Развитие современной сети автомобильных дорог, с учетом географического расположения республики, является первостепенной задачей для повышения конкурентоспособности отечественной экономики, развития транспортного потенциала республики и расширения экспортных возможностей.
За прошедшие годы реализован ряд мер, направленных на улучшение дорожно-транспортной инфраструктуры, строительство современных автомобильных дорог, повышение комфорта и безопасности дорожного движения в соответствии с международными стандартами.
Значительно возросло финансирование работ по строительству и ремонту автомобильных дорог, что позволило за последние годы увеличить объемы выполняемых дорожно-строительных и ремонтных работ почти в три раза.
Успешно реализуются проекты в сфере дорожного строительства совместно с такими международными финансовыми институтами, как Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк развития, Исламский банк развития, Саудовский фонд развития и Кувейтский фонд арабского экономического развития.
В частности, начата подготовка проектов по строительству в соответствии с передовыми международными стандартами скоростных платных автомобильных дорог с привлечением средств Европейского банка реконструкции и развития и Всемирного банка.
Вместе с тем система государственного управления дорожным хозяйством республики имеет ряд проблем и недостатков, сдерживающих формирование конкурентной среды и привлечение инвестиций в отрасль.
В частности, отсутствие долгосрочной стратегии привлечения инвестиций в дорожную отрасль, в том числе на условиях государственно-частного партнерства, не позволяет использовать альтернативные источники финансирования работ, возлагая основное финансовое бремя расходов на Государственный бюджет.
Кроме того, совмещение Комитетом по автомобильным дорогам при Министерстве транспорта Республики Узбекистан (далее — Комитет) регулятивных и хозяйственных функций, в том числе полномочий заказчика и подрядчика, не позволяет создать эффективную систему управления и сформировать здоровую конкурентную среду на рынке дорожно-строительных работ.
В целях создания современной системы управления дорожным хозяйством, четкого разграничения регулятивных и хозяйственных функций, формирования здоровой конкурентной среды за счет демонополизации, привлечения предприятий частного сектора и повышения инвестиционной привлекательности, широкого внедрения инноваций в дорожное строительство, а также в соответствии с задачами Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах:
1. Министерству транспорта совместно с Министерством экономики и промышленности, Министерством финансов, Министерством инвестиций и внешней торговли с привлечением ведущих зарубежных экспертов и консультантов в срок до 1 сентября 2020 года внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан Стратегию развития автомобильных дорог до 2030 года, в том числе предусматривающую:
повышение транзитного и логистического потенциала республики посредством развития сети современных автомобильных дорог международного значения и скоростных автомагистралей, а также их интеграции в международные транспортные коридоры;
последовательное снижение нагрузки на бюджет путем привлечения инвестиций, средств международных финансовых институтов, а также реализации проектов на условиях государственно-частного партнерства;
поэтапное увеличение к 2022 году расходов на эксплуатацию автомобильных дорог не менее чем в два раза;
применение международно-признанной методологии отбора и оценки наиболее приоритетных проектов в сфере дорожного строительства, а также прогнозирования эффективности их реализации;
внедрение новых технологий и программ по управлению дорожными активами, осуществляющих мониторинг состояния автомобильных дорог, сбор и ведение необходимых статистических данных;
применение современных систем управления транспортными потоками с целью эффективного использования имеющейся дорожной инфраструктуры.
договора по вновь начинаемым объектам на проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт автомобильных дорог, а также осуществление технического надзора в отношении дорожно-строительных работ заключаются исключительно по итогам конкурса (тендера), проводимого в соответствии с законодательством о государственных закупках;
консалтинговые услуги (технический надзор) в отношении дорожно-строительных работ могут осуществляться независимыми организациями на условиях аутсорсинга в соответствии с международной практикой, включая положения FIDIC;
функции заказчика по строительству и ремонту городских улиц г. Ташкента осуществляет, в порядке эксперимента, хокимият г. Ташкента.
организациями по проектированию строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования, региональных автомобильных дорог и мостов являются только ООО «Йул лойиха бюроси», АО «Боштранслойиха» и ГУП «Институт по проектированию автодорожных мостов, путепроводов и других искусственных сооружений»;
заказчиком по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автодорожных мостов, путепроводов и других искусственных сооружений является УП «Дирекция по строительству и реконструкции автодорожных мостов, путепроводов и других искусственных сооружений»;
подрядными организациями по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования и региональных автомобильных дорог и мостов являются только структурные подразделения Комитета и УП «Трест «Куприккурилиш»;
требуется получение лицензии на право осуществления деятельности в сфере реализации нефтебитума дорожных марок.
4. Принять предложение Министерства транспорта Республики Узбекистан, Министерства финансов, Министерства экономики и промышленности, Агентства по управлению государственными активами и АО «Узбекистон темир йуллари» о:
выведении из состава Комитета дорожно-строительных предприятий с преобразованием их в общества с ограниченной ответственностью;
образовании АО «Йулкурилиш» с передачей ему государственной доли в уставных фондах предприятий, выводимых из состава Комитета;
образовании АО «Куприккурилиш» на базе предприятий УП «Трест «Куприккурилиш» АО «Узбекистон темир йуллари»;
См. предыдущую редакцию.
передаче мостов (путепроводов), находящихся в ведении УП «Трест «Куприккурилиш», на автомобильных дорогах общего пользования в ведение Комитета, на улицах городов и иных населенных пунктов, межхозяйственных сельских автомобильных дорогах — органов исполнительной власти на местах.
(абзац пятый пункта 4 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 2 февраля 2024 года № УП-28 — Национальная база данных законодательства, 06.02.2024 г., № 06/24/28/0099)
5. Установить, что Комитет является специально уполномоченным органом в области автомобильных дорог, выступающим единым заказчиком работ по проектированию, строительству, реконструкции, ремонту и эксплуатации автомобильных дорог общего пользования.
Возложить на Комитет, наряду с задачами, предусмотренными Законом Республики Узбекистан «Об автомобильных дорогах», реализацию мер по:
поддержанию в надлежащем состоянии и развитию сети автомобильных дорог республики общего пользования, увеличению их пропускной способности, повышению качества услуг, оказываемых пользователям автомобильных дорог, а также координации развития объектов дорожного и придорожного сервиса;
проработке и реализации проектов в сфере дорожного строительства с участием международных финансовых институтов и иностранных правительственных финансовых организаций, а также с привлечением средств доноров;
привлечению инвестиций, прежде всего прямых иностранных, в отрасль и поиску альтернативных источников финансирования, в том числе посредством внедрения механизмов государственно-частного партнерства для проектирования, строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог общего пользования;
совершенствованию управления отраслью путем внедрения современных систем менеджмента, инновационных форм и методов организации работы в соответствии с передовым зарубежным опытом и международными стандартами;
обеспечению соблюдения нормативных документов и требований в области технического регулирования в сфере дорожного строительства, производства дорожно-строительных материалов, изделий и конструкций;
организации в установленном порядке рационального и эффективного использования земельных участков в полосах отвода автомобильных дорог общего пользования;
См. предыдущую редакцию.
а) автомобильные дороги общего пользования находятся в ведении Комитета, улицы городов и иных населенных пунктов, межхозяйственные сельские автомобильные дороги — органов исполнительной власти на местах, хозяйственные автомобильные дороги — соответствующих организаций и физических лиц;
(подпункт «а» пункта 6 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 2 февраля 2024 года № УП-28 — Национальная база данных законодательства, 06.02.2024 г., № 06/24/28/0099)
См. предыдущую редакцию.
органами исполнительной власти на местах — на улицах городов и иных населенных пунктов, межхозяйственных сельских автомобильных дорогах;
(абзац третий подпункта «б» пункта 6 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 2 февраля 2024 года № УП-28 — Национальная база данных законодательства, 06.02.2024 г., № 06/24/28/0099)
7. В целях дальнейшего расширения прав и усиления ответственности органов государственной власти на местах в развитии и улучшении качества дорожной инфраструктуры, развитии сети региональных автомобильных дорог и дорожной инфраструктуры ввести порядок, в соответствии с которым:
Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, Кенгаши народных депутатов областей и города Ташкента вправе вводить специальный сбор в размере не более 25 сумов за единицу топлива на развитие региональных дорог, взимаемый при реализации автозаправочными и газозаправочными станциями автомобильного бензина, дизельного топлива, сжиженного и сжатого газа конечным потребителям;
Кенгаши народных депутатов районов (городов) вправе вводить ежегодный сбор за владение автотранспортным средством исходя из мощности двигателя транспортного средства.
Определить, что сборы, указанные в настоящем пункте, вводятся на основе широкого общественного обсуждения с учетом уровня доходов населения конкретной административно-территориальной единицы и по согласованию с Министерством финансов Республики Узбекистан.
8. Внедрить порядок, согласно которому Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента:
вправе устанавливать плату за пользование парковочными местами вдоль автомобильных дорог и улиц с целью упорядочения дорожного движения, рационального использования имеющейся дорожно-транспортной инфраструктуры, а также повышения ответственности участников дорожного движения;
определяют размеры базовых ставок сбора за проведение технического осмотра транспортных средств, а также дополнительных коэффициентов к базовой ставке сбора, дифференцируемых исходя из мощности двигателя транспортного средства.
Министерстве финансов Республики Узбекистан Целевой фонд развития автомобильных дорог с целью аккумулирования в нем средств, направляемых на финансирование проектных, дорожно-строительных работ, работ по реконструкции, капитальному и текущему ремонту, а также эксплуатационных работ на автомобильных дорогах общего пользования;
Министерстве финансов Республики Каракалпакстан, главных финансовых управлениях хокимиятов областей и города Ташкента территориальные целевые фонды развития автомобильных дорог с целью аккумулирования в них средств, направляемых на финансирование проектных, дорожно-строительных, ремонтных и эксплуатационных работ на улицах городов и иных населенных пунктов, межхозяйственных сельских автомобильных дорогах (далее — региональные дороги).
целевые средства, ежегодно выделяемые из республиканского бюджета на финансирование проектных и дорожно-строительных работ, а также работ по реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования;
50 млн долларов США в 2020 году и по 100 млн долларов США ежегодно в течение 2021 — 2024 годов в виде беспроцентных кредитов, выделяемых из средств Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан, с условием погашения в течение 30 лет и льготным периодом 5 лет;
целевые средства, ежегодно выделяемые из республиканского бюджета Республики Каракалпакстан и местных бюджетов областей и города Ташкента на финансирование текущего ремонта и эксплуатационных работ на автомобильных дорогах общего пользования;
б) территориальных целевых фондов развития автомобильных дорог при Министерстве финансов Республики Каракалпакстан, главных финансовых управлениях хокимиятов областей и города Ташкента:
целевые средства, ежегодно выделяемые из местных бюджетов на финансирование дорожно-строительных, ремонтных и эксплуатационных работ на региональных дорогах;
средства от применения дополнительных коэффициентов к базовой ставке сбора за проведение технического осмотра транспортных средств;
трансферты из Целевого фонда развития автомобильных дорог при Министерстве финансов Республики Узбекистан;
Установить, что ежегодный сбор за владение автотранспортным средством направляется в соответствующие бюджеты районов (городов) с целевым использованием на ремонтные и эксплуатационные работы на региональных дорогах данных районов (городов).
Запретить перераспределение на другие цели средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Каракалпакстан и местных бюджетах областей и города Ташкента на финансирование текущего ремонта и эксплуатационных работ на дорогах общего пользования.
11. Министерству транспорта Республики Узбекистан совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента обеспечить в срок до 1 марта 2020 года проведение сплошной инвентаризации всех автомобильных дорог, в том числе мостов, с целью формирования единой электронной базы данных автомобильных дорог республики, а также определения их принадлежности и закрепления за соответствующими органами и организациями.
12. Государственному комитету Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру совместно с Министерством транспорта, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента обеспечить в срок до 1 декабря 2022 года создание геоинформационной системы государственного кадастра автомобильных дорог, в том числе мостов, включая:
определение местоположения объектов автомобильных дорог с применением мобильного приложения геоинформационной системы;
создание электронной картографической основы автомобильных дорог на основе дистанционного зондирования земли;
формирование веб-геоинформационной системы государственного кадастра автомобильных дорог с целью учета и регистрации объектов автомобильных дорог с использованием единой электронной базы данных автомобильных дорог республики;
интеграцию веб-геоинформационной системы государственного кадастра автомобильных дорог с Единой системой государственных кадастров.
Определить, что реализация мероприятий, предусмотренных настоящим пунктом, осуществляется за счет средств:
Целевого фонда развития автомобильных дорог при Министерстве финансов — по автомобильным дорогам общего пользования;
территориальных целевых фондов развития автомобильных дорог при Министерстве финансов Республики Каракалпакстан, главных финансовых управлениях хокимиятов областей и города Ташкента — по региональным дорогам.
13. Министерству транспорта, Министерству внутренних дел, Министерству финансов Республики Узбекистан, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента:
в срок до 1 февраля 2020 года внести проект правительственного решения о порядке организации платных парковок вдоль автомобильных дорог и улиц, в том числе выбора автомобильных дорог и улиц, вдоль которых организуются платные парковки, а также взимания платы за пользование парковкой, предусмотрев предоставление льгот инвесторам, реализующим проекты по строительству платных автомобильных парковок;
в срок до 1 июля 2020 года обеспечить организацию, в том числе на условиях государственно-частного партнерства, сети платных парковок вдоль автомобильных дорог и улиц в городах, областных и районных центрах.
14. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента в срок до 1 марта 2020 года утвердить размеры базовых ставок сбора за проведение технического осмотра транспортных средств, а также дополнительные коэффициенты к базовой ставке сбора, дифференцируемые исходя из мощности двигателя транспортного средства.
а) в месячный срок внести проект постановления Президента Республики Узбекистан о мерах по дальнейшему совершенствованию системы управления дорожной отраслью в соответствии с требованиями настоящего Указа;
б) в срок до 31 декабря 2019 года принять правительственное решение об организации деятельности Целевого фонда развития автомобильных дорог при Министерстве финансов Республики Узбекистан и территориальных целевых фондов развития автомобильных дорог при Министерстве финансов Республики Каракалпакстан, главных финансовых управлениях хокимиятов областей и города Ташкента, а также определении порядка формирования и расходования их средств, предусмотрев в числе прочего:
проведение широкого общественного обсуждения проектов в сфере дорожного строительства, финансируемых за счет средств целевых фондов, а также публикацию информации о ходе реализации данных проектов, в том числе о проектных и подрядных организациях, стоимости выполняемых работ;
в) в трехмесячный срок утвердить положения о порядке отбора и оценки наиболее приоритетных проектов в сфере дорожного строительства, а также мониторинга состояния автомобильных дорог с учетом современных стандартов.
16. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан А.Ж. Раматова и советника Президента Республики Узбекистан Р.А. Гулямова.