В связи с внесением изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, руководствуясь статьей 47 Закона Республики Узбекистан «О судах», Пленум Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан постановляет:
I. Внести в постановление Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 25 июля 2003 года № 111 «О применении Хозяйственного процессуального кодекса Республики Узбекистан при пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам» следующие изменения и дополнения:
«При обращении таких лиц с заявлением по вновь открывшимся обстоятельствам заявление подлежит отказу в принятии применительно к пункту 1 статьи 117 ХПК, а если заявление принято к производству, производство по нему подлежит прекращению применительно к пункту 1 статьи 86 ХПК»;
«При отмене судебного акта и возникновении при новом рассмотрении дела необходимости разрешения вопроса о составе суда суды должны исходить из правил статьи 19 ХПК»;
«Заявитель и другие лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного разбирательства в порядке, предусмотренном статьей 124 ХПК».
II. (Текст постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 12 марта 2004 года № 115 на русском языке не существует).
III. Внести в постановление Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 23 декабря 2005 года № 136 «О применении Хозяйственного процессуального кодекса Республики Узбекистан при рассмотрении дел в кассационной инстанции» следующие изменения и дополнения:
«Кассационная жалоба и прилагаемые к ней документы могут быть направлены в хозяйственный суд в электронном виде через информационную систему»;
«7. Судам следует иметь в виду, что перечень оснований для возвращения кассационной жалобы (протеста), предусмотренный в части первой статьи 180 ХПК, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Кассационная жалоба (протест) поданная одновременно на решения, постановления, принятые по нескольким делам, а также на решение, не вступившее в законную силу, подлежит отказу в принятии применительно к пункту 1 части первой статьи 117 ХПК. Если указанные обстоятельства будут установлены после принятия кассационной жалобы (протеста) к производству, то производство по жалобе (протесту) в кассационной инстанции подлежит прекращению применительно к пункту 1 статьи 86 ХПК.
В случаях, когда кассационная жалоба (протест) поступила в хозяйственный суд после поступления апелляционной жалобы (протест) с ходатайством о восстановлении пропущенного срока на ее подачу и это ходатайство удовлетворено, кассационная жалоба подлежит отказу в принятии применительно к пункту 3 части первой статьи 117 ХПК. Отказ в принятии кассационной жалобы (протеста) не препятствует подателю жалобы (протеста) вновь обратиться в хозяйственный суд с кассационной жалобой (протестом), если основания для подачи жалобы (протеста) не отпали после принятия постановления (определения) в апелляционной инстанции.
Определение судьи суда первой инстанции о возвращении или отказе в принятии кассационной жалобы (протеста) может быть обжаловано (опротестовано) в суд кассационной инстанции в месячный срок»;
«В определении указывается время и место рассмотрения кассационной жалобы (протеста). Определение направляется лицам, участвующим в деле, прокурору, принесшему кассационный протест, а также лицу, подавшему жалобу в соответствии с пунктом 5 части третьей статьи 188 ХПК, в порядке, предусмотренном статьей 124 ХПК»;
«Если не приведенный в исполнение судебный акт отменен или изменен и принят новый судебный акт о полном или частичном отказе в иске либо производство по делу прекращено, либо иск оставлен без рассмотрения полностью или в части, в резолютивной части постановления суда кассационной инстанции указывается о полном или частичном прекращении взыскания по отмененному или измененному в соответствующей части судебному акту»;
«При обнаружении признаков преступления суд кассационной инстанции вправе сообщить об этом прокурору для решения вопроса о возбуждении уголовного дела с приложением соответствующих материалов».
IV. Внести в постановление Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 27 января 2006 года № 142 «О некоторых вопросах применения хозяйственными судами Закона Республики Узбекистан «О банкротстве» следующие изменения и дополнение:
1) в абзаце первом пункта 2 слова «Государственного комитета Республики Узбекистан по демонополизации, поддержке конкуренции и предпринимательства» заменить словами «Государственного комитета Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции»;
«Если указанные обстоятельства установлены после принятия искового заявления (заявления) к производству, то производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 статьи 86 ХПК»;
«В случае непредставления таких документов, заявление подлежит отказу в принятии на основании части пятой статьи 45 Закона и пункта 1 части первой статьи 117 ХПК»;
«В этом случае вопрос о введении процедуры наблюдения и назначении временного управляющего решается в соответствии с частью второй статьи 48 Закона не позднее десяти дней со дня поступления заявления о признании должника банкротом»;
«В данном судебном заседании одновременно могут быть рассмотрены вопросы назначения нового судебного управляющего, привлечения к административной и (или) материальной ответственности бывшего судебного управляющего, освобожденного от занимаемой должности, а при установлении в его действиях признаков преступления, сообщения об этом прокурору в порядке статьи 152 ХПК»;
«При наличии у должника задолженности в иностранной валюте, для проведения первого собрания кредиторов размер требований кредиторов, включаемых в реестр требований кредиторов, определяется в соответствии с официальным курсом, установленным на дату принятия хозяйственным судом заявления о признании должника банкротом, а в последующих процедурах — в порядке, предусмотренном Положением «О порядке отражения операций в иностранной валюте в бухгалтерском учете» (зарегистрировано Министерством юстиции Республики Узбекистан 30 июля 2013 года № 1411-1), если в договоре, заключенном между кредитором и должником, не предусмотрен иной порядок»;
9) в абзаце пятом пункта 34 слова «Государственного комитета Республики Узбекистан по демонополизации, поддержке конкуренции и предпринимательства» заменить словами «Государственного комитета Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции»;
«В соответствии с пунктом 4 постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 18 апреля 2003 года №188 «О мерах повышения эффективности проводимой реструктуризации и финансового оздоровления экономически несостоятельных предприятий», при объявлении предприятия-должника банкротом и открытии ликвидационного производства, коммерческий банк, являющийся кредитором с требованием в размере 70 и более процентов от общей суммы кредиторской задолженности, вправе обратиться в суд с заявлением о передаче предприятия (имущества) должника в его собственность по ликвидационной стоимости, за исключением имущества, являющегося предметом залога. При этом, банк принимает обязательства по:
погашению расходов и удовлетворению требований, предусмотренных частью первой статьи 134 Закона и задолженности по заработной плате;
погашению иной кредиторской задолженности предприятия-банкрота после реализации предприятия-банкрота.
Срок погашения банком расходов и удовлетворение требований, предусмотренных частью первой статьи 134 Закона, и задолженности по заработной плате не должен превышать одного месяца с момента принятия судом решения о передаче в собственность банка имущества предприятия-банкрота.
Имущество должника передается судебным управляющим в собственность банка на основании определения суда при условии погашения банком расходов и удовлетворения требований, предусмотренных частью первой статьи 134 Закона, и задолженности по заработной плате»;
«Если отчет ликвидационного управляющего признан обоснованным, хозяйственный суд выносит определение о завершении ликвидационного производства, а если отчет признан необоснованным, суд выносит определение об отказе в завершении ликвидационного производства»;
«В этом случае, вопрос о завершении ликвидационного производства рассматривается после устранения недостатков и предоставления нового отчета».
V. Внести в постановление Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 15 июня 2007 года № 162 «О применении Хозяйственного процессуального кодекса Республики Узбекистан при рассмотрении дел в суде первой инстанции» следующие изменения и дополнения:
«В статье 23 ХПК установлен субъектный состав участников правоотношений, из которых могут возникнуть споры, подведомственные хозяйственному суду. Он, прежде всего, включает в себя юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и получивших в установленном законом порядке статус индивидуального предпринимателя, а также граждан — физических лиц по делам, предусмотренным в пункте 4 части первой статьи 23 ХПК. Судам необходимо иметь в виду, что хозяйственный суд не вправе отказывать в принятии искового заявления, если с иском обратилось не само юридическое лицо, а его обособленное подразделение (филиал, представительство) на основании доверенности. При этом истцом по таким делам считается не обособленное подразделение, которое выступает как представитель, а юридическое лицо, в интересах которого оно действует»;
в абзаце четвертом слова «В соответствии со статьей 23 ХПК» заменить словами «В соответствии с пунктом 1 части первой статьи 23 ХПК»;
«В соответствии с частью третьей статьи 49 ХПК граждане могут вести свои дела в хозяйственном суде лично или через представителей. Под гражданами, указанными в части третьей статьи 49 ХПК, следует понимать граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и получивших в установленном законом порядке статус индивидуального предпринимателя, а также физических лиц — участников споров, предусмотренных пунктом 4 части первой статьи 23 ХПК»;
«К исковому заявлению (заявлению) Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан и ее территориальных управлений должен быть приложен договор о членстве, заключенный между истцом и Торгово-промышленной палатой Республики Узбекистан. При несоблюдении данного требования исковое заявление (заявление) подлежит возврату применительно к пункту 2 части первой статьи 118 ХПК, а если данное обстоятельство установлено после принятия искового заявления к производству, иск подлежит оставлению без рассмотрения применительно к пункту 3 статьи 88 ХПК»;
«В ходе подготовки дела к судебному разбирательству хозяйственный суд извещает заинтересованных лиц о производстве по делу в порядке, предусмотренном в статье 124 ХПК»;
«Определение об отложении рассмотрения дела направляется лицам, участвующим в деле в порядке, предусмотренном в статьи 124 настоящего Кодекса»;
«В случаях установления в процессе рассмотрения дел нарушений законности либо существенных недостатков в деятельности хозяйствующих субъектов, а также их должностных лиц хозяйственные суды вправе на основании статьи 152 ХПК выносить частные определения, а в случае обнаружения признаков преступления — направлять сообщения об этом прокурору для решения вопроса о возбуждении уголовных дел с приложением соответствующих материалов».
VI. Внести в постановление Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 28 декабря 2007 года № 172 «О частном определении хозяйственного суда» следующие изменения:
«9. В соответствии с частью четвертой статьи 152 ХПК, если при рассмотрении хозяйственного спора суд обнаружит в действиях лиц признаки преступления, он сообщает об этом прокурору для решения вопроса о возбуждении уголовного дела с приложением соответствующих материалов.
Разъяснить судам, что сообщение о наличии в действиях лиц признаков преступления должно быть указано в частном определении»;
из второго предложения абзаца первого слова «связанных с возбуждением уголовного дела» и «УПК» исключить;
из второго предложения абзаца третьего слова «а также в частном определении о возбуждении уголовного дела» и «(преступления)» исключить.
VII. Абзац пятый пункта 4 постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 28 декабря 2007 года № 173 «О применении Хозяйственного процессуального кодекса Республики Узбекистан при рассмотрении дел в суде апелляционной инстанции» после слов «передано им под расписку» дополнить словами «а при наличии у них электронных адресов определение может быть направлено в электронной форме через информационную систему».
VIII. Внести в постановление Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 18 апреля 2008 года № 180 «О некоторых вопросах применения хозяйственными судами законодательства о государственной пошлине» следующие изменения и дополнения:
«В случае обжалования судебного акта только в части государственной пошлины, государственная пошлина оплате не подлежит»;
«4.7. Согласно статье 106 ХПК заявление о выдаче судебного приказа оплачивается государственной пошлиной в размере пятидесяти процентов ставки, исчисленной исходя из оспариваемой суммы при обращении в суд с иском в общем порядке.
Разъяснить судам, что размер уплачиваемой (взыскиваемой) государственной пошлины по заявлению о выдаче судебного приказа должен быть не менее 50 процентов минимальной заработной платы»;
3) третье предложение пункта 9 после слов «другим лицом» дополнить словами «(за исключением случаев оплаты государственной пошлины руководителем или учредителем за предприятие)»;
«При обращении в суд в рамках осуществляемой предпринимательской деятельности субъекты малого бизнеса и частного предпринимательства уплачивают государственную пошлину в размере 50 процентов установленной ставки. При этом статус субъекта малого бизнеса должен быть подтвержден справкой органа статистики, прилагаемой к исковому заявлению.
Если при обращении в хозяйственный суд субъектом малого бизнеса и частного предпринимательства государственная пошлина оплачена в размере 50 процентов установленной ставки и исковые требования удовлетворены, взыскиваемая по результатам рассмотрения дела с ответчика государственная пошлина ограничивается уплаченной истцом суммой. В случае отказа в иске государственная пошлина дополнительно с истца не взыскивается.
Апелляционные и кассационные жалобы по этим делам оплачиваются государственной пошлиной в размере 50 процентов от пошлины, оплаченной (взысканной) в суд первой инстанции»;
5) в пункте 28 слова «по демонополизации, поддержке конкуренции и предпринимательства» заменить словами «по приватизации, демонополизации и поддержке конкуренции»;
6) абзац первый пункта 29 после слов «При отказе в иске» дополнить словами «(при прекращении производства по делу, оставлении иска без рассмотрения)».
IХ. Внести в постановление Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 24 апреля 2009 года № 197 «О некоторых вопросах применения хозяйственными судами таможенного законодательства» следующие изменения:
«В случае, если до подачи искового заявления в суд плательщик в течение одного года не обращался в таможенные органы с заявлением о возврате (зачете) денежных средств, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 8 статьи 86 ХПК»;
2) в пункте 14.2 слова «части второй статьи 113 ТК» и «с них» заменить соответственно словами «части третьей статьи 113 ТК» и «для них»;
«При разрешении споров, связанных с возвратом уплаченной таможенной пошлины при импорте имущества предприятием с иностранными инвестициями для собственных производственных нужд, судам следует иметь в виду, что факт отнесения продукции к категории, импортируемой предприятиями для собственных нужд, удостоверяется соответствующим сертификатом, который выдается в соответствии с Положением «О порядке определения имущества, ввозимого предприятиями с иностранными инвестициями для собственных производственных нужд», утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 16 мая 2011 года № 136»;
«При этом следует учитывать, что согласно части шестой статьи 12 Закона Республики Узбекистан «Об иностранных инвестициях» имущество, ввозимое в Республику Узбекистан предприятиями с иностранными инвестициями с долей иностранных инвестиций в уставном фонде не менее 33 процентов для собственных производственных нужд, освобождается в течение двух лет с момента их государственной регистрации от обложения таможенной пошлиной в порядке, установленном законодательством»;
«Судам следует иметь в виду, что при выставлении инкассового поручения на основании статьи 112 ТК, таможенный орган в соответствии с абзацем вторым пункта 61 Положения «О безналичных расчетах в Республике Узбекистан», зарегистрированного Министерством юстиции Республики Узбекистан от 3 июня 2013 года № 2465, обязан указывать в деталях платежа номер и дату документа (ГТД, акт проверки, заключение таможенного органа), на основании которого производится бесспорное списание».
Х. Пункты 3, 16 и абзац второй пункта 23 постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 18 декабря 2009 года № 204 «О применении норм Хозяйственного процессуального кодекса Республики Узбекистан при утверждении мирового соглашения» исключить.
XI. Внести в постановление Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 18 июня 2010 года № 210 «О некоторых вопросах применения хозяйственными судами общей части Налогового кодекса Республики Узбекистан» следующие изменения и дополнения:
«13.1. При обращении органа государственной налоговой службы с заявлением об обращении взыскания на имущество налогоплательщика размер налоговой задолженности не должен быть менее размера, установленного законодательными актами. Если сумма задолженности менее установленного размера, заявление подлежит отказу в принятии применительно к пункту 1 части первой статьи 117 ХПК, а при установлении данного обстоятельства после принятия заявления к производству, производство по делу подлежит прекращению в соответствии с пунктом 1 статьи 86 ХПК»;
«Несоблюдение должностными лицами органов государственной налоговой службы правил, предусмотренных в статьях 92 — 104 НК, может явиться основанием для отмены решения органа государственной налоговой службы вышестоящим органом государственной налоговой службы или для признания судом этого решения недействительным»;
«В соответствии с частью первой статьи 53 Налогового кодекса банки обязаны исполнять платежные поручения налогоплательщика на перечисление налога и (или) другого обязательного платежа, а также инкассовые поручения соответствующего уполномоченного органа о взыскании налогов и других обязательных платежей в порядке очередности, установленной в Инструкции «О порядке списания денежных средств с банковских счетов хозяйствующих субъектов» (зарегистрирована в Министерстве юстиции Республики Узбекистан 15 марта 2012 года № 2342) и Положении «О безналичных расчетах в Республике Узбекистан» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Узбекистан 3 июня 2013 года № 2465), а также Инструкции «О кассовом исполнении Государственного бюджета Республики Узбекистан» (зарегистрирована в Министерстве юстиции Республики Узбекистан 1 февраля 2012 года № 2320)»;
«Для частных предпринимателей, занимающихся розничной торговой деятельностью, регистрами учета доходов и товарных операций считается книга учета доходов и товарных операций и книжка чеков товара частного предпринимателя, занимающихся розничной торговой деятельностью. Регистры учета доходов и товарных операций регистрируются органами государственной налоговой службы по месту регистрации частного предпринимателя»;
XII. Пункт 12.1 постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 19 ноября 2010 года № 220 «О некоторых вопросах применения актов законодательства при рассмотрении дел о признании права собственности» исключить.