Комментарий LexUz
Настоящий стандарт утратил силу приказом министра финансов Республики Узбекистан от 2 июля 2021 года № 43 «О признании утратившими силу некоторых ведомственных нормативно-правовых актов, принятых Министерством финансов Республики Узбекистан» (рег. № 3316 от 30.07.2021 г.).
1. Настоящий Национальный стандарт (НСА) разработан на основе Закона Республики Узбекистан «Об аудиторской деятельности», постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан № 296 от 10 июня 1999 года «О мерах по реализации основных положений, содержащихся в докладе Президента Республики Узбекистан на ХIV сессии Олий Мажлиса» и является элементом нормативного регулирования аудиторской деятельности в Республике Узбекистан.
2. Целью настоящего стандарта является установление единых требований по подготовке рабочей документации аудита аудиторской организацией (аудитором).
5. Требования данного стандарта являются обязательными для всех аудиторских организаций при осуществлении аудита, предусматривающего подготовку официального аудиторского заключения, за исключением тех его положений, где прямо указано, что они носят рекомендательный характер.
6. Требования данного стандарта носят рекомендательный характер при проведении аудита, не предусматривающего подготовку по его результатам официального аудиторского заключения, а также при оказании сопутствующих аудиту услуг. В случае отклонения при выполнении конкретного задания от обязательных требований данного стандарта аудиторская организация в обязательном порядке должна отметить это в своей рабочей документации и в письменном отчете руководству хозяйствующего субъекта, заказавшему аудит и/или сопутствующие ему услуги.
7. Аудит, проводимый аудиторской организацией, должен сопровождаться обязательным документированием, то есть отражением полученной информации в рабочей документации аудита, оформленной в соответствии с настоящим стандартом аудита.
д) описания системы внутреннего контроля и организации бухгалтерского учета хозяйствующего субъекта;
Примерный перечень документов, которые могут быть включены в состав рабочей документации, приведен в приложении к настоящему стандарту аудита.
9. Рабочая документация может быть создана аудиторской организацией, проводящей аудит, либо получена от хозяйствующего субъекта, в отношении которого проводится аудит, или от других лиц.
д) необходимый уровень руководства и контроля за работой персонала аудиторской организации при выполнении отдельных процедур;
11. Документы, создание которых предусмотрено актами, регулирующими аудиторскую деятельность в Республике Узбекистан, включаются в состав рабочих документов аудиторской организации в обязательном порядке.
12. Формы рабочей документации самостоятельно разрабатываются аудиторской организацией, если акты, регулирующие аудиторскую деятельность в Республике Узбекистан, не предписывают такие формы.
13. Рабочая документация находится в собственности аудиторской организации, проводившей аудит. Копии, в том числе фотокопии, документов хозяйствующего субъекта могут быть включены в состав рабочей документации аудиторской организации с согласия этого хозяйствующего субъекта.
14. Хозяйствующий субъект, в отношении которого проводился аудит, и другие лица, включая налоговые и иные государственные органы, не имеют права требовать от аудиторской организации предоставить рабочую документацию или ее копии полностью или в какой-либо части, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством Республики Узбекистан.
15. Сведения, содержащиеся в рабочей документации, являются конфиденциальными и не подлежат разглашению аудиторской организацией.
17. Все существенные вопросы, требующие профессионального суждения аудитора, вместе с выводами, сделанными по этим вопросам, подлежат отражению в рабочей документации.
18. Рабочая документация должна быть достаточно полной и подробной с тем, чтобы опытный аудитор, ознакомившись с ней, мог получить общее представление о проведении аудиторской организацией аудита.
19. Сведения, включенные в рабочую документацию, должны быть изложены ясно и выражены так, чтобы были очевидны их содержание и формы и невозможны различные толкования.
21. Рабочая документация должна создаваться своевременно: до начала, в ходе и по завершении аудита. К моменту представления аудиторского заключения хозяйствующему субъекту вся рабочая документация должна быть создана (получена) и завершена оформлением.
23. Документы, входящие в рабочую документацию аудита, должны содержать ссылку на источник сведений, включенных в них.
24. Если в рабочей документации используются условные обозначения (символы), то такие обозначения (символы) должны быть объяснены.
25. Каждый рабочий документ должен иметь свой номерной индекс. Система построения и порядок присвоения номерных индексов устанавливаются аудиторской организацией.
26. По окончании аудита рабочая документация подлежит сдаче для обязательного хранения в архиве аудиторской организации.
27. Сохранность рабочей документации, оформление и передачу ее в архив организует руководитель аудиторской организации или лицо, им уполномоченное.
Выдача рабочей документации, фиксирующей проводимый или проведенный аудит, работникам аудиторской организации, не занятым аудитом данного хозяйствующего субъекта, как правило, не должна допускаться.
28. Аудиторская организация должна обеспечить надежное хранение рабочих документов. Срок хранения определяется законодательством.
В случае пропажи или гибели рабочей документации руководитель аудиторской организации должен назначить служебное расследование, результаты которого оформляются соответствующим актом.
29. Изъятие рабочей документации у аудиторской организации может производиться только уполномоченными на то органами в случаях и порядке, установленных законодательством Республики Узбекистан.
1. Информация относительно организационно-правовой и организационной структуры хозяйствующего субъекта.
2. Извлечения или копии учредительных документов хозяйствующего субъекта, а также иных важных юридических документов.
10. Копии переписки с другими аудиторскими организациями, экспертами и третьими лицами в связи с проводимым аудитом хозяйствующего субъекта.
11. Копии переписки или записи обсуждений во время встреч с хозяйствующим субъектом по поводу вопросов, возникших в процессе аудита, включая условия проведения аудита.