от 14.11.2018 г. №
Конституционный суд Республики Узбекистан в составе председателя Б. Мирбабаева, судей А. Гафурова, С. Кошаевой, Б. Миралимова, Г. Пиржанова, К. Улжаева и Ф. Каюмова, руководствуясь статьей 83 Конституции Республики Узбекистан и статьей 14 Конституционного закона «О Конституционном суде Республики Узбекистан», рассмотрел в открытом заседании дело «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс Республики Узбекистан, Экономический процессуальный кодекс Республики Узбекистан и Кодекс Республики Узбекистан об административном судопроизводстве».
Вопрос внесен в соответствии со статьей 25 Конституционного закона Республики Узбекистан «О Конституционном суде Республики Узбекистан» по инициативе судей А. Гафурова, С. Кошаевой и Б. Миралимова в связи с обращением в Конституционный суд гражданина С. Якубжанова.
В обращении в Конституционный суд гражданин С. Якубжанов просит дать толкование части второй и части четвертой статьи 143 Кодекса Республики Узбекистан об административном судопроизводстве в части осуществления аудиозаписи (звукозаписи), как осуществляется аудиозапись (звукозапись): с разрешения суда или это право присутствующего лица в судебном заседании.
В ходе изучения данного обращения было установлено, что часть вторая статьи 143 Кодекса об административном судопроизводстве определяет, что при разбирательстве дела в заседании суда «по инициативе суда или по ходатайству участников административного судопроизводства может проводиться аудио- или видеозапись судебного заседания».
В части четвертой этой же статьи Кодекса определено, что «присутствующие в зале заседания имеют право делать письменные заметки, вести стенограмму и звукозапись. Фотосъемка, видеозапись, а также трансляция судебного заседания по радио и телевидению допускаются с разрешения суда, рассматривающего дело».
В данной статье употребляется два термина — «аудиозапись» и «звукозапись», означающие одно понятие, что не соответствует статье 21 Закона Республики Узбекистан «О порядке подготовки проектов законов и их внесения в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан».
Нормы части второй статьи 143 Кодекса об административном судопроизводстве, а также части второй статьи 165 Экономического процессуального кодекса ущемляют права участников судопроизводства и не соответствует Конституции Республики Узбекистан. Это проявляется в том, что если ходатайство участника судопроизводства не будет удовлетворено судом, то он не вправе осуществлять звукозапись, тогда как любой присутствующий в судебном заседании может осуществлять звукозапись без разрешения суда.
Так, в силу статьи 113 Конституции «Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом заседании допускается лишь в случаях, установленных законом». Из содержания этой статьи Конституции вытекает вывод о том, что правосудие по административным, экономическим и другим делам должно осуществляться в основном согласно принципа гласности судебного разбирательства.
Однако из содержания части второй статьи 143 Кодекса об административном судопроизводстве и части второй статьи 165 Экономического процессуального кодекса Республики Узбекистан следует, что суд обсудив ходатайство участников судопроизводства может разрешить или не разрешить проводить звукозапись. Тогда как в соответствии с частью четвертой статьи 143 Кодекса об административном судопроизводстве и частью четвертой статьи 165 Экономического процессуального кодекса Республики Узбекистан присутствующие в зале заседания имеют право вести звукозапись без разрешения суда.
Кроме того, нормы указанных кодексов в части звукозаписи в ходе судебного разбирательства отличаются от норм Гражданского процессуального кодекса. Так, в соответствии с частью четвертой и шестой статьи 208 Гражданского процессуального кодекса звукозапись может проводиться по ходатайству участника судебного процесса и допускается с согласия сторон и разрешения председательствующего в судебном заседании.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь статьями 14, 31, 32, 33 Конституционного закона Республики Узбекистан «О Конституционном суде Республики Узбекистан», статьями 5, 26 Закона Республики Узбекистан «О порядке подготовки проектов законов и их внесения в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан», Конституционный суд решил: