйства;
систематическое обновление и обеспечение разработки нового содержания образования, отвечающего мировым стандартам, потребностям национальных, возрастных и иных групп населения;
формирование и реализация концепции общего среднего, базового образования молодежи для получения профессионального образования и подготовки к деятельности в новых социально-экономических условиях;
реализация кадровой политики Правительства Республики Узбекистан в сфере образования, совершенствования подготовки и использования научно-педагогических кадров, повышение социального статуса работника образования в обществе;
государственная оценка качества учебно-воспитательного процесса, подготовка рабочих и специалистов в государственных и негосударственных образовательных учреждениях;
разработка и осуществление мер по техническому переоснащению и развитию материальной базы образования, определение направлений производства различного вида изделий и услуг, необходимых для осуществления современного образования;
представление интересов Республики Узбекистан в вопросах образования на международном, межгосударственном уровнях в установленном порядке;
координация учебно-воспитательной и методической работы в образовательных учреждениях, независимо от их ведомственной подчиненности, разработка совместно с министерствами, государственными комитетами и ведомствами мероприятий по повышению качества обучения и воспитания детей и молодежи.
разрабатывает совместно с Государственным комитетом по прогнозированию и статистике Республики Узбекистан, другими заинтересованными министерствами, государственными комитетами и ведомствами научно обоснованные долгосрочные прогнозы развития системы образования и ее конкретных звеньев;
определяет совместно с Министерством народного образования Республики Каракалпакстан, Главным управлением народного образования хокимията г. Ташкента, областными управлениями народного образования республики стратегию развития системы образования, обеспечивает взаимодействие государственных и общественных структур в их реализации;
совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан, Министерством народного образования Республики Каракалпакстан, органами управления народного образования областей и г. Ташкента, заинтересованными министерствами, государственными комитетами и ведомствами разрабатывает предложения по объемам ассигнований государственного бюджета на развитие образования, научного обслуживания, а также капитальных вложений по отраслям «образование», «жилищное строительство», «наука и научное обслуживание», совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по науке и технике определяет тематику и объемы государственных ассигнований на проведение научных исследований в научных учреждениях и высших педагогических учебных заведениях системы Министерства;
формирует на базе договорных отношений дополнительные источники финансирования образования, включая централизованные фонды Министерства и других органов управления образованием;
подготавливает проекты законодательных актов и правительственных решений, создающих правовую основу защиты и развития системы образования в Республике Узбекистан;
разрабатывает и совершенствует нормативную базу деятельности подведомственных организаций, учреждений и предприятий;
осуществляет научно-методическое руководство учебно-воспитательным процессом в образовательных учреждениях;
устанавливает основные требования к содержанию и качеству образования для каждого звена системы образования и воспитания, в том числе и в негосударственных образовательных учреждениях;
разрабатывает и утверждает учебные планы и программы преподавания общеобразовательных, фундаментальных, социально-гуманитарных и общепрофессиональных предметов и дисциплин, определяет порядок утверждения и выпуска учебно-методической документации;
обеспечивает широкое привлечение педагогических коллективов образовательных и научно-исследовательских учреждений, учебно-методических центров и кабинетов, высших педагогических учебных заведений к оперативной разработке учебно-методических материалов и учебников, отработке новых перспективных подходов к организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях всех типов, к решению проблем подготовки, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров;
определяет в установленном порядке рациональные сроки обучения, подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Совместно с заинтересованными министерствами, государственными комитетами и ведомствами выявляет потребность отраслей народного хозяйства в квалифицированных рабочих кадрах и специалистах, проводит их подготовку и переподготовку;
осуществляет учебно-методическое руководство постановкой преподавания общеобразовательных, фундаментальных и общепрофессиональных предметов и дисциплин, социально-гуманитарных наук, трудового, нравственного, правового, экономического, экологического и физического воспитания, профессиональной ориентации учащейся молодежи в образовательных учреждениях;
формирует и представляет в Государственный комитет Республики Узбекистан по науке и технике государственные программы научных исследований в области образования, определяет основные требования к их проведению в высших педагогических учебных заведениях других учебно-воспитательных и научно-исследовательских учреждениях системы Министерства;
начинает или прекращает подготовку кадров по специальностям и профессиям в подведомственных высших, средних специальных педагогических учебных заведениях и профтехучилищах;
по согласованию с Кабинетом Министров Республики Узбекистан, местными органами власти, министерствами, государственными комитетами, ведомствами создает, организует и ликвидирует средние педагогические и профессионально-технические учебные заведения;
проводит, в соответствии с положениями, утвержденными Кабинетом Министров республики, лицензирование, аттестацию и аккредитацию негосударственных и аттестацию государственных образовательных и педагогических учебных заведений;
разрабатывает научно обоснованные рекомендации по установлению государственных стандартов в деятельности образовательных учебных заведений;
разрабатывает и реализует мероприятия по внедрению в учебный процесс современных технических средств обучения, осуществляет учебно-методическое руководство этой работой;
разрабатывает и утверждает по согласованию с Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан и Кабинетом Министров Республики Узбекистан правила приема в высшие и средние педагогические учебные заведения, положения о педагогической практике студентов и учащихся, о государственных экзаменационных комиссиях;
разрабатывает и утверждает Правила приема в образовательные учреждения (общеобразовательные школы, профессионально-технические училища) независимо от их ведомственной подчиненности;
распространяет научно-техническую и педагогическую информацию в области образования через издания Министерства; обеспечивает совместно с заинтересованными министерствами, государственными комитетами, ведомствами распространение и внедрение передового педагогического опыта и издает научно-методические журналы, газеты, сборники приказов, инструкций Министерства;
совместно с местными органами власти осуществляет меры по удовлетворению потребностей населения в общественном дошкольном воспитании, созданию условий для полноценного физического и умственного развития дошкольников, укрепляет материально-техническую базу и развивает сеть внешкольных и учебно-воспитательных учреждений для детей и юношества, создает комплексы учреждений, обеспечивающих творческую деятельность и здоровый досуг подрастающего поколения, удовлетворение его интересов и запросов, разностороннее развитие способностей и дарований;
создает, на основе полного государственного обеспечения, условия для содержания, обучения, воспитания и профессиональной подготовки сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных и негосударственных образовательных учреждениях;
совместно с местными органами власти совершенствует обучение, воспитание и содержание, профессиональную подготовку, социально-бытовое и материальное обеспечение, медицинское обслуживание и оздоровление детей с недостатками в физическом и умственном развитии, развивает сеть специализированных дошкольных учреждений, школ и школ-интернатов;
по согласованию с Государственным комитетом Республики Узбекистан по науке и технике разрешает открытие аспирантуры и докторантуры при высших педагогических учебных заведениях, научно-исследовательских институтах, Центральном институте повышения квалификации работников народного образования и прекращает подготовку аспирантов и докторантов в тех своих подразделениях, в которых неудовлетворительно организована эта работа;
представляет в Высшую аттестационную комиссию Республики Узбекистан на согласование и утверждение председателей и персональный состав специализированных советов по защите диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук, перечень специальностей, по которым соответствующим советам предоставляется право приема к защите диссертаций, присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий;
разрабатывает и представляет: в Государственный комитет Республики Узбекистан по науке и технике планы подготовки научно-педагогических кадров через аспирантуру и докторантуру; в Государственный комитет по прогнозированию и статистике Республики Узбекистан — по подготовке педагогических кадров в педагогических высших учебных заведениях и педагогических училищах и по повышению квалификации педагогических работников;
утверждает перечень педагогических высших учебных заведений, в которых организуются факультеты повышения квалификации педагогических работников;
представляет в Правительство республики, в соответствии с установленным порядком, кандидатуры для назначения на должность ректоров педагогических институтов, назначает руководителей органов, учреждений и учебных заведений республики согласно номенклатуре должностей;
регистрирует уставы подведомственных высших и средних педагогических учебных заведений, утверждает положения о предприятиях, организациях и учреждениях системы Министерства;
организует изучение общественного мнения по вопросам образования, проводит сравнительный анализ состояния образования в республике, определяет тенденции его развития;
осуществляет единую политику в области укрепления материальной базы технического переоснащения учебных заведений, эффективного использования материально-технических ресурсов; организует разработку и реализацию комплексных программ строительства и реконструкции объектов образования;
обеспечивает функции генерального заказчика по строительству подведомственных учебных заведений; осуществляет экспертизу проектов и смет строительства учебных заведений; планирует объемы капитального ремонта, осуществляемого подрядным и хозяйственным способами;
осуществляет руководство финансово-хозяйственной деятельностью учреждений, организаций, предприятий, подчиненных непосредственно Министерству;
осуществляет совместно с Министерством здравоохранения республики контроль за соблюдением условий и выполнением мероприятий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья детей и учащейся молодежи;
организует и проводит совместно с заинтересованными министерствами, государственными комитетами, ведомствами, концернами, ассоциациями республики школьные, студенческие спортивные соревнования, слеты туристов, смотры технического творчества, школьные олимпиады, спортивные соревнования среди педагогических работников и другие мероприятия учебно-воспитательного характера, направленные на выявление, рост юных талантов и развитие личности;
созывает в установленном порядке совещания, семинары и конференции по актуальным вопросам образования;
в установленном порядке представляет к правительственным наградам и награждает ведомственными наградами педагогических работников системы Министерства, учащихся и студентов, работников министерств, государственных комитетов, ведомств за высокие показатели в труде и учебе, активное участие в обучении и воспитании учащейся молодежи и спонсорство;
организует своевременное рассмотрение предложений, заявлений, жалоб граждан; принимает меры по устранению сообщаемых в письмах граждан нарушений законодательства об образовании.
6. Министерству для решения стоящих перед ним задач и выполнения возложенных на него обязанностей предоставляется право:
осуществлять контроль за выполнением органами и учреждениями образования, независимо от форм собственности и подчиненности, Закона Республики Узбекистан «Об образовании» и решений Правительства республики по вопросам образования;
вносить для рассмотрения в Правительство республики предложения по решению отдельных вопросов образования, совершенствованию работы учреждений образования, укреплению их учебно-материальной базы, подготовке квалифицированных педагогических кадров, обеспечению установленной социальной защиты работников государственных образовательных учреждений, учащихся и студентов;
создавать временные научные коллективы для разработки актуальных и перспективных проблем развития системы образования и ее конкретных звеньев;
получать для выполнения возложенных на Министерство функций от Государственного комитета по прогнозированию и статистике Кабинета Министров республики, органов управления образованием на местах статистические, плановые и отчетные данные;
приостанавливать действия приказов и инструкций Министерства народного образования Республики Каракалпакстан, областных, районных и городских органов управления народным образованием, противоречащих законодательству об образовании, а в необходимых случаях вносить в соответствующий хокимият или в Кабинет Министров предложения об их отмене;
отменять приказы подведомственных учреждений об увольнении работников и их наказании, принятые в нарушение трудового законодательства;
заслушивать на заседаниях коллегии руководителей органов управления образованием, образовательных учреждений по вопросам, относящимся к компетенции Министерства;
осуществлять совместно с Центральным комитетом профсоюза работников народного образования и науки, Министерством труда контроль за правильностью применения в системе Министерства льгот и компенсаций, предусмотренных решениями Правительства республики;
осуществлять внешнеэкономическую деятельность и иметь валютные счета в банковских и других кредитных учреждениях в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан;
обобщать практику применения законодательства по вопросам образования, разрабатывать предложения по его совершенствованию и вносить их в установленном порядке в Правительство республики, давать в пределах своей компетенции разъяснения по применению действующего законодательства, а также осуществлять меры по совершенствованию правовой работы в системе образования;
направлять должностных лиц своего аппарата и привлекаемых в помощь работников своей и других систем в органы управления образованием, учебные образовательные учреждения, организации и предприятия, знакомиться с материалами по вопросам, относящимся к компетенции Министерства;
создавать в Министерстве Ученый методический совет для подготовки заключений об учебных программах, учебниках, учебных пособиях и методических материалах, разработки рекомендаций по использованию достижений педагогической науки и передового опыта. Состав Ученого методического совета и положение о нем утверждаются Министерством народного образования Республики Узбекистан.
7. Министерство народного образования Республики Узбекистан возглавляет министр, назначаемый на должность в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан.
несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач, определяет степень ответственности заместителей министра, руководителей структурных подразделений центрального аппарата Министерства за руководство отдельными областями деятельности Министерства, органов народного образования и за работу образовательных учебных заведений, учреждений, организаций и предприятий системы Министерства;
на основании и во исполнение действующего законодательства Республики Узбекистан издает приказы, инструкции и дает указания, обязательные для исполнения в системе Министерства, и проверяет их исполнение. Приказы и инструкции по входящим в его компетенцию вопросам обязательны для всех органов управления народным образованием, образовательных учреждений республики, а также министерств, госкомитетов и ведомств, в подчинении которых находятся образовательные учреждения;
в необходимых случаях совместно с руководителями других министерств, госкомитетов и ведомств издает совместные приказы.
9. Заместители министра назначаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан по представлению министра народного образования Республики Узбекистан.
11. В Министерстве образуется коллегия, персональный состав которой утверждается Кабинетом Министров.
12. Решения коллегии проводятся в жизнь соответствующими постановлениями, а также приказами министра. В случае разногласия между министром и членами коллегии министр проводит в жизнь свое решение, докладывая о возникших разногласиях Кабинету Министров. Такое же право предоставляется и членам коллегии.
13. Структура, численность работников и фонд оплаты труда центрального аппарата Министерства утверждаются и устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан. Министр народного образования имеет право в пределах установленной численности и фонда оплаты труда вносить изменения в структуру и утверждать штатное расписание центрального аппарата Министерства.
14. Министерство является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и со своим полным наименованием на узбекском и русском языках, бюджетный и расчетный счета в соответствующем отделении Центрального банка Республики Узбекистан.
1. Министерство высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан (в дальнейшем — Министерство) является органом государственного управления, осуществляющим руководство высшим и средним специальным образованием в республике. В своей деятельности подчиняется Кабинету Министров Республики Узбекистан.
2. Министерство последовательно реализует единую государственную политику в области высшего и среднего специального образования в Республике Узбекистан, обеспечивает выполнение установленных государством требований нормативов в высших и средних специальных учебных заведениях с целью подготовки специалистов на уровне мирового стандарта. Осуществляет учебно-методическое руководство высшими средними специальными учебными заведениями, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, и контролирует соблюдение ими законодательства Республики Узбекистан об образовании.
Руководит непосредственно подчиненными высшими и средними специальными учебными заведениями, предприятиями, организациями и учреждениями, которые составляют единую систему Министерства.
3. Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Узбекистан, законами и иными решениями Олий Мажлиса, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров и настоящим Положением.
осуществление единой государственной политики в области высшего и среднего специального образования в республике;
разработка и реализация концепции развития высшего и среднего специального образования в республике с учетом современной социально-экономической обстановки;
подготовка в высших и средних специальных учебных заведениях республики специалистов, соответствующих международным требованиям, сочетающих теоретическую и профессиональную компетентность с воспитанием высоких нравственных качеств, основанных на ценностях мировой культуры и национальных традиций, способных инициативно и ответственно решать задачи научно-технического, социального и культурного прогресса;
научно-методическое руководство подготовкой специалистов с высшим и средним специальным образованием, повышением квалификации и переподготовкой научно-педагогических кадров высших и средних специальных учебных заведений, а также общее методическое руководство повышением квалификации и переподготовкой специалистов, работающих в народном хозяйстве республики;
развитие системы высшего и среднего специального образования в целях обеспечения адекватного мировому уровню общей и профессиональной культуры общества;
развитие и повышение эффективности научно-исследовательских работ в высшей школе и научно-технического творчества молодежи в высших и средних специальных учебных заведениях республики. Подготовка высококвалифицированных научных кадров;
укрепление и развитие материально-технической базы высших и средних специальных учебных заведений, предприятий, организаций и учреждений системы Министерства;
улучшение жилищных, культурно-бытовых условий и мер по социальной защите студентов, учащихся, аспирантов, научно-педагогических работников, рабочих и служащих высших и средних специальных учебных заведений, предприятий, организаций и учреждений системы Министерства, обеспечение для них безопасных условий труда.
разрабатывает научно обоснованные рекомендации по определению основных направлений развития высшего и среднего специального образования в республике;
разрабатывает совместно с Государственным комитетом по прогнозированию и статистике и Министерством труда Республики Узбекистан перспективные, текущие планы подготовки и трудоустройства специалистов, окончивших высшие и средние специальные учебные заведения, в соответствии с потребностями народного хозяйства республики; рационального размещения высших и средних специальных учебных заведений в республике;
разрабатывает и утверждает учебные планы и программы для высших и средних специальных учебных заведений по всем специальностям и дисциплинам, а также перечень новых специальностей, по которым должна осуществляться подготовка специалистов в учебных заведениях;
регистрирует уставы подведомственных высших и средних специальных учебных заведений и утверждает положения о предприятиях и учреждениях системы Министерства; ведет учет аккредитованных негосударственных учебных заведений;
проводит аттестацию и аккредитацию высших и средних специальных учебных заведений, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, в соответствии с Положением, утвержденным Правительством. На основе аттестации предоставляет образовательным учреждениям определенный статус (колледж, университет и т. д.);
разрабатывает научно обоснованные рекомендации по установлению компонентов и содержания государственных образовательных стандартов;
разрабатывает требования к образовательным цензам педагогических работников высших и средних специальных учебных заведений;
разрабатывает и осуществляет меры по улучшению качества подготовки специалистов. Вводит двухступенчатую систему высшего образования в республике в соответствии с Положением, утвержденным Правительством;
осуществляет учебно-методическое руководство преподаванием социально-гуманитарных дисциплин и координирует постановку воспитательной работы в высших и средних специальных учебных заведениях;
разрабатывает совместно с Республиканским центром по отбору абитуриентов в высшие учебные заведения и по согласованию с Кабинетом Министров утверждает правила приема в высшие и средние специальные учебные заведения, обеспечивающие объективность и социальную справедливость, а также участвует в работе государственной комиссии по зачислению абитуриентов в вузы по результатам тестирования;
организует подготовку, перевод и издание учебников, учебных пособий и другой учебно-методической литературы для высших и средних специальных учебных заведений республики; разрабатывает совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по печати ежегодные и перспективные планы издания и тиражирования учебников и учебных пособий на государственном и других языках обучения, представляет их в установленном порядке на утверждение;
разрабатывает и осуществляет мероприятия по внедрению в учебный процесс современных технических средств обучения (компьютерную, аудиовизуальную технику и др.), осуществляет учебно-методическое руководство этой работой, совместно с Государственной телерадиовещательной компанией Узбекистана организует передачи учебных занятий по радио, телевидению для студентов высших и учащихся средних специальных учебных заведений;
осуществляет в установленном порядке учебно-методическое руководство военной и физической подготовкой в высших и средних специальных учебных заведениях республики; совместно с Советом Федерации профсоюзов Узбекистана и заинтересованными министерствами и ведомствами разрабатывает мероприятия по организации оздоровительно-спортивных лагерей, профилакториев и других оздоровительных учреждений в учебных заведениях системы Министерства;
разрабатывает и представляет в Государственный комитет Республики Узбекистан по науке и технике планы подготовки научных и научно-педагогических кадров через докторантуру и аспирантуру при высших учебных заведениях Министерства;
разрабатывает планы и организует повышение квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений Министерства;
осуществляет открытие и закрытие докторантуры и аспирантуры при высших учебных заведениях независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, научно-методическое руководство и контроль за их деятельностью. Разрабатывает совместно с Государственным комитетом по науке и технике, Академией наук и ВАК Республики Узбекистан положения об аспирантуре и докторантуре;
рассматривает и представляет в ВАК Республики Узбекистан ходатайства о создании специализированных советов по защите диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук при ведущих высших учебных заведениях и координирует их деятельность;
руководит и координирует научно-исследовательскую и конструкторско-технологическую работу высших и средних специальных учебных заведений системы Министерства и осуществляет мероприятия по совершенствованию планирования научных работ и повышению их эффективности; разрабатывает проекты государственных годовых и перспективных планов важнейших научно-исследовательских работ, финансирования из средств госбюджета фундаментальных научных исследований и подготовки научно-педагогических кадров в высших учебных заведениях Министерства;
обеспечивает совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по науке и технике широкое привлечение профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений к проведению научных исследований в области прикладных наук, разрабатывает и осуществляет совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами мероприятия по использованию в народном хозяйстве результатов исследований;
осуществляет контроль за использованием высшими учебными заведениями средств на проведение научно-исследовательских работ по госбюджетной тематике, а также рассматривает квартальные и годовые отчеты высших учебных заведений Министерства по научно-исследовательским работам и по подготовке научно-педагогических кадров;
организует научную, научно-техническую информацию в республике по проблемам высшего и среднего специального образования, по результатам научных исследований, выполненных в вузах; обеспечивает подготовку и издание в установленном порядке учебной, научной и научно-технической литературы и осуществляет руководство патентно-лицензионной работой;
разрабатывает методические рекомендации по применению и совершенствованию контрактной системы приема на работу педагогических работников высших и средних специальных учебных заведений и осуществляет контроль за их реализацией;
проводит в установленном порядке совещания, научные и научно-методические конференции и организует выставки по проблемам развития высшего и среднего специального образования в Республике Узбекистан;
совместно с Государственным комитетом по науке и технике открывает и закрывает проблемные лаборатории и по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами отраслевые научно-исследовательские лаборатории в высших учебных заведениях системы Министерства;
представляет в Кабинет Министров в соответствии с установленным порядком кандидатуры для назначения на должность ректора высшего учебного заведения, назначает проректоров и дает согласие на назначение деканов высших учебных заведений Министерства. Назначает директоров средних специальных учебных заведений и руководителей предприятий, организаций и учреждений системы Министерства;
ведет учет научно-педагогических кадров высших и средних специальных учебных заведений системы Министерства;
обобщает и направляет необходимые сведения в Государственный комитет по прогнозированию и статистике Республики Узбекистан в установленном порядке;
обеспечивает эффективное использование капитальных вложений, направляемых на строительство объектов, разрабатывает и осуществляет комплексную программу укрепления учебно-лабораторной базы, строительство общежитий и объектов социального и культурно-бытового назначения, осуществляет контроль за эффективным использованием учебными заведениями учебного и научного оборудования;
организует и координирует материально-техническое обеспечение учебных заведений системы Министерства;
разрабатывает предложения об установлении государственных нормативов финансирования вузов и ссузов, а также материально-технической обеспеченности и оснащенности образовательного процесса;
ведет учет договоров на подготовку специалистов и осуществляет контроль за поступлением и расходами средств;
разрабатывает сметы расходов на содержание и осуществляет в установленном порядке финансирование высших и средних специальных учебных заведений и учреждений системы Министерства, находящихся на государственном бюджете;
руководит производственной и финансовой деятельностью подведомственных организаций и хозрасчетных предприятий;
осуществляет контроль за хозяйственной и финансовой деятельностью подчиненных Министерству высших и средних специальных учебных заведений, организаций и учреждений;
принимает меры по материальному и моральному стимулированию студентов и учащихся с учетом их успеваемости и общественной активности;
открывает в учреждениях Центрального банка Республики Узбекистан и других банках расчетные, текущие и другие счета для распределения и перераспределения средств, выделяемых Министерству в централизованном порядке;
осуществляет методическое руководство по планово-экономическим вопросам и ведению бухгалтерского учета и отчетности в высших и средних специальных учебных заведениях, учреждениях и организациях Министерства;
утверждает в установленном порядке численность профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала и других категорий работников учебных заведений, предприятий, организаций и учреждений системы Министерства;
рассматривает материалы и делает заключение на представление работников системы к присуждению почетных званий, государственных и иных премий Республики Узбекистан. Награждает в установленном порядке передовых работников системы Министерства и работников высших и средних специальных учебных заведений других министерств и ведомств Почетными грамотами, а также студентов и учащихся высших и средних специальных учебных заведений за лучшие научные и экспериментально-конструкторские работы;
устанавливает прямые связи с зарубежными органами управления образованием, вузами и фирмами, осуществляет сотрудничество с ними в области образования и вузовской науки на основе международных договоров и соглашений Республики Узбекистан;
разрабатывает нормативные документы по обучению иностранных граждан, заключает договоры на обучение, подготовку и повышение квалификации граждан иных государств в высших и средних специальных учебных заведениях республики, равно как и граждан Республики Узбекистан в зарубежных образовательных учреждениях в соответствии с международными соглашениями Республики Узбекистан, а также за счет благотворительных фондов, спонсоров и граждан;
осуществляет общее организационное руководство подготовкой специалистов для зарубежных стран в образовательных учреждениях республики независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности;
контролирует выполнение Закона «О государственном языке Республики Узбекистан» в системе Министерства.
вносить на рассмотрение в Кабинет Министров предложения по вопросам совершенствования структуры и управления высшим и средним специальным образованием в республике;
осуществлять контроль за соблюдением законодательства Республики Узбекистан об образовании в высших и средних специальных учебных заведениях, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности;
приостанавливать деятельность негосударственных высших и средних специальных учебных заведений и приравненных к ним образовательных учреждений в случае нарушения ими законодательства Республики Узбекистан;
обобщать практику применения законодательства в своей системе, разрабатывать предложения по его совершенствованию и вносить в соответствующие органы. Издавать в пределах предоставленной компетенции нормативные акты по правовому регулированию отношений, возникающих в различных сферах деятельности высших и средних специальных учебных заведений республики;
давать заключение на открытие (реорганизацию и закрытие) высших и средних специальных учебных заведений и их филиалов независимо от ведомственной подчиненности учебных заведений и форм собственности;
выдавать негосударственным высшим и средним специальным учебным заведениям и приравненным к ним лицензии на право образовательной деятельности в соответствии с Положением, утвержденным Правительством;
устанавливать перечень вузов, в которых организуются факультеты повышения квалификации и переподготовки преподавателей вузов и ссузов;
получать от министерств, ведомств и непосредственно от высших и средних специальных учебных заведений республики материалы, необходимые для выполнения возложенных на Министерство задач, а также установленную статистическую отчетность по высшему и среднему специальному образованию и осуществлять контроль за состоянием учета и отчетности в учебных заведениях Министерства;
осуществлять внешнеэкономическую деятельность и иметь валютные счета в банковских и других кредитных учреждениях в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан;
создавать централизованные фонды развития, социальной защиты и другие за счет небюджетных средств, поступающих в порядке отчислений от подведомственных учебных заведений и организаций за подготовку специалистов, доходов от предпринимательской деятельности, а также от благотворительных фондов, спонсоров и иностранных инвестиций;
открывать в подведомственных высших учебных заведениях специальные кафедры, факультеты, курсы для целевой подготовки специалистов на договорной основе;
вносить на заседание коллегии сообщения (доклады) руководящих работников министерств и ведомств республики, имеющих высшие и средние специальные учебные заведения;
создавать в Министерстве для рассмотрения предложений по основным направлениям развития высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, определения научного содержания подготовки специалистов с учетом новейших достижений отечественной и зарубежной науки, техники и передового опыта работы высших и средних специальных учебных заведений научно-методический совет из ведущих ученых, высококвалифицированных специалистов, представителей научно-технических обществ и других организаций. Состав научно-методического совета и Положение о нем утверждаются министром;
вносить в утвержденную структуру аппарата управления изменения, вызываемые необходимостью совершенствования технологии и техники управления, в пределах фонда оплаты труда и предельной численности аппарата Министерства;
7. Министерство организует свою работу на основе сочетания коллегиальности и единоначалия в обсуждении и решении всех вопросов по руководству высшими и средними специальными учебными заведениями, предприятиями и учреждениями Министерства.
8. Министерство возглавляет министр, назначаемый на должность в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан Указом Президента Республики Узбекистан.
9. Министр имеет первого заместителя министра и заместителей министра, назначаемых Кабинетом Министров Республики Узбекистан. Распределение обязанностей между заместителями производится министром.
10. В Министерстве образуется коллегия в составе министра, первого заместителя и заместителей министра по должности и других работников Министерства и системы. Численный состав коллегии утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Коллегия Министерства рассматривает основные вопросы развития высшего и среднего специального образования, проверки исполнения принятых решений, подбора и использования кадров, проекты важнейших приказов и инструкций, отчеты управлений и отделов Министерства, руководителей учебных заведений. Принимает постановления.
11. Решения коллегии проводятся в жизнь, как правило, приказами министра. В случае разногласий между министром и коллегией министр имеет право проводить в жизнь свое решение, докладывая о разногласиях Кабинету Министров Республики Узбекистан. Члены коллегии, в свою очередь, могут сообщить свое мнение в Кабинет Министров Республики Узбекистан.
на основании и во исполнение действующего законодательства Республики Узбекистан издает приказы, инструкции и дает указания, обязательные для исполнения в системе Министерства, и проверяет их исполнение. Приказы и инструкции по входящим в его компетенцию вопросам руководства высшим и средним специальным образованием республики обязательны для всех высших и средних специальных учебных заведений республики, а также министерств и ведомств, в подчинении которых находятся эти учебные заведения;
несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач, устанавливает степень ответственности первого заместителя и заместителей министра, руководителей структурных подразделений центрального аппарата за руководство отдельными областями деятельности Министерства, а также за работу подведомственных учебных заведений, предприятий и организаций;
в необходимых случаях совместно с руководителями других министерств и ведомств издает совместные приказы.
13. Численность и фонд оплаты труда центрального аппарата Министерства утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
14. Министерство организует своевременное и внимательное рассмотрение писем, жалоб и заявлений граждан, добиваясь правильного решения поставленных в этих письмах вопросов, а также принимает меры к устранению изложенных в письмах граждан недостатков в деятельности высших и средних специальных учебных заведений, предприятий, организаций и учреждений системы Министерства.