от 21.10.2016 г. № УП-4850
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к
Указу Президента Республики Узбекистан от 21 октября 2016 года № УП-4850

Наименование мероприятий

Механизм реализации

Сроки исполнения

Ответственные исполнители

I. Обеспечение подлинной независимости судебной власти

1.

Установление первоначального пятилетнего, очередного десятилетнего срока и последующего бессрочного периода пребывания в должности судьи.

Внесение изменений и дополнений в законодательство

I квартал

2017 года

Высшая квалификационная комиссия, Верховный суд, Высший хозяйственный суд, Конституционный суд, Генпрокуратура, Минюст

2.

Подготовка предложений по дальнейшей специализации судов, в том числе созданию административных судов путем пересмотра компетенции судов по гражданским, уголовным делам и хозяйственных судов на основе изучения передового зарубежного опыта.

Проект Указа Президента Республики Узбекистан

III квартал

2017 года

Верховный суд, Высший хозяйственный суд, Генпрокуратура, Минюст, Минфин

3.

Подготовка предложений по учреждению должности помощника судьи в системе судов (приоритетно в пределах общей штатной численности).

Проект Указа Президента Республики Узбекистан

III квартал

2017 года

Верховный суд, Высшая квалификационная комиссия, Минюст, Минфин

4.

Передача Верховному суду Республики Узбекистан функций и полномочий органов юстиции в сфере материально-технического и финансового обеспечения деятельности судов общей юрисдикции, а также соответствующей штатной численности.

Проект постановления Президента Республики Узбекистан

I квартал

2017 года

Верховный суд, Минюст, Минфин

5.

Создание в системе хозяйственных судов региональных апелляционных судов.

Проект Указа Президента Республики Узбекистан

I квартал

2017 года

Высший хозяйственный суд, Минфин

6.

Подготовка предложений по повышению статуса и роли Высшей квалификационной комиссии по отбору и рекомендации на должности судей при Президенте Республики Узбекистан, с наделением ее правом принимать меры по защите прав и законных интересов судей, рассмотрения дел о дисциплинарной ответственности судей и инициирования поощрения судей, а также наделением ответственных работников исполнительного аппарата Комиссии статусом судьи.

Внесение изменений и дополнений в законодательство

IV квартал

2017 года

Высшая квалификационная комиссия, Верховный суд, Высший хозяйственный суд, Минфин, Минтруд

7.

Совершенствование механизма привлечения судей к дисциплинарной ответственности, с конкретизацией ее оснований и исключение полномочия председателей судов по возбуждению дисциплинарного производства в отношении судей.

Внесение изменений и дополнений в законодательство

IV квартал

2017 года

Верховный суд, Высший хозяйственный суд, Высшая квалификационная комиссия, Минюст

II. Дальнейшее расширение гарантий надежной защиты прав и свобод граждан

8.

Упразднение уголовного наказания в виде ареста с расширением применения альтернативных видов наказания, не связанных с лишением свободы.

Внесение изменений и дополнений в законодательство

I квартал

2017 года

Генпрокуратура, МВД, СНБ, Верховный суд, Минюст

9.

Сокращение срока задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, с 72 до 48 часов.

Внесение изменений и дополнений в законодательство

I квартал

2017 года

Генпрокуратура, МВД, СНБ, Верховный суд, Минюст

10.

Сокращение предельного срока применения мер пресечения в виде содержания под стражей и домашнего ареста, а также предварительного следствия с 1 года до 7 месяцев.

Внесение изменений и дополнений в законодательство

I квартал

2017 года

Генпрокуратура, МВД, СНБ, Верховный суд, Минюст

11.

Реформирование надзорного производства путем:

сокращения срока пересмотра судебного решения по гражданским делам в порядке надзора с 3 лет до 1 года;

упразднения института рассмотрения судами областного уровня уголовных и гражданских дел в порядке надзора с исключением полномочий соответствующих председателей судов и прокуроров по принесению протеста в порядке надзора;

исключения дублирующих полномочий Пленума Верховного суда Республики Узбекистан по рассмотрению дел в порядке надзора;

конкретизации полномочий суда, рассматривающего дело в порядке надзора, в части направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции либо суд апелляционной или кассационной инстанции.

Внесение изменений и дополнений в законодательство

I квартал

2017 года

Верховный суд, Генпрокуратура, Минюст

12.

Совершенствование порядка рассмотрения уголовных и гражданских дел путем сокращения дублирующих полномочий и инстанций, а также обеспечения принципа состязательности сторон во всех судебных инстанциях.

Внесение изменений и дополнений в законодательство

I квартал

2017 года

Верховный суд, Генпрокуратура, Минюст

13.

Совершенствование порядка рассмотрения дел и вынесения заочного решения судом по гражданским делам при отсутствии сторон.

Внесение изменений и дополнений в законодательство

IV квартал

2017 года

Верховный суд, Генпрокуратура,

Минюст

III. Дальнейшее повышение уровня доступа граждан к правосудию

14.

Подготовка предложений, направленных на обеспечение незамедлительного принятия необходимых мер по фактам посягательств, нарушающих права, свободы и законные интересы граждан на основе критического анализа правоприменительной практики и инвентаризации нормативно-правовых и ведомственных актов.

Проекты нормативно-правовых и ведомственных актов

2016-2017 годы

Генпрокуратура, МВД, ГНК, ГТК, СНБ

15.

Своевременное разрешение обращений физических и юридических лиц, обеспечение неотвратимости ответственности, вплоть до уголовной, за допущение фактов волокиты и безразличного отношения к рассмотрению обращений, а также принятие всех необходимых мер по восстановлению нарушенных прав, предусмотрев, в частности:

систематическое проведение руководителями ведомств выездных приемов граждан;

организацию дистанционного приема граждан с использованием видеоконференцсвязи;

усиление ведомственного контроля в данной сфере.

План мер

I квартал

2017 года

Генпрокуратура, Верховный суд, Высший хозяйственный суд, Минюст, МВД, Мининфоком, министерства и ведомства

16.

Обеспечение открытости и прозрачности деятельности, широкое применение эффективных механизмов взаимодействия с институтами гражданского общества, средствами массовой информации и населением, совершенствование деятельности пресс-служб по доведению до общественности информации о деятельности.

Ведомственные акты

I квартал

2017 года

Министерства и ведомства

17.

Планирование и организация деятельности на основе комплексного анализа итогов работы, направленного, прежде всего, на выявление и устранение причин и условий системных нарушений путем совершенствования правоприменительной практики и действующего законодательства.

Ведомственные акты

I квартал

2017 года

Министерства и ведомства

18.

Внедрение передовых научно-технических средств, информационно-коммуникационных технологий, а также современных форм и методов организации работы, направленных на обеспечение безусловного соблюдения прав и законных интересов граждан, повышение эффективности деятельности.

Комплекс мер

IV квартал

2017 года

Генпрокуратура, Верховный суд, Минюст, МВД, СНБ, ГТК, ГНК

19.

Разработка и внедрение автоматизированной системы приема сообщений о преступлениях в регионах страны по аналогии с ГУВД города Ташкента в целях обеспечени� эффективности своевременного выявления и пресечения преступлений.

Комплекс мер, ведомственный акт

В течение

2017 года

МВД, Мининфоком, Минфин

IV. Дальнейшее совершенствование системы подбора, повышения квалификации и переподготовки кадров

20.

Совершенствование системы приема на работу на основе прозрачного конкурсного отбора кадров, обладающих высокими морально-волевыми и профессиональными качествами, способных обеспечить выполнение возложенных задач и эффективную реализацию осуществляемых реформ.

Проект нормативно-правового акта

II квартал

2017 года

Генпрокуратура, Минюст, МВД, ГТК, ГНК

21.

Усиление ведомственного контроля по предупреждению, профилактике и пресечению злоупотреблений и других правонарушений среди работников правоохранительных и контролирующих структур, обеспечение неукоснительного соблюдения правил этического поведения.

Ведомственные акты и профилактические мероприятия

2016-2017 годы

Генпрокуратура, МВД, СНБ, ГТК, ГНК

22.

Дальнейшее совершенствование системы переподготовки кандидатов в судьи, повышения квалификации судей, путем:

установления новых требований к подготовке кандидатов в судьи с увеличением срока обучения и стажировки, исходя из зарубежной практики и международных стандартов;

повышения квалификации судей в форме регулярного проведения мероприятий по обсуждению актуальных вопросов судебной практики.

Проект Указа Президента Республики Узбекистан

II квартал

2017 года

Минюст, Высшая квалификационная комиссия, Верховный суд, Высший хозяйственный суд, Минвуз, Минфин

23.

Совершенствование деятельности Центра повышения квалификации юристов при Министерстве юстиции, в том числе путем создания его территориальных филиалов, оснащенных современной системой видеоконференцсвязи, позволяющей осуществлять дистанционное обучение.

Проект Указа Президента Республики Узбекистан

II квартал

2017 года

Минюст, Высшая квалификационная комиссия, Верховный суд, Высший хозяйственный суд, Минвуз, Мининфоком, Минфин

24.

Разработка и утверждение:

Государственных требований по переподготовке и повышению квалификации юридических кадров;

Положения о порядке переподготовки и повышения квалификации юридических кадров;

Программы мер по укреплению материально-технической базы Центра повышения квалификации юристов при Министерстве юстиции.

Проект постановления Кабинета Министров

II квартал

2017 года

Минюст, Минвуз, Высшая квалификационная комиссия, Верховный суд, Высший хозяйственный суд, Минфин

25.

Совершенствование деятельности Высших учебных курсов Генеральной прокуратуры путем:

создания эффективной системы непрерывного повышения квалификации и переподготовки прокурорско-следственных кадров;

разработки Программы мер по укреплению материально-технической базы Высших учебных курсов.

Проект постановления Президента Республики Узбекистан

III квартал

2017 года

Генпрокуратура, Минвуз, Минюст, Минфин, Минтруд

26.

Подготовка предложений по дальнейшему совершенствованию порядка межведомственной ротации работников судебной и правоохранительной системы, предусматривающих:

установление соотношения специальных (воинских) званий работников судебной и правоохранительной системы при переходе из одного органа данной системы в другой;

определение оптимального порядка исчисления выслуги лет, денежного довольствия и пенсии ротированных работников.

Проект постановления Президента Республики Узбекистан, внесение изменений и дополнений в законодательство

II квартал

2017 года

Генпрокуратура, Минюст, Минфин, Минтруд

V. Повышение эффективности и качества отправления правосудия

27.

Отмена института возвращения судом уголовного дела для производства дополнительного расследования с внедрением механизмов восполнения неполноты следствия в ходе судебного разбирательства.

Внесение изменений и дополнений в законодательство

I квартал

2017 года

Верховный суд, Генпрокуратура, Минюст, СНБ, МВД

28.

Подготовка предложений по введению в уголовный процесс упрощенного порядка досудебного и судебного производства по делам о преступлениях, не представляющих большой общественной опасности.

Внесение изменений и дополнений в законодательство

IV квартал

2017 года

Верховный суд, Генпрокуратура, Минюст, СНБ, МВД

29.

Подготовка предложений по дальнейшему внедрению механизмов досудебного урегулирования споров, предусматривающих:

установление обязательного порядка предъявления претензии по спорам между хозяйствующими субъектами до обращения в суд;

расширение применения механизмов досудебного урегулирования гражданских и хозяйственных споров, в том числе вытекающих из договорно-правовых отношений;

введение в Гражданский процессуальный кодекс порядка отказа в принятии иска, если истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, когда это предусмотрено законом или договором для данной категории споров;

совершенствование законодательных основ организации деятельности третейских судов и контроля за соблюдением ими законодательства, уточнения требований, предъявляемых к третейским судьям.

Внесение изменений и дополнений в законодательство

IV квартал

2017 года

Верховный суд, Высший хозяйственный суд, Генпрокуратура, Минюст, ТПП

30.

Разработка проекта закона «О медиации», определяющего основные понятия, цели, задачи, механизмы внесудебного урегулирования гражданских и хозяйственных споров.

Проект закона

III квартал

2017 года

Минюст, Верховный суд, Высший хозяйственный суд, Генпрокуратура, ТПП

31.

Расширение сферы применения института «Хабеас корпус» и усиление судебного контроля над производством следствия посредством передачи судам права выдачи санкции на арест почтово-телеграфных отправлений и на производство эксгумации.

Внесение изменений и дополнений в законодательство

I квартал

2017 года

Верховный суд, Генпрокуратура, Минюст, МВД, СНБ

32.

Осуществление комплекса мер по дальнейшему внедрению современных форм и методов электронного судопроизводства и исполнительного производства, включая электронное взаимодействие с участниками процесса, использование видеоконференцсвязи, а также видео-, аудиофиксацию процессуальных действий, новые виды стенографии судебно-следственных процессов.

Внесение изменений и дополнений в законодательство

IV квартал

2017 года

Генпрокуратура, Верховный суд, Высший хозяйственный суд, Минюст, МВД, СНБ, Мининфоком, Минфин

33.

Разработка проекта Закона «Об административном судопроизводстве», регулирующего порядок осуществления судопроизводства по рассмотрению административных дел и споров, вытекающих из публично-правовых отношений.

Проект закона

IV квартал

2017 года

Верховный суд, Высший хозяйственный суд, Минюст, Генпрокуратура

34.

Разработка проекта Закона «О защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного процесса», предусматривающего обеспечение государственных гарантий по физической и социальной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного процесса.

Проект Закона

IV квартал

2017 года

Верховный суд, Высший хозяйственный суд, Минюст, МВД, Генпрокуратура

35.

Пересмотр порядка взыскания и размеров ставок государственной пошлины по гражданским искам, направленный на повышение доступа к правосудию.

Внесение изменений и дополнений в законодательство

II квартал

2017 года

Верховный суд, Генпрокуратура, Минюст, Минфин

36.

Предоставление судам права применения альтернативных мер пресечения при отказе в применении меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста.

Внесение изменений и дополнений в законодательство

I квартал

2017 года

Верховный суд, Генпрокуратура, Минюст

VI. Дальнейшее совершенствование уголовного и уголовно-процессуального законодательства

37.

Подготовка предложений по дальнейшему совершенствованию и либерализации норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства, предусматривающих:

расширение института освобождения от уголовной ответственности в связи с примирением сторон;

пересмотр отдельных составов преступлений на предмет их перевода в юрисдикцию Кодекса об административной ответственности;

расширение перечня составов преступлений, по которым возбуждение уголовного дела производится исключительно по заявлению потерпевшего;

пересмотр сроков и оснований погашения и снятия судимости на предмет их сокращения;

либерализацию уголовных наказаний, предусмотренных для несовершеннолетних, усиление их правовой защиты при проведении процессуальных действий;

регламентацию порядка применения закона, устраняющего преступность деяния, смягчающего наказание или иным образом улучшающего положение лица.

Внесение изменений и дополнений в законодательство

II квартал

2017 года

Верховный суд, Генпрокуратура, Минюст, МВД, СНБ

38.

Подготовка предложений по введению уголовного наказания в виде «обязательных общественных работ», направленного на усиление мер исправительно-воспитательного воздействия посредством привлечения к общественно полезному труду.

Внесение изменений и дополнений в законодательство

IV квартал

2017 года

Генпрокуратура, Верховный суд, Минюст, МВД, СНБ

VII. Повышение эффективности исполнения судебных актов и актов иных органов

39.

Внесение в Гражданский процессуальный кодекс и Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Узбекистан изменений и дополнений, предусматривающих:

обязанность судей принимать меры по обеспечению иска при рассмотрении дел, связанных с имущественными взысканиями в пользу государства;

требования к судебному решению в части определения порядка и способа его исполнения, обеспечивающих прямое действие судебных решений;

сроки направления судами исполнительных документов;

единый порядок направления исполнительных листов по взысканиям в госбюджет, предусмотрев их выдачу исключительно судебным исполнителям;

механизмы судебного контроля над исполнительным производством путем определения порядка рассмотрения обращений о разъяснении, изменении способа и порядка исполнения судебного решения, приостановления производства, обращения взыскания на имущество должника, находящегося у других лиц (сроки рассмотрения, состав суда, порядок судебного разбирательства, форма выносимого решения);

основания и предельные сроки предоставления отсрочки и рассрочки исполнения судебных актов;

исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к заявлению о вынесении судебного приказа по коммунальной задолженности (претензия о погашении долга, акт отключения от коммунальной сети, договор с потребителем, расчет задолженности, признанный должником, справка о владельце недвижимого имущества и др.);

конкретный процессуальный порядок признания и приведения в исполнение решений иностранных судов и арбитражей (подсудность, перечень предоставляемых документов, порядок судебного разбирательства, основания отказа в признании и приведении в исполнение решения).

Внесение изменений и дополнений в законодательство

IV квартал

2017 года

Минюст, Верховный суд, Высший хозяйственный суд, Генпрокуратура, Палата адвокатов

40.

Подготовка предложений по увеличению штатной численности и повышению уровня материального стимулирования труда судебных исполнителей путем введения порядка их персонального премирования с учетом достигнутых ими результатов.

Проект Постановления Президента Республики Узбекистан

I квартал

2017 года

Минюст, Минфин

41.

Утверждение образцов форменной одежды и специального транспорта судоисполнителей.

Приказ министра юстиции Республики Узбекистан

I квартал

2017 года

Минюст, Минфин, МВД

VIII. Дальнейшее совершенствование системы оказания юридической помощи и услуг

42.

Подготовка предложений по дальнейшему совершенствованию института адвокатуры, усилению роли адвоката в обеспечении эффективной защиты прав и законных интересов граждан, предусматривающих:

пересмотр порядка оформления и предъявления ордера адвоката для участия в судопроизводстве;

конкретизацию порядка и сроков рассмотрения запроса адвоката;

порядок и основания участия адвоката в процессе досудебного урегулирования гражданских и хозяйственных споров;

пересмотр ставок налогов, установленных для адвокатской деятельности.

Внесение изменений и дополнений в законодательство

IV квартал

2017 года

Минюст, Палата адвокатов, Верховный суд, Высший хозяйственный суд, Генпрокуратура, МВД, СНБ, Минфин, ГНК

43.

Подготовка предложений по дальнейшему совершенствованию оказания юридических услуг нотариальными конторами и органами ЗАГС, в том числе внедрению:

электронного обращения в нотариальные конторы;

электронных платежей по оплате государственной пошлины за оказываемые услуги.

Внесение изменений и дополнений в законодательство, ведомственные акты

IV квартал

2017 года

Минюст, Центробанк, Мининфоком, Минфин

44.

Подготовка предложений по формированию устойчивого резерва кадров и повышению оперативности нотариальных действий, в том числе предусматривающих:

предоставление помощнику нотариуса, имеющему трехлетний стаж по данной должности, возможности участвовать в конкурсе на замещение должности нотариуса без прохождения соответствующей стажировки;

наделение помощника нотариуса полномочием по свидетельствованию верности копий документов;

введение порядка аттестации нотариусов и их периодической ротации.

Внесение изменений и дополнений в законодательство

III квартал

2017 года

Минюст

45.

Подготовка предложений по дальнейшему совершенствованию и повышению эффективности деятельности юридической службы в государственных органах, а также созданию в системе органов юстиции подразделений по координации деятельности юридических служб и оказанию им методологического содействия.

Проект постановления Президента Республики Узбекистан

I квартал

2017 года

Минюст, Минфин, заинтересованные министерства и ведомства

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к
Указу Президента Республики Узбекистан от 21 октября 2016 года № УП-4850

1.

Абдуллаев И.Б.

Генеральный прокурор Республики Узбекистан, председатель Комиссии

2.

Муродов О.Б.

Исполняющий обязанности Государственного советника Президента Республики Узбекистан

3.

Коканбаев Б.А.

Первый заместитель Государственного советника Президента Республики Узбекистан

4.

Мирбабаев Б.Ш.

Председатель Конституционного суда Республики Узбекистан

5.

Газиев Ш.А.

Председатель Верховного суда Республики Узбекистан

6.

Камилов К.Ф.

Председатель Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан

7.

Гулямов Ш.Т.

Первый заместитель председателя Службы национальной безопасности Республики Узбекистан

8.

Икрамов М.М.

Министр юстиции Республики Узбекистан

9.

Ахмедбаев А.А.

Министр внутренних дел Республики Узбекистан

10.

Абдухакимов А.А.

Министр труда Республики Узбекистан

11.

Касимов Р.С.

Министр высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан

12.

Мирзахидов Х.М.

Министр по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан

13.

Парпиев Б.Р.

Председатель Государственного налогового комитета Республики Узбекистан

14.

Дусанов З.А.

Председатель Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан

15.

Кучкоров Ж.А.

Заместитель министра финансов Республики Узбекистан

16.

Рустамбеков Н.М.

Главный инспектор аппарата Президента Республики Узбекистан

17.

Мавлонов Б.М.

Ведущий инспектор аппарата Президента Республики Узбекистан

18.

Ханаев У.У.

Ведущий консультант аппарата Президента Республики Узбекистан

19.

Камилов А.А.

Руководитель Судебной инспекции Высшей квалификационной комиссии по отбору и рекомендации на должности судей при Президенте Республики Узбекистан

20.

Ахмедов Р.Т.

Председатель Палаты адвокатов Республики Узбекистан

21.

Шайхов А.Э.

Председатель Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан.

к Указу Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему реформированию судебно-правовой системы, усилению гарантий надежной защиты прав и свобод граждан»

Проведенные за годы независимости реформы способствовали демократизации и либерализации судебно-правовой сферы, повышению роли и значения судебной власти в деле защиты прав и законных интересов граждан.

Вместе с тем, современные требования и стратегические приоритеты развития страны требуют дальнейшего совершенствования судебно-правовой системы.

Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему реформированию судебно-правовой системы, усилению гарантий надежной защиты прав и свобод граждан» ознаменовал переход государственной политики в данной сфере на качественно новый уровень, определив следующие три основных приоритета:

обеспечение подлинной независимости судебной власти;

усиление гарантий надежной защиты прав и свобод граждан;

повышение уровня доступа к правосудию.

В целях реализации данных приоритетов важнейшими задачами судебных, правоохранительных и контролирующих органов определены:

обеспечение неукоснительного соблюдения норм статьи 112 Конституции Республики Узбекистан о независимости судей, подчинении их только закону и принципа неотвратимости ответственности за вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия;

защита прав и законных интересов граждан, принятие всех необходимых мер по фактам посягательств, недопущение волокиты и нарушений порядка рассмотрения обращений физических и юридических лиц;

обеспечение открытости и прозрачности деятельности путем своевременного доведения соответствующей информации до общественности, повышение эффективности взаимодействия с институтами гражданского общества, средствами массовой информации и населением;

выявление и устранение причин системных недостатков и нарушений путем совершенствования правоприменительной практики и действующего законодательства, внедрение в работу передовых научно-технических средств и информационно-коммуникационных технологий;

усиление ведомственного контроля, профилактика, пресечение злоупотреблений и других правонарушений среди работников, качественное улучшение кадрового состава, внедрение современных механизмов отбора кадров, обеспечивающих принятие на работу наиболее достойных кандидатов.

В соответствии с Указом в целях обеспечения подлинной независимости судебной власти, повышения престижа профессии, формирования высококвалифицированного и эффективно действующего судейского корпуса впервые пересмотрены сроки полномочия судей.

Так, введен порядок, предусматривающий назначение (избрание) судей на первоначальный пятилетний и очередной десятилетний сроки, а в последующем на бессрочный период пребывания в должности.

Вводимые изменения полностью соответствуют международным стандартам и передовому опыту развитых демократических государств.

Наряду с этим, Указом с 1 апреля 2017 года вводится ряд изменений в уголовное, уголовно-процессуальное, гражданское процессуальное и другое законодательство, направленных на повышение эффективности отправления правосудия с учетом обеспечения приоритета прав и свобод человека, усиления гарантий на справедливое и своевременное судебное разбирательство, справедливость и гуманность наказания.

В частности, упраздняется уголовное наказание в виде ареста с расширением применения альтернативных видов наказания, не связанных с лишением свободы.

Тем самым из системы уголовных наказаний исключается одна из наиболее строгих мер воздействия, что является логическим продолжением проводимой политики по либерализации уголовных наказаний, широкого применения прогрессивных форм и методов воспитательно-исправительного воздействия на правонарушителей.

В рамках усиления правовых гарантий по защите прав и свобод граждан в ходе уголовного процесса, повышения оперативности расследования уголовных дел сокращаются:

с 72 до 48 часов срок задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;

с 1 года до 7 месяцев предельные сроки применения мер пресечения в виде содержания под стражей и домашнего ареста, а также предварительного следствия по уголовным делам.

Введение данных мер обеспечит, с одной стороны, защиту граждан от случаев необоснованного ограничения их свободы, с другой стороны, повышение ответственности и эффективности деятельности органов дознания и следствия.

В рамках дальнейшего расширения применения института «Хабеас корпус» полномочия прокуроров по санкционированию таких следственных действий, как арест почтово-телеграфных отправлений и производство эксгумации передаются в компетенцию судебных органов.

Эти изменения в полной мере соответствуют Конституции Республики Узбекистан, общепризнанным принципам и нормам международного права, устанавливающим, что личные права и свободы человека являются незыблемыми, и никто не вправе без суда лишать или ограничивать их.

Кроме того, суду предоставляется возможность применять альтернативные меры пресечения в случае отказа в применении меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста.

Особо следует отметить такое новшество, как отмена института возвращения судом уголовных дел для производства дополнительного расследования, направленное на повышение оперативности и качества судопроизводства, исключение необоснованного затягивания сроков принятия окончательных решений по делу и усиление роли судов в уголовном процессе.

Вводимая мера по сокращению с 3 лет до 1 года срока, в течение которого возможен пересмотр судебного решения по гражданскому делу в порядке надзора, призвана обеспечить устойчивость гражданско-правовых отношений, защиту прав и законных интересов участников гражданского процесса.

В целях совершенствования действующей системы пересмотра законности и обоснованности судебных решений, а также устранения излишних промежуточных инстанций, негативно сказывающихся на сроках и качестве судебного процесса, Указ предусматривает упразднение дублирующей инстанции по пересмотру судами областного уровня гражданских и уголовных дел в порядке надзора, с исключением полномочий соответствующих председателей судов и прокуроров по принесению протеста в порядке надзора.

Наряду с этим, исключаются дублирующие полномочия Пленума Верховного суда Республики Узбекистан по рассмотрению дел в порядке надзора.

Устранение излишних и дублирующих инстанций позволит предотвратить случаи неоднократного рассмотрения дел одной и той же надзорной инстанцией, обеспечить окончательность и стабильность судебных решений и как следствие повысить уровень доверия граждан к судам.

Указ также предусматривает создание в системе хозяйственных судов региональных апелляционных судов, что направлено на устранение полномочий областных хозяйственных судов по пересмотру своих же решений.

Особенно значимым положением Указа, определяющим укрепление основ независимости судебной власти, является передача Верховному суду Республики Узбекистан функций и полномочий органов юстиции по материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности судов общей юрисдикции.

Данная мера создает дополнительные гарантии самостоятельности судов и невмешательства в их деятельность.

Наряду с этим, Указом Верховному суду, Высшему хозяйственному суду, Генеральной прокуратуре и другим заинтересованным ведомствам поручено до 1 июля 2017 года на основе изучения передового зарубежного опыта подготовить обоснованные предложения по:

совершенствованию системы повышения квалификации судебно-прокурорских работников и подготовки руководящих кадров;

усилению правовой защиты несовершеннолетних при осуществлении процессуальных действий, либерализации уголовных наказаний, а также пересмотру сроков и оснований погашения и снятия судимости;

расширению в уголовном процессе института примирения с учетом его соответствия таким вековым традициям узбекского народа, как доброта и милосердие. Эта норма позволит освободить от уголовной ответственности искренне раскаявшихся и загладивших причиненный вред граждан, преступивших закон;

декриминализации отдельных составов преступлений, не представляющих большой общественной опасности;

расширению перечня составов преступлений, по которым возбуждение уголовного дела производится исключительно по заявлению потерпевшего;

повышению качества отправления правосудия за счет внедрения современных форм и методов электронного судопроизводства и исполнительного производства, передовых механизмов обеспечения доступа к правосудию. Реализация инициативы будет служить повышению эффективности судебной деятельности, а также последовательному воплощению в жизнь принципов открытости, прозрачности и доступности правосудия для общества в полном соответствии с требованиями современного этапа развития республики в рамках реализации Закона «Об электронном правительстве».

Кроме того, в целях повышения роли юридических служб государственных органов в обеспечении законности и эффективной реализации осуществляемых в стране преобразований, предусматриваются конкретные меры по дальнейшему совершенствованию их деятельности.

Для претворения в жизнь обозначенных приоритетов и реализации на практике новых норм Указом утверждена Программа комплексных мер, предусматривающая реализацию 45 конкретных мероприятий по 8 наиболее приоритетным сферам развития судебно-правовой системы.

В рамках реализации Указа будут внесены изменения и дополнения в Конституцию Республики Узбекистан, Уголовный, Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный, Хозяйственный процессуальный кодексы и ряд иных законодательных актов.

В целях последовательного совершенствования и укрепления системы защиты прав и свобод граждан, на основании общепризнанных международных стандартов планируется принятие специальных законов, включая законы «О защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного процесса», «О медиации», «Об административном судопроизводстве» и др.

Реализация данного программного документа позволит поднять на качественно новый уровень деятельность судебно-правовой системы страны, обеспечить надежную защиту прав, свобод и законных интересов граждан, а также значительно укрепить доверие населения к правосудию.