Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратило силу в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 февраля 2021 года № 87 «О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Узбекистан, утративших свое значение (Указ Президента Республики Узбекистан от 27 сентября 2020 года № УП-6075 «О мерах по улучшению деловой среды в стране путем внедрения системы пересмотра утративших свою актуальность актов законодательства»)».
В соответствии с постановлением Кабинета Министров от 20 октября 1999 года № 469 «О Программе действий по охране окружающей среды Республики Узбекистан на 1999—2005 годы» Кабинет Министров постановляет:
1. Принять к сведению, что Национальной комиссией Республики Узбекистан по устойчивому развитию разработана Национальная стратегия устойчивого развития. Заместителю Премьер-министра Холтоеву Т.Х. совместно с соответствующими министерствами и ведомствами:
до 1 июля 2001 года завершить разработку Национальной программы Республики Узбекистан «Повестки дня на XXI век», определить и разработать конкретные мероприятия по ее реализации;
разработать индикаторы и организовать мониторинг реализации Национальной стратегии устойчивого развития Республики Узбекистан и ежегодно до 1 марта представлять в Кабинет Министров информацию по итогам деятельности за прошедший год;
по согласованию с Комиссией ООН по устойчивому развитию, Департаментом ООН по экономическим и социальным вопросам, Программой развития ООН, с привлечением национальных институтов приступить к разработке и реализации мероприятий по подготовке мероприятий к международному саммиту «Рио+10» и Обзора прогресса, достигнутого Узбекистаном в обеспечение решений Конференции ООН по окружающей среде и развитию, принятых в Рио-де-Жанейро в 1992 году.
2. Одобрить Основные положения Национальной стратегии снижения эмиссии парниковых газов и мероприятия по ее реализации согласно приложениям №№ 1, 2*.
Возложить на Центр гидрометеорологической службы при Кабинете Министров и Министерство экономики Республики Узбекистан функции по организации выполнения и мониторинга Национальной стратегии снижения эмиссии парниковых газов.
(абзац второй пункта 2 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14 апреля 2004 г., № 183 — СЗ РУ, 2004 г. № 15, ст. 179)
См. предыдущую редакцию.
3. Министерству экономики Республики Узбекистан, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г. Ташкента при разработке краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных прогнозов развития экономики руководствоваться указанными документами.
(пункт 3 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 февраля 2003 г. № 112 — СЗ РУ, 2003 г., № 4, ст. 42)
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Т.Х. Холтоева.
Республика Узбекистан является членом Рамочной конвенции ООН об изменении климата с 20 июня 1993 года и в качестве Стороны Конвенции приняла на себя обязательства:
разрабатывать, периодически обновлять, публиковать и представлять Конференции Сторон национальные кадастры антропогенных выбросов и стоков парниковых газов, не контролируемых Монреальским протоколом, вызванных антропогенным воздействием на окружающую среду;
формировать, осуществлять, публиковать и регулярно обновлять национальные программы, содержащие меры по смягчению последствий изменения климата и меры по адаптации к изменению климата;
оказывать содействие и сотрудничать в разработке, применении и распространении технологий, методов и процессов, приводящих к ограничению, снижению или прекращению антропогенных выбросов парниковых газов;
разрабатывать и развивать комплексные планы по ведению сельского и водного хозяйства, охране и восстановлению районов, пострадавших от опустынивания и засухи, учитывать возможные изменения климата при проведении социальной, экономической и экологической политики, обеспечивающей устойчивое развитие;
Киотский Протокол к Конвенции об изменении климата, ратифицированный Узбекистаном в ноябре 1999 года, определил для Сторон, включенных в приложение № 1, количественные обязательства по сокращению суммарных выбросов парниковых газов по меньшей мере на пять процентов по сравнению с уровнями 1990 года в период действия обязательств с 2008 по 2012 год, а также механизмы реализации принятых обязательств (Механизмы Киото).
Узбекистан, как страна, не вошедшая в приложение № 1 к Рамочной Конвенции ООН об изменении климата (РКИК), не имеет количественных обязательств по Киотскому протоколу к РКИК. Тем не менее, Правительство республики целенаправленно проводит политику, направленную на снижение эмиссии парниковых газов в ключевых отраслях экономики.
Проведенная в рамках принятых обязательств по Конвенции инвентаризация парниковых газов и проработки в рамках проекта «Изучение национальной стратегии снижения эмиссии парниковых газов» привели к выводам:
об исчерпании резервов для возможного роста эмиссии за счет снижения экономической активности в предыдущие годы (эмиссия в 2000 году достигнет уровня 1990 года);
необходимости проведения энергосберегающей политики во всех отраслях экономики и адекватной тарифной политики;
необходимости разработки программ адаптации экономики к возможным климатическим изменениям и смягчения негативных последствий изменения климата;
существования значительного потенциала снижения эмиссии парниковых газов в отраслях экономики при условии проведения целенаправленной деятельности путем (1) применения рычагов экономического регулирования; (2) институционального укрепления структур, ответственных за реализацию природоохранных мероприятий; (3) осуществления технических мероприятий, направленных на понижение энергоемкости продукции, повышение энергоэффективности производства, сбережение энергии и т. д.
Национальная стратегия снижения эмиссии парниковых газов определяет основные требования к проводимой национальной политике и конкретным мероприятиям, направленным на снижение эмиссии парниковых газов и позволяющим с меньшими затратами обеспечить наибольший эффект по сокращению эмиссии и включает:
Регулирование тарифной политики. Совершенствование действующей системы платы за энергоносители с целью стимулирования действий, связанных с сохранением энергии, проведением энергосберегающих мероприятий и внедрением энергоэффективного оборудования. Приведение тарифов для населения и предприятий за пользование природным газом, водой, электрической энергией и другими энергетическими ресурсами к их реальной стоимости с одновременным государственным регулированием естественных монополий и ростом доходов населения.
Оснащение потребителей приборами учета. Совершенствование системы контроля за потреблением природного газа, тепловой энергии, горячей и холодной воды в коммунальном хозяйстве с целью регулирования расходов потребления энергоносителей.
Введение национальных стандартов на эмиссию двуокиси углерода и метан и их включение в контроль за их эмиссией на уровне предприятий, министерств, ведомств.
Как показывает опыт ряда стран, проведение пропаганды энергосберегающей политики среди населения с наглядной демонстрацией ее результатов и способов осуществления позволяет сократить потребление энергоносителей на 10—15 процентов.
Регулярное проведение инвентаризации эмиссии и стоков парниковых газов. На национальном уровне кадастр эмиссии и стоков парниковых газов будет служить базой для оценки деятельности отдельных отраслей народного хозяйства по сокращению эмиссии парниковых газов и для проверки базовых линий проектов по сокращению эмиссии парниковых газов международными органами.
Распределение квот на выбросы СО2 и метана между отраслями национальной экономики позволит установить нормативные выбросы, ежегодную отчетность и плату за сверхнормативные выбросы. При дальнейшем развитии Киотского протокола это может служить основой для вхождения в формируемый рынок торговли эмиссией парниковых газов.
Создание инфраструктуры рынка по передаче сокращенных объемов эмиссии на базе реализации конкретных проектов будет содействовать привлечению инвесторов на самой ранней стадии осуществления Механизма чистого развития. Для этого необходимо:
принятие правовых актов и регулирующих правил, связанных с передачей сокращенных объемов эмиссии на национальном и международном уровне;
создание национального центра по реализации проектов по снижению эмиссии парниковых газов (Центр по Механизму чистого развития);
создание электронной базы данных и регистрационного центра по учету проектов, связанных с эмиссией парниковых газов.
Необходимо стимулировать создание национальных фондов по Механизму чистого развития, направленных на финансирование небольших пилотных проектов, связанных с сокращением эмиссии парниковых газов. Вклады в такие фонды могут осуществляться за счет отчислений от доходов крупных проектов, выполняемых по механизму чистого развития (МЧР), и привлечения частных компаний.
Подготовка документов для участия в переговорном процессе по Киотскому протоколу и экспертиза проектов, связанных со снижением эмиссии парниковых газов, должны выполняться независимой группой экспертов при Национальной комиссии по устойчивому развитию. Кроме того, Национальная комиссия по устойчивому развитию готовит документы для принятия решений на национальном уровне, связанных с Рамочной Конвенцией и Киотским протоколом.
Подготовка и реализация комплекса мероприятий с целью снижения эмиссии СО2 к 2010 году на 16,4-33,5 млн. тонн, в том числе за счет: