Статья 1. Утвердить Оборонную доктрину Республики Узбекистан (прилагается).
Статья 2. Признать утратившим силу Постановление Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 30 августа 1995 года № 105-I «О Военной доктрине Республики Узбекистан» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1995 г., № 9, ст. 180).
обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону;
обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.
УТВЕРЖДЕНА
Законом Республики Узбекистан от 9 января 2018 года № ЗРУ-458
Законом Республики Узбекистан от 9 января 2018 года № ЗРУ-458
1. Оборонная доктрина Республики Узбекистан (далее — Доктрина) определяет принципы и подходы к обеспечению национальной безопасности Республики Узбекистан в военной сфере.
2. Республика Узбекистан подтверждает оборонительный характер Доктрины. Она не считает своим противником ни одно из государств и строит отношения со всеми странами на основе приоритета национальных интересов страны и с учетом общепризнанных принципов и норм международного права, взаимной выгоды, равноправия и невмешательства во внутренние дела других государств, урегулирования всех спорных вопросов мирными средствами и путем переговоров, признания нерушимости и неизменности сложившихся межгосударственных границ.
основывается на Конституции, Концепции национальной безопасности и других законодательных актах Республики Узбекистан, опирается на принципы и нормы международного права, Устава Организации Объединенных Наций, а также международных договоров, участницей которых является Республика Узбекистан;
исходит из национальных интересов страны, военно-политической обстановки в мире и регионе, степени угроз национальной безопасности в военной сфере, характера современных военных конфликтов;
учитывает основные положения Концепции внешнеполитической деятельности и других документов планирования обороны страны;
раскрывает направления и способы организации деятельности государства, общества и граждан по предотвращению военных конфликтов, защиты жизненно важных национальных интересов;
определяет на перспективу приоритеты политики государства в области обороны, основные принципы и направления подготовки, строительства и применения Вооруженных Сил Республики Узбекистан (далее — Вооруженные Силы).
Комментарий LexUz
См. «Концепция национальной безопасности Республики Узбекистан», утвержденная законам Республики Узбекистан от 29 августа 1997 года № 467-I.
4. Реализация Доктрины осуществляется в рамках единой государственной политики по обеспечению национальной безопасности Республики Узбекистан.
особый период — период с момента принятия решения о мобилизации (введения военного положения), включая весь период ведения военных действий;
военная организация государства — совокупность органов государственного и военного управления, Вооруженных Сил, других органов, учреждений и специальных формирований, создаваемых на военное время, а также оборонно-промышленного комплекса, совместная деятельность которых направлена на решение задач по обеспечению военной безопасности;
оборона страны — система мер политического, экономического, военного, социально-правового, информационного, организационного и иного характера по обеспечению защиты суверенитета, территориальной целостности Республики Узбекистан, мирной жизни и безопасности ее населения;
угрозы национальной безопасности в военной сфере — факторы, характеризующиеся реальной возможностью применения военной силы против Республики Узбекистан;
незаконные вооруженные формирования — вооруженные объединения, отряды, группы, сформированные вопреки национальному и международному законодательству, преследующие террористические, экстремистские, криминальные или иные цели;
угрожаемый период — период времени различной продолжительности, который, как правило, предшествует началу военного конфликта и характеризуется крайним обострением военно-политической обстановки;
чрезвычайная ситуация — обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, причинение вреда здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;
вооруженный конфликт — вооруженное столкновение (акция, инцидент) ограниченного масштаба между государствами (международный вооруженный конфликт) или противостоящими сторонами в пределах территории одного государства (внутренний вооруженный конфликт) в целях разрешения экономических, политических, национальных, этнических, религиозных и других противоречий, при котором состояние войны не объявляется;
военный конфликт — форма разрешения межгосударственных или внутригосударственных противоречий с применением военной силы, которая охватывает все виды вооруженного противоборства, включая войны и вооруженные конфликты;
военная агрессия — применение военной силы против суверенитета, территориальной целостности и государственной независимости Республики Узбекистан;
военная безопасность — состояние защищенности национальных интересов от угроз безопасности государства в военной сфере.
6. В условиях продолжающейся глобализации и трансформации всей системы международных отношений военно-политическая обстановка в мире характеризуется расширением спектра вызовов и угроз международной и региональной безопасности — усиление геополитического противостояния, преобладание силового подхода к разрешению конфликтов и кризисных ситуаций, снижение порога применения силы, в т.ч. оружия массового поражения, милитаризация, активизация международного терроризма и экстремизма, возрастание противоборства в информационном и киберпространстве.
Все чаще общепризнанные принципы и нормы международного права подвергаются вольной интерпретации и избирательному применению.
Тревожные тенденции, указанные в абзацах первом и втором настоящего пункта, в глобальном масштабе ведут к обострению существующих и возникновению новых очагов напряженности. Как следствие положение в мире все более усложняется, приобретает труднопрогнозируемый характер.
В свою очередь на ситуацию в Центральной Азии негативно влияют сохраняющиеся вызовы и угрозы терроризма, экстремизма, наркотрафика и трансграничной преступности. Особую угрозу безопасности региону несет в себе деятельность незаконных вооруженных формирований в Афганистане.
7. Указанные в пункте 6 данного раздела факторы могут вызвать необходимость применения военной силы. В этих условиях оборонный потенциал государства остается одним из основных инструментов сдерживания, нейтрализации и ликвидации угроз национальной безопасности в военной сфере.
демонстративное наращивание группировок войск вблизи Государственной границы Республики Узбекистан, ведущее к дисбалансу сил в регионе и свидетельствующее о приготовлении к военной агрессии против Республики Узбекистан;
создание, обучение и оснащение незаконных вооруженных формирований для их заброски непосредственно на территорию Республики Узбекистан либо в приграничные районы соседних государств;
трансграничная и международная организованная преступная деятельность, связанная с наркотрафиком, контрабандой оружия, боеприпасов, отравляющих и взрывчатых веществ, иных средств, используемых для осуществления диверсионно-террористической деятельности;
идеологические и психологические акции в информационно-коммуникационном пространстве, направленные против суверенитета, независимости, территориальной целостности Республики Узбекистан и представляющие угрозу мирной жизни населения.
укрепление международного и регионального сотрудничества, безопасности, стабильности и добрососедства в Центральной Азии;
постоянное развитие военной организации государства, поддержание ее в готовности к вооруженной защите Республики Узбекистан.
неприменение военной силы против других государств, кроме случаев пресечения и отражения военной агрессии;
неделимость безопасности, недопустимость укрепления собственной безопасности за счет безопасности других государств;
неучастие в военно-политических блоках, оставление за собой права выхода из любого межгосударственного образования в случае его трансформации в военно-политический блок;
отказ от производства, приобретения, хранения, распространения и размещения ядерного и других видов оружия массового поражения;
11. Республика Узбекистан, проводя миролюбивую политику, считает одной из приоритетных задач активное участие в предотвращении военных конфликтов.
применение передовых технологических и иных решений, направленных на минимизацию рисков, связанных с информационно-идеологическим воздействием на массовое сознание населения с целью подрыва доверия к общественным институтам и органам власти, а также вмешательства во внутренние дела государства;
обеспечение мира и стабильности в регионе, решение ключевых проблем региональной безопасности, включая содействие урегулированию ситуации в Афганистане, решение вопросов использования ресурсов трансграничных водотоков, завершение процессов делимитации и демаркации границ, обеспечение экологической устойчивости, принятие эффективных мер по реагированию на чрезвычайные ситуации и трансграничные угрозы природного и техногенного характера;
укрепление взаимопонимания и конструктивного сотрудничества со всеми странами Центральной Азии по недопущению и нейтрализации внешних и внутренних угроз миру, стабильности и безопасности в регионе, борьбе с экстремизмом, терроризмом, организованной и трансграничной преступностью;
расширение сотрудничества в военной сфере, укрепление доверия и безопасности между государствами региона;
участие в работе Организации Объединенных Наций, других международных организаций и институтов по обеспечению международной безопасности и развитию сотрудничества;
установление и поддержание отношений стратегического партнерства и создание прочных взаимовыгодных межгосударственных связей с заинтересованными странами исходя из долгосрочных интересов национальной безопасности Республики Узбекистан;
12. Республика Узбекистан, реализуя свое право на обеспечение военной безопасности, может применять свои Вооруженные Силы в целях:
борьбы с экстремизмом, терроризмом и иными противоправными проявлениями, угрожающими национальной безопасности в военной сфере;
13. В условиях нестабильного развития международной военно-политической обстановки сохраняются угрозы национальной безопасности Республики Узбекистан, не исключающие вероятности вовлечения ее в военные конфликты различной интенсивности.
заблаговременное информационно-психологическое воздействие, направленное на формирование политических мотивов и международного общественного мнения о необходимости применения военной силы для разрешения противоречий;
активное использование, наряду с военной силой, мер невоенного характера (политических, экономических, информационно-психологических и других);
применение высокоточного оружия, средств радиоэлектронной борьбы, беспилотных летательных аппаратов и роботизированных комплексов, сетевых автоматизированных систем управления;
активное участие сил специальных операций, незаконных вооруженных формирований, частных военных компаний и другого наемного персонала, использующих диверсионные и террористические методы ведения борьбы;
целенаправленное поражение (нарушение функционирования) важных объектов инфраструктуры государства, разрушение которых может спровоцировать масштабные чрезвычайные ситуации, в том числе трансграничные;
15. Обеспечение национальной безопасности Республики Узбекистан в военной сфере является одной из главных задач государства и заключается в заблаговременной подготовке к возможным военным конфликтам, их сдерживании и предотвращении.
обеспечение координации и взаимодействия всех компонентов военной организации государства для решения оборонных задач;
мониторинг и прогнозирование тенденций развития военно-политической обстановки и принятие своевременных адекватных мер по нейтрализации угроз национальной безопасности в военной сфере;
реализация мер по поддержанию благоприятных политических и экономических условий для решения оборонных задач;
проведение мероприятий по мобилизационной подготовке страны, оперативному оборудованию территории и развитию военной инфраструктуры;
планомерное развитие военной организации государства в соответствии с экономическими возможностями страны, обеспечивающее эффективное решение оборонных задач;
реализация комплексных мер по совершенствованию системы охраны и обороны важных государственных (военных) объектов;
формирование системы информационной безопасности, разработка форм, методов и средств активного информационного противоборства;
внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в систему управления военной организацией государства;
своевременная постановка и уточнение задач Вооруженным Силам, всестороннее материально-техническое обеспечение их действий;
непрерывная работа по патриотическому воспитанию граждан Республики Узбекистан и укреплению у них чувства ответственности за судьбу Родины, а также эффективная духовно-просветительская и психологическая подготовка личного состава Вооруженных Сил.
17. Вооруженные Силы являются основой военной организации государства и системы обороны страны, предназначены для сдерживания и предотвращения военных конфликтов, а также обеспечения военной безопасности государства.
См. предыдущую редакцию.
В состав Вооруженных Сил входят соответствующие органы управления, войска, воинские формирования и учреждения министерств обороны, внутренних дел, по чрезвычайным ситуациям, Национальной гвардии, Службы государственной безопасности, других министерств и ведомств Республики Узбекистан.
(абзац второй пункта 17 в редакции Закона Республики Узбекистан от 28 ноября 2023 года № ЗРУ-880 — Национальная база данных законодательства, 29.11.2023 г., № 03/23/880/0905)
своевременное предупреждение (оповещение) всех сил и средств системы обороны страны об угрозах национальной безопасности в военной сфере;
детальное и адекватное планирование применения Вооруженных Сил в соответствии со складывающейся военно-политической обстановкой и экономическими возможностями государства;
поддержание боеготовности и боеспособности органов управления и войск (сил и средств) на уровне, обеспечивающем пресечение вооруженных конфликтов;
обеспечение готовности Вооруженных Сил к стратегическому развертыванию в случае угрозы развязывания войны;
проведение мероприятий по оперативному оборудованию территории страны и развитию военной инфраструктуры;
поддержание систем территориальной обороны и гражданской защиты в готовности к развертыванию в установленные сроки и эффективному выполнению задач по предназначению;
содействие правоохранительным органам в противодействии подрывной деятельности деструктивных сил, направленной против основ государственной власти и управления, социально-политической стабильности и причинения ущерба военной безопасности;
принуждение агрессора к прекращению военных действий на условиях, не противоречащих национальным интересам Республики Узбекистан.
19. Применение Вооруженных Сил организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан, законами Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан — Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Республики Узбекистан, а также другими документами планирования обороны страны.
Формы и способы применения Вооруженных Сил определяются с учетом реально складывающейся военно-политической обстановки и характера агрессивных действий по отношению к Республике Узбекистан.
20. На всей территории страны организуется система защиты населения и потенциально опасных объектов от воздействия поражающих факторов современных средств нападения, диверсионно-террористических актов и чрезвычайных ситуаций.
См. предыдущую редакцию.
21. Проведение инженерной, радиационной, химической и иных видов разведки, поисково-спасательных, эвакуационных и других неотложных работ в районах бедствия и очагах поражения, первоочередное обеспечение жизнедеятельности пострадавших людей, восстановление жизнеобеспечения объектов, а также выполнение остальных задач гражданской защиты осуществляют Войска гражданской защиты, воинские и специализированные формирования министерств и ведомств, территориальные и объектовые формирования гражданской защиты в соответствии с заранее разработанными и утвержденными совместными планами.
(пункт 21 в редакции Закона Республики Узбекистан от 28 ноября 2023 года № ЗРУ-880 — Национальная база данных законодательства, 29.11.2023 г., № 03/23/880/0905)
22. Руководство обороной страны и Вооруженными Силами осуществляет Президент Республики Узбекистан — Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Республики Узбекистан. Он определяет основные направления оборонной политики и военного строительства Республики Узбекистан.
23. Кабинет Министров Республики Узбекистан решает вопросы всестороннего обеспечения потребностей военной организации государства в необходимых финансовых, материальных и иных ресурсах для решения оборонных задач, оперативного оборудования территории страны в интересах обороны, организует оснащение и обеспечение Вооруженных Сил вооружением, военной техникой и другими материально-техническими средствами, обеспечивает проведение единой государственной политики в области формирования государственных военных заказов и организации производств оборонного значения, организует мобилизационную подготовку экономики страны, осуществляет руководство гражданской защитой.
24. Органы государственной власти и управления, органы самоуправления граждан и граждане Республики Узбекистан в пределах, определенных Конституцией и законодательством Республики Узбекистан, участвуют в решении оборонных задач.
См. предыдущую редакцию.
25. Руководство воинскими формированиями, входящими в состав Вооруженных Сил, осуществляют центральные аппараты министерств обороны, внутренних дел, по чрезвычайным ситуациям, Службы государственной безопасности, Национальной гвардии, а также органы управления других министерств и ведомств Республики Узбекистан.
(абзац первый пункта 25 в редакции Закона Республики Узбекистан от 28 ноября 2023 года № ЗРУ-880 — Национальная база данных законодательства, 29.11.2023 г., № 03/23/880/0905)
Министр обороны в условиях военного времени является заместителем Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Республики Узбекистан.
26. Генеральный штаб Вооруженных Сил является основным органом планирования обороны страны в мирное время и оперативного управления Вооруженными Силами в военное время.
В мирное время Генеральный штаб Вооруженных Сил организационно входит в состав Министерства обороны Республики Узбекистан и подчиняется министру, а в военное время становится рабочим органом Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Республики Узбекистан.
27. Военный округ является основной военно-административной единицей и территориальным общевойсковым оперативно-стратегическим объединением Вооруженных Сил. Командование военного округа осуществляет оперативное планирование и управление подчиненными войсками в мирное и военное время, а также единое планирование, координацию и взаимодействие всех воинских формирований, входящих в состав Вооруженных Сил и дислоцирующихся в его территориальных границах, в интересах вооруженной защиты страны на заданном направлении.
28. Основными задачами развития военной организации государства являются дальнейшее совершенствование системы обороны страны, повышение боеготовности и боеспособности Вооруженных Сил с учетом существующих и потенциальных угроз национальной безопасности в военной сфере, особенностей современных военных конфликтов, развития теории и практики военного искусства, а также реальных возможностей и ресурсов государства.
повышение эффективности законодательного регулирования государственной системы стратегического планирования обеспечения национальной безопасности в военной сфере;
оптимизация структуры, состава и численности компонентов военной организации государства в соответствии с задачами обеспечения военной безопасности и экономическими возможностями государства;
совершенствование мобилизационной подготовки страны, системы экономического обеспечения функционирования военной организации государства;
развитие военной науки и совершенствование системы научного сопровождения решений, принимаемых в сфере обеспечения военной безопасности;
поэтапное развитие оборонно-промышленного комплекса, как основы экономической, технологической и военно-технической базы обороны;
переоснащение войск современными и перспективными образцами вооружения, военной и специальной техники;
выработка новых механизмов реализации государственных программ в сфере социальной защиты военнослужащих и членов их семей;
внедрение в практику эффективных механизмов военно-патриотического воспитания населения с вовлечением в данный процесс негосударственных некоммерческих организаций;
совершенствование организации, структуры и состава войск и воинских формирований Вооруженных Сил с учетом национального и зарубежного опыта военного строительства;
совершенствование систем боевой и мобилизационной готовности войск, планирования и организации оперативной, боевой, духовно-просветительской и психологической подготовки войск, а также подготовки обученного мобилизационного резерва;
оптимизация органов управления всех уровней, формирование единых защищенных информационно-коммуникационных систем управления войсками и оружием;
дальнейшее развитие структур оперативного (боевого) обеспечения операций и тактических действий войск;
повышение качества военного образования и подготовки, переподготовки и повышения квалификации национальных военных научных и педагогических кадров.
31. Целью военно-экономического обеспечения обороны страны является удовлетворение потребностей военной организации государства в мирное и военное время в финансовых, материально-технических и других ресурсах, достаточных для реализации политики Республики Узбекистан в области обороны.
а) соответствие уровня финансового и материально-технического обеспечения военной организации государства задачам военной безопасности и экономическим возможностям страны;
в) направление финансовых, материально-технических и других ресурсов на решение приоритетных задач развития военной организации государства путем разработки соответствующих целевых программ.
совершенствование законодательства, регламентирующего порядок размещения государственных заказов на поставку и производство продукции военного и двойного назначения, выполнение работ и оказание услуг для нужд обороны страны;
своевременное и рациональное экономическое и финансовое обеспечение программ развития отраслей экономики по производству продукции двойного назначения, а также программ оснащения Вооруженных Сил модернизированными и перспективными образцами вооружения, военной и специальной техники;
оптимизация расходов финансовых и материальных ресурсов, направляемых на обеспечение военной безопасности, повышение эффективности их использования на основе взаимосвязанного, скоординированного развития всех компонентов военной организации государства;
создание экономических и финансовых условий для разработки и производства унифицированных, защищенных информационно-коммуникационных систем управления войсками и оружием, систем разведки, предупреждения, радиоэлектронной борьбы, а также высокоточных средств поражения;
развитие научно-технической, технологической и производственной базы страны, Вооруженных Сил и военной инфраструктуры;
обеспечение правовой защиты объектов интеллектуальной собственности, содержащихся в продукции военного и двойного назначения, а также в технологиях их разработки и производства;
взаимная интеграция гражданского и военного секторов экономики и координация военно-экономической деятельности государства в интересах обеспечения его военной безопасности;
повышение уровня жизни, реализация установленных законодательством социальных гарантий военнослужащим и членам их семей;
34. Основой финансового обеспечения обороны страны является оборонный бюджет — составная часть Государственного бюджета Республики Узбекистан. Оборонный бюджет формируется с учетом экономических возможностей государства и реальных потребностей военной организации государства для решения оборонных задач.
35. Социальная защита военнослужащих и членов их семей осуществляется на основе законов и иных нормативно-правовых актов, направленных на совершенствование порядка прохождения военной службы, тылового, жилищного, медицинского и пенсионного обеспечения военнослужащих и других выработанных эффективных механизмов реализации государственных программ, обеспечивающих повышение престижа и авторитета военной службы в обществе.
36. Международное военное и военно-техническое сотрудничество организуется и проводится в соответствии с необходимостью обеспечения Вооруженных Сил новейшими и перспективными образцами вооружения, военной и специальной техники, решения задач по их модернизации, ремонту и утилизации, осуществления совместных проектов, привлечения иностранных инвестиций и технологий в оборонно-промышленный комплекс, а также подготовки, переподготовки, повышения квалификации военных, военно-технических кадров и специалистов.
37. Основной целью мобилизационной подготовки Республики Узбекистан является подготовка экономики, органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах, территории, населения и Вооруженных Сил к обеспечению отражения военной агрессии и удовлетворению потребностей государства и населения в военное время.
разработка и совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы в области мобилизационной подготовки и мобилизации, установление прав, обязанностей и ответственности органов государственного и хозяйственного управления, а также предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм их собственности и ведомственной принадлежности в условиях многоукладной экономики;
разработка обоснованных решений и планов по развитию и размещению производства на выпуск (ремонт) военной и гражданской продукции, нормативов накопления государственных материальных резервов, объектов и имущества гражданской защиты, а также выработки показателей по устойчивому функционированию предприятий, учреждений и организаций в особый период;
установление предприятиям, учреждениям, организациям, отраслям и сферам экономики мобилизационных заданий по выпуску продукции и оказанию услуг в особый период;
обеспечение готовности системы управления экономикой к устойчивому функционированию в особый период;
развитие объектов инфраструктуры государства, обеспечивающих устойчивое функционирование экономики и жизнедеятельность населения в военное время;
создание и содержание в готовности специальных формирований и учреждений, предназначенных для передачи в Вооруженные Силы или использования в интересах экономики страны в военное время;
всестороннее обеспечение мобилизационного развертывания Вооруженных Сил и приведения их в готовность к выполнению возложенных задач.
39. В основе экономической, технологической и военно-технической базы обороны страны лежит поэтапное развитие оборонно-промышленного комплекса, предназначенного для удовлетворения потребностей Вооруженных Сил в модернизированных и перспективных образцах вооружения, военной и специальной техники, а также другом военно-техническом имуществе.
реализация среднесрочных программ, предусматривающих комплексные меры по созданию благоприятных условий для эффективной работы предприятий, учреждений и организаций оборонной промышленности;
внедрение государственной системы формирования и проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ военно-технической направленности;
создание предприятий с участием иностранных инвестиций и налаживание кооперационных связей с заинтересованными иностранными партнерами;
освоение наиболее востребованных технологий в сфере создания, производства, ремонта и модернизации продукции военного назначения;
подготовка, переподготовка и повышение квалификации управленческих, научных, инженерно-технических и рабочих кадров, учреждение стимулирующих социальных мер по повышению привлекательности трудовой деятельности в военном секторе экономики.
В зависимости от изменений спектра угроз национальной безопасности в военной сфере, условий военно-политической обстановки, характера современных военных конфликтов, задач и направлений развития военной организации государства, отдельные положения Доктрины могут уточняться и дополняться в установленном законодательством порядке.
Приоритетные направления деятельности государства в сфере обеспечения военной безопасности конкретизируются Президентом Республики Узбекистан — Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Узбекистан.