к Указу Президента Республики Узбекистан от 18 ноября 2019 года № УП-5877
к Указу Президента Республики Узбекистан от 18 ноября 2019 года № УП-5877
№ | Меры | Форма и механизм реализации | Срок исполнения | Ответственные исполнители |
I. В сфере денежно-кредитной политики | ||||
1. | Совершенствование инструментов денежно-кредитной политики по регулированию объема ликвидности и ставок денежного рынка. | Решение правления Центрального банка по внедрению денежно-кредитных операций, в том числе: овернайт-депозиты Центрального банка; регулярные депозитные аукционы со сроком до 2 недель; выпуск облигаций Центрального банка; овернайт-кредиты Центрального банка под залог государственных ценных бумаг и иностранной валюты; кредитные аукционы Центрального банка со сроком до 2 недель под залог государственных ценных бумаг и иностранной валюты. | Январь 2020 года | Центральный банк (Нурмуратов) |
2. | Установление ключевой (основной) ставки и процентного коридора в денежно-кредитные операции Центрального банка. | Решение правления Центрального банка, предусматривающее: установление ключевой (основной) ставки Центрального банка в качестве ключевого ориентира по денежно-кредитным операциям; внедрение процентного коридора по денежно-кредитным операциям. | Январь 2020 года | Центральный банк (Нурмуратов) |
3. | Обеспечение большей гибкости процентной политики. | Решение правления Центрального банка, предусматривающее: увеличение количества заседаний по рассмотрению уровня ключевой (основной) ставки с внедрением дополнительных заседаний между опорными в целях своевременного реагирования на риски отклонения от цели инфляции; объявление ключевой (основной) ставки не реже, чем восемь раз в год. | Январь 2020 года | Центральный банк (Нурмуратов) |
4. | Дальнейшее развитие межбанковского денежного рынка и вторичного рынка государственных ценных бумаг. | Организационные меры, предусматривающие создание единой платформы для проведения операций денежного рынка с государственными ценными бумагами и размещения свободных средств казначейства в коммерческих банках. | Февраль 2020 года | Центральный банк (Нурмуратов), Минфин (Ишметов) |
5. | Развитие системы принятия решений на основе эконометрического анализа, прогнозов и их обсуждений перед установлением уровня ключевой (основной) ставки. | Решение правления Центрального банка по полному внедрению системы макроэкономического анализа и прогнозирования (FPAS), предусматривающее: развитие инструментария эконометрического моделирования; систематическую оценку взаимосвязи денежно-кредитных и макроэкономических показателей; оценку эффектов денежно-кредитной политики на динамику макроэкономических показателей в среднесрочной и долгосрочной перспективе; совершенствование прогнозирования ликвидности в банковской системе и факторов ее формирования. | Апрель 2020 года | Центральный банк (Нурмуратов) |
6. | Разработка и принятие стратегии дальнейшего развития валютного рынка. | Решение правления Центрального банка, предусматривающее: стимулирование рыночной активности банков путем активного участия их в определении обменного курса; развитие рынка деривативов, инструментов хеджирования и института маркет-мейкеров; переход текущих межбанковских валютных торгов с метода «фиксинг» на непрерывные аукционные торги «мэтчинг». | В течение 2020 года | Центральный банк (Нурмуратов) |
7. | Привлечение технической помощи международных финансовых институтов для успешного внедрения режима инфляционного таргетирования и достижения целевых ориентиров по инфляции. | 1. Направление запроса в Международный валютный фонд и другие международные финансовые институты о предоставлении технического содействия. | Декабрь 2019 года | Центральный банк (Нурмуратов) |
2. Отбор и привлечение постоянного консультанта (эксперта) по инфляционному таргетированию. Согласование условий контракта и источников финансирования расходов на постоянного эксперта. | По мере согласования с донорами | |||
8. | Подготовка и публикация ежеквартальных обзоров денежно-кредитной политики и опросов инфляционных ожиданий. | Разработка и публикация обзоров денежно-кредитной политики и опросов инфляционных ожиданий населения и хозяйствующих субъектов. | Ежеквартально | Центральный банк (Нурмуратов) |
9. | Повышение квалификации участников денежного и валютного рынков. | Проведение семинаров и тренингов в области макроэкономического анализа и прогнозирования. | На постоянной основе | Центральный банк (Нурмуратов), коммерческие банки |
10. | Совершенствование механизмов макропруденциального банковского надзора. | Усиление практики макропруденциального надзора посредством: постепенного применения требований Базельского комитета; введения контрциклического буфера капитала банков для сдерживания чрезмерного роста кредитной активности в периоды экономического подъема; установления дополнительных требований к достаточности капитала банков при отклонениях определенных показателей от их критических значений. | Февраль 2020 года | Центральный банк (Нурмуратов) |
11. | Повышение кадрового потенциала Центрального банка. | 1. Повышение квалификации специалистов и изучение опыта зарубежных центральных банков. 2. Организация обучения перспективных молодых специалистов по программам магистратуры и докторантуры в ведущих зарубежных высших учебных заведениях. 3. Всесторонняя поддержка и эффективная мотивация молодых специалистов Центрального банка. | На постоянной основе | Центральный банк (Нурмуратов) |
12. | Совершенствование коммуникационной политики Центрального банка. | 1. Разработка и утверждение новой стратегии коммуникационной политики, предусматривающей объективное и доступное доведение до широких слоев населения информации о сути и целях режима инфляционного таргетирования. 2. Обеспечение прозрачности операций Центрального банка в области денежно-кредитной политики. | Февраль 2020 года | Центральный банк (Нурмуратов) |
13. | Организация пресс-брифинга и выпуск пресс-релиза с целью более подробного объяснения общественности сути и цели перехода к инфляционному таргетированию. | Проведение пресс-конференции Центрального банка. Выпуск пресс-релиза. | В недельный срок | Центральный банк (Нурмуратов) |
II. В сфере налогово-бюджетной политики | ||||
14. | Проведение скоординированной налогово-бюджетной политики. | Последовательное сокращение дефицита общего фискального баланса до уровня, не превышающего 1,5 процента ВВП, с 2022 года. | Май 2020 года | Минфин (Ишметов) |
15. | Внедрение механизма установления верхней границы привлечения внешних государственных заимствований. | Проект Указа Президента Республики Узбекистан «О повышении эффективности управления государственным долгом», в том числе предусматривающего ежегодное обновление среднесрочной стратегии по управлению государственным долгом с учетом изменений внешних и внутренних факторов. | Декабрь 2019 года | Минфин (Ишметов) |
16. | Повышение эффективности централизованных инвестиций, направляемых на социально-экономические цели. | Проект Правительственного решения, предусматривающего: внедрение системы оценки управления государственными инвестициями (PIMA) с целью анализа существующих проблем отбора и реализации инвестиционных проектов; установление критериев отбора и порядка определения приоритетности инвестиционных проектов по отраслям социальной сферы, дорожно-транспортной инфраструктуры и других отраслей; создание единой, ежегодно обновляемой базы данных реализованных и предлагаемых к реализации проектов за счет централизованных инвестиций и средств международных финансовых институтов; поэтапное снижение доли Государственного бюджета в рамках реализации Инвестиционной программы за счет централизованных инвестиций в части проектов регионального назначения с их выполнением за счет местных ресурсов или собственных внебюджетных средств отраслевых министерств и ведомств. | Август 2020 года | Минэкономпром (Ходжаев), Минфин (Ишметов), МИВТ (Умурзаков) |
III. В сфере обеспечения координации макроэкономической политики | ||||
17. | Реализация мер государственной политики по насыщению внутреннего рынка потребительскими товарами. | Осуществление комплекса мер, предусматривающего: сохранение либерализации внешней торговли, нацеленной на развитие конкурентных рынков; стимулирование производства потребительских товаров для насыщения внутреннего рынка, а также развитие необходимой производственной инфраструктуры для отраслей промышленности. | На постоянной основе | Минэкономпром (Ходжаев), МИВТ (Умурзаков), Минфин (Ишметов), Центральный банк (Нурмуратов) |
18. | Совершенствование механизма выявления проблем и рисков, препятствующих реализации социально-экономических реформ. | Рассмотрение и обсуждение на заседаниях Экономического совета по обеспечению реализации «Дорожной карты» основных направлений структурных реформ Республики Узбекистан на период 2019 — 2021 годов» вопросов координации налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики, а также хода реализации структурных реформ. | На регулярной основе (не реже 4 раз в год) | Секретариат Экономического совета (Ишметов) |
19. | Внедрение в практику предварительного объявления графика выпуска государственных ценных бумаг на каждый год с указанием конкретной даты. | Проект Правительственного решения, предусматривающего: повышение частоты и объемов выпусков государственных ценных бумаг с различными сроками погашения для формирования «бэнчмарка» денежного рынка; | Ежегодно перед началом года и по мере необходимости обновления графика | Минфин (Ишметов), Центральный банк (Нурмуратов) |
выпуск и размещение на внутреннем рынке долгосрочных государственных ценных бумаг (с 5 — 10-летним сроком погашения) для формирования кривой доходности в экономике. | 2020 — 2023 гг. | |||
20. | Налаживание практики постоянного взаимного обмена информацией между Министерством финансов и Центральным банком. | Реализация комплекса совместных мер Министерства финансов и Центрального банка, предусматривающего: установление каналов повседневной связи по обмену информацией; определение необходимого перечня информации для анализа финансовых и экономических показателей и сроков ее представления; заблаговременное (за день вперед) представление оценок по ожидаемым объемам ежедневных доходов и расходов Государственного бюджета для краткосрочного прогнозирования ликвидности в банковской системе; подключение к программному обеспечению, позволяющему специалистам Министерства финансов и Центрального банка обмениваться информацией в онлайн-режиме с возможностью экспорта данных. | Февраль 2020 года | Центральный банк (Нурмуратов), Минфин (Ишметов) |
21. | Введение курсов повышения финансовой грамотности населения. | Разработка и внедрение курсов по развитию финансовой грамотности в учреждениях среднего и профессионального образования. | Сентябрь 2020 года | Минвуз (Маджидов), МНО (Шерматов), Центральный банк (Нурмуратов), Минфин (Ишметов), Антимонопольный комитет (Шарипов) |
IV. В сфере структурных реформ в других сферах и секторах экономики | ||||
22. | Установление порядка, в соответствии с которым стратегии и программы развития экономики, ее отраслей и сфер будут основываться на принципах и задачах, отвечающих, в конечном итоге, целям устойчивого увеличения объемов внутреннего производства и обеспечения стабильности цен. | Проект Правительственного решения, предусматривающего внедрение в практику порядка и мониторинга за системой разработки стратегий и программ развития экономики, ее отраслей и сфер исходя из задач: повышения конкурентоспособности местных производителей и их устойчивости к изменениям внешнеэкономических условий; развития производственной, транспортной и социальной инфраструктуры; повышения эффективности использования централизованных финансовых ресурсов, оптимизации структуры источников финансирования долгосрочных инвестиций за счет увеличения доли частных и прямых иностранных инвестиций; повышения производительности труда и энергоэффективности производства; снижения себестоимости производимой продукции на основе постоянного поиска и устранения факторов, приводящих к необоснованному росту производственных затрат. | Февраль 2020 года | Минэкономпром (Ходжаев), Минфин (Ишметов), заинтересованные министерства и ведомства |
23. | Снижение себестоимости производимой продукции на основе постоянного поиска и устранения факторов, приводящих к необоснованному росту производственных затрат. | Комплекс организационных мер по сокращению производственных затрат предприятий отраслей промышленности, входящих в состав министерств, ведомств и других организаций, с установлением целевых параметров сокращения производственных затрат на ежегодной основе. | Ежегодно до конца декабря | Минэкономпром (Ходжаев), отраслевые министерства и ведомства |
Мониторинг и ежеквартальное рассмотрение хода реализации принимаемых мер по сокращению производственных затрат на 2020 год на предприятиях отраслевой промышленности. | Ежеквартально | |||
24. | Внедрение механизма анализа и мониторинга формирования себестоимости продукции в отраслях экономики. | Включение в План статистических работ на 2020 год статистической отчетности на основе опросного метода ежеквартальной информации о формировании себестоимости по 65 видам товаров и услуг, включенных в укороченную потребительскую корзину, для расчета еженедельных индексов потребительских цен. | Декабрь 2019 года | Госкомстат (Бегалов), Минфин (Ишметов), Минэкономпром (Ходжаев) |
Проведение на постоянной основе анализа формирования себестоимости и цен по вышеуказанным товарам (услугам) и ежеквартальное представление соответствующей информации в Администрацию Президента и Кабинет Министров Республики Узбекистан. | Ежеквартально | |||
25. | Снижение энергопотребления и технико-технологическое обновление секторов экономики. | 1. Разработка механизма по поэтапному внедрению системы энергетического менеджмента в соответствии с международным стандартом (ISO 50001) на отечественных предприятиях и в организациях, предусматривающего: прозрачность и объективность оценки эффективности энергопотребления, снижение энергоемкости предприятий; эффективность управления энергопотреблением при минимальных затратах ресурсов, в первую очередь финансовых, повышение капитализации активов предприятий; повышение конкурентоспособности производимой продукции, оказываемых услуг. | Январь 2020 года | Минэнерго (Султанов), Агентство «Узстандарт» (Саттаров), Минэкономпром (Ходжаев), Министерство инновационного развития (Абдурахмонов) |
2. Разработка и утверждение министерствами и ведомствами по согласованию с Агентством «Узстандарт» сетевых графиков внедрения системы энергетического менеджмента в соответствии с требованиями международного стандарта (ISO 50001). 3. Организация работ по внедрению, обучению сотрудников и сертификации системы энергетического менеджмента. | Февраль 2020 года | |||
4. Проведение Агентством «Узстандарт» мониторинга внедрения министерствами и ведомствами системы энергетического менеджмента в соответствии с требованиями международного стандарта. | Постоянно | |||
5. Внесение Агентством «Узстандарт» в Кабинет Министров отчета о ходе внедрения министерствами и ведомствами системы энергетического менеджмента в соответствии с требованиями международного стандарта. | Ежеквартально | |||
26. | Внедрение ключевого показателя эффективности (KPI) и индикатора энергоемкости для оценки эффективности деятельности предприятий, в уставном фонде которых имеется государственная доля в размере более 50 процентов, а также предприятий стратегического значения. | 1. Разработка и утверждение методики определения ключевого показателя эффективности (KPI) и индикатора энергоемкости для оценки эффективности деятельности предприятий. | Апрель 2020 года | АУГА(Бекенов), Минэнерго (Султанов), Агентство «Узстандарт» (Саттаров), Минэкономпром (Ходжаев) |
2. Обеспечение представления предприятиями ежемесячной статистической отчетности по ключевому показателю эффективности (KPI) и индикатора энергоемкости для оценки эффективности деятельности. | Ежемесячно | |||
3. Ежеквартальная публикация на сайтах Министерства энергетики и Госкомстата, а также в средствах массовой информации вышеуказанных показателей. | Ежеквартально | |||
27. | Разработка и внесение на утверждение в Кабинет Министров Республики Узбекистан графика либерализации регулируемых цен (тарифов). | Проект Правительственного решения, утверждающего график изменения регулируемых цен на срок до 2022 года с учетом целевых показателей инфляции. | Январь 2020 года | Минфин (Ишметов), Минэкономпром (Ходжаев), Антимонопольный комитет (Шарипов) |
28. | Совершенствование практики по пресечению недобросовестной конкуренции, злоупотреблений и необоснованного завышения цен на импортные товары. | Разработка механизма выявления фактов недобросовестной конкуренции, злоупотреблений и необоснованного завышения цен на отечественные и импортируемые товары. | Январь 2020 года | ГНК (Мусаев), ГТК (Азимов), Антимонопольный комитет (Шарипов) |
29. | Развитие конкуренции на рынке услуг железнодорожного и авиационного транспорта. | Внесение в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложений по формированию конкурентных условий на рынке услуг железнодорожного и авиационного транспорта поср�д�твом открытия доступа и увеличения количества частных операторов, предусматривающих: снижение тарифов и цен оказываемых транспортных услуг до уровня, не превышающего страны СНГ и другие государства, через которые проходят основные внешнеторговые и туристические маршруты; утверждение программы формирования рынка частных железнодорожных и авиаперевозок; установление тарифов и порядка расчетов частными операторами за использование инфраструктуры. | Февраль 2020 года | Минтранс (Махкамов), Антимонопольный комитет (Шарипов), заинтересованные министерства и ведомства |
30. | Предоставление доступа и активное привлечение частных инвесторов и прямых иностранных инвестиций в сектор электроснабжения и газоснабжения на конкурентной основе. | Разработка «Дорожной карты» по устранению барьеров и созданию возможностей для развития конкуренции в секторе электроснабжения и газоснабжения, в том числе с применением механизма государственно-частного партнерства. | Апрель 2020 года | Минэнерго (Султанов), Минфин (Ишметов), Минэкономпром (Ходжаев), Антимонопольный комитет (Шарипов) |
31. | Улучшение конкурентной среды для субъектов предпринимательства. | Проект решения Президента Республики Узбекистан, предусматривающего: укрепление правовых гарантий субъектов предпринимательства; пересмотр практики предоставления субсидий, преференций и льготных кредитов; подготовку программ вовлечения частного сектора в отдельные сферы, где хозяйственные функции выполняют государственные органы; сокращение количества государственных предприятий, учреждаемых государственными органами, а также аффилированных с крупными хозяйственными обществами с участием государства и субъектами естественных монополий, негативно воздействующих на конкуренцию; меры по созданию на смежных со сферами естественных монополий рынках конкурентных условий; развитие рыночных механизмов при осуществлении государственных закупок, тендеров и распределении ресурсов (в том числе в топливно-энергетической и горнодобывающей отраслях), повышая прозрачность их проведения. | Февраль 2020 года | Антимонопольный комитет (Шарипов), Минэкономпром (Ходжаев), Минфин (Ишметов), Минюст (Давлетов) |
32. | Критический пересмотр практики предоставления индивидуальных налоговых и таможенных льгот, субсидий, преференций для развития конкурентной среды в экономике. | 1. Проект Закона Республики Узбекистан о внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О конкуренции», предусматривающих введение: антимонопольных требований к представлению государственной помощи в виде налоговых, таможенных льгот, субсидий, ценовых преференций и грантов и участию государства в предпринимательской деятельности; механизма получения предварительного согласия антимонопольного органа по проектам нормативно-правовых актов, предусматривающих предоставление эксклюзивных прав на осуществление деятельности. | Декабрь 2020 года | Антимонопольный комитет (Шарипов), Минэкономпром (Ходжаев), Минюст (Давлетов) |
2. План практических мер, предусматривающий: проведение полной инвентаризации эксклюзивных прав; отмену эксклюзивных прав, негативно влияющих на конкурентную среду, которыми наделены предприятия с участием государства. | Январь 2020 года | |||
33. | Обеспечение прозрачности ценообразования продукции монопольных предприятий и хозяйствующих субъектов. | Разработка и внедрение порядка публикации информации на официальном интернет-веб-сайте предприятия-монополиста о количестве затрат по производству и реализации монопольной продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов. | Январь 2020 года | Антимонопольный комитет (Шарипов), АУГА (Бекенов) |
34. | Разработка действенных мер по обеспечению независимости судебной власти, а также защиты прав частной собственности. | Проект решения Президента Республики Узбекистан, предусматривающего дальнейшие меры по реформированию судебной власти и обеспечению ее независимости, своевременному исполнению судебных решений, а также концентрацию усилий на обеспечении защиты прав частной собственности. | Март 2020 года | Верховный суд (Камилов), Минэкономпром (Ходжаев), Минюст (Давлетов) |
к Указу Президента Республики Узбекистан от 18 ноября 2019 года № УП-5877
— | советник Президента Республики Узбекистан, руководитель Комиссии | |
Кучкаров Д.А. | — | заместитель Премьер-министра Республики Узбекистан — министр финансов, заместитель руководителя Комиссии |
Нурмуратов М.Б. | — | председатель Центрального банка Республики Узбекистан, заместитель руководителя Комиссии |
Насритдинходжаев О.З. | — | заместитель советника Президента Республики Узбекистан |
Оллоёров М.П. | — | заместитель руководителя департамента Администрации Президента Республики Узбекистан |
Хакимов О.А. | — | директор Центра экономических исследований и реформ при Администрации Президента Республики Узбекистан |
Бегалов Б.А. | — | председатель Государственного комитета по статистике |
Ш.Ш. Шарахметов | — | председатель Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей |
Рустамов О.Б. | — | первый заместитель министра экономики и промышленности |
Ишметов Т.А. | — | первый заместитель министра финансов |
Мирзаев М.М. | — | первый заместитель председателя Государственного налогового комитета |
Норкулов И.И. | — | первый заместитель председателя Центрального банка |
Хайдаров А.Я. | — | заместитель министра финансов |
Ортиков А.Ж. | — | заведующий Секретариатом по вопросам макроэкономического анализа, структурных преобразований, финансово-банковской системы и частного предпринимательства Кабинета Министров Республики Узбекистан |
Шукуров Ш.З. | — | первый заместитель директора Института прогнозирования и макроэкономических исследований |
По должности | — | исполнительный директор Фонда «Эл-юрт умиди» по подготовке специалистов за рубежом и диалогу с соотечественниками |
Сирожиддинов Н. | — | профессор Университета мировой экономики и дипломатии |
Парпиев З.Т. | — | профессор Международного Вестминстерского университета в Ташкенте |
Хамраев Б.С. | — | директор департамента денежно-кредитной политики Центрального банка Республики Узбекистан, секретарь Комиссии |