Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратит силу с 1 сентября 2020 года в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10 августа 2020 года № 472 «О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Узбекистан (Законы Республики Узбекистан от 22 октября 2019 года № ЗРУ-573 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О валютном регулировании»» и от 5 ноября 2019 года № ЗРУ-580 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О банках и банковской деятельности»»)».
В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 21 марта 2000 года № УП-2564 «О мерах по дальнейшей либерализации и реформированию банковской системы» и в целях стимулирования развития банковской системы, привлечения свободных средств в банковский оборот и расширения возможностей банков по кредитованию предприятий, работающих в реальном секторе экономики, обеспечения самостоятельности банков и повышения доверия населения к финансово-банковской системе Кабинет Министров постановляет:
1. Принять к сведению, что Центральным банком Республики Узбекистан разработан и утвержден пакет нормативных документов, направленный на предоставление коммерческим банкам большей самостоятельности при формировании и осуществлении кредитной политики, включая кредитование и микрокредитование индивидуальных предпринимателей, фермерских и дехканских хозяйств, других субъектов малого и среднего бизнеса, финансирование инвестиционных проектов в свободно конвертируемой валюте, а также рекомендации по корпоративному управлению в банках.
2. Рекомендовать Центральному банку Республики Узбекистан совместно с Министерством финансов, Госкомимуществом, Советами коммерческих банков в месячный срок разработать и внедрить нормативные требования, предусматривающие ежегодное направление в течение 2000—2004 годов на увеличение собственных капиталов коммерческих банков от 10 до 30 процентов прибыли после уплаты налогов, в зависимости от уровня капитализации банков.
предусматривать расширение объемов выдаваемых инвестиционных кредитов фермерским и дехканским хозяйствам, микрофирмам, предприятиям малого и среднего бизнеса, производственным предприятиям. При этом определить, что минимальный срок предоставления кредита дехканским и фермерским хозяйствам составляет, как правило, не менее 2 лет;
принять меры по внедрению в практику синдицированных кредитов для финансирования крупных инвестиционных проектов. Центральному банку Республики Узбекистан разработать рекомендации о порядке предоставления таких кредитов коммерческими банками, предусмотрев установление четких рамок ответственности и полномочий участвующих в кредитовании банков;
регулярно публиковать в средствах массовой информации установленные банком процентные ставки по различным видам вкладов, а также средние ставки по выдаваемым кредитам.
4. Министерству финансов Республики Узбекистан совместно с Государственным налоговым комитетом и Центральным банком в двухнедельный срок внести в Кабинет Министров предложения о введении льготного налогообложения доходов коммерческих банков в зависимости от прироста вкладов населения на срочные депозиты.
5. Одобрить разработанные Республиканской комиссией по реформированию банковской системы Программу и мероприятия по дальнейшему реформированию банковской системы в 2000—2003 годах согласно приложению № 1.
для дальнейшего совершенствования корпоративного управления, создания действенных условий для защиты интересов акционеров и укрепления капитализации банков ежеквартально заслушивать отчеты руководителей исполнительных органов и служб внутреннего аудита банков по реализации кредитной, инвестиционной и операционной политики;
ежегодно разрабатывать и утверждать основные направления кредитной политики банка, стимулирующие рост кредитных вложений в реальный сектор экономики, разумную диверсификацию рисков, получение высоких доходов от операций на рынке краткосрочных кредитных ресурсов;
регулярно рассматривать условия предоставления кредитов, а также состояние кредитного портфеля банка с позиций защиты интересов акционеров банков.
7. Ассоциации банков Узбекистана и коммерческим банкам принять следующие меры по получению коммерческими банками рейтингов международных рейтинговых агентств:
по результатам независимого международного аудита, совместно с агентством по развитию финансового сектора Всемирного банка и компанией «Ахбор Рейтинг» Ассоциации банков Узбекистана определить коммерческие банки, рекомендуемые для получения международных рейтингов;
при участии Национального банка внешнеэкономической деятельности до 1 июля 2000 года проработать вопрос привлечения агентства «Tompson Financial Bank Watch» для проведения предрейтингового изучения и разработать совместно с коммерческими банками уточненные графики мероприятий для получения рейтингов по каждому банку;
совместно с Министерством внешних экономических связей, Министерством иностранных дел Республики Узбекистан провести в 2000-2001 годах презентации за рубежом с целью привлечения стратегических иностранных инвесторов в акционерный капитал коммерческих банков.
8. Министерству финансов Республики Узбекистан создать в структуре министерства в пределах установленной численности отдел по управлению государственной долей в уставных капиталах банков, в которых доля государства 50 и более процентов, со штатной численностью 3 человека.
участие в разработке кредитной политики банков и контроль за их реализацией, в том числе исходя из интересов финансирования приоритетных государственных программ;
контроль за начислением дивидендов по государственной доле и их направлением в установленном порядке.
9. Утвердить типовое положение о Совете акционерно-коммерческого банка с долей государства в уставном капитале 50 и более процентов согласно приложению № 2.
Министерству финансов Республики Узбекистан совместно с Госкомимуществом в месячный срок изучить и внести предложения по персональному составу Советов банков, в которых доля государства в уставных капиталах составляет 50 и более процентов.
10. Центральному банку, Министерству финансов Республики Узбекистан, министерствам и ведомствам совместно с Министерством юстиции в месячный срок привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим постановлением.
11. Признать утратившими силу решения Правительства Республики Узбекистан согласно приложениям №№ 3 и 3а.
12. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Б.С. Хамидова и председателя Центрального банка Республики Узбекистан Ф.М. Муллажанова.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 24 марта 2000 г. № 104
к постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 24 марта 2000 г. № 104
Настоящая Программа разработана во исполнение Указа Президента Республики Узбекистан от 2 октября 1998 года «О мерах по совершенствованию деятельности акционерных коммерческих банков» № УП-2084, постановлений Кабинета Министров от 15 января 1999 года № 24 «О мерах по дальнейшему реформированию банковской системы» и от 10 июня 1999 года № 296 «О мерах по реализации основных положений, содержащихся в докладе Президента Республики Узбекистан на XIV сессии Олий Мажлиса».
Программа реформирования банковской системы является составной частью реализации политики рыночных реформ в Республике Узбекистан.
Стратегической целью Программы является формирование банковской системы, отвечающей требованиям рыночной экономики, активизация посреднической роли банков на финансовом рынке, обеспечение финансовой самостоятельности банков, приближение их деятельности к мировой банковской практике и, в конечном итоге, достижение высокого уровня конкурентоспособности банков на внутреннем и международном финансовых рынках.
углубление процессов приватизации и разгосударствления банков, укрепление системы корпоративного управления путем повышения роли акционеров в руководстве банками;
институциональное развитие банковской системы, повышение финансовой устойчивости банков за счет улучшения качества их активов, в том числе валютных, дальнейшее совершенствование банковского дела и расширение видов оказываемых банковских услуг;
повышение роли коммерческих банков в инвестиционных процессах и усовершенствование механизма доступа предпринимательских структур всех форм собственности к кредитным ресурсам, в том числе по линии международных финансовых организаций;
дальнейшее совершенствование информационно-компьютерной инфраструктуры межбанковской сети передачи данных в соответствии с современными международными стандартами с целью повышения оперативности деятельности банков, обеспечения условий для интеграции с международными финансовыми рынками;
формирование рыночной системы менеджмента банками, основанной на принципах корпоративного управления, укрепление банков высококвалифицированными специалистами, готовыми работать в рыночных условиях, совершенствование методов подготовки и переподготовки банковских кадров;
дальнейшее развитие системы регулирования деятельности банков и банковского надзора с целью обеспечения высокого доверия населения к банковской системе, защиты интересов вкладчиков, инвесторов и кредиторов.
В настоящее время на территории республики функционируют 34 коммерческих банка с более 800 филиалами на местах, из них в 5-ти банках доля государства в уставном капитале превышает 25 процентов. Основными учредителями крупных акционерно-коммерческих банков являются предприятия, ассоциации, корпорации и концерны, основной контрольный пакет акций которых находится у государства. В связи с этим исключительную важность имеет расширение участия населения, частных предпринимателей, предприятий малого и среднего бизнеса, а также иностранных инвесторов в капиталах коммерческих банков. Это позволит задействовать в управлении банками фундаментальный для рыночной экономики интерес частного собственника.
акционирования и реализации 40 процентов акций Национального банка внешнеэкономической деятельности и 50 процентов акций банка «Асака» иностранным инвесторам в 2000-2001 годы;
снижения доли государства в уставных капиталах «Узжилсбербанка», «Тадбиркорбанка» и банка «Замин» в 2000-2001 годы за счет привлечения отечественных инвесторов.
Для активизации процесса приватизации в банковской сфере, обеспечения реализации и повышения привлекательности акций коммерческих банков программа предусматривает совершенствование механизма реализации акций банков на первичном и вторичном рынках ценных бумаг через фондовые биржи, в том числе зарубежные.
В настоящее время на долю государственных специализированных (отраслевых) банков приходится более 80 процентов активов банковской системы. Неравномерная концентрация активов банков в отдельных отраслях экономики негативно влияет на развитие малого, среднего и частного предпринимательства, усиление конкуренции между банками на финансовом рынке, диверсификацию рисковых активов банков, а также демонополизацию банковской деятельности.
В целях диверсификации рисковых активов банков, обеспечения их самостоятельности в осуществлении банковской деятельности, усиления конкуренции на финансовом рынке, развития рыночных принципов банковского финансирования, а также содействия развитию малого, среднего и частного предпринимательства Программой предусматривается:
универсализация и коммерциализация действующих специализированных (отраслевых) коммерческих банков путем расширения количества обслуживаемых специализированными банками отраслей, видов хозяйствующих субъектов и числа совершаемых операций;
совершенствование порядка налогообложения коммерческих банков с целью обеспечения равенства прав акционеров банка с правами акционеров других хозяйственных обществ (перевод банков в категорию налогоплательщиков с прибыли);
принятие мер, обеспечивающих приближение деятельности банков к мировой банковской практике. В течение 2000—2002 годов будет осуществлена поэтапная передача контрольных функций, выполняемых банками, соответствующим государственным органам, а также будут приняты меры по повышению ответственности клиентов банков за совершаемые ими операции;
существующие активы банков, принадлежащие к категории проблемных, будут реструктуризированы в течение 2000-2001 годов при содействии Агентства по реструктуризации активов банков;
при Ассоциации банков Узбекистана в 2001 году для обеспечения банков информацией о кредитной истории потенциальных заемщиков создать Кредитно-информационное бюро.
В целях эффективного использования действенного рыночного инструмента обеспечения кредитного риска в виде залога в 2000 году Министерством юстиции, Центральным банком и Ассоциацией банков будут подготовлены и внесены на рассмотрение соответствующих органов предложения по дополнениям к залоговому законодательству.
Центральным банком совместно с Министерством финансов и Государственным налоговым комитетом будут приняты меры по дальнейшему развитию системы расчетов с унификацией сферы использования наличной и безналичной форм в целях вовлечения в банковский оборот дополнительных финансовых ресурсов и повышения доверия к банковскому сектору.
Реализация программы связана с развитием сберегательного дела в коммерческих банках, внедрением гибкой процентной политики по депозитам на основе спроса и предложения, а также внедрения сейфовых операций по хранению денежных средств, ценных бумаг и имущества клиентов с целью укрепления депозитной базы банков, привлечения свободных средств населения в деловой оборот.
Начиная с 2000 года, с целью повышения устойчивости ресурсной базы и уровня капитализации коммерческих банков будут внедряться современные рыночные инструменты долгосрочных долговых обязательств банков в виде ипотечных облигаций, депозитных, сберегательных сертификатов и других ценных бумаг. Дополнительно к этому в течение 2000—2004 годов от 10 до 30 процентов прибыли после уплаты налогов, в зависимости от капитализации банков, будут направляться на увеличение уставных капиталов коммерческих банков.
В течение 2000 — 2005 годов будут приняты меры по укреплению ресурсной базы Народного банка и доведению размера его уставного капитала до 10 млрд. сум. для обеспечения защиты интересов мелких вкладчиков данного банка.
Необходимая страховая защита ответственности банков по вкладам населения будет обеспечиваться за счет реализации оптимальной стратегии инвестирования средств Фонда коллективного страхования в надежные высоколиквидные государственные и корпоративные ценные бумаги и банковские депозиты.
В настоящее время основными участниками инвестиционных процессов выступают крупные коммерческие банки. В полной мере это относится и к освоению кредитных линий международных финансовых организаций для развития малого и среднего предпринимательства.
В целях повышения посреднической роли всех банков в успешной реализации инвестиционной программы Правительства, своевременного освоения зарубежных кредитных линий и средств внебюджетных фондов для развития малого и среднего предпринимательства настоящая Программа предусматривает:
создание банка развития Узбекистана в целях активизации финансового посредничества в инвестиционных процессах для развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, особенно по линии международных финансовых организаций;
формирования, начиная с 2000 года, механизма и инструментов комбинированного (синдицированного) финансирования и кредитования крупных инвестиционных проектов;
использование льготного кредитования производственных предприятий малого и среднего бизнеса, высокотехнологичных и инновационных проектов, дехканских и фермерских хозяйств за счет отчислений до 25 процентов от прибыли банков в средства создаваемого в коммерческих банках Фонда льготного кредитования производственных предприятий малого и среднего бизнеса, высокотехнологичных и инновационных проектов, дехканских и фермерских хозяйств.
В настоящее время рынок микрокредитов частным предпринимателям, малым и микропредприятиям полностью принадлежит банкам, что приводит к недостаточному уровню конкуренции на этом рынке.
развитие альтернативных банковскому кредитованию форм финансирования и кредитования малого и среднего предпринимательства путем создания кредитных кооперативов (союзов) при содействии Азиатского банка развития и других международных финансовых институтов;
разработку механизма взаимодействия кредитных кооперативов (союзов) с коммерческими банками в целях совершенствования на постоянной основе механизма микрокредитования частных предпринимателей, малых и микропредприятий.
Наряду с этим в банковской системе будут широко применяться инструменты микрокредитования субъектов малого и среднего бизнеса, частного предпринимательства, в том числе с использованием предоставления заемщиком поручительства третьих лиц, органов схода граждан махалли, кишлака, аула.
За годы независимости республики в банковской системе сформирована электронная платежная система, обеспечивающая своевременный перевод денежных средств клиентов. Однако, задачи, стоящие перед банковской системой в течение ближайших лет, требуют ее дальнейшего усовершенствования и развития.
В целях дальнейшего улучшения межбанковской информационно-компьютерной инфраструктуры Программой предусмотрено:
совершенствование информационно-компьютерной инфраструктуры межбанковской сети передачи данных Центрального банка в соответствии с передовыми направлениями развития систем расчетов. Для этого в течение 2000 года будет разработан концептуальный дизайн платежной системы в рамках проекта Всемирного банка;
развитие межбанковской сети передачи данных Центрального банка путем преобразования ее в течение 2000-2001 годов в глобальную республиканскую сеть телекоммуникаций, обеспечивающую информационное взаимодействие банковских и других финансовых структур;
дальнейшее улучшение работы электронной почты путем усовершенствования стандартов и регламента обмена информацией в сети передачи данных;
В целях дальнейшего совершенствования банковского менеджмента и методов подготовки банковских кадров Программа предусматривает:
продолжение в 2000 году мер, начатых в 1999 году, по укреплению корпоративного управления банками путем повышения ответственности Советов и Правлений банков за результаты деятельности банка, возвратность кредитов;
усиление роли служб внутреннего аудита в коммерческих банках, обеспечение их независимости от исполнительного органа и обеспечение служб внутреннего аудита исполнительными органами банков достоверной информацией о финансовом состоянии банка для своевременного выявления и ликвидации проблем в их деятельности;
проведение мероприятий по получению коммерческими банками рейтингов международных рейтинговых агентств;
с целью обеспечения условий для подготовки банковских кадров, отвечающих современным требованиям рыночной экономики, в 2000 году и далее будут приниматься меры по укреплению материально-технической базы банковских образовательных учреждений и их библиотечного фонда путем обеспечения современной компьютерной техникой, отечественной и зарубежной литературой по банковскому делу;
с этой же целью в 2000 — 2002 годах будет уделено особое внимание процессу создания нового поколения учебников, пособий и методологической литературы, а также унифицированных учебных программ для высших учебных заведений, банковских колледжей и классов с целью обучения банковских специалистов в соответствии с передовой мировой банковской практикой;
дальнейшее совершенствование системы рыночных методов мотивации труда банковских работников путем стимулирования и обеспечения профессионального роста, развития социальной инфраструктуры банков, а также системы нематериальных форм поощрений.
Коммерческими банками будет практиковаться организация презентаций за рубежом путем проведения выступлений на конференциях, использования средств массовой информации, печатной продукции, сети «Интернет», возможностей посольств и дипломатических представительств Республики Узбекистан.
В соответствии с принятыми законами, регулирующими банковскую деятельность, в Центральном банке создана действенная структура банковского надзора за деятельностью коммерческих банков, отвечающая международным стандартам и требованиям Базельского комитета по банковскому надзору.
Внедрен в действие новый План счетов коммерческих банков, соответствующий международным стандартам финансовой отчетности и обеспечивающий прозрачность деятельности банков. Также внедрена практика проведения внешних аудиторских проверок коммерческих банков международнопризнанными аудиторскими компаниями.
С целью дальнейшего усиления роли Центрального банка по осуществлению надзора за деятельностью коммерческих банков, поддержания действенности банковского надзора в стремительно развивающихся рыночных условиях Программа предусматривает:
совершенствование надзора за деятельностью коммерческих банков путем внесения соответствующих изменений и дополнений в действующее законодательство;
дальнейшее развитие стандартов раскрытия информации коммерческих банков для внешних пользователей путем совершенствования бухгалтерского учета и финансовой отчетности банков в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.
Основные направления Программы реформирования банковской системы раскрывают приоритетные направления дальнейшего углубления реформ национальной финансово-кредитной системы и основываются на принципах согласованности Программы с общими экономическими преобразованиями, проводимыми в стране, поэтапности осуществления реформирования банковской системы, поддержания стабильности национальной финансовой системы, свободной конкуренции на финансовых рынках.
оптимизацию структуры собственности банковской системы в целях достижения сбалансированности функционирования государственных и негосударственных банковских институтов;
углубление демонополизации банковского сектора с ориентацией развития банковской системы на повышение уровня конкурентоспособности;
совершенствование кредитной политики банков, обеспечивающей эффективное управление активами и пассивами с учетом рыночных и кредитных рисков; развитие системы внутреннего кредитного контроля в коммерческих банках; направление кредитных ресурсов на стимулирование потребительского и инвестиционного спроса;
развитие депозитной политики банков, обеспечивающей активизацию работы банков по привлечению денежных средств юридических и физических лиц во вклады (включая валютные средства) путем введения и совершенствования привлекательности банковских инструментов;
совершенствование инвестиционной политики банков, направленной на повышение роли коммерческих банков как инвестиционных посредников; расширение масштабов кредитования приоритетных отраслей реального сектора; развитие финансовых возможностей развития частного сектора экономики, а также малого и среднего бизнеса; внедрение новых форм и методов участия банков в финансировании инвестиционных проектов и программ;
гармонизацию отношений между коммерческими банками и их клиентами на основе расширения и диверсификации банковских услуг, внедрения современных банковских продуктов и технологий обслуживания клиентов банков;
институциональное укрепление корпоративного управления в коммерческих банках, отвечающего современным международным стандартам и правовым нормам, обеспечивающего повышение качества и эффективности в управлении текущей и стратегической деятельностью банка, способствующего повышению устойчивости и надежности функционирования банка;
повышение прозрачности рынка банковских услуг, а также деятельности коммерческих банков для их клиентов, инвесторов и партнеров;
совершенствование системы государственного и внутреннего экономического регулирования деятельности банков, включающей монетарную политику, государственный кредит, фискальную политику, внутренний контроль и аудирование, внешний аудит;
проведение последовательной интеграции отечественных коммерческих банков в мировую банковскую систему, обеспечивающей недопущение негативных системных рисков для финансовой системы страны в условиях глобализации мировой экономики;
развитие деятельности небанковских финансовых институтов, особенно в части аккумулирования внутренних инвестиционных ресурсов;
создание национальной сети банков, которые являлись бы хорошо регулируемыми кредитными учреждениями, находящимися под полноценным банковским надзором;
Реализация Программы реформирования банковской системы Республики Узбекистан обусловит ряд положительных последствий для экономики путем обеспечения более развитой финансовой среды для предприятий реального сектора экономики, создание благоприятных условий для повышения деловой активности малого, среднего и частного предпринимательства, положительного влияния на увеличение конкурентоспособности отечественных предприятий, содействия существенному росту уровня сбережений и инвестиций в экономике страны, укрепления макроэкономической стабилизации и тенденций экономического роста.
№ п/п | Меры по реализации Программы | Форма реализации | Сроки исполнения | Ответственные исполнители | Примечание |
1. Приватизация и разгосударствление коммерческих банков | |||||
1. | Создание Агентства по приватизации и разгосударствлению коммерческих банков при Министерстве финансов | Проект постановления Кабинета Министров | II квартал 2000 года | Министерство финансов, Госкомимущество, Центральный банк, Агентство по развитию финансового сектора | В рамках займа Международного банка реконструкции и развития |
2. | Разработка порядка оценки активов коммерческих банков для определения рыночной стоимости акций банков | Проект порядка | I полугодие 2000 года | Министерство финансов, Центральный банк, Агентство по приватизации и разгосударствлению коммерческих банков | В рамках займа МБРР |
3. | Реализация 50 процентов акций банка «Асака» иностранным инвесторам в течение 2000-2001 г.г. | График мер | II квартал 2000 года | Банк «Асака», Министерство финансов, Госкомимущество, Центральный банк, Агентство по приватизации и разгосударствлению коммерческих банков | |
4. | Акционирование и реализация 40 процентов акций Национального банка внешнеэкономической деятельности иностранным инвесторам в 2001 году | График мер | II квартал 2000 года | банк ВЭД, Министерство финансов, Госкомимущество, Центральный банк, Агентство по приватизации и разгосударствлению коммерческих банков | |
5. | Разработка мероприятий по снижению доли государства в уставном капитале Узжилсбербанка, Тадбиркорбанка, банка «Замин» в 2000-2003 годах за счет привлечения отечественных и иностранных инвесторов | График мер | II квартал 2000 года | Соответствующие банки, Агентство по приватизации и разгосударствлению коммерческих банков, Министерство финансов, Госкомимущество, Центральный банк | |
6. | Осуществление мер по активизации реализации акций банков через региональные филиалы | Разработка мероприятий | II квартал 2000 года | Коммерческие банки | |
7. | Осуществление мер по активизации рекламной деятельности с целью совершенствования механизма реализации ценных бумаг на первичном и вторичном рынке | Разработка мероприятий | II квартал 2000 года | Коммерческие банки | |
2. Институциональное развитие банковской системы и дальнейшее совершенствование банковского дела | |||||
1. | Внесение изменений и дополнений в законодательные и нормативные акты Республики Узбекистан с целью универсализации деятельности специализированных коммерческих банков | Проект постановления Кабинета Министров | II квартал 2000 года | Министерство юстиции, Центральный банк, коммерческие банки | |
2. | Внесение изменений и дополнений в законодательные акты Республики Узбекистан в части перевода банков в категорию налогоплательщиков с прибыли | Проект Закона по внесению дополнений и изменений | II квартал 2000 года | Министерство финансов, Центральный банк, Министерство юстиции, коммерческие банки | |
3. | Внесение изменений и дополнений в законодательство Республики Узбекистан в части поэтапной передачи банками функций, свойственных налоговым органам и хозяйствующим субъектам при осуществлении проведения платежей | Проект Закона по внесению дополнений и изменений | I квартал 2000 года | Министерство финансов, ГНК, Центральный банк, Министерство юстиции, коммерческие банки | |
4. | Создание Агентства по реконструктуризации активов банков при Министерстве финансов | Проект постановления Кабинета Министров | II квартал 2000 года | Министерство финансов, Центральный банк, Агентство по развитию финансового сектора | В рамках займа МБРР |
5. | Создание в 2001 году Кредитно- Информационного бюро при Ассоциации банков Узбекистана и разработка порядка работы бюро | Организационно-технические мероприятия | В течение 2000 года | Ассоциация банков Узбекистана, коммерческие банки | Диверсификация и снижение рисков по кредитным операциям банков и обеспечение информацией банков о кредитной истории потенциальных заемщиков |
6. | Внесение изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О залоге» с целью совершенствования механизма реализации залога для обеспечения своевременной возвратности кредитов коммерческих банков | Проект Закона | II квартал 2000 года | Центральный банк, Ассоциация банков Узбекистана, Министерство юстиции, Госкомзем | |
7. | Разработка комплекса мероприятий, предусматривающих поэтапную унификацию наличной и безналичной форм расчетов в 2000-2001 г. г. | Проект постановления Кабинета Министров | I полугодие 2000 года | Центральный банк, Министерство финансов, ГНК | Вовлечение в банковский оборот дополнительных финансовых ресурсов и повышение доверия к банковской системе |
8. | Разработка порядка осуществления банками сейфовых операций, включая услуги по хранению документов и ценностей клиентов, сдачу в аренду сейфов и специализированных помещений с целью развития сберегательного дела | Проект порядка | III квартал 2000 года | Народный банк, коммерческие банки, Центральный банк | |
9. | Разработка порядка функционирования Фонда Коллективного страхования вкладов населения | Проект порядка | апрель 2000 года | Ассоциация банков Узбекистана, коммерческие банки, Центральный банк | |
10. | Разработка изменений и дополнений в «Порядок депонирования коммерческими банками и их филиалами обязательных резервов в Центральном банке» | Проект нового Порядка См. Положение о порядке депонирования ЦБ, зарегистрированный МЮ 20.04.2000 г. № 921 См. также Положение о порядке депонирования, утвержденное пстановлением ЦБ, зарегистрированным МЮ 18.01.2005 г. МЮ 20.04.2000 г. 1444 | II квартал 2000 года | Центральный банк | |
11. | Разработка мер по увеличению ресурсной базы Народного банка с увеличением уставного капитала до 10 млрд сум.в течение 2000-2005 г. г. | Проект Указа | III квартал 2000 года | Министество финансов, Центральный банк, Народный банк | Усиление защиты интересов мелких вкладчиков и обеспечение устойчивой капитальной базы Народного банка |
3. Повышение роли коммерческих банков как активных участников инвестиционных процессов | |||||
1. | Создание Банка развития Узбекистана в целях активизации финансового посредничества в инвестиционных процессах для развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, особенно по линии международных финансовых организаций | Проект Указа | III квартал 2000 года | Центральный банк, Министерство финансов, Министерство юстиции | В рамках технического содействия банка «КфВ» (Германия) |
2. | Разработка порядка специального Фонда льготного кредитования производственных предприятий малого и среднего бизнеса, высокотехнологичных и инновационных проектов, дехканских и фермерских хозяйств | Проект постановления Кабинета Министров См. Положение, утвержденное пстановлением КМ РУз от 19.05.2000 г. № 195 | I квартал 2000 года | Центральный банк, коммерческие банки | |
3. | Разработка порядка осуществления коммерческими банками синдицированного финансирования инвестиционных проектов | Проект порядка См. Положение ЦБ, зарегистрированное МЮ 29.06.2000 г. № 941 См. также Положение ЦБ, утвержденное постановлением, зарегистрированным МЮ 20.08.2005 г. № 1509 | I квартал 2000 года | Центральный банк, коммерческие банки | |
4. Развитие системы микрокредитования частных предпринимателей и населения | |||||
1. | Формирование нормативно-правовой базы деятельности кредитных кооперативов (союзов) | Законодательные и норматив ные акты | Начиная со II квартала 2000 года | Центральный банк, Министерство юстиции | В рамках технической помощи АБР |
2. | Разработка механизма взаимодействия кредитных кооперативов (союзов) с коммерческими банками | Нормативные акты | Начиная со II квартала 2000 года | Центральный банк, местные органы власти | В рамках технической помощи АБР |
5. Развитие банковских информационных систем и технологий | |||||
1. | Осуществление комплекса мероприятий с целью дальнейшего совершенствования межбанковской информационно- компьютерной инфраструктуры: | В рамках займа МБРР | |||
Разработка технического проекта по развитию существующей цифровой банковской телекоммуникационной сети с целью усовершенствования платежной системы в период 2000 — 2003 годы; | Технический проект | II полугодие 2000 года | Центральный банк, Агентство почты и телекоммуникаций и коммерческие банки | ||
Разработка технической документации по подключению межбанковской сети передачи данных к международным банковским сетям; | Технический проект | II квартал 2001 года | Центральный банк, коммерческие банки, Агентство почты и телекоммуникаций | ||
Подготовка технической документации по подключению финансовых структур республики к межбанковской сети передачи данных в 2001-2002 годах; | Техническая документация | I полугодие 2001 года | Центральный банк Минфин, ГНК | ||
Модернизация системы электронной почты Центрального банка в период 2000 — 2002 годы | Мероприятия | II полугодие 2000 года | Центральный банк | ||
2. | Проведение комплекса организационно- технических мероприятий по разработке и внедрению пилотного проекта системы управленческой информации (СУИ) в двух коммерческих банках | Подготовка проекта СУИ и разработка технической документации | III квартал 2001 года | Центральный банк, коммерческие банки | В рамках займа МБРР |
3. | Разработка комплекса мер с целью внедрения национальной системы безналичных расчетов на основе пластиковых карт; | ||||
Формирование нормативно-правовой и методологической базы функционирования системы безналичных расчетов на основе пластиковых карт; | Нормативные документы | III квартал 2000 года | Центральный банк, Ассоциация банков, коммерческие банки | ||
Внедрение пилотного проекта в отдельно взятом регионе с участием коммерческих банков | Подготовка технического проекта | III квартал 2000 года | Ассоциация банков, коммерческие банки, Центральный банк | ||
6. Совершенствование банковского менеджмента и технологий методов подготовки банковских кадров | |||||
1. | Разработка новой редакции Положения о корпоративном управлении в коммерческих банках, предусматривающего усиление роли акционеров, советов банков, служб внутреннего аудита, кредитных комитетов, управлений ликвидности и повышении их ответственности за предоставление и возвратность кредитов | Проект Положения См. Положение ЦБ, зарегистрированное МЮ 05.07.2000 г. № 943 | II квартал 2000 года | Центральный банк, Министерство юстиции, коммерческие банки | При техническом содействии «USAID» |
2. | Подготовка комплекса мероприятий: по формированию нового поколения учебников, пособий и методологической литературы, а также унифицированных учебных программ для вузов, банковских колледжей и классов за счет средств Централизованного фонда банков в 2000-2002 годах; | Решение съезда Ассоциации банков и Программа выпуска | I полугодие 2000 года | Ассоциация банков Узбекистана, Банковско-финансовая академия, РБУЦ, Министерство высшего и среднего специального образования, коммерческие банки | |
по разработке долгосрочной программы по подготовке и переподготовке банковских специалистов совместно с ведущими зарубежными банками США, Японии, Великобритании, Швейцарии и др.; | Проект программы | II квартал 2000 года | Ассоциация банков Узбекистана, Банковско-финансовая академия, РБУЦ, Министерство высшего и среднего специального образования | ||
по дальнейшему совершенствованию системы рыночных методов мотивации труда банковских работников, предусматривающей стимулирование и обеспечение профессионального роста, развитие социальной инфраструктуры банков, а также системы нематериальных методов поощрения | Проект постановления Кабинета Министров | I квартал 2000 года | Ассоциация банков Узбекистана, Центральный банк, коммерческие банки | ||
3. | Создание учебного банка в рамках реализации совместных проектов с международными организациями и правительствами зарубежных стран | Организационно-технические мероприятия | I полугодие 2000 года | Ассоциация банков Узбекистана, Банковско-финансовая академия, РБУЦ | |
7. Дальнейшее развитие банковского надзора | |||||
1. | Внесение изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О государственном контроле за деятельностью хозяйствующих субъектов» с целью совершенствования роли Центрального банка в осуществлении надзора за деятельностью коммерческих банков | Проект Закона | I полугодие 2000 года | Центральный банк, Министерство юстиции | |
2. | Разработка положения о публикуемой отчетности коммерческих банков с целью обеспечения их прозрачности для акционеров банков, потенциальных инвесторов и других заинтересованных сторон | Проект Положения | III квартал 2000 года | Центральный банк |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 24 марта 2000 г. № 104
к постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 24 марта 2000 г. № 104
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законами Республики Узбекистан «О Центральном банке Республики Узбекистан», «О банках и банковской деятельности», «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» и другими актами законодательства, а также уставом банка.
2. Положение определяет статус и регламентирует работу Совета акционерного коммерческого банка «___________», порядок выборов в члены Совета, а также права и обязанности члена Совета банка.
3. Совет акционерного коммерческого банка «__________» (далее — Совет банка) осуществляет общее руководство деятельностью банка, за исключением решения вопросов, отнесенных к исключительной компетенции Общего собрания акционеров.
определение приоритетных направлений деятельности банка, в том числе разработка его кредитной политики;
рассмотрение и внесение на утверждение Общего собрания акционеров банка годового отчета, счета прибылей и убытков;
рассмотрение и внесение на утверждение Общего собрания акционеров банка предложений по внесению изменений и дополнений в устав банка;
принятие решений о выпуске облигаций и иных долговых обязательств банка, о порядке их выкупа в порядке, предусмотренном законодательством;
решения об инвестициях, предусматривающие создание дочерних и зависимых предприятий на коммерческой основе;
заключение крупных сделок, включая кредитование предприятий (сделки или несколько взаимосвязанных сделок, общая стоимость которых составляет более 15 процентов капитала банка на дату принятия решения), связанных с приобретением и отчуждением имущества, в пределах своей компетенции;
осуществление текущего контроля за деятельностью банка, правильностью кредитования и инвестирования средств (с целью защиты интересов вкладчиков, кредиторов и акционеров);
7. Органами управления банка являются Общее собрание акционеров, Совет банка и Правление банка. Высшим органом управления является Общее собрание акционеров.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 9 утратил силу постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14 апреля 2020 года № 217 — Национальная база данных законодательства, 15.04.2020 г., № 09/20/217/0426)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 11 утратил силу постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14 апреля 2020 года № 217 — Национальная база данных законодательства, 15.04.2020 г., № 09/20/217/0426)
13. Акционер вправе отдать голоса по принадлежащим ему акциям полностью за одного кандидата или распределить их между несколькими кандидатами в члены Совета банка.
открывает Общее собрание акционеров и входит в состав его Президиума, заключает от имени банка трудовой договор о найме председателя Правления;
15. В случае отсутствия председателя Совета банка его функции осуществляет один из членов Совета, назначаемый в порядке, установленном законодательством и уставом банка.
16. Заседание Совета банка созывается председателем Совета по его собственной инициативе или по требованию:
Министерства финансов как органа, уполномоченного управлять государственной долей в уставном капитале банка;
17. Порядок созыва и проведения заседания Совета банка определяется уставом (заседания Совета банка созываются, как правило, по утвержденному плану работ Совета).
18. Кворум для проведения заседания Совета банка определяется уставом банка, но должен быть не менее 2/3 от числа избранных членов Совета банка. При отсутствии отдельных членов Совета голоса отсутствующих членов учитываются в порядке письменного опроса.
19. В случае, когда количество членов Совета становится менее 2/3 процентов количества, предусмотренного уставом, банк обязан созвать чрезвычайное (внеочередное) Общее собрание акционеров для избрания нового состава Совета банка. Оставшиеся члены Совета банка вправе принимать решение только о созыве такого чрезвычайного (внеочередного) Общего собрания акционеров.
20. Решения на заседании Совета банка принимаются большинством голосов присутствующих, не менее 2/3 голосов.
22. На заседании Совета банка ведется протокол, который составляется и утверждается не позднее 10 дней после проведения заседания Совета.
24. Протокол заседания Совета банка подписывается председательствующим на заседании, который несет ответственность за правильность протокола.
25. В случае равенства голосов при принятии Советом банка решений председатель Совета банка обладает правом решающего голоса.
26. С решениями Совета банка (кроме содержащих коммерческую тайну) могут быть ознакомлены акционеры банка.
лично принимать участие в заседании Совета банка, выступать по обсуждаемому на заседании вопросу в пределах отведенного регламентом времени;
получать полную и достоверную информацию о результатах деятельности банка за определенный период времени, о планах его развития;
Распределение функций между членами Совета осуществляется председателем Совета конкретно для каждого члена Совета. Размер вознаграждения и компенсаций для каждого члена Совета определяется Общим собранием акционеров.
28. В случае, когда член Совета имеет финансовую заинтересованность в сделке, стороной которой является банк, а также в случае иного конфликта интересов члена Совета банка, член Совета обязан заранее сообщить о своей заинтересованности Совету до момента заключения сделки, а решение о сделке должно быть принято большинством членов Совета, не имеющих такой заинтересованности либо большинством акционеров на Общем собрании акционеров. При этом заинтересованные члены Совета не принимают участия ни в обсуждении, ни в принятии решения по такой сделке.
29. Члены Совета банка не имеют права прямо или косвенно получать вознаграждение за оказание влияния на принятие Советом тех или иных решений.
30. Члены Совета не имеют права использовать возможности банка (имущественные или неимущественные права, возможности в сфере хозяйственной деятельности, информацию о деятельности и планах банка) в целях личного обогащения.
недопущения ущемления прав акционеров при изменении долей уставного капитала банка путем увеличения либо уменьшения уставного фонда, выпуска дополнительных ценных бумаг и т. п.;
приема и рассмотрения предложений и жалоб акционеров на неправомерные и некомпетентные действия Правления.
32. Совет банка получает от Правления периодические (не реже, чем раз в квартал) обзоры и письменные отчеты о финансовом положении и деятельности банка, включая рекомендации по их улучшению, а также заслушивает доклады председателя Правления и руководителя службы внутреннего аудита.
Члены Совета осуществляют тщательную проверку таких отчетов и рекомендаций с целью определения их правильности и реализуемости.
33. Предметом регулярного контроля со стороны Совета являются, в частности, следующие финансовые коэффициенты:
34. Совет банка вырабатывает и реализует кадровую политику банка, стратегию привлечения высококвалифицированных руководителей и сотрудников банка.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 36 утратил силу постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14 апреля 2020 года № 217 — Национальная база данных законодательства, 15.04.2020 г., № 09/20/217/0426)
перечень условий, при которых должностные лица банка отстраняются от возложенных обязанностей вследствие некомпетентности, недобросовестности, конфликта интересов или по другим причинам.
38. В целях сохранения капитала банка и обеспечения его соответствия масштабам и степени риска операций банка Совет банка:
осуществляет контроль за созданием банком специальных резервов против возможных потерь в размерах, установленных Центральным банком;
требует от Правления банка обеспечения уровня банковских рисков не выше, чем установлено Центральным банком;
39. Совет банка разрабатывает (как самостоятельно, так и с привлечением сторонних консультантов и экспертов) и утверждает бизнес-план развития банка, включающий:
41. Бизнес-план развития банка пересматривается, как правило, не реже, чем раз в год, с целью внесения необходимых изменений и дополнений.
42. Члены Совета банка несут ответственность за ненадлежащее выполнение своих обязанностей перед банком и его акционерами в соответствии с законодательством Республики Узбекистан и уставом банка.
43. От ответственности освобождаются члены Совета банка, не принимавшие участия в голосовании на заседании Совета, или голосовавшие против решения, которое повлекло причинение банку убытков.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
к постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 24 марта 2000 г. № 104
к постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 24 марта 2000 г. № 104
1. Пункт 9 постановления Кабинета Министров при Президенте Республики Узбекистан от 24 июля 1992 года № 346 «О неотложных мерах по упорядочению кассовых операций в республике».
2. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 16 января 1993 года № 36 «Об утверждении новых процентных ставок на вклады населения, хранящиеся в учреждениях Сбербанка Республики Узбекистан».
3. Пункт 6 постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 5 мая 1993 года № 204 «Об упорядочении денежного обращения и усилении защиты потребительского рынка республики».
4. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 6 ноября 1993 года № 533 «О дополнительных мерах по стабилизации денежного обращения».
5. Постановление Кабинета Министров от 18 марта 1994 года № 146 «О мерах по совершенствованию банковской системы и стабилизации денежно-кредитных отношений».
6. Пункт 2 постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 3 мая 1994 года № 234 «О мерах по совершенствованию структуры управления и практической деятельности банковской системы республики».
7. Постановление Кабинета Министров от 29 июня 1994 года № 331 «О мерах по обеспечению контроля за поступлением денежной выручки от предприятий, организаций и учреждений республики».
8. Пункты 1 и 4 постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 11 июля 1994 года № 356 «О мерах по сокращению налично-денежной массы, находящейся в обращении».
9. Пункт 8 постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 31 июля 1997 года № 379 «О дополнительных мерах по обеспечению исполнения бюджета Республики Узбекистан».
10. Пункт 6 постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 7 февраля 1998 года № 61 «О мерах по проведению санации сельскохозяйственных предприятий».
11. Абзац третий пункта 1 постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30 марта 1999 года № 146 «О мерах по усилению банковского и налогового контроля за деятельностью вновь создаваемых хозяйствующих субъектов».