Комментарий LexUz
Настоящий Указ утратил силу в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 25 июля 2020 года № УП-6035 «О мерах по смягчению коронавирусной пандемии, кардинальному совершенствованию системы санитарно-эпидемиологического благополучия и охраны здоровья населения».
За последние годы в стране осуществлен ряд мероприятий, направленных на сохранение санитарно-эпидемиологического благополучия, обеспечение безопасности среды обитания и охраны здоровья человека, совершенствование системы службы санитарно-эпидемиологического надзора, подготовки квалифицированных специалистов в данной сфере.
Вместе с тем, концентрация в рамках одного государственного органа функций по управлению государственным санитарно-эпидемиологическим благополучием с одновременным осуществлением разрешительных и надзорных функций в данной сфере привела к формированию системных проблем, препятствующих обеспечению эффективной деятельности санитарно-эпидемиологической службы Республики Узбекистан.
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, внедрения эффективных механизмов управления и координации деятельности санитарно-эпидемиологической службы Республики Узбекистан, повышения ее институционального потенциала, налаживания действенного мониторинга и надзора в сфере соблюдения санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, а также в соответствии с задачами, определенными в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах и Концепции административной реформы в Республике Узбекистан:
а) о создании на базе организаций службы санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Республики Узбекистан и их территориальных подразделений (далее — служба санитарно-эпидемиологического надзора):
Государственной инспекции санитарно-эпидемиологического надзора при Кабинете Министров Республики Узбекистан и ее территориальных подразделений (далее — Государственная инспекция);
Агентства санитарно-эпидемиологического благополучия при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан (далее — Агентство);
б) об упразднении Главного управления санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Республики Узбекистан с передачей его штатной численности Агентству;
в) об организации Лабораторного комплекса при Агентстве на базе лабораторной службы реорганизуемого Республиканского центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора с сохранением действующего порядка финансирования.
обеспечение эффективной координации и взаимодействия с органами государственного и хозяйственного управления в области санитарно-эпидемиологического надзора;
проведение в установленном порядке проверок по соблюдению юридическими и физическими лицами санитарных правил, норм и гигиенических нормативов (СанПиН) и применение в установленном порядке мер административного взыскания за нарушение законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия;
участие в подготовке и внедрении методологии надзора за деятельностью объектов, осуществляющих деятельность по производству, транспортировке, хранению и реализации пищевого сырья и продуктов питания, а также соблюдением требований стандартов, основанных на опыте применения международных надлежащих практик;
внедрение системы национального мониторинга и надзора за болезнями пищевого происхождения в целях обеспечения раннего выявления, оценки и устранения рисков;
внедрение на системной основе передовых методов подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров с учетом текущей и перспективной потребности отрасли в профильных кадрах;
проведение единой государственной политики, разработку и реализацию государственных и иных программ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
обеспечение эффективной координации и взаимодействия с органами государственного и хозяйственного управления в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
разработку и внедрение санитарных правил, норм и гигиенических нормативов (СанПиН) с учетом их актуального совершенствования и гармонизации в соответствии с международными стандартами и нормами;
разработку и реализацию противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения неинфекционных, инфекционных, паразитарных заболеваний;
организацию, координацию и контроль проведения профилактических дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний;
содействие в реализации политики в области пищевой безопасности на основе анализа рисков и научно обоснованных подходов в процессе выявления, оценки и управления потенциальными рисками в сфере обеспечения общественного здоровья;
организацию, координацию и контроль за осуществлением эпизоотологического мониторинга природных очагов чумы на территории Республики Узбекистан, эпидемиологического надзора и комплекса профилактических и противоэпидемических мероприятий по чуме и особо опасным инфекциям;
определение перспективных направлений и координацию проведения фундаментальных и прикладных научных исследований по актуальным вопросам санитарии, гигиены, эпидемиологии, паразитологии, микробиологии, вирусологии;
повышение уровня санитарной культуры населения посредством разработки и реализации практических мер, направленных на организацию санитарно-гигиенического обучения и воспитание граждан с охватом всех социальных групп;
внедрение на системной основе передовых методов образования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров с учетом текущей и перспективной потребности отрасли.
организационную структуру Государственной инспекции санитарно-эпидемиологического надзора при Кабинете Министров Республики Узбекистан согласно приложению № 1;
структуру центрального аппарата Государственной инспекции санитарно-эпидемиологического надзора при Кабинете Министров Республики Узбекистан с предельной численностью управленческого персонала в количестве 28 единиц согласно приложению № 2;
предельную численность работников территориальных управлений Государственной инспекции в количестве 4 179 единиц;
типовую структуру управлений государственного санитарно-эпидемиологического надзора Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента согласно приложению № 3;
типовую структуру районного (городского) филиала управления государственного санитарно-эпидемиологического надзора согласно приложению № 4;
организационную структуру Агентства санитарно-эпидемиологического благополучия при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан согласно приложению № 5;
структуру центрального аппарата Агентства санитарно-эпидемиологического благополучия при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан с предельной численностью управленческого персонала в количестве 45 единиц согласно приложению № 6;
перечень организаций (лабораторий и подразделений) государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Узбекистан, деятельность которых оптимизируется путем присоединения, слияния, преобразования и ликвидации, согласно приложению № 7;
перечень изменений, вносимых в постановление Президента Республики Узбекистан от 7 декабря 2018 года № ПП-4055 «О мерах по организации деятельности Министерства здравоохранения Республики Узбекистан», согласно приложению № 8.
начальнику Государственной инспекции вносить при необходимости изменения в структуру центрального аппарата Государственной инспекции и его территориальных управлений в пределах установленной общей численности их управленческого персонала;
директору Агентства по согласованию с министром здравоохранения Республики Узбекистан вносить при необходимости изменения в структуру центрального аппарата Агентства в пределах установленной общей численности управленческого персонала.
а) начальник Государственной инспекции одновременно является Главным государственным санитарным инспектором Республики Узбекистан, назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Узбекистан по представлению Премьер-министра Республики Узбекистан;
заместитель начальника Государственной инспекции назначается на должность и освобождается от должности Кабинетом Министров Республики Узбекистан;
начальник Государственной инспекции и его заместитель по статусу, условиям медицинского и транспортного обслуживания приравниваются соответственно к министру и заместителю министра;
б) директор Агентства одновременно является Главным государственным санитарным врачом Республики Узбекистан, назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Узбекистан по представлению Премьер-министра Республики Узбекистан;
заместители директора Агентства назначаются на должность и освобождаются от должности Кабинетом Министров Республики Узбекистан по представлению министра здравоохранения Республики Узбекистан;
директор Агентства по статусу, условиям бытового, медицинского и транспортного обслуживания приравнивается к заместителю министра здравоохранения Республики Узбекистан;
в) на работников Государственной инспекции и Агентства распространяются условия оплаты труда и материального стимулирования, установленные для соответствующих должностей Министерства здравоохранения Республики Узбекистан;
г) финансирование расходов по содержанию Государственной инспекции и Агентства, а также их территориальных подразделений и подведомственных организаций осуществляется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и иных источников, не запрещенных законодательством.
5. Образовать при Государственной инспекции и Агентстве внебюджетные фонды материального стимулирования и развития (далее — фонд Государственной инспекции и фонд Агентства соответственно) без образования юридического лица.
Установить, что все средства, находящиеся на внебюджетных счетах упраздняемых центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора, полностью передаются фонду Агентства.
50 процентов средств поступлений от суммы примененных штрафов за нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства и начисленных пеней за просрочку оплаты штрафов;
привлекаемые в установленном порядке грантовые средства и благотворительные пожертвования международных финансовых институтов и организаций, юридических и физических лиц;
15 процентов суммы поступлений от реализации подведомственными организациями профильных платных услуг физическим и юридическим лицам после восполнения совокупных затрат на их реализацию;
привлекаемые в установленном порядке грантовые средства и благотворительные пожертвования международных финансовых институтов и организаций, юридических и физических лиц;
покрытие затрат, связанных с осуществлением распорядительных и управленческих функций Государственной инспекции, в том числе на расходы по формированию и ведению электронных баз данных проверок;
материальное стимулирование и социальное обеспечение работников Государственной инспекции, а также организацию подготовки, переподготовки и повышения их квалификации;
расходы по привлечению зарубежных и отечественных специалистов в рамках реализации поставленных перед Государственной инспекцией задач;
покрытие затрат, связанных с осуществлением распорядительных и управленческих функций Агентства, в том числе на расходы по формированию и ведению электронных баз данных санитарно-эпидемиологического благополучия;
материальное стимулирование и социальное обеспечение работников Агентства, а также организацию подготовки, переподготовки и повышения их квалификации;
расходы по привлечению зарубежных и отечественных специалистов для реализации поставленных перед Агентством задач.
Определить, что Государственная инспекция вправе на безвозмездной основе размещать свои организации на свободных площадях зданий Агентства и пользоваться услугами его лабораторий.
8. Кабинету Министров Республики Узбекистан в двухнедельный срок принять правительственное решение по организации деятельности Государственной инспекции и Агентства, а также утверждению Комплекса мер по дальнейшему совершенствованию службы санитарно-эпидемиологического благополучия на 2019 — 2026 годы.
а) в срок до 1 ноября 2019 года внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в Закон Республики Узбекистан «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» с учетом положений настоящего Указа;
б) в срок до 1 декабря 2019 года по согласованию с Министерством занятости и трудовых отношений, Министерством финансов Республики Узбекистан утвердить нормативы штатной численности работников организаций Агентства с учетом:
внедрения современного лабораторного оборудования, изучения штатного расписания и должностных обязанностей, анализа служебной нагрузки, рационального распределения объема работы между работниками, основанного на хронометражном обследовании;
поэтапной оптимизации до 1 апреля 2020 года численности работников служб санитарно-эпидемиологического надзора на 7 тысяч штатных единиц и передачи части штатной численности Государственной инспекции;
в) в трехмесячный срок внести критерии оценки эффективности деятельности Агентства и Государственной инспекции;
внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа;
совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами обеспечить приведение принятых ими нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим Указом.
10. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова и советника Президента Республики Узбекистан А.А. Абдувахитова.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к Указу Президента Республики Узбекистан от 9 сентября 2019 года № УП-5814
к Указу Президента Республики Узбекистан от 9 сентября 2019 года № УП-5814
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к Указу Президента Республики Узбекистан от 9 сентября 2019 года № УП-5814
к Указу Президента Республики Узбекистан от 9 сентября 2019 года № УП-5814
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
к Указу Президента Республики Узбекистан от 9 сентября 2019 года № УП-5814
к Указу Президента Республики Узбекистан от 9 сентября 2019 года № УП-5814
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
к Указу Президента Республики Узбекистан от 9 сентября 2019 года № УП-5814
к Указу Президента Республики Узбекистан от 9 сентября 2019 года № УП-5814
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
к Указу Президента Республики Узбекистан от 9 сентября 2019 года № УП-5814
к Указу Президента Республики Узбекистан от 9 сентября 2019 года № УП-5814
ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
к Указу Президента Республики Узбекистан от 9 сентября 2019 года № УП-5814
к Указу Президента Республики Узбекистан от 9 сентября 2019 года № УП-5814
ПРИЛОЖЕНИЕ № 7
к Указу Президента Республики Узбекистан от 9 сентября 2019 года № УП-5814
к Указу Президента Республики Узбекистан от 9 сентября 2019 года № УП-5814
№ | Регионы | Ликвидируемые центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора* | Предусмотренные к слиянию санитарно-гигиенические лаборатории районных (городских) центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора в межрайонные | Ликвидируемые вирусологические лаборатории центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора |
1. | Республика Каракалпакстан | 5 | ||
2. | Андижанская область | 1 | 1 | |
3. | Бухарская область | 5 | ||
4. | Джизакская область | 6 | ||
5. | Кашкадарьинская область | 3 | 4 | |
6. | Навоийская область | |||
7. | Наманганская область | 6 | 4 | |
8. | Самаркандская область | 7 | ||
9. | Сурхандарьинская область | 2 | 2 | |
10. | Сырдарьинская область | 3 | ||
11. | Ташкентская область | 3 | ||
12. | Ферганская область | 5 | 1 | |
13. | Хорезмская область | 1 | 8 | 2 |
14. | г. Ташкент | 6 | ||
ВСЕГО: | 2 | 59 | 14 |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 8
к Указу Президента Республики Узбекистан от 9 сентября 2019 года № УП-5814
к Указу Президента Республики Узбекистан от 9 сентября 2019 года № УП-5814
1. В абзаце втором подпункта «б» пункта 2 слова «осуществление надзора за обеспечением» заменить словом «обеспечение».