1. Область применения
Настоящий стандарт определяет структуру, функции и основные принципы организации работ Государственной системы экологической сертификации (далее — Система).
Настоящий стандарт предназначен для обязательного использования государственными органами по экологической сертификации, испытательными экоаналитическими подразделениями, юридическими и физическими лицами независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, являющимися изготовителями, поставщиками, продавцами и потребителями продукции.
4.1 Сертификация по экологическим требованиям является неотъемлемой частью действующего правового механизма в области сертификации продукции и услуг в части охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Узбекистана.
Обеспечение экологической безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов;
Обеспечение рационального использования природных ресурсов путем внедрения экологически безопасных, энергосберегающих технологических процессов, оборудования и производств;
Обеспечение экологической безопасности окружающей среды при размещении, переработке, транспортировке, утилизации, ликвидации и захоронении отходов производства и потребления;
Предотвращение загрязнения и засорения объектов окружающей среды при производстве, эксплуатации всех видов продукции;
4.3.1 Открытость — Система должна быть открытой для участия в ней юридических и физических лиц, деятельность которых связана с обеспечением безопасности для окружающей среды при транспортировании и производстве продукции на всех стадиях ее жизненного цикла.
4.3.2 Обязательность — сертификация должна проводиться, по перечням объектов, составляемых Госкомприроды Республики Узбекистан и утверждаемых Кабинетом Министров Республики Узбекистан в установленном законодательством порядке.
4.3.3 Компетентность — участники Системы должны обладать необходимой квалификацией, средствами и полномочиями для выполнения возложенных на них задач.
4.3.4 Объективность — результаты сертификации должны отражать реальное состояние объекта и быть воспроизводимыми, исключается дискриминация и предоставление преимуществ каким-либо предприятиям, организациям, юридическим и физическим лицам.
4.3.5 Независимость — должно исключаться влияние непосредственных производителей, поставщиков и потребителей, заявленных для проведения экологической сертификации объектов.
4.3.6 Должна взаимодействовать и расширять сотрудничество с международными и национальной Системами сертификации, гармонизировать документацию в этой области, рассматривать возможность присоединения Системы к соответствующим международным системам сертификации.
4.3.7 Система должна обеспечивать на основе соглашений с другими системами взаимного признания экологических сертификатов, аттестатов, знаков экобезопасности и результатов испытаний и анализов.
4.4 Система предусматривает развитие и совершенствование нормативно-методической базы в области экологи, используемой в Системе.
4.5 Экологическая сертификация проводится в законодательно регулируемой сфере в форме обязательной сертификации, и в законодательно не регулируемой сфере — в форме добровольной сертификации.
4.6 Система взаимодействует на основе соглашений с другими системами сертификации, которые функционируют под руководством органов государственного управления. Соглашения могут устанавливать, в том числе правила и процедуры признания работ по сертификации, проводимых этими системами. Объектами взаимного признания являются протоколы испытаний, сертификаты, знаки соответствия и декларации о соответствии.
4.7 В своей деятельности участники Системы руководствуются действующими нормативными правовыми актами Республики Узбекистан, утвержденными Госкомприродой Республики Узбекистан и зарегистрированными в установленном порядке.
4.8 Официальным языком Системы является государственный язык — узбекский язык. По просьбе участника Системы экологические сертификаты, свидетельства и прочие документы могут быть оформлены на другом языке с подтверждением их аутентичности оригиналам в установленном законодательством порядке.
4.9 Информационную базу Системы составляют документы, утвержденные в установленном порядке и внесенные в справочно-информационный фонд Системы:
Реестры аккредитованных органов по экологической сертификации, лабораторий природоохранного аналитического контроля, экспертов-аудиторов;
5.3 Координацию деятельности по экологической сертификации в рамках Системы осуществляет Госкомприроды Республики Узбекистан.
Уполномоченное государственное управление экологической сертификации, стандартизации и нормирования Госкомприроды Республики Узбекистан (Бошдавэкосертификат).
5.3 В организационную структуру также входят Минздрав Республики Узбекистан, Минсельводхоз Республики Узбекистан, Госкомархитектстрой Республики Узбекистан, Агентство «Узстандарт» и другие, в соответствии с их компетенцией в порядке установленном законодательством.
5.4 Порядок взаимодействия с другими министерствами и ведомствами определяется в установленном порядке в соответствии с заключаемыми соглашениями между заинтересованными сторонами.
6.2 Для решения вопросов стандартизации в Госкомприроды Республики Узбекистан функционирует базовая организация по стандартизации (БОС).
Осуществляет государственную политику в области экологической сертификации, устанавливает общие правила по проведению экологической сертификации, опубликовывает официальную информацию о них;
Разрабатывает проекты программ по усовершенствованию системы государственной экологической сертификации;
По согласованию с Кабинетом Министров Республики Узбекистан принимает решения о присоединении к международным системам сертификации, а также заключает соглашения о взаимном признании результатов экологической сертификации;
Вносит в Кабинет Министров Республики Узбекистан проекты нормативно-правовых актов в области деятельности Системы;
Определяет перечень объектов, подлежащих обязательной экологической сертификации и вносит его на утверждение в Кабинет Министров Республики Узбекистан;
Организует разработку и финансирование проектов законодательных и нормативных актов в области экологии и природопользования;
Принимает любые решения, действующие в рамках Системы, в соответствии с действующим законодательством;
6.4 Для проведения работ по сертификации в Системе органы по экологической сертификации, лаборатории природоохранного аналитического контроля должны пройти аккредитацию в установленном порядке.
6.5 Для проведения работ по сертификации в Системе аудиторские группы и независимые эксперты должны быть сертифицированы в установленном порядке.
6.6 Все органы, лаборатории и аудиторские группы в своей деятельности руководствуются руководящими и нормативными документами Системы и являются независимыми при проведении работ и принятии соответствующих решений в рамках установленных процедур.
6.7 При необходимости по решению Госкомприроды Республики Узбекистан, с учетом специфики требований нормативной документации и процедур сертификации, в системе могут быть созданы системы сертификации однородных объектов и системы управления охраной окружающей средой.
6.8 Органы по экологической сертификации образуются преимущественно на базе самостоятельных подразделений территориальных комитетов по охране природы Госкомприроды Республики Узбекистан, прошедших в установленном порядке аккредитацию.
6.9 В качестве органов по экологической сертификации могут быть также специализированные подразделения государственных органов управления Республики Узбекистан, которые имеют соглашение с Госкомприродой Республики Узбекистан и соответствующие аналитические лаборатории, прошедшие аккредитацию в установленном порядке. К деятельности таких органов могут привлекаться общественные организации.
6.10 Консультационные организации оказывают организационную и методическую помощь заявителям Системы на этапе подготовки объектов к экологической сертификации, а также могут представлять их интересы при организации и проведении экологической сертификации.
6.11 В целях обеспечения необходимого качества предоставляемых услуг консультационные организации должны пройти процедуру аттестации в Системе и быть включены в Реестр консультационных организаций Системы.
Продукция и отходы производства и потребления в соответствии с Законом «Об охране природы», постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан № 151 от 19.04.2000 приложение 1 перечень А и В, постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан № 318 от 12.07.2004 г.;
Системы управления охраной окружающей среды в соответствии с Положением о Госкомприроде Республики Узбекистан и международными стандартами серии 14000.
а) для продукции подлежащей обязательной сертификации соответствия, с целью подтверждения экологической безопасности на всех стадиях жизненного цикла продукции, с учетом результатов которой оформляется сертификат соответствия по требованиям, установленным в стандартах на данную продукцию, при этом Госкомприрода Республики Узбекистан утверждает экологические требования, включаемые в стандарты на эту продукцию.
в) для экологически опасной продукции и отходов производства и потребления, когда это определяется соответствующими законодательными актами, которые издаются в установленном порядке.
В остальных случаях экологическая сертификация указанных объектов может проводиться в соответствии со статьей 17 Закона «О сертификации продукции и услуг», а отходов — в соответствии с разделом 8 настоящего стандарта.
8.1 Нормативные документы Системы регламентируют проведение обязательной экологической сертификации и распространяются на экологическую сертификацию продукции, отходов производства и потребления, услуг, технологических процессов, производств, системы управления окружающей средой и иных объектов (далее — объекты) как отечественных, так и импортируемых.
8.2 Нормативными документами, на соответствие которым проводится экологическая сертификация, могут быть технические регламенты и стандарты, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие нормативные документы, устанавливающие норма экологической безопасности, обязательные к применению.
8.3 Для проведения экологической сертификации пригодны только те нормативные документы, на которые могут быть получены экспертные заключения в случае рассмотрения споров в суде с привлечением таких документов.
8.4 Методики выполнения измерений должны содержать оценку погрешностей результатов измерений и обеспечивать установленную точность в реальных условиях проведения измерений. Измерения должны осуществляться в соответствии с аттестованными в установленном порядке методиками выполнения измерений.
8.5 Средства измерений, находящиеся в эксплуатации, должны обеспечивать результаты измерений в узаконенных единицах с установленной точностью и соответствовать условиям применения. Средства измерений должны быть поверены и откалиброваны в установленном порядке.
9.1 Перечень сертифицируемых показателей для производства продукции, услуг и отходов, производств и технологических процессов оказывающих влияние на окружающую природную среду, устанавливается и дополняется Госкомприродой Республики Узбекистан, путем внесения конкретных показателей и норм в стандарты на продукцию, услуги и отходы.
9.2 Для экологической сертификации предприятий, производств, технологических процессов сертифицируемыми показателями являются:
Перечень объектов подлежащих обязательной экологической сертификации с указанием экологических требований в приложении В.
9.3 При трансграничных перевозках продукции и отходов подлежащих обязательной сертификации сертифицируемыми показателями являются:
Требования к содержанию веществ, способных оказать воздействие на окружающую среду на стадиях жизненного цикла продукции;
Перечень объектов подлежащих обязательной экологической сертификации с указанием экологических требований в приложении С.
10.1 В случае когда для подтверждения экологической безопасности объекта необходимо подтверждение гигиенических требований орган по экологической сертификации взаимодействует с органами Министерства здравоохранения Республики Узбекистан.
10.2 В случае когда при проведении экологической сертификации объекта рассматривается вопрос добычи и использования природных ресурсов (полезных ископаемых), а также обращения с отходами производства и потребления в частности утилизации, ликвидации и захоронения, орган по экологической сертификации взаимодействует при необходимости с органами Государственной инспекции Республики Узбекистан по надзору за безопасным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе, Государственным комитетом Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, в случае с радиоактивным отходами привлекаются органы Министерства внутренних дел Республики Узбекистан.
10.3 В случае когда для проведения экологической сертификации объекта необходимо подтверждение соответствия строительным нормам и правилам орган по экологической сертификации взаимодействует при необходимости с Государственным комитетом по архитектуре и строительству Республики Узбекистан.
10.4 При трансграничных перевозках объектов подлежащих обязательной экологической сертификации орган по экологической сертификации взаимодействует с органами Таможенного комитета Республики Узбекистан.
10.5 Если для подтверждения экологической безопасности продукции и отходов производятся испытания по условиям транспортирования, хранения, маркирования специальных характеристик продукции, а также определения веществ, способных оказать воздействие на окружающую среду на стадиях жизненного цикла продукции, с целью подтверждения использования в качестве вторичных ресурсов либо утилизации, обезвреживания и/или размещения в окружающей среде принимаются результаты аккредитованных испытательных лабораторий независимо от принадлежности.
10.6 Сертификат соответствия на продукцию выдается при наличии экологического сертификата или экологического заключения и других документов (при необходимости) на данную продукцию.
Т/р | Отрасли промышленности | Наименование объекта | Вид выпускаемой продукции | Экологические требования |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Химическая | Производства, технологические процессы | Полимеры, пластмассы, химволокна, каучук, удобрения, прекурсоры | Предельно-допустимые выбросы; Предельно-допустимые сбросы; Лимиты образования отходов; Требования к содержанию веществ, способных оказать воздействие на окружающую среду на стадиях жизненного цикла продукции; Требования к местам, способам, условиям хранения; Методы утилизации (переработки), захоронения отходов. |
2. | Машиностроение Автомобилестроение Авиастроение Транспорт | Станки, инструменты, технологические оборудования, комплектующие изделия и запасные части, автотранспортные средства, тракторы, комбайны, самолеты, вертолеты, тепловозы, мотовелотехника | Предельно-допустимые выбросы; Предельно-допустимые сбросы; Требования к содержанию веществ, способных оказать воздействие на окружающую среду на стадиях жизненного цикла продукции; Лимиты образования отходов; Требования к способам сбора, накопления отходов, периодичности вывоза; Требования к количеству и составу отходов; Требования к местам, способам, условиям хранения; Требования к условиям, средствам транспортирования; Требования к содержанию загрязняющих веществ в отработавших газах передвижных средств; Требования к способам, методам утилизации, захоронения. | |
3. | Металлургия | Изделия из черных металлов, цветных металлов, драгоценные металлы, радиоактивные материалы | Предельно-допустимые выбросы; Предельно-допустимые сбросы; Требования к содержанию веществ, способных оказать воздействие на окружающую среду на стадиях жизненного цикла продукции; Лимиты образования отходов; Требования к способам сбора, накопления отходов, периодичности вывоза; Требования к количеству и составу отходов; Требования к способам, методам и средствам ликвидации; Требования к способам, видам, сохранности упаковки. | |
4. | Нефтегазовая | Нефте и газовое топливо, горючесмазочные материалы | Предельно-допустимые выбросы; Предельно-допустимые сбросы; Требования к содержанию веществ, способных оказать воздействие на окружающую среду на стадиях жизненного цикла продукции; Требования погрузки и выгрузки; Требования к месту хранения; Требования к способу складирования; Требования к способам сбора, накопления отходов, периодичности вывоза; Требования к количеству и составу отходов; Требования к способам, методам и средствам ликвидации; Действия в аварийных ситуациях, в случаях утечек и разливов. | |
5. | Деревообрабатывающая | Древесный уголь, деловая древесина, бумага, картон | Предельно-допустимые выбросы; Предельно-допустимые сбросы; Требования к условиям хранения (совместимость с другой продукцией, необходимость раздельного хранения, допустимый объем и условия окружающей среды); Требования к условиям, средствам транспортирования; Требования к содержанию веществ, способных оказать воздействие на окружающую среду на стадиях жизненного цикла продукции; Лимиты образования отходов; Требования к способам сбора, накопления отходов, периодичности вывоза. | |
6. | Пищевая Мукомольная промышленность | Кондитерские изделия, комбикорма, парфюмерно- косметические изделия | Предельно-допустимые выбросы; Предельно-допустимые сбросы; Требования к условиям хранения (совместимость с другой продукцией, необходимость раздельного хранения, допустимый объем и условия окружающей среды); Требования к содержанию веществ, способных оказать воздействие на окружающую среду на стадиях жизненного цикла продукции Лимиты образования отходов; Требования к способам сбора, накопления отходов, периодичности вывоза; Лимиты образования отходов; Требования к способам сбора, накопления отходов, периодичности вывоза; Требования к количеству и составу отходов; Требования к способам, методам и средствам ликвидации; Требования к местам, способам, хранения; Требования к условиям, средствам транспортирования. | |
7. | Агропромышленный комплекс | Консервированные мясо, рыба, овощи, фрукты, алкогольные, безалкогольные напитки | Предельно-допустимые выбросы; Предельно-допустимые сбросы; Требования к условиям хранения (совместимость с другой продукцией, необходимость раздельного хранения, допустимый объем и условия окружающей среды); Требования к содержанию веществ, способных оказать воздействие на окружающую среду на стадиях жизненного цикла продукции; Лимиты образования отходов. Требования к способам сбора, накопления отходов, периодичности вывоза; Требования к местам, способам, хранения; Лимиты образования отходов; Требования к способам сбора, накопления отходов, периодичности вывоза; Требования к количеству и составу отходов; Требования к способам, методам и средствам ликвидации; Действия в аварийных ситуациях, в случаях утечек и разливов; Требования к видам транспортных средств, их заполнению, способам крепления продукции. | |
8. | Легкая, Текстильная промышленность | Одежда и обувь | Предельно-допустимые выбросы; Предельно-допустимые сбросы; Требования к условиям хранения (совместимость с другой продукцией, необходимость раздельного хранения, допустимый объем и условия окружающей среды); Требования к содержанию веществ, способных оказать воздействие на окружающую среду на стадиях жизненного цикла продукции; Действия в аварийных ситуациях , в случае утечек и разливов; Наличие пылегазоочистительных установок, степень очистки; Наличие водоочистных сооружений — степень очистки; Применение оборотного водоснабжения; Условия транспортирования (допустимые внешние воздействия, совместимость); Лимиты образования отходов; Требования к способам сбора, накопления отходов, периодичности вывоза; Требования к количеству и составу отходов; Требования к способам, методам и средствам ликвидации. | |
9. | Фармакология | Фармацевтическая продукция | Предельно-допустимые выбросы; Предельно-допустимые сбросы; Требования к условиям хранения (совместимость с другой продукцией, необходимость раздельного хранения, допустимый объем и условия окружающей среды); Правила погрузки, выгрузки и обращения с продукцией после транспортирования; Требования к содержанию веществ, способных оказать воздействие на окружающую с?еду на стадиях жизненного цикла продукции; Специальные требования, связанные с особенностями продукции; Действия в аварийных ситуациях, в случае утечек и разливов; Наличие пылегазоочистительных установок, степень очистки; Наличие водоочистных сооружений — степень очистки; Применение оборотного водоснабжения; Лимиты образования отходов; Требования к способам сбора, накопления отходов, периодичности вывоза; Требования к количеству и составу отходов; Требования к способам, методам и средствам ликвидации. |
Т/р | Наименование объекта | Вид продукции и отходов | Экологические требования |
1. | Трансграничные перевозки продукции опасной в экологическом отношении | Ядохимикаты Стройматериалы Прекурсоры Удобрения не растительного происхождения Топливо | Требование к упаковки при транспортировании; Требования к маркировке; Требования к содержанию веществ в продукции, способных оказать влияние на окружающую среду в процессе использования продукции; Требования к распределению в окружающей среде по истечении срока службы продукции, возможности утилизации и использования в качестве вторичного сырья. |
2. | Трансграничные перевозки | Металлический шлам Металлосодержащие отходы Растворы отработанные травительные, прокатных и метизных цехов Силикаты щелочных металлов Отработанные минеральные масла Ртуть содержащие отходы Отходы, обрывки и скраб из пластмасс Отходы искусственных волокон Отходы резинотехнических изделий | Требование к упаковки при транспортировании; Требования к маркировке; Предельно-допустимая концентрация в воздухе санитарно защитной зоны; Требование к характеристикам отходов с целью определения пригодности в качестве вторичного сырья. |