Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратило силу в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 декабря 2003 года № 538 «О мерах по совершенствованию деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по архитектуре и строительству».
Кабинет Министров постановляет:
Положение об Управлении государственного архитектурно-строительного надзора (Госархстройнадзор) Госкомархитектстроя Республики Узбекистан согласно приложению № 1;
Положение о Главном управлении государственной вневедомственной экспертизы Госкомархитектстроя Республики Узбекистан (Главгосэкспертиза) согласно приложению № 2.
2. В целях наведения должного порядка в вопросах повышения качества строительства, усиления контроля за деятельностью органов Госархстройнадзора Госкомархитектстрою Республики Узбекистан не реже двух раз в год проводить семинары-совещания по вопросам состояния качества строительной продукции в республике.
3. Установить, что проектные организации и заказчики, начиная с 1995 года, предусматривают в расчетах стоимости строительства объектов на территории республики расходы на содержание органов Госархстройнадзора в размере 0,10 процента в составе затрат по выполнению надзорных функций без увеличения сметной стоимости строительства.
Госкомархитектстрою по согласованию с Министерством финансов Республики Узбекистан в месячный срок установить порядок перечисления этих средств на счета органов Госархстройнадзора и условия их использования по назначению.
Разрешить органам Госархстройнадзора за счет указанных средств привлекать в необходимых случаях внештатных инспекторов для выполнения надзорных функций.
4. Рекомендовать Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г. Ташкента на основании настоящего постановления разработать и утвердить положения о местных органах государственной экспертизы.
5. Госкомархитектстрою совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан в месячный срок определить размеры и порядок отчисления от сметной стоимости строительно-монтажных работ на содержание местных органов Госархстройнадзора, дирекций строящихся предприятий, технического и авторского надзора в пределах размеров отчислений, установленных действующим законодательством.
6. Госкомархитектстрою и Министерству юстиции Республики Узбекистан в месячный срок представить в Кабинет Министров предложения о приведении решений Правительства Республики Узбекистан в соответствие с настоящим постановлением.
Министерствам и ведомствам республики в тот же срок привести ведомственные нормативные акты в соответствие с настоящим постановлением.
7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Р.Р. Юнусова.
1. Управление государственного архитектурно-строительного надзора (Госархстройнадзор) является структурным подразделением Госкомархитектстроя Республики Узбекистан и действует на основании настоящего Положения.
2. Госархстройнадзор в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Узбекистан, законами Республики Узбекистан, иными решениями Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров, а также решениями Госкомархитектстроя Республики Узбекистан и настоящим Положением.
проверку качества строительства объектов, производимых строительных материалов, изделий и конструкций независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности производителей и участников строительства;
методическое руководство, координацию деятельности и выборочный контроль за работой производственных служб контроля за качеством строительства объектов министерств, ведомств и госкомитетов Республики Узбекистан, авторского надзора проектных организаций;
разработку положений, правил, инструкций, методических и других указаний по вопросам организации и осуществления надзора за качеством строительства на территории Республики Узбекистан;
оказание организационно-консультативной и практической помощи участникам инвестиционного процесса в обеспечении должного надзора за качеством строительства объектов;
участие в рассмотрении дел об административной ответственности за правонарушения в области строительства.
По отношению к совместным предприятиям и иностранным фирмам, осуществляющим строительство объектов и производство строительных материалов, изделий и конструкций на территории Республики Узбекистан, Управление Госархстройнадзора использует всю полноту предоставленных ему полномочий, если иное не предусмотрено международным договором.
4. Главными задачами Управления Госархстройнадзора являются обеспечение участниками строительства соответствия возводимых зданий и сооружений, производимых строительных материалов, изделий и конструкций нормативно-технической и проектной документации, а также организационно-правового порядка осуществления строительства на всех его стадиях.
5. Управление Госархстройнадзора в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции:
а) соответствия выполняемых строительно-монтажных работ и изготовляемых строительных материалов, изделий и конструкций утвержденной нормативно-технической и проектной документации;
б) своевременного и качественного проведения участниками строительства предусмотренных нормативно-технической и проектной документацией, испытаний, съемок, замеров, а также ведения необходимой технической исполнительной документации;
в) реализации утвержденных проектов и соблюдения технических требований в части архитектурно-строительных решений;
г) наличия согласованной и утвержденной в установленном порядке документации на строительство по перечню, предусматриваемому Госкомархитектстроем Республики Узбекистан, а также наличия у подрядчика лицензий на осуществление видов деятельности и работ, подлежащих лицензированию;
осуществляет надзор за ведением производственного контроля качества строительства, авторского и технического надзоров;
участвует в технических комиссиях по расследованию причин аварий и аварийных состояний в Соответствии с Положением о порядке расследования причин аварий зданий, сооружений, их частей и конструктивных элементов;
взаимодействует с другими органами государственного надзора, научно-исследовательскими, проектными и общественными организациями по вопросам обеспечения качества строительной продукции, соблюдения строительного законодательства;
обобщает и анализирует материалы по результатам проводимого контроля, разрабатывает соответствующие предложения по совершенствованию нормативных требований, методических и руководящих материалов;
вносит предложения по рассмотрению материалов о применении санкций за нарушения в области строительства в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.
беспрепятственно посещать объекты строительства и предприятия по производству строительных материалов и изделий с целью проверки качества выполняемых строительно-монтажных работ и выпускаемых строительных материалов, конструкций и изделий независимо от способа строительства и форм собственности;
получать от подрядчиков, заказчиков, проектировщиков для ознакомления проектно-сметную, технологическую и исполнительную документацию, другие материалы, необходимые для установления качества строительно-монтажных работ и применяемых материалов, изделий и конструкций;
при необходимости поручать подрядчикам и заказчикам производить вскрытие отдельных элементов конструкций, испытания грунтов, материалов, инженерных систем, привлекать экспертов;
в пределах своих полномочий давать обязательные для исполнения участниками строительства и изготовителями материалов предписания об устранении допущенных нарушений утвержденных проектов, строительных норм и правил, другой нормативно-технической документации;
проверять работу авторского надзора проектных организаций и вносить в финансирующие организации предложения об удержании с них сумм, оплаченных за счет средств государственных предприятий и бюджетных средств в случае некачественного ведения авторского надзора в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан;
выпуск, реализацию потребителям для использования по прямому назначению, а также применение строительных материалов, конструкций и изделий при выявлении нарушений государственных стандартов и технических условий или поврежденных в процессе транспортировки и хранения;
дальнейшее производство строительно-монтажных работ при грубых нарушениях нормативных требований и утвержденных проектных решений, влекущих за собой снижения характеристик прочности и устойчивости, а также в случае угрозы аварий зданий и сооружений;
о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих законодательство в части обеспечения качества строительства;
об освобождении от должности на строящихся объектах руководителей, систематически не обеспечивающих выполнение требований проектов, норм и стандартов, а также работников, неудовлетворительно осуществляющих контроль за качеством работы, авторский и технический надзор;
давать экспертные заключения о качестве выполненных строительно-монтажных работ и состоянии объектов строительства для разрешения имущественных споров.
7. Работники Управления Госархстройнадзора проводят проверки на объектах с участием представителей подрядчиков и заказчиков. Для этих целей могут привлекаться специалисты проектных и других организаций.
По результатам проверок делаются записи в журналах производства работ, при необходимости выдаются предписания и составляются акты, которые подписываются работниками органов Госархстройнадзора и другими участниками проверок. В случаях несогласия с заключениями, изложенными в акте, участники проверки обязаны подписать его с возражениями.
Работники органов Госархстройнадзора при выполнении своих функций взаимодействуют с другими органами государственного надзора, налоговыми инспекциями, учреждениями банков, органами прокуратуры, судами, службами хокимиятов, обществами потребителей и органами информации.
8. Действия должностных лиц Управления Госархстройнадзора могут быть обжалованы в Госкомархитектстрое Республики Узбекистан или суде. Подача жалоб и исковых заявлений не приостанавливает исполнение предписаний и требований, выданных работниками Управления Госархстройнадзора.
9. За неправомерные действия и причинение ущерба работники органов Госархстройнадзора привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.
10. Управлению Госархстройнадзора подчиняются инспекции Государственного архитектурно-строительного надзора Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента. Управлением осуществляется методическое руководство, координация и контроль за их деятельностью, оказание им помощи в работе.
Типовое Положение об инспекциях разрабатывается и утверждается Госкомархитектстроем Республики Узбекистан.
11. Управление государственного артихектурно-строительного надзора возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности Госкомархитектстроем Республики Узбекистан.
1. Главное управление государственной вневедомственной экспертизы (Главгосэкспертиза) подведомственно Госкомархитектстрою Республики Узбекистан и действует на основании настоящего Положения.
2. Главгосэкспертиза в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Узбекистан, законами Республики Узбекистан, иными решениями Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров, а также решениями Госкомархитектстроя Республики Узбекистан и настоящим Положением.
проведение в установленном порядке экспертизы инвестиционных проектов на предмет соблюдения в них требований конструктивной надежности, эксплуатационной, экологической, пожаро- и взрывобезопасности, рационального и экономного использования всех видов ресурсов, учет достижений передового отечественного и мирового опыта в области проектирования и строительства, высокого качества архитектуры и градостроительных решений, соответствие санитарно-гигиеническим и строительным нормам и правилам;
осуществление контроля за реализацией предложений органов государственной вневедомственной экспертизы при дальнейшем проектировании и строительстве.
4. Главгосэкспертиза несет материальную ответственность перед инвестором за ущерб, допущенный по причине некачественной экспертизы технической документации.
проводит в установленном порядке комплексную экспертизу технико-экономических расчетов (технико-экономических обоснований), проектов (рабочих проектов) строительства, расширения, реконструкции предприятий, зданий, сооружений, инженерных сооружений и других проектов независимо от форм собственности и источников финансирования, схем и проектов районной планировки, проектно-планировочной документации для застройки городов и других населенных пунктов, курортов и зон отдыха и выдает по ним заключения с учетом предложений Госкомприроды Республики Узбекистан;
рассматривает разногласия между заказчиками, проектными, подрядными и другими организациями по вопросам согласования проектно-сметной документации и вносит предложения в Госкомархитектстрой Республики Узбекистан;
разрабатывает и утверждает методические документы по вопросам экспертизы, организует обучение работников экспертных органов;
обобщает результаты экспертизы, анализирует качественный уровень проектирования и вносит в установленном порядке предложения о совершенствовании проектно-сметного дела, его нормативной базы и экспертизы.
отклонять или возвращать на доработку технико-экономические обоснования (расчеты) и проекты по результатам экспертизы;
вносить, в случае необходимости, предложения в Госкомархитектстрой Республики Узбекистан о применении санкций к юридическим и физическим лицам, виновным в низком качестве разработанной проектно-сметной документации;
привлекать в установленном порядке для проведения экспертизы проектные, научно-исследовательские и другие организации Республики Узбекистан, ученых и специалистов, создавать в необходимых случаях временные экспертные коллективы;
См. предыдущую редакцию.
осуществлять контроль и мониторинг качества экспертных заключений для строительства, реконструкции, выдаваемых подведомственными экспертными организациями и независимыми фирмами.
(пункт 6 дополнен абзацем пятым постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 8 ноября 1999 года № 492)
7. Главгосэкспертизу возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности Госкомархитектстроем Республики Узбекистан.
несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Главное управление задач и обязанностей, определяет степень ответственности своих заместителей и экспертов по отдельным направлениям деятельности управления;
представляет Главгосэкспертизу во всех организациях и предприятиях по вопросам, связанным с ее деятельностью;
принимает на работу и увольняет с работы работников Главгосэкспертизы в соответствии с действующим законодательством;
обеспечивает соблюдение финансово-штатной дисциплины, распоряжается кредитами и средствами управления в пределах установленных смет и ассигнований.
9. Деятельность Главгосэкспертизы осуществляется за счет средств, получаемых за выполнение экспертных и иных услуг и видов работ, оказываемых министерствам, ведомствам, предприятиям и организациям.
10. Главгосэкспертизе подчиняются органы государственной вневедомственной экспертизы в областях Республики Узбекистан и г. Ташкента в части организационного и методического руководства. Типовое положение об этих органах разрабатывается и утверждается Госкомархитектстроем Республики Узбекистан.
11. Главгосэкспертиза является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан, со своим наименованием на государственном языке.