Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратило силу в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 5 июня 2017 года № УП-5069 «О внесении изменений, а также признании утратившими силу некоторых актов Президента Республики Узбекистан».
В последние годы в Узбекистане проведена значительная по масштабам работа, направленная на повышение эффективности научно-исследовательской деятельности, усиление роли науки в социальном и экономическом развитии, демократическом обновлении страны.
Ведутся работы по 25 государственным научно-техническим программам фундаментальных, прикладных исследований и инновационных работ, направленных на решение важнейших научных и технологических проблем развития современного промышленного производства, энергетики, сельского хозяйства и других отраслей экономики, науки и техники.
Переход от системы базового содержания научно-исследовательских учреждений к финансированию целевых проектов, направленных на решение научно-технических задач, обеспечил стимулирование творческой активности научных коллективов, мобилизацию их усилий на достижение реальных конечных результатов, решение актуальных проблем развития науки и техники, внедрение их в производство. Интенсивно развиваются международные научно-технические связи.
Вместе с тем, несмотря на проведенную работу, уровень развития научно-технического потенциала не в полной мере отвечает возросшим требованиям, темпам экономических и общественно-политических реформ, проводимых в стране.
Глубокой перестройки требует механизм формирования и реализации научных программ, финансирования научно-технических работ. Государственные научно-технические программы формируются и реализуются без активного участия министерств и ведомств, ответственных за развитие соответствующих отраслей экономики, глубокой и всесторонней экспертизы, широкого профессионального обсуждения проектов учеными и специалистами.
Существующая система грантов на проведение научных исследований, предусматривающая распределение финансовых средств на основании заключения узкого круга экспертов, приводит к мелкотемью, дублированию научных проектов и нерациональному использованию выделенных средств. Так, если в 2000 году в рамках Государственных научно-технических программ реализовывались 747 научных проектов, то с переходом на систему грантового финансирования количество тем, разрабатываемых в рамках этих же программ, увеличилось в 2 раза и достигло 1515.
Значительного совершенствования требует система организации научно-исследовательских работ в вузах страны, в которых сегодня сосредоточено свыше 74% докторов и кандидатов наук, создана значительная материально-техническая база научных исследований. Кафедры, научно-исследовательские центры и лаборатории вузов призваны стать ведущим звеном в организации и проведении научно-исследовательских и инновационных работ.
Продолжает оставаться неудовлетворительным положение дел с внедрением результатов научно-технических исследований.
Отсутствует тесное и эффективное взаимодействие между Советом по экспертизе крупных научных и инвестиционных проектов и Центром по науке и технологиям, являющихся рабочими органами Координационного совета по научно-техническому развитию при Кабинете Министров Республики Узбекистан, что сказывается на актуальности тематики, качестве проводимых исследований.
В целях усиления роли науки в социально-экономическом развитии страны, либерализации управления научно-техническим прогрессом, повышения уровня, качества и актуальности научных исследований, технологических и конструкторских разработок, создания условий для их эффективного использования:
1. Упразднить Координационный совет по научно-техническому развитию при Кабинете Министров Республики Узбекистан и его исполнительные органы — Центр по науке и технологиям и Совет по экспертизе крупных научных и инвестиционных проектов.
Образовать ликвидационную комиссию в составе согласно приложению № 1. Ликвидационной комиссии осуществить в установленном порядке процедуру ликвидации Центра по науке и технологиям и Совета по экспертизе крупных научных и инвестиционных проектов.
2. Образовать Комитет по координации развития науки и технологий при Кабинете Министров Республики Узбекистан (далее — Комитет).
выработку совместно с Академией наук, Министерством высшего и среднего специального образования, другими министерствами и ведомствами приоритетных направлений развития науки и технологий, с учетом задач социально-экономического, общественно-политического развития страны, достижений современной науки;
обеспечение координации деятельности научно-исследовательских институтов и учреждений, проектно-конструкторских организаций, высших образовательных учреждений министерств и ведомств, Академии наук по реализации приоритетных направлений развития науки и технологий;
организацию эффективного мониторинга за реализацией научно-технических программ и проектов, а также использования результатов научно-исследовательских работ в различных отраслях экономики, производства, образования;
развитие взаимовыгодного международного научно-технического сотрудничества, привлечение зарубежных инвестиций в научную сферу страны, содействие научным организациям, ученым и специалистам республики в широком участии в международных программах и конкурсах научных проектов.
Установить предельную численность управленческого персонала Исполнительного аппарата Комитета в количестве 25 единиц.
Приравнять заместителя председателя Комитета — руководителя Исполнительного аппарата по статусу, условиям материального и бытового обеспечения к заместителю министра.
фундаментальные, прикладные исследования и инновационные работы ведутся научно-исследовательскими учреждениями и организациями Академии наук, Министерства высшего и среднего специального образования, Министерства здравоохранения, Министерства сельского и водного хозяйства, Министерства народного образования и других министерств и ведомств на основе научно-технических программ, разработанных ими в соответствии с приоритетными направлениями развития науки и технологий;
источниками финансирования являются средства государственного бюджета, внебюджетные фонды, средства, поступающие от спонсоров и по договорам на проведение научно-исследовательских работ с хозяйствующими субъектами;
средства государственного бюджета выделяются Министерством финансов Республики Узбекистан непосредственно Академии наук, Министерству высшего и среднего специального образования, Министерству здравоохранения, Министерству сельского и водного хозяйства, Министерству народного образования, ведущим исследовательским центрам, другим министерствам, ведомствам и организациям, имеющим научно-исследовательские и опытно-конструкторские учреждения;
средства на формирование Фонда финансирования инновационной научно-технической деятельности выделяются из государственного бюджета Министерством финансов Республики Узбекистан Комитету по координации развития науки и технологий, наряду с поступлением в Фонд средств министерств, ведомств, хозрасчетных структур, международных грантов и льготных целевых кредитов коммерческих банков и зарубежных финансовых институтов;
распределение выделяемых на исследовательские и инновационные работы бюджетных средств по научно-исследовательским, образовательным учреждениям и организациям, а также реализуемым научно-техническим проектам осуществляется Академией наук, министерствами и ведомствами самостоятельно на конкурсной основе, по результатам экспертизы научно-технических проектов.
5. Определить Академию наук, Министерство высшего и среднего специального образования, Министерство здравоохранения, Министерство сельского и водного хозяйства и Министерство народного образования, другие министерства и ведомства заказчиками соответственно по контрактам на выполнение научно-технических проектов в области фундаментальных, прикладных исследований и инновационных работ, заключенным ранее между исследовательскими и образовательными учреждениями и Центром по науке и технологиям на момент выхода настоящего постановления.
6. Ввести в структуру Министерства высшего и среднего специального образования должность заместителя министра по науке.
Образовать в структурах министерств высшего и среднего специального образования, здравоохранения и народного образования отделы (сектор) по координации научно-исследовательской деятельности, увеличив численность управленческого персонала каждого из министерств на 3 единицы, согласно приложению № 5.
Ввести дополнительно в отдел финансирования науки в структуре Министерства финансов Республики Узбекистан 3 штатные единицы.
7. Установить, что ежегодные квоты приема в институт старших научных сотрудников-соискателей, утверждаются Комитетом по согласованию с Министерством финансов и Министерством экономики на основании предложений Министерства высшего и среднего специального образования, Академии наук, министерств и ведомств, имеющих в своем ведении высшее образовательные и научно-исследовательские учреждения, в пределах средств, специально выделяемых на эти цели Министерством финансов.
(пункт 7 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 24 июля 2014 года № УП-4635 — СЗ РУ, 2014 г., № 30, ст. 365)
8. Возложить на Министерство высшего и среднего специального образования функции по определению государственных стипендиатов Президента Республики Узбекистан среди студентов-магистрантов. Рассмотрение кандидатур и финансирование стипендий осуществлять в порядке, предусмотренном постановлениями Кабинета Министров от 17 августа 2001 года № 344 и от 13 октября 2008 года № 226.
(абзац первый пункта 8 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 24 июля 2014 года № УП-4635 — СЗ РУ, 2014 г., № 30, ст. 365)
Министерству высшего и среднего специального образования, Академии наук, Министерству здравоохранения, Министерству сельского и водного хозяйства, Министерству народного образования совместно с Министерством труда и социальной защиты населения в месячный срок разработать и утвердить в установленном порядке Положение об аспирантуре (докторантуре).
9. Комитету по координации развития науки и технологий, Министерству экономики, Министерству финансов совместно с Академией наук, Министерством высшего и среднего специального образования в двухмесячный срок разработать и утвердить Положение о порядке разработки и утверждения научно-технических программ фундаментальных, прикладных исследований и инновационных работ, выполняемых в министерствах и ведомствах, имеющих научно-исследовательские, образовательные учреждения, опытно-конструкторские организации.
в 2006 году выделить средства на содержание Исполнительного аппарата Комитета за счет бюджетных средств, высвобождаемых в результате ликвидации Центра по науке и технологиям;
начиная с 2007 года предусмотреть в установленном порядке необходимые бюджетные ассигнования на текущее содержание Комитета.
11. Кабинету Министров Республики Узбекистан обеспечить размещение Исполнительного аппарата Комитета в административном здании на площади «Мустакиллик» и создание необходимых условий для его деятельности.
12. Признать утратившим силу Указ Президента Республики Узбекистан от 20 февраля 2002 года № УП-3029 «О совершенствовании организации научно-исследовательской деятельности» и постановление Кабинета Министров от 4 марта 2002 года № 77 «О мерах по совершенствованию организации научно-исследовательской деятельности».
13. Министерству юстиции совместно с Академией наук, Министерством высшего и среднего специального образования, Министерством здравоохранения, Министерством сельского и водного хозяйства, Министерством народного образования и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухнедельный срок:
внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в действующее законодательство, вытекающих из настоящего постановления;
14. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Ш.М. Мирзияева.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 7 августа 2006 г. № ПП-436
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 7 августа 2006 г. № ПП-436
1. | Рахимов Алишер Маликович | — главный специалист Информационно-аналитического департамента по вопросам образования, здравоохранения и социальной защиты Кабинета Министров, председатель комиссии |
2. | Хабибуллаев Пулат Киргизбаевич | — директор Центра по науке и технологиям |
3. | Усманов Тимур Бекмурадович | — руководитель Совета по экспертизе крупных научных и инвестиционных проектов |
4. | Ахунов Али Ахунович | — заместитель директора Центра по науке и технологиям |
5. | Хайдаров Ахатбек Яхъебекович | — начальник главного управления Министерства финансов |
6. | Зияев Мамур Нишанович | — начальник управления Госкомимущества |
7. | Набиев Одилхужа Хошимхужаевич | — начальник управления Государственного налогового комитета |
8. | Турдиев Абдухамид Махманович | — начальник Государственной правовой инспекции труда Министерства труда и социальной защиты населения |
9. | Матрасулов Давлатназар Рахимберганович | — начальник управления Министерства юстиции |
10. | Махамматов Абулкосим Жумабаевич | — главный бухгалтер Центра по науке и технологиям |
11. | Данилова Лариса Петровна | — главный бухгалтер Совета по экспертизе крупных научных и инвестиционных проектов |
12. | Парпиев Одилхожа Раимхожаевич | — начальник отдела Центра по науке и технологиям, секретарь комиссии |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 7 августа 2006 г. № ПП-436
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 7 августа 2006 г. № ПП-436
1. | Салихов Шавкат Исмаилович | — | президент Академии наук Республики Узбекистан, председатель Комитета |
2. | по должности | — | заместитель председателя Комитета, руководитель Исполнительного аппарата Комитета |
Члены комитета: | |||
4. | Усманов Тимур Бекмурадович | — | заведующий лабораторией Института ионно-плазменных и лазерных технологий Академии наук |
5 | Мирсаидов Жамшид Гайратович | — | заместитель генерального директора агентства «Узстандарт» |
6. | Абдурахманов Каххар Паттахович | — | заведующий кафедрой общей физики Ташкентского университета информационных технологий |
7. | Ходжаев Асаджон Азатбекович | — | генеральный директор Агентства по интеллектуальной собственности Республики Узбекистан |
8. | Ахлетдинов Рустам Шеронович | — | первый заместитель министра народного образования |
9. | Аимбетов Нагает Каллиевич | — | председатель Каракалпакского отделения Академии наук |
10. | Ахунов Али Ахунович | — | заведующий лабораторией Института биоорганической химии Академии наук |
11. | Гафурова Лазиза Акрамовна | — | проректор Ташкентского аграрного университета |
12. | Садиков Авазбек Мадаминович | — | директор Института прогнозирования и макроэкономических исследований при Кабинете Министров |
121 | Ахмедов Турсун Мухитович | директор Института социальных исследований при Кабинете Министров | |
13. | Ёриев Олтин Музаффарович | — | ректор Бухарского государственного университета |
14. | Исаходжаев Бахтиёр | — | директор Института минеральных ресурсов Госкомгеологии |
15. | Исмаилов Бахром Махмудович | — | директор Государственного тестового центра |
16. | Рахимов Шавкат Хударгенович | — | и. о. директора Института ирригации и водных проблем при Ташкентском институте ирригации и мелиорации |
17. | Кучкаров Жамшид Анварович | — | заместитель министра финансов |
18. | Мажитов Шавкат Холметович | — | первый заместитель председателя Национальной холдинговой компании «Узбекнефтегаз» |
19. | Матчанов Азат Таубалдиевич | — | ректор Каракалпакского государственного университета |
20. | по должности | — | председатель правления ОАО «Ташкентский тракторный завод» |
21. | Ахмедова Дилором Илхомовна | — | директор Республиканского специализированного научно-практического медицинского центра педиатрии |
22. | Мухаммедов Гафуржан Исроилович | — | ректор Национального университета Узбекистана |
23. | Абдувахидов Абдужаббор Абдусатаррович | — | ректор Академии государственного управления при Президенте Республики Узбекистан |
24. | Назаров Ринат Саидович | — | начальник отдела хлопководства Узбекского научно-производственного центра сельского хозяйства |
25. | Курбанов Кахрамон Кучкарович | — | руководитель Республиканского центра пропаганды духовности |
27. | Каньязов Есемурат Султамуратович | — | ректор Ташкентского государственного юридического университета |
28. | Ртвеладзе Эдвард Васильевич | — | заведующий отделом Института искусствоведения Академии наук |
29. | Салихов Тимур Паттахович | — | директор Института энергетики и автоматики Академии наук |
30. | Саъдуллаев Азимбой | — | ректор Ургенчского государственного университета, председатель Академии Маъмуна |
31. | Султанов Карим Султанович | — | и.о. председателя Высшей аттестационной комиссии |
32. | Троицкий Виталий Иванович | — | заведующий кафедрой геологии Национального университета Узбекистана |
33. | Убайдуллаева Раъно Ахатовна | — | директор Центра изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр» |
34. | Худаяров Асилбек Анварович | — | первый заместитель министра здравоохранения |
35. | Шоабдурахмонов Рустам Мавзурович | — | заместитель министра экономики |
36. | Ширинов Тимур Ширинович | — | ректор Самаркандского государственного университета |
37. | Хамдамов Рустам Хамдамович | — | главный специалист Департамента по вопросам информационных систем и телекоммуникаций Кабинета Министров |
38. | Хоназаров Абдушукур Абдухаликович | — | генеральный директор Узбекского научно-производственного центра сельского хозяйства |
39. | Худойбердиев Ботир Худойбердиевич | — | и. о. директора Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан |
40. | Череменский Сергей Александрович | — | заместитель директора по производству Алмалыкского горно-металлургического комбината |
41. | Кучкаров Зокир Курбоналиевич | — | заместитель председателя ГАК «Узкимёсаноат» |
42. | по должности | — | заместитель министра высшего и среднего специального образования (по науке) |
(приложение № 2 в редакции постановления Президента Республики Узбекистан от 21 ноября 2013 года № ПП-2071 — СЗ РУ, 2013 г., № 47, ст. 616)
1. Комитет по координации развития науки и технологий при Кабинете Министров Республики Узбекистан (далее — Комитет) создается в целях усиления роли науки в социально-экономическом развитии страны, либерализации управления научно-техническим прогрессом, повышения уровня, качества и актуальности научных исследований, технологических и конструкторских разработок, создания условий для их эффективного использования.
2. Комитет в своей деятельности руководствуется Конституцией, законами Республики Узбекистан, постановлениями и иными актами палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, настоящим Положением и другими нормативно-правовыми актами, относящимися к его деятельности.
3. Комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими органами государственного управления, органами государственной власти на местах, общественными объединениями и другими организациями.
4. Финансирование деятельности Комитета осуществляется за счет средств государственного бюджета и других источников, не запрещенных законодательством.
5. Комитет является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и со своим наименованием.
6. Местонахождение (почтовый адрес) Комитета: 700000, город Ташкент, административное здание на площади «Мустакиллик».
выработка совместно с Академией наук, Министерством высшего и среднего специального образования, другими министерствами приоритетных направлений развития науки и технологий, с учетом задач социально-экономического, общественно-политического развития страны, достижений современной науки;
обеспечение координации деятельности научно-исследовательских институтов и учреждений, проектно-конструкторских организаций, высших образовательных учреждений министерств и ведомств, Академии наук по реализации приоритетных направлений развития науки и технологий;
обеспечение проведения системного мониторинга эффективности реализации министерствами и ведомствами научно-технических программ, а также использования результатов научно-исследовательских работ в различных отраслях экономики, производства, образования;
обеспечение разработки комплекса мер, направленных на интеграцию академической и вузовской науки в республике;
развитие взаимовыгодного международного научно-технического сотрудничества, привлечение зарубежных инвестиций в научную сферу страны, содействие научным организациям, ученым и специалистам республики в широком участии в международных программах и конкурсах научных проектов.
осуществляет на основе представленных материалов министерств и ведомств, научно-исследовательских учреждений подготовку предложений по приоритетным направлениям развития науки и технологий в увязке со стратегией развития отраслей экономики и социальной сферы, а также структурных преобразований в экономике страны;
координирует деятельность министерств и ведомств в разработке научно-технических программ, инновационных и иных исследовательских, опытно-конструкторских проектов, осуществляет мониторинг их реализации;
обеспечивает подготовку и реализацию проектов по внедрению перспективных научно-технических разработок, результатов научно-исследовательских работ в приоритетные отрасли производства, экономики, а также социальную, образовательную и иные сферы деятельности;
участвует совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами республики в подготовке проектов международных соглашений Республики Узбекистан о научном сотрудничестве с зарубежными партнерами;
осуществляет координацию научно-исследовательских работ, проводимых научными и образовательными учреждениями республики совместно с зарубежными научными центрами;
развивает международное сотрудничество в сфере науки и технологий с целью привлечения иностранных инвестиций и грантов, организации выполнения совместных научных проектов, технологических и инновационных разработок совместно с зарубежными партнерами;
организует республиканские и международные научно-технические конференции, симпозиумы, семинары и совещания;
участвует в разработке актов законодательства, нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность в области науки и технологий, научного творчества и охраны интеллектуальной собственности, обеспечивает их выполнение;
получать в установленном порядке от Академии наук Республики Узбекистан, министерств, ведомств, органов хозяйственного управления, предприятий, организаций и учреждений необходимую информацию и материалы;
создавать межведомственные научно-технические советы, а также экспертные группы по важнейшим направлениям развития науки и технологий из числа ведущих ученых и высококвалифицированных специалистов Академии наук, министерств и ведомств, хозяйственных объединений, предприятий, научных учреждений, высших учебных заведений;
участвовать в переговорах и подписывать по поручениям Правительства республики договоры и соглашения по вопросам международного научно-технического сотрудничества, способствовать установлению прямых контактов между исследовательскими и конструкторско-технологическими организациями республики и ведущими зарубежными центрами на основе взаимовыгодных отношений;
принимать в пределах своей компетенции нормативно-правовые акты и решения, являющиеся обязательными для министерств, государственных комитетов, ведомств, органов государственной власти на местах, научных организаций и образовательных учреждений;
издавать по вопросам, входящим в компетенцию Комитета, совместно с другими министерствами, государственными комитетами и ведомствами совместные постановления и иные акты.
10. Комитет возглавляет председатель Комитета, назначаемый и освобождаемый от должности постановлением Президента Республики Узбекистан.
11. Председатель и члены Комитета выполняют свои функции на общественных началах. Персональный состав Комитета утверждается постановлением Президента Республики Узбекистан.
12. Деятельность Комитета основывается на принципах равноправия его членов и коллегиальности при принятии решений.
Заседания Комитета проводятся по мере подготовки вопросов, входящих в его компетенцию, но не реже одного раза в квартал.
Заседание Комитета считается полномочным при участии в его работе простого большинства членов Комитета.
Решения Комитета принимаются простым большинством голосов из числа участвующих в заседании членов Комитета.
13. Организационно-техническое обеспечение заседаний Комитета осуществляется Исполнительным аппаратом Комитета.
Заместитель председателя Комитета — руководитель Исполнительного аппарата по статусу, условиям материального и бытового обеспечения приравнивается к заместителю министра.
Руководитель Исполнительного аппарата Комитета назначается и освобождается от должности в установленном законодательством порядке.
15. Экспертные группы, создаваемые Комитетом, могут осуществлять свою деятельность на платно-контрактной основе.
Формы и размеры оплаты труда членов экспертных групп регулируются действующим законодательством, а также Положением о порядке разработки и утверждения научно-технических программ фундаментальных, прикладных исследований и инновационных работ.
№ | Министерство | Количество штатных единиц |
1. | Министерство высшего и среднего специального образования | 5 единиц (начальник отдела, заместитель начальника отдела, два главных специалиста, ведущий специалист) |
2. | Министерство здравоохранения | 5 единиц (начальник отдела, заместитель начальника отдела, два главных специалиста, ведущий специалист) |
3. | Министерство народного образования | 3 единицы (заведующий сектором, два главных специалиста) |