На основе углубленного анализа реальной ситуации на рынке труда осуществляются целенаправленные комплексные мероприятия по разработке региональных и отраслевых программ обеспечения занятости населения, координации их реализации, разработке государственного заказа по организации новых рабочих мест и определению резерва рабочих мест (квоты) для социально уязвимых слоев населения.
Вместе с тем не внедрены современные организационно-правовые механизмы обеспечения занятости населения, недостаточны меры по повышению квалификации работников, что не дает возможности снижения уровня безработицы в некоторых регионах страны и в итоге способствует росту незаконной трудовой миграции и увеличению случаев неформальной занятости населения.
Кроме того, недостаточно используются механизмы взаимного сотрудничества между органами исполнительной власти на местах, органами государственного и хозяйственного управления, органами самоуправления граждан и широкой общественностью в вопросах обеспечения ведения учета и достоверности количества созданных рабочих мест.
В целях разработки и реализации государственного заказа по обеспечению постоянной занятости населения и организации новых рабочих мест, а также во исполнение Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 ― 2021 годах:
1. Одобрить государственный заказ по обеспечению занятости населения и организации новых рабочих мест в 2019 году, разработанный Министерством занятости и трудовых отношений, Министерством инвестиций и внешней торговли, Министерством экономики и промышленности, Министерством финансов, Министерством строительства Республики Узбекистан, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента совместно с организациями-работодателями республики.
целевые параметры государственного заказа по созданию новых рабочих мест в 2019 году, предусматривающие организацию рабочих мест для более 370 тысяч граждан, согласно приложению № 1*;
целевые параметры новых рабочих мест, организуемых за счет реализации проектов министерствами, ведомствами, хозяйственными объединениями в 2019 году, а также адресный список рабочих мест, создаваемых за счет крупных проектов, согласно приложениям №№ 2 и 2.1*;
прогнозные параметры рабочих мест, создаваемых за счет малых проектов (местные проекты, за счет собственных средств без получения кредита), в 2019 году согласно приложению № 3*;
прогнозные параметры рабочих мест, создаваемых на базе бездействующих, неэффективно используемых зданий и объектов незавершенного строительства, в 2019 году согласно приложению № 4*;
целевые параметры рабочих мест, создаваемых за счет социальных и других объектов, вводимых в эксплуатацию на основе средств Государственного бюджета и условиях государственно-частного партнерства, в 2019 году согласно приложению № 5*;
целевые параметры рабочих мест, создаваемых за счет развития ремесленничества, в 2019 году согласно приложению № 6*;
целевые параметры рабочих мест, создаваемых за счет выдачи кредитов, выделяемых из средств коммерческих банков, в 2019 году и адресный список проектов согласно приложениям №№ 7 и 7.1*;
целевые параметры обеспечения занятости населения на сезонных и временных работах в 2019 году, предусматривающих занятость более 182 тысяч граждан, согласно приложению № 8*;
прогнозные параметры трудоустройства на свободные (вакантные) рабочие места в рамках государственного заказа по обеспечению занятости населения и организации новых рабочих мест в 2019 году, предусматривающие трудоустройство более 64 тысяч граждан на свободные (вакантные) рабочие места, согласно приложению № 9*;
целевые параметры зарезервированных рабочих мест для трудоустройства лиц, нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы в 2019 году, предусматривающие резервирование свыше 46 тысяч рабочих мест для лиц, нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, согласно приложению № 10*;
целевые параметры выделения субсидий и грантов за счет средств Фонда содействия занятости в 2019 году, предусматривающие выделение для граждан субсидий и грантов на общую сумму, равную 9 867, 5 миллионам сумов, согласно приложению № 11*;
целевые параметры выделения микрокредитов для реализации малых проектов, предусматривающие организацию новых рабочих мест в районах и городах республики, за счет средств Фонда содействия занятости в 2019 году, предусматривающие выделение для граждан микрокредитов на общую сумму, равную 195 000 миллионам сумов, согласно приложению № 12*;
«Дорожную карту» по исполнению целевых параметров государственного заказа по обеспечению занятости населения и организации новых рабочих мест в 2019 году согласно приложению № 14*.
2. Министерству занятости и трудовых отношений, Министерству инвестиций и внешней торговли, Агентству по управлению государственными активами, Торгово-промышленной палате Республики Узбекистан в двухнедельный срок разработать и утвердить адресную программу проектов, направленных на восстановление производственной деятельности пустующих и незавершенных строительством объектов на основе прогнозных параметров рабочих мест, создаваемых на базе бездействующих, неэффективно используемых зданий и объектов незавершенного строительства в 2019 году, утвержденных приложением № 4* к настоящему постановлению.
3. Министерству занятости и трудовых отношений, Министерству финансов Республики Узбекистан в двухнедельный срок в целях обеспечения трудоустройства и привлечения к предпринимательской деятельности незанятого населения, стимулирования оформления неофициальных рабочих мест принять и внедрить порядок выделения за счет средств Государственного фонда содействия занятости субсидий и грантов на следующие цели, в том числе предусматривающие:
См. предыдущую редакцию.
работодателям — на возмещение расходов по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников, принятых на работу по направлению центров содействия занятости населения — в размере четырехкратной базовой расчетной величины на каждого работника ежемесячно в течение 6 месяцев;
(абзац второй подпункта «а» пункта 3 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 13 декабря 2019 года № УП-5894 — Национальная база данных законодательства, 14.12.2019 г., № 06/19/5894/4161)
См. предыдущую редакцию.
безработным лицам, зарегистрированным в центрах содействия занятости населения, желающим начать предпринимательскую деятельность, — на оплату расходов по регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, государственной регистрации малых предприятий и микрофирм, обучению предпринимательству и на оплату страхового полиса при получении кредита — в размере десятикратной базовой расчетной величины;
(абзац третий подпункта «а» пункта 3 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 13 декабря 2019 года № УП-5894 — Национальная база данных законодательства, 14.12.2019 г., № 06/19/5894/4161)
См. предыдущую редакцию.
организациям, принявшим на работу лиц из числа социально уязвимых слоев населения в количестве сверх установленного минимального размера квоты, — в размере двукратной базовой расчетной величины за каждого принятого работника ежемесячно в течение 12 месяцев;
(абзац четвертый подпункта «а» пункта 3 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 13 декабря 2019 года № УП-5894 — Национальная база данных законодательства, 14.12.2019 г., № 06/19/5894/4161)
См. предыдущую редакцию.
(абзац пятый подпункта «а» пункта 3 исключен постановлением Президента Республики Узбекистан от 18 мая 2020 года № ПП-4716 — Национальная база данных законодательства, 19.05.2020 г., № 07/20/4716/0598)
См. предыдущую редакцию.
(абзац шестой подпункта «а» пункта 3 исключен постановлением Президента Республики Узбекистан от 18 мая 2020 года № ПП-4716 — Национальная база данных законодательства, 19.05.2020 г., № 07/20/4716/0598)
учреждениям профессионального образования — на финансирование затрат на профессиональное переобучение незанятых лиц, особенно граждан, вернувшихся из трудовой миграции, девушек и женщин из малообеспеченных семей;
финансирование профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и работников фермерских и дехканских хозяйств, а также владельцев приусадебных земель в сфере агротехнологий, садоводства, овощеводства, животноводства, птицеводства, рыбоводства и пчеловодства в центрах профессионального обучения, колледжах и высших учебных заведениях.
См. предыдущую редакцию.
арендаторам в случае приеме на работу безработных лиц, прошедших регистрацию в центрах содействия занятости населения, для покрытия расходов на выплату им заработной платы в размере 50 процентов среднемесячной заработной платы в течение 6 месяцев, но не более двукратного размера базовой расчетной величины за каждый месяц.
(пункт 3 дополнен абзацем постановлением Президента Республики Узбекистан от 6 октября 2020 года № ПП-4850 — Национальная база данных законодательства, 07.10.2020 г., № 07/20/4850/1358)
4. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента в месячный срок разработать и утвердить региональные адресные программы государственного заказа по обеспечению занятости населения и созданию новых рабочих мест в разрезе районов, городов и секторов в 2019 году.
Министерствам, ведомствам и органам хозяйственного управления в месячный срок согласовать с Министерством занятости и трудовых отношений, а также с Министерством инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан и внести на утверждение в Кабинет Министров отраслевые адресные программы и ежемесячные планы-графики реализации государственного заказа по обеспечению занятости населения и созданию новых рабочих мест в разрезе предприятий и проектов в 2019 году.
5. Установить, что в случае нереализации со стороны министерств, ведомств, органов хозяйственного управления, Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента проектов, включенных в адресные программы государственного заказа согласно пункту 1 настоящего постановления, замена проектов на новые допускается исключительно по согласованию с Министерством занятости и трудовых отношений и Министерством инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан, при условии, что параметры создаваемых рабочих мест новых проектов не ниже, чем параметры проектов, ранее включенных в адресные программы.
6. Возложить ответственность за своевременное и качественное выполнение целевых параметров государственного заказа по обеспечению занятости населения и созданию новых рабочих мест в 2019 году на:
Министерство инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан, органы хозяйственного управления, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента — за реализацию крупных проектов в отраслях промышленности, сферы услуг и сельского хозяйства;
Министерство инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан, Агентство по управлению государственными активами, Торгово-промышленную палату — за создание рабочих мест на базе бездействующих и неэффективно используемых зданий и объектов незавершенного строительства;
Министерство финансов, Министерство дошкольного образования, Министерство народного образования, Министерство высшего и среднего специального образования, Министерство здравоохранения Республики Узбекистан, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента — за введение в эксплуатацию в части, касающейся объектов социальной сферы, за счет бюджетных средств и на условиях государственно-частного партнерства;
Министерство строительства, Министерство жилищно-коммунального обслуживания, Министерство транспорта, Министерство энергетики Республики Узбекистан, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента — за обеспечение выполнения программ по строительству жилья, благоустройству и строительству объектов инфраструктуры, проведению сезонных и временных работ;
Министерство занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан — за координацию эффективного и своевременного выполнения ответственными государственными органами и организациями государственного заказа по обеспечению занятости населения и созданию новых рабочих мест в 2019 году.
Государственным органам и органам хозяйственного управления, а также Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента, ответственным за направления целевых параметров государственного заказа по обеспечению занятости населения и созданию новых рабочих мест в 2019 году, по итогам каждого месяца до 5 числа следующего месяца обеспечить представление соответствующей информации в Министерство занятости и трудовых отношений для обобщения и внесения результатов в Кабинет Министров Республики Узбекистан.
Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан по итогам каждого месяца посредством межведомственного электронного обмена обеспечивает представление в Министерство занятости и трудовых отношений информации о создаваемых рабочих местах за счет развития деятельности индивидуальных предпринимателей, дехканских хозяйств без образования юридического лица и вновь созданных юридических лиц;
Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике посредством межведомственного электронного обмена обеспечивает годовое, ежеквартальное представление информации о количестве вновь созданных и сокращенных рабочих мест (за исключением малых предприятий и микрофирм) в Министерство занятости и трудовых отношений, а также Министерство экономики и промышленности;
Министерство занятости и трудовых отношений совместно с Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан на основе мониторинга и анализа выполнения ответственными министерствами, ведомствами, органами хозяйственного управления и хокимиятами государственного заказа по обеспечению занятости населения и созданию новых рабочих мест в 2019 году ежеквартально вносит обобщенную аналитическую информацию в Кабинет Министров;
Счетная палата Республики Узбекистан с выездом на места изучает достоверность информации о созданных рабочих местах в рамках выполнения государственного заказа по обеспечению занятости населения и созданию новых рабочих мест в 2019 году, по итогам изучения ежеквартально вносит информацию в палаты Олий Мажлиса и Кабинет Министров, выявленные проблемы и недостатки обсуждаются на заседаниях Кабинета Министров с участием руководителей министерств, ведомств, органов хозяйственного управления, хокимиятов и крупных предприятий.
8. Министерству занятости и трудовых отношений совместно с Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложение о введении временных трудовых удостоверений для самозанятости, с внедрением порядка предоставления стимулирующих льгот владельцам удостоверений, в том числе предусмотрев:
включение в трудовой стаж периодов оплаты самозанятыми гражданами платежей за временное трудовое удостоверение;
введение порядка назначения пенсии гражданам, самозанятым на основе временного трудового удостоверения, после приобретения ими права на получение пенсии;
бесплатное обучение на курсах предпринимательства и профессионального обучения в профессиональных колледжах системы Министерства занятости и трудовых отношений, центре «Ишга мархамат» и центрах профессионального обучения;
9. Министерству занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок:
внести в Кабинет Министров проект постановления, предусматривающий совершенствование порядка организации оплачиваемых общественных работ, в том числе широкое привлечение безработных и незанятого населения за счет развития государственно-частного партнерства;
10. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан — министра финансов Д.А. Кучкарова и заместителя советника Президента Республики Узбекистан Г.К. Саидову.