Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратило силу постановлением Президента Республики Узбекистан от 19 апреля 2017 года № ПП-2903 «Об организации деятельности Исследовательского центра изучения проблем правосудия при Высшем судейском совете Республики Узбекистан».
В последние годы в Узбекистане проведена значительная по масштабам работа, направленная на демократизацию судебно-правовой системы, либерализацию уголовного, уголовно-процессуального законодательств, формирование независимой судебной власти, призванной обеспечить надежную защиту прав и свобод человека.
В соответствии с принципами, заложенными в Конституции страны, осуществлена поэтапная либерализация системы уголовных наказаний и судопроизводства, расширены возможности назначения видов наказания, не связанных с изоляцией от общества, в результате, доля лиц, к которым применено наказание в виде лишения свободы, в 2007 году по сравнению с 2000 годом сократилась более чем в два раза.
Специализация судов общей юрисдикции способствовала повышению качества отправления правосудия. Введение апелляционного порядка рассмотрения дел стало дополнительной гарантией защиты прав и интересов участников процесса, а введение института примирения позволило за последние семь лет прекратить уголовные преследования в отношении почти семидесяти тысяч человек.
С первого января текущего года в Узбекистане отменена смертная казнь, судам передано право выдачи санкции на применение меры пресечения в виде заключения под стражу. Создана эффективная, основанная на современных демократических принципах, система подбора и расстановки судейских кадров.
Проводимые реформы по демократизации судебной системы способствовали более эффективному обеспечению прав граждан на судебную защиту и повышению роли адвокатуры, ускорению процессов демократизации и обновления общества, реформирования и модернизации страны.
В целях дальнейшей демократизации и либерализации судебно-правовой системы, повышения авторитета и независимости суда, обеспечения законности при отправлении правосудия, недопущения вмешательства в деятельность судов и вынесения неправомерных судебных решений:
1. Образовать при Верховном суде Республики Узбекистан Исследовательский центр по демократизации и либерализации судебного законодательства и обеспечению независимости судебной системы (далее — Центр).
является самостоятельным информационно-аналитическим и консультативным учреждением, подотчетным в своей деятельности председателю Верховного суда Республики Узбекистан;
возглавляется директором, утверждаемым Пленумом Верховного суда Республики Узбекистан по представлению председателя Верховного суда Республики Узбекистан. Директор Центра по условиям материального, медицинского и транспортного обеспечения приравнивается к заместителю председателя Верховного суда Республики Узбекистан;
финансируется за счет средств республиканского бюджета и Фонда развития судов и органов юстиции, выделяемых через Верховный суд Республики Узбекистан;
осуществляет свою деятельность во взаимодействии с подразделениями Верховного суда, Высшим хозяйственным судом и Министерством юстиции Республики Узбекистан, государственными органами и научными учреждениями по вопросам совершенствования правотворчества и правоприменительной практики в судебно-правовой сфере.
Установить, что Верховный суд Республики Узбекистан определяет приоритетные направления деятельности Центра, утверждает программы аналитических работ, организационно-правовых мероприятий Центра на среднесрочную и долгосрочную перспективу, обеспечивает контроль за эффективным и качественным их исполнением.
анализ и обобщение законодательной базы по вопросам осуществления судебной деятельности, эффективности реализации положений Конституции Республики Узбекистан, определяющих задачи судебной системы, а также изучение, обобщение правоприменительной, судебной практики, направленной на обеспечение верховенства Закона;
выработку мер по дальнейшей либерализации системы уголовных, административных наказаний, демократизации судебного, уголовно-процессуального, гражданского процессуального, хозяйственного процессуального законодательства, судопроизводства;
подготовку предложений по дальнейшему совершенствованию системы правосудия, повышению авторитета и укреплению независимости судебной власти, искоренению фактов вмешательства в деятельность суда, недопущению вынесения неправомерных судебных решений;
формирование и реализацию программ по глубокому изучению и имплементации в национальное законодательство общепризнанных принципов и норм международного права в сфере судебной деятельности, углублению сотрудничества с международными и зарубежными организациями в сфере осуществления правосудия, проведение конференций, семинаров и других мероприятий, посвященных проблемам демократизации и либерализации судебного законодательства и обеспечения независимости суда.
4. Утвердить Положение об Исследовательском центре по демократизации и либерализации судебного законодательства и обеспечению независимости судебной системы, его структуру, штатное расписание с предельной общей численностью работников в количестве 30 единиц, а также разряды оплаты труда согласно приложениям №№ 1—4.
Предоставить председателю Верховного суда Республики Узбекистан право вносить изменения в утвержденную структуру и штатное расписание Центра в пределах установленной предельной численности и фонда оплаты труда.
в месячный срок обеспечить укомплектование Центра высококвалифицированными кадрами, имеющими опыт работы в судах и в сфере информационно-аналитической деятельности, а также разработку программы их подготовки и переподготовки, в том числе в ведущих зарубежных аналитических центрах, рассчитанной на 2008-2009 годы;
в трехмесячный срок обеспечить размещение и обустройство Центра, его оснащение необходимой компьютерной и множительной техникой, программными средствами, офисной мебелью и другими материально-техническими средствами, методическими материалами, необходимыми для эффективной работы Центра;
в двухмесячный срок определить приоритетные направления, программу информационно-аналитических работ и мероприятий Центра на второе полугодие 2008 года и на 2009 год, обеспечить их безусловное выполнение.
6. Определить, что на работников Центра распространяются условия оплаты труда, специальные звания, классные чины, в порядке, установленном для работников Верховного суда Республики Узбекистан.
7. Министерству финансов Республики Узбекистан (Р. Азимов) предусматривать ежегодно, начиная с 2009 года, за счет республиканского бюджета выделение средств на текущее содержание и финансирование Центра, в том числе подписку на информационные издания и литературу, участие в международных конференциях и семинарах.
8. Наблюдательному совету Фонда развития органов судов и юстиции выделить в 2008 году по обоснованным расчетам Верховного суда Республики Узбекистан средства на текущее содержание, оснащение, организацию деятельности Центра, в том числе приобретение и содержание двух служебных легковых автомобилей.
9. Узбекскому агентству связи и информатизации (А. Арипов) в месячный срок в установленном порядке обеспечить Центр необходимыми видами и средствами связи, включая правительственную, а также доступ к сети Интернет.
в перечень организаций для обязательной рассылки (в 1 экз.) законов, постановлений палат Олий Мажлиса, указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан, постановлений и распоряжений Кабинета Министров, нормативно-правовых актов министерств и ведомств Республики Узбекистан;
в перечень организаций, получающих бесплатные контрольные экземпляры (1 экз.) печатной и книжной продукции (правовые, социально-политические и экономические издания) для формирования библиотеки Центра;
в реестр обязательной рассылки статистической информации Государственного комитета по статистике, Министерства внутренних дел, Генеральной прокуратуры, Верховного и Высшего хозяйственного судов Республики Узбекистан.
11. Верховному суду совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан в месячный срок внести предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающие из настоящего постановления.
12. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Государственного советника Президента Республики Узбекистан И.Б. Абдуллаева.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 23 июня 2008 года № ПП-896
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 23 июня 2008 года № ПП-896
1. Исследовательский центр по демократизации и либерализации судебного законодательства и обеспечению независимости судебной системы (далее — Центр) является самостоятельным информационно-аналитическим и консультативным учреждением при Верховном суде Республики Узбекистан.
2. Центр в своей деятельности подотчетен председателю Верховного суда Республики Узбекистан, руководствуется Конституцией и законами Республики Узбекистан, постановлениями и другими актами Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров, постановлениями Пленума и Президиума Верховного суда Республики Узбекистан, приказами председателя Верховного суда Республики Узбекистан, а также настоящим Положением.
Центр осуществляет свою деятельность во взаимодействии с подразделениями Верховного суда, Высшим хозяйственным судом и Министерством юстиции Республики Узбекистан, государственными органами и научными учреждениями по вопросам совершенствования правотворчества и правоприменительной практики в судебно-правовой сфере.
3. Центр является юридическим лицом, имеет расчетный и валютные счета в банках, печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан, штамп и иную служебную атрибутику и реквизиты, необходимые для его деятельности.
анализ и обобщение законодательной базы по вопросам осуществления судебной деятельности, эффективности реализации положений Конституции Республики Узбекистан, определяющих задачи судебной системы, а также изучение, и обобщение правоприменительной, судебной практики, направленной на обеспечение верховенства Закона;
выработка мер по дальнейшей либерализации системы уголовных, административных наказаний, демократизации судебного, уголовно-процессуального, гражданского процессуального и хозяйственного процессуального законодательства, судопроизводства;
подготовка предложений по дальнейшему совершенствованию системы правосудия, повышению авторитета и укреплению независимости судебной власти, искоренению фактов вмешательства в деятельность суда, недопущению вынесения неправомерных судебных решений;
формирование и реализация программ по глубокому изучению и имплементации в национальное законодательство общепризнанных принципов и норм международного права в сфере судебной деятельности, углублению сотрудничества с международными и зарубежными организациями в сфере осуществления правосудия, проведение конференций, семинаров и других мероприятий, посвященных проблемам демократизации и либерализации судебного законодательства и обеспечения независимости суда.
обобщение и аналитическая обработка материалов и информации по всем вопросам, связанным с состоянием и развитием законодательной базы судебной деятельности, правоприменительной практики судов;
подготовка по результатам комплексного и глубокого анализа законодательства, обобщения судебной, правоприменительной практики, изучения международного опыта, предложений, направленных на дальнейшее углубление демократических реформ в судебно-правовой сфере, а также концепций, программ, рекомендаций по дальнейшей демократизации правосудия, совершенствованию деятельности судов;
выявление по результатам анализа законодательства и правоприменительной практики возможных пробелов в законодательстве, регулирующем судебную деятельность, внесение предложений и проектов нормативно-правовых актов, направленных на его совершенствование с учетом процессов демократических реформ в судебно-правовой сфере;
взаимодействие с Советом по реформированию законодательных основ государственного и общественного строительства, судебно-правовой системы при Президенте Республики Узбекистан, Институтом мониторинга действующего законодательства при Президенте Республики Узбекистан, Центром по мониторингу за реализацией нормативно-правовых актов при Министерстве юстиции Республики Узбекистан, другими государственными и научными учреждениями в области совершенствования правотворчества и правоприменительной практики в сфере судебной деятельности;
анализ законодательства, практики исполнения положений Конституции Республики Узбекистан, определяющих задачи судебной деятельности, с целью подготовки предложений по дальнейшей демократизации и либерализации законодательной, нормативно-правовой базы судебной деятельности, либерализации системы уголовных, административных наказаний, демократизации судебного, уголовно-процессуального, гражданского процессуального и хозяйственного процессуального законодательства;
учет нормативно-правовых актов Республики Узбекистан, систематизация и кодификация законодательства в сфере судебной деятельности;
формирование банка нормативно-правовых актов с использованием современных информационных технологий, ведение контрольных экземпляров законов Республики Узбекистан, постановлений и других актов палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан, постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Узбекистан, нормативно-правовых актов министерств, государственных комитетов и ведомств Республики Узбекистан, связанных с вопросами осуществления судебной деятельности, а также постановлений пленумов Верховного суда и Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан;
создание фонда юридической литературы по всем направлениям судебной деятельности, в том числе за счет печатных изданий зарубежных стран;
подготовка на периодической основе аналитических обзоров нового законодательства для судей и работников судов;
подготовка тематических обзоров судебной практики на основе материалов научно-практических исследований, сравнительного анализа национального законодательства и международных норм.
в) в сфере мониторинга судебной деятельности, обеспечения демократизации и независимости судебной системы:
изучение судебной практики с целью выработки мер по дальнейшей демократизации судопроизводства, всей системы правосудия;
выявление по результатам анализа данных судебной статистики и иных материалов актуальных вопросов совершенствования судебной деятельности, требующих решения, внесение их на рассмотрение председателя, Президиума, а также Пленума Верховного суда;
участие в разработке проектов нормативно-правовых актов, направленных на повышение эффективности правоприменительной практики, обеспечивающих ее соответствие действующему законодательству, целям и задачам реформирования и модернизации страны;
изучение положения дел в регионах, выполнения судами требований Конституции и законов Республики Узбекистан, постановлений пленумов Верховного суда и Высшего хозяйственного суда, с целью подготовки соответствующих аналитических материалов и предложений по обеспечению независимости суда, устранению недостатков в судебной деятельности;
сравнительный анализ международно-правовых норм и национального законодательства в сфере судебной деятельности, подготовка предложений по имплементации общепризнанных демократических принципов и норм международного права;
развитие сотрудничества с судебными органами, информационно-аналитическими учреждениями зарубежных государств, а также международными организациями в сфере осуществление правосудия;
участие в работе международных конференций, семинаров, круглых столов, посвященных актуальным вопросам осуществления реформ в судебно-правовой сфере, а также в реализации международных проектов по проведению информационно-аналитических исследований в сфере осуществления правосудия.
в установленном порядке запрашивать и получать от структурных подразделений аппарата Верховного суда, Высшего хозяйственного суда, Департамента по исполнению судебных решений, материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности судов и Центра по мониторингу за реализацией нормативно-правовых актов при Министерстве юстиции Республики Узбекистан, материалы и сведения, необходимые для анализа и подготовки вопросов, отнесенных к ведению Центра;
запрашивать и получать через Верховный суд Республики Узбекистан от государственных структур, в том числе судов и правоохранительных органов, решения, распоряжения, инструкции, приказы и другие акты, аналитические, статистические материалы, иную необходимую информацию по вопросам, входящим в компетенцию Центра;
организовывать и проводить конференции, «круглые столы», семинары, тренинги и другие научно-практические мероприятия по вопросам, входящим в компетенцию Центра;
пользоваться в установленном порядке электронными базами (банками) данных правоприменительных органов;
знакомиться в установленном порядке с материалами по уголовным, гражданским, административным и хозяйственным делам, по которым имеются решения, вступившие в законную силу, а также с другими документами и материалами для решения поставленных перед Центром задач;
привлекать в установленном порядке, в том числе на договорной основе, ученых и специалистов научных и иных организаций для проведения мероприятий, в том числе мониторинга и подготовки аналитических материалов по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Центра;
взаимодействовать с государственными органами, международными организациями по вопросам, отнесенным к сфере его деятельности;
участвовать в работе международных конференций, семинаров и иных мероприятий, в международных проектах по проведению аналитических исследований в судебно-правовой сфере.
8. Руководство Центром осуществляется директором, утверждаемым Пленумом Верховного суда Республики Узбекистан по представлению председателя Верховного суда Республики Узбекистан.
Директор Центра по условиям материального, медицинского и транспортного обеспечения приравнивается к заместителю председателя Верховного суда Республики Узбекистан;
представляет Центр во всех республиканских и местных органах государственной власти и управления, коммерческих и некоммерческих организациях;
от имени Центра заключает договоры и соглашения, в том числе трудовые, принимает на работу, перемещает по должности и увольняет работников Центра, за исключением заместителя директора;
10. Директор Центра имеет заместителя, назначаемого и освобождаемого от должности председателем Верховного суда.
Заместитель директора несет ответственность за вверенный ему участок, а при отсутствии директора выполняет возложенные на него обязанности.
12. На работников Центра распространяются условия оплаты труда, специальные звания, классные чины, в порядке, установленном для работников Верховного суда Республики Узбекистан, выплачиваются надбавки за выслугу лет в соответствии с занимаемой должностью и стажем работы.
13. Ликвидация или реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) Центра производятся по решению Президента Республики Узбекистан.
При реорганизации или ликвидации Центра увольняемым работникам гарантируется соблюдение их прав и интересов в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 23 июня 2008 года № ПП-896
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 23 июня 2008 года № ПП-896
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 23 июня 2008 года № ПП-896
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 23 июня 2008 года № ПП-896
Наименование должностей | Кол-во единиц |
Директор | 1 |
Секретарь-делопроизводитель | 1 |
Заместитель директора | 1 |
Сводный информационно-аналитический отдел | 6 |
Начальник отдела | 1 |
Главный консультант | 3 |
Ведущий консультант | 2 |
Отдел по вопросам анализа и либерализации законодательства в сфере судебной деятельности | 5 |
Начальник отдела | 1 |
Главный консультант | 2 |
Ведущий консультант | 1 |
Старший консультант | 1 |
Отдел по вопросам мониторинга судебной деятельности, обеспечения демократизации и независимости судебной системы | 7 |
Начальник отдела | 1 |
Главный консультант | 3 |
Ведущий консультант | 2 |
Старший консультант | 1 |
Отдел международно-правовых исследований и изучения зарубежного опыта в сфере осуществления правосудия | 3 |
Начальник отдела | 1 |
Главный консультант | 1 |
Ведущий консультант | 1 |
Общий отдел | 4 |
Начальник | 1 |
Главный бухгалтер | 1 |
Старший инспектор по кадрам (кассир) | 1 |
Заведующий канцелярией | 1 |
Водитель | 2 |
ИТОГО | 30 |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
к постановлению Президента «Республики Узбекистан от 23 июня 2008 года № ПП-896
к постановлению Президента «Республики Узбекистан от 23 июня 2008 года № ПП-896
Наименование должностей | Разряды оплаты труда |
Директор | 19 |
Заместитель директора* | |
Начальник отдела | 16 |
Главный консультант | 15 |
Ведущий консультант | 14 |
Старший консультант | 13 |
Главный бухгалтер | 14 |
Старший инспектор по кадрам (кассир) | 13 |
Заведующий канцелярией | 9 |
(приложение № 4 в редакции постановления Президента Республики Узбекистан от 25 декабря 2012 года № ПП-1887 — СЗ РУ, 2012 г., № 52, ст. 587)