Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратило силу постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 1 мая 2017 года № 250 «О мерах по реализации постановления Президента Республики Узбекистан от 19 января 2017 года № ПП-2733 «О мерах по коренному совершенствованию деятельности юридической службы».
В целях укрепления законности в деятельности органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах, а также государственных предприятий, учреждений и организаций, улучшения качества подготовки проектов нормативно-правовых актов, усиления роли и ответственности юридической службы в условиях реформирования и модернизации страны Кабинет Министров постановляет:
Положение о юридической службе органов государственного управления и органов государственной власти на местах согласно приложению № 1;
Положение о юридической службе органов хозяйственного управления, государственных предприятий, учреждений и организаций согласно приложению № 2.
2. Установить, что руководители органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах, государственных предприятий, учреждений и организаций несут персональную ответственность за соблюдение требований настоящего постановления и создание необходимых условий для деятельности юридической службы.
установить надлежащий контроль за соблюдением органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах, государственными предприятиями, учреждениями и организациями, а также их юридическими службами требований настоящего постановления;
в двухмесячный срок, на основе критического анализа, внести конкретные предложения по совершенствованию порядка проведения аттестации работников юридических служб органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах, государственных предприятий, учреждений и организаций, а также повышения их квалификации;
Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. Положение о порядке проведения аттестации и повышения квалификации работников юридических служб, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 ноября 2007 года № 244.
в трехмесячный срок разработать для применения в деятельности юридических служб методические пособия по оформлению договоров, нормативно-правовых актов, систематизации законодательства, по ведению претензионно-исковой работы, составлению заключений к проектам нормативно-правовых актов.
4. Признать утратившим силу постановление Кабинета Министров от 2 марта 1993 года № 118 «Об утверждении Положения о юридической службе в органах государственного управления и на предприятиях Республики Узбекистан» (СП Республики Узбекистан, 1993 г., № 3, ст. 8).
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителей Премьер-министра Республики Узбекистан и Министра юстиции Республики Узбекистан.
1. Настоящее Положение определяет требования, предъявляемые к деятельности юридической службы органов государственного управления и государственной власти на местах (далее — государственные органы), их права, обязанности и ответственность.
2. Юридическая служба государственного органа — самостоятельное структурное подразделение либо должность, создаваемое или вводимая в целях правового обеспечения деятельности государственного органа.
Юридическая служба может создаваться в форме юридического департамента, юридического управления, юридического отдела, юридического бюро либо состоять из одного штата главного юрисконсульта, ведущего юрисконсульта, старшего юрисконсульта или юрисконсульта.
Не допускается сокращение имеющихся штатных единиц юридической службы либо перераспределение их в другие структурные подразделения государственного органа.
(пункт 2 дополнен абзацем постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 4 июня 2015 года № 149 — СЗ РУ, 2015 г., № 23, ст. 302)
3. Юридическая служба государственного органа в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Республики Узбекистан, постановлениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, решениями Правительства Республики Узбекистан, настоящим Положением и иными актами законодательства.
4. На должности работника юридической службы либо юрисконсульта государственного органа может работать лицо, имеющее высшее юридическое образование.
На должность начальника юридической службы государственного органа назначается лицо, имеющее высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее двух лет.
(абзац второй пункта 4 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 4 июня 2015 года № 149 — СЗ РУ, 2015 г., № 23, ст. 302)
Лица, впервые назначенные на должность работника юридической службы, проходят стажировку в установленном порядке в органах юстиции.
Порядок прохождения стажировки в органах юстиции определяется Министерством юстиции Республики Узбекистан.
(пункт 4 дополнен абзацами постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 4 июня 2015 года № 149 — СЗ РУ, 2015 г., № 23, ст. 302)
5. Работники юридической службы хокимиятов областей и города Ташкента назначаются на должность по согласованию с Министерством юстиции Республики Узбекистан и подотчетны соответствующему хокиму и Министерству юстиции Республики Узбекистан.
Работники юридической службы хокимиятов районов и городов назначаются на должность по согласованию с Министерством юстиции Республики Каракалпакстан, управлениями юстиции областей и города Ташкента и подотчетны соответствующему хокиму и территориальному органу юстиции.
(пункт 5 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13 сентября 2012 года № 268 — СЗ РУ, 2012 г., № 37, ст. 429)
Порядок согласования с органами юстиции кандидатур, рекомендуемых на должность работника юридической службы органов государственной власти на местах, а также форма отчета о проделанной работниками юридической службы органов государственной власти на местах работе, представляемого в органы юстиции, порядок и сроки его представления определяются Министерством юстиции Республики Узбекистан.
(пункт 5 дополнен абзацем постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 7 декабря 2013 года № 323 — СЗ РУ, 2013 г., № 50, ст. 650)
На должности помощника юрисконсульта может работать лицо, имеющее высшее или среднее специальное юридическое образование, а также студент последнего курса бакалавриата или слушатель магистратуры высшего учебного заведения, обучающиеся по специальности «юриспруденция».
7. Лица, признанные в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными, не могут работать на должности работника юридической службы, помощника юрисконсульта.
8. Работники юридической службы в целях представления и защиты общих интересов могут создавать общественные объединения в порядке, установленном законодательством.
2) ведение в соответствии с установленными требованиями систематизированного учета нормативно-правовых актов;
3) участие в повышении правовой культуры и правовой грамотности работников государственного органа, в доведении до них сути и значения принимаемых нормативно-правовых актов;
4) оказание содействия в обеспечении законности в деятельности государственного органа и входящих в его систему подразделений, их должностных лиц;
10. Для выполнения возложенных на нее задач юридическая служба государственного органа осуществляет следующие функции:
а) разрабатывает либо участвует в разработке текущих и перспективных программ правотворческой деятельности государственного органа, реализации и контроле за их выполнением;
б) разрабатывает либо участвует в разработке проектов законов и других нормативно-правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию государственного органа;
в) разрабатывает либо участвует в разработке ведомственных нормативно-правовых актов государственного органа и направлении их в Министерство юстиции Республики Узбекистан для правовой экспертизы и государственной регистрации;
г) самостоятельно или совместно с другими подразделениями проводит правовую экспертизу проектов законов и других нормативно-правовых актов, представленных на экспертизу или согласование с государственным органом, подготавливает правовые заключения об их соответствии Конституции и законам Республики Узбекистан, иным нормативно-правовым актам, правилам законодательной техники, а также обоснованности и целесообразности применения отсылочных норм;
(подпункт «г» пункта 10 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 4 июня 2015 года № 149 — СЗ РУ, 2015 г., № 23, ст. 302)
д) визирует проекты нормативно-правовых актов, при отсутствии замечаний и предложений. При этом, проекты визируются юридической службой после других компетентных структурных подразделений (работников) государственного органа;
е) участвует в разработке предложений по совершенствованию государственного управления в сфере деятельности государственного органа;
ж) ведет в соответствии с установленными требованиями систематизированный учет поступивших в государственный орган и принятых им нормативно-правовых актов, обеспечивает их хранение и поддерживает в контрольном состоянии;
з) принимает меры по пополнению фонда нормативно-правовых актов государственного органа, в том числе по комплектованию фонда текстами кодексов, законов, комментариями, ведомостями и другими правовыми изданиями, вносит предложения руководству государственного органа о подписке на правовые издания;
и) подготавливает к изданию сборники законодательства по вопросам, входящим в компетенцию государственного органа;
к) подготавливает для руководства государственного органа аналитические материалы по вопросам законодательства;
л) вносит предложения об организации мероприятий по повышению правовых знаний работников государственного органа и подразделений, входящих в его систему, участвует в проведении этих мероприятий;
м) осуществляет работы по пропаганде законодательства, касающегося деятельности государственного органа;
н) оказывает работникам государственного органа по их обращениям помощь в поиске правовых документов, касающихся деятельности государственного органа, при необходимости разъясняет их положения;
а) вносит предложения о мерах по устранению правонарушений в государственном органе и входящих в его систему подразделениях, их причин и условий, при необходимости участвует в осуществлении этих мер;
б) осуществляет экспертизу проектов приказов, распоряжений и иных документов правового характера, представляемых руководству государственного органа, на предмет соответствия законодательству и, при отсутствии замечаний и предложений, визирует их. При этом, проекты визируются юридической службой после других структурных подразделений (работников) государственного органа;
в) самостоятельно или совместно с другими подразделениями подготавливает предложения по внесению изменений и дополнений, а также признании утратившими силу приказов, распоряжений и иных документов правового характера государственного органа;
г) изучает, анализирует и обобщает правоприменительную практику государственного органа и входящих в его систему подразделений, подготавливает и вносит руководству предложения по ее совершенствованию;
д) организует в государственном органе и входящих в его систему подразделениях правовые механизмы обеспечения сохранности собственности;
е) совместно с другими подразделениями государственного органа рассматривает заявления, жалобы и другие обращения, в которых указывается на нарушения законности в деятельности государственного органа, входящих в его систему подразделений и их должностных лиц;
ж) участвует в разработке предложений по совершенствованию системы управления в государственном органе, определению прав и обязанностей подразделений, входящих в систему государственного органа, и их должностных лиц;
з) участвует в обеспечении соблюдения законодательства о труде в государственном органе, в том числе в разработке правовых документов, регулирующих трудовые правоотношения (трудовой договор, коллективный договор, коллективное соглашение и др.), проверяет проекты этих документов на предмет соответствия законодательству и дает правовое заключение;
а) совместно с другими подразделениями участвует в работе по подготовке и заключению договоров государственным органом, проверяет их соответствие законодательству и визирует проекты договоров, при отсутствии замечаний и предложений. При этом, проекты визируются юридической службой после других компетентных структурных подразделений (работников) государственного органа;
б) подготавливает и подписывает письменные заключения о соответствии законодательству договоров на сумму свыше двухсот минимальных размеров заработной платы, установленных законодательством;
в) осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка заключения, выполнения, изменения и расторжения договоров;
г) вносит предложения по надлежащему выполнению заключенных государственным органом договоров, участвует в разработке предложений по совершенствованию договорных отношений;
д) участвует в подготовке претензий по защите интересов государственного органа и рассмотрении претензий, предъявленных к государственному органу, осуществляет контроль за соблюдением в государственном органе порядка предъявления и рассмотрения претензий;
е) совместно с соответствующими подразделениями изучает состояние дебиторской и кредиторской задолженности государственного органа, применяет меры по снижению их размеров;
з) участвует в подготовке документов, необходимых для правовой защиты имущественных и других интересов государственного органа, и в установленном порядке в судебных заседаниях;
а) оказывает методическую помощь в правовой работе подразделений, входящих в систему государственного органа, разрабатывает рекомендации и указания по направлениям деятельности юридической службы;
б) доводит до подразделений, входящих в систему государственного органа, сведения об изменениях в законодательстве, судебную практику, указания Министерства юстиции Республики Узбекистан, касающиеся правовой работы;
11. Юридическая служба органа государственной власти на местах обеспечивает внесение в территориальные органы юстиции проектов решений данного органа, имеющих нормативный характер.
12. Не допускается возложение на юридическую службу функций, не предусмотренных в настоящем Положении или иных актах законодательства.
а) получать в первоочередном порядке для ознакомления, использования в работе и систематизированного учета нормативно-правовые акты, поступающие в государственный орган;
б) получать от должностных лиц государственного органа и входящих в его систему подразделений документы и сведения, необходимые для выполнения возложенных на юридическую службу задач и функций;
в) участвовать в собраниях, советах и заседаниях, касающихся правовых вопросов, созываемых руководством;
г) привлекать по поручению руководства или с согласия руководителя соответствующего подразделения их работников для подготовки проектов нормативно-правовых актов и иных документов, к другим мероприятиям, связанным с осуществлением правовых работ;
д) возвращать исполнителям на доработку противоречащие законодательству, не отвечающие требованиям законодательной техники проекты нормативно-правовых актов и иных документов, давать правовые заключения об устранении выявленных недостатков с обоснованием своих возражений, участвовать по поручению руководства или по своей инициативе совместно с другими подразделениями в доработке проектов;
е) изучать в подразделениях, входящих в систему государственного органа, вопросы соблюдения законодательства по вопросам, входящим в компетенцию государственного органа;
ж) вносить руководству предложения о привлечении к ответственности руководителей и работников государственного органа и входящих в его систему подразделений, не обеспечивающих выполнение либо нарушающих акты законодательства;
з) участвовать в проверках, ревизиях и инвентаризациях, проводимых в государственном органе и входящих в его систему подразделениях или со стороны государственного органа, а также в рассмотрении документов по их итогам и давать правовые заключения по выявленным правонарушениям.
надлежаще и эффективно выполнять задачи и функции, возложенные на него настоящим Положением и иными актами законодательства;
незамедлительно сообщать руководству о выявленных нарушениях законодательства в государственном органе и входящих в его систему подразделениях;
15. Работник юридической службы несет ответственность за соответствие законодательству визируемых им проектов документов и данных им заключений.
16. За невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей и функций работник юридической службы привлекается к ответственности в соответствии с законодательством.
Органы юстиции в пределах компетенции принимают меры, направленные на устранение выявленных нарушений со стороны работников юридических служб и других должностных лиц требований настоящего Положения и иных актов законодательства, регулирующих деятельность юридических служб, а также по привлечению виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством.
Органы юстиции вправе запрашивать от государственных органов документы и другие сведения, касающиеся деятельности юридической службы.
осуществляют координацию правовой работы в государственных органах, разрабатывают рекомендации по ее улучшению;
ежеквартально осуществляют анализ и обобщение поступивших из государственных органов на правовую экспертизу проектов нормативно-правовых актов, изучают материалы обобщения и дают юридическим службам государственных органов указания, а также оказывают методическую помощь по устранению выявленных системных недостатков, допущенных при их подготовке.
(пункт 18 введен постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 4 июня 2015 года № 149 — СЗ РУ, 2015 г., № 23, ст. 302)
1. Настоящее Положение определяет требования, предъявляемые к деятельности юридической службы органов хозяйственного управления, создаваемых Кабинетом Министров Республики Узбекистан, и государственных предприятий, учреждений и организаций (далее — предприятия) их права, обязанности и ответственность.
2. Юридическая служба предприятия — самостоятельное структурное подразделение либо должность, создаваемое или вводимая в целях правового обеспечения деятельности предприятия. Юридическая служба подчиняется непосредственно руководителю предприятия.
3. Юридическая служба может создаваться в форме юридического департамента, юридического управления, юридического отдела, юридического бюро либо состоять из одного штата главного юрисконсульта, ведущего юрисконсульта, старшего юрисконсульта или юрисконсульта.
Не допускается сокращение имеющихся штатных единиц юридической службы либо перераспределение их в другие структурные подразделения предприятия;
(пункт 3 дополнен абзацем вторым постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 4 июня 2015 года № 149 — СЗ РУ, 2015 г., № 23, ст. 302)
Юридическая служба в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Республики Узбекистан, постановлениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, решениями Правительства Республики Узбекистан, настоящим Положением и другими актами законодательства.
4. На должности работника юридической службы предприятия может работать лицо, имеющее высшее юридическое образование.
На должность начальника юридической службы предприятия назначается лицо, имеющее высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее двух лет.
(абзац второй пункта 4 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 4 июня 2015 года № 149 — СЗ РУ, 2015 г., № 23, ст. 302)
Лица, впервые назначенные на должность работника юридической службы, проходят стажировку в установленном порядке в органах юстиции.
Порядок прохождения стажировки в органах юстиции определяется Министерством юстиции Республики Узбекистан.
(пункт 4 дополнен абзацами постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 4 июня 2015 года № 149 — СЗ РУ, 2015 г., № 23, ст. 302)
5. Лица, признанные в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными не могут работать на должности работника юридической службы.
а) участие в обеспечении законности деятельности предприятия и его структурных подразделений, их должностных лиц;
в) организация работ по обеспечению правовыми средствами сохранности собственности предприятия и его структурных подразделений;
7. Для выполнения возложенных на нее задач юридическая служба предприятия осуществляет следующие функции:
а) проверяет проекты приказов, распоряжений и иных документов правового характера, представляемые руководству предприятия, на предмет соответствия законодательству и, при отсутствии замечаний и предложений, визирует их. При этом, проекты визируются юридической службой после других структурных подразделений (работников) предприятия;
б) вносит предложения об устранении и предупреждении правонарушений в предприятии и его структурных подразделениях;
в) участвует в обеспечении соблюдения трудового законодательства в предприятии, в том числе в разработке правовых документов, регулирующих трудовые правоотношения (трудовой договор, коллективный договор, коллективное соглашение и др.), проверяет проекты этих документов на предмет соответствия законодательству и дает правовое заключение;
г) оказывает юридическую помощь профессиональным союзам и другим представительным органам работников предприятия при осуществлении ими полномочий;
д) вносит предложения об организации мероприятий по повышению правовых знаний работников предприятия и его структурных подразделений, участвует в проведении этих мероприятий;
е) оказывает работникам предприятия по их обращениям помощь в поиске правовых документов, касающихся деятельности предприятия, при необходимости разъясняет их положения;
а) проверяет проекты документов правового характера по вопросам сохранности собственности на предмет соответствия законодательству и участвует в их подготовке;
б) совместно с другими структурными подразделениями анализирует причины и условия хищения имущества, возникновения недостач и непроизводственных расходов в предприятии и принимает меры по их устранению, оформляет для направления в правоохранительные органы материалы по фактам хищения имущества и недостач;
в) дает правовые заключения по проектам документов о списании материальных ценностей и денежных средств, а также по актам инвентаризации и аудиторским проверкам, которыми выявлены правонарушения и злоупотребления;
а) совместно с другими подразделениями участвует в работах предприятия по подготовке и заключению договоров, проверяет их соответствие законодательству и визирует проекты договоров, при отсутствии у него замечаний и предложений. При этом, проекты визируются юридической службой после других компетентных структурных подразделений (работников) предприятия;
б) подготавливает и подписывает письменные заключения о соответствии законодательству договоров на сумму свыше двухсот минимальных размеров заработной платы, установленных законодательством;
в) осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка заключения, выполнения, изменения и расторжения договоров, вносит предложения по надлежащему выполнению заключенных предприятием договоров;
г) участвует в подготовке претензий по защите интересов предприятия и рассмотрении претензий, предъявленных к предприятию, осуществляет контроль за соблюдением в предприятии порядка предъявления и рассмотрения претензий;
д) совместно с соответствующими подразделениями изучает состояние дебиторской и кредиторской задолженности предприятия, применяет меры по снижению их размеров;
ж) участвует в подготовке документов, необходимых для правовой защиты имущественных и других интересов предприятия, и в установленном порядке в судебных заседаниях;
а) оказывает методическую помощь в правовой работе структурных подразделений, разрабатывает рекомендации и указания по направлениям деятельности юридической службы;
б) обеспечивает хранение нормативно-правовых актов и поддерживает их в контрольном состоянии, вносит предложения руководству хозяйствующего субъекта о подписке на правовые издания;
а) получать от должностных лиц предприятия и его структурных подразделений документы и сведения, необходимые для выполнения функций, возложенных на юридическую службу;
б) привлекать по поручению руководства или с согласия руководителя соответствующего подразделения их работников для подготовки проектов нормативно-правовых актов, иных документов и к другим мероприятиям, связанным с осуществлением правовых работ;
в) возвращать исполнителям на доработку противоречащие законодательству проекты документов, давать правовые заключения об устранении выявленных недостатков с обоснованием своих возражений, участвовать по поручению руководства или по своей инициативе в совместной с другими подразделениями доработке проектов;
г) вносить руководству предложения о привлечении к ответственности руководителей и работников предприятия и его структурных подразделений, не обеспечивающих выполнение либо нарушающих акты законодательства;
д) участвовать в проверках, ревизиях и инвентаризациях, проводимых в предприятии и его структурных подразделениях, а также в рассмотрении документов по их итогам и давать правовые заключения по выявленным правонарушениям.
незамедлительно сообщать руководству о выявленных нарушениях законодательства в предприятии и его структурных подразделениях;
10. Работник юридической службы несет ответственность за соответствие законодательству визируемых им проектов документов и данных им заключений.
11. За невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей и функций работник юридической службы привлекается к ответственности в соответствии с законодательством.
Органы юстиции в пределах своей компетенции принимают меры, направленные на устранение выявленных нарушений со стороны работников юридических служб и других должностных лиц требований настоящего Положения и иных актов законодательства, регулирующих деятельность юридических служб, а также по привлечению виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством.
Органы юстиции вправе запрашивать от предприятий документы и другие сведения, касающиеся деятельности юридической службы.
ежеквартально осуществляют анализ и обобщение поступивших из предприятий на правовую экспертизу проектов нормативно-правовых актов, изучают материалы обобщения, и дают юридическим службам предприятий указания, а также оказывают методическую помощь по устранению выявленных системных недостатков, допущенных при их подготовке.
(пункт 13 введен постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 4 июня 2015 года № 149 — СЗ РУ, 2015 г., № 23, ст. 302)