Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратило силу в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 24 мая 2018 года № УП-5447 «О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых решений Президента Республики Узбекистан и Правительства Республики Узбекистан».
В целях обеспечения ускоренной реализации программ модернизации, технического и технологического перевооружения предприятий реального сектора экономики, а также расширения инвестиционной активности коммерческих банков и других хозяйствующих субъектов Кабинет Министров постановляет:
1. Утвердить Положение о порядке открытия Фондом реконструкции и развития Республики Узбекистан кредитных линий коммерческим банкам для софинансирования инвестиционных проектов согласно приложению.
2. Министерству финансов, Центральному банку совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан привести ведомственные нормативные акты в соответствие с настоящим постановлением.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Р.С. Азимова и председателя Центрального банка Республики Узбекистан Ф.М. Муллажанова.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Кабинета Министров от 10 марта 2009 года № 61
к постановлению Кабинета Министров от 10 марта 2009 года № 61
1. Настоящее Положение в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 16 мая 2006 г. № ПП-350 «О мерах по организации деятельности Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан» определяет порядок открытия Фондом реконструкции и развития Республики Узбекистан (далее — Фонд) кредитных линий коммерческим банкам для софинансирования инвестиционных проектов, а также условия и порядок отбора, проведения экспертизы и финансирования инвестиционных проектов в рамках открываемых кредитных линий.
2. Кредитные линии Фонда открываются коммерческим банкам, перечень которых утверждается решением Совета по управлению Фондом (далее — коммерческие банки), на срочной, платной и возвратной основе.
Фонд открывает кредитные линии с условием целевого направления средств на софинансирование экономически эффективных инвестиционных проектов, имеющих важное значение для модернизации приоритетных отраслей экономики.
Средства кредитных линий Фонда используются, как правило, для приобретения современных зарубежных технологий и оборудования для экспортоориентированных и импортозамещающих производств.
3. Софинансирование инвестиционных проектов, реализуемых с использованием кредитных линий Фонда (далее — инвестиционные проекты), осуществляется при соблюдении следующих условий:
доля заемщика в финансировании инвестиционного проекта за счет собственных средств должна составлять не менее 25 процентов от стоимости инвестиционного проекта;
доля собственного участия коммерческого банка (без учета рефинансирования кредита) в финансировании инвестиционного проекта должна составлять не менее 25 процентов от его стоимости;
инвестиционный проект должен быть включен в утвержденную программу модернизации/развития отрасли или региона.
По решению Совета по управлению Фондом в заключаемые с коммерческими банками соглашения об открытии кредитных линий могут быть включены дополнительные условия в части софинансирования инвестиционных проектов.
4. Импортные контракты, полностью или частично финансируемые за счет кредитных линий Фонда, подлежат экспертизе в порядке, установленном законодательством.
а) реализуемые за счет средств госбюджета и внебюджетных фондов, средств образованных решениями Правительства специальных фондов отдельных отраслей и предприятий, иностранных кредитов, привлекаемых под гарантию или от имени Республики Узбекистан;
б) по которым на основании отдельных решений Президента Республики Узбекистан предусматривается предоставление льгот по налогам и другим обязательным платежам;
г) реализуемые предприятиями с долей государства в уставном фонде свыше 50 процентов за счет нецентрализованных источников, стоимостью свыше 10 млн. долл. США;
д) предусматривающие добычу и переработку стратегических полезных ископаемых, со стоимостью свыше 10 млн. долл. США, независимо от источников финансирования.
Отдельные критерии инвестиционных проектов, софинансируемые за счет кредитных линий Фонда в соответствии с настоящим Положением, определяются решениями Совета по управлению Фондом и отражаются в соглашениях об открытии кредитных линий.
6. Фонд открывает кредитные линии коммерческим банкам по их заявкам на основе заключения соглашений об открытии кредитных линий.
7. Для открытия кредитной линии коммерческий банк представляет в исполнительную дирекцию Фонда заявку, оформленную на фирменном бланке и подписанную председателем правления банка.
копии решений о привлечении кредитной линии, принятых полномочными органами управления банка, оформленные в соответствии с законодательством, учредительными документами и внутренними процедурами банка;
копии учредительных документов, лицензий и внутренних документов банка, регулирующих порядок привлечения кредитов и открытия кредитных линий;
экземпляр последнего годового отчета и копия финансовой отчетности банка по состоянию на последнюю отчетную дату;
направления реализации инвестиционных проектов, предлагаемых к софинансированию, с обоснованием суммы запрашиваемой кредитной линии.
9. Исполнительная дирекция Фонда в недельный срок проводит экспертизу представленных коммерческим банком заявки на открытие кредитной линии и пакета документов на предмет:
наличия у коммерческого банка опыта по софинансированию, реализации и мониторингу инвестиционных проектов.
10. По результатам экспертизы исполнительная дирекция Фонда вносит свое заключение и заявку коммерческого банка на открытие кредитной линии с указанием предлагаемой суммы кредитной линии и пакет документов на рассмотрение Совета по управлению Фондом либо возвращает их коммерческому банку на доработку, с указанием недостатков.
11. Наличие просроченной задолженности у коммерческого банка по ранее предоставленным кредитам и открытым кредитным линиям Фонда является основанием для отказа коммерческому банку в рассмотрении заявки.
12. Совет по управлению Фондом в двухнедельный срок рассматривает заявку коммерческого банка на открытие кредитной линии и заключение исполнительной дирекции Фонда и принимает решение об открытии коммерческому банку кредитной линии либо отказе в предоставлении кредитной линии.
Решение Совета по управлению Фондом принимается простым большинством голосов от общего количества его членов. При равенстве голосов голос председателя Совета является решающим.
13. При принятии положительного решения Совета по управлению Фондом исполнительная дирекция Фонда в течение 5 дней заключает с коммерческим банком соглашение об открытии кредитной линии.
предельная маржа коммерческого банка по инвестиционным проектам, рефинансируемым в рамках открываемой кредитной линии;
15. Валюта кредитной линии определяется в соответствии с заявкой банка с учетом наличия достаточных средств в указанной иностранной валюте в активах Фонда.
16. Процентная ставка по предоставляемым коммерческим банкам кредитным линиям Фонда устанавливается, как правило, исходя из уровня 6-месячной ставки ЛИБОР для соответствующей валюты плюс 1 процент годовых.
17. Срок доступности кредитной линии (срок представления коммерческими банками заявок на открытие софинансирования по инвестиционным проектам в рамках открываемой кредитной линии) не должен превышать двух лет с момента вступления в силу соглашения об открытии кредитной линии.
18. Коммерческие банки осуществляют отбор, комплексную оценку и экспертизу инвестиционных проектов для софинансирования с использованием кредитных линий Фонда.
19. Инициаторы инвестиционных проектов представляют в коммерческий банк заявки с приложением контрактов на поставку оборудования и технологий и технико-экономического обоснования (ТЭО) инвестиционного проекта, разработанного в соответствии со структурой согласно приложению 1 к настоящему Положению.
20. Соответствующие подразделения коммерческого банка рассматривают поступающие заявки на финансирование инвестиционных проектов и осуществляют:
экспертизу ТЭО инвестиционных проектов в части экономической эффективности и возможности достижения проектных параметров, изучения кредитной истории инициаторов проекта, анализа денежных потоков, определения потребности в финансировании, обеспечивающем достижение оптимальных параметров проекта;
оценку возможных рисков инвестиционных проектов, обеспеченности принимаемых заемщиком обязательств надежными источниками возврата;
анализ ликвидности и стоимости предоставляемого залогового обеспечения, на основе заключения независимых экспертов;
обеспечение проведения независимой экспертизы контрактов на поставку оборудования в рамках инвестиционного проекта.
21. Отобранные инвестиционные проекты оформляются и вносятся на рассмотрение кредитного комитета банка для принятия решения о целесообразности их финансирования.
22. В случае, если исходя из параметров инвестиционного проекта, в соответствии с законодательством или внутренними документами банка для финансирования инвестиционного проекта требуется решение общего собрания акционеров, наблюдательного совета или правления банка, вопрос одобрения финансирования вносится на рассмотрение указанных органов управления банка.
23. Одновременно на рассмотрение соответствующего уполномоченного органа банка вносится вопрос о привлечении заемных средств Фонда реконструкции и развития для софинансирования инвестиционного проекта.
24. При наличии положительных решений кредитного комитета и, при необходимости, органов управления коммерческого банка коммерческий банк совместно с инициатором проекта прорабатывает вопросы залогового обеспечения или других форм обеспечения кредита в установленном порядке.
25. После проведения необходимых внутренних процедур коммерческий банк вносит в исполнительную дирекцию Фонда заявку на открытие финансирования инвестиционного проекта с использованием кредитной линии Фонда. Заявка оформляется на фирменном бланке коммерческого банка и подписывается председателем правления и главным бухгалтером банка.
26. К заявке коммерческого банка на открытие финансирования по инвестиционному проекту должны быть приложены:
копии решений кредитного комитета и, при необходимости, органов управления банка, заверенные основной печатью банка;
сведения об обеспечении обязательств заемщика по возврату кредита с приложением копий соответствующих документов.
Непредставление одного или нескольких из вышеуказанных документов является основанием для возвращения их без рассмотрения.
27. Инвестиционные проекты проходят экспертизу и критический анализ в исполнительной дирекции Фонда с позиций их обоснованности, гарантий возвратности кредитов и надежности предоставляемых в их обеспечение залога и поручительств.
Исполнительная дирекция Фонда проводит экспертизу ТЭО инвестиционного проекта и пакета документов в течение срока, не превышающего двух недель с момента получения всей необходимой документации по инвестиционному проекту.
28. При экспертизе проекта исполнительная дирекция Фонда также проверяет соответствие проекта следующим критериям:
внутренняя норма рентабельности проекта в течение срока кредитования — не менее 8 процентов годовых;
коэффициент обслуживания долга по проекту — не менее 1,5 со второго года производственной деятельности.
29. В ходе экспертизы ТЭО инвестиционного проекта исполнительная дирекция Фонда одновременно направляет копию документации по проекту для рассмотрения в двухнедельный срок:
Министерством экономики — в части оценки общей экономической целесообразности реализации проекта, оптимального размещения производительных сил, развития межотраслевой кооперации, реализации инвестиционной политики, использования действующих мощностей, а также конъюнктуры рынка сырья и производимой продукции;
Министерством внешних экономических связей, инвестиций и торговли — в части оценки возможности реализации проекта на основе предлагаемой концепции маркетинга, перспектив сбыта готовой продукции с точки зрения конъюнктуры мирового рынка, а также предельных параметров цен на оборудование в соответствии с предлагаемой технологией.
30. В случае, если инвестиционный проект реализуется в базовых отраслях экономики (электроэнергетике, химической и тяжелой промышленности), инициатор проекта вносит ТЭО проекта на рассмотрение Научно-технического совета Республиканского проектного института «УзИнжиниринг».
(пункт 30 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 августа 2017 года № 647 — СЗ РУ, 2017 г., № 34, ст. 890)
31. При выявлении ошибок, допущенных в расчетах, наличии отрицательных экспертных заключений по проекту или отсутствии необходимых документов исполнительная дирекция Фонда вправе возвратить представленные коммерческим банком заявку на открытие финансирования и пакет документов по проекту на доработку.
Несоответствие основных параметров ТЭО инвестиционного проекта условиям и критериям, предусмотренным настоящим Положением, является основанием для отказа в открытии финансирования проекта в рамках кредитной линии Фонда.
32. По результатам экспертизы исполнительная дирекция Фонда подготавливает экспертное заключение по проекту, которое выдается коммерческому банку вместе с заключениями Министерства экономики, Министерства внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан. Коммерческий банк направляет копии полученных заключений, включая свое заключение, инициатору проекта для дальнейшего внесения ТЭО проекта в Кабинет Министров Республики Узбекистан.
33. После получения экспертного заключения исполнительной дирекции Фонда ТЭО проекта с приложением необходимых документов вносится инициатором проекта в соответствующий Информационно-аналитический департамент Кабинета Министров.
34. Соответствующий Информационно-аналитический департамент Кабинета Министров в трехдневный срок подготавливает документ об утверждении ТЭО проекта по форме, согласно приложению № 2 к настоящему Положению, и передает в Информационно-аналитический департамент по вопросам инвестиций, инновационного развития, координации деятельности свободных экономических и малых промышленных зон, туризма Кабинета Министров для согласования в двухдневный срок с руководителем Комплекса Кабинета Министров по вопросам инвестиций, инновационного развития, координации деятельности свободных экономических и малых промышленных зон, туризма.
(пункт 34 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 февраля 2018 года № 107 — Национальная база данных законодательства, 14.02.2018 г., № 09/18/107/0697)
35. ТЭО проекта в трехдневный срок утверждается руководителем соответствующего Комплекса Кабинета Министров.
Один экземпляр утвержденного ТЭО проекта передается инициатору проекта, а другой остается на хранении в соответствующем Информационно-аналитическом департаменте Кабинета Министров.
На каждой странице утвержденного ТЭО инвестиционного проекта ставится обязательная отметка штемпелем с надписью «Утверждено «______» 20__ г. № _____».
36. После утверждения ТЭО проекта исполнительная дирекция Фонда в недельный срок вносит экспертное заключение по проекту, заявку коммерческого банка с приложением утвержденного ТЭО проекта на рассмотрение Совета по управлению Фондом.
37. Совет по управлению Фондом в двухнедельный срок рассматривает представленные материалы с учетом заключения исполнительной дирекции Фонда и принимает по нему соответствующее решение.
Решение Совета по управлению Фондом принимается простым большинством голосов от общего количества его членов. При равенстве голосов голос председателя Совета является решающим.
38. При принятии Советом по управлению Фондом решения об одобрении софинансирования инвестиционного проекта в рамках кредитной линии Фонда исполнительная дирекция Фонда в течение двух рабочих дней сообщает об этом коммерческому банку. Инициатор проекта совместно с коммерческим банком обеспечивает оформление залоговых обязательств инициатора проекта или иных форм обеспечения кредита.
39. При принятии Советом по управлению Фондом решения об одобрении софинансирования инвестиционного проекта исполнительная дирекция Фонда в течение пяти рабочих дней открывает финансирование по проекту.
проверяет соответствие заявки на выборку условиям соглашения и наличие неиспользованного остатка средств по проекту и кредитной линии;
41. Заявка на выборку средств оформляется на фирменном бланке коммерческого банка и подписывается председателем правления и главным бухгалтером банка.
42. Финансирование инвестиционных проектов коммерческими банками осуществляется на основе заключаемых с заемщиками кредитных договоров, договоров о предоставлении обеспечения с учетом условий, предусмотренных соглашениями об открытии кредитных линий.
43. Погашение основного долга, процентов, комиссий и иных платежей по кредитным линиям осуществляется коммерческими банками на основании соответствующих графиков в валюте кредитной линии в соответствии с условиями соглашения об открытии кредитных линий.
При задержке со стороны коммерческих банков погашения задолженности по кредитным линиям Фонда начисляется пеня в размере 0,01 процента за каждый просроченный день от суммы задолженности по просроченному платежу, но не более 10 процентов от суммы задолженности.
44. Совет по управлению Фондом осуществляет контроль за целевым использованием средств открываемых коммерческим банкам кредитных линий Фонда.
45. Исполнительная дирекция Фонда осуществляет мониторинг деятельности коммерческих банков и заемщиков по вопросам выполнения ими своих обязательств по выданным кредитам за счет кредитных линий Фонда с правом доступа к любой информации о состоянии счетов, открытых в коммерческих банках, и операций по ним. При этом в кредитный договор, заключаемый между коммерческим банком и заемщиком, включается условие о проведении Фондом мониторинга целевого использования и своевременности погашения кредитов.
46. Коммерческие банки несут ответственность за правильность и целевое использование средств кредитных линий Фонда, а также своевременность погашения задолженности по ним.
При выявлении фактов нецелевого использования средств коммерческими банками вся сумма выявленного нецелевого использования подлежит досрочному погашению с применением штрафных санкций, предусмотренных в заключенном договоре между Фондом и коммерческим банком.
47. Коммерческие банки осуществляют контроль за выполнением заемщиками условий кредитных договоров, эффективным и целевым использованием кредитов, выданных за счет кредитных линий Фонда, а также осуществляют мониторинг за своевременным и полным погашением заемщиками основного долга, уплатой процентов, комиссий, состоянием заложенного имущества по кредиту и выполнением иных обязательств по кредитным договорам в порядке, установленном законодательством.
48. Коммерческие банки на систематической основе осуществляют мониторинг за ходом реализации проектов и выполнением заемщиками параметров утвержденных ТЭО, в том числе с выездом на место, и предоставляют исполнительной дирекции Фонда информацию о ходе реализации проектов периодичностью не реже одного раза в квартал.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к Положению о порядке открытия Фондом реконструкции и развития Республики Узбекистан кредитных линий коммерческим банкам для софинансирования инвестиционных проектов
к Положению о порядке открытия Фондом реконструкции и развития Республики Узбекистан кредитных линий коммерческим банкам для софинансирования инвестиционных проектов
4.1.1. Структура и характеристика рынка. Характеристика продукции, ее конкурентоспособность на рынке;
4.1.2. Существующий потенциал отрасли, предприятия-конкуренты, оценка перспектив и проблем развития отрасли, территориальное размещение, качество продукции;
4.2.2. Ожидаемая конкуренция со стороны существующих потенциальных местных и зарубежных производителей;
5.1.2. Требования к качеству сырья и способам его подготовки, соответствие местного сырья требованиям технологий;
5.2. Проектная потребность, наличие и обеспечение материалами и компонентами, их классификация, программа поставок;
7.2.1. Обоснование выбора технологии и оборудования, схемы технологического процесса, преимущества и недостатки, надежность оборудования и гарантии поставщика;
7.2.5. Соответствие продукции международным стандартам. Мероприятия по обеспечению соответствия производимой продукции требованиям ИСО серии 9000 и затраты на их осуществление;
7.2.6. Перспективы локализации (возможность организации производства комплектующих и компонентов на территории республики);
7.3.3. Принципиальные объемно-планировочные и конструктивные решения, их параметры, особые требования;
11.5. Оценка финансовой эффективности с учетом окупаемости и своевременного возврата заемных средств (в случае их использования), валютная окупаемость;
11.7. Показатели чистой текущей стоимости и экономической нормы внутренней возвратности капиталовложений;
Приложение «А» должно содержать схемы финансовых и экономических показателей в свободной форме с раздельным отражением движения национальной и иностранной валют, в том числе:
13.7. Поток наличности (реальных денег) с учетом действующей системы налогообложения и обязательных платежей;
лицензию, подтверждающую право на осуществление производственной деятельности, если вид деятельности входит в перечень отдельных видов деятельности, требующих специальных лицензий;
краткие биографические данные руководителей, основных менеджеров, совета директоров, реальных собственников предприятия;
полную бухгалтерскую отчетность (ежеквартальную) предприятия (заемщика, инвесторов, поручителей, гарантов по проекту) за последние три года, подтвержденные налоговой инспекцией;
информацию об иностранных партнерах (учредителях) — годовой отчет по международным стандартам (заверенная известной аудиторской компанией) за последние два года;
заключения вневедомственной экспертизы (Госархитектстрой, Госкомприроды), независимой консалтинговой организации по выбранной технологии и технологическому оборудованию;
технические паспорта на приобретаемое оборудование и документы, подтверждающие его выбор на конкурсной основе;
кадастр (земельный и на здания и сооружения, предоставляемые в залог) и другие документы, подтверждающие право собственности;
14.5. Документацию по маркетинговым исследованиям сбыта готовой продукции и закупки сырья, материалов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
к Положению о порядке открытия Фондом реконструкции и развития Республики Узбекистан кредитных линий коммерческим банкам для софинансирования инвестиционных проектов
к Положению о порядке открытия Фондом реконструкции и развития Республики Узбекистан кредитных линий коммерческим банкам для софинансирования инвестиционных проектов
«Утверждаю» | ||||||
| ||||||
проекта________________________________________________________ | ||||||
наименование проекта | ||||||
№ | Наименование показателя | Единица измерения | Всего | Источники финансирования | ||
кредит ФРРУз | кредиты банков | собственные средства | ||||
1. | Общая стоимость проекта | тыс. долл. США | ||||
2. | Сумма капвложений, всего | тыс. долл. США | ||||
В том числе: машины и оборудование | ||||||
в СКВ | тыс. долл. США | |||||
в национальной валюте | экв. тыс. долл. США | |||||
строительно-монтажные работы | экв. тыс. долл. США | |||||
финансовые издержки в инвестиционный период | экв. тыс. долл. США | |||||
первоначальный оборотный капитал | ||||||
в СКВ | тыс. долл. США | |||||
в национальной валюте | экв. тыс. долл. США | |||||
Прочие затраты | ||||||
в СКВ | тыс. долл. США | |||||
в национальной валюте | экв. тыс. долл. США | |||||
3. | Стоимость существующих основных фондов | экв. тыс. долл. США | ||||
4. | Мощность предприятия, в том числе: — годовой объем производимой продукции — предполагаемый годовой объем экспорта | В соответствующих единицах | ||||
5. | Предполагаемое количество занятых | человек | ||||
6. | Расчетный срок окупаемости проекта | лет | ||||
7. | Продолжительность инвестиционного периода | месяцев | ||||
8. | Стоимость создаваемых производственных фондов | тыс. долларов (экв.) | ||||
9. | Срок предоставления кредита и других заемных средств | лет | ||||
в том числе валютных | лет |