от 18.11.2019 г. № УП-5877
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к
Указу Президента Республики Узбекистан от 18 ноября 2019 года № УП-5877
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к
Указу Президента Республики Узбекистан от 18 ноября 2019 года № УП-5877

Меры

Форма и механизм реализации

Срок исполнения

Ответственные исполнители

I. В сфере денежно-кредитной политики

1.

Совершенствование инструментов денежно-кредитной политики по регулированию объема ликвидности и ставок денежного рынка.

Решение правления Центрального банка по внедрению денежно-кредитных операций, в том числе:

овернайт-депозиты Центрального банка;

регулярные депозитные аукционы со сроком до 2 недель;

выпуск облигаций Центрального банка;

овернайт-кредиты Центрального банка под залог государственных ценных бумаг и иностранной валюты;

кредитные аукционы Центрального банка со сроком до 2 недель под залог государственных ценных бумаг и иностранной валюты.

Январь 2020 года

Центральный банк (Нурмуратов)

2.

Установление ключевой (основной) ставки и процентного коридора в денежно-кредитные операции Центрального банка.

Решение правления Центрального банка, предусматривающее:

установление ключевой (основной) ставки Центрального банка в качестве ключевого ориентира по денежно-кредитным операциям;

внедрение процентного коридора по денежно-кредитным операциям.

Январь 2020 года

Центральный банк (Нурмуратов)

3.

Обеспечение большей гибкости процентной политики.

Решение правления Центрального банка, предусматривающее:

увеличение количества заседаний по рассмотрению уровня ключевой (основной) ставки с внедрением дополнительных заседаний между опорными в целях своевременного реагирования на риски отклонения от цели инфляции;

объявление ключевой (основной) ставки не реже, чем восемь раз в год.

Январь 2020 года

Центральный банк (Нурмуратов)

4.

Дальнейшее развитие межбанковского денежного рынка и вторичного рынка государственных ценных бумаг.

Организационные меры, предусматривающие создание единой платформы для проведения операций денежного рынка с государственными ценными бумагами и размещения свободных средств казначейства в коммерческих банках.

Февраль 2020 года

Центральный банк (Нурмуратов), Минфин (Ишметов)

5.

Развитие системы принятия решений на основе эконометрического анализа, прогнозов и их обсуждений перед установлением уровня ключевой (основной) ставки.

Решение правления Центрального банка по полному внедрению системы макроэкономического анализа и прогнозирования (FPAS), предусматривающее:

развитие инструментария эконометрического моделирования;

систематическую оценку взаимосвязи денежно-кредитных и макроэкономических показателей;

оценку эффектов денежно-кредитной политики на динамику макроэкономических показателей в среднесрочной и долгосрочной перспективе;

совершенствование прогнозирования ликвидности в банковской системе и факторов ее формирования.

Апрель 2020 года

Центральный банк (Нурмуратов)

6.

Разработка и принятие стратегии дальнейшего развития валютного рынка.

Решение правления Центрального банка, предусматривающее:

стимулирование рыночной активности банков путем активного участия их в определении обменного курса;

развитие рынка деривативов, инструментов хеджирования и института маркет-мейкеров;

переход текущих межбанковских валютных торгов с метода «фиксинг» на непрерывные аукционные торги «мэтчинг».

В течение 2020 года

Центральный банк (Нурмуратов)

7.

Привлечение технической помощи международных финансовых институтов для успешного внедрения режима инфляционного таргетирования и достижения целевых ориентиров по инфляции.

1. Направление запроса в Международный валютный фонд и другие международные финансовые институты о предоставлении технического содействия.

Декабрь 2019 года

Центральный банк (Нурмуратов)

2. Отбор и привлечение постоянного консультанта (эксперта) по инфляционному таргетированию. Согласование условий контракта и источников финансирования расходов на постоянного эксперта.

По мере согласования с донорами

8.

Подготовка и публикация ежеквартальных обзоров денежно-кредитной политики и опросов инфляционных ожиданий.

Разработка и публикация обзоров денежно-кредитной политики и опросов инфляционных ожиданий населения и хозяйствующих субъектов.

Ежеквартально

Центральный банк (Нурмуратов)

9.

Повышение квалификации участников денежного и валютного рынков.

Проведение семинаров и тренингов в области макроэкономического анализа и прогнозирования.

На постоянной основе

Центральный банк (Нурмуратов), коммерческие банки

10.

Совершенствование механизмов макропруденциального банковского надзора.

Усиление практики макропруденциального надзора посредством:

постепенного применения требований Базельского комитета;

введения контрциклического буфера капитала банков для сдерживания чрезмерного роста кредитной активности в периоды экономического подъема;

установления дополнительных требований к достаточности капитала банков при отклонениях определенных показателей от их критических значений.

Февраль 2020 года

Центральный банк (Нурмуратов)

11.

Повышение кадрового потенциала Центрального банка.

1. Повышение квалификации специалистов и изучение опыта зарубежных центральных банков.

2. Организация обучения перспективных молодых специалистов по программам магистратуры и докторантуры в ведущих зарубежных высших учебных заведениях.

3. Всесторонняя поддержка и эффективная мотивация молодых специалистов Центрального банка.

На постоянной основе

Центральный банк (Нурмуратов)

12.

Совершенствование коммуникационной политики Центрального банка.

1. Разработка и утверждение новой стратегии коммуникационной политики, предусматривающей объективное и доступное доведение до широких слоев населения информации о сути и целях режима инфляционного таргетирования.

2. Обеспечение прозрачности операций Центрального банка в области денежно-кредитной политики.

Февраль 2020 года

Центральный банк (Нурмуратов)

13.

Организация пресс-брифинга и выпуск пресс-релиза с целью более подробного объяснения общественности сути и цели перехода к инфляционному таргетированию.

Проведение пресс-конференции Центрального банка.

Выпуск пресс-релиза.

В недельный срок

Центральный банк (Нурмуратов)

II. В сфере налогово-бюджетной политики

14.

Проведение скоординированной налогово-бюджетной политики.

Последовательное сокращение дефицита общего фискального баланса до уровня, не превышающего 1,5 процента ВВП, с 2022 года.

Май 2020 года

Минфин (Ишметов)

15.

Внедрение механизма установления верхней границы привлечения внешних государственных заимствований.

Проект Указа Президента Республики Узбекистан «О повышении эффективности управления государственным долгом», в том числе предусматривающего ежегодное обновление среднесрочной стратегии по управлению государственным долгом с учетом изменений внешних и внутренних факторов.

Декабрь 2019 года

Минфин (Ишметов)

16.

Повышение эффективности централизованных инвестиций, направляемых на социально-экономические цели.

Проект Правительственного решения, предусматривающего:

внедрение системы оценки управления государственными инвестициями (PIMA) с целью анализа существующих проблем отбора и реализации инвестиционных проектов;

установление критериев отбора и порядка определения приоритетности инвестиционных проектов по отраслям социальной сферы, дорожно-транспортной инфраструктуры и других отраслей;

создание единой, ежегодно обновляемой базы данных реализованных и предлагаемых к реализации проектов за счет централизованных инвестиций и средств международных финансовых институтов;

поэтапное снижение доли Государственного бюджета в рамках реализации Инвестиционной программы за счет централизованных инвестиций в части проектов регионального назначения с их выполнением за счет местных ресурсов или собственных внебюджетных средств отраслевых министерств и ведомств.

Август 2020 года

Минэкономпром (Ходжаев), Минфин (Ишметов), МИВТ (Умурзаков)

III. В сфере обеспечения координации макроэкономической политики

17.

Реализация мер государственной политики по насыщению внутреннего рынка потребительскими товарами.

Осуществление комплекса мер, предусматривающего:

сохранение либерализации внешней торговли, нацеленной на развитие конкурентных рынков;

стимулирование производства потребительских товаров для насыщения внутреннего рынка, а также развитие необходимой производственной инфраструктуры для отраслей промышленности.

На постоянной основе

Минэкономпром (Ходжаев), МИВТ (Умурзаков), Минфин (Ишметов), Центральный банк (Нурмуратов)

18.

Совершенствование механизма выявления проблем и рисков, препятствующих реализации социально-экономических реформ.

Рассмотрение и обсуждение на заседаниях Экономического совета по обеспечению реализации «Дорожной карты» основных направлений структурных реформ Республики Узбекистан на период 2019 — 2021 годов» вопросов координации налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики, а также хода реализации структурных реформ.

На регулярной основе (не реже 4 раз в год)

Секретариат Экономического совета (Ишметов)

19.

Внедрение в практику предварительного объявления графика выпуска государственных ценных бумаг на каждый год с указанием конкретной даты.

Проект Правительственного решения, предусматривающего:

повышение частоты и объемов выпусков государственных ценных бумаг с различными сроками погашения для формирования «бэнчмарка» денежного рынка;

Ежегодно перед началом года и по мере необходимости обновления графика

Минфин (Ишметов), Центральный банк (Нурмуратов)

выпуск и размещение на внутреннем рынке долгосрочных государственных ценных бумаг (с 5 — 10-летним сроком погашения) для формирования кривой доходности в экономике.

2020 — 2023 гг.

20.

Налаживание практики постоянного взаимного обмена информацией между Министерством финансов и Центральным банком.

Реализация комплекса совместных мер Министерства финансов и Центрального банка, предусматривающего:

установление каналов повседневной связи по обмену информацией;

определение необходимого перечня информации для анализа финансовых и экономических показателей и сроков ее представления;

заблаговременное (за день вперед) представление оценок по ожидаемым объемам ежедневных доходов и расходов Государственного бюджета для краткосрочного прогнозирования ликвидности в банковской системе;

подключение к программному обеспечению, позволяющему специалистам Министерства финансов и Центрального банка обмениваться информацией в онлайн-режиме с возможностью экспорта данных.

Февраль 2020 года

Центральный банк (Нурмуратов), Минфин (Ишметов)

21.

Введение курсов повышения финансовой грамотности населения.

Разработка и внедрение курсов по развитию финансовой грамотности в учреждениях среднего и профессионального образования.

Сентябрь 2020 года

Минвуз (Маджидов), МНО (Шерматов), Центральный банк (Нурмуратов), Минфин (Ишметов), Антимонопольный комитет (Шарипов)

IV. В сфере структурных реформ в других сферах и секторах экономики

22.

Установление порядка, в соответствии с которым стратегии и программы развития экономики, ее отраслей и сфер будут основываться на принципах и задачах, отвечающих, в конечном итоге, целям устойчивого увеличения объемов внутреннего производства и обеспечения стабильности цен.

Проект Правительственного решения, предусматривающего внедрение в практику порядка и мониторинга за системой разработки стратегий и программ развития экономики, ее отраслей и сфер исходя из задач:

повышения конкурентоспособности местных производителей и их устойчивости к изменениям внешнеэкономических условий;

развития производственной, транспортной и социальной инфраструктуры;

повышения эффективности использования централизованных финансовых ресурсов, оптимизации структуры источников финансирования долгосрочных инвестиций за счет увеличения доли частных и прямых иностранных инвестиций;

повышения производительности труда и энергоэффективности производства;

снижения себестоимости производимой продукции на основе постоянного поиска и устранения факторов, приводящих к необоснованному росту производственных затрат.

Февраль 2020 года

Минэкономпром (Ходжаев), Минфин (Ишметов), заинтересованные министерства и ведомства

23.

Снижение себестоимости производимой продукции на основе постоянного поиска и устранения факторов, приводящих к необоснованному росту производственных затрат.

Комплекс организационных мер по сокращению производственных затрат предприятий отраслей промышленности, входящих в состав министерств, ведомств и других организаций, с установлением целевых параметров сокращения производственных затрат на ежегодной основе.

Ежегодно до конца декабря

Минэкономпром (Ходжаев), отраслевые министерства и ведомства

Мониторинг и ежеквартальное рассмотрение хода реализации принимаемых мер по сокращению производственных затрат на 2020 год на предприятиях отраслевой промышленности.

Ежеквартально

24.

Внедрение механизма анализа и мониторинга формирования себестоимости продукции в отраслях экономики.

Включение в План статистических работ на 2020 год статистической отчетности на основе опросного метода ежеквартальной информации о формировании себестоимости по 65 видам товаров и услуг, включенных в укороченную потребительскую корзину, для расчета еженедельных индексов потребительских цен.

Декабрь 2019 года

Госкомстат (Бегалов), Минфин (Ишметов), Минэкономпром (Ходжаев)

Проведение на постоянной основе анализа формирования себестоимости и цен по вышеуказанным товарам (услугам) и ежеквартальное представление соответствующей информации в Администрацию Президента и Кабинет Министров Республики Узбекистан.

Ежеквартально

25.

Снижение энергопотребления и технико-технологическое обновление секторов экономики.

1. Разработка механизма по поэтапному внедрению системы энергетического менеджмента в соответствии с международным стандартом (ISO 50001) на отечественных предприятиях и в организациях, предусматривающего:

прозрачность и объективность оценки эффективности энергопотребления, снижение энергоемкости предприятий;

эффективность управления энергопотреблением при минимальных затратах ресурсов, в первую очередь финансовых, повышение капитализации активов предприятий;

повышение конкурентоспособности производимой продукции, оказываемых услуг.

Январь 2020 года

Минэнерго (Султанов), Агентство «Узстандарт» (Саттаров), Минэкономпром (Ходжаев), Министерство инновационного развития (Абдурахмонов)

2. Разработка и утверждение министерствами и ведомствами по согласованию с Агентством «Узстандарт» сетевых графиков внедрения системы энергетического менеджмента в соответствии с требованиями международного стандарта (ISO 50001).

3. Организация работ по внедрению, обучению сотрудников и сертификации системы энергетического менеджмента.

Февраль 2020 года

4. Проведение Агентством «Узстандарт» мониторинга внедрения министерствами и ведомствами системы энергетического менеджмента в соответствии с требованиями международного стандарта.

Постоянно

5. Внесение Агентством «Узстандарт» в Кабинет Министров отчета о ходе внедрения министерствами и ведомствами системы энергетического менеджмента в соответствии с требованиями международного стандарта.

Ежеквартально

26.

Внедрение ключевого показателя эффективности (KPI) и индикатора энергоемкости для оценки эффективности деятельности предприятий, в уставном фонде которых имеется государственная доля в размере более 50 процентов, а также предприятий стратегического значения.

1. Разработка и утверждение методики определения ключевого показателя эффективности (KPI) и индикатора энергоемкости для оценки эффективности деятельности предприятий.

Апрель 2020 года

АУГА(Бекенов), Минэнерго (Султанов), Агентство «Узстандарт» (Саттаров), Минэкономпром (Ходжаев)

2. Обеспечение представления предприятиями ежемесячной статистической отчетности по ключевому показателю эффективности (KPI) и индикатора энергоемкости для оценки эффективности деятельности.

Ежемесячно

3. Ежеквартальная публикация на сайтах Министерства энергетики и Госкомстата, а также в средствах массовой информации вышеуказанных показателей.

Ежеквартально

27.

Разработка и внесение на утверждение в Кабинет Министров Республики Узбекистан графика либерализации регулируемых цен (тарифов).

Проект Правительственного решения, утверждающего график изменения регулируемых цен на срок до 2022 года с учетом целевых показателей инфляции.

Январь 2020 года

Минфин (Ишметов), Минэкономпром (Ходжаев), Антимонопольный комитет (Шарипов)

28.

Совершенствование практики по пресечению недобросовестной конкуренции, злоупотреблений и необоснованного завышения цен на импортные товары.

Разработка механизма выявления фактов недобросовестной конкуренции, злоупотреблений и необоснованного завышения цен на отечественные и импортируемые товары.

Январь 2020 года

ГНК (Мусаев), ГТК (Азимов), Антимонопольный комитет (Шарипов)

29.

Развитие конкуренции на рынке услуг железнодорожного и авиационного транспорта.

Внесение в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложений по формированию конкурентных условий на рынке услуг железнодорожного и авиационного транспорта поср�д�твом открытия доступа и увеличения количества частных операторов, предусматривающих:

снижение тарифов и цен оказываемых транспортных услуг до уровня, не превышающего страны СНГ и другие государства, через которые проходят основные внешнеторговые и туристические маршруты;

утверждение программы формирования рынка частных железнодорожных и авиаперевозок;

установление тарифов и порядка расчетов частными операторами за использование инфраструктуры.

Февраль 2020 года

Минтранс (Махкамов), Антимонопольный комитет (Шарипов), заинтересованные министерства и ведомства

30.

Предоставление доступа и активное привлечение частных инвесторов и прямых иностранных инвестиций в сектор электроснабжения и газоснабжения на конкурентной основе.

Разработка «Дорожной карты» по устранению барьеров и созданию возможностей для развития конкуренции в секторе электроснабжения и газоснабжения, в том числе с применением механизма государственно-частного партнерства.

Апрель 2020 года

Минэнерго (Султанов), Минфин (Ишметов), Минэкономпром (Ходжаев), Антимонопольный комитет (Шарипов)

31.

Улучшение конкурентной среды для субъектов предпринимательства.

Проект решения Президента Республики Узбекистан, предусматривающего:

укрепление правовых гарантий субъектов предпринимательства;

пересмотр практики предоставления субсидий, преференций и льготных кредитов;

подготовку программ вовлечения частного сектора в отдельные сферы, где хозяйственные функции выполняют государственные органы;

сокращение количества государственных предприятий, учреждаемых государственными органами, а также аффилированных с крупными хозяйственными обществами с участием государства и субъектами естественных монополий, негативно воздействующих на конкуренцию;

меры по созданию на смежных со сферами естественных монополий рынках конкурентных условий;

развитие рыночных механизмов при осуществлении государственных закупок, тендеров и распределении ресурсов (в том числе в топливно-энергетической и горнодобывающей отраслях), повышая прозрачность их проведения.

Февраль 2020 года

Антимонопольный комитет (Шарипов), Минэкономпром (Ходжаев), Минфин (Ишметов), Минюст (Давлетов)

32.

Критический пересмотр практики предоставления индивидуальных налоговых и таможенных льгот, субсидий, преференций для развития конкурентной среды в экономике.

1. Проект Закона Республики Узбекистан о внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О конкуренции», предусматривающих введение:

антимонопольных требований к представлению государственной помощи в виде налоговых, таможенных льгот, субсидий, ценовых преференций и грантов и участию государства в предпринимательской деятельности;

механизма получения предварительного согласия антимонопольного органа по проектам нормативно-правовых актов, предусматривающих предоставление эксклюзивных прав на осуществление деятельности.

Декабрь 2020 года

Антимонопольный комитет (Шарипов), Минэкономпром (Ходжаев), Минюст (Давлетов)

2. План практических мер, предусматривающий:

проведение полной инвентаризации эксклюзивных прав;

отмену эксклюзивных прав, негативно влияющих на конкурентную среду, которыми наделены предприятия с участием государства.

Январь 2020 года

33.

Обеспечение прозрачности ценообразования продукции монопольных предприятий и хозяйствующих субъектов.

Разработка и внедрение порядка публикации информации на официальном интернет-веб-сайте предприятия-монополиста о количестве затрат по производству и реализации монопольной продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов.

Январь 2020 года

Антимонопольный комитет (Шарипов), АУГА (Бекенов)

34.

Разработка действенных мер по обеспечению независимости судебной власти, а также защиты прав частной собственности.

Проект решения Президента Республики Узбекистан, предусматривающего дальнейшие меры по реформированию судебной власти и обеспечению ее независимости, своевременному исполнению судебных решений, а также концентрацию усилий на обеспечении защиты прав частной собственности.

Март 2020 года

Верховный суд (Камилов), Минэкономпром (Ходжаев), Минюст (Давлетов)

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
к
Указу Президента Республики Узбекистан от 18 ноября 2019 года № УП-5877
См. предыдущую редакцию.

Гулямов Р.А.

советник Президента Республики Узбекистан, руководитель Комиссии

Кучкаров Д.А.

заместитель Премьер-министра Республики Узбекистан — министр финансов, заместитель руководителя Комиссии

Нурмуратов М.Б.

председатель Центрального банка Республики Узбекистан, заместитель руководителя Комиссии

Насритдинходжаев О.З.

заместитель советника Президента Республики Узбекистан

Оллоёров М.П.

заместитель руководителя департамента Администрации Президента Республики Узбекистан

Хакимов О.А.

директор Центра экономических исследований и реформ при Администрации Президента Республики Узбекистан

Бегалов Б.А.

председатель Государственного комитета по статистике

Ш.Ш. Шарахметов

председатель Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей

Рустамов О.Б.

первый заместитель министра экономики и промышленности

Ишметов Т.А.

первый заместитель министра финансов

Мирзаев М.М.

первый заместитель председателя Государственного налогового комитета

Норкулов И.И.

первый заместитель председателя Центрального банка

Хайдаров А.Я.

заместитель министра финансов

Ортиков А.Ж.

заведующий Секретариатом по вопросам макроэкономического анализа, структурных преобразований, финансово-банковской системы и частного предпринимательства Кабинета Министров Республики Узбекистан

Шукуров Ш.З.

первый заместитель директора Института прогнозирования и макроэкономических исследований

По должности

исполнительный директор Фонда «Эл-юрт умиди» по подготовке специалистов за рубежом и диалогу с соотечественниками

Сирожиддинов Н.

профессор Университета мировой экономики и дипломатии

Парпиев З.Т.

профессор Международного Вестминстерского университета в Ташкенте

Хамраев Б.С.

директор департамента денежно-кредитной политики Центрального банка Республики Узбекистан, секретарь Комиссии

(приложение № 3 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 6 июля 2023 года № УП-108 — Национальная база данных законодательства, 07.07.2023 г., № 06/23/108/0460)