к постановлению Кабинет Министров от 8 мая 2013 года № 124
ЎЗБЕКИСТОН ДАВЛАТ СТАНДАРТИ | ||
Ўзбекистон Республикаси узлуксиз таълим тизимининг | ||
Государственный образовательный стандарт | ||
Таълимнинг барча босқичлари битирувчиларининг чет тиллари бўйича | ||
ТАЛАБЛАР | ||
ТРЕБОВАНИЯ | ||
к уровню подготовленности выпускников всех ступеней |
Выпускники | Уровень по CEFR | Название уровня | |
Общее среднее образование | Выпускники начальных классов | А 1 | Базовый начальный уровень владения ИЯ |
Выпускники 9-го класса | А 2 | Базовый уровень владения ИЯ | |
Выпускники 9-го класса государственных общеобразовательных специализированных школ с углубленным изучением иностранных языков | А 2+ | Базовый усиленный уровень владения ИЯ | |
Среднее специальное, профессиональное образование | Выпускники академических лицеев неязыкового профиля | В 1 | Уровень самостоятельного начального владения ИЯ |
Выпускники профессиональных колледжей | |||
Выпускники академических лицеев языкового профиля — второй ИЯ | |||
Выпускники академических лицеев языкового профиля | В 1+ | Уровень самостоятельного усиленного владения ИЯ | |
Высшее образование | Выпускники бакалавриата неязыковых факультетов высших учебных заведений | В 2 | Уровень самостоятельного владения ИЯ |
Выпускники бакалавриата языковых факультетов высших учебных заведений — второй ИЯ | |||
Выпускники магистратуры неязыковых факультетов высших учебных заведений | |||
Выпускники бакалавриата языковых факультетов высших учебных заведений Выпускники магистратуры языковых факультетов высших учебных заведений | С 1 | Уровень профессионального начального владения ИЯ |
Компетенции | Содержание обучения | ||
Предметное содержание речи | Повседневная тематика (личные сведения, сведения о семье, проведение свободного времени и т. д.). Социально-общественная тематика (социальные контакты с окружающим миром). Образовательная тематика (школьные предметы и отношение к ним, школьное образование и другие). Социокультурная тематика (исторические, географические, климатические, культурные и другие особенности стран изучаемого языка и Республики Узбекистан). | ||
Лингвистическая компетенция | Речевая компетенция | Аудирование | Выражения классного обихода и речь учителя. Сказки и рассказы. Речь носителя языка в записи (песни, четверостишия, рифмовки, диалоги и т. д.). |
Говорение | Диалог. Приветствие. Знакомство. Благодарность. Вежливая просьба. Запрос и передача информации. Извинения. Поздравления. Приглашения, принятие и отказ от приглашения. Монолог. Простые описания события или опыта. Рассказывание коротких историй. Подготовка простых и коротких презентаций на темы в соответствии с возрастными особенностями. | ||
Чтение | Короткие тексты, содержащие только знакомый языковой материал. Простые тексты, содержащие новые слова, значения которых можно понять по контексту. Чтение с целью выделения необходимой информации. Чтение простых рассказов и стихов. | ||
Письмо | Почерк, правописание. Написание простых сообщений (открытки, заметки, электронные письма). Заполнение простых формуляров личными данными. | ||
Языковая компетенция | Графика и орфография | Все буквы алфавита, буквосочетания. | |
Фонетическая компетенция | Распознавание звуков в связной речи и по отдельности. Правильное использование ритма и интонации в базовых коммуникативных выражениях (утверждения, вопросы, побуждения). Практика употребления основных звуков в связной речи при развитии навыков говорения. | ||
Лексическая компетенция | Использование тематического вокабуляра и семантических полей на простом уровне. Начальное представление о путях словообразования (сложные слова и аффиксация), заимствования из других языков (интернациональные слова). | ||
Грамматическая компетенция | Части речи. Основные правила синтаксиса. Основные формы глагола в настоящем и прошедшем времени и т. д. | ||
Социолингвистическая компетенция | Изучение простых коммуникативных моделей в дискурсе классного обихода и повседневных ситуациях. Осознание базовых межкультурных особенностей стран изучаемого языка и Узбекистана (например, праздники и традиции). | ||
Прагматическая компетенция | Умение спросить, когда что-то неясно. |
Компетенции | Знать/уметь | ||
Лингвистическая компетенция | Речевая компетенция | Аудирование | Понимать и следовать простым инструкциям. Понимать простые вопросы и утверждения. Понимать простые рифмовки, рассказы, песни и т.д. Понимать аутентичную речь в знакомом контексте. |
Говорение | Диалог. Запрашивать и давать информацию. Просьба о помощи. Задавать и отвечать на простые вопросы. Монолог. Описывать место проживания, семью, друзей и знакомых людей. Представиться и рассказать о том, что нравится и не нравится. Делать короткую презентацию на знакомую тему. | ||
Чтение | Понимать основные моменты в информационных текстах на знакомые темы. Понимать короткие описания места и людей и при необходимости использовать наглядность. Понимать простые сообщения, например, письма, электронные письма. Понимать и следовать простым инструкциям или руководствам, предъявленным в письменной форме. | ||
Письмо | Писать простые личные сообщения (открытки, записки, электронные письма). Заполнять простые формуляры личными данными (имя, адрес и т.д.). Писать простые стихи и рассказы. | ||
Языковая компетенция | Фонетическая компетенция | Точно произносить все звуки ИЯ. Правильно использовать ударение в словах и выражениях. Правильно использовать интонационные модели в соответствии с коммуникативной ситуацией. | |
Лексическая компетенция | Использовать выученные лексические единицы в контексте. Использовать базовый тематический вокабуляр в коммуникативных ситуациях. Распознавать и использовать некоторые интернациональные слова и заимствования. | ||
Грамматическая компетенция | Использование простых грамматических и синтаксических конструкций в коммуникативных ситуациях. Соединять слова и словосочетания при помощи союза «и». Правильно согласовывать предложения и представлять события в описаниях и рассказах, используя формы глагола и наречия времени. |
Компетенции | Содержание обучения | ||
Предметное содержание речи | Повседневная тематика (личные сведения, сведения о семье, проведение свободного времени и т. д.). | ||
Лингвистическая компетенция | Речевая компетенция | Аудирование | Понимание: речи учителя и выражений классного обихода; рассказов, прогноза погоды, объявлений, ТВ и радиопрограмм; речи носителя языка в записи (песни, стихотворения, диалоги и т. д.). Развитие навыков и умений аудирования для понимания основной идеи, детального понимания, понимания выборочной информации прослушанного. |
Говорение | Диалог. Формальные и неформальные приветствия. Знакомство. Согласие, несогласие. Просьба повторить, уточнить. Запрос и передача информации. Поздравления. Приглашение, принятие и отказ от приглашений. Монолог. Простые описания событий и опыта. Рассказывание историй. Подготовка презентаций на различные темы с учетом возрастных особенностей. Подготовка коротких докладов на знакомом языковом материале. | ||
Чтение | Короткие тексты, содержащие, в основном, знакомый языковой материал. Художественные и публицистические тексты, содержащие некоторые незнакомые слова, значение которых можно угадать. Простые формы сообщений (письма, сообщения). Чтение рассказов и стихов в свободное время. Развитие навыков и умений ознакомительного, поискового, детального чтения. | ||
Письмо | Написание личных писем (короткие сообщения, открытки, записки, памятки, электронные письма). Заполнение формуляров личными сведениями. | ||
Языковая компетенция | Графика и орфография | Правила пунктуации и орфографии. | |
Фонетическая компетенция | Различение звуков в связной речи и по отдельности. Правильное использование ритма и интонации в соответствии с типом предложений (утвердительных, вопросительных, восклицательных) в различных коммуникативных ситуациях. Практика звукопроизносительных навыков в связной устной речи. | ||
Лексическая компетенция | Расширение словарного запаса на основе предметного содержания речи основного этапа обучения. Начальное представление простых способов словообразования; заимствования (интернациональные слова). | ||
Грамматическая компетенция | Части речи. Основные правила синтаксиса. Настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Активный и пассивный залог и т. д. | ||
Социолингвистическая компетенция | Распознавание основных культурных и речевых особенностей Узбекистана и стран изучаемого языка, например, приветствия, способы обращения, вежливость в общении и т.д. | ||
Прагматическая компетенция | Выбор правильных языковых средств для общения в знакомых коммуникативных ситуациях. |
Компетенции | Знать/уметь | ||
Лингвистическая компетенция | Речевая компетенция | Аудирование | А2 Понимать фразы и выражения, относящиеся к потребностям и интересам обучающегося. Понимать простые инструкции, указывающие как добраться куда-нибудь. Понимать основную мысль в простых сообщениях и объявлениях. A2+ Понимать основную информацию текстов повседневной тематики, предъявляемых в записи. Определять основную тему дискуссии, происходящей в присутствии обучающегося. Диалог. A2 Запрашивать и давать необходимую информацию. Использовать простые вежливые формы приветствий и обращений в ситуациях повседневного общения. |
Говорение | Приглашать и отвечать на приглашения, делать предложения, извиняться. | ||
Чтение | A2 | ||
Письмо | A2 | ||
Языковая компетенция | Фонетическая компетенция | Правильно произносить все звуки ИЯ. | |
Лексическая компетенция | Использовать изученные лексические единицы в контексте. | ||
Грамматическая компетенция | Использовать базовые грамматические и синтаксические конструкции в различных коммуникативных ситуациях. |
Компетенции | Содержание обучения | ||
Предметное содержание речи | Повседневная тематика (личные сведения, сведения о семье, провождение свободного времени и т.д.). | ||
Лингвистическая компетенция | Речевая компетенция | Аудирование | Понимание аутентичных и полуаутентичных профессионально-ориентированных дискурсов. Понимание различных видов акцентов. Понимание простых радио- и телепрограмм о текущих событиях. Понимание простых программ, относящихся к личным и профессиональным интересам. Развитие навыков и умений аудирования для понимания основной идеи, детального понимания и понимания конкретной информации. |
Говорение | Диалог. | ||
Чтение | Чтение простых профессионально-ориентированных текстов, состоящих из часто употребляемого языкового материала. | ||
Письмо | Простая деловая документация (письма и электронные письма, доклады, отчеты, планы, сервис-предложения, резюме, сопроводительные письма, анкеты). | ||
Языковая компетенция | Фонетическая компетенция | Совершенствование четкого произношения на уровне слова, высказывания и дискурса. | |
Лексическая компетенция | Расширение профессионально-ориентированного вокабуляра. | ||
Грамматическая компетенция | Правильное использование грамматического материала, изученного раннее (времена глагола, модальные глаголы, степени сравнения прилагательных и наречий, предлоги, слова-детерминанты и т.д.) в повседневном и профессионально-ориентированном контексте. | ||
Социолингвистическая компетенция | Распознавание основных межкультурных языковых особенностей Республики Узбекистан и стран изучаемого языка, например, приветствия, способы обращения, нормы речевого этикета. | ||
Прагматическая компетенция | Развитие навыков презентации. |
Компетенции | Знать/уметь | ||
Лингвистическая компетенция | Речевая компетенция | Аудирование | Понимать основную информацию, представленную на четком нормативном языке на знакомую общую тематику. Понимать основную информацию, представленную на четком нормативном языке на профессиональные темы. Понимать основное содержание или основную идею радио- и ТВ-новостей, программ о текущих событиях и программ, относящихся к личным и профессиональным интересам, если звучит медленная и четкая речь. Понимать и следовать детальным инструкциям и руководствам. Следить за ходом дискуссий на знакомые темы. |
Говорение | Диалог. Общаться в большинстве ситуаций, возникающих во время путешествий или в профессиональной сфере. Спонтанно вступать в беседу на знакомые темы личного или повседневного характера. Запрашивать и давать информацию, выражать мнение как на общие, так и профессиональные темы. Выражать чувства и отвечать на ряд чувств и эмоций, например, грусть, счастье, разочарование, удовольствие, удивление. Поддерживать разговор или обсуждение на должном уровне. Эффективно общаться в ситуациях повседневного общения, касающихся путешествий, покупок, банка. Запрашивать и давать детальные инструкции или руководства. Отвечать на предугадываемые вопросы в формальных интервью, например, при поступлении на работу или получении стипендии. Назначать или планировать встречи в личном общении или по телефону. Задавать или отвечать на вопросы, касающиеся профессиональных ситуаций. Монолог. Делать короткие логические, связные презентации на профессиональные или другие знакомые темы. Делать спонтанные простые описания или отчеты о знакомых ситуациях или темах. Соотносить детали инцидента или события. Описывать мечты, надежды, желания. Описывать планы или намерения в объявлениях или во время презентации. Представить дело или аргумент, указывая причины, используя простые выражения. | ||
Чтение | Понимать полностью профессионально-ориентированные тексты. Выделять и понимать необходимую информацию в повседневных и базовых профессиональных документах, например, сообщения, краткие официальные сообщения и др. Понимать необходимую информацию в газетах и Интернет-источниках. Понимать и следовать письменным инструкциям по применению оборудования и гаджетов. Понимать основные идеи в текстах, представляющих общий интерес (с намерением их дальнейшего обсуждения). | ||
Письмо | Писать записки и сообщения как личного, так и профессионального характера, выражая срочность, важность и необходимость. Писать короткие профессиональные доклады в стандартном формате. Писать простые отчеты о служебных обязанностях. Писать простые отчеты, связанные с местом работы или инцидентами. Писать резюме и сопроводительное письмо. | ||
Языковая компетенция | Фонетическая компетенция | Использовать ударение и интонацию для выразительности речи в презентациях и дискуссиях. | |
Лексическая компетенция | Активно использовать имеющийся профессионально-ориентированный словарный запас. Распознавать и использовать интернациональные родственные слова, характерные для профессионального дискурса. Распознавать и понимать значения словообразовательных элементов (сложные слова, префиксы, суффиксы, корни) как вне, так и в профессиональной сфере. | ||
Грамматическая компетенция | Распознавать и адекватно применять все основные элементы грамматики ИЯ в соответствии с коммуникативными целями. |
Компетенции | Содержание обучения | ||
Предметное содержание речи | Повседневная тематика (личные сведения, сведения о семье, проведение свободного времени и т. д.). | ||
Лингвистическая компетенция | Речевая компетенция | Аудирование | Понимание текущих новостей, касающихся личных и профессиональных интересов, по радио- и ТВ-программам. Понимание документальных и художественных фильмов. Понимание аутентичных профессионально-ориентированных дискурсов. Понимание лекций и презентаций на общую и профессионально-ориентированную тематику. Понимание речи, представленной различными вариантами произношения на ИЯ. Понимание обсуждений и дискуссий на ИЯ. Развитие навыков и умений аудирования для понимания основной идеи, полного понимания и выделения необходимой информации из прослушанного. |
Говорение | Диалог. | ||
Чтение | Газеты, журналы, периодика. | ||
Письмо | Деловые письма. | ||
Фонетическая компетенция | Использование в профессионально-ориентированных ситуациях адекватного ритма и различных видов интонации (в утвердительных, вопросительных, отрицательных, повелительных предложениях). | ||
Лексическая компетенция | Словообразование. | ||
Грамматическая компетенция | Точное использование грамматического материала, изученного раннее (времена глагола, модальные глаголы, степени сравнения прилагательных и наречий, детерминанты — слова-определители, предлоги и т. д.), в повседневном и профессионально-ориентированном контексте. | ||
Социолингвистическая компетенция | Распознавание основных межкультурных и речевых особенностей Узбекистана и стран изучаемого языка, например, приветствия, способы обращения, нормы речевого этикета. | ||
Прагматическая компетенция | Развитие навыков презентации. |
Компетенции | Знать/уметь | ||
Лингвистическая компетенция | Речевая компетенция | Аудирование | Понимать четко структурированные лекции и беседы, касающиеся собственных интересов. Понимать основную информацию, касающуюся собственных интересов, в ТВ- и радиопрограммах или в Интернет-источниках. Понимать основную идею и необходимую информацию, относящуюся к личной, академической и профессиональной сфере, в устном общении. Понимать большинство аспектов в беседе или дискуссии с носителем языка на знакомые общие или профессиональные темы. |
Говорение | Диалог. Обмениваться, проверять или подтверждать информацию на знакомую повседневную или не повседневную тематику с достаточной степенью уверенности. Описывать проблему и предлагать решения. Справляться с непредусмотренными коммуникативными ситуациями: поддерживать неподготовленный разговор и дискуссию. Участвовать в дебатах и дискуссиях на знакомые темы. Высказывать идеи на абстрактные темы и задавать вопросы в ходе дискуссии. Комментировать точку зрения других в ходе дискуссии или разговора. Давать подробные инструкции и отвечать на вопросы, связанные с ними. Проводить интервью, используя вопросы и делая соответствующие комментарии. Предоставлять информацию, необходимую для интервью или консультации. Монолог. Делать хорошо структурированные презентации на общие и профессионально-ориентированные темы. Обобщать короткие рассказы, статьи или дискуссии. Развивать аргументацию достаточно хорошо для эффективности понимания. | ||
Чтение | Читать довольно длинные тексты для выделения необходимой информации и подбора информации из различных частей текста. Определять выводы в четком письменном тексте аргументированного характера. Распознавать основные аргументы в тексте. Читать относительно длинные тексты для получения необходимой информации. Читать короткие газетные статьи, интернет-тексты и т. д. для нахождения необходимой и детальной информации. | ||
Письмо | Делать записи лекций, которые достаточны для собственного понимания. Писать короткие простые эссе на темы, касающиеся собственных интересов. Писать формальные письма, деловые бумаги (заявления, письмо-согласие, резюме). Писать хорошо структурированные доклады на темы, касающиеся опыта, деятельности и других событий. Писать отчеты по проектной деятельности. Писать рассказ. | ||
Языковая компетенция | Фонетическая компетенция | Использовать ритм и интонацию (повествовательную, вопросительную, отрицательную, повелительную), деление предложений на значимые части. Использовать ударение и интонацию для усиления эмоциональности в презентациях и дискуссиях. Распознавать некоторые акценты в ИЯ. | |
Лексическая компетенция | Распознавать и использовать профессионально-ориентированный вокабуляр. Распознавать и понимать значение словообразовательных элементов (сложные слова, префиксы, суффиксы, корни) в и вне профессионального контекста. | ||
Грамматическая компетенция | Знать и правильно использовать все элементы грамматики ИЯ в коммуникативных целях. |
Компетенции | Содержание обучения | ||
Предметное содержание речи | Тематика, относящаяся к Интернет и инфокоммуникационным технологиям. | ||
Лингвистическая компетенция | Речевая компетенция | Аудирование | Лекции, презентации, дебаты. Радио- и ТВ-репортажи, новости, бюллетени, интервью, документальные фильмы и т. д. Объявления. Речь носителей языка в записи (художественные и документальные фильмы, публичные выступления и т. д.). Беседы на социальные темы между носителями языка. Развивать навыки и умения аудирования для понимания основной идеи, полного понимания и понимания конкретной информации прослушанного. |
Говорение | Диалог. | ||
Чтение | Корреспонденция, включая электронную почту, записки, сообщения и письма. Аутентичные тексты, содержащие специфические материалы. Тексты, содержащие специфическую лексику и терминологию, например, отрывки, доклады, отрывки из учебников. Научная и профессионально-ориентированная литература (периодика, электронная литература). Развитие навыков и умений просмотрового, ознакомительного и детального чтения. | ||
Письмо | Корреспонденция (письма, сообщения и т. д.). Особая информация (памятки, резюме и т. д.). Эссе, изложения, резюме. Исследовательские работы (статьи, выпускные квалификационные работы и т. д.). | ||
Лексическая компетенция | Расширение вокабуляра и глоссария по специальности, включая общие аббревиатуры. Виды словообразования (словосложение, аффиксация), интернациональные слова и заимствования/ложные заимствования. Антонимы, синонимы и другие лексические понятия. | ||
Грамматическая компетенция | В большинстве случаев точное использование грамматического материала, изученного на предыдущих этапах (времена глагола, модальные глаголы, степени сравнения прилагательных и наречий, предлоги и т. д.), в общеупотребительном и академическом контексте. | ||
Социолингвистическая компетенция | Распознавание основных межкультурных и речевых особенностей Узбекистана и стран изучаемого языка (в академических и социальных ситуациях), например, приветствия, способы обращения в академических и социальных ситуациях, нормы речевого поведения на лекциях, семинарах и т. д. | ||
Прагматическая компетенция | Дальнейшее развитие навыков презентации. |
Компетенции | Знать/уметь | ||
Лингвистическая компетенция | Речевая компетенция | Аудирование | Понимать и следить за ходом долгих бесед или сложной аргументации. Понимать основную информацию лекций, бесед, докладов, подробных инструкций и других форм академических и профессиональных презентаций, вопросов и высказываний. Понимать объявления и сообщения. Понимать сложную аутентичную речь в знакомом и незнакомом контексте. Почти полностью понимать беседы и дискуссии носителей языка в присутствии обучающегося. Почти полностью понимать радио- и Интернет-материалы, телепередачи и документальные фильмы, интервью и т. д. |
Говорение | Диалог. | ||
Чтение | Понимать основную/необходимую информацию из текстов на знакомые и незнакомые темы. | ||
Письмо | Писать специальные сообщения (деловые письма, заметки, электронные письма). | ||
Языковая компетенция | Лексическая компетенция | Использовать профессиональную лексику и терминологию в контексте. | |
Грамматическая компетенция | Использовать сложные грамматические и синтаксические конструкции в коммуникативных ситуациях. |
Компетенции | Содержание обучения | ||
Предметное содержание речи | Повседневная тематика (например, диета, воспитание детей и т. д.). | ||
Лингвистическая компетенция | Речевая компетенция | Аудирование | Длинная речь на абстрактные и сложные темы. Широкий ряд идиоматических выражений и словосочетаний, используемых в разговорной речи, звучащих в записи или трансляции (на стадионах, вокзалах и т. д.). Сложные диалоги, которые ведутся тремя сторонами в процессе группового обсуждения. Телевизионные программы и фильмы. Примеры аутентичного разговорного английского языка, предъявляемые носителями языка и неносителями в формальных, неформальных и академических ситуациях. Лекции, дискуссии и дебаты, касающиеся специальности. Общение в аудитории на ИЯ. |
Говорение | Диалог. Межличностные диалоги и беседы. Публичные дебаты и формальные дискуссии. Лекции и беседы на абстрактные и сложные темы в рамках профессиональной и вне профессиональной деятельности. Интервью при устройстве на работу: в роли берущего/дающего интервью. Выражения классного обихода. Монолог Инструкции. Презентации. Развитие и поддерживание аргументации на конкретные и абстрактные темы. Высказывание аргументированного мнения. Обобщение мнений, дискуссии, статьи на профессиональную тематику. | ||
Чтение | Сложные объемные тексты по широкому кругу вопросов в социальной, профессиональной и учебной деятельности. Книги, новеллы, литературные журналы. Периодика (журналы, газеты). Руководства (учебники, книга рецептов и т. д.). Рекламный материал. База данных, включающая формуляры/формы, дневник учителя, вопросники. Формальные письма, электронные письма и др. Меморандумы, доклады, критические обозрения и деловые бумаги. | ||
Письмо | Статьи. Инструкции к материалам для преподавания и обучения. Формы и вопросники. Деловые и профессиональные письма. Эссе, доклад, отзыв/рецензия. Квалификационная работа. Предисловие. Резюме, сопроводительное письмо. | ||
Лексическая компетенция | Широкий словарный запас, идиоматические выражения и коллоквиализмы. Противопоставление и сравнение терминологии по специальности (обучение языку и прикладная лингвистика) в узбекском, русском и ИЯ. | ||
Грамматическая компетенция | Сложные предложения для выражения значения, являющегося ключевым аспектом коммуникативной ситуации. Грамматическая семантика, включающая грамматические элементы, категории, структуры и явления. Грамматика на уровне дискурса. | ||
Социолингвистическая компетенция | Распознавание основных межкультурных и речевых особенностей Узбекистана и стран изучаемого языка, например, приветствия, способы обращения и нормы речевого этикета. | ||
Прагматическая компетенция | Дальнейшее развитие навыков презентации. |
Компетенции | Знать/уметь | ||
Лингвистическая компетенция | Речевая компетенция | Аудирование | Достаточно понимать, чтобы следить за ходом длинной речи на абстрактные и сложные темы, не относящиеся к сфере деятельности, даже при условии возникновения необходимости уточнения некоторых деталей, особенно если акцент говорящего незнаком. Распознавать большое разнообразие идиоматических выражений и коллоквиализмов, принимая во внимание отклонения от нормы регистра. Следить за ходом длинного доклада, даже если у него нечеткая структура, и отношение частей друг к другу не выражено эксплицитно, а лишь подразумевается. Без затруднений следить за ходом диалогов, которые ведутся тремя сторонами в процессе дискуссии, дебатов на абстрактную, сложную незнакомую тематику. Понимать разнообразный материал, звучащий по радио, в записи при нестандартном использовании языка и тонкие детали, выражающие скрытое отношение говорящих друг к другу и их взаимоотношения. Понимать содержание фильма, в котором часто используется сленг и идиоматические выражения. Уметь извлекать конкретную информацию из объявлений в общественных местах (на вокзале, стадионе и др.), несмотря на плохую слышимость и помехи. |
Говорение | Диалог. Уметь выразить свою мысль свободно, без подготовки и почти без усилий. Хорошо владеть языковыми средствами, обширным словарным запасом, позволяющим объяснить забытое слово. Понимать в деталях иноязычную речь на абстрактные и сложные темы вне сферы деятельности, даже при условии возникновения необходимости уточнения некоторых деталей, особенно если акцент говорящего незнаком. Уметь полноценно участвовать в интервью как в роли интервьюера, так и в роли интервьюируемого, бегло и без всякой поддержки раскрывать и развивать обсуждаемую тему. Легко понимать и участвовать в обсуждениях даже абстрактных, сложных, незнакомых тем. Уметь приводить весомые доводы по занимаемой позиции, отвечая бегло, правильно и без подготовки на вопросы и комментарии, а также на сложные контраргументы. Монолог. Уметь рассказывать, давать четкие и подробные описания и комментарии, развивая отдельные положения и заканчивая подходящим выводом. | ||
Чтение | Понимать во всех подробностях сложные большие тексты, независимо от сферы интересов, при условии возможности перечитать сложные отрезки. Понимать любую переписку, иногда пользуясь словарем. Понимать во всех подробностях сложные и объемные тексты по широкому кругу вопросов, возникающих в ходе общения с друзьями, в профессиональной и учебной деятельности (профессиональные статьи, главы книг, обзор) и при этом улавливать явные и скрытые нюансы отношений и мнений. Выделять необходимую информацию из веб-сайтов, журналов по специальности. | ||
Письмо | Уметь писать четкие хорошо структурированные тексты по сложной тематике, подчеркивая важные, актуальные вопросы, расширяя и подкрепляя точку зрения при помощи довольно распространенных дополнительных рассуждений, доводов и подходящих примеров, завершая повествование выводами. Уметь свободно давать понятное, логично построенное, развернутое описание или написать вымышленный текст, придерживаясь при этом собственного стиля, естественного для предполагаемого читателя. Писать четкие, хорошо организованные описания сложных предметов, выделяя необходимые и важные детали (например, в квалификационной работе). Развивать и поддерживать свою точку зрения дополнительными аргументами и необходимыми примерами. Писать разные типы текстов личного характера (дневники, описания личного опыта), соблюдая правильный стиль. Уметь делать обобщения по лекциям, статьям и дискуссиям. Делать письменные обзоры на академические и профессиональные темы. | ||
Языковая компетенция | Фонологическая компетенция | Уметь передавать тончайшие оттенки значения с помощью соответствующей интонации и логического ударения. | |
Лексическая компетенция | Владеть хорошим словарным запасом, в случае необходимости, уметь найти другой способ выражения мысли. | ||
Грамматическая компетенция | Иметь стабильно высокий уровень грамматической правильности; допускать редкие ошибки. |
Компетенции | Содержание обучения | ||
Предметное содержание речи | Тематика, относящаяся к глобальным мировым проблемам (информационные технологии и его влияние на человечество, глобализация, миграция, экология, терроризм, безработица и т. д.). | ||
Лингвистическая компетенция | Речевая компетенция | Аудирование | Понимание длинной речи на абстрактные и сложные темы. Разнообразная идиоматическая и разговорная лексика, материал, звучащий по радио и в записи (на стадионах, вокзалах и т. д.). Сложные диалоги, ведущиеся тремя сторонами в процессе группового обсуждения. Телевизионные программы и фильмы. Модели аутентичной речи носителей и неносителей языка в формальных, неформальных и академических ситуациях. Лекции, дискуссии и дебаты, касающиеся профессиональной сферы. |
Диалог. Межличностные диалоги и беседы. Публичные дебаты и формальные дискуссии. Лекции и беседы на абстрактные и сложные темы, не касающиеся сферы деятельности. Интервью для приема на работу в роли интервьюера и интервьюируемого. Выражения классного обихода. Монолог. Инструкции Презентации. Развитие и приведение аргументов на конкретные и абстрактные темы. Выражение мнения и приведение доводов. Обобщение мнений, дискуссий и статей по специальности. | |||
Чтение | Сложные большие тексты, относящиеся к социальной, профессиональной и академической сфере. Книги, новеллы, литературные журналы и другие произведения. Периодика (журналы, газеты). Руководства (учебники, книга рецептов и т. д.). Рекламный материал. База данных, включающая формуляры/формы, дневник учителя, вопросники. Формальные письма, электронные письма. Меморандумы, доклады, критические обзоры и газеты. | ||
Письмо | Формы, вопросники, анкеты. Деловые и профессиональные письма. Предисловие. Биография и сопроводительное письмо. Тезисы. Мини-диссертация. Отзывы, рецензии. Доклады, отчеты. Академические эссе. Обоснования на грант и стипендии. Официальные документы (контракты, договоры). | ||
Языковая компетенция | Лексическая компетенция | Вокабуляр, относящийся к предметному содержанию речи. Академический и профессиональный вокабуляр, относящийся к специальности студентов. Словообразовательные модели. Аббревиатуры и акронимы. Слова и фразы, используемые для выражения личного отношения и точки зрения (по моему мнению, на мой взгляд, нравится/не нравится, я верю и т. д.). | |
Грамматическая компетенция | Грамматические конструкции в текстах по специальности (например, использование пассивного залога в академических эссе) Модели дискурса (связность, логичность). Средства выражения (например: между тем, как факт, короче, в заключении). Артикли и слова-определители. | ||
Социолингвистическая компетенция | Культурологические особенности языка (идиомы, пословицы и т. д.). | ||
Прагматическая компетенция | Использование адекватных стратегий и тактик для рецепции, интерпретации и продуцирования речи. |
Компетенции | Знать/уметь | ||
Лингвистическая компетенция | Речевая компетенция | Аудирование | Понимать и следить за ходом длинной речи на абстрактные и сложные темы, не относящиеся к сфере деятельности, даже при условии возникновения необходимости уточнения некоторых деталей, особенно если акцент говорящего незнаком. Распознавать большое разнообразие идиоматических выражений и коллоквиализмов, принимая во внимание отклонения от нормы регистра. Следить за ходом длинного доклада, даже если у него нечеткая структура, и отношение частей друг к другу не выражено эксплицитно, а лишь подразумевается. Без затруднений следить за ходом диалогов, которые ведутся тремя сторонами в процессе группового обсуждения/дискуссии по абстрактной, сложной незнакомой тематике. Понимать разнообразный материал, звучащий по радио и в записи. Понимать содержание фильмов, в которых часто используются сленг и идиоматические выражения. Уметь извлекать конкретную информацию из объявлений в общественных местах (на стадионе, вокзале и др.), несмотря на плохую слышимость и помехи. |
Говорение | Диалог. | ||
Чтение | Понимать во всех подробностях сложные и объемные тексты по широкому кругу вопросов, возникающих в ходе общения с друзьями, в профессиональной и учебной деятельности, и при этом улавливая явные и скрытые тонкие нюансы отношений и мнений. | ||
Письмо | Все типы писем. | ||
Языковая компетенция | Лексическая компетенция | Знать тематический и профессиональный вокабуляр на академическом уровне. | |
Грамматическая компетенция | Грамматические конструкции текстов по специальности. |