Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратило силу в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 июля 1997 года № 336 «О порядке создания, государственной регистрации и ликвидации предприятий с иностранными инвестициями в Республике Узбекистан».
В целях упрощения порядка создания и государственной регистрации предприятий с иностранными инвестициями на территории Республики Узбекистан, повышения эффективности их деятельности Кабинет Министров постановляет:
1. Утвердить Положение о порядке создания, государственной регистрации и деятельности в Республике Узбекистан предприятий с иностранными инвестициями, международных объединений и организаций, а также их структурных подразделений согласно приложению.
а) правовая экспертиза учредительных документов и государственная регистрация предприятий с иностранными инвестициями, международных объединений и организаций, а также их структурных подразделений, как юридических лиц производится Министерством юстиции Республики Узбекистан или его территориальными органами в срок до 5 рабочих дней с момента подачи заявления с приложением необходимых документов.
Регистрация этих же предприятий как участников внешних экономических связей осуществляется Министерством внешних экономических связей Республики Узбекистан в явочном порядке в течение 3 рабочих дней;
б) для правовой экспертизы и государственной регистрации указанные выше предприятия представляют в Министерство юстиции Республики Узбекистан или его территориальные органы следующие документы:
— оригиналы и по одной не заверенной нотариально копии учредительных документов (протокол учредительного собрания, учредительный договор и устав);
— банковский платежный документ о внесении на временные накопительные сумовый и валютный счета 3,0 процентов от размера уставного фонда, установленного в учредительных документах;
— банковский платежный документ об уплате установленного размера государственной пошлины за регистрацию предприятия;
— выписку об иностранном учредителе из торгового реестра по месту его регистрации и банковскую рекомендацию, легализованные в установленном порядке консульским учреждением Республики Узбекистан или Российской Федерации — в случае отсутствия консульского учреждения Республики Узбекистан в данной стране.
Для государственной регистрации предприятий с иностранными инвестициями документы сверх указанного перечня не запрашиваются.
3. Возложить на первых руководителей Министерства юстиции и Министерства внешних экономических связей Республики Узбекистан персональную ответственность за строгое соблюдение их работниками утвержденного порядка и сроков создания и государственной регистрации предприятий с иностранными инвестициями, недопущение бюрократизма и волокиты при принятии ими решений.
4. Министерству юстиции, Министерству внешних экономических связей и Госкомимуществу Республики Узбекистан, другим заинтересованным министерствам и ведомствам в двухнедельный срок внести соответствующие изменения в ведомственные нормативные документы.
5. Министерствам, государственным комитетам и ведомствам, выдающим лицензии на осуществление определенных видов деятельности, в десятидневный срок представить в Министерство юстиции нормативные акты, регулирующие порядок выдачи лицензии для их правовой экспертизы и государственной регистрации.
6. Министерству юстиции, Министерству внешних экономических связей совместно с Госкомпрогнозстатом, Государственным патентным ведомством Республики Узбекистан и Республиканским терминологическим комитетом в двухнедельный срок разработать и внести на рассмотрение Кабинета Министров порядок присвоения названий вновь создаваемым предприятиям.
7. Признать целесообразным создание Агентством по иностранным инвестициям сети хозрасчетных консалтинговых фирм для оказания услуг по подготовке необходимых учредительных документов для создания и государственной регистрации предприятий с иностранными инвестициями.
Ход реализации постановления рассматривать ежеквартально, при необходимости вносить предложения в Правительство республики.
1. Настоящее Положение разработано на основе законодательных актов Республики Узбекистан и определяет порядок создания, государственной регистрации, ликвидации и осуществления деятельности на территории Республики Узбекистан предприятий с иностранными инвестициями, международных объединений и организаций (далее именуемые — Предприятия) а также их дочерних предприятий, филиалов и других структурных подразделений.
совместные предприятия, а также хозяйственные общества и товарищества, пакет акций (долей, паев) которых продан иностранным юридическим и физическим лицам;
дочерние предприятия и филиалы, головные предприятия которых находятся за пределами республики и являются предприятиями с иностранными инвестициями.
3. Совместным предприятием на территории Республики Узбекистан является предприятие, в имуществе которого участвуют иностранные юридические лица и граждане и на их долю приходится не менее 10 процентов уставного фонда Предприятия.
Участниками совместного предприятия могут быть одно или несколько узбекских юридических лиц и граждан, а также одно или несколько иностранных юридических лиц и граждан.
4. Иностранным предприятием на территории Республики Узбекистан является предприятие или организация, в которых иностранные инвестиции составляет 100 процентов уставного фонда.
5. Международным объединением (организацией) признается объединение (организация) с иностранными инвестициями, если его деятельность в соответствии с уставом распространяется на территории Республики Узбекистан и одного или более иностранных государств.
6. Предприятия могут создавать на территории Республики Узбекистан, так и за ее пределами дочерние предприятия, представительства и филиалы, другие подразделения, если такое право предоставлено им учредительными документами.
7. Дочерним признается предприятие, созданное в качестве юридического лица другим предприятием путем передачи ему части своего имущества в полное хозяйственное ведение.
Учредитель утверждает устав дочернего предприятия, назначает его руководителя и осуществляет в отношении дочернего предприятия другие права собственника, предусмотренные законодательными актами Республики Узбекистан.
Дочерние предприятия не отвечают по обязательствам головного предприятия, а головное предприятие несет ответственность по обязательствам своих дочерних предприятий.
8. Филиалом является обособленное подразделение предприятия, не имеющее самостоятельного баланса, расположенное вне места постоянного нахождения предприятия и осуществляющее часть его функций.
9. Представительством является обособленное, не имеющее самостоятельный баланс, подразделение иностранного юридического лица, расположенного за пределами республики, которое представляет и защищает интересы этого юридического лица на территории Республики Узбекистан и не осуществляет хозяйственную деятельность.
Решение на открытие на территории республики представительства предприятия с иностранными инвестициями выдает в установленном порядке Министерство внешних экономических связей Республики Узбекистан.
10. Предприятия являются юридическими лицами по законодательству Республики Узбекистан. Они могут от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде, хозяйственном и третейском суде. Предприятие имеет самостоятельные баланс и действует на основе полной финансовой и валютной самоокупаемости.
11. Решение о создании Предприятия принимается непосредственно узбекскими и иностранными участниками.
— приобретения иностранными юридическими лицами и гражданами действующего предприятия Республики Узбекистан или доли в его уставном фонде;
— приобретения юридическими лицами и гражданами Республики Узбекистан действующего за пределами республики иностранного предприятия или доли в его уставном фонде.
Решение о создании на территории Республики Узбекистан Предприятия или о преобразовании существующего узбекского предприятия в совместное предприятие с Программой инвестирования, оцениваемой в сумму эквивалентную 20 млн. долларов США и более, принимается узбекским участником с согласия Кабинета Министров Республики Узбекистан.
12. Создание, ликвидация и деятельность на территории Республики Узбекистан дочерних предприятий и филиалов, других Подразделений предприятия осуществляется в порядке, установленном настоящим Положением, законодательными актами Республики Узбекистан, с изъятиями, установленными межгосударственными и межправительственными договорами, Республики Узбекистан, а также Уставом (положением), утвержденным высшим органом управления головного предприятия.
13. Предприятия могут осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законодательством Республики Узбекистан и отвечающие целям, предусмотренным в их учредительных документах.
Предприятия могут заниматься отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законодательством Республики Узбекистан, только на основании специального разрешения (лицензии), выдаваемого в установленном порядке.
Предприятия могут осуществлять предпринимательскую и иную деятельность на всей территории Республики Узбекистан, за исключением отдельных территорий, где по законодательству Республики Узбекистан их деятельность запрещена.
14. Предприятия могут создаваться учредителями на территории Республики Узбекистан в любой организационно-правовой форме, не противоречащей действующему законодательству.
15. Создаваемые на территории Республики Узбекистан Предприятия приобретают права юридического лица после прохождения государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Узбекистан и его территориальных органах.
16. Предприятия, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Республики Узбекистан и его территориальных органах, автоматически приобретают право участника внешних экономических связей с регистрацией в явочном порядке в Министерстве внешних экономических связей Республики Узбекистан.
17. Создание и деятельность Предприятия, дочернего предприятия, представительства и филиала, одним из учредителей которого является юридическое или физическое лицо Республики Узбекистан, за пределами территории республики осуществляется с согласия Министерства внешних экономических связей Республики Узбекистан, в соответствии с законодательными актами тех государств, где они создаются и действуют.
В случае, если учредителем такого предприятия от узбекской стороны выступает предприятие с государственной формой собственности или с долей государственной собственности, вопросы передачи и оценки имущества, включая интеллектуальную собственность, предприятию вне территории Республики Узбекистан должны быть согласованы с Госкомимуществом Республики Узбекистан или его территориальными органами.
18. Предприятия осуществляют согласно законодательству Республики Узбекистан владение, пользование и распоряжение своим имуществом в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества.
Государство гарантирует защиту имущественных прав Предприятия. Их имущество не подлежит реквизиции за исключением случаев стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотии.
Решение о реквизиции принимает Кабинет Министров Республики Узбекистан. За имущество в случае реквизиции выплачивается компенсация, адекватная нанесенному ущербу.
Республика Узбекистан не отвечает по обязательствам Предприятий, а Предприятия не отвечают по обязательствам Республики Узбекистан.
20. Предприятия действуют на основании учредительных документов, утвержденных учредителем (учредителями) и зарегистрированных Министерством юстиции Республики Узбекистан.
В учредительных документах Предприятий определяются наименование, организационно-правовая форма и местонахождение предприятия, цель и направление его деятельности, состав участников (учредителей), размер уставного фонда и порядок его образования, порядок распределения доходов (прибыли), дивидендов и возмещения убытков, права и обязанности участников, органы управления, порядок реорганизации и ликвидации, а также иные условия, не противоречащее законодательству.
22. Уставный фонд Предприятия образуется за счет вкладов его учредителей. Он может пополняться за счет прибыли от деятельности Предприятия, а при необходимости также за счет дополнительных вкладов его учредителей.
Размер уставного фонда Предприятия с участием иностранного капитала не может быть менее суммы, эквивалентной 10 тысячам долларов США. Стоимость вклада пересчитывается в «сумы» по курсу Центрального банка Республики Узбекистан на день принятия участником (участниками) учредительных документов по созданию Предприятия.
23. Вопросы переуступки долей, паев, а также передачи их третьим лицам решаются участниками Предприятия в соответствии с действующим законодательством.
Узбекские участники имеют преимущественное право на приобретение долей или паев иностранных участников.
24. Стоимость имущества, а также интеллектуальной собственности, вносимых учредителями в уставной фонд Предприятия в качестве вклада, оценивается участниками самостоятельно по взаимной договоренности, либо с привлечением независимых экспертов, в том числе иностранных.
Если учредителем Предприятия от узбекской стороны выступает хозяйствующий субъект с государственной формой собственности или с долей государственной собственности в уставном фонде, вопросы оценки имущества и его передачи в уставный фонд Предприятия должны быть согласованы с Госкомимуществом Республики Узбекистан или его территориальными органами.
25. К моменту государственной регистрации в уставный фонд Предприятия вносится не менее 30 процентов от указанного в учредительных документах вклада, в случае, если указанные 30 процентов превышают сумму, эквивалентную 10 тысячам долларов США, то первоначально вносится сумма, эквивалентная 10 тысячам долларов США. Внесенные на временные накопительные счета суммы вкладов подтверждаются соответствующими документами учреждений банков.
26. Оборудование, материалы и другое имущество, ввозимое в Республику Узбекистан учредителями Предприятия в счет их вклада в уставный фонд, освобождается от оплаты таможенной пошлины.
В случае продажи указанного имущества Предприятия оплачивают таможенную пошлину, исходя из его остаточной стоимости.
27. Права на промышленную собственность, принадлежащую Предприятию, охраняются в соответствии с законодательством Республики Узбекистан, в том числе в форме патентов. Порядок передачи прав на промышленную собственность другим юридическим лицам и гражданам, а также коммерческого использования этих прав и защиты их за границей определяется уставом предприятия.
28. Страхование иностранных инвестиций, имущества и рисков Предприятия осуществляется на добровольной основе.
29. Предприятия самостоятельно разрабатывают и утверждают программы своей хозяйственной деятельности.
30. Предприятиям предоставлено право самостоятельного ведения экспортных и импортных операций, необходимых для его хозяйственной деятельности, в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.
Предприятия вправе без лицензии экспортировать продукцию собственного производства и импортировать продукцию для собственных производственных нужд в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.
31. Все расходы Предприятия в иностранной валюте должны обеспечиваться за счет их собственных валютных поступлений, а также других разрешенных законодательством Республики Узбекистан источников получения иностранных валют.
Для осуществления своей деятельности Предприятия могут пользоваться кредитами в национальной (сумах) и иностранной валютах.
32. Предприятия производят амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов по нормам и в порядке, установленном для предприятий Республики Узбекистан.
33. Предприятия уплачивают налоги и иные платежи в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.
34. На Предприятии создаются резервный фонд и другие фонды, необходимые для его деятельности и социального развития коллектива.
35. Прибыль Предприятия, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, за вычетом сумм, направляемых на создание и пополнение фондов Предприятия, распределяется между учредителями Предприятия в соответствии с учредительными документами.
36. Иностранным инвесторам в соответствии с законодательством Республики Узбекистан гарантируется перевод за границу в иностранной валюте сумм, причитающихся им в результате распределения прибыли от деятельности Предприятия.
37. Состав, компетенция органов управления Предприятия, порядок принятия ими решений определяются учредительными документами Предприятия в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.
38. Персонал Предприятия комплектуется в основном из граждан Республики Узбекистан. Вопросы найма и увольнения работников регулируются действующим законодательством. Администрация Предприятия обязана заключать коллективные договоры с профсоюзными организациями, создаваемыми на Предприятии. Содержание этих договоров, включая положения о социальном развитии коллектива, определяется законодательством Республики Узбекистан и учредительными документами Предприятия.
39. Формы и размеры оплаты труда, а также материального поощрения работников решаются Предприятием самостоятельно.
40. Предприятия ведут оперативный, бухгалтерский и статистический учет и отчетность в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.
41. Контроль за соблюдением Предприятиями действующего законодательства Республики Узбекистан осуществляют налоговые и другие государственные органы со специальными функциями контроля в пределах их полномочий.
42. Споры Предприятий с предприятиями, объединениями и организациями, другими юридическими и физическими лицами Республики Узбекистан и иностранных государств по вопросам, связанным с их деятельностью, подлежат рассмотрению в судах, хозяйственных судах Республики Узбекистан, а также по договоренности сторон в международных арбитражных институтах или третейских судах.
43. Предприятие может быть ликвидировано в случаях и в порядке, предусмотренных учредительными документами предприятия, а также по решению хозяйственного суда.
В случае представления заведомо подложных документов, а также если Предприятие в течение года с момента регистрации не начало своей деятельности (по отчетам статистических органов), регистрирующий орган вправе исключить такое предприятие из Государственного реестра. Ликвидация Предприятия в таких случаях осуществляется в установленном законодательством порядке.
В случае грубого нарушения уставной деятельности, регистрирующий орган направляет предупреждение Предприятию об их устранении. Если в месячный срок нарушения не устраняются, органы юстиции обращаются в хозяйственный суд с иском о ликвидации Предприятия. После удовлетворения такого иска хозяйственным судом Предприятие исключается из Государственного реестра.
44. Участник при ликвидации Предприятия или выбытия из него получает право на возврат своей доли в имуществе в денежной или товарной форме по остаточной стоимости на момент ликвидации или выбытия после погашения своих обязательств перед другими участниками и третьими лицами.
45. Предприятия, находящиеся на территории Республики Каракалпакстан и в областях, проходят правовую экспертизу документов и государственную регистрацию в Министерстве юстиции Республики Каракалпакстан и управлениях юстиции областных хокимиятов.
Предприятия с уставным фондом более 100 тыс. долларов США, а также находящиеся в г. Ташкенте, проходят правовую экспертизу и государственную регистрацию в Министерстве юстиции Республики Узбекистан.
46. Для правовой экспертизы и государственной регистрации Предприятия представляют в Министерство юстиции Республики Узбекистан или его территориальные органы следующие документы:
б) оригиналы и по одной не заверенной нотариально копии учредительных документов (протокол учредительного собрания, учредительный договор и устав);
в) банковский платежный документ, свидетельствующий о внесении на временные накопительные сумовый и валютный счета 30 процентов от размера уставного фонда установленного в учредительных документах. В случае, если указанные 30 процентов превышают сумму, эквивалентную 10 тысячам долларов США, то банковский платежный документ на сумму, эквивалентную 10 тысячам долларов США;
г) банковский платежный документ, свидетельствующий об уплате установленного размера государственной пошлины за регистрацию предприятия;
д) выписку об иностранном учредителе из торгового реестра по месту его регистрации и банковскую рекомендацию, легализованные в установленном порядке консульским учреждением Республики Узбекистан или Российской Федерации с переводом в случае отсутствия консульского учреждения Республики Узбекистан в данной стране.
47. При создании на территории Республики Узбекистан Предприятия или о преобразовании существующего узбекского предприятия в совместное предприятие с программой инвестирования, оцениваемой в сумму, эквивалентную 20 млн. долларов США и более, в регистрирующий орган представляется согласие Кабинета Министров Республики Узбекистан.
48. Если учредителем Предприятия от узбекской стороны выступает предприятие с государственной формой собственности или с долей государственной собственности, дополнительно представляется в регистрирующий орган решение Госкомимущества Республики Узбекистан или его территориальных органов о передаче и оценке имущества, передаваемого предприятию.
49. При регистрации дочерних предприятий и филиалов дополнительно представляется нотариально заверенная копия устава иностранной фирмы, легализованная в установленном порядке консульским учреждением Республики Узбекистан или Российской Федерации с переводом, в случае отсутствия консульского учреждения Республики Узбекистан в данной стране.
50. Для приобретения иностранным инвестором в полную собственность действующего предприятия Республики Узбекистан он представляет также согласованный собственником предприятия текст соответствующего договора, а в случае приобретения имущества и прав пользования — согласованный собственником текст договора купли-продажи или аренды.
При приобретении иностранным инвестором предприятия с государственной формой собственности или с долей государственной собственности, дополнительно представляется решение Госкомимущества Республики Узбекистан или его территориальных органов о передаче и оценке имущества, передаваемого предприятию.
51. За государственную регистрацию совместных предприятий, международных объединений и организаций, их дочерних предприятий и филиалов взимается пошлина в сумах в размере 5 минимальных размеров заработной платы, а также 500 долларов США. Из этих средств 20 процентов перечисляются на централизованный счет Министерства юстиции Республики Узбекистан, остальные — в республиканский (при регистрации в Министерстве юстиции Республики Узбекистан) или в бюджеты Республики Каракалпакстан и областей.
За государственную регистрацию иностранных предприятий, их дочерних предприятий и филиалов взимается пошлина в размере 2000 долларов США. Из этих средств 1/5 процентов перечисляются на централизованный счет Министерства юстиции Республики Узбекистан, остальные в республиканский (при регистрации в Министерстве юстиции Республики Узбекистан) или в бюджеты Республики Каракалпакстан и областей.
При изменении и дополнении учредительных документов, а также при реорганизации Предприятия производится перерегистрация, за которую взимается пошлина в размере 20 процентов от сумм, уплачиваемых за регистрацию.
52. Правовая экспертиза учредительных документов и государственная регистрация Предприятия как юридического лица производится Министерством юстиции Республики Узбекистан и его территориальными органами в срок до 5 рабочих дней с момента получения заявления с приложением необходимых документов.
Регистрирующий орган при несоответствии внесенных на регистрацию документов действующему законодательству вправе вернуть документы на доработку и для повторного внесения. При этом он обязан в письменной форме изложить конкретные причины возврата.
Число возвратов документов не должно превышать одного раза. В исключительных случаях документы могут быть возвращены на доработку вторично, если заявитель не устранил указанные в письменном заключении недостатки. Если в ходе повторной экспертизы выявлены новые серьезные замечания, не позволяющие осуществить государственную регистрацию предприятия, то к эксперту, недобросовестно проведшему первичную экспертизу, должны быть применены меры дисциплинарного взыскания.
Отказ в государственной регистрации предприятия может последовать только в случае, если предприятие намерено осуществлять запрещенные действующим законодательством виды деятельности или представления заведомо подложных документов.
53. Министерство юстиции Республики Узбекистан ведет Государственный реестр предприятий, прошедших государственную регистрацию.
54. Министерство юстиции Республики Узбекистан, Министерство юстиции Республики Каракалпакстан, управления юстиции областных хокимиятов осуществляют регистрацию устава Предприятия. В органах юстиции остаются на хранение копии зарегистрированных учредительных документов Предприятия.
55. Предприятию, прошедшему в органах Министерства юстиции государственную регистрацию, выдается зарегистрированный оригинал устава Предприятия, учредительный договор и свидетельство о регистрации, подписанное председателем специальной комиссии Министерства юстиции и заверенное печатью.
56. Зарегистрированное Предприятие в недельный срок обязано получить в Главном вычислительном центре или соответствующем территориальном органе Государственного комитета по прогнозированию и статистике Республики Узбекистан свидетельство о включении его в Единый государственный регистр предприятий и организаций и присвоении ему идентификационных кодов Общереспубликанского классификатора предприятий и организаций (ОКПО).
57. После открытия расчетного счета в банке Предприятие обязано в недельный срок встать на учет в налоговой инспекции по месту нахождения.
58. Действующие на территории Республики Узбекистан Предприятия в случае внесения изменений в учредительные документы в недельный срок представляют зарегистрировавшему его органу документы для перерегистрации.
59. Министерство юстиции Республики Узбекистан в качестве регистрирующего органа осуществляет контроль за соблюдением Предприятиями своих учредительных документов и уставной деятельности. В случае нарушения порядка перерегистрации, а также несоблюдения учредительных документов, регистрирующий орган вправе взыскать с Предприятия через хозяйственный суд штраф в сумме до 200 минимальных размеров заработной платы.
Штраф перечисляется в доход республиканского бюджета. При обращении в хозяйственный суд с такими исками Министерство юстиции Республики Узбекистан и его органы освобождаются от уплаты госпошлины.
60. При ликвидации Предприятия — само предприятие или хозяйственный суд обязаны подать соответствующее заявление (решение суда) в регистрирующий орган.
Исключение ликвидированного Предприятия из Государственного реестра предприятий производится Министерством юстиции Республики Узбекистан на основании протокола заседания высшего органа управления предприятия или решения хозяйственного суда.
61. Предприятие, прошедшее государственную регистрацию и включенное в Государственный реестр предприятий, должно зарегистрироваться в Министерстве внешних экономических связей Республики Узбекистан как участник внешних экономических связей.
62. Регистрация и внесение Предприятия под соответствующий регистрационный номер в Государственный реестр участников внешних экономических связей производится регистрирующим органом в явочном порядке на основании представления Предприятием следующих документов:
в) нотариально заверенную копию свидетельства о регистрации как юридического лица, выданного Министерством юстиции Республики Узбекистан;
д) платежный документ от банка о переводе на расчетный счет Министерства внешних экономических связей платы за услуги по регистрации.
63. Министерство внешних экономических связей в течение 3 рабочих дней с даты получения от заявителя документов вносит его как участника внешних экономических связей под соответствующим регистрационным номером в Государственный реестр и выдает ему свидетельство о регистрации установленного образца, подписанное руководством министерства и заверенное печатью.
64. За регистрацию Предприятия, как участника внешних связей, взимается плата в размере 5 минимальных размеров заработной платы, которые используются министерством самостоятельно на покрытие производственных затрат, связанных с оказанием услуг по регистрации.
66. При перерегистрации Предприятия как юридического лица оно обязано пройти перерегистрацию и как участник внешних экономических связей.
67. При ликвидации Предприятия и его исключения из Государственного реестра предприятий Министерство юстиции Республики Узбекистан должно в недельный срок поставить в известность об этом Главный вычислительный центр Госкомпрогнозстата, Государственный налоговый комитет и Министерство внешних экономических связей Республики Узбекистан.