Комментарий LexUz
Настоящий приказ утратил силу в соответствии с постановлением Министерства юстиции, Министерства экономики Республики Узбекистан и Государственного комитета Республики Узбекистан по управлению государственным имуществом и поддержке предпринимательства от 27 сентября 2003 года № 05-20-401, № 14 и № 01/23-55 (рег. № 1279 от 27.09.2003 г.).
В целях обеспечения благоприятных правовых условий для ускорения развития и эффективной деятельности малого и среднего бизнеса, упрощения процедуры государственной регистрации субъектов предпринимательства, а также во исполнение постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 августа 2001 года № 347 «О совершенствовании системы государственной регистрации и постановки на учет субъектов предпринимательства» приказываю:
1. Утвердить Типовое положение об отделах государственной регистрации субъектов предпринимательства согласно приложению.
настоящее Типовое положение определяет единый порядок деятельности отделов государственной регистрации субъектов предпринимательства и имеет обязательную силу для Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента, а также районных (городских) хокимиятов;
соответствующие хокимияты районов (городов) вправе утверждать Положения о районном (городском) отделе государственной регистрации субъектов предпринимательства в соответствии с данным Типовым положением.
зарегистрировать настоящий приказ и внести соответствующую запись в Государственный реестр нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств;
обеспечить контроль за доведением до сведения заинтересованных лиц и применением указанного Типового положения.
4. Управлению систематизации законодательства и правовой информации (А.Дж. Ташкулов) обеспечить опубликование настоящего нормативно-правового акта в «Вазирликлар, давлат қўмиталари ва идоралари меъёрий ҳужжатлари Ахборотномаси» — «Бюллетене нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств».
5. Министерству юстиции Республики Каракалпакстан, управлениям юстиции областей и города Ташкента обеспечить неукоснительное соблюдение требований настоящего приказа.
6. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на начальника Главного управления законодательства Х.М. Садыкова.
Настоящее Типовое положение об отделе государственной регистрации субъектов предпринимательства (далее — Типовое положение) разработано в соответствии с Гражданским кодексом Республики Узбекистан, законами Республики Узбекистан «О государственной власти на местах», «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» и постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 августа 2001 года № 347 «О совершенствовании системы государственной регистрации и постановки на учет субъектов предпринимательства».
Типовое положение регламентирует единый порядок деятельности отделов государственной регистрации субъектов предпринимательства и является обязательным для исполнения Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей, г. Ташкента и районными (городскими) хокимиятами.
1. При хокимиятах районов (городов) создаются отделы государственной регистрации субъектов предпринимательства (далее — Отдел), которые подотчетны хокимам соответствующих районов (городов).
Отдел входит в структуру хокимията района (города) и не является юридическим лицом‚ не имеет в собственности‚ хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество‚ не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и вступать от своего имени в гражданско-правовые отношения с другими лицами.
2. В своей деятельности отдел руководствуется Конституцией Республики Узбекистан, законами Республики Узбекистан, постановлениями Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами Президента Республики Узбекистан, постановлениями Кабинета Министров Республики Узбекистан и настоящим Типовым положением‚ а также Положением о районном (городском) отделе государственной регистрации субъектов предпринимательства‚ утверждаемым хокимом соответствующего района (города) на основании настоящего Типового положения.
3. К субъектам, регистрируемым в хокимиятах районов (городов), относятся все субъекты предпринимательства, включая предприятия с участием иностранного капитала, за исключением тех, государственная регистрация которых осуществляется в Министерстве юстиции Республики Узбекистан, Министерстве юстиции Республики Каракалпакстан и управлениях юстиции областей.
4. Отдел возглавляет начальник, который назначается и освобождается от должности хокимом района (города). Сотрудники Отдела также назначаются и освобождаются от должности хокимом района (города).
5. Должностная инструкция сотрудников Отдела утверждается хокимом района (города)‚ в которой в обязательном порядке определяются функции‚ обязанности и персональная ответственность каждого сотрудника Отдела. При этом начальник Отдела несет персональную ответственность за эффективную организацию работы Отдела.
6. Отдел финансируется за счет части средств, поступающих от сборов за государственную регистрацию. В этих целях регистрационные сборы поступают в соответствующий местный бюджет района (города) и аккумулируются на специальном субсчете соответствующего районного (городского) хокимията.
7. Часть средств, поступивших на специальный субсчет, используется для покрытия материальных затрат‚ связанных с осуществлением государственной регистрации и постановкой на учет субъектов предпринимательства, формирования фонда оплаты труда Отдела, а также на другие цели по финансированию Отдела для осуществления возложенных на него задач.
Использование средств для указанных целей осуществляется финансово-хозяйственным подразделением соответствующего районного (городского) хокимията в общеустановленном порядке.
8. Штатное расписание Отдела утверждается хокимом соответствующего района (города) в пределах от 1 до 3 штатных единиц в зависимости от объема работы Отдела.
Штатное расписание Отдела регистрируется в финансовых органах в установленном порядке отдельно от штатного расписания хокимията района (города).
9. Не допускается создание дополнительных, отличных от Отдела структур по регистрации субъектов предпринимательства.
а) осуществление в установленном порядке государственной регистрации (в том числе изменений и дополнений) и постановки на учет субъектов предпринимательства;
б) взаимодействие с территориальными налоговыми, статистическими органами, дорожным фондом, отделами по труду, занятости и социальной защите населения, отделами социального обеспечения‚ органами внутренних дел, территориальными палатами товаропроизводителей и предпринимателей, центрами государственного санэпидемнадзора и службами пожарной безопасности;
г) обеспечение упрощенной и ускоренной процедуры государственной регистрации субъектов предпринимательства по принципу «в одно окно» с одновременной их постановкой на учет в соответствующих органах.
а) прием и экспертиза документов, представленных на государственную регистрацию (в том числе на государственную регистрацию изменений и дополнений учредительных документов), а также для исключения из государственного реестра в связи с ликвидацией;
б) подготовка решения хокима района (города) о государственной регистрации субъекта предпринимательства;
г) организация постановки на учет субъектов предпринимательства в налоговых и статистических органах, дорожном фонде, в отделе по труду, занятости и социальной защите населения и получение разрешения органов внутренних дел на изготовление печати и штампа;
д) выдача субъектам предпринимательства свидетельства о государственной регистрации с указанием присвоенных статистических кодов и идентификационного номера налогоплательщика, а также разрешения органов внутренних дел на изготовление печати и штампа;
е) уведомление территориальных палат товаропроизводителей и предпринимателей, центров государственного санэпидемнадзора и служб пожарной безопасности о регистрации новых субъектов предпринимательства;
ж) осуществление ежеквартальной сверки с налоговыми и статистическими органами количества зарегистрированных и находящихся на учете зарегистрированных субъектов предпринимательства;
з) осуществление других функций, связанных с государственной регистрацией субъектов предпринимательства.
12. Не допускается возложение на отдел функций‚ не связанных с осуществлением государственной регистрации и ведением государственного реестра субъектов предпринимательства.
13. Прием документов для государственной регистрации субъектов предпринимательства осуществляется в явочном порядке или по почте (для индивидуальных предпринимателей или дехканских хозяйств без образования юридического лица — только в явочном порядке) строго в соответствии с Положением о порядке государственной регистрации и постановки на учет субъектов предпринимательства, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 августа 2001 года № 347.
Запрещается запрос и прием дополнительных документов и справок, не предусмотренных вышеуказанным Положением.
Кроме того, не допускается требование об оплате расходов по государственной регистрации субъектов предпринимательства, а также других расходов, связанных с ней.
14. Свидетельство о фирменном наименовании‚ которое представляется для государственной регистрации юридических лиц‚ выдается районными (городскими) органами статистики (далее — уполномоченный орган).
Для получения свидетельства о фирменном наименовании лицо представляет в уполномоченный орган только заявление с указанием предполагаемого фирменного наименования (фирменных наименований). Последний проверяет наличие (отсутствие) по республике другого юридического лица с аналогичным наименованием либо похожим настолько‚ что это может привести к отождествлению соответствующих юридических лиц.
При установлении наличия юридического лица с аналогичным (схожим) фирменным наименованием уполномоченный орган выдает письменную информацию о наличии аналогичного фирменного наименования.
В случае отсутствия юридического лица с аналогичным (схожим) фирменным наименованием уполномоченный орган выдает свидетельство о фирменном наименовании, которое действует в течение двух месяцев со дня его выдачи. В свидетельстве о фирменном наименовании в обязательном порядке указывается фамилия, имя и отчество заявителя, запись об отсутствии в Едином государственном регистре предприятий и организаций (ЕГРПО) аналогичного (схожего) фирменного наименования, а также дата его выдачи и срок действия.
Срок рассмотрения заявления и выдачи свидетельства о фирменном наименовании или информации о наличии аналогичного (схожего) фирменного наименования не должен превышать трех рабочих дней.
Свидетельство о фирменном наименовании, выдаваемое уполномоченным органом, не является документом‚ подтверждающим право его предъявившего на пользование данным наименованием.
Свидетельство о фирменном наименовании выдается для представления его в регистрирующий орган для государственной регистрации субъекта предпринимательства и является документом‚ подтверждающим отсутствие в республике другого юридического лица с аналогичным (схожим) наименованием. Свидетельство о фирменном наименовании в течение двух месяцев должно быть представлено в регистрирующий орган, в противном случае оно утрачивает юридическую силу.
В соответствии со статьей 1098 Гражданского кодекса Республики Узбекистан фирменное наименование юридического лица подлежит регистрации путем включения его в соответствующий государственный реестр юридических лиц.
15. Поступившее заявление о государственной регистрации (далее — заявление) и приложенные к нему документы для государственной регистрации принимаются канцелярией хокимията. При этом сотрудник канцелярии расписывается во втором экземпляре заявления с перечислением принятых документов и с указанием своей фамилии, имени и отчества, а также даты их принятия.
Сотрудник канцелярии обязан принимать документы, представляемые заявителем, в течение полного рабочего дня. Запрещается при приеме документов экспертиза или иная проверка представленных документов (за исключением случаев, когда сверяются паспортные данные со сведениями, приведенными в заявлении о государственной регистрации индивидуального предпринимателя или дехканского хозяйства без образования юридического лица)‚ а также отказ в приеме документов из-за отсутствия (недостаточности) документов или по другим причинам.
16. Заявление регистрируется в книге регистрации входящих документов (она должна быть прошнурована, пронумерована и скреплена гербовой печатью соответствующего хокимията)‚ которая ведется канцелярией, и проставляется регистрационный штамп.
Допускается ведение в канцелярии отдельной книги по заявлениям о государственной регистрации субъектов предпринимательства (в том числе о внесении изменений и дополнений‚ исключении из государственного реестра).
При наличии компьютера и соответственного программного обеспечения в канцелярии допускается дополнительный учет поступивших заявлений в компьютере.
17. После регистрации заявления и приложенных к нему документов в книге канцелярия в течение двух часов передает их в Отдел для рассмотрения в установленном порядке.
18. После поступления заявления и документов Отдел в установленном порядке проводит экспертизу представленных документов и готовит проект решения хокима района (города)‚ которое принимается не позднее 3 рабочих дней с даты регистрации заявления в канцелярии — по индивидуальным предпринимателям и дехканским хозяйствам без образования юридического лица и не позднее 7 рабочих дней с даты регистрации заявления — по субъектам предпринимательства с образованием юридического лица, либо готовит мотивированное письмо об отказе в государственной регистрации‚ которое подписывается курирующим заместителем хокима района (города) и направляется заявителю в течение вышеуказанных сроков соответственно.
19. С согласия заявителя допускаются исправления и доработка в рабочем порядке недостатков‚ выявленных в ходе проведения экспертизы. При этом срок исправления и доработки не должен превышать сроки, установленные пунктом 18 настоящего Типового положения.
20. В течение одного дня со дня государственной регистрации Отдел официально представляет по месту расположения субъекта предпринимательства сведения о нем из государственного реестра:
по юридическим лицам — в статистический, налоговый органы и органы внутренних дел с приложением эскизов печати и штампа в трех экземплярах;
по индивидуальным предпринимателям и дехканским хозяйствам без образования юридического лица — в налоговый орган и органы внутренних дел с приложением эскизов печати и штампа в трех экземплярах.
21. В двухдневный срок после получения от статистических органов информации о присвоенных кодах, а от налоговых органов — ИНН, а также от органов внутренних дел разрешения на изготовление печати и штампа с двумя экземплярами эскиза:
выдает субъектам предпринимательства — юридическим лицам — «Свидетельство о государственной регистрации юридического лица» по форме, установленной законодательством‚ и учредительные документы с отметкой «зарегистрировано», а также разрешение на изготовление печати и штампа с эскизом;
выдает индивидуальному предпринимателю и дехканскому хозяйству без образования юридического лица — «Свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя (дехканского хозяйства без образования юридического лица)» по форме, установленной законодательством‚ а также разрешение на изготовление печати и штампа с эскизом;
направляет соответствующим территориальному дорожному фонду, районному (городскому) отделу по труду, занятости и социальной защите населения или районному (городскому) отделу социального обеспечения полную выписку из государственного реестра по зарегистрированному субъекту предпринимательства‚ которая является основанием для постановки субъекта предпринимательства на учет в указанных органах;
направляет для сведения территориальным палатам товаропроизводителей и предпринимателей, центрам государственного санэпидемнадзора и службам пожарной безопасности по месту расположения субъектов предпринимательства выписку из реестра.
22. Общий срок регистрации субъекта предпринимательства с оформлением разрешения на изготовление печати и штампа в органах внутренних дел, постановки его на учет в соответствующих органах не может превышать для юридических лиц — 12 рабочих дней‚ для индивидуальных предпринимателей и дехканских хозяйств без образования юридического лица — 8 рабочих дней со дня подачи заявления с приложением необходимых документов.
23. При отказе в государственной регистрации субъекту предпринимательства возвращаются все представленные документы, а также уплаченные им регистрационные сборы. При этом в копии сопроводительного письма (письма об отказе) делается запись заявителя о получении письма с указанием даты получения (при нарочном получении) или прилагается квитанция отделения почтовой связи (при отправлении по почте). К копии письма также прилагается документ, подтверждающий возврат заявителю регистрационного сбора.
В случае, если заявитель изъявляет желание повторно сдать документы для государственной регистрации, регистрационный сбор может не возвращаться, о чем заявителем делается соответствующая запись в копии сопроводительного письма (письма об отказе). При повторной сдаче документов заявитель вправе повторно представлять документы, по которым ранее не были замечания, и являются действительными на момент повторной сдачи документов.
25. Государственные реестры являются официальными документами. Реестры должны быть прошнурованы, пронумерованы и скреплены гербовой печатью соответствующего хокимията. Данные о государственной регистрации вносятся в реестры по формам, установленным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 августа 2001 года № 347.
При наличии компьютеров и соответствующего программного обеспечения допускается дополнительное ведение электронной базы данных о зарегистрированных субъектах предпринимательства.
б) внесение соответствующей записи в реестр в связи с регистрацией изменений и дополнений в учредительные документы юридического лица;
в) внесение соответствующей записи в реестр на основании письменного уведомления органов статистики о внесении изменений в ЕГРПО (в связи с изменением основного вида деятельности юридического лица и его среднегодовой численности занятых);
г) внесение соответствующей записи в реестр на основании письменного уведомления субъектов предпринимательства об изменении почтового адреса;
д) внесение соответствующей записи в реестр на основании письменного уведомления индивидуального предпринимателя об изменении места и вида деятельности‚ указанных в выданном ему свидетельстве о государственной регистрации;
ж) внесение записей в связи с изменением других сведений о субъекте предпринимательства‚ указанных в государственном реестре.
27. В случае внесения изменений в государственный реестр или исключения субъекта предпринимательства из государственного реестра Отдел направляет соответствующим органам выписку из государственного реестра.
28. В соответствии со статьей 44 Гражданского кодекса Республики Узбекистан государственный реестр субъектов предпринимательства является открытым для всеобщего ознакомления. Отдел обязан выдавать заинтересованным лицам информацию (выписку) из государственного реестра о субъектах предпринимательства.
29. Отдел ведет отдельную папку по каждому зарегистрированному субъекту предпринимательства, в которую подшиваются: копия решения хокима о государственной регистрации субъекта предпринимательства (оригинал и другие копии решения хокима хранятся в установленном порядке); копия Свидетельства о государственной регистрации; заявление и приложенные к нему документы; документы‚ связанные с регистрацией изменений и дополнений в учредительные документы и ликвидацией субъектов предпринимательства; письменные уведомления органов статистики о внесенных изменениях в ЕГРПО; письменные уведомления субъектов предпринимательства об изменении их почтового адреса и об изменении места и вида деятельности индивидуальных предпринимателей; другие документы, связанные с изменением иных сведений о субъекте предпринимательства‚ указанных в государственном реестре.
30. По другим документам (корреспонденциям), поступающим в Отдел, делопроизводство ведется в соответствии с номенклатурой, утвержденной хокимом в установленном порядке.
32. В случае несогласия заявителя с решением регистрирующего органа‚ действиями (бездействиями) его должностных лиц или нарушения сроков регистрации он вправе в установленном порядке обратиться в суд.
33. За несвоевременное рассмотрение документов‚ необоснованное затягивание процедуры регистрации и за иные незаконные действия сотрудники Отдела несут ответственность в соответствии с законодательством.