В республике создана необходимая правовая основа деятельности предприятий оптовой и биржевой торговли, активно развиваются розничные торговые сети, применяющие современные информационные технологии, расширяется доступ субъектов предпринимательства к материально-техническим ресурсам.
Вместе с тем, нынешнее состояние товарных рынков, уровень развития оптовой и биржевой торговли не отвечают современным требованиям. Сохраняется ряд проблемных вопросов, препятствующих расширению товарооборота, обеспечению внутреннего рынка и производителей необходимыми товарами, осуществлению беспрепятственного экспорта производимой в республике продукции, в числе которых:
низкий уровень развития оптовой торговли, системы поставок полуфабрикатов и промышленной продукции для последующей переработки, а также других товаров по принципу «бизнес — для бизнеса» (B2B), приводящий к повышению транзакционных издержек субъектов предпринимательства, снижению в конечном итоге конкурентоспособности производимой ими продукции на внешних рынках;
слабое внедрение фьючерсов, производных финансовых инструментов и других современных механизмов торговли биржевыми товарами, позволяющих обеспечить защиту предпринимателей, особенно сельскохозяйственных товаропроизводителей, от неблагоприятных изменений цен, в результате чего ограничены масштаб операций и виды торгуемых товаров;
наличие значительной доли государства в уставных капиталах субъектов торговли, устаревших ограничений в сфере осуществления розничной торговли и оказания услуг населению, что препятствует динамичному развитию конкуренции в этих сферах;
отсутствие системной работы по информированию производителей товаров и потребителей, в том числе иностранных, о номенклатуре и объемах производимой в стране востребованной продукции, что сдерживает развитие производственной кооперации внутри республики, а также с зарубежными производителями.
В целях дальнейшего совершенствования механизмов торговли, развития здоровой конкурентной среды на товарных рынках, а также создания условий для повышения эффективности и сокращения издержек субъектов предпринимательства, обеспечения конкурентоспособности производимой ими продукции:
1. Согласиться с предложениями Министерства экономики, Министерства финансов, Государственного комитета Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции:
лицензирования деятельности по осуществлению оптовой торговли и особого порядка налогообложения предприятий торговли;
специального порядка учета выручки от реализации отдельных видов подакцизных товаров (автомобили, растительное масло и другие) и ее использования;
См. предыдущую редакцию.
санкций за просроченную дебиторскую задолженность, возникающую во взаимоотношениях с контрагентами у организаций с долей государства в уставном капитале менее 50 процентов за исключением задолженности по внешнеторговым контрактам;
(абзац пятый подпункта «а» пункта 1 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 24 октября 2019 года № УП-5856 — Национальная база данных законодательства, 25.10.2019 г., № 06/19/5856/3956)
требования о 15-процентной предоплате на внутреннем рынке по сделкам организаций с долей государства менее 50 процентов;
См. предыдущую редакцию.
действующего порядка согласования с Антимонопольным комитетом Республики Узбекистан графиков выставления продукции на биржевые торги с введением уведомительного порядка их согласования;
(абзац восьмой подпункта «а» пункта 1 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 8 ноября 2019 года № УП-5870 — Национальная база данных законодательства, 09.11.2019 г., № 06/19/5870/4010)
требования о предоставлении финансового потребительского кредита для приобретения у производителя или реализующей организации только потребительских товаров (услуг), произведенных в Республике Узбекистан;
товарно-сырьевым биржам предоставляется право создавать дочерние хозяйственные общества по организации хранения и логистики реализуемой на бирже продукции, а также разработке и внедрению информационно-коммуникационных технологий;
высоколиквидные виды продукции, сырья и материалов, завезенные по импорту, могут без ограничений реализовываться на внутреннем рынке, в том числе на биржевых торгах, по усмотрению их собственников;
отпуск продавцами высоколиквидных видов продукции, сырья и материалов, приобретенных на биржевых торгах, осуществляется строго в установленные сроки и по очередности, определяемой посредством электронных систем бирж в зависимости от сроков оплаты продукции;
в) о внедрении с 1 ноября 2018 года порядка сдачи и использования наличной денежной выручки, предусматривающего:
См. предыдущую редакцию.
возможность для хозяйствующих субъектов, имеющих среднюю дневную наличную выручку свыше 20-кратной базовой расчетной величины, сдавать ее ежедневно в кассы банков через службу инкассации либо самостоятельно;
(абзац второй подпункта «в» пункта 1 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 13 декабря 2019 года № УП-5894 — Национальная база данных законодательства, 14.12.2019 г., № 06/19/5894/4161)
возможность для хозяйствующих субъектов, имеющих среднюю дневную наличную выручку меньше объемов, указанных в абзаце втором настоящего подпункта, сдавать ее в кассы банков через службу инкассации в определяемые ими периоды или самостоятельно;
отмену инкассирования наличной денежной выручки исключительно через службы инкассации Центрального банка Республики Узбекистан с созданием возможности организовывать альтернативные службы инкассации в порядке, установленном законодательством;
осуществление безналичных расчетов между юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями с использованием корпоративных банковских карт без заключения договоров купли-продажи, с выдачей инвойса (счета-фактуры).
См. предыдущую редакцию.
г) разрешить предприятиям оптовой торговли осуществлять мелкооптовую и розничную торговлю за наличный расчет через собственные фирменные магазины с обязательным применением контрольно-кассовых машин и инкассацией (сдачей в банки) наличной выручки в установленном порядке.
(пункт 1 дополнен подпунктом «г» Указом Президента Республики Узбекистан от 30 апреля 2021 года № УП-6218 — Национальная база данных законодательства, 30.04.2021 г., № 06/21/6218/0398)
экспорт товаров и услуг через всемирную сеть Интернет с оплатой через международные платежные системы в объеме до 5 тысяч долларов США по одному инвойсу не требует заключения письменного договора с покупателями и разрешается всем без исключения юридическим и физическим лицам без внесения информации в Единую электронную информационную систему внешнеторговых операций и оформления грузовой таможенной декларации в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, с ведением отчетности в соответствии с общепринятой международной практикой;
с 1 января 2019 года на доходы членов товарно-сырьевых бирж распространяются условия налогообложения, предусмотренные для юридических лиц, осуществляющих брокерскую деятельность на рынке ценных бумаг;
физическим лицам разрешается вывоз за пределы Республики Узбекистан без представления таможенной декларации товаров общей стоимостью не более 5 тысяч долларов США.
3. Создать при Министерстве экономики Республики Узбекистан Центр исследования отраслевых рынков и экспортоориентированного производства в форме государственного учреждения со штатной численностью в количестве 38 единиц, определив его основными задачами:
создание постоянно обновляемого электронно-информационного портала для информирования хозяйствующих субъектов о номенклатуре и видах производимой в республике и импортируемой продукции (товаров и услуг);
формирование базы данных о наличии внутренних производственных мощностей, об объемах спроса и предложений на товары, а также об изменении цен на производимую и потребляемую продукцию на внутреннем рынке;
анализ и мониторинг динамики цен, колебаний спроса и предложений на товарных рынках и внесение на этой основе соответствующих предложений;
комплексное изучение конъюнктуры отраслевых рынков по республике и в разрезе территорий, подготовка предложений о сбалансированном их развитии.
4. Государственному комитету Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции в двухмесячный срок:
совместно с Государственным налоговым комитетом и Министерством экономики Республики Узбекистан провести семинары в регионах республики и оказывать в последующем необходимое содействие субъектам предпринимательства в вопросах организации биржевой деятельности и оптовой торговли;
совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами внести в Кабинет Министров предложения о реализации государственной доли в уставном капитале АО «Узбекская республиканская товарно-сырьевая биржа» посредством проведения первичного (IPO) или вторичного (SPO) публичных предложений акций на Республиканской фондовой бирже «Тошкент».
5. Кабинету Министров Республики Узбекистан в месячный срок внести в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан предложения о ратификации Республикой Узбекистан в установленном порядке Договора государств-участников СНГ о проведении согласованной антимонопольной политики.
6. Национальной телерадиокомпании Узбекистана обеспечить широкое освещение в средствах массовой информации положений настоящего Указа и дополнительных возможностей, создаваемых для субъектов предпринимательства.
7. Министерству экономики совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок привести принятые ими нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Указом.
8. Внести изменения и дополнения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 2.
9. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова, руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан З.Ш. Низомиддинова, заместителя Премьер-министра — министра финансов Республики Узбекистан Д.А. Кучкарова, первого заместителя советника Президента Республики Узбекистан Б.М. Мавлонова и заместителя советника Президента Республики Узбекистан Г.К. Саидову.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к Указу Президента Республики Узбекистан от 30 октября 2018 года № УП-5564
к Указу Президента Республики Узбекистан от 30 октября 2018 года № УП-5564
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к Указу Президента Республики Узбекистан от 30 октября 2018 года № УП-5564
к Указу Президента Республики Узбекистан от 30 октября 2018 года № УП-5564
См. предыдущую редакцию.
(пункт 1 утратил силу Указом Президента Республики Узбекистан от 14 сентября 2021 года № УП-6313 — Национальная база данных законодательства, 15.09.2021 г., № 06/21/6313/0871)
2. В приложении № 1 к Указу Президента Республики Узбекистан от 15 декабря 2017 года № УП-5286 «О дополнительных мерах по стимулированию экспорта и обеспечению конкурентоспособности отечественных товаров на внешних рынках»:
« | 2. | Мясо и пищевые мясные субпродукты | 0201-0210 (кроме 0203, 0207, мяса ослов, мулов или лошаков по субпозициям 0205 00, пищевых субпродуктов свиней, ослов, мулов или лошаков по кодам 0206 30 000 — 0206 80 910 0, 0206 90 910 0, 0208 10, а также 0208 50 000 0, 0208 90 700 0, 0210 11 — 0210 19, 0210 99 410 0, 0210 99 490 0, 0210 99 710 0, 0210 99 790, 0 0210 99 800 0) | »; |
« | 11. | Коконы шелкопряда, пригодные для разматывания, шелк-сырец (некрученый) | 5001 00 000 0, 5002 00 000 0 | ». |
3. В Указе Президента Республики Узбекистан от 16 января 2018 года № УП-5303 «О мерах по дальнейшему обеспечению продовольственной безопасности страны»:
4. Пункт 1 постановления Президента Республики Узбекистан от 28 марта 2011 года № ПП-1512 «О дополнительных мерах по стимулированию ускоренного развития предприятий текстильной промышленности» дополнить абзацем следующего содержания:
«Распространить действие пункта 6 постановления Кабинета Министров от 25 марта 2004 г. № 141 по отношению ко всем субъектам предпринимательства».
См. предыдущую редакцию.
(пункт 5 утратил силу Указом Президента Республики Узбекистан от 27 сентября 2020 года № УП-6075 — Национальная база данных законодательства, 28.09.2020 г., № 06/20/6075/1330)
6. В постановлении Президента Республики Узбекистан от 17 января 2018 года № ПП-3479 «О мерах по стабильному обеспечению отраслей экономики страны востребованными видами продукции и сырья»:
«Одобрить перечень видов продукции, сырья и материалов, при импорте которых предоставляется льгота по уплате таможенных платежей, за исключением сборов за таможенное оформление и могут без ограничений реализовываться на внутреннем рынке, в том числе на биржевых торгах, по усмотрению их собственников сроком до 1 января 2020 года, согласно приложению № 3».
7. В подпункте «в» пункта 1 постановления Президента Республики Узбекистан от 6 февраля 2018 года № ПП-3512 «О мерах по дальнейшему упорядочению перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу» слова «3 000 (три тысячи) долларов США» заменить словами «5 000 (пять тысяч) долларов США».
8. Абзац пятый пункта 1 постановления Президента Республики Узбекистан от 14 мая 2018 года № ПП-3724 «О мерах по ускоренному развитию электронной коммерции» изложить в следующей редакции:
«экспорт товаров (услуг) через всемирную сеть Интернет с оплатой через международные платежные системы в объеме до пяти тысяч долларов США по одному инвойсу не требует заключения письменного договора с покупателями и разрешается всем без исключения юридическим и физическим лицам, без внесения информации в Единую электронную информационную систему внешнеторговых операций и оформления грузовой таможенной декларации, в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи».