Эффективная система налогообложения и слаженная работа органов государственной налоговой службы приобретают особое значение в условиях реализации масштабных реформ по долгосрочному развитию экономики страны.
Вместе с тем, организация работы органов государственной налоговой службы, базирующаяся на устаревших методах и принципах налогового контроля, не позволяет обеспечить решение поставленных перед ними новых задач, в том числе по расширению налогооблагаемой базы и повышению собираемости налогов, что усугубляется наличием значительных нерешенных проблем, среди которых:
во-первых, низкий уровень налогового администрирования, связанного в основном с выполнением прогнозных показателей и ограничивающегося налоговой отчетностью без поиска дополнительных источников налогообложения;
во-вторых, наличие значительных предпосылок, способствующих созданию коррупционной среды при налоговом администрировании, приводящие к коррумпированности работников практически всех звеньев органов государственной налоговой службы;
в-третьих, нерациональное использование информационно-коммуникационных технологий, не позволяющее полноценно осуществлять налоговое администрирование, определять дополнительную налогооблагаемую базу и сокращать уровень теневого оборота в экономике;
в-четвертых, отсутствие действенных программных продуктов, обеспечивающих сбор внешних источников для проведения камерального контроля, в том числе за целевым использованием налоговых льгот и преференций;
в-пятых, неэффективность использования предоставленных полномочий по контролю за деятельностью предприятий торговли, общественного питания, рынков и торговых комплексов, приводящая к созданию различных схем уклонения от уплаты налогов;
в-шестых, отсутствие четких критериев определения лиц, систематически уклоняющихся от уплаты налогов, для организации целевых проверок, а также факторов, способствующих совершению налоговых правонарушений;
в-седьмых, недостаточность использования ресурсов для материального стимулирования работников органов государственной налоговой службы при чрезмерном уровне привлечения к дисциплинарной ответственности отрицательно сказывается на эффективности налоговой системы в целом.
В целях устранения имеющихся проблем, реализации основных направлений совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан и задач, определенных в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах:
1. Считать важнейшими направлениями совершенствования системы налогового администрирования Республики Узбекистан:
первое — преобразование органов государственной налоговой службы в сервисно-ориентированную службу путем создания их нового имиджа в качестве бизнес-партнера и консультанта для налогоплательщиков, безусловное выполнение каждым работником целевой задачи — «Налоговая служба — надежный партнер добросовестного налогоплательщика»;
второе — создание благоприятных условий для добровольного исполнения налогоплательщиками своих налоговых обязательств по принципу экстерриториальности, законного, прозрачного и комфортного ведения бизнеса, обеспечение роста удовлетворенности налогоплательщиков;
третье — создание принципиально новой системы налогового администрирования и контроля, а также применения превентивных и упреждающих мер по недопущению коррупционных факторов;
четвертое — устойчивое формирование доходной части бюджетов за счет обеспечения своевременности и стабильности поступления налоговых платежей, максимального снижения и упрощения административных процедур, расширения налогооблагаемой базы и сокращения теневого оборота в экономике;
пятое — дальнейшее усиление мер по внедрению современных, передовых информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих полноценный сбор и обработку данных для осуществления предпроверочного анализа и дистанционной контрольно-аналитической работы;
шестое — привитие работникам органов государственной налоговой службы корпоративной этики, внедрение системы мотивации повышения эффективности своей служебной деятельности с целью достижения стратегических целей и задач органов государственной налоговой службы.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 2 утратил силу Указом Президента Республики Узбекистан от 30 октября 2020 года № УП-6098 — Национальная база данных законодательства, 31.10.2020 г., № 06/20/6098/1432)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 4 утратил силу Указом Президента Республики Узбекистан от 30 октября 2020 года № УП-6098 — Национальная база данных законодательства, 31.10.2020 г., № 06/20/6098/1432)
5. Установить следующие основные критерии оценки эффективности деятельности органов государственной налоговой службы:
количество налогоплательщиков, удовлетворительно оценивающих качество работы органов государственной налоговой службы, а также жалоб на их действия и решения;
общая сумма налогов и других обязательных платежей, взысканных по результатам камерального контроля;
сумма выявленных резервов увеличения доходов государственного бюджета и уровень их взыскания по результатам хронометража и обследования;
полнота взыскания начисленных налогов и других обязательных платежей и уровень снижения налоговой задолженности;
уровень использования «персонального кабинета» при взаимоотношениях с органами государственной налоговой службы;
охват налогоплательщиков, применяющих программные продукты по учету электронных счетов-фактур и автоматизированного мониторинга онлайн контрольно-кассовых машин.
6. Определить, что работники органов государственной налоговой службы премируются за счет Специального фонда материальной помощи, социальной защиты, развития налоговых органов и непредвиденных расходов Государственного налогового комитета Республики Узбекистан (далее — Специальный фонд) в размере до 10 процентов от суммы:
налога, уплаченного налогоплательщиком, выявленного по результатам хронометража и паспортизации за один месяц;
Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан в месячный срок утвердить критерии оценки эффективности деятельности работников органов государственной налоговой службы и меры их материального стимулирования в зависимости от достижения конечных результатов.
Увеличить размер отчислений в Специальный фонд с 25 до 40 процентов от суммы финансовых санкций за нарушения налогового законодательства и штрафов за административные правонарушения с целевым направлением дополнительно поступающих средств на персональное премирование работников.
См. предыдущую редакцию.
7. Органы государственной налоговой службы осуществляют взыскание дивидендов с обществ с долей государства и отчислений в Государственный бюджет Республики Узбекистан от чистой прибыли государственных унитарных предприятий.
(пункт 7 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 30 октября 2020 года № УП-6098 — Национальная база данных законодательства, 31.10.2020 г., № 06/20/6098/1432)
8. Одобрить предложение Государственного налогового комитета Республики Узбекистан о создании государственного унитарного предприятия «Налог-сервис» (далее — ГУП «Налог-сервис») на базе государственных унитарных предприятий «Республиканский информационно-консультативный центр» и «Центр обработки деклараций о доходах» с созданием региональных центров.
оказание технического содействия налогоплательщикам в выполнении налоговых обязательств, а также практической помощи органам государственной налоговой службы в части обслуживания налогоплательщиков по приему отчетов и деклараций;
администрирование технического, программного и информационного обеспечения автоматизированной информационной системы органов государственной налоговой службы;
централизованное архивное хранение в бумажном и электронном виде документов, образующихся в результате деятельности органов государственной налоговой службы;
обучение налогоплательщиков правилам ведения электронных счетов-фактур, доведение до них норм налогового законодательства;
сокращение штатных единиц управленческого персонала территориальных органов государственной налоговой службы, осуществляющих вышеуказанные функции;
принятие комплекса мер по кардинальному совершенствованию работы Центра обработки данных, в том числе разработке новых программных продуктов и сервисов для налогоплательщиков.
9. Установить, что услуги ГУП «Налог-сервис» оплачиваются за счет бюджетных ассигнований и средств Специального фонда, а также других средств, не запрещенных законодательством.
См. предыдущую редакцию.
(абзац второй пункта 9 будет исключен с 1 июля 2022 года Указом Президента Республики Узбекистан от 8 апреля 2022 года № УП-101 — Национальная база данных законодательства, 09.04.2022 г., № 06/22/101/0288)
См. предыдущую редакцию.
(абзац второй пункта 9 будет исключен с 1 января 2024 года постановлением Президента Республики Узбекистан от 29 декабря 2023 года № ПП-422 — Национальная база данных законодательства, 29.12.2023 г., № 07/23/422/0994)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 10 утратит силу с 1 января 2021 года постановлением Президента Республики Узбекистан от 30 декабря 2020 года № ПП-4938 — Национальная база данных законодательства, 31.12.2020 г., № 07/20/4938/1680)
См. предыдущую редакцию.
Межрегиональную государственную налоговую инспекцию по крупным налогоплательщикам с возложением на нее обязанностей по обслуживанию крупных налогоплательщиков, в том числе принятию налоговой отчетности, проведению налогового контроля, взысканию налогов и других обязательных платежей;
(абзац второй пункта 11 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 30 октября 2020 года № УП-6098 — Национальная база данных законодательства, 31.10.2020 г., № 06/20/6098/1432)
См. предыдущую редакцию.
Сводный информационно-аналитический департамент с возложением на него задач по анализу эффективности реализуемых мероприятий налоговыми органами в области налогового администрирования.
(абзац третий пункта 11 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 30 октября 2020 года № УП-6098 — Национальная база данных законодательства, 31.10.2020 г., № 06/20/6098/1432)
12. Упразднить Главное управление профилактики правонарушений в сфере розничной торговли и оказания услуг и его территориальные подразделения в целях исключения коррупционной составляющей в деятельности работников органов государственной налоговой службы.
13. Преобразовать Налоговую академию в Центр повышения квалификации при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан.
правительственное решение по организации деятельности Центра повышения квалификации при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан, предусмотрев укрепление его материально- технической базы, внедрение современных методов обучения, в том числе дистанционных форм повышения квалификации, а также организацию региональных филиалов;
меры по переводу студентов бакалавриата и магистратуры преобразуемой Налоговой академии по соответствующим направлениям в Ташкентский государственный экономический университет и Ташкентский финансовый институт.
организационную структуру Государственного налогового комитета Республики Узбекистан согласно приложению № 1;
См. предыдущую редакцию.
(абзац третий пункта 14 исключен Указом Президента Республики Узбекистан от 30 октября 2020 года № УП-6098 — Национальная база данных законодательства, 31.10.2020 г., № 06/20/6098/1432)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 15 утратит силу с 1 января 2024 года постановлением Президента Республики Узбекистан от 29 декабря 2023 года № ПП-422 — Национальная база данных законодательства, 29.12.2023 г., № 07/23/422/0994)
выполнение прогноза поступлений в Государственный бюджет Республики Узбекистан и государственные целевые фонды;
надлежащий контроль обеспечения полноты и своевременности поступления налогов и других обязательных платежей;
своевременное и качественное исполнение решений Президента Республики Узбекистан, Кабинета Министров Республики Узбекистан, требований иных нормативно-правовых актов;
создание принципиально новой системы отбора, расстановки и стимулирования кадров, нацеленной на привлечение в органы государственной налоговой службы квалифицированных работников, обладающих высокими морально-нравственными качествами;
коренное изменение отношения работников к службе, создание обстановки нетерпимого отношения ко всем проявлениям нарушения законности, формирование здорового климата в коллективе;
обеспечение открытости деятельности органов государственной налоговой службы, установление прямого бесконтактного диалога с налогоплательщиками;
работу по привлечению международных экспертов, грантов в области внедрения современных методов налогового администрирования;
обеспечение полноты и своевременности поступления налогов и других обязательных платежей в Государственный бюджет Республики Узбекистан и государственные целевые фонды;
подготовку предложений по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практики, внедрение современных методов осуществления налогового контроля, анализ причин и условий совершения правонарушений в налоговой сфере, принятие мер по их искоренению;
принятие комплекса мер по расширению базы налогообложения, в том числе посредством системного анализа динамики макроэкономических показателей и налогового потенциала регионов;
осуществление контроля и недопущение роста налоговой задолженности, модернизации налоговой системы путем глубокого изучения международного опыта;
совершенствование методологии разработки и применения налогового законодательства, способствующего повышению эффективности налогового администрирования;
системную работу по поиску и выявлению резервов для повышения уровня доходов Государственного бюджета Республики Узбекистан;
принятие мер по стимулированию субъектов предпринимательства за своевременное исполнение налоговых обязательств;
обеспечение системного контроля в части налогообложения, направленного на легализацию теневого сектора экономики;
состояние и эффективность борьбы с изготовлением, а также реализацией недоброкачественных, фальсифицированных (поддельных) и незаконно ввезенных товаров;
внедрение и эффективное функционирование современных информационно-коммуникационных технологий и передовых автоматизированных методов анализа в процесс налогового администрирования, программных продуктов по учету электронных счетов-фактур и автоматизированного мониторинга онлайн контрольно-кассовых машин;
тщательное, всестороннее, полное и объективное рассмотрение обращений физических и юридических лиц, личный прием граждан;
организацию эффективной деятельности Центра повышения квалификации при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан и налоговых колледжей.
17. Утвердить Программу мер по совершенствованию деятельности органов государственной налоговой службы и налогового администрирования согласно приложению № 3.
Установить, что руководители министерств и ведомств несут персональную ответственность за своевременную и эффективную реализацию мероприятий, предусмотренных Программой.
18. Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами:
в месячный срок принять меры по организации систематических совместных рейдов по выявлению уклоняющихся от уплаты налогов лиц, сокрытых объектов налогообложения, а также поставок, хранения и реализации незаконно ввезенных товаров, подпольных цехов;
в двухмесячный срок утвердить Положение о порядке взаимодействия государственной налоговой службы с правоохранительными органами, в том числе предусматривающее мониторинг за налогоплательщиками, осуществляющими операции с лицами, зарегистрированными в оффшорных зонах;
в трехмесячный срок принять меры по открытию веб-портала с возможностью использования потенциала социальных сетей и программных продуктов для осуществления гражданами общественного контроля в налоговой сфере, в том числе позволяющего им сообщать о налоговых правонарушениях субъектов предпринимательства;
в месячный срок внести предложения по внедрению системы электронного администрирования налога на добавленную стоимость, в том числе программного комплекса по учету электронных счетов-фактур в органах государственной налоговой службы для анализа и контроля всей цепочки оборотов в целях повышения собираемости налогов и выявления недобросовестных налогоплательщиков.
19. Установить, что с 1 августа 2018 года в целях повышения материального стимулирования деятельности по выявлению резервов расширения доходной базы местных бюджетов и предотвращения фактов коррупции при определении должностного оклада работников органов государственной налоговой службы согласно утвержденным разрядам по оплате труда по Единой тарифной сетке тарифный коэффициент применяется с увеличением в 1,7 раза.
Расходы, связанные с реализацией мероприятий, предусмотренных настоящим пунктом, производятся за счет бюджетных ассигнований.
См. предыдущую редакцию.
(абзац второй пункта 20 будет исключен с 1 января 2024 года постановлением Президента Республики Узбекистан от 29 декабря 2023 года № ПП-422 — Национальная база данных законодательства, 29.12.2023 г., № 07/23/422/0994)
совместно с Государственным налоговым комитетом в двухнедельный срок внести соответствующие дополнения и изменения в сметы расходов и штатные расписания Государственного налогового комитета Республики Узбекистан в соответствии с настоящим постановлением;
выделить в 2018 году, а начиная с 2019 года ежегодно предусматривать в параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан средства, необходимые на расширение Центра обработки данных, внедрение системы современного электронного администрирования, в том числе программных продуктов по учету электронных счетов-фактур и системы автоматизированного мониторинга онлайн контрольно-кассовых машин, а также строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий органов государственной налоговой службы.
21. Председателю Государственного налогового комитета Республики Узбекистан принять действенные меры по:
подбору и расстановке профессиональных кадров, обладающих высокими профессиональными навыками и морально-нравственными качествами;
созданию механизма стимулирования работников, добросовестно несущих службу по защите экономических интересов страны, в зависимости от их персонального вклада;
устранению всех рисков проявления коррупции и совершения должностных злоупотреблений работниками органов государственной налоговой службы;
проведению широкой разъяснительной, профилактической работы среди населения и хозяйствующих субъектов;
оптимизации количества государственных налоговых инспекций, исходя из загруженности и экономической эффективности их деятельности по сбору налогов.
22. Возложить на Министерство финансов Республики Узбекистан мониторинг за правильностью, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей, обратив особое внимание на полноту охвата налогоплательщиков и объектов налогообложения путем сопоставления баз данных органов государственный налоговой службы с базами данных других государственных органов, изучение актов налоговых проверок на местах.
Государственному налоговому комитету и Государственному таможенному комитету в двухнедельный срок обеспечить подключение Министерства финансов Республики Узбекистан к имеющимся базам данных.
24. Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок обеспечить:
внесение в Кабинет Министров предложений об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления;
приведение принятых ими ведомственных нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим постановлением.
25. Признать утратившим силу постановление Президента Республики Узбекистан от 1 августа 2017 года № ПП-3168 «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности органов государственной налоговой службы».
26. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова, Генерального прокурора Республики Узбекистан О.Б. Муродова, заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан — министра финансов Д.А. Кучкарова и первого заместителя председателя Государственного налогового комитета Республики Узбекистан Б.А. Мусаева.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 26 июня 2018 года № ПП-3802
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 26 июня 2018 года № ПП-3802
См. предыдущую редакцию.
(приложение № 1 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 8 июля 2022 года № УП-167 — Национальная база данных законодательства, 08.07.2022 г., № 06/22/167/0619)
См. предыдущую редакцию.
(приложение № 2 утратило силу Указом Президента Республики Узбекистан от 30 октября 2020 года № УП-6098 — Национальная база данных законодательства, 31.10.2020 г., № 06/20/6098/1432)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 26 июня 2018 года № ПП-3802
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 26 июня 2018 года № ПП-3802