В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 28 января 2022 года № УП-60 «О Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022 — 2026 годы», а также в целях реализации приоритетных задач по поднятию сферы информационно коммуникационных технологий на новый уровень:
1. Определить основными задачами дальнейшего развития сферы информационно-коммуникационных технологий в 2022-2023 годах:
уровня охвата населенных пунктов широкополосной сетью мобильной связи до 98 процентов, высокоскоростным мобильным интернетом вдоль автомобильных дорог международного значения — до 60 процентов;
уровня охвата линиями оптоволоконной связи до 80 процентов путем строительства 40 тысяч километров оптоволоконных линий связи и создания возможности подключения дополнительно 800 тысяч домохозяйств к высокоскоростному интернету;
количества пользователей электронными государственными услугами до 4 миллионов человек путем увеличения их в 2 раза посредством привлечения к оказанию данных услуг частного сектора;
объема экспорта IТ-услуг до 100 миллионов долларов путем создания в регионах центров по привитию необходимых навыков и обеспечению молодежи гарантированными заказами;
ежегодного обучения в сфере информационных технологий более 6,5 тысячи молодых людей путем развития системы подготовки кадров в области цифровых технологий в форме дистанционного образования;
свыше 214 информационных систем и программных продуктов в государственных органах, в том числе органах государственной власти на местах и на предприятиях реального сектора экономики.
«Дорожную карту» по дальнейшему совершенствованию сферы информационно-коммуникационных технологий в 2022-2023 годах согласно приложению № 1*;
Перечень приоритетных проектов цифровизации государственного управления в 2022-2023 годах согласно приложению № 2*;
Перечень приоритетных проектов цифровизации отраслей реального сектора экономики в 2022-2023 годах согласно приложению № 3*;
«дорожные карты» по комплексному ускорению процессов ведомственной цифровой трансформации отдельных органов государственного и хозяйственного управления в 2022-2023 годах согласно приложениям №№ 3 а — 3 е*;
Перечень приоритетных проектов цифровой трансформации регионов в 2022-2023 годах согласно приложениям № № 4 — 17*.
3. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций на основании статей 20, 241, 30 и 69 Земельного кодекса Республики Узбекистан:
в двухмесячный срок, в дальнейшем — в конце каждого квартала формировать перечень (адресов, координат и площадей) целевых земельных участков, необходимых для установки антенно-мачтовых сооружений, в соответствии с предложениями операторов мобильной связи;
представить данный перечень в Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента для выделения Министерству включенных в перечень пустующих земельных участков несельскохозяйственного назначения с правом постоянного пользования;
передать в аренду операторам мобильной связи земельные участки несельскохозяйственного назначения, выделенные Министерству с правом постоянного пользования для установки антенно-мачтовых сооружений, путем открытого конкурса. При этом особый приоритет отдается популяризации опыта совместной эксплуатации одного и того же земельного участка либо антенно-мачтового сооружения;
обеспечить установление права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) между хокимиятами районов (городов) или собственниками, пользователями, арендаторами земель и операторами связи в порядке, установленном постановлением Президента Республики Узбекистан от 12 апреля 2022 года № ПП-204, в целях установки и эксплуатации антенно-мачтовых сооружений на включенных в перечень земельных участках сельскохозяйственного назначения или выделенных другим собственникам, пользователям, арендаторам земель.
4. Установить, что с 1 октября 2022 года операторам и провайдерам разрешается выполнять строительно-монтажные работы в объектах телекоммуникаций с даты внесения на экспертизу проектно-сметной документации установки технических средств, при этом экспертиза проектно-сметной документации проводится в 15-дневный срок.
Министерству по чрезвычайным ситуациям и Санитарно-эпидемиологической службе обеспечить оформление заключений органов государственного пожарного надзора и санитарного паспорта посредством Единого портала интерактивных государственных услуг (далее — Единый портал) в срок, не превышающий двух недель, в целях начала эксплуатации радиоэлектронных средств сетей мобильной связи.
Министерству юстиции, Министерству по чрезвычайным ситуациям и Санитарно-эпидемиологической службе совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок критически пересмотреть действующий порядок оформления заключений органов государственного пожарного надзора и санитарного паспорта и внести в Кабинет Министров предложения по их упрощению, включая сокращение сроков, путем оптимизации действующих процедур.
5. Поэтапно образовать с 1 сентября 2022 года во всех регионах республики центры экспорта дистанционных услуг путем использования информационно-коммуникационных технологий и определить их основными задачами:
повышение интереса к экспорту программных продуктов и IТ-услуг за счет обучения оказанию аутсорсинговых услуг;
подготовку специалистов для организаций, осуществляющих деятельность по всей республике и оказывающих аутсорсинговые услуги;
оказание содействия в поиске заказов лицам, владеющим навыками оказания аутсорсинговых услуг и выпускникам обучающих курсов, организуемых в центрах экспорта дистанционных услуг.
Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций обеспечить размещение центров экспорта дистанционных услуг в современных зданиях, отремонтированных в соответствии с требованиями Технологического парка программных продуктов и информационных технологий (далее — IT-парк) и обеспеченных бесперебойным электроснабжением.
Агентству по делам молодежи обеспечить центры экспорта дистанционных услуг современным компьютерным оборудованием.
Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций принять меры по регулярному привлечению заказов с зарубежных рынков в центры экспорта дистанционных услуг и обеспечению занятости молодежи.
6. В целях создания дополнительных удобств для населения и субъектов предпринимательства при пользовании электронными государственными услугами с 1 ноября 2022 года разрешить:
операторам мобильной связи, коммерческим банкам и операторам платежных систем оказание электронных государственных услуг на Едином портале посредством своих мобильных приложений с соблюдением требований информационной безопасности;
пользование электронными государственными услугами, внедренными на мобильном приложении Единого портала, с использованием ключей электронной цифровой подписи, размещенных на идентификационной ID-карте.
При этом пользователи электронных государственных услуг идентифицируются посредством Единой информационной системы идентификации пользователей системы «Электронное правительство».
7. Согласиться с предложением Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций и Агентства по делам молодежи о ежегодном проведении начиная с 2023 года конкурса на Приз Президента с общим призовым фондом 1 миллион долларов США за счет средств Фонда развития информационно-коммуникационных технологий в целях дальнейшей поддержки стартап-проектов молодежи в сфере информационно-коммуникационных технологий.
Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций совместно с Агентством по делам молодежи в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров порядок организации и проведения указанного конкурса.
См. предыдущую редакцию.
8. В целях поддержки стартап-проектов в сфере информационно-коммуникационных технологий, направленных на оказание IТ образовательных услуг, разработку программных продуктов и их экспорт, внедрить с 1 октября 2022 года порядок выделения грантов в размере до 1 миллиарда сумов путем конкурса, проводимого Технологическим парком программных продуктов и информационных технологий за счет средств Фонда поддержки молодых предпринимателей при Министерстве инвестиций, промышленности и торговли.
(пункт 8 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 24 мая 2023 года № УП-76 — Национальная база данных законодательства, 25.05.2023 г., № 06/23/76/0296)
9. Запустить с 1 января 2023 года Единую платформу Портала Правительства Республики Узбекистан, включающую официальные сайты и порталы государственных органов, указанных в приложении № 18*, по принципу «Единое окно».
10. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций в срок до 1 января 2023 года обеспечить разработку электронной системы «Digital office» (далее — система «Digital office», автоматизированное виртуальное рабочее место работников государственных органов и организаций), включающей систему единого электронного документооборота, мессенджер обмена информацией, календарь заседаний и мероприятий, защищенную электронную почту и предоставляющей возможность видеоконференцсвязи, на первом этапе — ее внедрение в системе Министерства в тестовом режиме, в дальнейшем — во всех государственных органах. При этом:
Государственное учреждение «Центр управления проектами электронного правительства» определяется оператором системы «Digital office», а также ответственным за обеспечение ее технической поддержки, бесперебойной работы и информационной безопасности;
система «Digital office» создается как единая точка доступа государственных органов и организаций, указанных в приложении № 19*, к соответствующим информационным системам.
11. Определить, что с 1 октября 2022 года данные государственных информационных систем и ресурсов предоставляются:
на безвозмездной основе посредством Межведомственной интеграционной платформы системы «Электронное правительство» — для использования в целях межведомственного взаимодействия;
на платной основе посредством Платформы цифровых данных системы «Электронное правительство» — для коммерческого использования.
См. предыдущую редакцию.
Запретить предоставление данных государственных информационных систем и ресурсов государственных органов и организаций посредством прямой интеграции в информационные системы третьих лиц, не являющихся государственными органами и организациями. При этом предоставление данных, имеющихся в информационных системах и ресурсах налоговых и кадастровых органов, третьим лицам осуществляется в порядке, предусмотренном соответственно в постановлениях Кабинета Министров от 10 июля 2014 года № 186 «О совершенствовании порядка дифференцированного подхода при определении стоимости государственных услуг в сфере государственного кадастра», от 19 августа 2021 года № 529 «О мерах по предоставлению данных о налогоплательщиках третьим лицам» и от 18 октября 2022 года № 610 «О мерах по обеспечению прозрачности учета прав на недвижимое имущество, а также совершенствованию отдельных административных процедур в сфере кадастра».
(абзац четвертый пункта 11 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 18 января 2024 года № УП-16 — Национальная база данных законодательства, 19.01.2024 г., № 06/24/16/0051)
Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций в месячный срок внести на утверждение в Кабинет Министров порядок подключения к Межведомственной интеграционной платформе и Платформе цифровых данных.
а) государственные информационные системы и ресурсы с 1 октября 2022 года поэтапно размещаются, хранятся и обрабатываются в Центре обработки данных системы «Электронное правительство» по перечню, утвержденному Координационной комиссией по реализации Стратегии «Цифровой Узбекистан — 2030»;
закупка серверных устройств и оборудования для хранения и обработки данных государственных информационных систем и ресурсов проводится по согласованию с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций;
закупка, разработка и внедрение автоматизированных интеллектуальных систем выявления и предупреждения атак и угроз информационным системам, а также технических средств и программных продуктов, защищающих от распространения секретной информации по техническим каналам связи, проводятся по согласованию с уполномоченным органом в сфере обеспечения кибербезопасности;
в) Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций осуществляет полномочия акционера (учредителя, участника) от имени государства в коммерческих организациях в сфере информационных технологий, телекоммуникаций и почтовой связи.
13. Установить, что с 1 января 2023 года мониторинг проектов в сфере информационно-коммуникационных технологий министерств ведомств, органов исполнительной власти на местах, а также хозяйственных субъектов, в уставном капитале которых государственная доля составляет 50 и более процентов (далее — государственные органы и организации), осуществляется посредством Межведомственной автоматизированной информационной системы «NIS.UZ», учет освоенных по ним средств — ведется в статистической отчетности Государственного комитета по статистике.
При этом государственные органы и организации ежемесячно до 5-го числа месяца, следующего за отчетным, обеспечивают отображение информации о состоянии исполнения проектов и средств, освоенных в их рамках, в Межведомственной автоматизированной системе «NIS.UZ» с приложением подтверждающих первичных документов.
14. Определить, что льготы по налогу на добавленную стоимость, предусмотренные абзацем вторым пункта 5 Указа Президента Республики Узбекистан от 30 июня 2017 года № УП-5099 «О мерах по коренному улучшению условий для развития отрасли информационных технологий в республике» применяются также при приобретении услуг в сфере информационных технологий у нерезидентов республики.
15. Внедрить с 1 октября 2022 года поэтапно систему осуществления государственного космического мониторинга семи социально-экономических сфер, указанных в приложении № 20*, в обязательном порядке посредством спутниковых аппаратов.
Агентству «Узбеккосмос», Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров проект Правительственного решения, устанавливающий порядок осуществления государственного космического мониторинга.
в структуре центрального аппарата Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций должность заместителя министра по вопросам развития цифрового образования в рамках общей предельной численности управленческого персонала;
с 1 октября 2022 года в структуре хокимиятов районов (городов) должность менеджера проектов внедрения цифровой экономики в рамках общей предельной численности работников.
Предоставить Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций право на выплату менеджерам проектов внедрения цифровой экономики дополнительной надбавки к заработной плате в размере до 100 процентов за счет Фонда.
вносить обязательные для рассмотрения руководителями всех государственных органов и организаций представления по устранению нарушений законодательства, выявленных в актах законодательства, регулирующих сферу цифровой экономики и электронного правительства, включая использование (или неэффективное использование) действующих информационных систем и программно-аппаратных комплексов, а также способствующих им причин и условий.
координировать деятельность по реализации проектов в сфере информационно-коммуникационных технологий заместителей руководителей по цифровизации государственных органов и организаций (Chief Digital Officer), а также ежеквартально оценивать их работу в зависимости от конкретных результатов.
18. Согласиться с предложениями Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерства финансов, Министерства экономического развития и сокращения бедности и Агентства по управлению государственными активами по:
См. предыдущую редакцию.
публичному размещению (IPO) начиная с 1 сентября 2023 года дополнительных простых акций в размере до 2 процентов уставного фонда АК «Узбектелеком» в целях продолжения ускоренного развития телекоммуникационной инфраструктуры;
(абзац второй пункта 18 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 24 мая 2023 года № УП-76 — Национальная база данных законодательства, 25.05.2023 г., № 06/23/76/0296)
оставлению в распоряжении предприятий и организаций системы Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций их дивидендов, начисленных на долю государства по итогам 2021 — 2025 годов, и целевом направлении данных средств на финансирование проектов в сфере информационно-коммуникационных технологий.
19. Установить следующий порядок осуществления координации и мониторинга качественного и своевременного исполнения настоящего постановления, в соответствии с которым:
а) заместители руководителей по цифровизации министерств и ведомств, органов исполнительной власти на местах ежемесячно в срок до 5-го числа месяца, следующего за отчетным, вносят отчеты о выполнении мер, предусмотренных «дорожными картами», проектами и ведомственными программами цифровой трансформации, утвержденных настоящим постановлением, в Межведомственную автоматизированную информационную систему «NIS.UZ»;
См. предыдущую редакцию.
(абзац первый подпункта «б» пункта 19 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 24 мая 2023 года № УП-76 — Национальная база данных законодательства, 25.05.2023 г., № 06/23/76/0296)
оценивает состояние внедрения цифровых технологий в деятельность ответственных министерств и ведомств и организует регулярное заслушивание отчетов заместителей руководителей по цифровизации;
См. предыдущую редакцию.
ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, вносит Кабинету Министров Республики Узбекистан обобщенную аналитическую информацию по исполнению «дорожных карт», программ и ведомственных программ цифровой трансформации, утвержденных настоящим постановлением;
(абзац третий подпункта «б» пункта 19 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 24 мая 2023 года № УП-76 — Национальная база данных законодательства, 25.05.2023 г., № 06/23/76/0296)
на заседаниях Координационной комиссии по реализации Стратегии «Цифровой Узбекистан — 2030» принимает меры поощрения или дисциплинарного наказания руководителей ответственных министерств и ведомств вплоть до освобождения от занимаемой должности исходя из результативности их деятельности в сфере цифровизации;
вносит Президенту Республики Узбекистан отчеты о принимаемых мерах и имеющихся недостатках в сфере обеспечения информационной безопасности в органах государственного и хозяйственного управления.
20. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова.