В последние годы в стране принимается ряд мер по широкому привлечению населения к предпринимательству, поддержке семейного предпринимательства, оказанию всесторонней поддержки в реализации бизнес-идей молодежи.
В регионах создается фундамент для широкого привлечения семей к предпринимательской деятельности, получения ими дополнительного и стабильного источника дохода, дальнейшего развития национальных ремесел, осуществления предпринимательских инициатив женщин, реализации перспективных идей и проектов молодых предпринимателей и на этой основе обеспечения занятости населения.
Вместе с тем, резкое повышение заинтересованности населения в получении доходов посредством труда, особенно нуждающихся семей к ремесленничеству, надомному труду и предпринимательской деятельности, а также проектов, связанных с расширением производства и оказанием услуг в неиспользуемых зданиях, производством сельскохозяйственной продукции путем продуктивного использования приусадебных и свободных посевных площадей населения, требуют продолжения льготного финансирования на системной основе.
С целью всестороннего содействия населению в занятии определенными видами трудовой деятельности, направленных на получение дохода, развитию семейного предпринимательства в регионах республики и системной организации работ в этом направлении:
1. По организации исполнения и координации мер по широкому привлечению населения к предпринимательству и дальнейшего развития семейного предпринимательства создать:
Республиканскую комиссию, состоящую из руководителей Министерства финансов, Министерства занятости и трудовых отношений, Центрального банка Республики Узбекистан, коммерческих банков и соответствующих ведомств, а также заместителей председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента согласно приложению № 1;
«Центры по поддержке семейного предпринимательства» (далее — Центры) под руководством первых заместителей председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента, в составе руководителей и работников областных, районных (городских) подразделений экономики и промышленности, занятости, финансов, инвестиций, а также налоговых и статистических органов, территориальных подразделений Торгово-промышленной палаты, коммерческих банков, Общественного благотворительного фонда «Махалла», Союза молодежи и Совета фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана;
См. предыдущую редакцию.
подразделения в рамках установленной предельной общей численности управленческого персонала в составе центрального аппарата Министерства финансов, Министерства экономического развития и сокращения бедности, а также Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан;
(абзац четвертый пункта 1 в редакции постановления Президента Республики Узбекистан от 27 марта 2021 года № ПП-5041 — Национальная база данных законодательства, 27.03.2021 г., № 07/21/5041/0244)
Управление по координации и мониторингу программ по финансовой поддержке предпринимательства населения в структуре Центрального банка Республики Узбекистан;
соответствующие сектора в рамках установленной предельной общей численности управленческих персоналов в составе Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и г. Ташкента.
2. Рекомендовать банкам, участвующих в финансировании социальных программ, создание специальных управлений, а в филиалах — отделов по финансированию и ведению мониторинга программ широкого привлечения населения к предпринимательству и дальнейшего развития семейного бизнеса с возложением непосредственного руководства за деятельностью данных управлений (отделов) на заместителя председателя.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 3 утратил силу постановлением Президента Республики Узбекистан от 8 июня 2021 года № ПП-5140 — Национальная база данных законодательства, 09.06.2021 г., № 07/21/5140/0538)
См. предыдущую редакцию.
финансирование предусмотренных проектов и мероприятий осуществляется за счет средств кредитных линий Фонда реконструкции и развития Узбекистана, АК Народный банк, АКБ «Микрокредитбанк» АКБ «Агробанк и международных финансовых институтов;
(абзац второй пункта 4 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 12 декабря 2019 года № УП-5893 — Национальная база данных законодательства, 13.12.2019 г., № 06/19/5893/4150)
См. предыдущую редакцию.
льготные кредиты выделяются населению и субъектам предпринимательства, выразившим желание заниматься семейным предпринимательством, определенной трудовой деятельностью, направленной на получение дохода, а также расширить вид деятельности, по ставке 8 процентов годовых сроком не более 3 лет с 3 — 6-месячным льготным периодом. При этом с 1 января 2020 года кредиты выдаются через АК «Халк банки», АКБ «Микрокредитбанк» и АКБ «Агробанк» по основной ставке Центрального банка Республики Узбекистан, с 1 января 2022 года — коммерческими банками по ставке 14 процентов годовых, устанавливаемой коммерческими банками;
(абзац третий пункта 4 в редакции постановления Президента Республики Узбекистан от 20 декабря 2021 года № ПП-55 — Национальная база данных законодательства, 21.12.2021 г., № 07/21/55/1173)
См. предыдущую редакцию.
по кредитам, выдаваемым по ставкам, устанавливаемым коммерческими банками самостоятельно на основе рыночных принципов, используется компенсационный механизм в части процентных расходов;
(пункт 4 дополнен абзацем четвертым Указом Президента Республики Узбекистан от 12 декабря 2019 года № УП-5893 — Национальная база данных законодательства, 13.12.2019 г., № 06/19/5893/4150)
ответственным за привлечение средств международных финансовых институтов назначается заместитель министра инвестиций и внешней торговли Ш.А. Вафаев.
См. предыдущую редакцию.
Кредиты выделяются для организации садоводства, виноградарства и лимоноводства сроком до 7 лет с льготным периодом до 3 лет, для животноводства (разведения крупного рогатого скота, овец, коз) сроком до 3 лет с льготным периодом до одного года в соответствии с рекомендациями помощника хокима, закрепленного за каждой махаллей, на основании обоснованного заключения районного (городского) Центра поддержки семейного предпринимательства при наличии проведения конкретного расчета результативности.
(абзац шестой пункта 4 в редакции постановления Президента Республики Узбекистан от 20 декабря 2021 года № ПП-55 — Национальная база данных законодательства, 21.12.2021 г., № 07/21/55/1173)
См. предыдущую редакцию.
6. Заместителей министра экономики и финансов, председателя Центрального банка и министра занятости и сокращения бедности назначить координаторами Программы и предоставить им следующие полномочия:
(абзац первый пункта 6 в редакции постановления Президента Республики Узбекистан от 31 января 2023 года № ПП-39 — Национальная база данных законодательства, 31.01.2023 г., № 07/23/39/0060)
определение коммерческих банков, участвующих в обеспечении реализации программы в областях и районах (городах);
распределение выделяемых ресурсов в разрезе территорий и банков, исходя из потенциала территорий и уровня освоения средств;
оперативное перераспределение выделяемых ресурсов в разрезе коммерческих банков и территорий, исходя из реальной потребности, а также направленности сформированных проектов на создание перспективных и дополнительных рабочих мест.
См. предыдущую редакцию.
61. Остаток части, рефинансированной в АКБ «Туронбанк» в качестве кредитного ресурса, средств, распределенных по коммерческим банкам в соответствии с настоящим постановлением, по состоянию на 1 августа 2021 года, направить на увеличение доли Фонда реконструкции и развития Узбекистана в уставном капитале банка.
(пункт 61 введен постановлением Президента Республики Узбекистан от 3 августа 2021 года № ПП-5207 — Национальная база данных законодательства, 04.08.2021 г., № 07/21/5207/0750)
определению совместно с местными хокимиятами дополнительных мер по развитию предпринимательской деятельности, исходя из специализации района (города) и навыки населения;
даче указаний областным Центрам, исходя из предложений и пожеланий населения в развитии семейного бизнеса в кишлаках и махаллях, а также устранению имеющихся проблем в реализации программы;
внесению по итогам каждого квартала информации в Кабинет Министров Республики Узбекистан о проводимой работе по исполнению задач, предусмотренных в программе.
См. предыдущую редакцию.
8. Установить порядок, в соответствии с которым льготные кредиты, предоставляемые согласно Указу Президента Республики Узбекистан от 17 ноября 2017 года № УП-5242 «О мерах по дальнейшему развитию ремесленничества и всесторонней поддержке ремесленников», постановлениям Президента Республики Узбекистанот 7 июня 2018 года № ПП-3777 «О реализации программы «Каждая семья — предприниматель», от 14 июля 2018 года № ПП-3856 «О мерах по совершенствованию и повышению эффективности работы по обеспечению занятости населения» выделяются:
(абзац первый пункта 8 в редакции постановления Президента Республики Узбекистан от 12 октября 2022 года № ПП-394 — Национальная база данных законодательства, 13.10.2022 г., № 07/22/394/0920)
по заключению областных или районных (городских) Центров на основе глубокого изучения желаний и запросов семей, проектов субъектов предпринимательства и молодежи, наличия достаточных условий для их реализации, на проекты, предлагаемые каждой семьей и субъектами предпринимательства;
См. предыдущую редакцию.
после осуществления поставки физическим лицам товаров (оказания услуг) на основании кассового чека с фискальным знаком и удовлетворения ими владельца проекта, и перечисляются на расчетный счет поставщика товаров (услуг).
(абзац третий пункта 8 в редакции постановления Президента Республики Узбекистан от 31 января 2023 года № ПП-39 — Национальная база данных законодательства, 31.01.2023 г., № 07/23/39/0060)
9. Министерству сельского хозяйства, Министерству экономики и промышленности, заинтересованным министерствам, ведомствам и ассоциациям совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента в месячный срок принять конкретные меры по широкому внедрению кластерной системы во всех районах (городах), охватывающую процессы производства, переработки и продажи экспортоориентированной, полностью отвечающей требованиям рынка сельскохозяйственной и промышленной продукции, с привлечением населения и нуждающихся семей к полезной деятельности.
повышения участия и материальной заинтересованности населения, прежде всего, нуждающихся семей, в процессе производства и переработки продукции;
изучение передового зарубежного опыта по выращиванию сельскохозяйственной продукции и его широкое применение в местных условиях, привлечение зарубежных специалистов и ведущих предпринимателей по внедрению кластерной системы, достигших высоких показателей в данной области;
внедрение современных инновационных, ресурсосберегающих технологий в процессы посева высокоурожайных фруктово-овощных культур, выведения породистого скота, хранения и переработки готовой продукции.
закреплению предпринимателей, достигших определенных успехов и опыта в сфере предпринимательства, изучив область их деятельности и возможности, с целью консультирования на основе традиции «Устоз — шогирд» по передаче опыта и формированию навыков за инициативными, особенно молодыми предпринимателями, получающих льготные кредиты;
организации «бизнес-инкубаторов» с целью всестороннего содействия в практической реализации бизнес-идей и стартапов населения, особенно молодежи, исходя из передового зарубежного опыта.
11. Возложить на председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей, города Ташкента и Центры следующие задачи:
принимая во внимание своеобразные особенности регионов, специализировать каждую махаллю в одном конкретном направлении на основе принципа «одна махалля — одна продукция», обращать внимание на выделение льготных кредитов, исходя из существующих условий и желаний семей;
См. предыдущую редакцию.
(абзац третий пункта 11 исключен Указом Президента Республики Узбекистан от 7 октября 2021 года № УП-6320 — Национальная база данных законодательства, 08.10.2021 г., № 06/21/6320/0940)
предоставлять не используемые здания в центре городов и районов субъектам предпринимательства с условием реализации в них проектов по производству и оказанию услуг, с правом постоянного или долгосрочного пользования.
См. предыдущую редакцию.
12. Определить, что руководители секторов, образованных в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 8 августа 2017 года № ПП-3182 «О первоочередных мерах по обеспечению ускоренного социально-экономического развития регионов» несут ответственность за обеспечение целевого использования и своевременный возврат льготных кредитов, выделенных руководимым ими территориям, оказывают коммерческим банкам всестороннюю практическую помощь в этом направлении.
(пункт 12 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 17 марта 2021 года № УП-6188 — Национальная база данных законодательства, 17.03.2021 г., № 06/21/6188/0216)
13. Возложить на Центральный банк Республики Узбекистан и участвующих в проекте коммерческие банки задачу по контролю на постоянной основе, с посещением домов за эффективностью использования, результативностью и своевременным возвратом льготных кредитов.
См. предыдущую редакцию.
(абзац второй пункта 13 исключен постановлением Президента Республики Узбекистан от 27 марта 2021 года № ПП-5041 — Национальная база данных законодательства, 27.03.2021 г., № 07/21/5041/0244)
14. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан — министра финансов Д.А. Кучкарова и председателя Центрального банка Республики Узбекистан М.Б. Нурмуратова.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 7 марта 2019 года № ПП-4231
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 7 марта 2019 года № ПП-4231
См. предыдущую редакцию.
(приложение № 1 в редакции постановления Президента Республики Узбекистан от 27 марта 2021 года № ПП-5041 — Национальная база данных законодательства, 27.03.2021 г., № 07/21/5041/0244)