от 10.04.2009 г. № 06/196
Постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан и Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан, от 10.04.2009 г. № 06/196
Kuchga kirish sanasi
10.04.2009
См. предыдущую редакцию.
(наименование постановления в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
2. В соответствии со статьей 138 Конституции Республики Узбекистан, статьей 16 Гражданского процессуального кодекса (далее — ГПК), статьей 15 Экономического процессуального кодекса (далее — ЭПК), статьей 16 Кодекса Республики Узбекистан об административном судопроизводстве (далее — КоАС) акты судебной власти обязательны для всех государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан.
(абзац первый пункта 2 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 ноября 2023 года № 33)
(пункт 2 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
4. Законом Республики Узбекистан «Об исполнении судебных актов и актов иных органов» (далее — Закон), установлен общий порядок обращения судебного акта к исполнению, в соответствии с которым исполнительный лист, как правило, должен выдаваться взыскателю.
В соответствии со статьей 448 ГПК исполнительный лист выдается взыскателю по вступлении судебного акта в законную силу.
Согласно части пятой статьи 336 ЭПК и части четвертой статьи 278 КоАС исполнительный лист выдается взыскателю или по его ходатайству направляется для исполнения государственному исполнителю.
В соответствии с частью второй статьи 449 ГПК, частью шестой статьи 336 ЭПК и частью пятой статьи 278 КоАС исполнительные документы, выданные по судебным постановлениям о взыскании платежей в доход государства (в бюджет) направляются судами непосредственно в отделы Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан.
(пункт 4 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
5. В случаях утраты подлинника исполнительного листа суд, вынесший постановление, может в соответствии с требованиями статьи 450 ГПК и статьи 341 ЭПК выдать дубликат. При этом судам следует различать выдачу дубликата исполнительного листа от восстановления утраченного исполнительного производства, предусмотренного статьей 43 Закона.
(абзац первый пункта 5 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 5 дополнен абзацем вторым постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан и Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 13 ноября 2015 года № 17/288 )
См. предыдущую редакцию.
(пункт 5.1 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
6. Обратить внимание судов на то, что законом установлены обязательные требования к содержанию исполнительного документа (статья 337 ЭПК). Исполнительный лист должен дословно соответствовать резолютивной части судебного акта и содержать полные данные, касающиеся взыскателя и должника (фамилия, имя, отчество, год рождения, адрес, а в отношении юридического лица — его точное наименование). В случае невыполнения данных требований государственный исполнитель может возвратить исполнительный лист для устранения недостатков.
(абзац первый пункта 6 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 24 декабря 2019 года № 27)
См. предыдущую редакцию.
(абзац второй пункта 6 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 6 дополнен абзацем третим постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан и Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 13 ноября 2015 года № 17/288 )
См. предыдущую редакцию.
7. В статье 453 ГПК и статье 340 ЭПК установлен порядок восстановления пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению.
(абзац первый пункта 7 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
(абзац третий пункта 7 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
8. В случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, либо установления разночтения между ним и судебным актом, государственный исполнитель в соответствии со статьей 31 Закона вправе обратиться в суд, выдавший исполнительный документ, с заявлением о разъяснении судебного акта и устранении допущенных в указанных документах описок, опечаток и арифметических ошибок. В заявлении государственного исполнителя не может быть затронут вопрос, касающийся законности судебного акта.
(абзац первый пункта 8 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
(абзац второй пункта 8 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 24 декабря 2019 года № 27)
См. предыдущую редакцию.
(абзац третий пункта 8 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
9. В соответствии со статьей 454 ГПК, статьей 342 ЭПК суд вправе по заявлению государственного исполнителя, взыскателя или должника отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, а также изменить способ и порядок его исполнения.
См. предыдущую редакцию.
(абзац второй пункта 9 исключен постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 ноября 2023 года № 33)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 10 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
11. Разъяснить судам, что в соответствии с частью первой статьи 34 Закона, исполнительное производство подлежит обязательному приостановлению в случае:
См. предыдущую редакцию.
(абзац четвертый пункта 11 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
Следует иметь в виду, что в соответствии с частью первой статьи 35 Закона, исполнительное производство может быть приостановлено судом в случае:
См. предыдущую редакцию.
(подабзац четвертый абзаца второй пункта 11 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 24 декабря 2019 года № 27)
Согласно части третьей статьи 36 Закона, после устранения обстоятельств, вызвавших приостановление исполнения, исполнительное производство возобновляется судом, приостановившим его, или судебным исполнителем на основании заявления взыскателя или по инициативе судебного исполнителя.
См. предыдущую редакцию.
12. Судам необходимо иметь в виду, что в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части первой статьи 34 Закона, приостановление исполнительного производства производится на основании обращения судебного исполнителя, а в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4 и 5 части первой статьи 35 Закона — судом, одновременно с принятием заявления об отсрочке или рассрочке, либо жалобы на действия государственного исполнителя или заявления об оспаривании результатов оценки к производству, в определении указывается о приостановлении исполнительного производства.
(абзац первый пункта 12 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
Перечень случаев, предусмотренных в статьях 34 и 35 Закона, при наступлении которых суд обязан и вправе приостановить исполнительное производство, является исчерпывающим.
См. предыдущую редакцию.
Вместе с тем следует принять во внимание, что согласно статье 79 Закона Республики Узбекистан «О неплатежеспособности» основанием для приостановления исполнения исполнительного документа также является определение экономического суда о принятии заявления к производству и возбуждении дела о неплатежеспособности в отношении должника.
(абзац третий пункта 12 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 ноября 2023 года № 33)
См. предыдущую редакцию.
13. Согласно статье 4076 ГПК, статье 236 КоАС и статьи 294 ЭПК судья Верховного суда одновременно с принятием решения вопроса о принятии кассационной жалобы к производству вправе по ходатайству лица, подавшего жалобу, приостановить исполнение оспариваемого судебного акта до окончания производства по делу в кассационном порядке. В случае воспользования этим правом, судья указывает о приостановлении исполнения судебного акта в определении о принятии кассационной жалобы к производству. В случае подачи ходатайства о приостановлении исполнения судебного акта после принятия кассационной жалобы к производству, по этому ходатайству выносится отдельное определение.
(пункт 13 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 апреля 2021 года № 18)
См. предыдущую редакцию.
(абзац первый пункта 14 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
(абзац первый пункта 14 дополнен подабзацем четвертым постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 24 декабря 2019 года № 27)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 15 утратил силу постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан и Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 13 ноября 2015 года № 17/288)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 16 утратил силу постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан и Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 13 ноября 2015 года № 17/288)
См. предыдущую редакцию.
17. Согласно статье 88 Закона действия (бездействие) государственного исполнителя могут быть обжалованы в суд. Объектом судебного обжалования может быть непринятие государственным исполнителем мер по исполнению вступившего в законную силу судебного акта или совершение других неправомерных действий.
Обжалование действий (бездействия) государственного исполнителя осуществляется путем подачи заявления (жалобы) с соблюдением требований, предусмотренных КоАС. Такие заявления (жалобы) рассматриваются административным судом по общим правилам, предусмотренным КоАС, с учетом особенностей, установленных в главе 23 указанного Кодекса.
(пункт 17 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
18. Обратить внимание судов на то, что в соответствии с требованиями статьи 166 ГПК и статьи 131 ЭПК, стороны могут окончить дело мировым соглашением в любой стадии судебного процесса, в том числе, и в стадии исполнения.
(абзац первый пункта 18 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
(абзац второй пункта 18 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 19 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
21. Согласно статье 284 ГК Республики Узбекистан, в случае перехода права собственности на заложенное имущество или права хозяйственного ведения им от залогодателя к другому лицу в результате возмездного или безвозмездного отчуждения этого имущества либо в порядке универсального правопреемства право залога сохраняет силу, за исключением залога товаров в обороте и случаев, когда залогодержатель согласен на переход права собственности или права хозяйственного ведения на заложенное имущество к другому лицу без сохранения залога.
(абзац первый пункта 21 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 декабря 2020 года № 37)
См. предыдущую редакцию.
(абзац второй пункта 21 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
22. Согласно статье 81 Закона за неисполнение исполнительного документа о взыскании денежных средств банком или иной кредитной организацией, которым предъявлен исполнительный документ, экономическим судом на них налагается штраф в размере до пятидесяти процентов суммы, подлежащей взысканию.
Заявление о применении штрафа к банкам и иным кредитным организациям, поданное в экономический суд, должно рассматриваться судом по общим правилам, предусмотренным ЭПК, с особенностями, установленными в главе 27 указанного Кодекса. Такое заявление может быть подано как государственным исполнителем, так и взыскателем (субъектом предпринимательства).
(пункт 22 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 23 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 24 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)