от 23.12.2016 г. № 306
Постановление Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан, от 23.12.2016 г. № 306
Дата вступления в силу
23.12.2016
См. предыдущую редакцию.
(наименование постановления в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
(преамбула в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
1. При разрешении споров, вытекающих из договора строительного подряда, экономические суды (далее — суды) должны руководствоваться Гражданским кодексом Республики Узбекистан (далее — ГК), Земельным кодексом Республики Узбекистан, Градостроительным кодексом Республики Узбекистан, Экономическим процессуальным кодексом Республики Узбекистан (далее — ЭПК), Законом Республики Узбекистан «О договорно-правовой базе деятельности хозяйствующих субъектов» и другими актами законодательства, а также градостроительными нормами и правилами.
(абзац первый пункта 1 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
Обратить внимание судов, что в зависимости от статуса заказчика или условий финансирования (например, при строительстве объектов, финансируемых за счет централизованных источников, средств органов государственного управления и государственных предприятий, внебюджетных средств бюджетных организаций), при разрешении споров, вытекающих из договора строительного подряда, применяются также и положения отдельных нормативно-правовых актов. В частности, к таким актам относятся Указ Президента Республики Узбекистан от 6 мая 2003 года № УП-3240 «Об основных направлениях дальнейшего углубления экономических реформ в капитальном строительстве», постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 3 июля 2003 года № 302 «О мерах по совершенствованию системы конкурсных торгов в капитальном строительстве», от 12 сентября 2003 года № 395 «О мерах по совершенствованию механизма хозяйственных отношений в капитальном строительстве» и другие.
2.1. При оценке условий договора строительного подряда суды должны учитывать, что в соответствии с частью первой статьи 364 ГК договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. В связи с этим, если в договоре строительного договора не предусмотрены существенные условия и определить эти условия невозможно, такой договор не считается заключенным. В этом случае при разрешении спора судам следует применять правила, регулирующие внедоговорные обязательства.
См. предыдущую редакцию.
(абзац третий пункта 2.2 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
3. В соответствии с частью третьей статьи 122 Бюджетного кодекса Республики Узбекистан договоры по бюджетным ассигнованиям бюджетных организаций и получателей бюджетных средств с поставщиками товаров (работ, услуг), а также изменения и дополнения к ним вступают в силу после их регистрации в казначейских подразделениях.
См. предыдущую редакцию.
(абзац первый пункта 4 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 декабря 2020 года № 37)
5. Согласно смыслу статей 108 и 109 ГК договор строительного подряда совершается в простой письменной форме и несоблюдение такой формы сделки не влечет ее недействительность, но лишает стороны права подтверждать ее совершение, содержание или исполнение свидетельскими показаниями. При этом, в случае, если договор строительного подряда не совершен в письменной форме, стороны вправе подтверждать совершение, содержание или исполнение сделки письменными либо иными доказательствами.
6. В соответствии с частью четвертой статьи 670 ГК подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные проектно-сметной документацией работы и в связи с этим необходимость дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику.
6.1. В случае, если по получении сообщения подрядчика о необходимости выполнения дополнительных работ, стоимость которых не превышает десяти процентов указанной в смете общей стоимости строительства и не меняют характера предусмотренных в договоре строительного подряда работ, заказчик согласится с необходимостью выполнения таких работ, то он, в соответствии с частью первой статьи 671 ГК, вправе самостоятельно внести изменения в проектно-сметную документацию. В этом случае сообщение подрядчика и совершение заказчиком действий по внесению изменений в проектно-сметную документацию означает согласование сторонами необходимости выполнения дополнительных работ и оформление сторонами отдельного соглашения по данному вопросу не обязательно.
Если же стоимость дополнительных работ превышает десяти процентов указанной в смете общей стоимости строительства и заказчик возражает против внесения соответствующих изменений в проектно-сметную документацию, подрядчик вправе отказаться от договора и потребовать уплаты цены договора пропорционально выполненной части работ либо потребовать пересмотра цены в порядке, предусмотренном частью второй статьи 382 ГК. При этом, если договор строительного подряда заключен по результатам тендерных торгов и тендерная комиссия отказала во внесении изменений в договор, подрядчик имеет право отказаться от договора и требовать от заказчика возмещения причиненых убытков. Это правило применяется и случаях непредставления заказчиком соответствующих документов тендерной комиссии.
6.4. Согласно части шестой статьи 670 ГК, если подрядчик не сообщит заказчику о выявленных в ходе строительства не учтенных проектно-сметной документацией работах или же не приостановит выполнение соответствующих работ, он лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ и возмещения вызванных этим убытков.
В связи с этим, если в ходе разрешения спора судом будет установлено, что подрядчиком не выполнены требования, предусмотренные частью шестой статьи 670 ГК, требования подрядчика об оплате выполненных им дополнительных работ и возмещении вызванных этим убытков подлежат отказу в удовлетворении.
6.5. Судам следует иметь в виду, что предусмотренное частью четвертой статьи 671 ГК право подрядчика требовать возмещения разумных расходов, понесенных им в связи с установлением и устранением дефектов в проектно-сметной документации, возникает лишь в том случае, если проектно-сметная документация разработана заказчиком.
Обратить внимание судов, что право заказчика на отказ от договора, предусмотренное частью шестой статьи 636 ГК, не применяется при исполнении договора строительного подряда, так как взаимоотношения сторон договора строительного подряда при обнаружении не учтенных проектно-сметной документацией работ и в связи с этим необходимости выполнения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства регулируются статьями 670 и 671 ГК, являющимися специальными нормами, регулирующими такие взаимоотношения.
7.1. В соответствии с частью второй статьи 642 ГК, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от договора и потребовать возмещения убытков.
7.2. Из смысла части третьей статьи 642 ГК следует, что заказчик вправе отказаться от договора и потребовать возмещения убытков, если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом.
В соответствии с частью третьей статьи 650 ГК, если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы являются существенными и неустранимыми либо в установленный заказчиком разумный срок обнаруженные недостатки не были устранены, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
7.4. Согласно смыслу части четвертой статьи 642 ГК заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от договора.
Обратить внимание судов, что право отказа подрядчика от договора, предусмотренное частью третьей статьи 643 ГК, не применяется при исполнении договора строительного подряда, так как правила урегулирования взаимоотношений сторон, возникшие в связи с обнаружением непригодности поставленных заказчиком материалов (деталей, конструкций) или оборудования, предусмотрены статьей 672 ГК, являющейся специальной нормой.
8.1. Согласно статей 256 и 644 ГК, если заказчик не исполняет встречные обязательства по договору подряда (не предоставление объекта подряда, материалов и (или) технической документации либо из обстоятельств очевидно следует, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок) или препятствует исполнению договора, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
8.2. Статья 672 ГК также предусматривает право подрядчика отказаться от договора строительного подряда и потребовать от заказчика уплаты цены договора пропорционально выполненной части работ, если обязанность по обеспечению строительства материалами (деталями, конструкциями) лежит на заказчике и предоставленные им материалы, оборудования не пригодны к использованию без ухудшения качества выполняемых работ.
9. Согласно статей 646 и 680 ГК заказчик обязан в сроки и в порядке, предусмотренные договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), о чем оформляется акт, подписываемый обеими сторонами.
См. предыдущую редакцию.
(абзац пятый пункта 9 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
9.1. Согласно положениям статьи 646 ГК заказчик, обнаруживший недостатки в работе при ее приемке, вправе ссылаться на них только в случае, если в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку, были оговорены эти недостатки либо возможность последующего предъявления требования об их устранении. Исключением из этого являются отступления в работе от договора подряда или иные недостатки, которые не могли быть установлены при обычном способе ее приемки (скрытые недостатки), в том числе такие, которые были умышленно скрыты подрядчиком.
9.2. В соответствии с частью четвертой статьи 646 ГК заказчик, обнаруживший после приемки работы отступления в ней от договора подряда или иные недостатки, которые не могли быть установлены при обычном способе ее приемки (скрытые недостатки), в том числе такие, которые были умышленно скрыты подрядчиком, обязан известить об этом подрядчика в десятидневный срок по их обнаружении.
При этом, судам следует иметь в виду, что положения части пятой статьи 646 ГК не применяются, если отступления в работе от договора подряда или иные недостатки могли быть установлены при обычном способе ее приемки, но в акте либо ином документе, удостоверяющем приемку, не были оговорены эти недостатки либо если работа была принята заказчиком без проверки.
10. Обратить внимание судов, что в отличие от разногласий по качеству работ, при возникновении которых суд, в предусмотренном в части пятой статьи 646 ГК случае, обязан назначить экспертизу, гражданское законодательство не предусматривает обязанность суда назначать экспертизу при возникновении спора по объему выполненных работ.
12. В соответствии со статьей 667 ГК, если объект подряда погиб или поврежден, риск случайной гибели или случайного повреждения объекта до его приемки несет подрядчик.
13. Согласно части первой статьи 682 ГК, гарантийный срок составляет десять лет со дня принятия объекта заказчиком, если иной гарантийный срок не предусмотрен законом или договором.
15. При разрешении споров, связанных с экономией подрядчика, судам следует обратить внимание, что согласно статье 637 ГК, в случаях, когда фактические расходы подрядчика оказались меньше тех, которые учитывались при определении цены работы (составлении сметы), если иной порядок распределения не предусмотрен договором, подрядчик сохраняет право на оплату работ по цене, предусмотренной договором подряда, если заказчик не докажет, что полученная подрядчиком экономия повлияла на качество выполненной работы (в том числе, качество использованных строительных материалов, соответствие работ градостроительным нормам и правилам).
Согласно пункту 1.4 Порядка вознаграждения заказчиком подрядной организации за досрочный ввод в эксплуатацию объекта и экономию средств против договорной стоимости, утверждённого постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 26 марта 1999 года № 135, экономия средств против договорной стоимости определяется как разница между договорной ценой, установленной на основе тендерных торгов, и фактическими расходами. Эти средства в качестве вознаграждения остаются в распоряжении подрядной организации.
В пункте 2.5 данного Порядка установлено, что основанием для перечисления средств на вознаграждение за досрочный ввод в эксплуатацию объекта является акт приемочной комиссии с подтверждением досрочного ввода в эксплуатацию объекта в установленном порядке, а в пункте 2.6 - перечисление исполнителям работ средств на вознаграждение за досрочный ввод в эксплуатацию объекта производится в сроки, установленные договором подряда.
19. Согласно статьям 234 и 354 ГК одним из оснований возникновения обязательств является договор, условия которого определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законодательством.
В соответствии с частью первой статьи 673 ГК оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, установленные законом или договором строительного подряда.
См. предыдущую редакцию.
20. Согласно пункту 17 статьи 9 Закона Республики Узбекистан «О государственной пошлине» государственные органы и организации, выступающие покупателями по договорам поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд, освобождаются от уплаты государственной пошлины в хозяйственных судах по искам, связанным с невыполнением договорных обязательств поставщиками (подрядчиками).
(абзац первый пункта 20 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 декабря 2020 года № 37)
В соответствии с частью первой статьи 457 ГК государственными нуждами признаются определяемые в установленном законодательством порядке потребности Республики Узбекистан, обеспечиваемые за счет средств государственного бюджета и внебюджетных источников финансирования.
См. предыдущую редакцию.
В связи с этим, при применении льгот по освобождению от уплаты государственной пошлины, предусмотренной пунктом 17 статьи 9 Закона Республики Узбекистан «О государственной пошлине», судам следует выяснять - являются ли выполняемые по договору строительного подряда работы потребностью Республики Узбекистан или же такой договор заключен заказчиком для выполнения работ для своих нужд либо в процессе обычной его хозяйственной деятельности. В частности, выполнение строительных работ в рамках государственной программы или в оборонных интересах государства считается работой, выполненной по договору строительного подряда для государственных нужд, в то время как выполнение работ по строительству зданий и сооружений (или их ремонту) по заказам государственных органов и организаций, предназначенных для использования их в процессе обычной их хозяйственной деятельности (например, строительство здания территорильного управления того или иного министерства либо ведомства), не является таковой.
(абзац четвертый пункта 20 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 декабря 2020 года № 37)