В стране принимаются последовательные меры по упорядочению и упрощению экспортно-импортных операций, устранению преград и ограничений в осуществлении импорта востребованных продовольственных товаров, усилению гарантий защиты прав субъектов внешнеэкономической деятельности.
Вместе с тем, сохраняются серьезные системные проблемы, создающие условия для нездоровой конкуренции, монополизации отдельными хозяйствующими субъектами импорта продовольственной продукции, создания искусственного дефицита и необоснованного завышения цен на отдельные товары и, как следствие, извлечения на этой основе сверхприбыли.
Доминирующему положению на рынке отдельных импортеров способствует предоставление им индивидуальных льгот и преференций, создание для них эксклюзивных условий ведения деятельности, что приводит к ограничению доступа на рынок других субъектов предпринимательства.
Сложившаяся ситуация в данной сфере снижает деловую активность и инвестиционную привлекательность Узбекистана, наносит серьезный урон репутации страны на международной арене.
В целях дальнейшего обеспечения продовольственной безопасности страны, насыщения рынка качественной, безопасной и доступной продовольственной продукцией, укрепления покупательской способности населения, либерализации внешнеэкономической деятельности и развития здоровой конкурентной среды, а также искоренения имеющихся системных проблем в данной сфере:
1. Отменить с 1 февраля 2018 года индивидуальные таможенные, налоговые и иные льготы, а также другие преференции, предоставленные отдельным хозяйствующим субъектам по импорту в Республику Узбекистан продовольственных товаров.
Запретить принятие Кабинетом Министров Республики Узбекистан решений, предусматривающих предоставление отдельным хозяйствующим субъектам индивидуальных таможенных, налоговых и иных льгот, а также других преференций по ввозу в республику продовольственных товаров.
Отметить, что в случае нарушения требований настоящего пункта виновные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством, вплоть до уголовной.
2. Кабинету Министров, Министерству внешней торговли, Государственному комитету по инвестициям, Агентству «Узстандарт», Государственному таможенному комитету, Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента совместно с Национальным агентством проектного управления при Президенте Республики Узбекистан, ХК «Узбекозиковкатхолдинг», Узбекской республиканской товарно-сырьевой биржей, Республиканской универсальной агропромышленной биржей, Торгово-промышленной палатой и другими организациями в месячный срок обеспечить:
разработку комплекса мер на 2018 год по поиску и привлечению поставщиков продовольственной продукции, созданию для них равных условий вхождения на рынок, оказанию им содействия в заключении договоров, транспортировке и хранении ввезенной продукции, а также иных мер, направленных на полное удовлетворение спроса населения на качественные, доступные продовольственные товары;
создание во всех регионах республики на условиях государственно-частного партнерства специализированных складских помещений, хранилищ, холодильных камер, современного высокотехнологичного, энергоэффективного оборудования по переработке и фасовке продовольственных товаров.
отменяется запрет на продажу (покупку) потребительских товаров на товарно-сырьевых биржах республики;
См. предыдущую редакцию.
(абзац третий пункта 3 исключен Указом Президента Республики Узбекистан от 27 июня 2019 года № УП-5755 — Вступает в силу с 1 октября 2019 года)
для продажи (покупки) потребительских товаров на открытых электронных торгах товарно-сырьевых бирж не требуется наличие лицензии на осуществление оптовой торговли;
См. предыдущую редакцию.
(абзац четвертый пункта 3 исключен Указом Президента Республики Узбекистан от30 апреля 2021 года № УП-6218 — Национальная база данных законодательства, 30.04.2021 г., № 06/21/6218/0398)
См. предыдущую редакцию.
(абзац пятый пункта 3 исключен Указом Президента Республики Узбекистан от30 апреля 2021 года № УП-6218 — Национальная база данных законодательства, 30.04.2021 г., № 06/21/6218/0398)
См. предыдущую редакцию.
подробная информация о планируемых закупках продовольственной продукции ежемесячно публикуется на Едином портале интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан;
(абзац четвертый пункта 3 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 30 апреля 2021 года № УП-6218 — Национальная база данных законодательства, 30.04.2021 г., № 06/21/6218/0398)
биржевые брокеры имеют право подавать заявки в коммерческие банки на покупку (продажу) иностранной валюты от имени клиента — нерезидента за счет средств, полученных от продажи продукции на открытых электронных торгах товарно-сырьевых бирж, а нерезиденты — юридические лица — открывать счета в коммерческих банках Республики Узбекистан и осуществлять покупку (продажу) иностранной валюты за счет средств, полученных от продажи продукции на открытых электронных торгах товарно-сырьевых бирж.
4. Министерству экономики, Национальному агентству проектного управления при Президенте Республики Узбекистан, Государственному комитету по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции совместно с Генеральной прокуратурой, Министерством юстиции Республики Узбекистан и другими заинтересованными ведомствами в трехмесячный срок обеспечить разработку и внесение в Кабинет Министров:
проекта правительственного решения об определении порядка закупки социально значимых видов продовольственной продукции за счет средств Фонда, предусмотрев меры, исключающие факты спекуляции и других злоупотреблений;
проекта закона «О продовольственной безопасности», устанавливающего в том числе меры по насыщению рынка качественной, безопасной и доступной продовольственной продукцией, развитию аграрного комплекса, внедрению действенных механизмов социального и государственно-частного партнерства, своевременному устранению угроз стабильности продовольственного рынка, гибкому таможенно-тарифному регулированию импорта продовольственных товаров.
5. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций, Единому интегратору по созданию и поддержке государственных информационных систем совместно с Национальным агентством проектного управления при Президенте Республики Узбекистан и другими заинтересованными ведомствами в срок до 1 марта 2018 года обеспечить кардинальное совершенствование используемых товарно-сырьевыми биржами информационных систем и программных продуктов, предусмотрев доступность и открытость информации, в том числе размещение данных на иностранных языках (русский, английский языки), прозрачность проводимых операций, а также исключение возможности вмешательства в проводимые электронные торги и искажение их итогов.
совместно с Национальным агентством проектного управления при Президенте Республики Узбекистан, Министерством финансов, Министерством экономики и Министерством внешней торговли в двухмесячный срок обеспечить критическое изучение ставок таможенных платежей на продовольственные товары, таможенных процедур и системы перевозки товаров через таможенную границу республики с выработкой предложений по оптимизации ставок таможенных платежей, устранению излишних барьеров и препон, максимальному упрощению процедур таможенного оформления товаров и сокращению расходов на осуществление экспортно-импортных операций, в том числе посредством перехода к оформлению процедур на основе принципа «одно окно»;
совместно с Министерством юстиции и Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан в двухмесячный срок провести критический анализ законодательства, регулирующего розничную торговлю и оказание услуг, на предмет устранения излишних барьеров и препон, необоснованных мер государственного регулирования, а также внести по итогам предложения по кардинальному совершенствованию данной сферы;
организовать на постоянной основе регулярный открытый и прямой диалог с субъектами предпринимательства, в том числе экспортерами и импортерами значимых видов потребительских товаров, иностранными инвесторами и зарубежными партнерами, в целях снижения и стабилизации цен на потребительские товары, устранения волокиты и бюрократизма при осуществлении предпринимательской деятельности, а также внесения обоснованных предложений по улучшению деловой среды в республике.
7. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций совместно с Государственным таможенным комитетом, Государственным налоговым комитетом и другими заинтересованными ведомствами в двухнедельный срок обеспечить удаленный доступ Департамента по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре к информационным базам данных Государственного таможенного комитета, Государственного налогового комитета Республики Узбекистан и других ведомств.
8. Строго предупредить руководителей Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан и его территориальных подразделений о персональной ответственности за допущение фактов создания искусственных преград, волокиты и злоупотреблений при проведении таможенных процедур.
См. предыдущую редакцию.
9. Утвердить перечень отдельных видов продовольственных товаров и сырья, освобождаемых от уплаты таможенных платежей, за исключением сборов за таможенное оформление, сроком до 1 января 2020 года согласно приложению.
(пункт 9 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 30 октября 2018 года № УП-5564 — Национальная база данных законодательства, 31.10.2018 г., № 06/18/5564/2137)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 10 утратил силу Указом Президента Республики Узбекистан от 27 апреля 2022 года № УП-122 — Национальная база данных законодательства, 27.04.2022 г., № 06/22/122/0396)
11. Государственному комитету по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции, Министерству юстиции совместно с Министерством экономики, Министерством финансов, Государственным таможенным комитетом Республики Узбекистан и другими заинтересованными ведомствами в двухмесячный срок внести предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
12. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова и Генерального прокурора Республики Узбекистан И.Б. Абдуллаева.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Указу Президента Республики Узбекистан от 16 января 2018 года № УП-5303
к Указу Президента Республики Узбекистан от 16 января 2018 года № УП-5303
См. предыдущую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
№ | Наименование товара | Код ТН ВЭД |
1. | Крупный рогатый скот живой | 0102 |
2. | Овцы и козы живые | 0104 |
3. | Мясо крупного рогатого скота, свежее или охлажденное | 0201 |
4. | Баранина или козлятина свежая, охлажденная (кроме замороженной) | 0204 |
41. | Картофель свежий и охлажденный | 0701 |
42. | Рис | 1006 |
5. | Соевые бобы, дробленные или недробленые | 1201 |
6. | Семена подсолнечника, дробленые или недробленые | 1206 00 |
7. | Семена кунжута | 1207 40 |
8. | Сахар-сырец без вкусо-ароматических или красящих добавок | 1701 12 — 1701 14 |
(приложение в редакции постановления Президента Республики Узбекистан от 12 декабря 2018 года № УП-5596 — Национальная база данных законодательства, 12.12.2018 г., № 06/18/5596/2298)
См. предыдущую редакцию.
(приложение дополнено примечанием Указом Президента Республики Узбекистан от 27 июня 2019 года № УП-5755 — Вступает в силу с 1 октября 2019 года)