В стране принимаются комплексные меры по совершенствованию системы оказания механизированных и сервисных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям, способствующие ускоренному развитию сельского хозяйства и обеспечению продовольственной безопасности страны.
Создание в 2016 году единой взаимоувязанной системы производства, реализации и сервисного обслуживания сельскохозяйственной техники и оказания механизированных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям позволило обеспечить техническое и технологическое перевооружение предприятий сельского хозяйства, сервисных предприятий и машинно-тракторных парков организаций АО «Узагросервис».
Вместе с тем, проведенный анализ в данной сфере показал, что в системе оказания механизированных и сервисных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям сохраняется ряд системных проблем. В их числе:
первое, итоговые финансовые показатели и неэффективная организация деятельности АО «Узагротехсаноатхолдинг», АО «Узагросервис» и их предприятий, в частности машинно-тракторных парков, требуют незамедлительного принятия мер по совершенствованию деятельности и системы управления в данных организациях;
второе, невовлеченность финансовых ресурсов субъектов предпринимательства в деятельность машинно-тракторных парков отрицательно сказывается на эффективности их развития и модернизации;
третье, ограничение в отношении индивидуальных предпринимателей на осуществление деятельности по предоставлению механизированных и сервисных услуг препятствует ускоренному развитию рынка данных услуг и широкому охвату сельскохозяйственных земель необходимой техникой;
четвертое, низкий уровень заинтересованности органов исполнительной власти на местах в эффективной деятельности организаций, оказывающих механизированные и сервисные услуги, негативно сказывается на их финансовой стабильности;
пятое, вмешательство отдельных должностных лиц в деятельность субъектов предпринимательства, оказывающих механизированные и сервисные услуги, приводит к нарушению гарантий неприкосновенности частной собственности и снижению привлекательности осуществления данной деятельности;
шестое, отсутствие индивидуального подхода при организации агротехнических работ, в том числе исходя из региональной специфики, а также государственной финансовой поддержки в сфере оказания механизированных услуг на землях с низкой урожайностью, является одной из основных причин образования значительной задолженности машинно-тракторных парков;
седьмое, невыполнение должным образом работ по оптимизации цен на сельскохозяйственную технику и запасные части к ним, а также привлечению на взаимовыгодных условиях в страну новых передовых производителей, препятствует развитию рынка механизированных и сервисных услуг, вызывает недовольство сельскохозяйственных товаропроизводителей и снижает эффективность деятельности машинно-тракторных парков.
В целях обеспечения эффективности использования сельскохозяйственной техники, повышения качества и своевременности оказания механизированных и сервисных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям:
1. Строго указать заместителю Премьер-министра Республики Узбекистан — руководителю Комплекса по вопросам развития внешнеторговой деятельности, экспортного потенциала, машиностроения, автомобильной, электротехнической, оборонной, хлопкоперерабатывающей и легкой промышленности, стандартизации продукции Кабинета Министров Республики Узбекистан (Н.С. Отажонову) на необеспечение выполнения пункта 7 постановления Президента Республики Узбекистан от 17 ноября 2016 года № ПП-2658 «О мерах по организации деятельности акционерного общества «Узагротехсаноатхолдинг» в части оптимизации системы машинно-тракторных парков ООО «Автосаноат Агротехсервис» и АО «Узагросервис».
АО «Узагросервис» совместно с АО «Узавтосаноат» и АКБ «Агробанк» в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект правительственного решения по оптимизации системы машинно-тракторных парков ООО «Автосаноат Агротехсервис» и АО «Узагросервис», с завершением всех процедур оптимизации в срок до 1 октября 2018 года.
2. Одобрить предложения Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства сельского хозяйства, Государственного комитета Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции, АО «Узагротехсаноатхолдинг» и АО «Узавтосаноат» о:
выходе с 1 июля 2018 года АО «Узагросервис» из организационной структуры АО «Узагротехсаноатхолдинг»;
передаче долей в уставном фонде АО «Узагросервис», принадлежащих АО «Узагротехсаноатхолдинг», в собственность государства с последующим уменьшением уставного фонда АО «Узагротехсаноатхолдинг» на балансовую стоимость передаваемой доли.
3. Государственному комитету Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции совместно с АО «Узагротехсаноатхолдинг» и АО «Узагросервис» в двухмесячный срок обеспечить проведение всех организационных мероприятий, связанных с выходом АО «Узагросервис» из организационной структуры АО «Узагротехсаноатхолдинг».
См. предыдущую редакцию.
(пункт 5 утратил силу Указом Президента Республики Узбекистан от 18 марта 2020 года № УП-5968 — Национальная база данных законодательства, 19.03.2020 г., № 06/20/5968/0331)
совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и Государственным комитетом Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции провести сплошную инвентаризацию пустующих и неиспользуемых зданий и сооружений организаций АО «Узагросервис» и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об их передаче по балансовой стоимости органам государственной власти на местах с соответствующим уменьшением налоговой задолженности организаций перед Государственным бюджетом Республики Узбекистан и государственными целевыми фондами;
совместно с АО «Узагротехсаноатхолдинг», Государственным комитетом Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции, коммерческими банками внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения о замене обеспечения обязательств (поручительство, залог имущества), предоставленного АО «Узагротехсаноатхолдинг» и входящими в его состав организациями, по кредитам машинно-тракторных парков.
7. Согласиться с предложением Министерства сельского хозяйства, Министерства финансов Республики Узбекистан, АО «Узагросервис», Совета Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятов областей о проведении с 1 ноября 2018 года эксперимента по выбору наиболее эффективной формы управления машинно-тракторными парками (далее — эксперимент) путем:
реализации субъектам предпринимательства 26 машинно-тракторных парков АО «Узагросервис» согласно приложению № 2;
преобразования 3 машинно-тракторных парков АО «Узагросервис» в государственные унитарные предприятия (далее — ГУП «Районный МТП») согласно приложению № 3.
а) реализация машинно-тракторных парков АО «Узагросервис» обеспечивается Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей в срок до 31 декабря 2018 года путем:
оценки имущества и имущественных прав машинно-тракторных парков с покрытием расходов за проведение работ по оценке за счет средств соответствующего машинно-тракторного парка;
объявления и проведения конкурсного отбора наилучших предложений о приобретении одним или несколькими субъектами предпринимательства по рыночной стоимости от пятидесяти одного до ста процентов доли учредителя в уставном фонде соответствующего машинно-тракторного парка;
заключения соответствующего договора между АО «Узагросервис» и субъектами предпринимательства с условием сохранения организационно-правовой формы и основного вида деятельности (оказание механизированных и сервисных услуг) машинно-тракторных парков в течение двух лет с момента приобретения сто процентной доли в его уставном фонде;
направления всех поступающих средств от реализации доли учредителя в уставном фонде машинно-тракторных парков на погашение задолженности организаций АО «Узагросервис»;
б) в случае нереализации долей учредителей в уставном фонде соответствующих машинно-тракторных парков по оценочной стоимости, АО «Узагросервис» вправе принимать решение по применению механизма поэтапного снижения цен на выставленные для продажи активы в порядке, предусмотренном постановлением Президента Республики Узбекистан от 3 июля 2014 года № ПП-2200 «О дополнительных мерах по реализации объектов государственной собственности субъектам малого бизнеса и частного предпринимательства»;
в) преобразование машинно-тракторных парков АО «Узагросервис» в ГУП «Районный МТП» обеспечивается хокимиятами соответствующих областей в срок до 31 декабря 2018 года путем:
передачи по балансовой стоимости соответствующим хокимиятам районов доли в уставном фонде машинно-тракторных парков, с последующим их преобразованием в ГУП «Районный МТП»;
уменьшения доли государства в уставном фонде АО «Узагросервис» на балансовую стоимость доли, передаваемой хокимиятам районов;
утверждения уставов ГУП «Районный МТП» соответствующими хокимиятами районов, а также укомплектования их квалифицированными кадрами;
г) реализованные субъектам предпринимательства машинно-тракторные парки, а также ГУП «Районный МТП» являются соответственно правопреемниками по всем правам и обязательствам реализуемых и преобразуемых машинно-тракторных парков АО «Узагросервис»;
д) хокимият соответствующего района является учредителем ГУП «Районный МТП» и несет субсидиарную ответственность по обязательствам данного предприятия при недостаточности его имущества;
См. предыдущую редакцию.
е) на реализованные субъектам предпринимательства машинно-тракторные парки и ГУП «Районный МТП» распространяются все таможенные, налоговые льготы и преференции, установленные пунктом 14 постановления Президента Республики Узбекистан от 17 ноября 2016 года № ПП-2658 «О мерах по организации деятельности акционерного общества «Узагротехсаноатхолдинг» для организаций АО «Узагротехсаноатхолдинг» и АО «Узагросервис», с направлением высвобождаемых средств на погашение задолженности.
(подпункт «е» пункта 8 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 22 февраля 2019 года № УП-5668 — Национальная база данных законодательства, 23.02.2019 г., № 06/19/5668/2652)
9. Возложить на Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан и хокимов областей персональную ответственность за успешное проведение эксперимента.
10. Утвердить целевые параметры поставки сельскохозяйственной техники ГУП «Районный МТП» в 2019 году согласно приложению № 4.
расширение перечня оказываемых механизированных и сервисных услуг машинно-тракторными парками, в том числе налаживание оказания сервисных услуг грузовым и легковым автотранспортным средствам, а также другим видам техники;
привлечение инвесторов в деятельность машинно-тракторных парков, в том числе путем предоставления им в аренду помещений, зданий и сооружений, а также совместного ведения предпринимательской деятельности на территории машинно-тракторного парка;
модернизацию оборудования соответствующих машинно-тракторных парков, а также приобретение новых современных видов оборудования, необходимого для оказания механизированных и сервисных услуг.
в срок до 1 января 2020 года внести по итогам проведенного эксперимента обоснованное предложение о применении наиболее эффективной формы организации управления машинно-тракторными парками;
при формировании Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2020 год предусмотреть выделение субсидий на приобретение сельскохозяйственной техники для машинно-тракторных парков АО «Узагросервис», обслуживающих земли с низкой урожайностью.
14. Разрешить с 1 июля 2018 года индивидуальным предпринимателям осуществлять деятельность по оказанию механизированных и сервисных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Рекомендовать Торгово-промышленной палате Республики Узбекистан и Совету фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана провести широкие разъяснительные работы по привлечению сельского населения в деятельность по оказанию механизированных и сервисных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям, а также оказывать им практическое содействие в организации своей деятельности.
15. Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан обеспечить строгий надзор за соблюдением законодательства при проведении эксперимента и недопущением вмешательства должностных лиц государственных органов в деятельность машинно-тракторных парков, фермерских хозяйств и субъектов предпринимательства.
16. Рекомендовать Совету фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана осуществлять системный мониторинг и общественный контроль за исполнением договорных обязательств по поставке, ремонту сельскохозяйственной техники и оказанию механизированных и сервисных услуг, по результатам которых вносить в суды исковые заявления в интересах фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель.
17. Министерству внешней торговли совместно с Министерством экономики, Министерством финансов и Государственным комитетом Республики Узбекистан по инвестициям на основании изучения и анализа мировой конъюнктуры цен на сельскохозяйственную технику и запасные части к ним в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан конкретные предложения по:
внедрению системы приобретения импортных запасных частей к сельскохозяйственной технике непосредственно у производителей;
привлечению на взаимовыгодных условиях в Республику Узбекистан новых передовых производителей сельскохозяйственной техники.
в месячный срок совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан принять конкретные меры по повышению размера фонда оплаты труда работников АО «Узагросервис» и его организаций;
в двухмесячный срок совместно с Министерством сельского хозяйства и Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан принять меры по ведению единого электронного учета и мониторинга оказания механизированных услуг в режиме реального времени, предусмотрев при этом обеспечение доступа к нему АО «Узагросервис»;
в срок до 1 января 2019 года рассмотреть вопрос о целесообразности присоединения территориальных ООО «Агросервис МТП» к АО «Узагросервис» с передачей соответствующих прав и обязательств АО «Узагросервис».
19. Признать утратившим силу пункт 12 постановления Президента Республики Узбекистан от 4 января 2018 года № ПП-3459 «О дополнительных мерах по дальнейшему повышению технической оснащенности сельского хозяйства».
20. АО «Узагротехсаноатхолдинг» совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об:
оптимизации дублирующих функций и структур АО «Узагротехмаш» и АО «Узагротехсаноатхолдинг» путем их объединения, а также выхода АО «Узагролизинг» из организационной структуры АО «Узагротехсаноатхолдинг»;
См. предыдущую редакцию.
21. Кабинету Министров, Государственному комитету Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции, АО «Узагротехсаноатхолдинг», АО «Узагросервис», Совету Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятам областей ежеквартально вносить в подразделения советника Президента Республики Узбекистан по вопросам правового сопровождения реформ и координации правоохранительной деятельности информацию о ходе исполнения настоящего постановления.
(пункт 21 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 1 февраля 2019 года № УП-5650)
22. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова, Генерального прокурора Республики Узбекистан О.Б. Муродова и первого заместителя Государственного советника Президента Республики Узбекистан Б.М. Мавлонова.
См. предыдущую редакцию.
(приложение № 1 утратило силу Указом Президента Республики Узбекистан от 18 марта 2020 года № УП-5968 — Национальная база данных законодательства, 19.03.2020 г., № 06/20/5968/0331)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 29 мая 2018 года № ПП-3751
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 29 мая 2018 года № ПП-3751
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 29 мая 2018 года № ПП-3751
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 29 мая 2018 года № ПП-3751
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 29 мая 2018 года № ПП-3751
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 29 мая 2018 года № ПП-3751
млн. сум | |||||||||||
№ | Наименование организаций | Всего сельскохозяйственной техники | в том числе | ||||||||
Пахотные техники | Пропашные тракторы | Навесная и прицепная сельскохозяйственная техника | Другие виды техники | ||||||||
кол-во | сумма | кол-во | сумма | кол-во | сумма | кол-во | сумма | кол-во | сумма | ||
1. | ГУП «Пастдаргомский районный МТП» | 24 | 6 130 | 6 | 4 372 | 5 | 1 200 | 13 | 558 | ||
2. | ГУП «Джаркурганский районный МТП» | 81 | 9 332 | 10 | 3 550 | 15 | 3 225 | 54 | 1 890 | 2 | 667 |
3. | ГУП «Гулистанский районный МТП» | 45 | 7 112 | 8 | 2 840 | 10 | 2 400 | 27 | 1 872 | ||
Всего | 150 | 22 574 | 24 | 10 762 | 30 | 6 825 | 94 | 4 320 | 2 | 667 |