В соответствии с законами Республики Узбекистан «О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» и «Об аудиторской деятельности», а также Указом Президента Республики Узбекистан от 28 июня 2021 года № УП-6252 «Об утверждении Стратегии развития национальной системы Республики Узбекистан по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» Министерство финансов Республики Узбекистан и Департамент по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан постановляют:
1. Внести изменения и дополнения в Правила внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения для аудиторских организаций, утвержденные постановлением Министерства финансов и Департамента по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан от 14 ноября 2018 года №№ 145, 45 (рег. № 3101 от 15 декабря 2018 года) (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2018 г., № 51, ст. 980), согласно приложению.
2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Министерства финансов от 15 ноября 2022 года № 62 и Департамента по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан от 7 ноября 2022 года № 29
к постановлению Министерства финансов от 15 ноября 2022 года № 62 и Департамента по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан от 7 ноября 2022 года № 29
1. В преамбуле, пункте 1 и абзаце первом пункта 23 слово «профессиональной» заменить словом «сопутствующей».
абзац шестой после слов «предоставленных ими документов,» дополнить словами «дополнительно подтвержденных сведений, доступных в открытых источниках и базах данных»;
«публичные должностные лица — лица, назначаемые или избираемые постоянно, временно или по специальному полномочию, выполняющие организационно-распорядительные функции и уполномоченные на совершение юридически значимых действий в законодательном, исполнительном, административном, судебном или военном органе иностранного государства либо в международной организации, а также высокопоставленные руководители предприятий иностранных государств, известные политики и известные члены политических партий иностранных государств, в том числе бывшие публичные должностные лица;»;
«лица, близкие к публичным должностным лицам — физические лица, непосредственно связанные с публичными должностными лицами по социальным и профессиональным признакам;»;
абзацы девятнадцатый — двадцать второй считать соответственно абзацами двадцатым — двадцать третьим;
в абзаце двадцатом слова «или финансирования терроризма» заменить словами «финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения»;
«иностранная структура без образования юридического лица — организационная структура, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства без образования юридического лица и имеющая право осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных бенефициаров (фонды, партнерства, товарищества, трасты, иные формы осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления).».
«идентификация бенефициарных собственников, принятие доступных мер по проверке их личности и определению источников денежных средств или иного имущества, используемого при осуществлении операции;
осуществление углубленного мониторинга операций, проводимых публичными должностными лицами, членами их семей и лицами, близкими к публичным должностным лицам;».
«проводит мониторинг и оценку эффективности системы внутреннего контроля с учетом изменяющихся внутренних и внешних обстоятельств, а также осуществляет контроль соблюдения аудиторской организацией требований настоящих Правил и внутренних правил;»;
«вносит на рассмотрение руководителю аудиторской организации, при необходимости, предложения по укреплению эффективности системы внутреннего контроля и об устранении выявленных недостатков, нарушений в деятельности аудиторской организации в части несоблюдения требований настоящих Правил и внутренних правил;».
«порядок установления деловых отношений с публичными должностными лицами, членами их семей и лицами, близкими к публичным должностным лицам и осуществления углубленного мониторинга проводимых ими операций».
«идентификацию и проверку клиента, проверку личности и полномочий его представителя, на основании соответствующих документов;»;
«Применяемые меры должны позволять принимать решение о проведении усиленных мер по надлежащей проверке клиента исходя из уровня риска. В случае, если принятие мер по надлежащей проверке клиента, по которому имеются обоснованные подозрения в его причастности к легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, может привести к тому, что клиент будет осведомлен о принятии в отношении него мер по надлежащей проверке клиента, допускается направление сообщения о подозрительной операции в специально уполномоченный государственный орган без принятия мер по надлежащей проверке клиента.».
в абзаце первом слова «и их близких родственников» заменить словами «, членов их семей и лиц, близких к публичным должностным лицам»;
абзац третий после слова «устанавливать» дополнить словами «(или продолжать для существующих клиентов)».
«211. По мерам надлежащей проверки, указанным в пунктах 20 и 21 настоящих Правил, аудиторские организации могут доверять результатам надлежащей проверки клиента, проведенной третьими сторонами (организациями, зарегистрированными в Республике Узбекистан и осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом).
В таких случаях конечную ответственность по надлежащей проверке клиента несет аудиторская организация. При этом аудиторские организации должны удостовериться:
в возможности незамедлительного получения необходимой информации посредством электронных систем, а также по запросу копий идентификационных данных и других соответствующих документов по надлежащей проверке клиентов;
в том, что третьи стороны руководствуются внутренними правилами по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
В случае несоблюдения одного из требований, предусмотренных в абзацах третьем-четвертом настоящего пункта, аудиторские организации должны самостоятельно принимать меры по надлежащей проверке клиентов.».
«При невозможности выявления бенефициарного собственника доступными мерами, аудиторская организация должна идентифицировать лицо, занимающее высокую руководящую должность и принять обоснованные меры по проверке его личности.».
«27. К иностранным структурам без образования юридического лица применяются требования, установленные настоящими Правилами к юридическим лицам.».
«Аудиторским организациям запрещается оказывать услуги лицам, включенным в Перечень, лицам, действующим по их поручению, а также юридическим лицам, которые находятся в собственности или под контролем физического лица или организации, включенных в Перечень.»;
«Применяемые меры должны позволять принимать решение о проведении расширенных или упрощенных мер контроля выявленных рисков и эффективном распределении ресурсов.
Аудиторские организации должны ежегодно предоставлять результаты оценки рисков в Министерство финансов Республики Узбекистан через информационную систему программного комплекса «Аудит».
При определении и оценки уровня риска аудиторские организации могут применять методические рекомендации, разрабатываемые Министерством финансов Республики Узбекистан по согласованию со специально уполномоченным государственным органом и имеющих рекомендательный характер.».
в подпункте «в» слова «представительства иностранных компаний» заменить словами «иностранная структура без образования юридического лица»;
в подпункте «ж» слова «и их близкие родственники» заменить словами «, члены их семей и лица, близкие к публичным должностным лицам».
«341. Министерство финансов Республики Узбекистан не менее одного раза в год, изучает, анализирует и оценивает риски легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в деятельности аудиторских организаций, принимает меры по их снижению в зависимости от уровня риска, а также информирует об этом специально уполномоченный государственный орган».
«41. Сообщение о подозрительной операции передается аудиторской организацией в специально уполномоченный государственный орган не позднее одного рабочего дня, с момента выявления подозрительной операции, в соответствии с требованиями Положения о порядке предоставления информации, связанной с противодействием легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29 июня 2021 года № 402.».
«45. Приостановление и возобновление операции осуществляется в порядке, установленном Положением о порядке приостановления операций, замораживания денежных средств или иного имущества, предоставления доступа к замороженному имуществу и возобновления операций лиц, включенных в перечень лиц, участвующих или подозреваемых в участии в террористической деятельности или распространении оружия массового уничтожения (рег. № 3327 от 19 октября 2021года).».
«48. Аудиторские организации обязаны хранить информацию об операциях с денежными средствами или иным имуществом, а также идентификационные данные и материалы по надлежащей проверке клиентов, включая деловую переписку и результаты любого проведенного анализа, в течение сроков, установленных законодательством, но не менее пяти лет после осуществления операций или прекращения деловых отношений с клиентами.».
«57. Мониторинг и контроль за соблюдением аудиторскими организациями требований настоящих Правил осуществляется также с использованием информационно-коммуникационных технологий Министерством финансов Республики Узбекистан и специально уполномоченным государственным органом согласно Положению о порядке мониторинга и контроля за соблюдением организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом законодательства в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29 июня 2021 года № 402.».
«д) уровень риска клиента, а также меры, принимаемые для его снижения и обеспечения эффективности внутреннего контроля.»;
«7. Количество клиентов, которым отказано в оказании услуги по ведению бухгалтерского учета (указать причину отказа).».
1. Полное, а также сокращенное наименование, если оно указано в свидетельстве о государственной регистрации.
2. Информация, указанная в свидетельстве о государственной регистрации (дата, номер, наименование регистрирующего органа и другие данные).
6. Информация об имеющихся лицензиях на осуществление видов деятельности, подлежащих лицензированию: вид деятельности, номер и дата выдачи лицензии; кем выдана; срок действия.
7. Данные об идентификации личности представителя клиента (на основании паспорта, ID-карты или приравненного к нему документа) и проверки его полномочий.
8. Информация об учредителях (акционерах, участниках) и об их долевых участиях в уставном фонде (капитале) клиента, данные об идентификации бенефициарного собственника (определение личности и местожительства, определение является ли публичным должностным лицом, членом его семьи или лицом, близким к публичному должностному лицу).
10. Информация об органах управления клиента (структура и персональный состав органов управления юридического лица).