к постановлению Президента Республики Узбекистан от 6 мая 2019 года № ПП-4310
№ | Наименование мероприятий | Механизм реализации | Источники финансирования | Сроки исполнения | Ответственные исполнители |
I. Совершенствование высшего и среднего специального медицинского и фармацевтического образования | |||||
1. | Поэтапная организация, начиная с 2020/2021 учебного года, учебного процесса в высших и средних специальных медицинских и фармацевтических образовательных учреждениях, основанного на кредитно-модульной системе обучения. Разработка и утверждение Положения о внедрении кредитно-модульной системы обучения в медицинских и фармацевтических образовательных учреждениях с учетом передовых международных тенденций и особенностей отечественного медицинского и фармацевтического образования. | Приказ министра здравоохранения Республики Узбекистан | — | 1 февраля | Минздрав (Шадманов), Минвуз (Маджидов) |
2. | Создание в медицинских и фармацевтических высших образовательных учреждениях международных факультетов совместно с ведущими зарубежными образовательными учреждениями, с организацией обучения на русском и английском языках, в том числе: с 2019/2020 учебного года — в Ташкентском педиатрическом медицинском институте, Ташкентском государственном стоматологическом институте, Ташкентском фармацевтическом институте, Андижанском, Самаркандском и Бухарском государственных медицинских институтах; с 2020/2021 учебного года — в Ташкентской медицинской академии. | Соглашения с зарубежными высшими образовательными учреждениями, приказ министра здравоохранения Республики Узбекистан | Внебюджетные средства соответствующих высших образовательных учреждений | 1 сентября | Минздрав (Шадманов), Минвуз (Маджидов), МИД (Камилов) |
3. | Расширение международного сотрудничества между отечественными и ведущими зарубежными учреждениями в сфере медицины и образования путем: организации повышения квалификации и стажировки преподавателей, научных и медицинских работников республики в ведущих зарубежных образовательных и медицинских учреждениях; приглашения зарубежных ученых, преподавателей, специалистов для проведения обучения, мастер-классов и обмена опытом; организации международных конференций и семинаров, проведения совместных международных научных исследований. | Комплекс мер исполнителей, приказ министра здравоохранения Республики Узбекистан | Бюджетные средства, выделяемые на эти цели, средства благотворителей и МФИ, внебюджетные средства медицинских высших образовательных учреждений | На постоянной основе | Минздрав (Шадманов), Минвуз (Маджидов), МИД (Камилов) |
4. | Поэтапное создание в 2019 — 2022 годах в медицинских высших образовательных учреждениях и Ташкентском институте усовершенствования врачей учебно-симуляционных центров для обучения практическим навыкам с целью повышения качества подготовки медицинских специалистов. | Организационно-практические меры | Средства МФИ | 2019 — 2022 годы | Минздрав (Шадманов), Мининновации (Абдурахмонов), Министерство инвестиций (Умурзаков) |
5. | Организация в медицинских высших образовательных учреждениях анатомических моргов, учебно-биологических лабораторий (вивариев) и научно-исследовательских лабораторий. | Приказ министра здравоохранения Республики Узбекистан, организационно-практические меры | В пределах бюджетных и внебюджетных средств учреждений | 1 сентября
| Минздрав (Шадманов), Минвуз (Маджидов), Минфин (Ашрафханов) |
6. | Совершенствование деятельности клиник медицинских высших образовательных учреждений, клинических и учебных баз высших и средних специальных медицинских и фармацевтических образовательных учреждений путем обеспечения интеграции образования, науки и практики, с максимальным использованием их мощностей для образовательного процесса. Утверждение перечней: клинических баз медицинских высших и средних специальных образовательных учреждений из числа учреждений здравоохранения для прохождения учебной клинической практики; учебных и учебно-производственных баз высших и средних специальных медицинских и фармацевтических образовательных учреждений. Обеспечение полного размещения соответствующих кафедр медицинских высших образовательных учреждений в клиниках при них, а также на утвержденных клинических и учебных базах, с учетом требований СанПиН, предъявляемых к учебным аудиториям. | Приказ министра здравоохранения Республики Узбекистан, комплекс организационных мер исполнителей | В пределах бюджетных и внебюджетных средств учреждений | 15 ноября | Минздрав (Шадманов) |
7. | Дальнейшее совершенствование нормативных документов по организации образовательного процесса в медицинских и фармацевтических высших образовательных учреждениях. Разработка и утверждение: квалификационных характеристик, компетенций выпускников, обновленных учебных планов и учебных программ высшего, среднего специального медицинского и фармацевтического образования; норм времени профессорско-преподавательского состава медицинских и фармацевтических высших образовательных учреждений с учетом специфики медицинского и фармацевтического обучения. | Приказ министра здравоохранения Республики Узбекистан | — | 1 августа | Минздрав (Шадманов) |
8. | Разработка и утверждение Положения о порядке проведения производственной практики для учащихся медицинских и фармацевтических образовательных учреждений, в том числе по программам бакалавриата, магистратуры и клинической ординатуры (резидентуры), предусматривающего: интеграцию медицинских и фармацевтических образовательных учреждений с государственными и частными медицинскими и фармацевтическими организациями; академическую мобильность студентов между медицинскими и фармацевтическими образовательными учреждениями республики; прохождение практики в течение семестров учебного года (зимняя и летняя производственная практика); проведение контроля знаний и качества приобретенных практических навыков до окончания учебного года, результаты которого учитываются при переводе на следующий курс обучения; внедрение контроля практических знаний в виде практического экзамена и проведения контроля учебной практики (качественный и количественный). | Приказ министра здравоохранения Республики Узбекистан | — | 1 ноября | Минздрав (Шадманов) |
9. | Разработка и утверждение: Положения о порядке проведения интегрированных клинических и доклинических экзаменов в медицинских образовательных учреждениях как основного переводного экзамена с курса на курс; обновленного Порядка проведения государственных экзаменов с первичной аккредитацией выпускников бакалавриата, магистратуры, клинической ординатуры (резидентуры), предусматривающего независимый, прозрачный, справедливый механизм проведения государственных экзаменов с первичной аккредитацией путем широкого привлечения экспертов из числа организаций-заказчиков кадров в состав государственной аттестационной комиссии. | Приказ министра здравоохранения Республики Узбекистан | — | 10 декабря | Минздрав (Шадманов) |
10. | Размещение клинической базы Ташкентского института усовершенствования врачей в Республиканской клинической больнице № 1. Размещение клинических баз Термезского филиала Ташкентской медицинской академии и Ферганского филиала Ташкентской медицинской академии в соответствующих областных многопрофильных медицинских центрах. | Приказ министра здравоохранения Республики Узбекистан | В пределах бюджетных и внебюджетных средств учреждений | 1 ноября | Минздрав (Шадманов) |
11. | Подготовка и опубликование в виде брошюры и серийный выпуск единой формы «Клятвы врача Республики Узбекистан» с учетом традиций врачевания великих целителей Гиппократа и Ибн Сино для учащихся и выпускников высших и средних специальных медицинских и фармацевтических образовательных учреждений. | Организационно-практические меры | Внебюджетные средства учреждений | 1 августа 2019 года | Минздрав (Шадманов) |
12. | Создание тематических телепередач по освещению организации подготовки и непрерывного профессионального образования медицинских и фармацевтических кадров, в том числе с привлечением ведущих отечественных и зарубежных ученых и специалистов сферы здравоохранения. | Комплекс организационных мер исполнителей | — | 1 сентября 2019 года | НТРК (Ходжаев), Минздрав (Шадманов) |
13. | Создание научно-практического образовательного журнала «Медицинское образование и наука», в том числе в электронном формате, для преподавателей, научных сотрудников медицинских высших образовательных учреждений, научно-исследовательских центров, научно-исследовательских институтов, медицинских колледжей, а также медицинских работников с обеспечением публикаций: положительного международного опыта в сфере медицинского образования, науки, практики и инноваций, итогов повышения квалификации медицинских и научных работников за рубежом; информации о современных тенденциях развития медицины, международных рекомендациях, протоколах, стандартах, нововведениях в профилактике, диагностике и лечении заболеваний, передовых технологиях создания медицинских изделий и оборудования, фармацевтических препаратов с последующим их внедрением в практическое здравоохранение. | Организационно-практические меры | Внебюджетные средства, поступающие от реализации журнала | 1 декабря | Минздрав (Шадманов) |
14. | Внедрение с 2019/2020 учебного года порядка: регулярного чтения циклов лекций и проведения мастер-классов в медицинских и фармацевтических образовательных учреждениях ведущими специалистами и учеными республиканских специализированных научно-практических медицинских центров, научно-исследовательских институтов по передовым технологиям медицины и фармации; вертикальной интеграции клинических и доклинических дисциплин путем регулярного привлечения специалистов-клиницистов республиканских специализированных научно-практических медицинских центров, научно-исследовательских институтов и профессорско-преподавательского состава клинических дисциплин медицинских высших образовательных учреждений в преподавание доклинических дисциплин, с учетом специфики деятельности медико-биологических кафедр, анатомических моргов, учебно-биологических лабораторий (вивариев) и др. | Приказ министра здравоохранения Республики Узбекистан | В пределах бюджетных и внебюджетных средств учреждений | 1 сентября | Минздрав (Шадманов) |
15. | Совершенствование механизма обеспечения медицинских и фармацевтических высших образовательных учреждений учебной литературой, предусматривающее: создание при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан Координационного совета по утверждению учебной литературы для медицинского и фармацевтического образования; создание перечня рекомендуемой учебной литературы ведущих зарубежных медицинских и фармацевтических образовательных учреждений, а также расширение практики ее использования; разработку и внесение предложений по созданию современных форм и видов учебной литературы, в том числе в электронном формате, для системы медицинского и фармацевтического образования. | Приказ министра здравоохранения Республики Узбекистан, комплекс организационных мер | В пределах бюджетных и внебюджетных средств, предусмотренных на эти цели | 2019-2020 годы | Минздрав (Шадманов) |
II. Совершенствование системы переподготовки и повышения квалификации медицинских и фармацевтических кадров | |||||
16. | Внедрение для медицинских и фармацевтических кадров системы непрерывного профессионального образования, основанной на кредитно-модульной системе обучения и предусматривающей ежегодное повышение квалификации на базе проблемно ориентированных модульных учебных программ на семинарах, конференциях, вебинарах, мастер-классах, симуляционных тренингах и других обучающих курсах по международным стандартам. | Комплекс организационных мер | — | С 2019/2020 учебного года | Минздрав (Шадманов) |
17. | Установление нормативов соотношения среднегодовой численности слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки медицинских и фармацевтических кадров на одного преподавателя на 25 процентов ниже установленных в медицинских и фармацевтических высших образовательных учреждениях нормативов соотношения численности студентов на одного преподавателя по соответствующим направлениям образования бакалавриата. | Приказ министра здравоохранения Республики Узбекистан | В пределах бюджетных средств, выделяемых на эти цели, средства, поступающие от платных курсов обучения | С 2019/2020 учебного года | Минздрав (Шадманов) |
III. Совершенствование медицинской науки | |||||
18. | Создание на сайте Министерства здравоохранения Республики Узбекистан раздела, посвященного достижениям медицинской науки по приоритетным направлениям в области здравоохранения. | Комплекс организационных мер | — | 1 августа 2019 года | Минздрав (Шадманов) |
19. | Обеспечение доступа научных работников и преподавателей медицинских научных учреждений и высших образовательных учреждений к зарубежным электронным информационным ресурсам мировой научно-технической информации. | Комплекс организационных мер | Средства МФИ и благотворителей, внебюджетные средства медицинских ВОУ | 1 июля | Минздрав (Шадманов), Минвуз (Маджидов), Мининновации (Абдурахмонов) |
20. | Повышение качества выполняемых научных исследований, в том числе путем: соблюдения международных стандартов в области научных исследований и публикации их результатов в цитируемых международных научных журналах, входящих в системы Scopus, Web of Science, Thomson Reuters и др.; создания условий для вхождения отечественных научных журналов в области медицины и фармацевтики в международные базы данных публикаций Scopus, Web of Science, Thomson Reuters и др. | Комплекс организационных мер исполнителей | — | На постоянной основе | Минздрав (Шадманов), Мининновации (Абдурахмонов) |
21. | Создание общества молодых ученых в республиканских специализированных научно-практических медицинских центрах и их филиалах, научно-исследовательских институтах, медицинских и фармацевтических высших образовательных учреждения на общественных началах. Совершенствование работы сети студенческих научных кружков, проведение конференций и конкурсов молодых ученых. | Комплекс организационных мер исполнителей | — | 15 июня | Минздрав (Шадманов) |
IV. Совершенствование системы развития кадровых ресурсов здравоохранения | |||||
22. | Внедрение механизма и обеспечение составления постоянно обновляемого электронного реестра кадров здравоохранения с целью совершенствования планирования и использования кадровых ресурсов. Создание информационной системы по учету и мониторингу кадровой обеспеченности системы здравоохранения. | Приказ министра здравоохранения Республики Узбекистан, создание информационной системы | Внебюджетные средства Министерства здравоохранения Республики Узбекистан | 1 июня 2019 года
| Минздрав (Шадманов), Мининфоком (Садыков) |
23. | Совершенствование подготовки управленческих кадров здравоохранения и специалистов медицинских организаций, основанное на современных принципах управления качеством и стандартах, широком спектре профессиональных знаний и навыков (юридических, экономических, психологических, социологических и др.) управления кадрами. | Комплекс организационных мер | — | На постоянной основе | Минздрав (Шадманов) |
24. | Разработка и внедрение с учетом международного опыта и стандартов современных, прозрачных и справедливых механизмов трудоустройства, гарантийного карьерного роста, объективное использование механизма ротации, внешней и внутренней оценки деятельности медицинских и фармацевтических работников. | Приказ министра здравоохранения Республики Узбекистан. | — | 1 августа | Минздрав (Шадманов), Минтруд (Кудбиев) |
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 6 мая 2019 года № ПП-4310
№ | Индикаторы | 2019 г. | 2021 г. | 2025 г. |
I. Качественная оценка кадрового состава образовательного учреждения | ||||
1. | Индикатор остепененности (доля докторов и кандидатов наук, в том числе профессоров и доцентов, от штатного числа профессорско-преподавательского состава (далее — ППС) | 40 % | 45 % | 55 % |
2. | Индикатор зарубежной стажировки (доля ППС, прошедшего клиническую стажировку в ведущих госпиталях мира, от общего числа ППС) | 10 % | 15 % | 20 % |
3. | Индикатор подготовки молодых специалистов (доля магистров, клинических ординаторов и научных работников от общего числа ППС) | 25 % | 30 % | 70 % |
4. | Индикатор повышения квалификации (доля персонала, прошедшего курсы повышения квалификации) в системе непрерывного профессионального образования | 32 % | 45 % | 80 % |
5. | Индикатор участия в международных конференциях, форумах и других аналогических мероприятиях (доля участвовавшего ППС от общего числа ППС) | 25 % | 30 % | 70 % |
6. | Индикатор престижности (доля ППС, отмеченного государственными наградами и премиями, от общего числа ППС) | 4 % | 7 % | 15 % |
7. | Индикатор знания иностранных языков с уровнем не ниже среднего (доля ППС, владеющего английским и другими иностранными языками, от общего числа ППС) | 25 % | 30 % | 50 % |
8. | Индикатор владения информационными технологиями (доля ППС, владеющего информационными технологиями, от общего числа ППС) | 40 % | 45 % | 70 % |
II. Уровень оснащенности и обеспеченности образовательного учреждения | ||||
9. | Учебные помещения в собственной клинике медицинских высших образовательных учреждений (отвечающие требованиям и нормам СанПИН к учебным аудиториям) | 20 % | 30 % | 90 % |
10. | Учебные помещения на клинических базах медицинских высших образовательных учреждений (отвечающие требованиям нормам СанПИН к учебным аудиториям) | 20 % | 25 % | 75 % |
11. | Индикатор оснащенности учебным оборудованием | 30 % | 35 % | 55 % |
12. | Индикатор оснащенности лабораторным оборудованием | 40 % | 45 % | 65 % |
13. | Индикатор оснащенности лечебно-диагностическим оборудованием | 35 % | 40 % | 60 % |
14. | Индикатор высокотехнологичной оснащенности (число единиц оборудования высоких технологий последних 5 лет к общему числу единиц оборудования) | 15 % | 20 % | 35 % |
15. | Индикатор оснащенности образовательных учреждений симуляционными центрами | 45 % | 50 % | 70 % |
16. | Индикатор оснащенности образовательных учреждений экспериментально-биологическими лабораториями (вивариями) | 30 % | 35 % | 70 % |
17. | Индикатор оснащенности образовательных учреждений анатомическими моргами | — | 65 % | 80 % |
18. | Показатель компьютеризации в образовательных учреждениях (процентное отношение числа единиц компьютерной, теле-, видеотехники к числу ППС и обучающихся в образовательных учреждениях) | 45 % | 50 % | 70 % |
19. | Показатель информатизации образовательных учреждений (доля электронного документооборота от общего ведения документации из расчета на одного члена ППС) | 15 % | 20 % | 60 % |
20. | Индикатор образовательных ресурсов (наличие образовательного портала, веб-сайта и электронной почты, библиотечных ресурсов, медиатеки, интерактивных пособий в учебном, научном, лечебно-диагностическом процессе) | 55 % | 60 % | 80 % |
21. | Процент образовательных программ, аккредитованных по международным стандартам | 5 % | 10 % | 30 % |
22. | Процент программ высшего медицинского и фармацевтического образования, прошедших реформирование с учетом международных стандартов | 40 % | 50 % | 80 % |
23. | Процент программ повышения квалификации и переподготовки медицинских и фармацевтических кадров, прошедших реформирование с учетом международных стандартов | 40 % | 50 % | 80 % |
III. Научно-исследовательский потенциал образовательного учреждения | ||||
24. | Показатель результативности научных исследований (отношение числа ППС, достигшего научных результатов, — патентов на изобретения, рационализаторских предложений и других работ по внедрению к общему количеству ППС образовательных учреждений) | 15 % | 20 % | 35 % |
25. | Индикатор опубликованности (число научных публикаций на одного штатного из числа ППС образовательных учреждений в республике и за рубежом за последние 5 лет) | 30 % | 35 % | 55 % |
26. | Индикатор цитируемости (доля опубликованных научных работ ППС образовательных учреждений, на которые ссылаются другие авторы, от общего числа опубликованных работ образовательных учреждений) | 15 % | 20 % | 40 % |
27. | Индикатор международного сотрудничества ППС образовательных учреждений (доля ППС, принимающего участие в реализации программ международного уровня, от общего числа ППС образовательных учреждений) | 15 % | 20 % | 25 % |
IV. Качественная оценка обучающихся, студентов бакалавриата и магистратуры, клинических ординаторов (резидентов) образовательного учреждения | ||||
28. | Индикатор количества выпускников бакалавриата, магистратуры, клинической ординатуры (резидентуры), медицинских колледжей, успешно сдавших государственный экзамен (доля выпускников, успешно сдавших государственный экзамен, от общего числа выпускников образовательного учреждения) | 80 % | 85 % | 95 % |
29. | Индикатор количества выпускников бакалавриата, магистратуры, клинической ординатуры (резидентуры), успешно прошедших первичную аккредитацию (доля выпускников, успешно прошедших первичную аккредитацию, от общего числа выпускников образовательного учреждения) | — | 75 % | 80 % |
30. | Индикатор студенческой мобильности (доля обучающихся, прошедших клиническое обучение и стажировку в ведущих госпиталях мира от общего числа обучающихся) | 5 % | 10 % | 20 % |
31. | Индикатор участия в международных конференциях, форумах и других аналогичных мероприятиях (доля участвовавших обучающихся от общего количества обучающихся) | 5 % | 10 % | 20 % |
32. | Индикатор знания иностранных языков с уровнем не ниже среднего (доля обучающихся, владеющих английским и другими иностранными языками, от общего числа обучающихся) | 40 % | 45 % | 55 % |
33. | Индикатор владения информационными технологиями (доля обучающихся, владеющих информационными технологиями, от общего числа обучающихся) | 45 % | 50 % | 70 % |
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 6 мая 2019 года № ПП-4310
Направление образования | Срок обучения | Квалификация после окончания | |
1. | Лечебное дело | 6 лет | Семейный врач |
2. | Профессиональное образование (лечебное дело) | 6 лет | Семейный врач-педагог |
3. | Педиатрическое дело | 6 лет | Врач-педиатр общий |
4. | Военная медицина (лечебное дело) | 6 лет | Военный врач |
5. | Медико-биологическое дело | 4 года | Специалист фундаментальной медицины |
6. | Медико-профилактическое дело | 5 лет | Врач гигиенист-эпидемиолог |
7. | Стоматология | 5 лет | Врач-стоматолог общий |
8. | Высшее медсестринское дело (на базе среднего специального профессионального медицинского образования) | 3 года | Специалист высшего медсестринского дела |
9. | Клиническая психология | 5,5 лет | Клинический психолог — социальный работник |
10. | Фармация | 5 лет | Фармацевт |
11. | Профессиональное образование (фармацевтическое дело) | 5 лет | Фармацевт-педагог |
12. | Промышленная фармация (по видам) | 4 года | Фармацевт-технолог |
13. | Фармацевтическая биотехнология | 4 года | Фармацевт-биотехнолог |
14. | Биомедицинская инженерия | 4 года | Биомедицинский инженер |
15. | Стандартизация, сертификация и менеджмент качества лекарственных средств | 4 года | Фармацевт-аналитик |
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 6 мая 2019 года № ПП-4310
№ | Направление образования | Срок обучения | Квалификация после окончания |
1. | Сестринское дело | 2 года | Медицинская сестра общей практики Медицинская сестра физиотерапевтического (массажного) кабинета |
2. | Стоматологическое дело | 2 года | Ассистент стоматолога, техник ортопедической стоматологии |
3. | Фармация | 2 года | Ассистент фармацевта, оператор по производству лекарственных препаратов |
4. | Медицинская профилактика | 2 года | Помощник санитарного врача, помощник эпидемиолога, фельдшер медико-профилактического дела |
5. | Фельдшерско-лабораторное дело | 2 года | Медицинский лаборант, фельдшер-лаборант сельского врачебного пункта, сельской семейной поликлиники, лаборант функциональной и лучевой диагностики |
6. | Фельдшерское дело | 2 года | Фельдшер общей практики, фельдшер бригады скорой медицинской помощи, фельдшер семейной поликлиники |
7. | Медико-социальное дело | 1,5 года | Организатор медико-социальной помощи женщинам и детям, организатор медико-социальной помощи одиноким лицам с инвалидностью и престарелым на дому |
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 6 мая 2019 года № ПП-4310
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 6 мая 2019 года № ПП-4310
№ | Контингент обучения | Объемы кредитов* | |
Всего | Из них в год не менее | ||
1. | Медицинские и фармацевтические кадры с высшим образованием | 288** | 36 |
2. | Медицинские и фармацевтические кадры со средним специальным образованием | 180*** | 36 |