Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратило силу в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 6 апреля 2001 года № 162 «Об утверждении положений о Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан и агентстве по вопросам внешней трудовой миграции».
Кабинет Министров постановляет:
1. Министерство труда Республики Узбекистан является республиканским межотраслевым органом государственного управления и в своей деятельности подчиняется Кабинету Министров Республики Узбекистан.
2. Министерство труда Республики Узбекистан является головным органом управления по обеспечению реализации государственной политики в области использования труда, занятости с учетом демографических процессов, совершенствования механизма социальной защиты населения и оплаты труда, условий и нормативов труда, исполнения международных договоров по вопросам социально-трудовых отношений.
3. Министерство труда в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Узбекистан, законами Республики Узбекистан, постановлениями и иными решениями Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, другими нормативными актами, а также настоящим Положением.
регулирование процессов миграции, изучение демографической ситуации и подготовка предложений по ее улучшению;
налаживание и развитие связей с Международной организацией труда, органами по труду других государств по использованию рабочей силы, изучение конъюнктуры зарубежных рынков труда, разработка механизма и организация экспорта рабочей силы, обеспечение защиты прав и интересов граждан республики, выезжающих на работу в зарубежные страны в соответствии с заключенными договорами и контрактами;
разработка предложений по усилению целевой направленности оказываемой помощи нуждающимся с учетом их реальных доходов;
разработка предложений по условиям оплаты и социальных гарантий выезжающим на работу в зарубежные страны в соответствии с заключенными договорами и контрактами;
См. предыдущую редакцию.
создание минимального количества рабочих мест для лиц, нуждающихся в социальной защите, и обеспечение контроля за их комплектованием;
(абзац шестнадцатый пункта 4 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 июля 1998 года № 310)
проведение социологических обследований для анализа эффективности и разработки мер по совершенствованию системы социальной защиты населения;
разработка и внедрение мер по усилению мотивации и стимулирования труда, норм, нормативов, тарифных ставок и окладов;
разработка нормативно-правовых актов, механизмов и осуществление государственной экспертизы и контроля за условиями труда, выполнением трудового законодательства;
подготовка предложений по совершенствованию системы льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда.
регулирует миграционные процессы, контролирует выполнение решений Правительства Республики Узбекистан о миграции населения;
обеспечивает реализацию государственной политики в области использования труда и занятости с учетом демографических процессов;
исходя из наличия трудовых ресурсов, дает заключение по размещению новых и расширению действующих предприятий;
определяет, анализирует и прогнозирует рынок труда и готовит предложения по повышению занятости населения;
осуществляет методическую и практическую помощь хокимиятам и местным органам по труду в организации общественных работ;
оказывает методическую и практическую помощь в разработке областных, городских и районных программ «Занятость» и осуществляет контроль за их выполнением;
содействует становлению и развитию дехканских (фермерских) хозяйств, личного подсобного хозяйства, предпринимательства, особенно на селе для повышения занятости сельского населения;
разрабатывает проекты законодательных актов по ввозу и экспорту рабочей силы, механизм по обеспечению защиты прав и интересов граждан республики, выезжающих на работу за рубеж, осуществляет поиск иностранных работодателей и заключает с ними соглашения о сотрудничестве;
См. предыдущую редакцию.
осуществляет выдачу разрешений на трудовую деятельность гражданам Республики Узбекистан за пределами страны и иностранным гражданам в Республике Узбекистан в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан;
(абзац тринадцатый пункта 5 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 июля 1998 года .№ 310)
См. предыдущую редакцию.
(абзац четырнадцатый пункта 5 утратил силу в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 июля 1998 года № 310)
определяет направления использования средств Фонда содействия занятости для социальной поддержки безработных, создания новых рабочих мест, подготовки, переподготовки незанятого населения и высвобождаемых работников и др.;
осуществляет координацию и организационно-методическое руководство по профессиональной ориентации, подготовке, переквалификации и переобучению высвобождаемых специалистов, рабочих и незанятого населения;
организует профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку высвобождаемых работников и незанятого населения, создает необходимую правовую и нормативную базу для профессионального обучения незанятого населения;
содействует межрегиональному сотрудничеству по вопросам подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых работников и незанятого населения (вне района проживания);
организует разработку учебных планов и программ, пособий в сотрудничестве с методическими подразделениями Министерства народного образования Республики Узбекистан, Министерства высшего и среднего специального образования, ассоциацией «Касб», оказывает методическую помощь соответствующим отделам органов по труду, занимающимся вопросами профессионального обучения незанятого населения;
изучает совместно с Госкомпрогнозстатом демографическую ситуацию, состояние и развитие структуры семьи и семейных отношений в целях рационализации занятости различных категорий населения;
разрабатывает проекты межгосударственных соглашений по вопросам труда, занятости и социальной защиты населения, организует их реализацию на территории республики;
подготавливает предложения по созданию механизма осуществления сильной социальной политики, направленной на усиление адресности оказываемой социальной поддержки, особенно для малообеспеченных слоев населения, других наиболее уязвимых групп;
подготавливает проекты законодательных актов по реализации государственной социальной политики и функционированию механизма социальной защиты;
осуществляет методическую и практическую помощь министерствам, ведомствам, концернам, ассоциациям, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г. Ташкента в подготовке целевых программ социальной защиты работников отраслей экономики и населения отдельных регионов;
проводит социологические обследования среди различных слоев и групп населения для совершенствования действующего механизма социальной защиты;
См. предыдущую редакцию.
определяет порядок и условия создания минимального количества рабочих мест для лиц, нуждающихся в социальной защите, и обеспечивает контроль за их комплектованием;
(абзац двадцать девятый пункта 5 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 июля 1998 года № 310)
разрабатывает предложения по социальным гарантиям выезжающим на работу в зарубежные страны в соответствии с заключенными договорами и контрактами;
разрабатывает механизм социальной защиты работников, высвобождаемых в процессе разгосударствления и приватизации госсобственности;
См. предыдущую редакцию.
разрабатывает и вносит в Правительство предложения по созданию системы социальных гарантий и мер социальной защиты занятых в фермерских и дехканских хозяйствах предпринимателей;
(абзац тридцать второй пункта 5 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30 апреля 1999 г. № 202 — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 1999 г., № 4, ст. 22)
совместно с Госкомпрогнозстатом, Главным государственным налоговым управлением подготавливает предложения по совершенствованию механизма государственного регулирования доходов населения;
подготавливает совместно с Госкомпрогнозстатом, Министерством финансов, с участием Совета Федерации профсоюзов предложения по установлению минимального размера заработной платы, пенсий, пособий, стипендий в зависимости от изменения цен;
координирует работу министерств, ведомств, концернов, ассоциаций, объединений и предприятий по нормированию труда;
готовит предложения по совершенствованию оплаты труда, единой тарифной сетки, районному регулированию заработной платы;
организует разработку тарифно-квалификационных характеристик профессий рабочих и должностей специалистов и служащих;
совместно с Советом Федерации профсоюзов Узбекистана определяет порядок заключения коллективных договоров, тарифных соглашений;
разрабатывает нормативно-правовую базу для оценки условий труда, осуществляет методическую помощь за качеством проведения аттестации рабочих мест;
осуществляет контроль за условиями труда на предприятиях, предоставлением льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда;
проводит экспертизу условий труда на предприятиях, независимо от форм собственности и хозяйствования;
готовит заключения по предложениям предприятий об изменениях в Списках производств, работ и профессий, должностей и показателей на льготное пенсионное обеспечение, дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день;
подготавливает предложения в Кабинет Министров на предмет внесения изменений в действующие Списки льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда;
готовит с участием других экономических органов и Совета Федерации профсоюзов Узбекистана проекты законодательных актов и нормативно-методических документов в области трудовых прав, занятости и социальной защиты населения;
осуществляет государственный контроль за соблюдением Закона «О занятости населения», других законодательных и нормативных актов по труду и социальной защите населения;
координирует научные исследования и деятельность экономических органов, министерств, ведомств, концернов, ассоциаций, местных органов государственной власти по вопросам труда, его условий и оплаты, занятости и социальной защиты населения.
принимать постановления и утверждать инструкции и формы отчетности по вопросам труда, занятости и социальной защиты населения;
осуществлять контроль за выполнением министерствами, ведомствами, концернами, ассоциациями, предприятиями и организациями, независимо от форм собственности, решений Правительства Республики Узбекистан по вопросам труда, его условий и оплаты, занятости и социальной защиты населения;
приостанавливать действие приказов и инструкций министерств, ведомств, концернов, ассоциаций, предприятий и организаций, противоречащих законодательству о труде, его оплате, социальной защите населения, а в необходимых случаях вносить в Кабинет Министров предложения об их отмене;
заслушивать на заседаниях коллегии руководителей министерств, ведомств, концернов, ассоциаций, предприятий и организаций по вопросам, относящимся к компетенции Министерства;
утверждать в пределах своих полномочий ведомственные и методические документы, осуществлять издательскую деятельность;
заключать в предусмотренном законодательством порядке и в соответствии с международными правовыми нормами договоры о сотрудничестве с органами по труду других государств по вопросам использования рабочей силы и социальной защиты населения;
привлекать в установленном порядке специалистов министерств, ведомств, а также по согласованию с ними — объединений, предприятий, учреждений, высших учебных заведений, научно — исследовательских институтов к проведению работ по проблемам труда, занятости и социальной защиты населения, относящихся к компетенции Министерства труда;
получать от Госкомпрогнозстата Республики Узбекистан статистические данные по труду, его оплате и социальному развитию, естественному движению и миграции населения и другим вопросам, а от министерств, ведомств, концернов, ассоциаций, предприятий, учреждений и организаций необходимые материалы по вопросам, относящимся к компетенции Министерства;
осуществлять контроль за правильностью применения в отраслях экономики льгот и компенсаций за условия труда, использования труда женщин и подростков;
созывать в установленном порядке конференции, семинары, в том числе международные совещания, проводить ярмарки труда с целью обмена передовым опытом в области труда и оплаты, занятости и социальной защиты населения;
представлять государственные интересы в трехсторонних соглашениях о трудовых отношениях с профсоюзами и работодателями;
принимать участие в совершенствовании системы налогообложения средств, формирующих фонд потребления.
7. Должностные лица Министерства имеют право для выполнения своих служебных обязанностей в установленном порядке посещать министерства, ведомства, концерны, ассоциации, предприятия, учреждения, организации, знакомиться с отчетами, статистическими и другими материалами по вопросам, относящимся к компетенции Министерства.
8. Министерство труда, в рамках действующего законодательства, правомочно принимать все необходимые меры по обеспечению использования труда, занятости и социальной защиты населения в условиях перехода к рыночным отношениям.
9. Решения Министерства труда, принятые в пределах его компетенции, являются обязательными для исполнения министерствами, ведомствами, концернами, ассоциациями, предприятиями, учреждениями, организациями, местными органами управления. В необходимых случаях принимаются совместные с ними решения.
10. Министерство труда Республики Узбекистан возглавляет Министр, назначаемый и освобождаемый от должности Президентом Республики Узбекистан с последующим утверждением Олий Мажлисом Республики Узбекистан. Министр имеет заместителей, которые назначаются и освобождаются от должности Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
11. В Министерстве образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), заместителей Министра по должности. В состав коллегии входят Министр труда Республики Каракалпакстан, директор Узбекского республиканского центра изучения проблем труда, занятости и социальной защиты населения. Персональный состав коллегии утверждается Кабинетом Министров.
Коллегия на своих заседаниях рассматривает проблемы использования труда и занятости, совершенствования механизма социальной защиты населения и оплаты труда, условий и нормативов труда, вопросы исполнения международных договоров по социально-трудовым отношениям, повышения уровня организации работы аппарата и др.
12. Министерство руководит деятельностью Узбекского республиканского центра проблем труда, занятости и социальной защиты населения, Республиканской центральной лабораторией государственной экспертизы условий труда, издает газету «Мехнат» на принципах хозяйственного расчета.
Руководители подведомственных организаций назначаются на должность и освобождаются от должности Министром труда Республики Узбекистан.
13. Структура и численность центрального аппарата Министерства труда утверждаются Кабинетом Министров. Министр труда имеет право вносить изменения в утвержденную структуру центрального аппарата Министерства в пределах установленной численности и фонда оплаты труда.